СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологическое сопровождение здоровьесберегающей деятельности в ОШ

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психологическое сопровождение здоровьесберегающей деятельности в МБОУ СОШ №7 г.Сальска

       Приоритетной задачей нашей школы является сохранение здоровья детей. В помощь поддержания и контроля физического и психического здоровья нам была поставлена информационная система «Наша здоровая школа», включающая аппаратно-программный комплекс «Армис» и компьютеризированные программы психологической диагностики .Аппаратно-программный комплекс  «АРМИС» представляет собой небольшую приставку к компьютеру и позволяет за 30 минут проводить измерения ряда параметров систем организма школьника. Это центральная нервная система, системы зрительная и слуховая, дыхательная, опорно-двигательная система, как наиболее чувствительная для сидящего ученика. В реальном времени система передает информацию в единую базу данных, и мы можем тут же формировать некоторые обобщающие заключения об особенностях развития учеников нашей школы.

Просмотр содержимого документа
«Психологическое сопровождение здоровьесберегающей деятельности в ОШ»

Психологическое сопровождение здоровьесберегающей деятельности в МБОУ СОШ №7 г.Сальска

Приоритетной задачей нашей школы является сохранение здоровья детей. В помощь поддержания и контроля физического и психического здоровья нам была поставлена информационная система «Наша здоровая школа», включающая аппаратно-программный комплекс «Армис» и компьютеризированные программы психологической диагностики .Аппаратно-программный комплекс «АРМИС» представляет собой небольшую приставку к компьютеру и позволяет за 30 минут проводить измерения ряда параметров систем организма школьника. Это центральная нервная система, системы зрительная и слуховая, дыхательная, опорно-двигательная система, как наиболее чувствительная для сидящего ученика. В реальном времени система передает информацию в единую базу данных, и мы можем тут же формировать некоторые обобщающие заключения об особенностях развития учеников нашей школы. Обследования проводятся с первого по одиннадцатый класс с заключившими договор на обследование. Надо отметить и то, что все данные поступившие в единую систему мониторинга, являются конфиденциальными, где не указывается фамилия, имя ребёнка, а только его номер. Эти данные предоставляются родителям ребенка,запечатанными в конверт, с которыми он обращается в поликлинику ( если для этого есть показания)..

В 2014-2015 уч.году было обследовано 885 обучающихся (92%), в этом году заключено 965 (95%) договоров на обследование. В настоящий момент проведено 132 обследования.

На данный момент мы имеем такие показатели:


Количество обследований

Сердечно-сосудистая система

Дыхательная система

Слуховая сенсорная система

Зрительная система

Центральная нервная система

Физическое развитие


132

58%42%

66%34%

86%14%

79%21%

75%25%

82%18%


норма/не норма

Пока рано говорить о каких-либо результатах и мониторинге улучшения или ухудшения здоровья ребенка, но это предстоит нам сделать уже в конце учебного года.

Также важной составляющей здоровья человека является не только его физическое здоровье, но и психическое.

Формирование и поддержание психологического здоровья учащихся – так же одна из важнейших задач, решаемых школой. Главными критериями успешности этой работы в школе – успешная адаптация школьников к условиям образовательного процесса в школе и полноценное психическое и личностное развитие ребенка в разные возрастные периоды. Именно поэтому работа психолога в рамках здоровьесбережения базируется на решении следующих задач: диагностика уровня психологического и личностного развития учащихся, выявление трудностей, возникающих у учащихся в образовательном процессе школы на разных ступенях обучения, особенно в адаптационные периоды (1,5,10 классы) и оказание им своевременной психолого-педагогической помощи, развитие познавательной деятельности и личностной сферы школьников и формирование у обучающихся жизненно важных знаний и навыков, таких как ведение ЗОЖ, умение оценить себя, свои способности, интересы, склонности, умение найти пути собственного самосовершенствования, сделать выбор (поведенческий, профессиональный), умение строить взаимоотношения с людьми, общаться.

С целью решения этих задач в школе с учащимися мною, психологом, проводятся:

·  специальные коррекционно-развивающие занятия , тренинги

- беседы, классные часы

· ведется постоянное консультирование и просвещение учителей, учащихся и их родителей.

-организуется психодиагностика с целью изучения индивидуальных и личностных особенностей школьников . Хочу остановиться на этом виде деятельности и поделиться опытом работы в нашей школе.

Огромную помощь нам в решении этой задачи уже третий год оказывает информационная система «Наша здоровая школа», которая позволяет провести компьютеризированную психодиагностику обучающихся с помощью Интернет-доступа школы к банку психодиагностических программ. Реализация такого подхода облегчает работу школьного психолога, освобождая от труднозатратной процедуры ручного подсчета результатов тестирования, при этом 100 % обучающихся смогут получить своевременную психологическую консультацию по выявленным проблемам. Программа позволяет проводить диагностические процедуры как в индивидуальном режиме, так и с группой обучающихся.

Компьютеризированная программа психологической диагностики представляет собой информационную систему психологического тестирования, содержащую комплексную подборку из 23-х тестов и диагностических методик, сгруппированных в 6 тематических блоков.

Блок 1 включает методики, позволяющие средствами психологической диагностики (по методу самооценки) выявлять показатели здоровья обучающихся.

Блок 2 объединяет методики, направленные на проведение квалиметрии здорового образа жизни (ЗОЖ) обучающихся. Комплекс данных методик позволяет сделать вывод о приверженности обучающихся принципам ЗОЖ и реализации данных принципов на практике.

Блок 3 является важным компонентом социально-психологического сопровождения здоровьеохранного образовательного процесса , поскольку направлен на диагностику предрасположенности обучающихся к вредным привычкам и употреблению ПАВ

Блок 4 включает набор методик диагностики особенностей эмоциональной сферы обучающихся, диагностика нервно-психической устойчивости.

Блок 5 направлен на диагностику психотипа обучающихся и профессиональной ориентации – т.е. параметров, значимых в ходе социализации личности.

 Блок 6 представляет особый интерес при организации социально-психологического мониторинга обучающихся , поскольку направлен на диагностику условий образовательной среды и интегрального показателя степени сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся.

Кроме этого, . в зависимости от использования той ил иной комплектации методик могут решаться задачи по следующим направлениям:

1. Психологическое сопровождений служб школьной медиации. Компьютеризированная программа социально-психологического мониторинга позволяет обеспечить психологическое сопровождение деятельности служб школьной медиации в части диагностики психолого-педагогической среды образовательной организации . По результатам прошлого учебного года значительное количество обучающихся ОУ (82%) удовлетворены организацией работы школы .

 2. Контроль психологических свойств и состояний обучающихся, способных привести к проявлению девиантных и иных отклоняющихся форм поведения.  Проводя диагностику из блоков 3 и 4 , мы определяем предрасположенность ребенка к группе риска и проводим профилактическую работу на ранних стадиях.

3. Выявление подростков группы риска, склонных к суицидальному поведению. Диагностика по данным методикам дает интегральный показатель, позволяющий судить о степени импульсивности, тревожности, общей нервно-психической неустойчивости, являющихся индикаторными критериями при оценке возможности суицида. По результатам диагностики выявляются обучающиеся суицидальной группы риска и на ранних стадиях проводится с ними коррекционная психологическая и воспитательная работа..

 4. Организация ЗОЖ обучающихся и здоровьесберегающей работы с обучающимися. Указанные методики позволяют получить обобщенную картину психолого-педагогической атмосферы в школе, получить данные о степени участия обучающихся в здоровьеохранных мероприятиях, проводимых школой и пожелания обучающихся по поводу улучшения организации здоровьеохранной среды их школы.

По результатам проводимого социально-психологического мониторинга в 2014-2015 году, значительное количество обучающихся ОУ (73%) показали удовлетворительный уровень здоровьесберегающей работы в школе .

5. Контроль предрасположенности обучающихся к употреблению ПАВ. По результатам диагностики в 2014-2015 учебном году не были выявлены обучающиеся употребляющие ПАВ, но были выявлены ученики, склонные к употреблению ПАВ. Эти ребята взяты на индивидуальное психологическое сопровождение и с ними проводится профилактическая воспитательная работа.

  6. Индивидуализация образовательного процесса и помощь педагогам в разработке индивидуальных образовательных траекторий обучающихся. В первую очередь оказывается помощь при работе с обучающимися, испытывающими трудности в обучении, детям с ОВЗ и одаренными детьми.

 7. Профилизация обучения и помощь в комплектации профильных классов. При получении результатов диагностики, администрация школы получает заказ на открытие профильных классов от обучающихся, курсов по профориентации в 9-х класса, а также оказываем помощь в профессиональном самоопределении старшеклассников.

На основании полученной информации ежегодно (или по необхо­димости) психологом школы делается комплексное заключение об обучающихся. Также я отслеживаю показатели каждого конкретного обучающегося. С этими данными ознакомливаются классные руководители для использования результатов при разработке технологий индивидуализации обучения, обучающиеся и их родители (по запрсу).

Также анализ получаемых данных позволяет сформировать РЦЗСО пакет индивидуализированных конкретных рекомендаций школе по развитию здоровьеохранных мероприятий (данные рекомендации касаются работы с обучающимися – т.е. тех аспектов работы школы, которые связаны с улучшением образовательной, воспитательной работы, особенностей питания в школьной столовой, организации уроков физвоспитания, спортивных секций, досуговой деятельности и т.д.).

 Каковы же результаты этой работы?

Во-первых, психологической работой охвачено все 100% учащихся школы, это уже результат.

Во-вторых, создается ясная картина того, как идут процессы психологического и личностного развития учащихся , выявляются группы риска и на ранних стадиях проводится профилактическая коррекционная работа.

В-третьих, оказывается необходимая адресная консультативная помощь педагогам и родителям.

Таким образом, я считаю, что психологическое сопровождение здоровьеохранной деятельность в нашей школе ведется на достойном уровне.











Педагог-психолог МБОУ СОШ №7 Н.И.Кучеренко