1.Пояснительная записка.
Адаптированная образовательная программа по речевой практике составлена в соответствии с требованиями Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ СШ № 1 р.п. Мулловка.
2.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РЕЧЕВАЯПРАКТИКА» - ЛИЧНОСТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ.
Личностные результаты
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты
1) осмысление значимости речи для решения коммуникативных и познавательных задач;
2) расширение представлений об окружающ
ей действительности и развитие на этой основе лексической, грамматико-синтаксической сторон речи и связной речи; 3) использование диалогической формы речи в различных ситуациях общения;
4) уместное использование этикетных речевых выражений; знание основных правил культуры речевого общения.
3.Содержание программы.
Общение и его значение в жизни
Речевое общение.
Подведение обучающихся к выводу о необходимости общения, чтобы сообщить что-то новое, обменяться мнением, попросить о чем-нибудь, поздравить, пожалеть, утешить и т. д. Правила речевого общения. Освоение правил речевого общения. Письменное общение. Использование письменного общения в жизни.
Аудирование
Слушание коротких сказок и рассказов в исполнении чтецов с магнитофонной записи, просмотр видеофильмов. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного или просмотренного.Повторение оппозиционных слоговых структур, предложений, различных по количеству слов. Выполнение словесной инструкции, данной в письменном виде. Включение письменного задания в ролевую ситуацию.
Дикция и выразительность речи
Совершенствование речевого дыхания. Четкое выразительное произнесение чистоговорок, стихотворных диалогов по подражанию. Громкая, спокойная, тихая, шепотная речь. Использование нужной силы голоса в различных ролевых ситуациях. Вежливый тон голоса в разговоре. Передача различных чувств соответствующим тоном голоса в специально подобранных диалогах. Различение на рисунках (пиктограммах) выражения этих чувств.
Повествовательная, вопросительная, восклицательная интонации.
Подготовка речевой ситуации и организация высказывания
Лексические темы: «Школьная жизнь», «Играем в сказку», «Я дома», «Я за порогом дома», «Это я!», «Мои друзья», «Мир природы».
Речевые ситуации: «Это моя школа», «Вместе после уроков», «Я тебе позвоню», «Обмениваемся бытовыми советами», «В гости на день рождения», «Я пешеход», «Я зритель», «Мой дом и моя семья», «На приеме у врача», «Привычки хорошие и не очень», «Вместе нам не скучно», «В зоопарке у зверей», «Погода и мы».
Культура общения
Выражение просьбы. Речевое общение со старшими. Общение с друзьями. Дифференциация речевого поведения в соответствии с ситуацией.
Речевое общение с малознакомыми людьми.
4.Тематическое планирование.
№ п/п | Наименования разделов и тем | Кол-во часов |
| Iчетверть | 16 |
1. | Снова в школу! | 2 |
2. | « Вспоминаем каникулы». Рассказы учащихся. | 1 |
3. | Урок-игра «Школа». | 1 |
4. | Мы собрались поиграть… | 2 |
5. | «Какая это игра?» Практическое занятие. | 2 |
6. | В библиотеке. Вводное занятие. | 2 |
7. | В библиотеке. Диалог с библиотекарем. | 2 |
8. | « Отгадай сказку». Урок-игра. | 2 |
9. | В библиотеке. Правила поведения. | 2 |
| II четверть | 16 |
10. | Сказки про Машу. Вводное занятие. | 1 |
11. | Сказки про Машу. Рассказы учащихся. | 2 |
12. | Инсценировка сказки про Машу. | 2 |
13. | Отправляюсь в магазин . | 2 |
14. | Отправляюсь в магазин. Урок-игра. | 3 |
15. | Телефонный разговор .Вводное занятие. | 1 |
16. | Телефонный разговор. Правила общения. | 3 |
17. | Телефонный разговор. Герои стихотворения К.И. Чуковского на страницах учебника. | 2 |
| III четверть | 20 |
18. | Телефонный разговор. «Секреты вежливого общения». | 3 |
19. | Телефонный разговор. Диалоги. Практическое занятие. | 2 |
20. | Я – зритель. Как найти свое место. | 1 |
21. | Я – зритель. Информация о билетах. | 1 |
22. | Я – зритель. Касса, кассир, кассирша. | 1 |
23. | Игра « Собери четыре НЕ на рисунке». | 2 |
24. | Какая сегодня погода? Беседа. | 1 |
25. | Какая сегодня погода? Прогноз погоды. | 2 |
26. | Какая сегодня погода? Источники прогноза погоды. | 2 |
27. | Снегурочка. Рассказывание сказки учителем. | 1 |
28. | Снегурочка. «Рассказ по кругу»(коллективное рассказывание). | 2 |
29. | Снегурочка. «Рассказ с эстафетой» (коллективное рассказывание). | 2 |
| IVчетверть | 18 |
30. | Весёлый праздник . Вводное занятие. | 1 |
31. | Весёлый праздник .Рассказ учащихся. | 1 |
32. | Весёлый праздник .Развлечение гостей. | 1 |
33. | Поведение гостей. | 1 |
34. | Ролевая игра «Прием гостей» | 1 |
35. | Учимся понимать животных. Введение в тему. | 1 |
36. | Произведения о животных. | 1 |
37. | Правила ухода за домашними животными. | 1 |
38. | Узнай меня! Игра «Наш портрет». | 1 |
39. | Описание внешности. Работа с иллюстрациями учебника. | 2 |
40. | Игра «Узнай себя». | 1 |
41. | Коллаж «Знакомьтесь: наш класс!» | 1 |
42. | Впереди лето! Беседа. | 1 |
43. | Впереди лето! Правила безопасного поведения. | 2 |
44. | Впереди лето! Игры. | 2 |
| | Итого:70ч. |