1.Пояснительная записка.
Адаптированная образовательная программа по русскому языку составлена в соответствии с требованиями Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ СШ № 1 р.п. Мулловка.
2.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» - ЛИЧНОСТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ.
Личностные результаты
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты
1) формирование интереса к изучению родного (русского) языка;
2) коммуникативно-речевые умения, необходимые для обеспечения коммуникации в различных ситуациях общения;
3) овладение основами грамотного письма;
4) использование знаний в области русского языка и сформированных грамматико-орфографических умений для решения практических задач.
3.Содержание программы.
Повторение
Практическое построение простого предложения. Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам, из слов, данных в начальной форме, заканчивание предложений, восстановление нарушенного порядка слов в предложении.
Звуки и буквы
Алфавит. Употребление ь на конце и в середине слова. Разделительный ь перед гласными е, ё, ю, я, и.
Сочетания гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу.
Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слов. Проверка написания путём изменения формы слова и подбора (по образцу) родственных слов.
Ударение. Различение ударных и безударных гласных. Правописание безударных гласных пуптём изменения формы слова или подбора по образцу родственных слов.
Слово
Различение основных категорий слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильное употребление их в связи друг с другом.
Имена собственные. Расширение круга имён собственных: названия рек, гор, морей. Большая буква в именах собственных.
Предлоги до, без, под, над, около, перед. Раздельное написание предлогов с другими словами.
Разделительный ь.
Родственные слова. Общая часть родственных слов (корень).
Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне : умение пользоваться словарём, данным в учебнике.
Предложение
Членение речи на предложения, выделение в предложениях слов, обозначающих, о ком или о чём говорится, что говорится.
Упражнения в составлении предложений. Распространение предложений. Установление связи между словами в предложениях по вопросам.
Знаки препинания в конце предложения ( точка, вопросительный, восклицательный знаки).
Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены предложения ( без деления на виды).
Связная письменная речь
Составление и запись небольшого рассказа по серии картинок под руководством учителя и самостоятельно.
Составление и запись рассказа по сюжетной картинке и подробному вопроснику после устного разбора содержания, языка и правописания.
Изложение под руководством учителя небольшого текста ( 20- 30 слов ) по данным учителем вопросам.
Восстановление несложного деформированного текста по вопросам.
Описание несложных знакомых предметов и картин по коллективно составленному плану в виде вопросов.
Составление и написание под руководством учителя небольшого письма родным, товарищам. Адрес на конверте.
Письмо и чистописание
Выработка навыка правильного и аккуратного письма и списывания с дальнейшим ускорением темпа письма.
Чёткое и графически правильное письмо строчных и прописных
букв:
1-я группа – И, Ц, Ш, Щ, Ч, Л, М, А.
2 – я группа – О, С, З, Х, Ж, Е, Э,Я.
3 –я группа – Г, П, Т, Б, Ф, Д.
Выполнение письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием.
Списывание рукописного и печатного текстов целыми словами и словосочетаниями.
Списывание предложений и связных текстов со вставкой пропущенных букв или слов.
Выборочное списывание по указанию учителя.
Письмо под диктовку предложений и связных текстов с соблюдением правил правописания.
Восстановление нарушенного порядка слов в предложении, письмо прописных и строчных букв в алфавитном порядке.
Устная речь
Правильное составление простых распространённых предложений и сложных посредством союзов и, а, но, потому что, чтобы.
Связное высказывание по затрагиваемым в беседе вопросам.
Составление небольших рассказов на предложенную учителем тему.
Использование в своей речи вновь усвоенных слов и оборотов речи, выражение связей и отношений между реальными объектами с помощью предлогов, союзов, некоторых наречий. Повторение пройденного
4.Тематическое планирование.
№ урока | Тема урока | Кол-во часов |
Повторение. Предложение. | 14 |
1 | Выделение предложения из текста. Контрольное списывание. | 3 |
2 | Предложение и его схема. | 2 |
3 | Предложения-вопросы и предложения –ответы. | 2 |
4 | Завершение начатого предложения. | 2 |
5 | Различие набора слов и предложения. | 2 |
6 | Порядок слов в предложении. Предложение. Закрепление знаний. Контрольное списывание.(Стр.5) | |
7 | Контрольный срез по русскому языку на начало года . | 1 |
Звуки и буквы | 48 |
8 | Знакомство с алфавитом. | 2 |
9 | Звуки гласные и согласные. | 2 |
10 | Ударение в словах. | 2 |
11 | Гласные ударные и безударные. Выделение ударной гласной в слове. Картинный диктант. | 2 |
12 | Деление слова на слоги. | 2 |
13 | Гласные буквы Е, Е, Ю, Я в начале слова или слога. Контрольное списывание. | 2 |
14 | Перенос части слова при письме. | 2 |
15 | Различие твердых и мягких согласных перед гласными. Словарный диктант. | 2 |
16 | Обозначение мягкости согласных на письме буквами И, Е, Е, Ю,Я. Письмо по памяти. | 2 |
17 | Буква мягкий знак (Ь) на конце слова. | 2 |
18 | Буква мягкий знак (Ь) в середине слова. | 2 |
19 | Различение твердых и мягких согласных. Картинный диктант. | 2 |
20 | Написание ЖИ-ШИ в словах. | 2 |
21 | Написание ЧА-ЩА в словах. | 2 |
22 | Написание ЧУ-ЩУ в словах. | 2 |
23 | Написание ЖИ-ШИ,ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ в словах. Картинный диктант. | 2 |
24 | Составление пар звонких и глухих согласных. | 2 |
25 | Различение Б-П, В-Ф. Письмо по памяти. | 2 |
26 | Различение Д-Т, Г-К. | 2 |
27 | Различение Ж-Ш, З-С. | 2 |
28 | Наблюдение за звонкими и глухими согласными на конце слова. | 2 |
29 | Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. | 2 |
30 | Проверка написания звонких и глухих согласных на конце слова. Контрольное списывание. | 2 |
31 | Правила правописания в словах. Закрепление знаний. Картинный диктант. | 2 |
| Слово. | 27 |
32 | Различение названий предметов по вопросам кто? что? | 1 |
33 | Обобщающее название для группы однородных предметов. Письмо по памяти. | 2 |
34 | Выделение названий предметов из предложения. Словарный диктант. | 3 |
35 | Большая буква в именах, отчествах, фамилиях и в кличках животных. | 2 |
36 | Различие названий действий по вопросам что делает? что делают? Контрольное списывание. | 2 |
37 | Различение названий действий по вопросам что делал? что делала? что сделал? что сделала? | 1 |
38 | Различение названий действий по вопросам что делал? что делала? что делали? что сделал? что сделала? что сделали? Письмо по памяти. | 2 |
39 | Различение названий действий по вопросам что сделает? что сделают? | 1 |
40 | Постановка вопросов к названиям действий. | 1 |
41 | Подбор названий действий к названиям предметов по вопросам. Картинный диктант. | 1 |
42 | Определение признаков предмета по вопросам какой? какая ? какое? какие? | 1 |
43 | Различение предметов по их признакам. Письмо по памяти. | 1 |
44 | Постановка вопросов к названиям признаков предмета. | 1 |
45 | Выделение названий признаков предмета из предложения. Контрольное списывание. | 1 |
46 | Названия предметов, действий и признаков. | 1 |
47 | Предлоги В, НА, С, ИЗ, У | 1 |
48 | Предлоги К, ПО со словами. | 1 |
49 | Предлог ОТ со словами. Контрольное списывание. | 1 |
50 | Предлоги НАД, ПОД со словами. | 1 |
51 | Предлог О со словами. Картинный диктант. | 1 |
52 | Предлоги К, ПО, НАД, ПОД, О со словами. | 1 |
Предложение. | 8 |
53 | Выделение предложения из текста. Письмо по памяти. | 1 |
54 | Предложение законченное и незаконченное. | 1 |
55 | Распространение предложений. Контрольное списывание. | 1 |
56 | Слова в предложении. Письмо по памяти. | 1 |
57 | Порядок слов в предложении. | 1 |
58 | Составление предложений. | 1 |
| Повторение. | 12 |
59 | Правила правописания в слове. Словарный диктант. | 1 |
60 | Названия предметов и признаков. Письмо по памяти. | 1 |
61 | Названия действий. Картинный диктант. | 1 |
62 | Предложение. Контрольное списывание. | 1 |
63 | Выделение предложения из текста. | 1 |
64 | Предложение законченное и незаконченное. | 1 |
65 | Распространение предложений. | 1 |
66 | Слова в предложении. | 1 |
67 | Порядок слов в предложении. | 1 |
68 | Составление предложений. Словарный диктант. | 1 |
69 | Правила правописания в словах. Закрепление знаний. | 1 |
70 | Звуки гласные и согласные. | 1 |