СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по русскому языку для обучающихся 7 класса адаптивной школы для детей с нарушением интеллектуального развития.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа предназначена для обучающихся 7 класса адаптивной школы для детей с нарушением интеллектуального развития. 

Основой для реализации учебных планов являются программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида; 5 – 9 классы. Под редакцией И.М. Бгажноковой, Москва, «Просвещение», 2013.

Для работы используется  учебник Э.В. Якубовской и Н.Г. Галунчиковой «Русский язык. Учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида», Москва, «Просвещение», 2015 год.

Просмотр содержимого документа
«Программа по русскому языку для обучающихся 7 класса адаптивной школы для детей с нарушением интеллектуального развития.»

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года за №273 и предназначена для обучения детей с нарушениями интеллектуального развития.

В учебном плане КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат» в образовательных компонентах 7 класса имеется предмет «Русский язык».

Основой для реализации учебных планов являются программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида; 5 – 9 классы. Под редакцией И.М. Бгажноковой, Москва, «Просвещение», 2013.

Для работы используется учебник Э.В. Якубовской и Н.Г. Галунчиковой «Русский язык. Учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида», Москва, «Просвещение», 2015 год.

Цель: развитие речи, мышления, воображения учащихся, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»; усвоение основ знаний из области фонетики, графики, грамматики, лексики, морфемики, овладение умением участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания.

Задачи:1. Овладение речевой деятельностью в разных видах.

2. Развитие речи учащихся, как средства общения и как способа коррекции мыслительной деятельности.

3. Формирование орфографического пунктуационного навыка, речевого умения, обеспечивающего восприятие, воспроизведение и создание высказывания в устной и письменной форме, обогащение словарного запаса, умение пользоваться словарями разных типов.

На изучение предмета «Русский язык» в 7 классе отводится 4 часа в неделю, 136 часов в год.

Из них в I четверти - час.

во II четверти - час.вIII четверти – час. в IV четверти – час.

С целью осуществления контроля ЗУН по разделам программы проводятся контрольные и проверочные работы после изучения больших тем, по окончании учебной четверти и учебного года.































2. Тематический план





п\п

Раздел, тема урока

Кол.

час.

Кален.

сроки

Наглядность

Словарная

работа



I.

Звуки и буквы.

5





1

Звуки и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки и буквы.

1



таблица


2

Разделительные ь и ъ знаки.

1





3

Ударные и безударные гласные. Правописание безударных гласных.

1



таблица


4

Звонкие и глухие согласные. Правописание парных согласных.

1



таблица


5

Твёрдые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных на письме.

1



таблица


II.

Предложение.

11





6

Простое предложение.

1



таблица


7

Предложения нераспространённые и распространённые.

1



таблица


8

Однородные члены предложения без союзов и с одиночным союзом И..

1



таблица


9

Свободный диктант.

1





10

Распространение предложений однородными членами.

1




сантиметр

11

Составление предложений с однородными членами.

1




километр

12

Подтверждение основной мысли текста фактами.

1





13

Обращение. Его место в предложении.

1



таблица


14

Употребление обращения в диалоге.

1



таблица

театр

15

Изложение с описанием предмета. (с.32, упр.38)

1



таблица


16

Деловое письмо. Заполнение конверта.

1



таблица


III.

Слово.







Состав слова

20





17

Корень, как часть слова. Однокоренные слова.

1



таблица, перфокарты

делегат

18

Приставка как часть слова. Образование слов с помощью приставок.

1



таблица,

перфокарты


19

Суффикс как часть слова. Образование слов с помощью суффиксов.

1



таблица,

перфокарты


20

Окончание.

1





21

Единообразное написание гласных в корнях однокоренных слов.

1



таблица, карточки


22

Звонкие и глухие согласные в корне.

1




насекомое

23

Правописания в корне. Закрепление знаний.

1



таблица, карточки

естествознание

24

Изложение повествовательного текста. (с.50, упр.60)

1





25

Правописание гласных и согласных в приставках.

1




недавно

26-27

Разделительный твёрдый знак (Ъ) после приставок.

2



таблица, карточки

рецепт

28

Контрольный диктант.

1

17.10

17.10



29-30

Сложные слова с соединительными гласнымиО, Е

2



таблица, перфокарты


31

Правописание сложных слов.

1



таблица, карточки


32

Образование сложных слов.

1



таблица, карточки


33

Изложение повествовательного текста. (с.48, упр.63).

1





34

Диктант с грамматическим заданием.

1





35

Состав слова. Закрепление.

1





36

Деловое письмо. Заполнение поздравительной открытки.

1






Части речи.







Имя существительное

29





37

Различие частей речи.

1





Образование одних частей речи от других.

1





39

Имя существительное как часть речи.

1



таблица, картинки


40

Значение существительных в речи.

1





41

Образование сравнительных оборотов с союзом КАК.

1



таблица, карточки

гастроном

42

Грамматические признаки имени существительного (род, число, падеж).

1




универмаг

43-44

Различие и правописание существительных мужского и женского рода с шипящей на конце.

2



таблица,

карточки

продавец


45-47

Правописание существительных с шипящей на конце.

3



таблицы,

перфокарты


48

Существительные 1-го склонения.

1



таблицы,

перфокарты

независимость

49

Определение склонения существительных по начальной форме.

1



таблица, карточки

температура

50

Существительные 2-го склонения.

1

09.12


таблицы, перфокарты


51

Существительные 3-го склонения.

1

10.12




52

Различие существительных 1, 2 и 3-го склонения.

1

16.12




53

Предупредительный диктант.

1

13.12




54

Работа с деформированным текстом.

1

17.12




55

Деловое письмо. Составление записок.

1

12.12


образец


56

Контрольный диктант

1

19.02




57

Единообразное написание ударных и безударных падежных окончаний существительных 1-го скл единственного числа.

1

20.12


таблица, карточки


58-59

Единообразное написание ударных и безударных падежных окончаний существительных 2-го скл единственного числа.

2



таблица, карточки

лекарство

60-61

Единообразное написание ударных и безударных падежных окончаний существительных 3-го скл единственного числа.

2



таблица, карточки

тренер тренировка

62

Установление последовательности фактов в тексте.

1




стадион

63

Склонение существительных в единственном числе. Закрепление знаний.

1



таблица, карточки

бассейн

64

Существительное. Закрепление знаний.

1





65

Деловое письмо. Записка-благодарность.

1



образец



Имя прилагательное.

19





66

Значение прилагательных в речи.

1



таблица

велосипед

67

Описание предмета и его частей.

1




портрет

68

Использование прилагательных для сравнения предметов.

1





69

Согласование прилагательного с существительным в роде и числе.

1



таблица, карточки

почтальон

70

Дифференциация окончаний прилагательных единственного и множественного числа.

1

24.01




71-72

Правописание падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода.

2



таблица, карточки

73

Склонение прилагательных женского рода.

1



таблица,


74

Постановка вопросов от существительных к прилагательным в косвенных падежах.

1





75

Проверка правописания окончаний прилагательных по вопросам.

1



таблица, карточки


76

Правописание падежных окончаний прилагательных женского рода.

1





77-78

Правописание падежных окончаний прилагательных в единственном числе.

2



таблица, карточки

приветливый

79-80

Проверка безударных окончаний прилагательных с помощью вопроса.

2




спектакль

антракт

81

Распространение предложений однородными членами, выраженными прилагательными в заданной падежной форме.

1



таблица,

перфокарты


82

Прилагательное. Закрепление знаний.

1



таблица


83

Проверочный диктант.

1

13.02

13.02



84

Деловое письмо. Письмо товарищу.

1



образец заметки



Глагол.

19





85

Значение глаголов в речи.

1



таблица


86

Использование глаголов для сравнения предметов.

1





87

Различие глаголов по временам.

1



таблица, карточки


88

Изменение глаголов по временам.

1





89

Различие глаголов по числам.

1



таблица, карточки


90

Изменение глаголов по числам.

1



таблица, карточки

география

91

Изменение глаголов в прошедшем времени по родам.

1





92

Составной план текста.

1





93

Понятие о неопределенной форме глагола.

1



таблица


94

Правописание глаголов в неопределенной форме.

1





95

Постановка глаголов в неопределённую форму.

1





96

Использование частицы НЕ в значении отрицания.

1



таблица, карточки


97

Правописание частицы НЕ с глаголами.

1




порядочный

98

Глаголы на –ся (сь).

1



таблица, карточки


99

Правописание –тся, -тьсяв г лаголах.

1





100

Контрольный диктант.

1

13.03

13.03



101

Глагол. Закрепление знаний.

1



таблица, карточки


102

Деловое письмо. Объяснительная записка.

1





103

Сочинение по картине с дополнением

последующих событий. (упр.310,с.233)

1



репродукция картины

В.Васнецова



Местоимение.

11





104

Понятие о местоимении.

1



таблица


105

Значение личных местоимений в речи.

1





106

Личные местоимения 1-го лица.

1



таблица


107

Личные местоимения 2-го лица.

1





108

Употребление местоимения 2-го лица множественного числа (вы, Вы).

1



таблица, карточки


109

Личные местоимения 3-го лица.

1




кабинет

110

Изменение местоимений 3-го лица единственного числа по родам.

1



таблица, карточки


111

Различие местоимений по лицам и числам.

1




мороженое

112

Личные местоимения. Закрепление.

1



таблица, карточки


113

Проверочный диктант.

1





114

Сочинение-описание.

1





IV.

Предложение.

17





115

Простое предложение. Простое предложение с однородными членами.

1



таблица,

карточки

чемодан

116

Перечисление без союзов и с одиночным союзом и.

1



таблица, карточки

станок

117

Однородные члены предложения с союзами а, но.

1



таблица

мастер

118

Однородные члены предложения с союзами и, а, но.

1



таблица, карточки


119

Контрольный диктант.

1





120

Сочинение-описание по картине. (с.253, упр.333)

1



Репродукция картины

И.И.Шишкина


121

Диалог. Составление диалога. (упр.296, с.229)

1





122

Обращение.

1



таблица


123

Место обращения в предложении. Знаки препинания при обращении.

1





124

Использование обращения в деловых бумагах.

1



таблица


125

Деловое письмо. Объявление.

1



Образец объявления


126

Сложное предложение.

1





127

Знаки препинания в сложном предложении.

1





128

Составление сложных предложений.

1



таблица, карточки


129

Контрольный диктант.

1





130

Знаки препинания в сложном предложении.

1



таблица


131

Простое и сложное предложения. Закрепление.

1





V.

Повторение

5





132

Состав слова.

1



таблица


133

Правописание гласных и согласных

в корне.

1



таблица, перфокарты


134-136

Части речи.

3



таблица, карточки




136







3. Содержание программы

Программа по русскому языку включает следующие разделы:

1.Звуки и буквы. Текст

Повторение. Звуковая характеристика языка: гласные и согласные звуки, ударные и безударные гласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные. Соответствие и несоответствие произношения написанию в слове. Нахождение орфограммы в слове. Общий способ решения орфографических задач.

Употребление разделительных ь и ъ знаков в словах.

2.Предложение. Текст

Повторение. Простое предложение, нераспространенное и распространенное. Однородные члены предложения без союзов, с одиночным союзом и. Знаки препинания. Распространение предложений однородными членами.

Предложения. Составление предложений с заданными однородными членами предложения.

Обращение, его место в предложении. Употребление обращения в диалоге.

3.Слово. Текст

Состав слова. Корень, приставка, суффикс, окончание. Образование разных частей речи с помощью приставок и суффиксов. Их дифференциация. Единообразное написание гласных и согласных в корнях однокоренных слов. Способы проверки орфограмм в корне слова.

Правописание гласных и согласных в приставках. Разделительный твердый знак (ъ) после приставок.

Сложные слова с соединительными гласными о, е. Обогащение словаря сложными словами, их активизация. Объяснение

значения данных слов (по образцу).

Составление словосочетаний с данными словами, включение их в текст.

4.Части речи

Части речи. Их различение. Составление словосочетаний, состоящих из разных частей речи.

Существительное. Значение существительных в речи. Описание картин окружающей действительности существительными.

Образование сравнительных оборотов с союзом как (один предмет похож на другой: глаза как бусинки).

Основные грамматические признаки существительного: род, число, падеж.

Существительные мужского и женского рода с шипящей на конце. Различение их по родам в словосочетаниях. Правописание.

Три типа склонения существительных.

Ударные и безударные падежные окончания. Наблюдение за единообразным написанием ударных и безударных падежных окончаний.

Правописание безударных падежных окончаний существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе. Проверка безударных окончаний существительных каждого типа склонения способом подстановки существительного того же склонения и падежа с ударным окончанием (по дороге – по земле, на дереве - на окне и т. д.). Распространение предложений

однородными членами, выраженными существительными в заданной падежной форме.

Прилагательное. Значение прилагательных в речи. Описание предмета и его частей словосочетаниями с прилагательными.

Использование прилагательных для выражения сравнения (ласковый, как котенок).

Согласование прилагательного с существительным в роде и числе. Дифференциация окончаний единственного и множественного числа: -ее -ue.

Правописание падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода.

Склонение прилагательных женского рода.

Постановка вопросов от существительного к прилагательному в косвенных падежах.

Наблюдение за окончанием вопроса и окончанием прилагательного.

Правописание падежных окончаний прилагательных в единственном числе. Проверка безударных окончаний прилагательных с помощью вопроса.

Распространение предложений однородными членами, выраженными прилагательными в заданной падежной форме.

Глагол. Значение глаголов в речи. Использование глаголов для выражения сравнения (прыгает, как мячик).

Время и число глаголов. Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде и числе.

Начальная форма глагола (неопределенная форма) на -ть -ться -ти -чь -чься (что делать? что сделать?). Постановка глаголов в начальную форму.

Правописание частицы не с глаголами. Значение отрицания.

Местоимение. Значение личных местоимений в речи.

Правильное соотнесение местоимений с существительными.

Личные местоимения l, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа.

Употребление местоимения 2-го лица множественного числа (вы, Вы). Культура речи при обращении к нескольким

лицам и к одному человеку.

Изменение местоимений 3-го лица единственного числа по родам.

Использование местоимений как средства связи предложений в тексте. Замена местоимениями повторяющихся существительных и словосочетаний с ними в рядом стоящих предложениях.

5.Предложение. Текст

Простое предложение с однородными членами. Перечисление без союзов и с одиночным союзом и. Интонация перечисления.

Знаки препинания. Распространение предложений однородными членами, выраженными разными частями речи.

Однородные члены предложения с союзами а но. Интонация сопоставления. Знаки препинания.

Обращение. Место обращения в предложении. Знаки препинания. Культура речи при обращении.

Сложное предложение без союзов и с союзом и. Знаки препинания. Сравнение сложного предложения с простым

предложением. Смысловая и интонационная законченность сложного предложения. Составление сложных предложений

с опорой на рисунки и схему сложного предложения.

6.Деловое письмо

Повторение. Адрес. Дополнение тематического словаря новыми адресными данными. Заполнение конверта.

Поздравление. Повторение. Профессиональные праздники.

Внесение личностно значимых профессиональных праздников в календарь памятных дат.

Заполнение лицевой и обратной стороны поздравительной открытки.

Записка. Повторение. Записка-извинение, записка-благодарность. Составление записок-извинений и записок-благодарностей на заданные темы.

Письмо. Повторение. Выделение в тексте письма вопросов и просьб к адресату как отдельной структурной единицы. Расширение тематического словаря. Коллективное сочинение писем на заданную тему, ответов на полученное письмо.

Объявление. Повторение. Объявления на улице и в газете. Расширение тематического словаря. Тематика объявлений.

Составление объявлений на заданные темы.

Объяснительная записка.Текст объяснительной записки, ее структурные части (адресат, название деловой бумаги,

объяснение, фамилия, имя, отчество и подпись составителя, число). Тематический словарь.

Членение текста объяснительной записки на структурные части и правильное расположение их на листе бумаги.

Составление объяснительной записки из отдельных структурных частей.

Дополнение текста объяснительной записки пропущенными структурными частями.

Тематика объяснительных записок. Составление объяснительных записок на заданные темы.

7.Связная речь с элементами творчества

Самостоятельное изложение повествовательного текста с предварительным анализом, составлением плана и опорными

словами.

Изложение с элементами описания предмета с предварительным анализом текста и составлением плана.

Продолжение рассказа по данному началу и плану последующих частей.

Изложение описательного текста (описание природы) с предварительным анализом и опорой на план-схему.

Коллективное сочинение по картине бытового жанра с предварительным анализом, составлением плана, опорой на схему, отбором речевого материала.

Коллективное сочинение по картине (описание пейзажа) с предварительным анализом, составлением плана, опорой на схему, отбором речевого материала.

Письмо с элементами описания (предмета, места, природы) по данному плану.

Через все разделы программы проходит «Связная речь с элементами творчества»

В процессе изучения данного предмета у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку.

Усвоение элементов письма и развития речи осуществляется в процессе обучения одновременно с умственным и речевым развитием.





4. Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

1-ый уровень

  • писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами (45 – 50 слов);

  • находить способ решения орфографических задач в часто встречающихся словах;

  • пользоваться школьным орфографическим словарём;

  • подбирать однокоренные слова, используя данные приставки и суффиксы;

  • участвовать в составлении плана к тексту;

  • восстанавливать текст по опорным словам, словосочетаниям;

  • писать и правильно оформлять поздравительную открытку.

2-ой уровень

  • писать под диктовку текст с изученными орфограммами с предварительным анализом;

  • решать орфографические задачи с помощью учителя;

  • подбирать однокоренные слова с помощью вопроса;

  • различать части речи с опорной таблицей или с помощью учителя;

  • участвовать в составлении поздравительной открытки.



5. Учебно-методическое обеспечение

  1. Учебная литература

    • учебник «Русский язык» Э.В.Якубовская, Н.Г.Галунчикова

  2. Научно-методическая литература

  • «Обучение русскому языку в старших классах вспомогательной школы» (методические рекомендации)

  • «Практическая грамматика на уроках русского языка» (учебно-методическое пособие в 2-х частях)

  • Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) школы VIII вида (5 – 7 классы)

  • Электронная папка «Словарные слова»

  • Интернет ресурсы

  1. Литература для учащихся

  • учебник «Русский язык» Э.В.Якубовская, Н.Г.Галунчикова

  • рабочая тетрадь «Русский язык» Э.В.Якубовская, Н.Г.Галунчикова

  • школьный орфографический словарь.



6.Материально-техническое обеспечение

  • Демонстрационные и печатные пособия

  • - Магнитная доска

  • - Толковый словарь Ожегова

  • - Орфографический словарь

  • - Репродукции картин русской живописи для развития речи

  • - Демонстрационные карточки со словарными словами

  • - Раздаточный материал по всем разделам курса русского языка

  • - Демонстрационные таблицы по всем разделам курса русского языка

  • -Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой

  • - Демонстрационная таблица "Алфавит"

  • - Портреты русских писателей

  • Технические средства обучения

  • - Моноблок

  • - Мультимедийный проектор