СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа по русскому языку»



МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и науки Самарской области

Муниципальное образование - городской округ Тольятти в лице Администрации городского округа Тольятти

МБУ «Лицей № 37»

УТВЕРЖДЕНО
Директор

____________МУКАНИНА Г.В.

Приказ №

от "" 2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 1831894)

учебного предмета
«Русский язык»

для 3 класса начального общего образования
на 2022-2023 учебный год

Составитель: Тимофеева Оксана Валериевна учитель начальных классов


Тольятти 2022



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 3 классов на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы началь​ного общего образования Федерального государственного обра​зовательного стандарта начального общего образования (да​лее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приори​теты, сформулированные в Примерной программе воспитания.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РУССКИЙ ЯЗЫК"

Русский язык является основой всего процесса обучения в на​чальной школе, успехи в его изучении во многом определяют результаты обучающихся по другим предметам. Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей младших школьников, формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Предмет «Русский язык» обладает
значительным потенциа​лом в развитии функциональной грамотности младших школь​ников, особенно таких её компонентов, как языковая, комму​никативная, читательская, общекультурная и социальная гра​мотность. Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его выразительных возможностей, развитие умения правильно и эффективно использовать русский язык в различ​ных сферах и ситуациях общения способствуют успешной соци​ализации младшего школьника. Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие, участвует в фор​мировании самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, куль​турных традиций, истории русского народа и других народов России. Свободное владение языком, умение выбирать нужные языковые средства во многом определяют возможность адек​ватного самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в различных жизненно важных для человека областях. Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения традиционных социокультурных и духовно​-нрав​ственных ценностей, принятых в обществе правил и норм пове​дения, в том числе речевого, что способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные достижения младшего школьника непосредственно связаны с осознанием языка как явления национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения народа. Значимыми личностными результата​ми являются развитие устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка, формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка. Достижение этих личност​ных результатов — длительный процесс, разворачивающийся на протяжении изучения содержания предмета.

Центральной идеей конструирования содержания и планиру​емых результатов обучения является признание равной значимости работы по изучению системы языка и работы по совер​шенствованию речи младших школьников. Языковой материал призван сформировать первоначальные
представления о струк​туре русского языка, способствовать усвоению норм русского литературного языка, орфографических и пунктуационных правил. Развитие устной и письменной речи младших школь​ников направлено на решение практической задачи развития всех видов речевой деятельности, отработку навыков использо​вания усвоенных норм русского литературного языка, речевых норм и правил речевого этикета в процессе устного и письмен​ного общения. Ряд задач по
совершенствованию речевой дея​тельности решаются совместно с учебным предметом «Литературное чтение».

Общее число часов, отведённых на изучение «Русского язы​ка», в 3 классе — 170 ч.



ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РУССКИЙ ЯЗЫК"



В начальной школе изучение русского языка имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретённые им знания, опыт выполнения предметных и универсальных дей​ствий на материале русского языка станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни.

Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

— приобретение младшими школьниками первоначальных представлений о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духов​но​нравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; пони​мание роли русского языка как языка межнационального об​щения; осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека;

— овладение основными видами речевой деятельности на ос​нове первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка: аудированием, говорением, чте​нием, письмом;

— овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка:
фонетике, графике, лексике, морфе​мике, морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; использова​ние в речевой деятельности норм современного русского литера​турного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;

— развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Сведения о русском языке
Русский язык как государственный язык Российской Феде​рации. Методы познания языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент.

Фонетика и графика
Звуки русского языка: гласный/согласный, гласный удар​ный/безударный, согласный
твёрдый/мягкий, парный/непар​ный, согласный глухой/звонкий, парный/непарный; функции разделительных мягкого и твёрдого знаков, условия использо​вания на письме разделительных мягкого и твёрдого знаков (повторение изученного). Соотношение звукового и буквенного состава в словах с раз​делительными ь и ъ, в словах с непроизносимыми согласными. Использование алфавита при работе со словарями, справоч​никами, каталогами.

Орфоэпия
Нормы произношения звуков и сочетаний звуков; ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатывае​мом в учебнике). Использование орфоэпического словаря для решения практических задач.

Лексика
Повторение: лексическое значение слова. Прямое и переносное значение слова (ознакомление). Уста​ревшие слова (ознакомление).

Состав слова (морфемика)
Корень как обязательная часть слова; однокоренные (родственные) слова; признаки однокоренных (родственных) слов; различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями; выделение в словах корня (простые случаи); окончание как изменяемая часть слова (повторение изученного) Однокоренные слова и формы одного и того же слова Корень, приставка, суффикс — значимые части слова Нулевое окончание (ознакомление)

Морфология
Части речи
Имя существительное: общее значение, вопросы, употребле​ние в речи. Имена существительные единственного и множественного числа. Имена существительные мужского, женского и среднего рода. Падеж имён существительных. Определение падежа, в котором употреблено имя
существительное. Измене​ние имён существительных по падежам и числам (склонение). Имена существительные 1, 2, 3​-го склонения. Имена существи​тельные одушевлённые и неодушевлённые.

Имя прилагательное: общее значение, вопросы, употребле​ние в речи. Зависимость формы имени прилагательного от фор​мы имени существительного. Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам (кроме имён прилагательных на -ий, -ов, -ин). Склонение имён прилагательных. Местоимение (общее представление). Личные местоимения, их употребление в речи. Использование личных местоимений для устранения неоправданных повторов в тексте.

Глагол: общее значение, вопросы, употребление в речи. Не​определённая форма глагола. Настоящее, будущее, прошедшее время глаголов. Изменение глаголов по временам, числам. Род глаголов в прошедшем времени.

Частица не, её значение.

Синтаксис
Предложение. Установление при помощи смысловых (син​таксических) вопросов связи между словами в предложении. Главные члены предложения — подлежащее и сказуемое. Вто​ростепенные



члены предложения (без деления на виды). Предложения распространённые и нераспространённые. Наблюдение за однородными членами предложения с союза​ми и, а, но и без союзов.

Орфография и пунктуация
Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфо​граммы в слове; контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов (повторение и применение на новом орфографическом материале).

Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова.

Правила правописания и их применение:

— разделительный твёрдый знак;

— непроизносимые согласные в корне слова;

— мягкий знак после шипящих на конце имён существитель​ных;

— безударные гласные в падежных окончаниях имён существи​тельных (на уровне наблюдения);

— безударные гласные в падежных окончаниях имён прилага​тельных (на уровне наблюдения);

— раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

— непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфо​графическом словаре учебника);

— раздельное написание частицы не с глаголами.

Развитие речи
Нормы речевого этикета: устное и письменное приглашение, просьба, извинение, благодарность, отказ и др. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Речевые средства, помогающие: формулировать и аргументировать собственное мнение в диа​логе и дискуссии; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; контролировать (устно коор​динировать) действия при проведении парной и групповой ра​боты.

Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.

Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе: признаки текста, тема текста, основная мысль текста, заголовок, корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев.

План текста. Составление плана текста, написание текста по заданному плану. Связь предложений в тексте с помощью личных местоимений, синонимов, союзов и, а, но. Ключевые слова в тексте.

Определение типов текстов (повествование, описание, рас​суждение) и создание собственных текстов заданного типа.

Жанр письма, объявления.

Изложение текста по коллективно или самостоятельно со​ставленному плану.

Изучающее, ознакомительное чтение.



ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение русского языка в 3 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные новообразования
гражданско-патриотического воспитания:
— становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны;
— осознание своей этнокультурной и российской граждан​ской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнацио​нального общения народов России;
— сопричастность к прошлому, настоящему и будущему сво​ей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;
— уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из художественных произведений;
— первоначальные представления о человеке как члене об​щества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно​этических нормах поведения и прави​лах
межличностных отношений, в том числе отражённых в художественных произведениях;
духовно-нравственного воспитания:
— признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
— проявление сопереживания, уважения и доброжелатель​ ности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
— неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка); эстетического воспитания:
— уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
— стремление к самовыражению в разных видах художе​ственной деятельности, в том числе в искусстве слова; осозна​ние важности русского языка как средства общения и самовы​ражения; физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: — соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации в процессе языкового образования;
— бережное отношение к физическому и психическому здо​ровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и пра​вил общения;
трудового воспитания:
— осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудо​вой деятельности, интерес к различным профессиям, возника​ющий при обсуждении примеров из художественных произве​дений;
экологического воспитания:



— бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
— неприятие действий, приносящих ей вред;
ценности научного познания:
— первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира); — познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, актив​ность и
самостоятельность в его познании.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия.

Базовые логические действия:
— сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматиче​ский признак, лексическое значение и др.); устанавливать аналогии языковых единиц;
— объединять объекты (языковые единицы) по определённо​му признаку;
— определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы;
— находить в языковом материале закономерности и проти​воречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языко​выми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц;
— выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, фор​мулировать запрос на дополнительную информацию;
— устанавливать причинно​следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.

Базовые исследовательские действия:
— с помощью учителя формулировать цель, планировать из​менения языкового объекта, речевой ситуации;
— сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
— проводить по предложенному плану несложное лингви​стическое мини​-исследование,
выполнять по предложенному плану проектное задание;
— формулировать выводы и подкреплять их доказательства​ми на основе результатов
проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала; — прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

Работа с информацией:
— выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения;
— согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в слова​рях, справочниках;
— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику); — соблюдать с помощью взрослых (педагогических работни​ков, родителей, законных



представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);
— анализировать и создавать текстовую, видео​, графиче​скую, звуковую информацию в соответствии с учебной зада​чей;
— понимать лингвистическую информацию, зафиксирован​ную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации.

К концу обучения в начальной школе у обучающегося форми​руются коммуникативные
универсальные учебные действия
Общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмо​ции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
— проявлять уважительное отношение к собеседнику, со​блюдать правила ведения диалоги и дискуссии;
— признавать возможность существования разных точек зрения;
— корректно и аргументированно высказывать своё мне​ние;
— строить речевое высказывание в соответствии с постав​ленной задачей;
— создавать устные и письменные тексты (описание, рас​суждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
— готовить небольшие публичные выступления о результа​тах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини​-исследования, проектного задания;
— подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

К концу обучения в начальной школе у обучающегося форми​руются регулятивные универсальные учебные действия.

Самоорганизация:
— планировать действия по решению учебной задачи для по​лучения результата;

— выстраивать последовательность выбранных действий.

Самоконтроль:
— устанавливать причины успеха/неудач учебной деятель​ности;
— корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок; — соотносить результат деятельности с поставленной учеб​ной задачей по выделению,
характеристике, использованию языковых единиц;
— находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить
орфографическую и пунктуационную ошибку;
— сравнивать результаты своей деятельности и деятельно​сти одноклассников, объективно оценивать их по предложен​ным критериям.

Совместная деятельность:

— формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (ин​дивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учи​телем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
— принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;
— ответственно выполнять свою часть работы;



— оценивать свой вклад в общий результат;
— выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу обучения в третьем классе обучающийся научится:
— объяснять значение русского языка как государственного языка Российской Федерации; — характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;
— производить звуко​буквенный анализ слова (в словах с ор​фограммами; без транскрибирования); — определять функцию разделительных мягкого и твёрдого знаков в словах; устанавливать соотношение звукового и буквенного состава, в том числе с учётом функций букв е, ё, ю, я, в словах с разделительными ь, ъ, в словах с непроизносимыми согласными;
— различать однокоренные слова и формы одного и того же слова; различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями (без называния термина); различать однокоренные слова и синонимы;
— находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс;
— выявлять случаи употребления синонимов и антонимов; подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи;
— распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи); — определять значение слова в тексте;
— распознавать имена существительные; определять грам​матические признаки имён
существительных: род, число, па​деж; склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;
— распознавать имена прилагательные; определять грамма​тические признаки имён
прилагательных: род, число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам, числам, родам (в единственном числе) в соответствии с падежом, числом и родом имён существительных;
— распознавать глаголы; различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?»; определять грамматические признаки глаголов: форму времени, число, род (в про​шедшем времени); изменять глагол по временам (простые слу​чаи), в прошедшем времени — по родам; — распознавать личные местоимения (в начальной форме); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов в тексте;
— различать предлоги и приставки;
— определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;
— находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
— распознавать распространённые и нераспространённые предложения; находить место
орфограммы в слове и между словами на изученные правила; применять изученные правила правописания, в том числе непроверяемые гласные и согласные (пере​чень слов в орфографическом словаре учебника); непроизносимые согласные в корне слова; разделительный твёрдый знак; мягкий знак после шипящих на конце имён существи​тельных; не с глаголами; раздельное написание предлогов со словами;
— правильно списывать слова, предложения, тексты объ​ёмом не более 70 слов;
— писать под диктовку тексты объёмом не более 65 слов с учётом изученных правил
правописания;
— находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
— понимать тексты разных типов, находить в тексте задан​ную информацию;



— формулировать простые выводы на основе прочитанной (услышанной) информации устно и письменно (1—2 предложения);
— строить устное диалогическое и монологическое выска​зывание (3—5 предложений на определённую тему, по наблюдениям) с соблюдением орфоэпических норм, правильной ин​тонации; создавать небольшие устные и письменные тексты (2—4 предложения), содержащие приглашение, просьбу, изви​нение, благодарность, отказ, с использованием норм речевого этикета;
— определять связь предложений в тексте (с помощью личных местоимений, синонимов, союзов и, а, но);
— определять ключевые слова в тексте;
— определять тему текста и основную мысль текста;
— выявлять части текста (абзацы) и отражать с помощью ключевых слов или предложений их смысловое содержание;
— составлять план текста, создавать по нему текст и коррек​тировать текст;
— писать подробное изложение по заданному, коллективно или самостоятельно составленному плану;
— объяснять своими словами значение изученных понятий, использовать изученные понятия; — уточнять значение слова с помощью толкового словаря.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Дата
изучения

Виды деятельности

Виды,
формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

Раздел 1. Сведения о русском языке

1.1.

Русский язык как государственный язык Российской Федерации. Знакомство с различными методами познания языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент

1

0

1


Коллективное прочтение статьи 68 Конституции
Российской Федерации: «1. Государственным языком Российской Федерации на всей её территории является русский язык как язык государствообразующего народа, входящего в многона​циональный союз равноправных народов Российской Феде​рации»;
Рассказ​пояснение учителя на тему «Русский язык как государственный язык Российской Федерации»;

Практическая работа;


Итого по разделу:

1


Раздел 2. Фонетика и графика

2.1.

Повторение: звуки русского языка: гласный/согласный, гласный ударный/безударный, согласный твёрдый/мягкий, парный/непарный, согласный глухой/звонкий, парный/непарный; функции
разделительных мягкого и твёрдого знаков, условия использования на письме разделительных мягкого и твёрдого знаков

1

0

1


Комментированное выполнение задания, связанного с объ​яснением различий в звуко​буквенном составе слов с разделительными ь и ъ, в словах с непроизносимыми соглас​ными;
Работа в группах: определение соотношения количества звуков и букв в предложенном наборе слов, заполнение таблицы с тремя колонками: количество звуков равно количеству букв, количество звуков меньше количества букв, количество звуков больше количества букв;

Практическая работа;


2.2.

Соотношение звукового и буквенного состава в словах с
разделительными ь и ъ, в словах с непроизносимыми согласными

0.5

0

0.5


Упражнение: определить существенный признак для класси​фикации звуков;
Самостоятельная работа по систематизации информации: записывать предложенный набор слов в алфавитном порядке;

Практическая работа;


2.3.

Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами

0.5

0

0.5


Дифференцированное задание: нахождение ошибок при выполнении задания расставить фамилии в алфавитном порядке;
Практическая работа: расставить книги в библиотечном уголке класса в алфавитном порядке, ориентируясь на фамилию автора;

Практическая работа;


Итого по разделу:

2


Раздел 3. Лексика




3.1.

Повторение: лексическое значение слова.

2

0

2


Учебный диалог «Как можно узнать значение
незнакомого слова?»;
Рассказ учителя «Способы толкования лексического значе​ния слова»;
Практическая работа с учебным толковым словарём, поиск в словаре значений нескольких слов, целью работы является освоение в процессе практической деятельности принципа построения толкового словаря;

Практическая работа;


3.2.

Прямое и переносное значение слова (ознакомление).

2

0

2


Наблюдение за употреблением слов в переносном
значении с использованием юмористических рисунков; Комментированное выполнение заданий, направленных на развитие умения анализировать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении;
Работа в парах: нахождение в тексте слов в переносном значении;

Практическая работа;


3.3.

Устаревшие слова (ознакомление)

1

0

1


Работа в парах: соотнесение устаревших слов с их
современ​ными синонимами;
Работа в группах: нахождение в тексте устаревших слов и установление их значения;

Практическая работа;


Итого по разделу:

5


Раздел 4. Состав слова (морфемика)

4.1.

Повторение: корень как обязательная часть слова; однокоренные (родственные) слова; признаки однокоренных (родственных) слов; различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями; выделение в словах корня (простые случаи); окончание как изменяемая часть слова.

3

0

3


Учебный диалог «Чем похожи родственные слова, чем они различаются? Как найти корень слова?»;
Наблюдение за группами родственных слов, поиск для каждой группы слова, с помощью которого можно
объяснить значение родственных слов;
Упражнение: выделение корня в предложенных словах с опорой на алгоритм выделения корня;
Комментированный анализ текста: поиск в нём
родственных слов;
Работа в парах: обнаружение среди родственных слов слова с омонимичным корнем;

Практическая работа;


4.2.

Однокоренные слова и формы одного и того же слова. Корень, приставка, суффикс — значимые части слова. Нулевое окончание (ознакомление)

5

1

4


Работа в группах: анализ текста с установкой на поиск в нём слов с заданными приставками/суффиксами;
Наблюдение за словами с нулевым окончанием;
Совместное построение алгоритма разбора слова по составу;
Тренинг в разборе слов по составу в соответствии с отрабаты​ваемым алгоритмом, корректировка с помощью учителя своих учебных действий для преодоления
ошибок при выделении в слове корня, окончания,
приставки, суффикса;
Комментированное выполнение анализа заданных схем состава слова и подбор слов заданного состава;

Практическая работа;
Диктант;


Итого по разделу:

8


Раздел 5. Морфология




5.1.

Части речи.

Имя существительное: общее значение, вопросы, употребление в речи.

2

0

2


Учебный диалог «По каким признакам мы распределяем слова по частям речи?»;
Составление по результатам диалога таблицы «Части речи», по горизонтали в строках таблицы отражены
следующие параметры: «Значение», «Вопросы», «Какие признаки не изменяются», «какие признаки изменя​ются»; Упражнение: группировка предложенного набора слов на основании того, какой частью речи они являются;
Наблюдение за грамматическими признаками имён суще​‐ствительных, соотнесение сделанных выводов с
информаци​ ей в учебнике;

Практическая работа;


5.2.

Имена существительные единственного и множественного числа.

1

0

1


Наблюдение за грамматическими признаками имён суще​‐ствительных, соотнесение сделанных выводов с
информаци​ ей в учебнике;
Дифференцированное задание: нахождение в ряду имён существительных такого слова, которое по какому​-то грамматическому признаку отличается от остальных слов в ряду;

Практическая работа;


5.3.

Имена существительные мужского, женского и среднего рода.

2

0

2


Наблюдение за грамматическими признаками имён суще​‐ствительных, соотнесение сделанных выводов с
информаци​ ей в учебнике;
Работа в парах: нахождение у группы имён
существительных грамматического признака, который объединяет эти имена существительные в группу;
Практическая работа: изменение имён существительных по указанному признаку;

Практическая работа;


5.4.

Падеж имён существительных. Определение падежа, в котором
употреблено имя существительное. Изменение имён существительных по падежам и числам (склонение)

2

1

1


Наблюдение за грамматическими признаками имён суще​‐ствительных, соотнесение сделанных выводов с
информаци​ ей в учебнике;
Работа в парах: нахождение у группы имён
существительных грамматического признака, который объединяет эти имена существительные в группу;

Устный
опрос;
Практическая работа;


5.5.

Имена существительные 1, 2, 3-го склонения.

4

1

3


Работа в парах: нахождение у группы имён
существительных грамматического признака, который объединяет эти имена существительные в группу;
Практическая работа: изменение имён существительных по указанному признаку;
Работа в группах: объединение имён существительных в группы по определённому признаку (например, род или число);

Письменный контроль;
Практическая работа;


5.6.

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.

3

1

2


Практическая работа: изменение имён существительных по указанному признаку;
Работа в группах: объединение имён существительных в группы по определённому признаку (например, род или число);
Дифференцированное задание: нахождение в ряду имён существительных такого слова, которое по какому​-то грамматическому признаку отличается от остальных слов в ряду;

Практическая работа;
Диктант;





5.7.

Имя прилагательное: общее значение, вопросы, употребление в речи.

2

0

2


Наблюдение за соотнесением формы имени
прилагательного с формой имени существительного, формулирование вывода по результатам наблюдения, соотнесение собственных выводов с информацией в учебнике;

Практическая работа;


5.8.

Зависимость формы имени прилагательного от формы имени
существительного. Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам (кроме имён прилагательных на -ий, -ов, -ин).

4

1

3


Комментированное выполнение задания на нахождение грамматических признаков имён прилагательных;
Практическая работа: поиск ошибок на согласование имён существительных и имён прилагательных,
исправление найденных ошибок;

Письменный контроль;
Практическая работа;


5.9.

Склонение имён прилагательных.

4

0

4


Практическая работа: поиск ошибок на согласование имён существительных и имён прилагательных, исправление найденных ошибок;

Практическая работа;


5.10.

Местоимение (общее представление).

1

0

1


Наблюдение за ролью местоимений в тексте;

Практическая работа;


5.11.

Личные местоимения, их употреб​ление в речи. Использование личных местоимений для устранения неоправданных повторов в тексте.

3

1

2


Практическая работа: корректировка текста,
заключающая​ся в замене повторяющихся в тексте имён существительных соответствующими местоимениями; Работа в группах: определение уместности употребления местоимений в тексте, обнаружение речевых ошибок, связанных с неудачным употреблением местоимений;

Практическая работа;
Тестирование;


5.12.

Глагол: общее значение, вопросы, употребление в речи.

2

0

2


Наблюдение за грамматическими признаками глаголов (число, время, род в прошедшем времени),
формулирование выводов по результатам наблюдений, соотнесение собствен​ных выводов с информацией в учебнике;

Практическая работа;


5.13.

Неопределённая форма глагола.

3

0

3


Наблюдение за грамматическими признаками глаголов (число, время, род в прошедшем времени),
формулирование выводов по результатам наблюдений, соотнесение собствен​ных выводов с информацией в учебнике;
Работа в парах: группировка глаголов на основании изучен​ных грамматических признаков;

Письменный контроль;
Практическая работа;


5.14.

Настоящее, будущее, прошедшее время глаголов.

4

1

3


Наблюдение за грамматическими признаками глаголов (число, время, род в прошедшем времени),
формулирование выводов по результатам наблюдений, соотнесение собствен​ных выводов с информацией в учебнике;
Практическая работа: анализ текста на наличие в нём глаголов, грамматические характеристики которых даны (из числа изученных);

Письменный контроль;
Практическая работа;


5.15.

Изменение глаголов по временам, числам. Род глаголов в прошедшем времени.

5

1

4


Творческая работа: трансформировать текст, изменяя время глагола;
Обсуждение правильности соотнесения глаголов и граммати​ческих характеристик (из числа изученных); Работа в парах: группировка глаголов на основании изучен​ных грамматических признаков;

Устный
опрос;
Практическая работа;





5.16.

Частица не, её значение

1

0

1


Обсуждение правильности соотнесения глаголов и граммати​ческих характеристик (из числа изученных); Работа в парах: группировка глаголов на основании изучен​ных грамматических признаков;

Практическая работа;


Итого по разделу:

43


Раздел 6. Синтаксис

6.1.

Предложение. Установление при помощи смысловых
(синтаксических) вопросов связи между словами в предложении.

3

0

3


Комментированное выполнение задания: выписать из предложения пары слов, от одного из которых к другому можно задать смысловой (синтаксический) вопрос;
Самостоятельная работа: установление при помощи
смысло​вых (синтаксических) вопросов связи между
словами в предложении;
Учебный диалог, направленный на актуализацию знаний о видах предложений по цели высказывания и по эмоцио​‐нальной окраске;

Практическая работа;


6.2.

Главные члены предложения — подлежащее и сказуемое.

4

1

3


Работа в группах: соотнесение предложений и их
характери​стик (цель высказывания, эмоциональная окраска);
Совместное составление алгоритма нахождения главных членов предложения;
Упражнения на нахождение подлежащих и сказуемых;

Практическая работа;
Диктант;


6.3.

Второстепенные члены предложения (без деления на виды).

2

0

2


Совместное составление алгоритма нахождения главных членов предложения;
Упражнения на нахождение подлежащих и сказуемых;

Практическая работа;


6.4.

Предложения распространённые и нераспространённые.

2

0

2


Дифференцированное задание: определение признака классификации предложений;
Работа в парах: классификация предложений;

Практическая работа;


6.5.

Наблюдение за однородными членами предложения с союзами и, а, но и без союзов

2

1

1


Творческое задание: составление предложений с
однородны​ми членами;
Проверочная работа, направленная на проверку
ориентации в изученных понятиях: подлежащее,
сказуемое, второсте​пенные члены предложения, умения соотносить понятие с его краткой характеристикой, объяснять своими словами значение изученных понятий;

Письменный контроль;
Практическая работа;


Итого по разделу:

13


Раздел 7. Орфография и пунктуация

7.1.

Повторение правил правописания, изученных в 1 и 2 классах.

8

1

7


Учебный диалог «Как планировать свои действия по реше​нию орфографической задачи?», по результатам диалога актуализация последовательности действий по проверке изученных орфограмм;
Моделирование алгоритмов применения изучаемых в данном классе орфографических правил, следование составленным алгоритмам;
Работа в парах: группировка слов по месту орфограммы;

Устный
опрос;
Практическая работа;
Диктант;





7.2.

Формирование орфографической зоркости: осознание места
возможного возникновения орфографической ошибки, использование различных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. .

16

1

15


Работа в группах: группировка слов, написание которых можно объяснить изученными правилами, и слов,
написание которых изученными правилами объяснить нельзя;
Комментированное выполнение анализа текста на
наличие в нём слов с определённой орфограммой;
Оценивание собственного результата выполнения
орфогра​фической задачи, корректировка с помощью учителя своих действий для преодоления ошибок при списывании текстов и записи под диктовку;
Создание ситуации выбора для оценки своих
возможностей при выборе упражнений на закрепление орфографического материала;

Устный
опрос;
Практическая работа;
Тестирование; Диктант;


7.3.

Использование орфографического словаря для определения
(уточнения) написания слова. Контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов

8

1

7


Работа в парах: группировка слов по типу орфограммы; Работа в группах: группировка слов, написание которых можно объяснить изученными правилами, и слов,
написание которых изученными правилами объяснить нельзя;
Комментированное выполнение анализа текста на
наличие в нём слов с определённой орфограммой;

Письменный контроль;
Практическая работа;


7.4.

Ознакомление с правилами правописания и их применение:
- разделительный твёрдый знак;
- непроизносимые согласные в корне слова;
- мягкий знак после шипящих на конце имён существительных;- безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных (на уровне наблюдения);
- раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
- непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в
орфографическом словаре учебника);
- раздельное написание частицы не с глаголами

18

2

16


Работа в группах: группировка слов, написание которых можно объяснить изученными правилами, и слов,
написание которых изученными правилами объяснить нельзя;
Упражнение на развитие контроля: нахождение
орфографи​ческих ошибок (с указанием на их количество и без такого указания);
Оценивание собственного результата выполнения
орфогра​фической задачи, корректировка с помощью учителя своих действий для преодоления ошибок при списывании текстов и записи под диктовку;
Создание ситуации выбора для оценки своих
возможностей при выборе упражнений на закрепление орфографического материала;

Устный
опрос;
Письменный контроль;
Практическая работа;
Диктант;


Итого по разделу:

50


Раздел 8. Развитие речи

8.1.

Нормы речевого этикета: устное и письменное приглашение, просьба, извинение, благодарность, отказ и др.

3

0

3


Учебный диалог «Чем различаются тема текста и
основная мысль текста? Как определить тему текста? Как определить основную мысль текста?»;
Комментированное выполнение задания на определение темы и основной мысли предложенных текстов;

Практическая работа;


8.2.

Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения.

3

0

3


Самооценка собственной речевой культуры во время обще​ния;
Творческие работы: создание с использованием норм речевого этикета небольших устных и письменных
текстов, содержа​щих
приглашение/просьбу/извинение/благодарность/отказ; Речевой тренинг: подготовка небольшого выступления о результатах групповой работы, наблюдения,
выполненного мини​исследования, проектного задания;

Устный
опрос;
Практическая работа;





8.3.

Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.

2

0

2


Практическая работа: анализ и корректировка текстов с нарушенным порядком предложений;
Практическая работа: нахождение в тексте смысловых пропусков;
Совместное составление плана текста;

Практическая работа;


8.4.

Формулировка и аргументирование собственного мнения в диалоге и дискуссии. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Умение контролировать (устно
координировать) действия при проведении парной и групповой работы.

4

1

3


Работа в группах: соотнесение текста и нескольких вариан​тов плана этого текста, обоснование выбора
наиболее удачно​го плана;
Практическая работа: воспроизведение текста в соответствии с заданием: подробно, выборочно;
Творческие задания: создавать устные и письменные тексты разных типов (описание, рассуждение,
повествование);

Устный
опрос;
Практическая работа;


8.5.

Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе: признаки текста, тема текста, основная мысль текста, заголовок, корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев.

3

0

3


Практическая работа: воспроизведение текста в соответ​‐ствии с заданием: подробно, выборочно;
Наблюдение за тремя текстами разного типа
(повествование, описание, рассуждение) на одну тему, формулирование выводов об особенностях каждого из трёх типов текстов;
Обобщение результатов проведённого наблюдения при составлении таблицы «Три типа текстов», в строках таблицы отражены следующие параметры сравнения текстов: «Цель создания текста», «Особенности
построения текста», «Осо​бенности языковых средств»;

Устный
опрос;
Практическая работа;


8.6.

План текста. Составление плана текста, написание текста по заданному плану. Связь предложений в тексте с помощью личных местоимений, синонимов, союзов и, а, но.

3

0

3


Совместное составление плана текста;
Работа в парах: составление плана предложенного текста; Работа в группах: соотнесение текста и нескольких
вариан​тов плана этого текста, обоснование выбора
наиболее удачно​го плана;
Практическая работа: воспроизведение текста в соответствии с заданием: подробно, выборочно;

Практическая работа;
Тестирование;


8.7.

Ключевые слова в тексте.

Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.

3

0

3


Работа в группах: выбор наиболее подходящего для каждой из предложенных ситуаций типа текста (с опорой на таблицу «Три типа текстов»);
Творческие задания: создавать устные и письменные тексты разных типов (описание, рассуждение,
повествование);

Практическая работа;


8.8.

Знакомство с жанром письма, поздравительной открытки, объявления.

2

0

2


Творческие работы: создание с использованием норм речевого этикета небольших устных и письменных текстов, содержа​щих
приглашение/просьбу/извинение/благодарность/отказ;

Практическая работа;


8.9.

Изложение текста по коллективно или самостоятельно составленному плану.

4

1

3


Работа в группах: выбор наиболее подходящего для
каждой из предложенных ситуаций типа текста (с опорой на таблицу «Три типа текстов»);
Творческие задания: создавать устные и письменные тексты разных типов (описание, рассуждение,
повествование);
Практическая работа: построение речевого высказывания в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;

Письменный контроль;
Практическая работа;





8.10

Изучающее, ознакомительное чтение

3

0

3


Учебный диалог «Чем различаются тема текста и
основная мысль текста? Как определить тему текста? Как определить основную мысль текста?»;
Комментированное выполнение задания на определение темы и основной мысли предложенных текстов;
Дифференцированное задание: нахождение ошибок в определении темы и основной мысли текста;

Практическая работа;


Итого по разделу:

30


Резервное время

18


ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

170

17

135



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Канакина В.П., Горецкий В.Г., Русский язык (в 2 частях). Учебник. 3 класс. Акционерное общество«Издательство «Просвещение»;
Введите свой вариант:

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ методическое пособие

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТМАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ