Рабочая программа по учебному предмету «Родной язык (русский)»
1 класс
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родной язык (русский)»
Программа по предмету «Родной язык (русский)» обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных и предметных результатов освоения предмета, заложенных в ФГОС НОО.
Личностные УУД
Уважение и ценностное отношение к своей Родине – России;
Уважение других народов (патриотическое воспитание);
Формирование знания о нравственно-этических нормах поведения и межличностных отношениях;
Проявление доброжелательности, толерантности, неприятие любых форм поведения, направленного на причинение физического и морального вреда другим людям (духовно-нравственное воспитание);
Понимание важности научных знаний для жизни человека и развития общества;
Формирование познавательного интереса, позитивного опыта познавательной деятельности, умения самостоятельно организовывать самостоятельное познание окружающего мира (формирование первоначальных представлений о научной картине мира).
Метапредметные УУД
Познавательные УУД
Определение существенных признаков для классификации; классифицировать несложные объекты;
Использование знаково-символические средств для представления информации и создания несложных моделей изучаемых объектов;
Сравнение; формулирование выводов по его результатам;
Анализ текстовой, звуковой информации в соответствии с учебной задачей;
Соблюдение правил информационной безопасности в ситуациях повседневной жизни и при работе в сети Интернет.
Регулятивные УУД
Понимание учебной задачи, сохранение ее в процессе учебной деятельности;
Планирование способов решения учебной задачи с помощью учителя, намечать операции, с помощью которых можно получить результат; выстраивание последовательности выбранных операций;
Контроль и оценивание результатов и процесса деятельности;
Определение причины успеха/неудач деятельности; корректировка своих учебных действий для преодоления ошибок.
Коммуникативные УУД
Участие в диалоге, соблюдение правил ведения диалога (слушать собеседника, признавать возможность существования разных точек зрения, корректно и аргументировано высказывать свое мнение);
Осознанно строить в соответствии с поставленной задачей речевое высказывание;
Осуществление смыслового чтения текстов различного вида, жанра, стиля – определять тему, главную мысль, назначение текста (в пределах изученного);
Использование языковых средств, соответствующих учебной познавательной задаче, ситуации повседневного общения;
Понимание цели совместной деятельности;
Обсуждение и согласование способов достижения общего результата;
Распределение ролей в совместной деятельности, проявление готовности руководить и выполнять поручения;
Проявление готовности толерантно разрешать конфликты.
Предметные УУД
Понимание статуса и значения государственного языка республики Российской Федерации, формирование мотивации к изучению государственного языка республики Российской Федерации: понимать значение государственного языка республики Российской Федерации для межнационального общения, освоения культуры и традиций народов республики Российской Федерации; понимать необходимость овладения государственным языком республики Российской Федерации; проявлять интерес и желание к его изучению как к важнейшей духовно-нравственной ценности народа;
Сформированность первоначальных знаний о фонетике, лексике, грамматике, орфографии и пунктуации изучаемого языка, а также умений применять полученные знания в речевой деятельности: различать на слух и произносить звуки и слова изучаемого языка в соответствии с языковой нормой, без фонетических ошибок; употреблять в речи лексику, усвоенную в пределах изучаемого коммуникативно-речевого материала; группировать лексику изучаемого языка по тематическому принципу; строить небольшие по объему устные высказывания с использованием усвоенной лексики и языковых знаний; участвовать в речевом общении, используя изученные формулы речевого этикета;
Сформированность и развитие всех видов речевой деятельности на изучаемом языке:
аудирование (слушание): понимать на слух речь, звучащую из различных источников (учитель, одноклассники, телевизионные и радиопередачи); говорение: воспроизводить речевые образцы, участвовать в диалогах на бытовые, учебные темы, в обсуждении прослушанных или прочитанных текстов; декламировать стихи;
чтение: читать вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале;
письмо: воспроизводить речевые образцы, списывать текст и выписывать из него слова, словосочетания, предложения в соответствии с решаемой учебной задачей; выполнять небольшие письменные работы и творческие задания;
Усвоение элементарных сведений о языке как носителе культуры народа: составлять небольшие рассказы по заданной теме на изучаемом языке; представлять родной край как часть России на изучаемом языке в различных ситуациях общения.
Требования к предметным результатам освоения учебного предмета «Родной язык (русский)», выносимые на промежуточную аттестацию
Предметные результаты освоения первого года изучения учебного предмета «Родной язык (русский)» должны отражать сформированность умений:
понимать прослушанный текст;
понимать прочитанный текст;
устно составлять текст из 2–4 предложений по сюжетным картинкам и наблюдениям;
вычленять звуки из слова, правильно их произносить;
различать гласные и согласные звуки;
различать ударные и безударные гласные звуки;
различать согласные звуки: мягкие и твердые, звонкие и глухие (вне слова и в слове);
определять в слове ударный слог;
делить слово на слоги (простые случаи: двусложные и трехсложные слова без стечения согласных);
знать последовательность букв в русском алфавите, правильно называть буквы;
различать понятия «звук» и «буква»; обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами е, ё, ю, я и буквой ь в конце слова; переносить слово по слогам (простые случаи: слова из слогов типа согласный + гласный);
обозначать на письме твердость согласных звуков буквами а, о, у, ы, э;
писать разборчиво;
писать без искажений прописные буквы в начале предложения и в именах собственных (в именах и отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических наименованиях), соединения, слова;
находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила, а также описки;
находить в предложениях и в тексте слова, значение которых требует уточнения;
различать слово и предложение; вычленять слова из предложений;
составлять предложение из набора форм слов;
правильно оформлять предложение на письме, выбирать знак конца предложения;
читать про себя, а также вслух короткие тексты с соблюдением интонации и пауз в соответствии со знаками препинания в конце предложения;
правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, текст объемом не более 20 слов; писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения из 3–5 слов, тексты объемом не более 20 слов, правописание которых не расходится с произношением.
Требования к уровню подготовки обучающихся 1 класса
Ученик научится:
понимать прослушанный текст;
понимать прочитанный текст;
устно составлять текст из 2–4 предложений по сюжетным картинкам и наблюдениям;
вычленять звуки из слова, правильно их произносить;
различать гласные и согласные звуки;
различать ударные и безударные гласные звуки;
различать согласные звуки: мягкие и твердые, звонкие и глухие (вне слова и в слове);
определять в слове ударный слог;
делить слово на слоги (простые случаи: двусложные и трехсложные слова без стечения согласных);
различать понятия «звук» и «буква»; обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами е, ё, ю, я и буквой ь в конце слова; переносить слово по слогам (простые случаи: слова из слогов типа согласный + гласный);
обозначать на письме твердость согласных звуков буквами а, о, у, ы, э;
писать без искажений прописные буквы в начале предложения и в именах собственных (в именах и отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических наименованиях), соединения, слова;
различать слово и предложение; вычленять слова из предложений;
правильно оформлять предложение на письме, выбирать знак конца предложения;
правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, текст объемом не более 20 слов; писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения из 3–5 слов, тексты объемом не более 20 слов, правописание которых не расходится с произношением.
Ученик получит возможность научиться:
анализировать прослушанный и прочитанный текст;
устно составлять небольшие тексты по сюжетным картинкам и наблюдениям;
знать последовательность букв в русском алфавите, правильно называть буквы;
писать разборчиво;
находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила, а также описки;
находить в предложениях и в тексте слова, значение которых требует уточнения;
составлять предложение из набора форм слов;
читать про себя, а также вслух короткие тексты с соблюдением интонации и пауз в соответствии со знаками препинания в конце предложения;
правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, текст объемом не более 20 слов; писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения из 3–5 слов, тексты объемом не более 20 слов, правописание которых не расходится с произношением.
понимать статус и значение государственного языка республики Российской Федерации для межнационального общения, освоения культуры и традиций народов республики Российской Федерации
понимать необходимость овладения государственным языком республики Российской Федерации; проявлять интерес и желание к его изучению как к важнейшей духовно-нравственной ценности народа;
Виды деятельности учащихся
При изучении материала на уроках русского языка используются следующие виды учебно-познавательной деятельности учащихся:
Слушание (аудирование) и говорение:
понимать на слух речь, звучащую из различных источников (учитель, одноклассники, телевизионные и радиопередачи и др.);
определять тему и главную мысль прослушанного высказывания (текста);
различать на слух интонации звучащей речи (радость, удивление, грусть, сочувствие и др.);
участвовать в диалогах на бытовые, учебные темы, обсуждать поставленные вопросы, прослушанные высказывания;
формулировать вопросы, отвечать на вопросы в соответствии с темой диалога; применять в диалогической речи формулы речевого этикета, правила речевого поведения в различных учебных и жизненных ситуациях (понимать цель общения, проявлять желание слушать собеседников, учитывать мнение участников);
решать учебные задачи с использованием активного и потенциального словарного запаса;
рассказывать устно о себе (внешность, интересы, любимые занятия), о своей семье (традиции, совместные занятия);
описывать предмет (название, качества, назначение);
Чтение и письмо:
читать вслух небольшие тексты разного вида (фольклорный, художественный, научно-познавательный, справочный) в индивидуальном темпе, позволяющем понять содержание и смысл прочитанного; пересказывать текст в соответствии с учебной задачей (подробно и кратко);
стихи на родном языке;
списывать текст и выписывать из него слова, словосочетания, предложения в соответствии с решаемой учебной задачей;
строить связные высказывания в письменной форме на различные темы;
Содержание учебного предмета «Родной язык (русский)»
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России, основа формирования гражданской идентичности в поликультурном обществе. Русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной культуры. Он формирует и объединяет нацию, связывает поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной культуры. Изучение русского языка и владение им – могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основной канал социализации личности, приобщения её к культурно-историческому опыту человечества.
Родной язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании сознания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций и истории народа, говорящего на нём. Высокий уровень владения родным языком определяет способность аналитически мыслить, успешность в овладении способами интеллектуальной деятельности, умениями убедительно выражать свои мысли и точно понимать мысли других людей, извлекать и анализировать информацию из различных текстов, ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни и в мире духовно-нравственных ценностей.
Как средство познания действительности родной русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Обучение родному русскому языку совершенствует нравственную и коммуникативную культуру ученика. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, имеет особый статус: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Он влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в дальнейшем способствует овладению будущей профессией.
Общая характеристика учебного предмета «Родной язык (русский)»
Содержание курса «Родной (русский) язык» направлено на удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней. Предмет родной (русский) язык – часть единого непрерывного курса обучения. Как курс, имеющий частный характер, школьный курс родного русского языка опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и литература», сопровождает и поддерживает его. В содержании курса «Родной (русский) язык» предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом. Программа учебного предмета отражает социокультурный контекст существования русского языка, в частности, те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность.
Программой предусматривается расширение и углубление межпредметного взаимодействия в обучении родному русскому языку не только в филологических образовательных областях, но и во всём комплексе изучаемых дисциплин естественнонаучного и гуманитарного циклов.
В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки:
В первом блоке – «Язык в действии» – ориентирован на формирование у учащихся ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни, повышение речевой культуры подрастающего поколения, практическое овладение культурой речи: навыками сознательного и произвольного использования норм русского литературного языка для создания правильной речи и конструирования речевых высказываний в устной и письменной форме с учётом требований уместности, точности, логичности, чистоты, богатства и выразительности; понимание вариантов норм; развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться ими.
Второй блок – «Русский язык: прошлое и настоящее» – представлено содержание, изучение которого позволит раскрыть взаимосвязь языка и истории, языка и материальной и духовной культуры русского народа, национально-культурную специфику русского языка, обеспечит овладение нормами русского речевого этикета в различных сферах общения, выявление общего и специфического в языках и культурах русского и других народов России и мира, овладение культурой межнационального общения.
В третьем блоке – «Секреты речи и текста» – представлено содержание, направленное на совершенствование видов речевой деятельности в их взаимосвязи и культуры устной и письменной речи, развитие базовых умений и навыков использования языка в жизненно важных для школьников ситуациях общения: умений определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации; понимать, анализировать и создавать тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.
Содержание учебного предмета «Родной язык (русский)» базовый уровень 1 класс
1 класс (17ч)
Язык в действии (4ч): Выделяем голосом важные слова. Как можно играть звуками. Где поставить ударение. Как сочетаются слова.
Русский язык: прошлое и настоящее (6ч): Как писали в старину. Дом в старину: что как называлось. Во что одевались в старину.
Секреты речи и текста (7ч): Как люди общаются друг с другом. Вежливые слова. Как люди приветствуют друг друга. Зачем людям имена. Спрашиваем и отвечаем. Сравниваем тексты.
7