ПРОГРАММА
самообразования учителя истории и обществознания
Ермаковой Ольги Васильевны
Тема: «Использование технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания»
ст.Кардоникская
2017 год
«Плохой учитель преподносит истину,
хороший - учит её находить»
Адольф Дисверг
В настоящее время общество изменило свои приоритеты, оно заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.
Технология развития критического мышления способствует развитию мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни.
Критическое мышление – это поиск здравого смысла: как рассудить объективно и поступить логично, с учетом, как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений.
"Критическое мышление" - обозначение некоторого педагогического подхода. Это педагогическая технология построения урока на базе критического отношения к тексту. "Критическое мышление" - новый взгляд на урок, эта технология дает освоение нового способа познания. Школа - это то место, где ребенку отвечают на вопросы, которые он не задавал. Уроки, выстроенные по технологии "критического мышления", побуждают детей самих задавать вопросы и активизируют к поиску ответа.
Технология "критического мышления" позволяет активизировать интеллектуальную и эмоциональную деятельность ребенка, вовлечь в процесс обучения личностное начало ребенка.
Одна из основных целей технологии развития критического мышления — научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что новое он открыл для себя.
КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ
Раскрывая особенности технологии развития критического мышления как интегративного способа обучения, Е.О.Галицких выделяет четыре существенных компонента группового задания для самостоятельной работы учащихся:
оно содержит ситуацию выбора, который делают учащиеся, ориентируясь на собственные ценности;
предполагает смену ролевых позиций учащихся;
настраивает на доверие участников группы друг к другу;
выполняется приемами, которыми человек пользуется постоянно (сравнение, систематизация, анализ, обобщение и др.).
Выполняя групповое задание, общаясь между собой, ученики участвуют в активном построении знаний, в добывании необходимой информации для решения проблемы. Школьники приобретают новое качество, характеризующее развитие интеллекта на новом этапе, способность критически мыслить. Ученые-педагоги выделяют следующие признаки критического мышления:
мышление продуктивное, в ходе которого формируется позитивный опыт из всего, что происходит с человеком;
самостоятельное, ответственное;
аргументированное, поскольку убедительные доводы позволяют принимать продуманные решения;
многогранное, так как оно проявляется в умении рассматривать явление с разных сторон;
индивидуальное, ибо оно формирует личностную культуру работы с информацией;
социальное, поскольку работа осуществляется в парах, группах; основной прием взаимодействия - дискуссия.
Критическое мышление начинается с вопросов и проблем, а не с ответов на вопросы преподавателя. Человек нуждается в критическом мышлении, которое помогает ему жить среди людей, социализироваться.
Эта модель описана С.И.Заир-Бек. Ее основу составляет трехфазный процесс: вызов - реализация смысла (осмысление содержания) - рефлексия (размышление).
Структура занятия в концепции "критического мышления":
1 этап -"Вызов" (ликвидация чистого листа). Ребенок ставит перед собой вопрос "Что я знаю?" по данной проблеме.
Можно предложить ребенку работу с вопросами по проблеме. Работа с вопросами может проходить в два этапа: "я сам", "мы вместе" (парная или групповая работа). Хороший прием, который может использоваться на данной стадии - это "мозговая атака". На стадии вызова у ребенка должно сформироваться представление, чего же он не знает, "Что хочу узнать?".
2 этап - "Осмысление" (реализация осмысления).
На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на те вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать).
Здесь может быть предложена работа с текстом: прочитать, пересказать, растолковать соседу (группе), заполнение матричной таблицы, чтение с пометками текста (“V” - уже знаю ; “+” - новое; “-” - противоречит взглядам; “?” - “хочу узнать подробнее”), выписка из текста.
3 этап - "Рефлексия" (размышление).
Размышление и обобщение того, “что узнал” ребенок на уроке по данной проблеме. На этой стадии может быть составлен опорный конспект в тетради учащегося. Кроме того, могут быть осуществлены: а) возврат к стадии вызова; б) возврат к ключевым словам; в) возврат к перевернутым логическим цепочкам; г) возврат к кластерам.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ
Освоение и внедрение технологии критического мышления в преподавании предметов обществознание и история
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Собрать необходимую информацию, изучить и осмыслить ее.
Освоить методику ведения занятий с использованием технологии критического мышления.
Внедрить в практику педагогической деятельности технологию критического мышления.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
I этап – 2017-2018 уч.г. – подготовительный.
Сбор и обработка необходимой информации в различных источниках.
Накопление теоретического материала по технологии критического мышления.
Апробация технологии критического мышления на уроках обществознания и истории в старших классах.
II этап – 2018 -2019 уч.год. – реализация
Внедрение элементов технологии критического мышления в старших классах.
Апробация технологии в 8-9 классе.
Мониторинг результативности применения технологии при ведении уроков
III этап – 2019 – 2020 уч.год.- подведение итогов
Внедрение элементов технологии критического мышления в 8 – 9 классе.
Переход (или отказ от перехода) на технологию критического мышления в 8-9 классах.
Мониторинг результативности применений технологии.
ПЛАНИРУЕМАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Направления деятельности | Содержание деятельности |
Накопление теоретических знаний | Изучение литературы по теме и интернет-ресурсов Накопление и изучение материала Изучение опыта работы других педагогов по данной тематике |
Проектирование собственной деятельности | Освоение технологии критического мышления. Апробация элементов технологии на уроках обществознания Внедрение в практику обучения обществознанию и истории технологии критического мышления. |
Изучение состояния выбранной темы в практике работы | |
Опытно-экспериментальная апробация собственных проектов самообразования | Проведение уроков с применением элементов технологии критического мышления в старших классах с последующим переходом на данную технологию или отказ от перехода на эту технологию. Организация индивидуальных консультаций для учащихся. Организация научно-исследовательской работы. |
ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Ученик, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику, но и на представления собеседника. Он может осуществлять планомерный поиск ответов на вопросы, вскрывать причины и последствия фактов.
Такой ученик чувствует уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы. Формирование КМ предполагает создание базового отношения к себе и миру, подразумевающего вариативную, самостоятельную, осмысленную позицию. Эта позиция значительно повышает надежность образования – потому, что оно становится осознанным и рефлексивным и повышает коммуникативный потенциал личности.