1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КУРСУ «РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК»
Изучение предмета «Родной (русский) язык» в 1-м классе должно обеспечивать достижение предметных результатов освоения курса в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Система планируемых результатов дает представление о том, какими именно учебными действиями в отношении знаний, умений, навыков по курсу русского родного языка, а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Родной (русский) язык» в 1-м классе.
Предметные результаты изучения учебного предмета «Родной (русский) язык» на уровне начального общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.
В конце первого изучения курса родного(русского) языка в начальной школе обучающийся
при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее» научится:
- распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (дом, одежда), понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
- использовать словарные статьи учебника для определения лексического значения слова;
- понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
при реализации содержательной линии «Язык в действии» научится:
- произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
-осознавать смыслоразличительную роль ударения;
при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста» научится:
-различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
-владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
-использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
-владеть различными приемами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
-анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: выделять в нем наиболее существенные факты.
2.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Раздел 1. Секреты речи и текста (8 ч)
Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Диалоговая форма устной речи. Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?). Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание).
Раздел 2. Язык в действии (13 ч)
Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов).
Смыслоразличительная роль ударения.
Звукопись в стихотворном художественном тексте.
Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов).
Раздел 3. Русский язык: прошлое и настоящее (12 ч)
Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита.
Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок.
Практическая работа. Оформление буквиц и заставок.
Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта:
Дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т. д.). 2) Как называлось то, во что одевались в старину (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т. д.).
Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках).
Проектное задание. Словарь в картинках.
3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
КЛАСС
№ | Тема | | | Содержание | | | Кол-во |
урока | | | | | | | | часов |
| Раздел 1. Секреты речи и текста | | | | | | 8 |
1-2 | Как люди общаются | Общение. Устная и письменная речь | 2 |
| друг с другом | | | | | | | |
3-4 | Вежливые слова | Стандартные | обороты | речи | для | 2 |
| | участия в диалоге (Как вежливо | |
| | попросить? Как похвалить товарища? | |
| | Как правильно поблагодарить?) | | |
5 | Как люди приветствуют | Секреты | | диалога: | учимся | 1 |
| друг друга | разговаривать друг с другом и со | |
| | взрослыми | | | | | |
6 | Зачем людям имена | Имена в малых жанрах фольклора | | 1 |
| | | | | | | | |
7-8 | Спрашиваем и отвечаем | Цели и виды вопросов (вопрос- | 2 |
| | уточнение, вопрос как запрос на новое | |
| | содержание) | | | | | |
Раздел 2. Язык в действии 13 |
9-11 | Выделяем голосом | Роль логического ударения | | 3 |
| важные слова | | | | | |
| | | | | |
12 | Как можно играть | Звукопись | в | стихотворном | 1 |
| звуками | художественном тексте | | | |
13-16 | Где поставить ударение | Смыслоразличительная роль ударения | 4 |
| | | | | | |
17-18 | Как сочетаются слова | Наблюдение | за сочетаемостью | слов | 2 |
| | (пропедевтическая | работа | по | |
| | предупреждению | ошибок | в | |
| | сочетаемости слов) | | | |
19-21 | Сравниваем тексты | Сопоставление текстов | | | 3 |
| | | | | | | |
| Раздел 3. Русский язык: | прошлое и настоящее | | | | 12 |
22-25 | Как писали в старину | Особенности | оформления книг | в | 4 |
| | Древней Руси: оформление красной | |
| | строки и заставок. Сведения об | |
| | истории русской письменности: как | |
| | появились | | буквы | современного | |
| | русского | алфавита. | Практическая | |
| | работа «Оформление | предложенных | |
| | красных срок и заставок». | | | |
26-29 | Дом в старину: что как | Слова, | обозначающие | предметы | 4 |
| называлось | традиционного русского быта: дом в | |
| | старину: что как называлось (изба, | |
| | терем, хоромы, горница, светлица, | |
| | светец, лучина и т. д) | | | | |
30-33 | Во что одевались в | Слова, | обозначающие | предметы | 4 |
| старину | традиционного русского быта: как | |
| | называлось то, во что одевались в | |
| | старину: (кафтан, кушак, рубаха, | |
| | сарафан, лапти и т.д.) | | | | |
| | ИТОГО | | | | 33 |
30