СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по социализации и психологической адаптации несовершеннолетних иностранных граждан на 2023-2024 учебный год

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа по социализации и психологической адаптации несовершеннолетних иностранных граждан на 2023-2024 учебный год»

УТВЕРЖДЕНА

Директор МБОУ СШ №23 им. П.А.Акинфиева


___________М.П.Хуртина

Пр. №________ от 04.09.2023г.







Программа

по социализации и психологической адаптации

несовершеннолетних иностранных граждан























Оглавление


Обоснование актуальности……………………………….

5

Цели и задачи………………………………………………

6

Концептуальные основы…………………………………..

7

Ожидаемые результаты……………………………………

8

Ресурсное обеспечение……………………………………

9

Технология организации деятельности школы …………

11

Механизм управления реализацией программы…………

16

Возможные риски и пути их преодоления……………….

17

Способы оценки результатов……………………………..

18

Заключение…………………………………………………

19







ПАСПОРТ ПРОЕКТА


Цель

Создание условий для социализации и психологической адаптации несовершеннолетних иностранных граждан в условиях образовательной организации

Задачи

1.Осуществление психолого - педагогической поддержки несовершеннолетних иностранных граждан в образовательной среде школы.

2.Организация образовательной среды, способствующей позитивному восприятию и пониманию, поддерживающей интерес к культурам различных этносов, направленной на межкультурную интеграцию.

3.Создание условий для интенсивного овладения русским языком.

4.Организация мониторинга процесса адаптации несовершеннолетних иностранных граждан.

Объект и предмет исследования

Объект: учащиеся школы – несовершеннолетние иностранные граждане.

Предмет исследования: условия, необходимые для успешной адаптации несовершеннолетних иностранных граждан.


Ожидаемые результаты

  1. Разработаны и внедрены программы индивидуального сопровождения несовершеннолетних иностранных граждан.

  2. Создана единая целостная систе­ма (модель) работы образовательной организации по обеспечению социальной адаптации несовершеннолетних иностранных граждан.

  3. Разработаны учебно – методические комплекты для интенсивного овладения русским языком.

  4. Обеспечено бескризисное протекание процесса адаптации несовершеннолетних иностранных граждан.

Этапы

реализации программы

Подготовительный (сентябрь 2023 г.):

  • Создание информационной базы данных несовершеннолетних иностранных граждан.

  • Подготовка измерительных материалов для определения актуального состояния: образовательного уровня детей, уровня здоровья, устной и письменной речи, уровня психического развития, социального статуса.

  • Изучение теоретико-методологического обоснования педагогической поддержки несовершеннолетних иностранных граждан в общеобразовательной организации.

  • Разработка нормативно-правовых документов по педагогической поддержке несовершеннолетних иностранных граждан.

  • Разработка индивидуальных программ психолого - педагогической поддержки в соответствии с направлениями деятельности: образовательная, воспитательная, диагностическая, консультативная, коррекционно- развивающая, профилактическая деятельность.

  • Разработка механизма управления программой.

Реализационный (с сентября 2023 г.).

  • Включение детей – несовершеннолетних иностранных граждан:

- в образовательные мероприятия школы, в т.ч. внеурочную деятельность,

- в систему дополнительного образования общеобразовательной организации и города в соответствии с интересами и запросами учащихся и родителей (законных представителей)

  • Организация коррекционно-развивающей деятельности:

- по развитию устной и письменной речи ребенка,

- по развитию коммуникативных навыков, социальной адаптации, социализации несовершеннолетних иностранных граждан,

  • Консультативная деятельность детей, родителей (законных представителей), педагогов по поддержке несовершеннолетних иностранных граждан.

  • Профилактическая деятельность в направлении употребления ПАВ, первичной профилактики суицида, противоправных действий несовершеннолетних.

  • Оказание социальной помощи и поддержки несовершеннолетним иностранным гражданам и их семьям.

Аналитический (по итогам учебного года):

  • мониторинг реализации индивидуальных программ адаптации несовершеннолетних иностранных граждан, оценка уровня адаптации и эффективности психолого - педагогического сопровождения


ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ

Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года определяет приоритетные задачи содействия адаптации и интеграции мигрантов, формирование конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом. В контексте социального заказа государства именно школа должна стать основным агентом адаптации и интеграции детей-мигрантов в социокультурное пространство нашей страны.

Образовательное учреждение и семья – важнейшие институты первичной социализации. В общении с педагогами и сверстниками несовершеннолетние иностранные граждане осваивают пространство культуры, нормы поведения, приобретают жизненные навыки. Во взаимодействии взрослых с детьми, детей друг с другом происходит формирование и изменение мотивационно-ценностной системы личности ребенка из семьи мигрантов, возникает возможность для предъявления детям социально значимых норм и способов поведения. Все это позволяет предположить, что эмоциональное благополучие коллектива при интеграции в него несовершеннолетних иностранных граждан возможно прежде всего при условии взаимодействия взрослых участников образовательного процесса – педагогов и родителей.

Несовершеннолетние иностранные граждане испытывают проблемы разнообразного характера: бытовые, материальные, психолого-педагогические, что приводит к различным формам психосоциальной и педагогической дезадаптации. Многие несовершеннолетние иностранные граждане демонстрируют удовлетворительное отношение к учебе, слабую инициативность, отклонения личностного развития (заниженная самооценка, повышенная тревожность, сниженное самочувствие, активность, настроение; имеют место проявления агрессивности, нарушения поведения, изменения мотивационно-потребностной сферы, негативное отношение к социокультурным нормам других народов).

Адаптация, трудности социального характера (плохое материальное положение семьи, отсутствие комфортного жилья, перемена места жительства и др.) требуют разработки комплекса мер педагогической, психологической и социальной поддержки, обеспечивающих оптимальное социальное развитие детей из семей мигрантов, их адаптацию к новой социальной среде, создание условий, способствующих предотвращению, устранению и смягчению личных и общественных конфликтов, а также развитие коммуникативных способностей, самостоятельности и терпимости в условиях диалога, взаимопонимания, успешную социализацию.

Отсутствие целенаправленной системной работы в школе по сопровождению несовершеннолетних иностранных граждан обуславливает возникновение языковых и социокультурных барьеров, которые мешают успешному вовлечению детей мигрантов в различные виды образовательной, культурно-досуговой и социальной деятельности.

Реализация данной программы позволит снизить риск дезадаптации и обеспечить успешную интеграцию несовершеннолетних иностранных граждан в иное социокультурное пространство.


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Цель проекта: Создание условий для адаптации и социализации несовершеннолетних иностранных граждан в условиях образовательной организации

Задачи проекта:

1. Осуществить психолого - педагогическую поддержку несовершеннолетних иностранных граждан в образовательной среде.

2. Организовать в школе образовательную среду, способствующую позитивному восприятию и пониманию, поддерживающую интерес к культурам различных этносов, направленную на межкультурную интеграцию.

3. Создать условия для интенсивного овладения русским языком.

4.Организовать мониторинг процесса адаптации несовершеннолетних иностранных граждан.


Программа позволит обеспечить сохранность психического здоровья, успешность вхождения в инокультурную среду класса, школы, города несовершеннолетних иностранных граждан, эффективно организовать работу по комплексному сопровождению семей специалистами школы.

Разработка форм совместной деятельности для реализации программы будет способствовать установлению позитивного диалога всех участников образовательного процесса, приобретению опыта продуктивного взаимодействия.

Данная программа представляет собой организационно – педагогическую модель организации психолого – педагогического сопровождения несовершеннолетних иностранных граждан в условиях общеобразовательной школы. Модель базируется на имеющемся опыте работы школы, представляет собой систему организации работы и взаимодействия всех основных участников образовательных отношений и может быть использована в практике работы любой образовательной организации.



КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ


  1. В основе программы лежит актуальность и социальная значимость поднятой проблемы, необходимость создания благоприятных условий для возможности получения качественного образования и успешной интеграции в многонациональное поликультурное пространство России.

  2. Программа имеет ярко выраженную личностно ориентированную и деятельную направленность, что создает условия для успешной адаптации, развития и становления личности каждого ребенка, его психологического комфорта и защищенности. Она способна обеспечить условия для создания такого воспитательного процесса, который поможет заложить фундамент толерантного сознания высоконравственной личности.

  3. Деятельностный подход реализуется через организацию таких педагогических воздействий, которые позволяют детям стать активными участниками образовательного и воспитательного процессов.

  4. Общие принципы гуманистического подхода отражаются во взаимном доверии и уважении между всеми участниками программы. Прежде всего, это проявляется тогда, когда общение становится необходимым, интересным всем; когда ребенок занимает активную и творческую позицию. Это составляет естественный эмоциональный фон толерантным проявлениям и чувствам, способствует раскрытию личности, воспитанию позитивных моральных качеств.

  5. Обобщены и выделены специфические педагогические условия реализации программы, способствующие благоприятному протеканию процесса адаптации в инокультурное пространство социума:

- создание комфортной среды, которая характеризуется взаимным доверием и уважением, открытым и доброжелательным общением, обеспечением чувства защищенности каждого ребенка.

- формирование комплекса знаний, умений и навыков толерантного поведения у детей. То есть представлений школьника о толерантных отношениях, эмоциональных человеческих состояниях и их причинах; формирование доброжелательного, терпимого отношения к себе и окружающим, способности к эмоциональной чувствительности и принятию своеобразия каждого человека.

- применения соответствующих педагогических методов и приемов для эффективной реализации поставленных целей: игры, этических бесед, проблемных ситуаций, знакомства с произведениями художественной литературы, работа мастерской народного творчества и др.

  1. Принцип культуросообразности заключается в учёте родной культурной и этнической среды ребенка. Данный принцип отражается в интеграции воспитательных усилий со стороны общеобразовательной организации, семьи, социальных партнёров. Воспитание толератности строится на умении строить свою жизнь в соответствии с правилами, обычаями и традициями своего народа, мировой культурой в целом, не теряя при этом своей индивидуальности.

  2. Принцип новизны заключается в консолидации всех ресурсов общеобразовательной организации и обеспечении системного характера этой работы.

  3. Принцип целостности программы отражен в последовательности и логике каждого раздела и обоснованности планируемых действий.

  4. Принцип жизнеспособности программы обоснован реальностью его реализации силами педагогов, родителей, учащихся, всех социальных партнеров, а также высокой востребованностью подобных форм работы с детьми и семьями такой категории, заинтересованностью широких кругов общественности в утверждении толерантной модели поведения граждан, проживающих в многонациональной стране.


ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Мероприятия, акции программы, объединяют все ученическое и педагогическое сообщество школы, приобщая всех учащихся в т.ч. вновь прибывших несовершеннолетних иностранных граждан к межнациональному, межкультурному диалогу. Это позволяет считать достижимыми такие результаты в личностном развитии несовершеннолетних иностранных граждан как:

  • успешная адаптация и интеграция в учебно-воспитательный процесс образовательной организации;

  • качественное улучшение результативности обучения;

  • снижение риска возникновения фактов правонарушений;

  • формирование представления о себе, как уникальном и значимом носителе культурных ценностей своего народа;

  • преодоление «образа чужака» через освоение способности воспринимать и ценить культурные традиции других народов;

  • применение учащимися полученного социального опыта в повседневной жизни;

  • расширение знаний о культуре народов Российской Федерации;

  • повышение уровня толерантности у школьников;

  • формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме;

  • развитие способности к межнациональному взаимодействию;

  • развитие способности к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию с представителями социума независимо от их принадлежности и мировоззрения


В ходе реализации программы:

  1. Будет создана единая целостная систе­ма (модель) работы образовательной организации по социализации и психологической адаптации несовершеннолетних иностранных граждан.

  2. Будут разработаны и внедрены программы индивидуального сопровождения несовершеннолетних иностранных граждан.

  3. Будут разработаны учебно – методические комплекты для интенсивного овладения русским языком.

  4. Будет обеспечено бескризисное протекание процесса адаптации несовершеннолетних иностранных граждан.

  5. Будут созданы условия для развития благополучной среды межнационального общения в школе.

  6. Будет обеспечено активное включение родителей несовершеннолетних иностранных граждан в процесс адаптации.


РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


Нормативно – правовое обеспечение

Международного уровня:

- Конвенция ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования от
14 декабря 1960 г.;

- Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.;

Федерального уровня:

- Конституция Российской Федерации;

- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;

- Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года (статьи 3, 4, 5, 67, 105, 106, 107);

- Закон Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации» от 25 октября 1991 г. № 1807-1 (в редакции от 12.03.2014);

- Закон Российской Федерации от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (ст. 10, 31);

- Закон Российской Федерации «О государственном языке Российской Федерации» от 01 июня 2005 г. № 53-ФЗ (в редакции от 02.07.2013);

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643);

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644);

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645);

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 января 2014 г. № 32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 08-548 «О приеме в общеобразовательные учреждения»;

- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2013 № ВК-844/07 «О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации»;

- Письмо Министерства образования и науки РФ от 06.02.2014 № 09-148 «О направлении материалов» – «Модельный кодекс профессиональной этики педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».














Организационное и нормативно – правовое обеспечение:



- проведение родительских собраний,

- издание приказов по основной деятельности и других распорядительных документов.








Кадровое обеспечение:

- привлечение педагогического потенциала общеобразовательной организации (классных руководителей, педагога–психолога, учителя-логопеда, социального педагога педагога-дефектолога), учащихся, специалистов по работе с несовершеннолетних иностранных граждан (волонтеры), родительской общественности.

В ходе реализации программы необходимо обеспечить повышение квалификации учителей русского языка и литературы, социального педагога, педагога - психолога по организации работы с несовершеннолетними иностранными гражданами.


Материально-техническое и финансовое обеспечение:

- техническое оборудование: компьютерная и мультимедийная техника, фото и видеоаппаратура,

- обеспечение доступа в сеть Internet;

- наличие учебных кабинетов для проведения занятий и внеурочной работы,

- наличие учебников и методических пособий, электронных образовательных ресурсов.







ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН

Система работы по сопровождению несовершеннолетних иностранных граждан в рамках школы организуется по следующим направлениям:

  • социальное сопровождение

  • информационная деятельность

  • правовое просвещение

  • психологическое направление

  • педагогическое направление


Организация сопровождения

несовершеннолетних иностранных граждан по направлениям:

Социальное сопровождение

Мероприятия

(содержание деятельности)

Формы проведения

Сроки

Ответственные

Соци­альная диагностика (обследование социально – бытовых условий, материального положения и т.д.)

Анкетирование

Посещение семей

По мере поступления в школу

Социальный педагог,

классные руководители

Консультирование по вопросам организации социальной поддержки

Беседа

В течение учебного года

Социальный педагог, классные руководители

Выявле­ние учащихся с девиантным поведением из числа мигрантов и асоциальных семей

Наблюдение

В течение учебного года

Социальный педагог, педагоги – психологи, классные руководители

Информационная деятельность

Информирование родителей (законных представителей) об организации образовательного процесса школы, о системе дополнительного образования города, о мерах социальной поддержки

Беседа, информационные буклеты

В течение учебного года

Социальный педагог, классные руководители

Правовое просвещение

Организация профилактических мероприятий по вопросам: жестокого обращения с детьми, употребления ПАВ и наркотических средств, предупреждение дорожно – транспортного травматизма и т.д.

Лекции, инструктажи, беседы, конкурсы, акции


В течение учебного года

Социальный педагог, классные руководители, специалисты органов системы профилактики, медицинские работники

Психологическое направление

Мониторинг личностного и интеллектуального развития ребенка

Диагностика

При поступлении ребенка в школу, в ходе реализации индивидуальной программы сопровождения

Педагоги –психологи

Определения уровня психо – эмоционального состояния, адаптации

Диагностика

При поступлении ребенка в ОО, по итогам реализации индивидуальной программы сопровождения

Педагоги –психологи

Психологическое консультирование родителей

Беседа, индивидуальная консультации

В течение учебного года

Педагоги –психологи

Психологическая коррекция и помощь в социальной адаптации

Беседа, развивающее занятие

В течение учебного года

Педагоги –психологи

Педагогическое направление

Изучение интересов, способностей, достижений учащегося

Анкетирование, собеседование, портфолио

При поступлении в школу

Классные руководители, педагоги-психологи

Ознакомление учащегося с образовательно –воспитательным пространством школы и города для реализации способностей и интересов

Беседа, презентация

При поступлении в школу, в течение года

Классные руководители, педагоги дополнительного образования

Организация интенсивного изучения русского языка

(при необходимости)

Индивидуальная работа на уроках, индивидуальные внеурочные занятия

В течение учебного года

Классные руководители, педагоги – предметники

Включение учащихся в мероприятия школы согласно плану воспитательной работы

Акции, конкурсы, праздники и т.д.

В течение учебного года

Заместитель директора по ВР, классные руководители

Мониторинг успешности освоения ООП

Текущий контроль, промежуточная аттестация

В течение учебного года

Заместители директора по УВР, классные руководители



ЦИКЛОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН


Деятельность общеобразовательной организации по сопровождению процесса адаптации несовершеннолетних иностранных в социокультурную среду включает в себя 3 этапа: диагностический, образовательно-развивающий, коррекционный.

До начала организации работы по сопровождению ребёнка осуществляется ряд процедурных мероприятий:

- зачисление в ОО (приём заявления и пакета необходимых документов в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 января 2014 г. № 32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»),

- перевод отметок, полученных в период обучения ребёнка в другом государстве в действующую систему оценивания (согласно письма Международного департамента Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 сентября 2013 г. № 16-11204 «О соответствии оценок»).


Циклограмма деятельности общеобразовательной организации по сопровождению несовершеннолетних иностранных граждан

Мероприятие

Цель

Сроки

Ответственные

Диагностический

1

Диагностика уровня владения русским языком

Выявление уровня владения русским языком как средством коммуникации

Первая неделя с начала обучения в общеобразовательной организации

Учителя русского языка

2

Обследование социально – бытовых условий, материального положения

Определение уровня социального и материального положения семьи учащегося

Первая неделя с начала обучения в общеобразовательной организации

Социальный педагог, классные руководители

3

Диагностика интеллектуального и личностного развития ребенка

Определение уровня интеллектуального развития и психо - эмоционального состояния, адаптации

Выявле­ние учащихся с девиантным поведением

Первая - вторая неделя с начала обучения в общеобразовательной организации

Социальный педагог, педагог - психолог, классные руководители

4

Изучение интересов, способностей, достижений учащегося

Определение личностного потенциала школьника

Вторая неделя с начала обучения в общеобразовательной организации

Классные руководители, педагог-психолог

5

Промежуточная аттестация, текущий контроль

Определение уровня успешности освоения ООП

Согласно календарного графика школы, учебного плана

Классные руководители, заместители директора

Образовательно - развивающий

1

Консультирование по вопросам организации социальной поддержки

Правовое просвещение семей

В течение года (по запросам)

Социальный педагог, классные руководители

2

Индивидуальные беседы, родительские собрания об организации образовательного процесса школы, о системе дополнительного образования города

Информирование родителей (законных представителей)

В течение года

Социальный педагог, классные руководители

3

Организация дополнительных занятий по изучению русского языка

Овладение русским языком как средством коммуникации

С первой недели обучения

Учителя русского языка

4

Родительские собрания «Безопасность в быту», «Предупреждение жестокого обращения с детьми», «Предупреждение суицидальных попыток среди несовершеннолетних, «Ранние признаки употребления ПАВ», «Правила внутреннего распорядка учащихся», «Служба примирения. Задачи. Формы работы», «Информационная безопасность детей»


Классные часы, беседы:

-«Сила России – в единстве народов»;

-«Мир без конфронтации»;

– «Учимся решать конфликты»,

-«Умей сказать – НЕТ!»;

-«Терроризм – зло против человечества»;

-«Национальность без границ»;

-«Быть принятыми другими не значит быть как все»;

-«Закон и правопорядок»; -«Незнание закона не освобождает от ответственности»;

-«Оглянись на свой поступок» и т.д.

Организация профилактических мероприятий

В течение учебного года

Классные руководители, социальный педагог, инспектор ОДН, специалисты

5

Информирование о формах организации внеурочной деятельности в общеобразовательной организации, учреждениях дополнительного образования

Включение учащихся в систему дополнительного образования общеобразовательной организации и города

В течение первого месяца обучения

Классные руководители, педагоги дополнительного образования

6

Составление и ведение индивидуальной программы сопровождения

Обеспечение индивидуального сопровождения учащегося


Третья неделя обучения, в течение года

Классные руководители, педагог-психолог, социальный педагог, учитель-логопед, учитель-дефектолог

7

Включение в систему образовательно – воспитательных мероприятий общеобразовательной организации

Формирование активной позиции, предоставление возможности для реализации способностей и интересов учащегося



В течение года

Классные руководители, педагоги дополнительного образования

Коррекционный

1

Индивидуальное консультирование учащихся и родителей (законных представителей)

Психологическая коррекция и помощь в социальной адаптации

По итогам диагностик, по запросам

Педагог- психолог

2

Проведение индивидуальных занятий по учебным предметам

Коррекция знаний, компетенций школьника, профилактика неуспеваемости

В течение года по необходимости

Заместители директора по УВР, учителя- предметники








МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ


Реализация программы вызывает необходимость создания проблемно-творческой группы, введения следующей управленческой схемы взаимодействия участников образовательного процесса, которая будет действовать в период адаптации несовершеннолетних иностранных граждан (схема управления адаптацией):

Директор



Заместители директора



Классный руководитель

Учителя - предметники

Социальный педагог


Педагог-психолог

Учитель-логопед,

Учитель-дефектолог

Рабочая группа












Рабочая группа под руководством заместителя директора и контролем со стороны руководителя образовательной организации разрабатывает и осуществляет подбор диагностических методик, тестовых заданий для определения уровня знаний, психологических особенностей, эмоционального состояния детей; определяет содержание периода адаптации, план мероприятий, условия их реализации; решает оперативные вопросы адаптации.



ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ


Риски

Способы снижения рисков

Кадровые

Педагогические работники

Повышение квалификации сотрудников общеобразовательной организации в области адаптации и интеграции несовершеннолетних иностранных граждан

Слабая мотивация педагогов в работе с несовершеннолетними иностранными гражданами

Разработка системы мер по стимулированию сотрудников общеобразовательной организации

Материальные

Недостаточное учебно-методическое обеспечение

Пополнение библиотечного фонда, приобретение специализированных учебно – методических пособий

Недостаточное информационно-техническое обеспечение

Приобретение самых необходимых информационно-технических средств обучения

Социальные

Низкая заинтересованность родителей несовершеннолетних иностранных граждан в адаптации их детей

Проведение информационно-разъяснительной работы с родителями, вовлечение в родительские общественные органы управления (советы класса, школы)

Наличие негативных стереотипов родительского сообщества по отношению к несовершеннолетним иностранным гражданам

Проведение систематической пропедевтической работы с детьми и их родителями, активизация деятельности по интересам

Отсутствие положительной динамики адаптации несовершеннолетних иностранных граждан

Привлечение специалистов из муниципальных психолого-педагогических центров

Отказ несовершеннолетних иностранных граждан от предложенных дополнительных занятий или от участия в мероприятиях

Привлечение специалистов из муниципальных психолого-педагогических центров



СПОСОБЫ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ


  1. Социологический опрос о значимости проекта.

  2. Мониторинг социокультурной адаптации несовершеннолетних иностранных граждан (успешное освоение образовательной программы, позитивное выстраивание межличностных отношений с социумом)

  3. Диагностика уровня толерантности и этнической идентичности в коллективе общеобразовательной организации.

  4. Отзывы родителей (законных представителей) несовершеннолетних иностранных граждан об организации работы школы по индивидуальному сопровождению ребёнка.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Представленная модель позволяет решать задачи по успешной адаптации несовершеннолетних иностранных граждан, связанные с повышением социального статуса несовершеннолетних иностранных граждан в новой территориальной и культурной среде, овладением русским языком, снижением социальной напряжённости.

Реализация программы позволит обеспечить целенаправленное воспитание установок законопослушания и уважения к традициям страны проживания, обеспечить возможность участия несовершеннолетних иностранных граждан в жизни местного сообщества.




ЛИТЕРАТУРА

  1. Адаптация детей мигрантов в школе. Центр молодежных исследований. ВШЭ. Г.Санкт-Петербург. http://youth.hse.spb.ru/adaptaciya-detey-migrantov-v-shkole

  2. Адаптация детей-мигрантов в условиях образовательной организации, реализующей программы начального общего, основного общего, среднего общего образования. Методические рекомендации – ГБУДПО «Институт развития образования Пермского края», 2015

  3. Бойко В.В. Методика диагностики общей коммуникативной толерантности, http://gigabaza.ru/doc/35831.html.

  4. Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. – СПб., 2002. С.113

  5. Кадочникова Г.А. Адаптация подростков-мигрантов в социокультурном пространстве школы уральского промышленного города. г.Челябинск, ФГОУ ВПО «Уральский государственный университет им. А.М.Горького», 2010.

  6. Каменский А.М., Смирнова З.Ю. Внеурочные формы как альтернативные формы образования – М., 2006.

  7. Кун М., Макпартленд Т. Кто я? Модификация Румянцевой Т.В.,http://www.gurutestov.ru/test/18.

  8. Макаров А.Я. Социокультурная адаптация детей мигрантов в образовательной среде. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/sotsiokulturnaya-adaptatsiya-detei-migrantov-v-obrazovatelnoi-srede#ixzz3E2UeCNl0

  9. Методические рекомендации по социокультурной адаптации мигрантов (иммигрантов) и принимающего общества в образовательной среде Республики Корелии. http://do.gendocs.ru/docs/index-384574.html

  10. Печатникова Л. Обучение детей-мигрантов: французский опыт.// «Первое сентября, № 2, 2014, стр. 27-28.

  11. Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности. Под ред. Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой и др., М.:МГУ им. М.В. Ломоносова, 2003.

  12. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование, 2001, № 9; 2002, № 9.