СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
программа по русскому языку с первого по четвёртый класс.
Пояснительная записка.
Рабочая программа предмета «Русский язык» (предметная область – филология) для 1-4 общеобразовательных классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов общего образования .
Нормативная база
- Закон Российской Федерации «Об образовании»
п.2.7, ст.32-о разработке учебных программ;
п.6,7,8,ст.9,п.5 ст.14 – о содержании образовательных программ;
п. 2.23, ст.32 – об определении списка учебников в соответствии с утверждёнными федеральными перечнями учебников;
п.3.2, ст. 32 – о реализации в полном объёме образовательных программ.
- Федеральный стандарт начального общего образования по русскому языку;
- Примерная программа начального общего образования по русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения;
Концепция (идея) программы
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Обоснованность программы
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.
Изучение русского языка в начальных классах – первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Цели учебного предмета:
- формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников;
- развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Задачи курса:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Сроки реализации образовательной программы.
Программа рассчитана на 4 года и адресована учащимся 1, 2, 3, 4 классов.
Характеристика учебного предмета
Рабочая программа предмета «Русский язык» составлена на основе Примерной программы начального общего образования по русскому языку для образовательных учреждений и авторских программ В. Г. Горецкого, В. А Кирюшкина, А. Ф. Шанько «Обучение грамоте» и В. П. Канакиной «Русский язык» (учебно-методический комплект «Школа России»).
Предмет русский язык находится в тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и литературным образованием.
В программе и учебниках реализованы коммуникативно-речевой, системно-функциональный, личностно ориентированный подходы к обучению детей родному языку и всему курсу придана деятельностная основа. Курс русского языка включает три основных раздела: «Текст», «Предложение», «Слово», вокруг которых группируются факты, понятия и явления языка, подлежащие изучению в 1—4 классах. Распределение учебного материала соответствует схеме «речь — текст — предложение — слово».
Для повышения эффективности образовательного процесса при изучении курса «Русский язык» используются следующие
образовательные технологии:
- технология проблемного обучения
- исследовательская работа
- игровые технологии
- здоровье-сберегающие технологии
- обучение в сотрудничестве (работа в группах, работа в парах)
- технология разно уровневого обучения
Основным видом организации учебного процесса является урок.
Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах.
Формы контроля:
- стартовая диагностика;
- текущее оценивание использует субъективные методы (наблюдение, самооценку и самоанализ) и объективизированные методы, основанные на анализе устных ответов, работ учащихся, деятельности учащихся, результатов тестирования;
- итоговое оценивание знаний и умений обучающихся проводится с помощью контрольного диктанта с грамматическим заданием или итогового теста, который включает вопросы (задания) по основным проблемам курса.
Режим занятий: продолжительность занятия для учеников 1-го класса: первое полугодие – 30 минут, второе полугодие – 45 минут; для учащихся 2 – 4 классов - 45 минут.
Место курса в учебном плане
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:
Программа адресована обучающимся 1-4 классов общеобразовательной школы, рассчитана на 675 учебных часов:
1 класс – 165 учебных часов в год,
2 класс – 170 учебных часов в год,
3 класс - 170 учебных часов в год,
4 класс - 170 учебных часов в год по 5 часов в неделю.
Ценностные ориентиры содержания курса
Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и присвоение учащимися системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка;
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности
Результаты освоения учебного предмета
Класс | Личностные | Метапредметные | Предметные |
1 класс | 1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья». 2. Уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям. 3. Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению. 4. Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. | 1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. 2. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. 3. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
| 1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела. 2. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. 3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. 4. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков. 5. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему. |
2 класс | 1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг». 2. Уважение к своему народу, к своей родине. 3. Освоение личностного смысла учения, желания учиться. 4. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. | 1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место. 2. Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности. 3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. 4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. 5. Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем. 6. Корректировать выполнение задания в дальнейшем. 7. Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
| 1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания. 2. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике. 3. Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу. 4. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план . 5. Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания. 6. Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике. 7. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы |
3 класс | 1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого». 2. Уважение к своему народу, к другим народам, терпимость к обычаям и традициям других народов. 3. Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу. 4. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей. | 1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий. 2. Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе и жизненных ситуациях. 3. Определять цель учебной деятельности с помощью самостоятельно. 4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. 5. Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов. 6. Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе. 7. Использовать в работе литературу, инструменты, приборы. 8. Оценка своего задания по параметрам, заранее представленным. | 1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. 2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. 3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др.) 4. Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ. 5. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. |
4 класс | 1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т.д. 2. Уважение к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов. 3. Освоение личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршрута. 4. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России. | 1. Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать. 2. Использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы. 3. Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку. | 1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. 2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски. 3. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет). 4. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. 5. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений. 6. Составлять сложный план текста. 7. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде |
Содержание учебного предмета 1 класс
Начальным этапом изучения русского языка в первом классе является курс «Обучение грамоте». Обучение письму идет параллельно с обучением чтению, с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять ее с ранее изученными буквами, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях.
Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения расширяется кругозор детей, развиваются речевые умения, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика. После курса «Обучение грамоте» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
Обучение грамоте
До букварный период (18 ч.)
Фонетика и графика.
Речь. Речь устная и письменная, общее представление о языке. Предложение и слово. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем. Слог, ударение. Деление слов на слоги, ударение в словах, определение количества слогов в словах. Звуки и буквы. Звуки речи. Осознание смыслоразличительной функции звуков. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуком. Звуко – слоговой анализ слов, выделение ударных слогов соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой-моделью. Различение гласных и согласных звуков, согласных твердых и мягких. Знакомство с буквами пяти гласных звуков а, о, и, ы, у, узнавание букв по их характерным признакам, правильное соотнесение звуков и букв.
Букварный (основной) период. (76 ч.)
Обучение письму. Знакомство с начертанием всех заглавных и строчных букв, основными типами их соединений. Обозначение звуков соответствующими буквами рукописного шрифта. Выработка связного и ритмичного написания букв и их соединений в словах, правильное расположение букв и слов на строке. Запись слов и предложений после их предварительного звукослогового анализа. Списывание слов и предложений с образцов. Проверка написанного при помощи сличения с текстом-образцом и послогового орфографического чтения написанных слов. Письмо под диктовку слов, написание которых не расходится с произношением и предложений. Правильное оформление написанных предложений. Знакомство с правилами гигиены письма.
Развитие речи. Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи, слуховой памяти и речевого аппарата. Уточнение, обогащение и активизация словаря детей, Правильное употребление слов – названий предметов, признаков, действий и объяснение их значений. Объединение и различие по существенным признакам предметов, правильное употребление видовых и родовых слов-названий. Проведение логических упражнений. Воспитание чуткости к смысловым оттенкам слов, различие и понимание простейших случаев многозначности слов, омонимы подбор синонимов и антонимов. Выработка умений пользоваться словом в правильной грамматической форме.
После букварный период (21ч.).
Обобщение, систематизация, закрепление знаний, умений и навыков.
Лексика, фонетика, синтаксис и пунктуация, грамматика, правописание и развитие речи (50ч.)
Язык и речь.(2ч.) Язык и речь. Их значение в жизни людей. Ознакомление в практическом плане с основными видами речи (слушанием, говорением, чтением и письмом, речью про себя). Наблюдение над особенностями устной и письменной речи, введение понятий «устная речь», «письменная речь».
Текст и предложение (3ч.). Членение речи на предложения. Общее представление о понятиях «предложение», «текст» как единицах речи. Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания, интонирование предложений. Оформление предложений в устной речи и на письме в стихотворных, прозаических текстах, включая диалогическую речь. Связь слов в предложении. Составление предложений. Запись простых предложений после их предварительного анализа. Текст устный и письменный. Общее представление о теме, главной мысли, заголовке текста, частях текста. Подбор заголовков к тексту. Составление устного текста по рисунку, серии рисунков, демонстрационной картине и запись одного или нескольких предложений из составленного текста.
Слово (4 ч). Роль слов в речи. Общее представление о словах — названиях предметов и явлений, признаков и действий, словах, отвечающих на вопросы кто? Что? Какой? Какая? Какое? Какие? Что делает? Что делают? Что делал? Что сделает? Что сделают? Что сделал? И др. Упражнения в группировке слов по тематическим группам. Наблюдение над употреблением в речи однозначных и многозначных слов, антонимов, синонимов, омонимов (без терминологии). Вежливые слова: слова благодарности, слова приветствия, слова прощания. Наблюдение над изменением смысла предложения в зависимости от интонационного выделения того или иного слова в одном и том же предложении. Знакомство с толковым словариком, данным в учебнике.
Слово и слог (4 ч). Различие слова и слога как минимальной произносительной единицы. Наблюдение над слоговой структурой различных слов. Слогообразующая роль гласных звуков. Выделение в слове слогов и составление из слогов слов. Соотнесение слов и слоговых схем слов.
Ударение (2 ч). Общее представление об ударении, ударном и безударном слогах. Словообразующая и смыслоразличительная функции ударения. Графическое обозначение ударения в слове. Выделение ударного слога в произносимом и написанном словах. Работа над правильным орфоэпическим произношением слов алфавит, звонить, красивее, строчная (буква), щавель и др. Знакомство с орфоэпическим словариком, данным в учебнике.
Звуки и буквы (34ч). Воспроизведение знаний о звуках и буквах, полученных в период обучения грамоте. Обозначение звуков буквами. Различие звуков и букв. Условное обозначение звуков речи. Сопоставление звуковых и буквенных записей слов. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове.
Алфавит, или азбука Общее представление об алфавите. Названия букв и общепринятый порядок букв русского алфавита. Упражнения на запоминание названий букв и порядка букв в алфавите, на умение располагать слова в алфавитном порядке. Алфавитное расположение слов в словариках в учебнике и словарях русского языка. Гласные звуки и буквы . Гласные звуки и буквы для гласных звуков. Способы различения гласных звуков в слове. Слогообразующая роль гласных звуков. Упражнения в произношении гласных звуков. Соотнесение гласных звуков и букв для гласных звуков. Определение «работы» гласных букв в слове. Звук [э] и буква э. Ударные и безударные. Выделение ударных и безударных гласных в слове, их различение. Ударная буква ё. Орфоэпическое и орфографическое проговаривание слов. Наблюдения над различием в произношении и написании безударных гласных в словах и формах слов. Общее представление о правиле обозначения буквой гласной в безударных слогах. Упражнения в правописании безударных гласных в словах и формах слов. Слова с непроверяемыми гласными. Знакомство с орфографическим словариком, данным в учебнике.
Согласные звуки и буквы . Согласные звуки и буквы для согласных звуков. Способы различения согласных звуков в словах по их основным признакам. Смыслоразличительная роль согласных в слове. Упражнения в произношении согласных звуков. Двойные согласные буквы в наиболее часто употребляемых словах. Буква й
Твердые и мягкие согласные звуки. Наблюдения над различием в произношении твердых и мягких согласных звуков. Графические способы обозначения мягких и твердых согласных звуков буквами. Роль букв е, ё, и, ю, я в слове. Наблюдения над словами, в которых количество звуков не совпадает с количеством букв (маяк).
Мягкий знак. Роль мягкого знака (ь) в слове. Способы обозначения мягкости согласных на письме в конце и в середине слова перед другими согласными. Правописание слов с мягким знаком. Глухие и звонкие согласные звуки. Способы узнавания глухих и звонких согласных звуков в слове по их различительным признакам. Упражнения в произношении парных глухих и звонких согласных звуков. Буквы для парных глухих и звонких согласных звуков. Буквы для непарных глухих и звонких согласных звуков. Наблюдения над различием в произношении и написании парных согласных на конце слова. Общее представление об обозначении буквами парных согласных на конце слова. Упражнения в правописании глухих и звонких согласных.
Шипящие согласные звуки. Способы различения шипящих согласных звуков в слове. Упражнения в произношении шипящих согласных в слове. Обозначение шипящих звуков буквами.
Буквосочетания чн, 11К Правописание часто употребляемых слов с буквосочетаниями чн, 11К ( ласточка).
Сочетания жи — ши, ча — ща, чу — щу. Воспроизведение знаний о написании слов с сочетаниями жи — ши, ча — ща, чу — щу. Правописание слов с этими сочетаниями.
Перенос слов. Ознакомление с правилами переноса слов. Упражнения на перенос слов.
Большая буква в словах. Ознакомление с правилами написания слов с заглавной буквы (имена, фамилии, отчества людей, клички животных, названия городов, рек, улиц) Знакомство с формами обращения к собеседнику. Повторение изученного
Тематическое планирование 1 класс
Учебно-тематический план 1 класс
№ п/п | Раздел | Количество часов | УУД |
1 | Добукварный период | 18 часов | Личностные результаты - Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, - Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. - Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. - Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. - Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. - Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. -Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. - Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Метапредметные результаты - Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. - Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. - Использование знаково-символических средств представления информации. -Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач. - Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации. - Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах. - Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. - Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий. Коммуникативные УУД - слушать собеседника и понимать речь других; - оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); -принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.); -формулировать собственное мнение и аргументировать его; -работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; Предметные результаты В результате изучения русского языка обучающийся должен знать/понимать: -все звуки и буквы русского алфавита, осознавать их основное различие (звуки произносим, буквы пишем); уметь: -различать гласные и согласные звуки и буквы; -правильно произносить твёрдые и мягкие согласные звуки в слове и вне слова; -обозначать на письме мягкость согласного звука буквами и, е, ё, ю, я и мягким знаком; -различать звонкие и глухие согласные звуки; -определять место ударения в слове, вычленять ударный слог; -производить устный звуковой анализ слова, вычленять звуки в словах и определять их последовательность в слове; -вычленять слова из предложения: -правильно писать строчные и заглавные буквы, соединять буквы в слова; -правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом; -грамотно, без пропусков и искажений писать предложения из 3 -5 слов, написание которых не расходиться с произношением; -употреблять заглавную букву в начале предложения и точку в конце предложения, слова в предложении писать раздельно; -писать заглавную букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных; -самостоятельно составлять и записывать 2-3 предложения по опорным словам, по рисунку, на определённую тему; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых и сверстников, детских радиопередач) - соблюдения орфоэпических норм; - создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике; - овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения. |
2 | Букварный (основной) период | 76 часов | |
3 | Послебукварный период | 21 час | |
4 | Лексика, фонетика, синтаксис и пунктуация, грамматика, правописание и развитие речи | 50 часов | |
| Всего | 165часов |
формы контроля 1 класс
В течение года будет проведено:
в период обучения грамоте –
8 тестов:
- Тест №5 | Письмо элементов букв, письмо гласных букв |
- Тест №6 | Звуки н,н; буква Н, н |
- Тест №15 | Звуки б, б; буква Б, б |
- Тест №30 | Звук ф,ф; буква Ф, ф |
- Тест №32 | Предложение |
- Тест №34 | Произношение и написание слов с сочетаниями ча, ща |
- Тест №35 | Произношение и написание слов с сочетаниями чу, щу |
- Тест №36 | Произношение и написание слов с сочетаниями жи, ши |
в период изучения курса «русский язык» -
3 самостоятельные работы
самостоятельные работы№1 | Слово, |
самостоятельные работы№2 | «Мягкий знак (ь), |
самостоятельные работы№3 | Буквосочетания жи-ши-ча-ща |
4 теста
Тест №1 | Слова, слова, слова…, |
Тест №2 | Русский алфавит или азбука, |
Тест №3 | Парные глухие и звонкие согласные звуки, |
Тест №4 | Повторение |
1 проверочный диктант,
1 итоговый диктант.
Содержание учебного предмета 2 КЛАСС (170ч.)
Виды речевой деятельности
Язык и речь Язык и речь. Речь – главный способ общения людей. Язык – средство общения людей.
Текст Текст. Признаки текста. Выделение в тексте темы, основной мысли. Составление плана текста. Красная строка в тексте.
Синтаксис и пунктуация
Предложение Различение предложения, словосочетания, слова. Знаки препинания в конце предложения. Связь слов в предложении. Логическое ударение. Главные и второстепенные члены предложения. Подлежащее и сказуемое. Установление связи слов в предложении. Распространённые и нераспространённые предложения.
Лексика. Состав слова
Слово и его лексическое значение Слово и его лексическое значение. Слово – общее название многих однородных предметов. Однозначные и многозначные слова, их различение. Прямое и переносное значение слова. Синонимы и антонимы: наблюдение в текстах, использование в речи. Словари русского языка и их использование.
Однокоренные (родственные) слова. Родственные слова. Выделение корня. Однокоренные слова.
Слог, ударение, перенос слова Слогообразующая роль гласных звуков
Фонетика и графика
Звуки и буквы. Алфавит Звуки и буквы: гласные и согласные.
Русский алфавит: правильное название букв, знание их последовательности. Умение пользоваться алфавитом при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Обозначение буквами безударных гласных звуков в корне слова Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Правописание безударных гласных в корне слова. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря.
Согласные звуки и буквы для обозначения согласных звуков Согласные звуки и буквы. Правописание удвоенных согласных. Согласные мягкие и твёрдые. Обозначение мягкости согласных. Соотношение звуков и букв в словах типа конь, с двойными согласными. Произношение и обозначение на письме слов с сочетаниями жи –ши, ча –ща, чу – щу, 16К – чн.
Мягкий знак правописание мягкого знака на конце и в середине слова перед другими согласными
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками буквосочетания чн, 17К, чт, щн, нч
Обозначение буквами парных по глухости – звонкости согласных звуков в корне слова и перед согласным Глухие и звонкие согласные звуки. Парные и непарные согласные по звонкости и глухости. Произношение и обозначение на письме парных согласных в слове. Слог.
Разделительный мягкий знак Разделительное произношение звуков в слове и способы их обозначения. Разделительный мягкий знак.
Правописание парных согласных в корне слова. Разные способы проверки правописания слов.
Обобщение знаний об изученных правилах письма Упражнения в правописании слов с изученными орфограммами.
Морфология
Части речи (общее представление) Слова - названия предметов, признаков предметов, действий предметов.
Имя существительное Значение и употребление. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?» Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах собственных. Изменение существительных по числам.
Глагол как часть речи Значение и употребление в речи. Изменение глаголов по числам. Правописание глаголов с частицей не. Особенности текста – повествования. Обучение составлению повествовательного текста.
Имя прилагательное как часть речи Значение и употребление в речи. Согласование с именами существительными. Изменение прилагательных по числам. Особенности текста – описания. Обучение составлению описательного текста.
Местоимение как часть речи Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Особенности текста – рассуждения. Обучение составлению текста- рассуждения.
Предлог Значение предлогов в речи. Раздельное написание предлогов с другими словами.
Обобщение знаний о частях речи Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами.
Повторение изученного за год
Тематическое планирование 2 класс
Учебно-тематический план 2 класс
№ п/п | Раздел | Количество часов | УУД |
1 | Наша речь | 3 часа | Личностные результаты -представление о своей этнической принадлежности; -развитие чувства любви к родине, чувства гордости за свою родину, народ, великое достояние русского народа — русский язык; -осмысление необходимости бережного отношения к природе и всему живому на Земле; -представление о своей родословной, о достопримечательностях своей малой родины; -положительное отношение к языковой деятельности; -заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности; -понимание нравственного содержания поступков окружающих людей, ориентация в поведении на принятые моральные нормы; -развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.; -этические чувства (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, учителей; -развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности; -представление о бережном отношении к материальным ценностям; развитие интереса к проектно-творческой деятельности. Метапредметные результаты Регулятивные УУД -принимать и сохранять цель и учебную задачу; -высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи; -планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; -учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках) в планировании и контроле способа решения; -выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках); -проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; -оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; -адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами; -понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи; -выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане. Познавательные УУД -осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно); -воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты); -ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника); -работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно; -осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях; -пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач; -пользоваться словарями и справочным материалом учебника; -осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); -составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст); -составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку; -делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; -устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте. Коммуникативные УУД -слушать собеседника и понимать речь других; -оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); -принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.); -задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания; -признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию; -формулировать собственное мнение и аргументировать его; -работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; Предметные результаты В результате изучения русского языка обучающийся должен знать/понимать - названия и порядок букв русского алфавита, признаки гласных и согласных звуков, ударные и безударные гласные, согласные твёрдые и мягкие, глухие и звонкие, способы обозначения мягкости согласных на письме гласными буквами (и, е, ё, ю, я) и (ь) мягким знаком, правила переноса слов. Уметь - без ошибок писать текст объёмом 35 – 45 слов; - делить слова на слоги, выделять ударный слог; - писать заглавную букву в именах, фамилиях, отчествах людей, названиях городов, улиц, кличках животных; - писать слова с буквосочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу, 21К, чн, щн; - находить способ проверки написания двухсложных слов (в том числе по словарю); - писать слова с двойными согласными, с разделительным мягким знаком; - писать раздельно предлоги со словами; - анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова; - распознавать изученные части речи; - различать слово и предложение, устанавливать связь слов в предложении, выделять главные члены предложения; - составлять предложение по вопросу, по опорным словам, по сюжетному рисунку, на определённую тему; - употреблять заглавную букву в начале предложения, ставить знаки препинания в конце предложения; - писать изложение объёмом 35 – 45 слов по вопросам под руководством учителя; - составлять текст по опорным словам, по сюжетному рисунку и записывать 3 – 4 предложения из составленного текста; использовать приобретённые знания и умения в практической повседневной жизни для: - адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей; - работы со словарем (алфавит); - соблюдения орфоэпических норм; - создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике; овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения. |
| Текст | 4 часа | |
2 | Синтаксис и пунктуация | 12часов | |
3 | Лексика. Состав слова | 19часов | |
4 | Фонетика и графика | 59часов | |
5 | Морфология | 63часов | |
6 | Повторение изученного за год | 10часов | |
| Всего | 170 часов |
Формы контроля 2 класс
- Словарные диктанты- 6
- Контрольное списывание – 2
- Тесты – 9
Тест №1 | Синонимы и антонимы |
Тест №2 | Слог. Ударение. |
Тест №3 | Гласные звуки |
Тест №4 | Согласные звуки |
Тест №5 | Правописание буквосочетаний с шипящими звуками |
Тест №6 | Звонкие и глухие согласные звуки |
Тест №7 | Имя существительное |
Тест №8 | Имя прилагательное |
Тест №9 | Повторение |
- Проверочные работы- 9
Проверочная работа №1 | «Слог, ударение, перенос слов» |
Проверочная работа №2 | «Звуки и буквы» |
Проверочная работа №3 | «Разделительный мягкий знак» |
Проверочная работа №4 | «Имя существительное» |
Проверочная работа №5 | «Глагол» |
Проверочная работа №6 | «Имя прилагательное» |
Проверочная работа №7 | «Местоимение» |
Проверочная работа №8 | «Предлог» |
- Диктанты- 5
Диктант №1 | Входной |
Диктант №2 | по теме «Предложение» |
Диктант №3 | по теме «Слова, слова, слова…» |
Диктант №4 | по теме «Слова с безударными гласными в корне» |
Диктант №5 | по теме «Буквосочетания чн, чк, щн, нч, чк,чт
нщ, жи – ши, ча – ща, чу – щу» |
Диктант №6 | по теме «Правописание гласных и согласных в корне» |
Диктант №7 | по теме «Имя существительное» |
Диктант №8 | по теме «Глагол» |
Диктант №9 | по теме «Имя прилагательное» |
Диктант №10 | по теме «Правописание предлогов с именами существительными»
|
Диктант №11 | Итоговый |
Содержание учебного предмета 3 КЛАСС (170 ч).
Виды речевой деятельности
Наша речь и наш язык . Виды речи, речь, ее назначение
Текст, предложение, словосочетание
Текст Текст как единица языка и речи. Тема и основная мысль текста. Заголовок. Части текста. Типы текстов
Предложение Предложение, его назначение и признаки. Оформление предложений. Виды предложение по цели высказывания. Восклицательные предложения. Обращение. Главные и второстепенные члены предложения. Распространённые и нераспространённые предложения. Словосочетание. Связь слов в предложении. Простое и сложное предложения. Знаки препинания в сложном предложении. Союзы в сложном предложении. Обобщение знаний о предложении.
Слово и его лексическое значение
Слово и его лексическое значение Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словосочетание как сложное название предмета. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы) Упражнение в распознавании изученных лексических групп слов в речи. Словари русского языка и их использование.
Морфология
Части речи Имя существительное. Местоимение. Имя прилагательное. Глагол (повторение). Имя числительное как часть речи (общее представление).
Фонетика и графика.
Слово и слог. Звуки и буквы Слово и слог. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Правописание слов с безударным гласным в корне слова и ударным гласным после шипящих. Согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Правописание слов с парным по глухости – звонкости согласным звуком в корне слова. Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука. Разделительный мягкий знак. Упражнения в правописании слов с мягким знаком и другими орфограммами. Перенос слов.
Состав слова
Общее понятие о значимых частях слова Однокоренные слова. Корень слова. Общее представление о чередовании гласных и согласных звуков в корне однокоренных слов, о сложных словах с двумя корнями. Формы слова. Окончание. Приставка. Суффикс. Их значение. Формирование умений находить значимые части слова. Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Основа слова. Разбор слов по составу. Ознакомление со словообразовательным словарём.
Правописание частей слова Общее представление о правописании частей слова. Правописание безударных гласных в корне слова. Упражнения в правописании слов с проверяемыми и не проверяемыми безударными гласными, с двумя безударными гласными. Слова с буквосочетаниями оро- ра, ере- ре, оло- ла. Правописание глухих и звонких согласных в корне слова. Правописание непроизносимых согласных в наиболее распространённых словах. Сочетание сн. Сопоставление правил о правописании гласных и согласных в корне. Формирование умения проверять написание гласных и согласных разными способами. Правописание приставок и суффиксов в слове. Развитие навыка правописания безударных гласных корня в словах с приставками. Приставки и предлоги. Формирование умения отличать приставку от предлога. Правописание слов с двойными согласными. Разделительный твёрдый знак. Упражнения в правописании слов с разделительным твёрдым и мягким знаками.
Морфология
Части речи повторение и углубление представлений о частях речи
Имя существительное Понятие об имени существительном как части речи. Его роль в речи. Одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные имена существительные. Изменение по числам. Имена существительные, употребляемые в форме одного числа. Род имён существительных. Мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих и его отсутствие у существительных мужского рода. Изменение существительных по падежам. Ознакомление с признаками имён существительных в каждом падеже. Несклоняемые имена существительные. Роль существительных в предложении.
Имя прилагательное Значение и употребление в речи. Согласование с именами существительными. Наблюдение над употреблением прилагательных в описательном тексте. Общее представление о сложных именах прилагательных и их написании. Изменение прилагательных по числам. Правописание окончаний имён прилагательных множественного числа. Изменение имён прилагательных в единственном числе по родам при сочетании с именем существительным. Правописание родовых окончаний имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по падежам. Роль имён прилагательных в предложении.
Местоимение Личные местоимения, значение и употребление в речи. Лицо и число личных местоимений. Наблюдения над употреблением местоимений в тексте. Роль местоимений в предложении.
Глагол Значение и употребление в речи. Начальная (неопределённая) форма глагола. Изменение глаголов по числам. Времена глагола. Изменение по временам. Изменение глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе. Частица не. Правописание глаголов с частицей не. Роль глаголов в предложении.
Виды речевой деятельности.
Связная речь. Речь и её значение в жизни. Наблюдение над разновидностями речи в процессе работы над языковым материалом учебника. Текст. Определение типа текста, темы, главной мысли. Деление текста на части. Составление плана. Наблюдения над связью между частями текста и предложениями. Изложение. Письменное изложение текста по плану. Сочинение. Сочинения по сюжетному рисунку, по серии сюжетных рисунков, по картине, на определённую тему с предварительной подготовкой под руководством учителя. Написание письма, приглашения, объявления. Речевая этика: сфера употребления, типовые ситуации использования слов приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинения в речи.
Повторение изученного за год
Синтаксис Текст и предложение.
Состав слова Правописание частей слова.
Морфология Части речи.
Тематическое планирование 3 класс
Учебно-тематический план 3 класс
№ п/п | Раздел | Количество часов | УУД
|
1 | Язык и речь | 2 часа | Личностные результаты -представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России; -осознание своей этнической и национальной принадлежности; -становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения; -становление элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка; -развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности; интерес к чтению и читательской деятельности; -формирование мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.); -развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку; -ориентация на развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий; -развитие этических чувств (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствовать другим людям, сопереживать (в радости, горе и др.). -ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока; -представление о здоровом образе жизни, бережном отношении к материальным ценностям. Метапредметные результаты Регулятивные УУД -принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; -овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; проявлять познавательную инициативу; -планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи; -учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения; -выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках); -выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме; -контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы; -оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей; -адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами. Познавательные УУД -осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно); -самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий; -понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму; -использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения; -воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно или письменно содержание текста; -анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте; -осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты, презентацию); -использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) для решения учебных и практических задач; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения лингвистических задач; -пользоваться словарями и справочным материалом учебника; -анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и -осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям; Коммуникативные УУД -выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.); -ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; -адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения; -участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль; -задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; -контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую п-омощь; -учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его; -применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения. Предметные результаты В результате изучения русского языка в 3 классе обучающийся должен знать/понимать - названия и определения частей слова (корень, окончание, приставка, суффикс); - частей речи (имя существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог); -членов предложения: главных (подлежащее и сказуемое) и второстепенных (без деления на виды). уметь -без ошибок писать текст (55 – 65 слов), включающий изученные орфограммы -проверять написанное, находить в словах изученные орфограммы; -производить звуковой и звуко – буквенный разбор слова: уметь делить слова на слоги, определять ударный слог; -определять последовательность звуков и букв в слове, характеризовать звуки, определять и соотносить количество звуков и букв в словах типа моряк, стриж, сказка, коньки, маяк, жить; -производить морфемный разбор ясных по составу слов типа морковка, берёзонька, пришкольный. Подбирать однокоренные слова разных частей речи; -распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число, падеж имён существительных; род и число имён прилагательных; время и число глаголов; лицо и число местоимений); -изменять имена существительные, имена прилагательные, глаголы по числам; склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями по падежам; -изменять имена прилагательные по родам в единственном числе; изменять глаголы по временам и в прошедшем времени по родам; -интонационно правильно произносить предложения. Определять вид предложения по цели высказывания и интонации; -вычленять в предложении основу и словосочетания; -производить элементарный синтаксический разбор предложений; -определять тему текста, его основную мысль, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части; составлять план, устанавливать связь предложений, связь частей текста; -определять тип текста: повествование, описание, рассуждение; - писать изложение и сочинение (60 – 75 слов) по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя. Использовать приобретённые знания и умения в практической повседневной жизни |
2 | Текст, предложение, словосочетание | 14 часов | |
3 | Слово в языке и речи | 19 часов | |
4 | Состав слова | 17 часов | |
5 | Правописание частей слова | 29 часов | |
6 | Части речи |
| |
| Имя существительное | 31 час | |
| Имя прилагательное | 19 часов | |
| Местоимение | 5 часов | |
| Глагол | 20 часов | |
7 | Повторение | 14 часов | |
| Всего | 170 часов |
Формы контроля 3 класс
- Диктанты- 7
Вводный диктант №1 |
|
Диктант №2 | «Предложение» |
Диктант №3 | «Слово в языке и речи». |
Диктант №4 | «Состав слова» |
Диктант №5 | «Правописание корней слов» |
Диктант№6 | «Правописание частей слова». |
Диктант №7 | «Имя существительное» |
Диктант №8 | «Правописание окончаний имён существительных» |
Диктант №9 | «Имя прилагательное» |
Диктант №10 | «Глагол» |
Итоговый диктант№11 |
|
- Словарные диктанты- 5
- Контрольное изложение -1
- Проверочные работы- 6
Проверочная работа №1 | «Предложение, словосочетание» |
Проверочная работа №2 | «Слово в языке и речи» |
Проверочная работа №3 | «Состав слова» |
Проверочная работа №4 | «Правописание имён существительных»
|
Проверочная работа №5 | «Правописание имён прилагательных» |
Проверочная работа №6 | «Правописание глаголов» |
- Тесты – 8
Тест №1 | Текст |
Тест №2 | Словосочетание |
Тест №3 | Лексическое значение слова |
Тест №4 | Звуки и буквы |
Тест №5 | Правописание частей слова |
Тест №6 | Падеж имён существительных |
Тест №7 | Местоимение |
Тест №8 | Повторение пройденного за год |
Содержание учебного предмета 4 КЛАССА
Лексика, фонетика, грамматика, правописание и развитие речи (170 ч)
Виды речевой деятельности.
Язык и речь Наша речь и наш язык. Формула вежливости.
Текст Текст и его признаки. Выделение в тексте темы, основной мысли. Заголовок. Построение текста. Связь между частями текста. Составление плана текста. Особенности текста –повествования, текста-описания, текста-рассуждения, смешанного текста. Создание простейших текстов различного типа.
Синтаксис.
Предложение Предложение, как единица речи. Разновидности предложений по цели высказывания. И интонации. Знаки препинания в конце предложения. Диалог. Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением. Составление предложений с обращением. Основа предложения. Главные и второстепенны члены предложения. Словосочетание. Установление связи слов в предложении Вычленение из предложения основы и словосочетаний. Разбор предложения по членам предложения. Однородные члены предложения. Предложения с однородными членами без союзов. Интонация перечисления, запятая при перечислении. Предложения с однородными членами с союзами и, а, но. Интонация, знаки препинания при однородных членах с союзами и, а, но. Составление и запись предложений с однородными членами с союзами и без союзов. Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях. Сложное предложение и предложение с однородными членами.
Лексика
Слово и его лексическое значение Обобщение знаний о словах. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова, их различение. Прямое и переносное значение слова; анализ образцов использования в тексте, употребление в собственной речи. Синонимы, антонимы, омонимы: наблюдение в эталонных текстах, использование в речи. Устаревшие и новые слова. Заимствованные слова. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы) Ознакомление со словарём иностранных слов учебника. Формирование умения правильно выбирать слова для выражения мысли в соответствии с типом текста и видами речи.
Состав слова
Состав слова Состав слова. Распознавание значимых частей слова. Морфемный и словообразовательный разбор слов. Развитие навыка правописания гласных и согласных в корнях слов на более сложном материале. Упражнения в правописании приставок и суффиксов, Разделительных ъ и ь. Совершенствование звуко – буквенного анализа с привлечением слов более сложного слогозвукового состава.
Морфология
Части речи Обобщение знаний о частях речи (имя существительное, местоимение, имя прилагательное, глагол, мя числительное, предлог). Наречие как часть речи (общее представление), значение, вопросы. Правописание наиболее употребительных наречий с суффиксами –о. –а. Роль наречий в предложении.
Морфология
Имя существительное Склонение имён существительных. Распознавание падежей. Несклоняемые имена существительные. Основные типы склонения имён существительных. Распознавание имён существительных первого, второго и третьего склонения. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1, 2, 3. склонения в единственном числе (кроме имён существительных на –мя, -ий, -ие, -ия). Ознакомление со способами проверки безударных падежных окончаний имён существительных. Развитие навыка правописания безударных падежных окончаний имён существительных первого, второго и третьего склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении падежных форм имён существительных с предлогом и без предлога в речи. Склонение имён существительных во множественном числе. Развитие навыка правописания окончаний имён существительных во множественном числе. Формирование умений образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа и правильно употреблять их в речи.
Имя прилагательное Имя прилагательное как часть речи. Связь с именем существительным. Упражнение в распознавании имён прилагательных, в изменении прилагательных по числам, в единственном числе по родам, в распознавании родовых окончаний. Склонение имён прилагательных, кроме прилагательных на –ий, -ья, -ов, -ин. Способы проверки правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных. Склонение имён прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе.
Развитие навыка правописания окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Склонение имён прилагательных в женском роде в единственном числе. Развитие навыка правописания окончаний имён прилагательных женского рода в единственном числе. Склонение и правописание имён прилагательных во множественном числе. Употребление в речи имён прилагательных в прямом и переносном значении, прилагательных – синонимов, прилагательных – антонимов, прилагательных – паронимов.
Личные местоимения Местоимение как часть речи. Личные местоимения 1, 2, 3 лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями. Развитие навыка правописания падежных форм личных местоимений в косвенных падежах. Упражнение в правильном употреблении местоимений в речи. Использование местоимений как одного из средств связи предложений в тексте.
Глагол Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании глаголов, в изменении глаголов по числам и временам, глаголов прошедшего времени в единственном числе по родам.. Неопределённая форма глагола. Образование временных форм от глаголов неопределённой формы. Возвратные глаголы. Правописание возвратных глаголов в неопределённой форме Изменении глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам, распознавать число и лицо глаголов. Правописание глаголов во втором лице единственного числа (шь). Глаголы 1 и 2 спряжения. Глаголы – исключения. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Распознавание возвратных глаголов в 3 лице и в неопределённой форме по вопросам. Правописание буквосочетаний – тся, -ться. Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени. Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов – синонимов, глаголов – антонимов. Развитие умения правильно употреблять при глаголе имена существительные в нужных падежах с предлогами и без предлогов.
Виды речевой деятельности
Связная речь. Речь и её значение в речевой практике человека. Место и роль речи в общении между людьми. Зависимость речи от речевой ситуации. Текст, основная мысль, заголовок. Построение текста. Составление плана. Связь между частями текста и предложениями. Структура текста-повествования, текста-описания, текста- рассуждения. Составление рассказа с элементами описания и рассуждения с учётом разновидностей речи. Изложение. Письменное изложение текста по плану. Сочинение. Сочинения по сюжетному рисунку, по серии сюжетных рисунков, по картине, на определённую тему с предварительной подготовкой под руководством учителя. Речевая этика: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, используемые при извинении и отказе.
Повторение изученного
Тематическое планирование 4 класс
Учебно-тематический план 4 класс
№ п/п | Раздел | Количество часов | УУД |
1 | Повторение | 13 часов | Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества: – эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; – эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; – чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; – любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; – интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; – интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; – интерес к изучению языка; – осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения. Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: – самостоятельно формулировать тему и цели урока; – составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; – работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; – в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные УУД: – вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую; - пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; – извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); – перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); – пользоваться словарями, справочниками; – осуществлять анализ и синтез; – устанавливать причинно-следственные связи; – строить рассуждения; Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения. Коммуникативные УУД: – оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; – адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. – высказывать и обосновывать свою точку зрения; – слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; – задавать вопросы. Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений: – произносить звуки речи в соответствии с нормами языка; – производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов; – правильно писать слова с изученными орфограммами; – видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические); – находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами; – пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам; – различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из двух частей (с союзами и, а, но или без союзов); – ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из двух частей (без союзов, с союзами и, а, но), оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь); – производить синтаксический разбор простого и сложного предложения в рамках изученного; – разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок; – писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после соответствующей подготовки; – читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану; – воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова; – создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную тему. В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать -значимые части слова; -признаки изученных частей речи; -типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске. уметь -анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова; части речи, предложение; -различать произношение и написание слов; -находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю); -без ошибок списывать несложный текст объемом 70-90 слов; -создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания; -соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации (диктант – текст 75-80 слов); использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: -адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей ); -работы со словарем (алфавит); -соблюдения орфоэпических норм; -создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике; -овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие, прощание, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу). -Распределение учебного материала и время его изучения: |
2 | Предложение | 8 часов | |
3 | Слово в языке и речи | 22 часа | |
4 | Имя существительное | 42 часа | |
5 | Имя прилагательное | 32 часа | |
6 | Местоимение | 9 часов | |
7 | Глагол | 32 часа | |
8 | Повторение | 12 часов | |
| Всего | 170 часов | |
|
|
|
Формы контроля 4 класс
Диктанты – 10
Диктант №1 | Входной |
Диктант №2 | «Слово, предложение, текст" |
Диктант №3 | «Однородные члены предложения» |
Диктант №4 | «Состав слова» |
Диктант №5 | «Части речи» |
Диктант №6 | «Правописание имён существительных» |
Диктант №7 | «Правописание имён прилагательных» |
Диктант №8 | «Местоимение» |
Диктант №9 | «Правописание глаголов» |
Диктант №10 | Итоговый |
Проверочные работы -8
Проверочная работа №1 | «Текст. Главные члены предложения. Словосочетания» |
Проверочная работа №2 | «Однородные члены предложения» |
Проверочная работа №3 | «Состав слова» |
Проверочная работа №4 | «Части речи» |
Проверочная работа №5 | «Правописание имен существительных» |
Проверочная работа №6 | «Имя прилагательное» |
Проверочная работа №7 | «Изменение личных местоимений по падежам» |
Проверочная работа №8 | «Глагол» |
Словарные диктанты – 6
Контрольное изложение – 1
Контрольное сочинение -- 1
Тесты --- 14
Тест №1 | «Главные и второстепенные члены предложения» |
Тест №2 | «Состав слова. Однокоренные слова» |
Тест №3 | «Правописание гласных и согласных в корнях слов» |
Тест №4 | «Части речи» |
Тест №5 | «Падежи имён существительных» |
Тест №6 | «Склонение имён существительных» |
Тест №7 | «Род и число имён прилагательных» |
Тест №8 | «Правописание падежных окончаний прилагательных» |
Тест №9 | «Местоимение» |
Тест №10 | «Временные формы глаголов» |
Тест №11 | «Правописание безударных личных окончаний глаголов» |
Тест №12 | «Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени» |
Тест №13 | «Значимые части слова. Словообразование» |
Тест №14 | Итоговый |
Материально-техническое обеспечение
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
2. Сборник рабочих программ « Школа России»
3. Примерные программы начального общего образования
Учебники
Обучение грамоте
1. Горецкий В. Г. и др. Азбука. Учебник. 1 класс. В 2 ч. ч. 1.
2. Горецкий В. Г. и др. Азбука. Учебник. 1 класс. В 2 ч. ч. 2.
Русский язык
1.Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник 1 класс.
2.Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник 2 класс. В 2 ч. ч. 1.
3.Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник 2класс. В 2 ч. ч. 2.
4.Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник 3класс. В 2 ч. ч. 1.
5.Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник 3 класс. В 2 ч. ч. 2.
6.Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник 4класс. В 2 ч. ч. 1.
7.Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник 4 класс. В 2 ч. ч. 2.
Прописи (Обучение грамоте)
1. Горецкий В. Г., Федосова Н. А. Пропись 1.
Горецкий В. Г., Федосова Н. А. Пропись 2.
Горецкий В. Г., Федосова Н. А. Пропись 3.
Горецкий В. Г., Федосова Н. А. Пропись 4.
Е.М.Тихомирова Тесты по русскому языку
Методические пособия Обучение грамоте
Горецкий В. Г. и др. Обучение грамоте.
Русский язык
Поурочные разработки по Русскому языку (к УМК В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого)1- 4 классы.
Технологические карты уроков по Русскому языку (к УМК В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого)1- 4 классы.
1. Канакина В. П., Щеголева Г.С. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ 1 – 4 классы
2. О.Н.Крылова Контрольные работы по Русскому языку
Печатные пособия.
- Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе по русскому языку.
- Словари по русскому языку: толковый словарь, орфографический словарь.
- Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой.
-Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях по русскому языку.
- Образцы написания заглавных и строчных букв.
-Наглядный и демонстрационный материал.
- Наглядные пособия для изучения букв русского алфавита.
Экранно-звуковые пособия.
- Электронное приложение к учебнику «Русский язык» 1 – 4 классы
Интернет-ресурсы:
http://yandex.ru,
http://knigitut.net
http://festival.1september.ru
http://www.google.ru
http://nova.rambler.ru
41