С введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования, адаптивный детский сад стал универсальной средой для реализации требований стандарта к условиям пребывания ребёнка в дошкольном образовательном учреждении. Образовательная среда детского сада, выстроенная по адаптивной модели, с первых минут вхождения ребёнка в группу, позволяет обеспечить индивидуальный подход к ребёнку с учётом его особенностей.
Безусловно наблюдая за тем, как тяжело проходит адаптация у детей раннего возраста, используя различные формы работы, направленные на улучшение ситуации по адаптации детей, я пришла к выводу, что фольклор является наиболее эффективным способом успокоения ребёнка.
1.Изучение нормативно-правовых документов об образовании.
2.Изучить общепедагогическую и психологическую литературу с целью расширения и совершенствования психологических методов воспитания и обучения детей раннего возраста.
3.Изучить формы работы с детьми раннего возраста и их родителями (законными представителями),
Месяц | Тема | Цель |
сентябрь | Адаптация | |
октябрь | 1.Сказка «Репка». 2.Чтение потешек: «Водичка, водичка…», «Наши уточки с утра..» | Цель: развивать интерес к сказкам, желание слушать, сопереживать. Цель: вызвать у детей радость от слушания потешек, желание прослушать ее еще и участвовать в рассказывании. |
ноябрь | 1.Сказка «Курочка ряба». 2.Чтение потешки «Вот и люди спят..», «Пошел котик на торжок..» | Цель: формировать интерес к устному народному творчеству, желание слушать сказку. Ц: Помочь детям понять содержание потешки, учить рассказывать потешку вместе с педагогом, развивать наблюдательность, учить импровизации, развивать воображение и формировать произвольное внимание |
декабрь | 1.Сорока – белобока». 2.Чтение потешек: «Заинька походи..». 3.Игры с пальчиками: «Пальчик-мальчик». | Цель: Учить детей внимательно слушать потешки, рассказывание которой сопровождается показом фигурок кукольного театра, вызвать желание послушать ее еще раз. Цель: вызвать у детей радость от прослушивания потешки, имитировать движения, о которых в ней говорится. |
январь | «Репка». «В гостях у Петрушки». «Колобок» | Цель: доставить детям радость от просмотра сказок, воспитывать желание слушать еще раз, развивать интерес к сказкам. |
февраль | «Как у нашего кота..», «Курочка-пеструшка». «Курочка ряба» | Цель: вызвать у детей радость от прослушивания потешек и желание слушать неоднократно, поощрять попытку детей проговаривать слова вместе с педагогом. |
март | «Уж как я ль мою коровушку люблю..». «Наша Маша маленькая..» «Петушок золотой гребешок..». | Цель: продолжать знакомить детей с устным народным творчеством. Обучать детей элементам театрализованной деятельности. |
апрель | Д.Биссет «Га-га-га!». «Ладушки, ладушки», «Чики-чики-чикалочки..». | Цель: приобщать детей к русскому народному фольклору, включая детей в инсценировку, воспитывать умение общаться друг с другом. |
май | «В гостях у бабушки -забавушки». «Ай, качи, качи, качи..», «Как у нашего кота», «Травка- муравка». | Цель: развивать связную речь, сформировать опыт доброжелательного общения и добрых поступков. |
Месяц | Тема | Цель |
Сентябрь | 1.Потешка «Кто у нас хороший?» | Цель: с помощью потешки помочь ребёнку в период адаптации войти в непривычный для него мир. Помочь детям преодолеть застенчивость. |
2.Сказка « Репка» | Цель: формировать у детей интерес к сказкам, вспомнить знакомую сказку, довести до сознания детей замысел сказки: добиться желаемого можно совместно при помощи взаимовыручки. |
3. Потешка « Водичка – водичка» с обыгрыванием « Ай, лады, лады!» | Цель: познакомить детей с новой потешкой. С помощью потешки прививать культурно – гигиенические навыки. |
4. Введение в режимные моменты потешки «Водичка – водичка» | Цель: учить детей аккуратно мыть лицо и руки, пользоваться индивидуальным полотенцем. Во время процедуры использовать художественное слово. |
Октябрь | 1.«Давайте познакомимся с петушком». Игрушка « Петушок». | Цель: познакомить детей с домашними птицами: петухом, курицей, цыплятами; их отличительными особенностями: хвост, гребешок, бородка, оперение. |
2.Игра – развлечение. Театр - игрушек по потешке «Петя, Петя, петушок» С называнием имени каждого ребенка | Цель: познакомить с содержанием потешки, уточнить и закрепить имена товарищей |
| 3.Игра « Как Петушок утром разбудил игрушки». Игрушка « Петушок» и другие игрушки. | Цель: повторить с детьми знакомую потешку, развивать звукоподражание. Обогащать представления детей о домашних птицах, учить называть взрослых птиц и их детёнышей. |
4 .Показ детям русской народной сказки, настольный театр «Курочка Ряба». Инсценировка русской народной песенки « Вышла курочка гулять…» | Цель: учить слушать сказку в инсценированном варианте.Учить детей выполнять движения, соответствующие тексту, воспитывать интерес к инсценировке. |
Ноябрь | 1.Потешка « Наши уточки с утра…» | Цель: познакомить детей с текстом новой потешки. Воспитывать любовь и бережное отношение к пернатым. |
2. «Колобок» | Цель: формировать у детей интерес к сказкам, вспомнить знакомую сказку, вызвать соответствующее эмоциональное отношение к персонажам, воспроизводить слова из текста, интонацию. |
3.Использование фланелеграфа (предметные и сюжетные картинки). Закрепление потешки « Наши уточки с утра…» | Цель: закрепить знания детей о том, как кричат птицы. Воспитывать правильное звукопроизношение. |
4.Оформление стенда «Ладушки» картинками. Занятие по знакомым потешкам с использованием игрушек | Цель: Узнавать на стенде героев потешек, учить повторять за воспитателем отдельные фразы из потешек. Прививать любовь к русскому фольклору. |
Декабрь | 1.Потешка «Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду!» с использованием иллюстраций. | Цель: познакомить с потешкой, учить показывать каждое слово потешки жестом, движением рук или пальчиков. |
2.Закрепление потешки «Ой, ду-ду, ду-ду,ду-ду!»Показ на фланелеграфе. | Цель: продолжать знакомить с фольклорным произведением, в котором рассказывается о вороне. Воспитывать любовь к родному языку, обогащая речь словами и строчками стихов. |
3.Рассматривание иллюстраций в книгах с потешками. Игра на дудочках. | Цель: учить детей внимательно рассматривать иллюстрации, находить знакомых персонажей, называть их. Обратить внимание детей на изобразительные средства, используемые художником. Учить детей извлекать звуки из детских музыкальных инструментов. |
4.Оформление стенда « Ладушки» картинками. Занятие по знакомым потешкам с использованием аудиозаписей. | Цель: учить узнавать потешки на слух, эмоционально реагировать на услышанное. Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством, прививать интерес к чтению. |
Январь | 1.Внесение игрушки-кота. Д/и на звукоподражание. | Цель: учить называть животного, выполняемые им действия, познакомить с названиями частей тела животного. Прививать доброе отношение к животным, учить соблюдать правила обращения с ними. Учить подражать голосам большого и маленького кота. |
2.Потешка« Как у нашего кота…» Использование шапочки кота. | Цель: продолжать знакомство с малыми фольклорными формами, обогащать речь детей словами и строчками стихов. Расширять знания детей о домашних животных. |
3.Потешка « Пошёл котик на торжок». | ель: формировать у детей интерес к звучащему слову, вызвать эмоциональный отклик. |
4.Сказка « Лиса и заяц» | Цель: Довести до сознания детей замысел сказки (в столкновении добра со злом, добро торжествует, слабым помогают победить дружба и взаимопомощь); учить детей оценивать личностные качества персонажей: Петушок – добрый – помог зайчику, смелый – не побоялся лисы. Воспитывать интерес к произведениям устного народного творчества. |
Февраль | 1.Потешка « Огуречик, огуречик» с элементами сказки, с показом. | Цель: познакомить детей с фольклорным текстом, содержащим игровые элементы. Обогащать словарь детей «огуречик», « огурчик», «огурец». Потешку - песенку подавать в форме наставления старших младшим. |
2.Сказка «Теремок» | Цель: познакомить с новой сказкой, довести до сознания детей замысел сказки – вместе веселей, все должны трудиться. Помочь детям увидеть выразительные особенности сказки (каким голосом говорят звери). Учить детей пересказывать сказку, соблюдая интонацию героев. |
3.Потешка « Заяц Егорка» | Цель: учить детей внимательно слушать, отвечать на вопросы: « О ком потешка?», « Что случилось с зайцем?», « Как ему помочь?». Развивать связную речь детей, поддерживать интерес к произведениям устного народного творчества. |
4. Оформление стенда «Ладушки» картинками. Занятие по знакомым потешкам с использованием драматизации. | Цель: вызвать у детей интерес к потешкам. Учить малышей участвовать в инсценировании потешек, формировать интонационную выразительность речи. |
Март | 1.Внесение игрушки-козы. | Цель: рассмотреть игрушку. Назвать части тела, окрас, характерные отличия от других животных. |
2.Потешка « Коза-хлопота» с использованием иллюстраций. | Цель: закрепить и расширить знания о домашних и диких животных. Высветить образ козы - доброй и мудрой матери, оберегающей своих детей. |
3.Пальчиковая игра « Идёт коза рогатая». | Цель: вызвать у детей интерес, эмоциональный отклик на потешку. Учить повторять за педагогом слова, проговаривать потешку выразительно, Учить складывать пальцы « рожками», обыгрывать потешку. |
4.Д/игра « Кто что ест?». Закрепление потешки «Коза - хлопота» с использованием театра игрушек. | Цель: учить детей выбирать то, чем питается определённое животное, правильно соотносить название предмета с изображением на картинках, чётко и громко произносить слова. |
Апрель | 1.Рассматривание иллюстраций потешек в детских книжках. | Цель: учить детей аккуратно обращаться с книгами, находить иллюстрации, соответствующие определённым потешкам. Учить называть знакомых героев. Поддерживать интерес детей к чтению и книжной графике. |
2.Потешка « Из-за леса, из-за гор» с использованием движений имитаций. | Цель: познакомить детей с новым фольклорным жанром – потешками -небыличками. Дать детям почувствовать курьёзность описываемых ситуаций, их юмористичность. |
3.Организация игр с использованием потешек на развитие мелкой и общей моторики « Сорока-белобока», « Гуси-гуси», «Ладушки». | Цель: прививать детям интерес к устному народному творчеству. Поощрять стремление запоминать потешки. Учить детей воспроизводить действия воспитателя. |
| 4. Сказка« Петушок и бобовое зёрнышко» | Цель: помочь детям вспомнить русские народные сказки, осмыслить содержание нового произведения (дружба и взаимопомощь), охарактеризовать главного персонажа. |
Май | 1. Потешка « Тили - бом». | Цель: познакомить с новой потешкой. Учить детей внимательно слушать текст, понимать смысл, выделять основную идею произведения, находить персонажей и фрагменты потешки на иллюстрациях. |
2.Чтение знакомых детям потешек по показу иллюстрации (по желанию детей). | Цель: учить детей выразительно повторять строфы потешек, показывать действия. Развивать память, приобщать к культуре русского народа. |
3.В гостях у сказки «Репка». Драматизация сказки. | Цель: учить слушать сказку ( без разыгрывания). Вызвать интерес к драматизации, ряжению. Активизировать речь детей, учить имитировать движения, подражать голосам животных. Учить передавать действия персонажей, их настроение. |
4. Итоговое фольклорное развлечение « Веснянка». | Цель: вызывать интерес к фольклору, повторять за воспитателем небольшие потешки. |
- создание условий, отвечающих современным требованиям образования и потребностям получателей социальных услуг.
- устойчивое эмоциональное состояние, благодаря которому дети легко вступают в контакт со сверстниками и взрослыми; у них крепкий, спокойный сон и хороший аппетит.
- привлечение родителей детей раннего возраста к осознанному воспитанию своих детей.