МБОУ гимназия г. Сафоново Смоленской области
Программа
по развитию способностей обучающихся
по ОБЖ
Головиной Людмилы Ивановны
г. Сафоново , 2019-2020г.г.
Пояснительная записка.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Правительством РФ от 17.11.2008г. № 1662-р, отмечено, что уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики в значительной степени определяется качеством профессиональных кадров, уровнем их социализации.
На период до 2020 года стратегической целью является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической ситуации и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан. При этом стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач:
-обеспечение инновационного характера базового образования;
-модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития;
-создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров;
-формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием работодателей.
Социально-педагогическая обусловленность работы с одаренными обучающимися. Понятие «одаренность» предполагает умственный потенциал или интеллект, совокупность задатков, талантливость, качественное сочетание способностей.
Под одаренностью понимают системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный обучающийся - это обучающийся, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Выявление одаренных обучающихся возможно по следующим признакам:
- более высокие по сравнению с большинством обучающихся гимназии интеллектуальные способности,
-восприимчивость к учению, научной деятельности, творческие возможности и проявления;
- имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
- испытывают положительные эмоции от процесса познания, интеллектуальной, творческой деятельности.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными обучающимися: - приоритет интересов
Исходя из этого можно сделать вывод, что проявление одаренности указывает на многоаспектность проблемы подхода к сфере способностей. Центральным понятием являются способности, которые обеспечивают успешность деятельности.
Любая деятельность человека основывается на фундаменте общих способностей. Общая одаренность – это сочетание способностей; одаренность – «оперативная форма общих способностей».
В развитии способностей и одаренности детей определяющая роль принадлежит обучению.
Главная задача учителя – это раскрытие и развитие познавательных способностей учащихся ( ощущения, восприятия, памяти, представления, воображения, мышления, внимания).
При построении методики развития способностей у учащихся в процессе обучения в обычной школе необходимо опираться на идеи дифференцированного и развивающего обучения, системно-деятельного подхода.
Для построения методики необходимы:
1). Диагностика одаренности детей в системе общей диагностики (комплекс мероприятий: различные виды тестирования, самоанализ, наблюдения родителей и педагогов).
2). Программное обеспечение для одаренных детей в системе общего программного обеспечения
3). Методы обучения одаренных детей (проблемные, поисковые, исследовательские и т. д.).
4). Умение модифицировать программы, вести обучение в соответствии с результатами диагностического исследования, консультирование родителей.
РАЗДЕЛ II. ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель Программы – создание комплексных системных условий для выявления, развития и поддержки одаренных обучающихся, их самореализации в соответствии со способностями.
Для достижения цели Программы необходимо решить следующие задачи:
1. разработка и корректировка нормативно-правовой базы для организации работы по выявлению, развитию и поддержке одаренных обучающихся;
2. развитие и совершенствование научно-методической и материальной базы, внедрения современных образовательных технологий в сфере организации работы по выявлению, развитию и поддержке одаренных обучающихся;
3. развитие и совершенствование педагогических и управленческих кадров; 4. реализация мероприятий по выявлению, развитию и поддержке одаренных обучающихся.
5.Создание условий и содействие интеллектуальному развитию детей.
-Выявление и развитие у обучающихся способностей.
-Овладение конкретными знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности.
-Формирование навыков
- Формирование качеств мышления.
-Повышение эрудиции и расширение кругозора.
-Развитие у детей вариативного мышления, фантазии, творческих способностей, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
-Формирование представлений о предмете ОБЖ , как части общечеловеческой культуры, понимание значимости предмета для общественного прогресса.
-Формирование приемов умственных операций (анализ, сравнение, обобщения), умения обдумывать и планировать свои действия.
-Выработка умения детей целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
-Получение, расширение и углубление теоретических и практических навыков обучающихся.
РАЗДЕЛ III. СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Реализация Программы рассчитана на 2019–2020 годы.
В ходе реализации Программы будет организовано выполнение программных мероприятий, предусматривающих совершенствование нормативно-правовой, научнометодической, материально-технической базы для организации работы по выявлению, развитию и поддержке одаренных детей и молодежи. В результате выполнения мероприятий будет получено достижение результатов деятельности по индикативным показателям. РАЗДЕЛ IV. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Реализация мероприятий Программы позволит: - увеличить долю победителей, призеров, дипломантов, лауреатов городских, областных, всероссийских мероприятий в общем количестве участников мероприятий;
- увеличить долю обновленного материально-технического обеспечения в целях организации работы с одаренными обучающимися в общем количестве модернизированного оборудования;
- увеличить фонд научно-методического обеспечения работы с одаренными детьми (библиотечный фонд, банк педагогических идей, методик, педагогических технологий, методических разработок по проблемам работы с одаренными обучающимися);
- обеспечить открытую и доступную систему информирования о результатах деятельности одаренных обучающихся техникума;
- обеспечить системность деятельности педагогического коллектива по работе с одаренными обучающимися.
Этапы реализации программы :
- учащиеся 8-11 классов. В этом возрасте важно создать условия для самоопределения и самовыражения, реализации интеллектуальных возможностей, проявления творческих способностей. На этой ступени я веду кружковые занятия «Меткий стрелок», в соревнованиях,«Школа безопасности» организую участие в конкурсах по предмету
– учащиеся 8 -9классов. На этом этапе важным является развития интереса к предмету с помощью занятий в «Юармии». Дети впервые принимают участие в предметной олимпиаде муниципального уровня, занимаются исследовательской деятельностью, участия в мероприятиях , игре «Зарница».
-учащиеся 10-11 классов. Эта ступень характеризуется стремлением к большей самостоятельности. Индивидуальные занятия «ОБЖ в нашей жизни» позволяет понять роль предмета в некоторых профессиях. Учащиеся работают над проектами, имеющими практическое значение, участвуют в олимпиадах- муниципальных, всероссийских, он-лайн тестированиях. Исследовательская и научная деятельность становится определяющей.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения, системно-деятельного подхода;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип создания условий для совместной работы обучающихся при направляющем участии учителя;
- выявление одаренных детей на ранних этапах развития. Мониторинг одаренности;
- создание банка заданий для занятий;
- организация зачетов, научно-практических конференций.
Формы работы с одаренными детьми:
-работа по индивидуальным планам;
-занятия исследовательской деятельностью;
-участие в конкурсах, соревнованиях, играх;
-участие в олимпиадах различных уровней;
-групповые занятия с одаренными учащимися;
-работа в кружках;
-творческие мастерские;
-участие в международном конкурсе «Безопасная среда»; «Школа безопасности»
-проектно-исследовательские работы по предмету ;
-научные сообщества;
-конференции.
Планируемые результаты реализации программы.
Личностными результатами являются:
осознание себя членом общества, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории и желании участвовать в ее делах и событиях;
осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений в окружающем мире; установка на безопасный здоровый образ жизни.
Метапредметными результатами являются:
способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
умение обобщать, отбирать необходимую информацию, видеть общее в единичном явлении, самостоятельно находить решение возникающих проблем, отражать наиболее общие существенные связи и отношения явлений действительности: пространство и время, количество и качество, причина и следствие, логическое и вариативное мышление;
Предметные результаты:
Участие в олимпиадах различного уровня, соревнованиях, игре «Зарница», презентации и выступления в конференциях.
План работы
Сентябрь.
Проведение недели безопасности.
Проведение индивидуальных, кружковых занятий по предмету (еженедельно).
Период адаптации учащихся7-х классов, развитие интереса к предмету и творческой активности, применение образовательных, здоровья сберегающих технологий.
Проведение стартовых тестов по предмету.
Работа учащихся 9-х и 11-х классов с тестами и подготовка к олимпиаде
Участие обучающихся в различных олимпиадах в форме он-лайн.
Октябрь.
Проведение муниципальной олимпиады (школьный этап).
Подготовка к муниципальному конкурсу "Школа безопасности", «Безопасная среда».
Работа по созданию проектов в учебной и внеурочной деятельности.
Подготовка лекторской группы по правилам безопасности в ЧС.
Работа по созданию презентаций для уроков и во внеурочной деятельности по безопасности.
Проведение вечера ко Дню ГО и ЧС по безопасности с приглашением представителей: ВДПО, ПДН,ГИБДД для учащихся гимназии.
Муниципальная олимпиада (участие, проведение, проверка работ).
Ноябрь - декабрь.
1. Проведение недели безопасности.
2. Участие в школьном интеллектуальном марафоне.
3. Проведение уроков безопасности, демонстрирующих межпредметные связи.
Январь - февраль.
1. Участие в месячнике ко Дню российской армии.
2. Подготовка к соревнованиям по стрельбе
3. Конкурс строя и песни» Аты-баты»
Март.
1. Участие в международном конкурсе-игре "Безопасное колесо".
2. Подготовка лекторской группы ко дню «Безопасность на воде»
Апрель-май.
Участие во Всероссийских олимпиадах и конкурсах, посвященных 75 летию Победы.
Участие в мероприятии «Бессмертный полк»
2. Цикл бесед по безопасности для учащихся школы.
3. Подготовка учащихся 10 класса к военным сборам.
4. Военные сборы