11
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе нормативных документов:
федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 № 1089);
примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации;
программы общеобразовательных учреждений. Русский язык, 5-11 классы. -Автор-составитель С.И. Львова. М.: Мнемозина, 2009 год;
Положения о рабочей программе МБОУ- Чемерновской СОШ.
Изучение русского языка на второй ступени направлено на достижение следующих целей:
развитие мышления и речи учащихся, их эмоционально-волевой сферы; логического мышления;
формирование представления о роли языка в жизни людей и богатстве русского языка;
формирование потребности в речевом самосовершенствовании;
совершенствование языковой, коммуникативной компетенций, необходимых для успешной учебной и трудовой деятельности.
совершенствование основных общеучебных умений: коммуникативных (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальных (умение сравнивать и сопоставлять, анализировать и синтезировать, абстрагировать и обобщать, оценивать и классифицировать), информационных (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационных (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Общая характеристика учебного предмета
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 9 классе развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для 9 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом. Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы.
Место учебного предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка в 9 классе – 68 часов, 2 часа в неделю.
Программой предусмотрено следующее количество контрольных работ и часов по развитию речи:
Развитие речи: 20 часов
Контрольные изложения - 3
Контрольные домашние сочинения – 2
Контрольные классные сочинения – 2
Контрольные диктанты – 3
Характеристика содержания календарно-тематического планирования
Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 9 классе соответствует программе С.И.Львовой, предусмотрены уроки по развитию речи.
Содержание обучения
Русский литературный язык (3ч.)
Основные формы существования национального русского языка: русский литературный язык,
территориальные диалекты (народные говоры), социальные диалекты (жаргоны) и просторечия.
Понятие о литературном языке. Нормированность (наличие норм) - основная отличительная особенность русского литературного языка.
Языковая норма и ее признаки. Виды норм русского литературного языка: орфоэпические, лексические, морфологические, орфографические, синтаксические, стилистические, орфографические и пунктуационные. Виды лингвистических словарей (обобщение).
Культура речи как раздел лингвистики. Культура речи и культура поведения человека. Понятие экологии языка.
Повторение изученного в 5-8 классах (7 ч.)
Основные единицы языка: звук (фонемы), морфема, слово, словосочетание, предложение. Трудные случаи синтаксического и пунктуационного анализа предложения. Трудные случаи орфографии и пунктуации. Вопрос о тексте как единице языка и речи.
Текстоведение (7 ч.)
Текст и его признаки (обобщение).
Основные требования к содержанию текста: соответствие его теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, последовательность изложения, правильность выделения абзацев, правильность выделения абзацев, достоверность фактического материала и др.
Основные средства связи предложений в тексте: лексические (лексический повтор, синонимы, антонимы), морфологические (союзы, союзные слова, частицы, местоимения, наречия и др.), синтаксические (вводные слова, синтаксический параллелизм, порядок слов и др.), комбинированные. Анафора как риторическая фигура речи.
Рассуждение как тип речи и его виды (доказательство, объяснение, размышление).
Коммуникативная цель рассуждения (объяснить собеседнику что-либо, убедить его в чем-либо). Структура текста-рассуждения. Рецензия, отзыв, эссе как речевые жанры. Основные речевые стандарты (клише), помогающие реализовать коммуникативный замысел в процессе комментирования содержания текста, выявления и формулирования позиции автора и изложения собственного мнения. Публичная речь как разновидность устной речи, обращенной к аудитории, рассчитанной на публику. Соответствие публичной речи научному или публицистическому стилю. Основные требования к публичному выступлению.
Чтение и изложение текста. Основные этапы подготовки и написания изложения на основе прочитанного или прослушанного текста. Основные приемы сокращения информации при написании сжатого текста: исключение второстепенной информации, обобщение необходимой информации, замена прямой речи косвенной, исключение повторов материалов, перегруппировка материала, объединение частей текста.
Сочинение текста. Основные этапы создания текста: определение темы и основной мысли текста; обдумывание содержания текста и подготовка рабочих материалов; создание текста; редактирование текста.
Сложное предложение как единица синтаксиса (2ч)
Сложное предложение как единица синтаксиса.
Сложное предложение как смысловое, структурное и интонационное единство. Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения: интонация, союзы, союзные слова. Бессоюзные и союзные сложные предложения.
Сложносочиненное предложение (6 ч.)
Сложносочиненное предложение, его грамматические признаки. Строение сложносочиненного предложения. Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения и способы их выражения: соединительные отношения, противительные отношения, разделительные отношения.
Сложноподчиненное предложение (15 ч.)
Сложноподчиненное предложение, его грамматические признаки.
Строение сложноподчиненного предложения: главная и придаточная часть, их единство (смысловое, интонационное, грамматическое).
Средства связи частей сложноподчиненного предложения: интонация, подчинительные союзы, союзные слова. Использование указательных слов в сложноподчиненных предложениях.
Смысловые и стилистические различия сложноподчиненных предложений с синонимическими союзами.
Виды придаточных предложений по характеру смысловой связи между частями и значению подчинительных союзов, союзных слов: определительные, изъяснительные, обстоятельственные. Сложные предложения с двумя или несколькими придаточными.
Виды подчинительной связи в сложных предложениях с двумя или несколькими придаточными: соподчинение, последовательное подчинение, сочетание в предложении соподчинения и последовательного подчинения.
Бессоюзное сложное предложение (7 ч.)
Бессоюзное предложение, его грамматические особенности.
Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Виды бессоюзного сложного предложения в зависимости от смысловых отношений между его частями: со значением перечисления; со значением причины, пояснения, дополнения; со значением времени, условия; следствия, сравнения; противопоставления или неожиданного, резкого присоединения, быстрой смены событий.
Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи (7 ч.)
Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи.
Структурные особенности сложного предложения с разными видами синтаксической связи. Основные разновидности предложений в зависимости от сочетания видов связи: сочинительная и подчинительная, подчинительная и бессоюзная; сочинительная и бессоюзная; сочинительная, подчинительная и бессоюзная. Интонационные и пунктуационные особенности сложных предложений с разными видами союзной и бессоюзной связи. Период как особая форма организации сложных предложений
Синтаксические конструкции с чужой речью (6 ч.)
Основные способы передачи чужой речи: предложения с прямой речью, сложноподчиненные предложения с косвенной речью, простые предложения с дополнением, называющим тему чужой речи, предложения с вводными конструкциями. Прямая и косвенная речь. Несобственно-прямая речь. Диалог и его основные виды: диалог этикетного характера, диалог-расспрос, диалог-побуждение к действию, диалог-обмен мнениями и др.
Цитирование как способ передачи чужой речи. Различные способы цитирования: в форме прямой или косвенной речи, а также с помощью специальных вводных конструкций. Основные требования к цитированию.
Повторение (8 ч.)
Трудные случаи пунктуации.
Требования к уровню подготовки обучающихся по предмету
Основные умения и навыки
Речевая деятельность.
Аудирование. Фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа; формулировать вопросы по содержанию текста; сопоставлять два и более прослушанных текстов, сравнивая их содержание, основную мысль и авторскую позицию; замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка.
Чтение. Понимать коммуникативную цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения; составлять тезисный план, конспект прочитанного текста; отвечать на вопросы по содержанию текста, используя при этом информацию, содержащуюся в тексте в явном или неявном виде; сопоставлять прочитанный и прослушанный тексты, сравнивая их содержание, основную мысль и авторскую позицию; оценивать степень понимания содержания прочитанного текста; прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического текста.
Говорение. Создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы; владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики); строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка (Причастие — это особая форма глагола или самостоятельная часть речи?).
Письмо. Владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы; достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану), правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания; писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства; вводить в текст изложения элементы сочинения (типа рассуждения, описания, повествования); писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста; комментировать позицию авторов по затронутой в исходном тексте проблеме и формулировать собственное отношение к ней; составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма, раскрывая тему, основную мысль и добиваясь последовательности и связности изложения; формулировать основную мысль сочинения-рассуждения, убедительно аргументировать свою точку зрения, приводя не менее двух доказательств; уместно употреблять цитирование и разные средства связи предложений; осуществлять речевой самоконтроль, оценивая собственное изложение и сочинение с точки зрения содержания и языкового оформления; составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента из большой статьи); совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании высказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки; использовать лингвистические словари при написании сочинения, изложения и редактировании текста.
Текстоведение. Проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основная мысль, тип речи, стиль, средства связи предложений, строение текста, языковые и речевые средства, характерные для данного текста); оценивать изобразительно-выразительные средства языка, использованные в тексте.
Фонетика и орфоэпия. Правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения; анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм.
Морфемика и словообразование. Владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре; толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа лог, поли, фон и т. п.); пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей; опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов.
Лексикология и фразеология. Разъяснять лексическое значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их употреблять; пользоваться разными видами толковых словарей; верно использовать термины в текстах научного стиля; оценивать свою и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка.
Морфология. Распознавать части речи и их формы в трудных случаях; правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей; определять синтаксическую роль слов разных частей речи; опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа.
Орфография. Применять орфографические правила, объяснять правописание слов с труднопроверяемыми орфограммами. Пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов. Проводить орфографический анализ текста.
Синтаксис и пунктуация. Различать изученные виды простых и сложных предложений; интонационно выразительно читать предложения изученных видов; составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировать предложения по заданным схемам; уместно пользоваться синтаксическими синонимами; правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной; проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения; устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения; использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи. Применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания в простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические обозначения; строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений; самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила; проводить пунктуационный анализ текста; аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации.
Учебно-методическое обеспечение
Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык, 5-11 классы. -Автор-составитель С.И. Львова. М.: Мнемозина, 2009 год.
С.И. Львова, В.В. Львов. «Русский язык. 9 класс» (в двух частях).- М.:«Мнемозина», 2008 г., 2012 г. (электронная версия).
И.В.Текучева. Тесты по русскому языку. 9 класс. - М.: Экзамен, 2007 г.
Львов В.В. Тесты по русскому языку: 9 класс: к учебнику С.И. Львовой, В.В. Львова «Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений»/ В.В.Львов, Ю.Н.Гостева. –М.: Издательство «Экзамен», 2013 (электронная версия).
Павлова Т.И., Раннева Н.А. Сочинение-рассуждение на экзамене. Знаю. Понимаю. Могу: рабочая тетрадь по русскому языку. 8-9 классы/ Т.И. Павлова, Н.А.Раннева. – Ростов н/Д: Легион, 2010.
Диск « Тесты по русскому языку. Готовимся к ЕГЭ».
Диск «Репетитор по русскому языку. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия».
Диск «Русский язык.5-11 классы. Справочник школьника».
http://fcior.edu.ru/
http://school-collection.edu.ru/
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | № урока в теме | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Примечание |
План. | Факт. |
I четверть – 16 ч. Р.р. – 9 ч. К.р. – 1 ч. |
Русский литературный язык (3 часа) |
| 1 | Р.р.Русский литературный язык | 1 | | | |
| 2 | Р.р. Культура речи. Нормы русского литературного языка | 1 | | | |
| 3 | Контрольная диагностическая работа | 1 | | | |
Повторение изученного в 5 – 8 классах (7 часов) |
| 1 | Фонетика, словообразование, лексика | 1 | | | |
| 2 | Грамматика: морфология, синтаксис | 1 | | | |
| 3 | Грамматика: морфология, синтаксис (продолжение) | 1 | | | |
| 4 | Правописание: орфография и пунктуация | 1 | | | |
| 5 | Правописание: орфография и пунктуация (продолжение) | 1 | | | |
| 6 | Р.р. Сжатое изложение | 1 | | | |
| 7 | Тестирование по теме «Повторение изученного в 5 – 8 классах» | 1 | | | |
Текстоведение (7 часов) |
| 1 | Р.р.Текст и его признаки. | 1 | | | |
| 2 | Р.р.Рассуждение как тип речи. Словарный диктант | 1 | | | |
| 3 | Р.р.Рецензия как речевой жанр | 1 | | | |
| 4 | Р.р. Классное контрольное сочинение №1 | 1 | | | |
| 5 | Р.р.Публичная речь | 1 | | | |
| 6 | Р.р. Изложение | 1 | | | |
II четверть – 14 ч. Р.р. – 2 ч. К.р. – 1 ч. |
| 7 | Работа с текстом (по материалам ОГЭ) | 1 | | | |
Синтаксис и пунктуация (43 часа) Сложное предложение (37 часов) |
Сложное предложение как единица синтаксиса (2 часа) |
| 1 | Сложное предложение | 1 | | | |
|
| 2 | Сложное предложение (продолжение) | 1 | | | |
Сложносочиненное предложение (6 часов) |
| 1 | Понятие о сложносочиненном предложении | 1 | | | |
| 2 | Виды сложносочиненных предложений | 1 | | | |
| 3 | Виды сложносочиненных предложений (продолжение) | 1 | | | |
| 4 | Р.р. Контрольное сжатое изложение №1 | 1 | | | |
| 5 | Виды сложносочиненных предложений (закрепление) | 1 | | | |
| 6 | Контрольный диктант № 1 по теме «Сложносочиненное предложение» | 1 | | | |
Сложноподчиненное предложение (15 часов) |
| 1 | Понятие о сложноподчиненном предложении. Словарный диктант | 1 | | | |
| 2 | Виды сложноподчиненных предложений | 1 | | | |
| 3 | Комплексная проверочная работа по итогам первого полугодия | 1 | | | |
| 4 | Р.р. Контрольное классное сочинение № 2 | 1 | | | |
| 5 | Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными | 1 | | | |
III четверть – 20 ч. Р.р. – 5 ч. К.р.– 1 ч. |
| 6 | Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными | 1 | | | |
| 7 | Сложноподчиненные предложения с придаточными места и времени | 1 | | | |
| 8 | Сложноподчиненные предложения с придаточными сравнения, образа действия и степени | 1 | | | |
| 9 | Р.р. Подготовка к домашнему сочинению №1 | 1 | | | |
| 10 | Сложноподчиненные предложения с придаточными цели и условия | 1 | | | |
| 11 | Сложноподчиненные предложения с придаточными причины и следствия | 1 | | | |
| 12 | Сложноподчиненные предложения с придаточным уступительным | 1 | | | |
| 13 | Сложноподчиненные предложения с придаточными разных видов | 1 | | | |
| 14 | Понятие о сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными | 1 | | | |
| 15 | Р.р. Контрольное изложение № 2 (по материалам ОГЭ) | 1 | | | |
Бессоюзное сложное предложение (7 часов) |
| 1 | Понятие о бессоюзном сложном предложении | 1 | | | |
| 2 | Виды бессоюзных сложных предложений. Словарный диктант | 1 | | | |
| 3 | Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях | 1 | | | |
| 4 | Р.р. Контрольное изложение №3 (по материалам ОГЭ) | 1 | | | |
| 5 | Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях (продолжение). Словарный диктант | 1 | | | |
| 6 | Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях (продолжение) | 1 | | | |
| 7 | Контрольный диктант № 2 по теме «Бессоюзное сложное предложение» | 1 | | | |
Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи (7 ч.) |
| 1 | Р.р.Понятие о сложном предложении с разными видами союзной и бессоюзной связи | 1 | | | |
| | Р.р. Сжатое изложение | | | | |
| 2 | Понятие о сложном предложении с разными видами союзной и бессоюзной связи | 1 | | | |
IV четверть – 18 ч. Р.р. – 4 ч. К.р. – 1 ч. |
| 3 | Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи (продолжение). | 1 | | | |
| 4 | Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи (обобщение) | 1 | | | |
| 6 | Р.р. Культура речи. Правильное употребление в речи сложных предложений | 1 | | | |
| 7 | Тест по теме «Бессоюзное сложное предложение» (по материалам ГИА) | 1 | | | |
Синтаксические конструкции с чужой речью (6 часов) |
| 1 | Способы передачи чужой речи | 1 | | | |
| 2 | Р.р. Подготовка к домашнему сочинению № 2 | 1 | | | |
| 3 | Знаки препинания в предложениях с прямой речью | 1 | | | |
| 4 | Пробный ОГЭ | 1 | | | |
| 5 | Пробный ОГЭ | 1 | | | |
| 6 | Цитаты и способы цитирования | 1 | | | |
Повторение изученного в 9 классе (8 часов) |
| 1 | Фонетика, словообразование, лексика | 1 | | | |
| 2 | Грамматика: морфология и синтаксис | 1 | | | |
| 3 | Грамматика: морфология и синтаксис | 1 | | | |
| 4 | Р.р.Культура речи | 1 | | | |
| 5 | Правописание: орфография и пунктуация | 1 | | | |
| 6 | Р.р.Работа с текстом (по материалам ОГЭ) | 1 | | | |
| 7 | Итоговый контрольный диктант № 3 по теме «Повторение изученного в 9 классе» | 1 | | | |
| 8 | Тренировочные упражнения по материалам ОГЭ | 1 | | | |