Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа города Пионерский»
Рассмотрено «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании МО учителей Председатель Директор школы
технологии, Научно-методического совета ______________
ОБЖ, физкультуры: школы Т.В. Леткова
Протокол № _______ ______________ «29»августа 20 г.
от «28»августа 20 г. Л.С. Сидоренко
Председатель МО: «29»августа 20 г.
________
Н.П. Лукачёва
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Петрова Алексея Александровича,
учителя технологии
высшей квалификационной категории
Технология. Технический труд
5 класс
Адаптированная программа
А.Т. Тищенко, В. Д. Симоненко
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основой для рабочей адаптированной программы «Технология. Технический труд » для учащихся 5 классов является примерная программа для общеобразовательных учреждений «Технология. Трудовое обучение: 1-4; 5-11 классы» Ю.Л. Хотунцев, В.Д. Симоненко на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования.
Данная программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить интегрированное обучения, воспитания и развития, учащихся средствами данного учебного предмета и возрастных особенностей. Обучение школьников строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. С целью учета интересов и склонностей учащихся, возможностей образовательных учреждений, местных социально-экономических условий.
Базовой частью программы «Технология. Технический труд» является «Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов». Обязательной дополнительной составляющей являются разделы «Черчение и графика», «Технологии ведения дома»», «Проектирование и изготовление изделий». Этот раздел может изучаться в конце года, или его часы могут быть соединены с часами того раздела, в рамках которого будет выполняться учебный творческий проект. Это обязательный проект в каждом классе. При его выполнении учащиеся должны продемонстрировать определенную систему умственных и практических действий, которой они овладели в курсе обучения.
Главная цель образовательной области «Технология. Технический труд» - подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики, ознакомить школьников с наиболее распространенными материалами, используемыми в промышленности и в быту для изготовления различных изделий, их свойствами и технологиями их обработки. Сформировать элементарные умения по выполнению умственных и практических действий, необходимых для самостоятельной работы по планированию, осуществлению и контролю своих действий при обработке различных материалов. Это предполагает:
Формирование знаний и умений использования средств и путей преобразования материалов, энергии и информации в конечный потребительский продукт.
Подготовку учащихся к осознанному профессиональному самоопределению в рамках дифференцированного обучения и гуманному достижению жизненных целей.
Формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности.
Развитие разносторонних качеств личности и способности профессиональной адаптации к изменяющимся социально - экономическим условиям.
Для реализации данной программы и на ее изучение необходимо предусмотреть два часа в неделю во всех 5-х классах. Продолжением программы во внеурочное время является подготовка и участие в работе различных кружков декоративно-прикладного искусства, участие олимпиадах по технологии.
Основной формой обучения учащихся по данной программе является учебно-практическая деятельность с применением теоретических знаний. Приоритетными методами организации уроков служат упражнения, учебно-практические, творческие проектные работы. Практические работы выполняются по темам, связанным с изучением материалов, машин и механизмов, проведением исследований. Используются методы в решении проблемных ситуаций, в процесс поиска и решения научных, практических проблем, а также применяются индивидуальные и групповые проекты.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ,
ОКОНЧИВАЮЩИХ 5 КЛАСС
Учащиеся V класса должны:
иметь общие представления о техническом рисунке, эскизе и чертеже, уметь читать простейшие технические рисунки и чертежи плоских и призматических деталей и деталей типа тел вращения; понимать содержание инструкционно - технологических карт и пользоваться ими при выполнении работ;
иметь общее представление об изделии и детали, основных параметрах качества детали: форме, шероховатости и размерах каждой элементарной поверхности и их взаимном расположении; уметь осуществлять их контроль;
знать, какие свойства материалов необходимо учитывать при их обработке;
знать общее устройство столярного, слесарного или комбинированного верстака; уметь пользоваться ими при выполнении столярных и слесарных операций;
знать назначение, устройство и принцип действия простейшего столярного и слесарного инструмента (разметочного, ударного и режущего инструмента) и приспособлений для пиления (стусла), гибки, правки и клепки; уметь пользоваться им при выполнении соответствующих операций;
знать и уметь рационально организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении всех указанных работ;
владеть элементарными умениями выполнять основные операции по обработке древесины и металла ручными налаженными инструментами, изготавливать простейшие изделия из древесины и металла по инструкционно - технологическим картам;
осуществлять контроль качества изготавливаемых изделий;
владеть простейшими способами технологии художественной отделки древесины (шлифовка, выжигание, отделка поверхностей материалов красками и лаками) и тонколистового металла (фольги) давлением по готовым рисункам;
иметь представление о путях предупреждения негативных последствий трудовой деятельности человека на окружающую среду и здоровье человека;
знать источники и носители информации, способы получения, хранения и поиска информации, уметь находить необходимую техническую информацию;
иметь общее представление о наиболее массовых профессиях и специальностях, связанных с технологией обработки конструкционных материалов.
Для контроля качества обучения и стимулирования деятельности учащихся проводятся контрольные и практические работы. Лучшие работы вставляются в выставках декоративно-прикладного искусства.
В результате изучения технологии учащиеся должны овладеть опытом трудовой деятельности:
опытом изготовления личностно или общественно значимых объектов труда: выбор объектов труда; подбор материалов и средств труда в соответствии с целями деятельности; рациональное размещение инструментов и оборудования; применение инструментов и оборудования; использование безопасных приемов труда
опытом организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности: планирование работы с учетом имеющихся ресурсов и условий; распределение работ при коллективной деятельности;
опытом работы с технологической информацией: поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе, а также с использованием информационных технологий; применение информации при решении технологических задач;
опытом проектной деятельности по созданию материальных объектов и услуг: обоснование цели деятельности; определение способов и средств достижения цели; воплощение проекта в виде законченного продукта; оценка затрат, необходимых для создания объекта или услуги.
Должны владеть компетенциями:
ценностно-смысловой;
деятельностной;
социально-трудовой;
познавательно-смысловой;
информационно-коммуникативной;
межкультурной;
учебно-познавательной.
Способны решать следующие жизненно-практические задачи:
вести экологически здоровый образ жизни;
использовать ПЭВМ для решения технологических, конструкторских, экономических задач и как источник информации;
планировать и оформлять интерьер: проводить уборку квартиры, ухаживать за одеждой и обувью, соблюдать гигиену, выражать уважение и заботу членам семьи, принимать гостей и правильно вести себя в гостях;
проектировать и изготавливать полезные изделия из конструкционных и поделочных материалов.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Изучаемый материал | Количество часов | По видам учебной деятельности | Компетенции |
Теория | Практика |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | | Ценностно-смысловой |
2 | Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов. Черчение и графика | 26 (22) 4 | 11 2 | 11 2 | Учебно-позновательные Социально-трудовые. Познавательно-смысловой |
3 | Технология создания изделий из металлов. | 16 | 7 | 9 | Учебно-позновательные |
4 | Творческие проекты | 14 | 7 | 7 | Учебно-позновательные Личностно-самосовершенствование |
5 | Технология ведения дома | 6 | 3 | 3 | Социально-трудовые |
6 | Информационные технологии | 2 | 1 | 1 | Информационно-коммуникативной |
7 | Резервное время | 5 | 3 | 2 | |
| | | 35 | 35 | |
Всего: 70 |
КАЛЕНДАРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по предмету«Технология. Технический труд», 5 класс, базовый уровень. 2014-2015учебный год.
70 часов в год, 2 часа в неделю.
УМК В. Д. Симоненко, А. Т. Тищенко, П. С. Самородский; под редакцией В. Д. Симоненко. – М.: Просвещение, 2009;
70 часов в год, 2 часа в неделю
Учитель Петров А.А.
Принятые сокращения:
ММП – мультимедиапроектор
ПК – персональный компьютер
№ | Тема/Тема урока | К-во час. | Дата | Стандарт/ Требования к уровню подготовки обучающихся | Оснаще-ние | Тип урока | Тип и форма контроля | Домашнее задание | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
1 | Введение. | 1 | | Цель и задачи изучения предмета Содержание предмета. Правила внутреннего распорядка Знать: сущность понятия технология, задачи и программные требования по предмету «Технология», правила поведения в мастерской | Плакат Т/Б, | Вводная лекция | Фронтальный опрос | Стр. 3 | |
2.1 Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов. Элементы машиноведения. 26ч. | |
2 | Оборудование рабочего места для ручной обработки древесины Практическая работа №1 | 1 | | Правила работы у верстака. Знать: назначение и устройство столярного и универсального верстаков, правила размещения ручных инструментов на верстаке. Уметь: организовывать рабочее место для ручной обработки древесины, устанавливать и закреплять заготовки в зажимах верстака; проверять соответствие верстака своему росту | верстак, инструменты | Обучающий и приобретения знаний | Конспект, учебник. Ответы на вопросы | Стр. 6 | |
3 4 | Строение древесины. Пиломатериалы и древесные материалы. Практическая работа №2 | 1 1 | | Древесина как природный конструкционный материал. Пиломатериалы и древесные материалы. Знать: сферу применения древесины; породы древесины, их характерные признаки и свойства; природные пороки древесины. Уметь: распознавать лиственные и хвойные породы древесины по внешним признакам: цвету и текстуре | Образцы пиломатериалов. Породы древесины | Обучающий и приобретения знаний | Фронтальный опрос. Ответы на вопросы. Распознава- ние пород древесины | Стр. 12 | |
Черчение и графика 4ч. | 3. Графическая документация 4ч. |
5 6 | Понятия «эскиз», «чертеж», «Технический рисунок» Изучение графической документации. Практическая работа №3. Чертеж детали | 1 1 | | Понятия «эскиз», «чертеж», «технический рисунок». Материалы, инструменты, приспособления для построения чертежа. Правила безопасного выполнения чертежных работ. Знать: отличие изделия от детали; типы графических изображений; сущность понятия масштаб; основные сведения о линиях чертежа. | Чертежи «Эскиз», «Чертеж», «Технический рисунок» | Урок приобретения знаний, умений | Ответы на вопросы . Практическая работа. Зарисовка эскиза детали. Чтение чертежа детали | Стр. 20 | |
7 8 | Масштаб, Рамка. Виды. Практическая работа №4 –Изучение образцов пород древесины | 1 1 | | Организация рабочего места. Масштаб. Виды: главный, сверху, слева, справа, снизу, сзади. Линии изображений. Уметь: различать разные типы графических изображений; виды проекций; читать чертёж плоскостной детали | Чертежи «Эскиз», «Чертеж», «Технический рисунок» | Урок приобретения знаний, умений | Практическая работа | Стр. 24 | |
9 10 | Этапы создания изделий из древесины Практическая работа №5 Разметка заготовок из древесины | 1 1 | | Этапы создания изделий из древесины. Приемы ручной обработки: разметка заготовок. Знать: основные этапы технологического процесса; назначение технологической карты, её содержание; основные технологические операции. Уметь: определять последовательность изготовления детали по технологической карте | Угольник, рейсмус, шаблон, метр, рулетка | Урок приобретения и проверки новых знаний, умений | Ответы на вопросы | Стр. 26 | |
11 12 | Виды пил и их назначение Практическая работа №6 Пиление столярной ножовкой | 1 1 | | Виды пил и их назначение. Назначение разводки. Пиление столярной ножовкой. Правила безопасности. Знать: инструменты для пиления; их устройство; назначение стусла; правила безопасной работы ножовкой; способы визуального и инструментального контроля качества выполненной операции. Уметь: выпиливать заготовки столярной ножовкой; | Пила, ножовки: продольные, поперечные, смешанные | Урок приобретения и проверки новых знаний, умений | Конспект, Учебник. Ответы на вопросы. Выпиливание заготовки | Стр. 33 | |
13 14 | Виды струг и их назначение Сверление отверстий Практическая работа №7. Изготовление указки | 1 1 | | Виды струг и их назначение. Строгание древесины, и сверление. Правила безопасности Знать: устройство и назначение инструментов для строгания; правила безопасной работы при строгании. Уметь: строгание деталей с соблюдением безопасных приёмов работы | Верстак, рубанок, шерхебль, полуфуганок,фуганок | Урок приобретения и проверки новых знаний, умений | Практическая работа. Ответы на вопросы. Словарный диктант | Стр. 37 | |
15 16 | Контрольная работа. Соединение деталей гвоздями Практическая работа №8 | 1 1 | | Соединение деталей гвоздями. Виды и назначение гвоздей. Применяемые инструменты и приспособления. Т/Б. Знать: виды гвоздей ; правила выбора гвоздей для соединения деталей; правила безопасной работы. Уметь: выбирать гвозди для соединения деталей из древесины; выполнять соединение деталей из древесины гвоздями | Виды гвоздей, Плакат «соединение деталей» | Урок проверки знаний, умений | Контроль качества соединения деталей | Стр. 41 | |
17 18 | Соединение деталей шурупами и склеивание изделий из древесины Резервное время. Практическая работа №9 Конструирование изделий. | 1 1 | | Соединение деталей шурупами и склеивание изделий из древесины Знать: виды шурупов и клеев; правила выбора шурупов для соединения деталей; правила безопасной работы. Уметь: выбирать шурупы и клей для соединения деталей из древесины; выполнять соединение деталей из древесины шурупами | Виды шурупов, Плакат «соединение деталей» | Урок приобретения и проверки новых знаний, умений | Практическая работа Ответы на вопросы. Контроль качества | Стр. 48 | |
19 20 | Зачистка поверхностей деталей Практическая работа №10 Изготовление простых бытовых изделий | 1 1 | | Чести напильника, рашпиля и их назначения. Зачистка поверхностей деталей. Правила безопасности Знать: инструменты для опиливания и зачистки; назначение опиливания и зачистки. Уметь: выполнять операции опиливания и зачистки поверхности изделия | Верстак, напильник, рашпиль, шлифовальная бумага | Урок приобретения и проверки новых знаний, умений | Практическая работа Контроль качества | Стр. 51 | |
21 22 | Контроль качества изделий. Лакирование изделий. Практическая работа№11 Выявление дефектов и их устранение | 1 1 | | Контроль качества изделий. Выявление дефектов и их устранение Знать: инструменты для контроля качества. Уметь: выполнять операции по определении дефектов и их устранении | Метр, шаблон, Кисточки, лак | Урок приобретения и проверки новых знаний, умений | Самостоятельная работа Контроль качества выполненных операций | Стр. 61 | |
23 24 | Профессии, связанные с ручной обработкой древесины. Практическая работа №14 Понятие о механизме и машине. | 1 1 | | Профессии, связанные с ручной обработкой древесины. Понятие о механизме и машине. Виды передаточных механизмов и их условные обозначения Знать: сущность понятий машина, механизм, деталь; типовые детали; типовые соединения; условные обозначения деталей, узлов схемах. механизмов на кинематических Уметь: читать кинематические схемы | ММП Плакат «передаточные механизмы» | Урок приобретения новых знаний | Ответы на вопросы. Построение и чтение кинематических схем | Стр. 63 | |
25 26 | Традиционные виды декоративно прикладного творчества Выжигание по древесине и Т/Б Практическая работа №13 | 1 1 | | Традиционные виды декоративно прикладного творчества Выжигание по древесине и Т/Б. Устройство выжигателя «Узор -1» Знать: сущность выжигания и правила Т/Б Уметь: выполнять операции по выжиганию | Выжигательный прибор, Правила Т/Б | Урок приобретения и проверки новых знаний, умений | Ответы на вопросы. Практическая работа | Стр. 56 | |
27 28 | Выпиливание лобзиком Организация рабочего места. Практическая работа №15 Конструирование динамических игрушек | 1 1 | | Части лобзика. Организация рабочего места Установка пилок. Выпиливание лобзиком. Правила безопасности» Знать: сущность выпиливания лобзиком и правила Т/Б | Верстак, лобзик, Изделия | Урок обобщения и проверки знаний | Ответы на вопросы. Практическая работа | Стр. 58 | |
29 30 | Выпиливание лобзиком и Т\Б Практическая работа №16. Технология выпиливания лобзиком | 1 1 | | Организация рабочего места Установка пилок. Технология выпиливания лобзиком Выпиливание лобзиком. Уметь: выполнять операции по выпиливанию лобзиком | Образцы изделий, технологическая карта | Урок обобщения и проверки знаний | Практическая работа Контроль качества выполненных операций | Стр. 59 | |
31 32 | Контрольная работа Резервное время (выжигание по древесине) | 1 1 | | Выжигание по древесине и Т/Б.Технология выжигания | Выжигательный прибор, Правила Т/Б | Урок проверки знаний, умений | Контрольная работа | | |
Технология создания изделий из металлов (16ч) | |
33 34 | Рабочее место для ручной обработки металла Тонколистовой металл и проволока Практическая работа №17 Изучение устройства слесарного верстака, слесарных тисков | 1 1 | | Рабочее место для ручной обработки металла. Части универсального верстака. Слесарных тисков и их назначения. Тонколистовой металл, проволока и их получения, применения Знать: устройство и назначение слесарного верстака и слесарных тисков; правила безопасности труда; знать виды и способы получения тонколистового металла; Уметь: рационально размещать инструменты и заготовки на слесарном верстаке; закреплять заготовки в тисках; различать цветные и чёрные металлы; виды листового металла и проволоки | Универсальный верстак, виды тонколистового металла | Урок обобщения и проверки знаний, умений, навыков | Регулировка высоты верстака. Распознавание видов металла | Стр. 70-76 | |
35 36 | Изображение деталей из металла Технологические процессы изготовления изделий Практическая работа №18 | 1 1 | | Технологические процессы изготовления изделий Знать: различия технологического рисунка, эскиза, чертежа; графическое изображение конструктивных элементов деталей; правила чтения чертежей; содержание технологической карты. Уметь: читать чертежи деталей из тонколистового металла и проволоки; определять последовательность изготовления детали по технологической карте | Чертежи деталей, изделия из металла | Урок приобретения знаний, умений | Ответы на вопросы. Построение чертежей простых деталей | Стр. 78-81 | |
37 38 | Приемы ручной правки и разметки заготовок Практическая работа №19 Правка и разметка заготовок | 1 1 | | Приемы ручной правки, разметки заготовки для детали (изделия) на основе графической документации с применением разметочных, контрольно-измерительных инструментов. Правила Т/Б Знать: назначение операции правки; устройство и назначение инструментов и приспособлений для правки тонколистового металла и проволоки; правила безопасной работы. Уметь: править тонколистовой металл и проволоку | Правило, киянка, чертилка, слесарный угольник | Обобщающий и приобретения новых знаний | Конспект, учебник Контроль за выполнением практической работы | Стр. 85 | |
39 40 | Основные приемы резания тонколистого металла и проволоки Практическая работа №20 Зачистка деталей | 1 1 | | Виды слесарных ножниц и их назначение. Основные приемы резания тонколистого металла и проволоки. Правила безопасности Знать: назначение операций резания и зачистки; назначение и устройство ручных инструментов для выполнения операций резания и зачистки; правила безопасной работы при выполнении данных операций. Уметь: выполнять резание заготовок; зачистку (опиливание) заготовок из тонколистового металла и проволоки | Виды слесарных ножниц, напильников | Урок приобретения знаний, умений | Практическая работа Контроль качества | Стр. 92 | |
41 42 | Гибка тонколистового металла и проволоки Практическая работа №21 Изготовление звездочки | 1 1 | | Гибка тонколистового металла и проволоки. Гибочные приспособления и их назначения. Правила безопасности Знать: о процессе сгибания тонколистового металла и проволоки; назначение и устройство инструментов и приспособлений для выполнения операции сгибания; правила безопасной работы. Уметь: выполнять операцию сгибания тонколистового металла и проволоки | Технологическая карта на изготовление звездочки, звездочка из проволоки | Обобщающий и приобретения новых знаний | Практическая работа Контроль качества | Стр. 98 | |
43 44 | Пробивание и сверление отверстий Практическая работа №22 Изготовление ушки навесного | 1 1 | | Пробивание и сверление отверстий Инструменты и приспособления. Правила безопасности. Пробойник и его части. Знать: приёмы выполнения операций пробивания и сверления отверстий; назначение и устройство инструментов для пробивания и сверления отверстий; правила безопасной работы. Уметь: пробивать и сверлить отверстия в тонколистовом металле | Пробойник, кернер, угольник, чертилка, слесарные ножницы | Обобщающий и приобретения новых знаний | Ответы на вопросы. Контроль качества выполнения операций сверления и пробивания | Стр. 102 | |
| Соединение деталей из тонколистового металла Практическая работа №23 Отделка изделий | 1 1 | | Гибочный станок и назначение. Фальцевые, заклепочные соединения из тонколистового металла.. Виды заклепок и их назначения. Правила безопасности Знать: способы соединения деталей из тонколистового металла; способы защитной и декоративной отделки изделий из металла; правила безопасной работы. Уметь: выполнять соединение деталей фальцевым швом и заклёпочным соединением; отделку изделия | Пробойник, кернер, угольник, чертилка, слесарные ножницы | Обобщающий и приобретения новых знаний | Контроль качества выполненной работы | Стр. 111 | |
45 46 | Контрольная работа Устройство сверлильного станка. Практическая работа №24 Приемы работы | 1 1 | | Устройство сверлильного станка и его назначения. Пробные работы. Правила безопасности Знать: устройство сверлильного станка; правила безопасной работы. Уметь: выполнять операцию сверления на сверлильном станке | Сверлильный станок, дрель, коловорот | Урок проверки знаний, умений | Контроль качества | Стр. 107 | |
Проектирование и изготовление изделий (14ч) | |
47 48 | Понятие о творческом проекте Варианты проектов История создания изделий | 1 1 | | Понятие о творческом проекте. Этапы выполнения творческого проекта. Варианты проектов. Знать: этапы выполнения творческого проекта; возможную тематику творческих проектов. Уметь: выбирать тему проекта в соответствии со своими возможностями; подбирать материалы и инструменты; составлять технологическую карту; | Виды творческих проектов, изделий | Обобщающий и приобретения новых знаний | Фронтальный опрос | Стр. 158 | |
49 50 | Чертежи деталей Практическая работа №25 Разработка технологической карты | 1 1 | | Чертежи деталей Разработка технологической карты Уметь: составлять технологическую карту, чертежи; | Чертежи, технологическая карта, ПК, принтер | Урок обобщающий и проверки знаний, умений | Чертежи | Чертежи деталей | |
51 52 | Выбор материала подготовка Выбор инструментов Практическая работа №26 | 1 1 | | Выбор материала подготовка Выбор инструментов. Подготовка технологическому этапу. Уметь: подбирать материалы и инструменты; | Виды материалов | Урок, обобщающий и проверки знаний, умений | Самостоятельная работа | Технолог. карта | |
53 56 | Материализация проекта Практическая работа №27-28 Изготовление изделий | 1 1 | | Изготовление изделий, соблюдением размеров. Контроль качества и устранение дефектов. Уметь: выполнять технологические операции по обработке древесины | Верстак, инструменты | Урок проверки знаний, умений | Чертежи Практическая работа | | |
57 58 | Экономический расчет Экологическое обоснование Практическая работа №29 | 1 1 | | Экономический расчет. Оценка затрат, Экологическое обоснование Уметь: выполнять экологическое обоснование, определять себестоимость изделия | Формулы. Расчеты, ПК | Урок приобретения знаний, умений | Самостоятельная работа | Экономич. расчет | |
59 60 | Презентация проекта Презентация проекта | 1 1 | | обоснование цели деятельности; определение способов и средств достижения цели; воплощение проекта в виде законченного продукта; необходимых для создания объекта или услуги. | Выставка Изделий, ММП | Урок обобщающий и проверки знаний, умений | Презентация проекта | | |
Технология ведения дома (6ч) | |
61 62 | Интерьер дома Уборка жилого помещения Практическая работа №30 | 1 1 | | Понятие «интерьер». Прихожая, гостиная, детская комната, спальня, кухня, балкон и лоджия. Их назначение, оборудование, необходимый набор мебели, декоративное убранство. Уборка жилого помещения Знать: требования, предъявляемые к интерьеру; предметы интерьера; характеристики основных функциональных зон. Уметь: анализировать дизайн интерьера | Слайд презентация «Интерьер дома» | Урок обобщающий и проверки знаний, умений | Фронтальный опрос Выполнение эскиза интерьера жилого помещения | Стр. 118 | |
63 64 | Организация труда и отдыха Практическая работа №31 Уход за одеждой и хранение книг | 1 1 | | Организация труда и отдыха. Питание. Гигиена. Уход за одеждой и хранение книг Знать: основные требования к режиму дня школьника; основы рационального питания школьника; правила личной гигиены. Уметь: планировать свой день; рационально питаться; ухаживать за телом, зубами, волосами: выполнять уборку помещений; ухаживать за книгами. | Слайд презентация «Организация труда и отдыха» | Урок обобщающий и проверки знаний, умений | Фронтальный опрос Ответы на вопросы | Стр. 128 | |
65 66 | Культура поведения в семье. Семейные праздники. Практическая работа № 32 | 1 1 | | Культура поведения в семье. Семейные праздники и походы. Подарки и переписка. Знать: понятие этикет; правила поведения при общении с членами семьи, сверстниками и взрослыми. Уметь: использовать знания правил поведения на практике | Слайд презентация «Семейные праздники» | Урок обобщающий и проверки знаний, умений | Фронтальный опрос Ситуативные задачи | Стр. 132 | |
Информационные технологии 2ч. | |
67 68 | Графический редактор Текстовый редактор Практическая работа №31 | 1 1 | | Графический редактор. Текстовый редактор. Описание программ, сущность понятий информация. Знать: назначение текстового редактора; и форматирования текстовых документов. Уметь: набирать текст; форматировать текстовый документ | ММП, ПК | Урок приобретения знаний, умений | Набор текста. Оформление титульного листа реферата | Стр. 140 | |
69 70 | Резервное время | 1 1 | | | | | | | |
Всего 70 часов | |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
1. Вводный урок (1ч)
Теоретические сведения. Технология как учебная дисциплина и как наука. Цель и задачи изучения предмета «Технология» в 5 классе. Содержание предмета. Последовательность его изучения. Санитарно-гигиенические требования и правила внутреннего распорядка при работе в школьных мастерских. Организация теоретической и практической частей урока.
Знать: правила внутреннего распорядка при работе в школьных мастерских.
Иметь представление: Цель и задачи изучения предмета «Технология» в 5 классе.
2. Технология создания изделий из древесины. Элементы машиноведения
(26 ч)
Теоретические сведения. Оборудование рабочего места для ручной обработки древесины. Правила работы у верстака. Древесина как природный конструкционный материал. Пиломатериалы и древесные материалы.
Графическое отображение изделий с использованием чертежных инструментов и средств компьютерной поддержки. Чтение графической документации, отображающей конструкцию изделия и последовательность его изготовления. Условные обозначения на рисунках, чертежах, эскизах и схемах. Этапы создания изделий из древесины. Приемы ручной обработки: разметка заготовок, пиление столярной ножовкой, строгание древесины, сверление отверстий. Инструменты и приспособления для ручных работ по древесине. Правила безопасной работы.
Соединение деталей гвоздями, шурупами. Склеивание изделий. Зачистка поверхности. Лакирование изделий. Контроль и оценка качества изделий. Выявление дефектов и их устранение. Традиционные виды декоративно-прикладного творчества. История выжигания по древесине и выпиливания лобзиком. Материалы, инструменты, приспособления для выжигания и выпиливания. Организация рабочего места. Правила безопасного труда. Приемы выполнения работ. Профессии, связанные с ручной обработкой древесины.
Понятие о механизме и машине. Типовые детали и их соединения.
Практические работы. Изучение устройства столярного верстака и отработка приемов крепления заготовок. Определение пород древесины по образцам. Изучение образцов пиломатериалов и древесных материалов. Подготовка материала и инструментов к работе. Упражнения на выжигание и выпиливание изделий лобзиком. Упражнения на разметку, распиливание, строгание заготовок при изготовлении различных изделий. Сверление отверстий в заготовках. Соединение деталей гвоздями, шурупами. Склеивание изделий. Зачистка поверхности деталей. Лакирование изделий. Ознакомление с устройством различных механизмов
Варианты объектов труда. Образцы выжигания и выпиливания лобзиком.
Столярный верстак. Образцы древесины различных пород. Образцы пиломатериалов и древесных материалов. Образцы разметки, распиливания, строгания заготовок. Образцы сверления отверстий в заготовках. Образцы соединения деталей гвоздями, шурупами, склеивания изделий, зачистки поверхности, лакирования изделий.
Знать: Оборудование рабочего места для ручной обработки древесины. Пиломатериалы и древесные материалы. Чтение графической документации, отображающей конструкцию изделия. Этапы создания изделий из древесины. Профессии, связанные с ручной обработкой древесины. Понятие о механизме и машине.
Уметь: Выполнить разметку, распиливание, строгание заготовок. Сверление отверстий в заготовках. Соединение деталей гвоздями, шурупами. Склеивание изделий. Зачистка поверхности деталей. Лакирование изделий.
Иметь опыт: Определение пород древесины. Подготовка материала и инструментов к работе.
3. Черчение и графика (4 ч)
Теоретические сведения. Способы графического изображения изделия. Понятия «эскиз», «чертеж», «технический рисунок». Материалы, инструменты, приспособления для построения чертежа. Правила безопасного выполнения чертежных работ. Организация рабочего места. Масштаб. Виды: главный, сверху, слева, справа, снизу, сзади. Линии изображений.
Графическое изображение простейших изделий из листового металла и проволоки (эскиз, технический рисунок, чертеж). Конструирование изделий.
Практические работы. Изучение графической документации. Выполнение эскиза и технического рисунка детали плоской или призматической формы.
Варианты объектов труда. Эскиз и технический рисунок детали плоской или призматической формы, изделий из листового металла и проволоки.
Знать: Понятия «эскиз», «чертеж», «технический рисунок, масштаб, рамка.
Уметь: Выполнение эскиза и технического рисунка детали призматической формы.
Иметь опыт: для чтения чертежа.
4. Технология создания изделий из металлов. Элементы машиноведения
(16 ч)
Теоретические сведения. Организация рабочего места для ручной обработки металлов. Назначение и устройство слесарного верстака и тисков.
Роль металлов в жизни человека. Виды металлов и сплавов. Виды, получение и применение листового металла и проволоки.
Технологические процессы создания изделий из листового металла и проволоки. Приемы ручной правки, разметки заготовки для детали (изделия) на основе графической документации с применением разметочных, контрольно-измерительных инструментов. Приемы ручной обработки: резание, ".гибка, пробивание и сверление отверстий. Инструменты и приспособления для ручных работ по металлу. Правила безопасной работы.
Использование технологических машин для изготовления изделий. Устройство и назначение сверлильного станка. Подготовка станка к работе. Приемы сверления отверстий. Правила безопасной работы.
Соединение деталей в изделии фальцевым швом и с помощью заклепок с использованием инструментов и приспособлений для сборочных работ.
Защитная и декоративная отделка поверхности изделий из металлов. Контроль и оценка качества изделий. Выявление дефектов и их устранение.
Профессии, связанные с получением, ручной обработкой металлов и сверлением отверстий на станке.
Практические работы. Изучение устройства слесарного верстака и тисков. Ознакомление с металлами и сплавами. Ознакомление с технологическим процессом изготовления изделия из тонколистового металла и проволоки.
Упражнения на правку, разметку, резание, зачистку, гибку заготовок из тонколистового металла и проволоки, пробивание и сверление отверстий.
Изучение устройства сверлильного станка. Сверление отверстий на сверлильном станке.
Соединение деталей из тонколистового металла и проволоки фальцевым швом и с помощью заклепок. Отделка готовых изделий.
Варианты объектов труда. Слесарный верстак и тиски. Образцы правки, разметки, резания, зачистки, гибки заготовок из тонколистового металла и проволоки, пробивания и сверления отверстий. Сверлильный станок. Образцы соединения деталей из тонколистового металла и проволоки фальцевым швом и с помощью заклепок. Образцы отделки готовых изделий.
Знать: Организация рабочего места для ручной обработки металлов. Виды, получение и применение листового металла и проволоки. Назначение и устройство слесарного верстака и тисков. Инструменты и приспособления для ручных работ по металлу. Правила безопасной работы.
Уметь: Технологические процессы создания изделий из листового металла и проволоки.
Иметь опыт: на правку, разметку, резание, зачистку, гибку заготовок из тонколистового металла и проволоки
5. Проектирование и изготовление изделий (14 ч)
Теоретические сведения. Понятие «творческий проект по технологии». Варианты проектов. Проектирование личностно или общественно значимых изделий с использованием конструкционных или поделочных материалов. Поисковый, технологический и аналитический этапы выполнения творческого проекта, их содержание. Анализ изделий из банка объектов для творческих проектов. Требования к готовому изделию.
Практические работы. Выдвижение идей для выполнения учебного проекта. Анализ моделей-аналогов из банка идей. Выбор модели проектного изделия. Материализация проекта.
Знать: Этапы разработки и выполнения проекта.
Уметь: выполнить технологическую карту, изготовить изделие с использованием чертежей и реализация продукции
Иметь опыт: по разработке творческого проекта
6. Технология ведения дома (6ч.)
Теоретические сведения. Уход за одеждой. Очистка, стирка, утюжка одежды. Уход за мебелью.
Практические работы. Разработка технологического процесса изготовления вешалки для одежды. Варианты объектов труда. Технологическая карта изготовления вешалки для одежды. Мебель в кабинете технологии.
Теоретические сведения. Понятие «интерьер». Прихожая, гостиная, детская комната, спальня, кухня, балкон и лоджия. Их назначение, оборудование, необходимый набор мебели, декоративное убранство. Уборка жилого помещения. Организация труда и отдыха. Питание. Гигиена. Культура поведения в семье. Семейные праздники и походы. Подарки и переписка.
Практические работы. Разработка интерьера жилого помещения. Разработка технологического процесса изготовления подставки для книг, решетки и полки для обуви и т. п.
Варианты объектов труда. Эскиз интерьера жилого помещения. Технологические карты изготовления подставки для книг, решетки, полки для обуви и т. п.
Знать: Уход за одеждой. Понятие «интерьер». Организация труда и отдыха. Питание. Гигиена.
Уметь: Разработка интерьера жилого помещения.
Иметь опыт: Уход за одеждой. Очистка, стирка, утюжка одежды. Уход за мебелью.
КОНТРОЛЬ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
Лабораторно - практические работы:
«Определение пород древесины», « контроль основных параметров качества деталей».
Контрольные работы – по разделам:
«Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов», «Технология создания изделий из металлов», «Технология ведения дома», «Информационные технологии».
Метод проектов – это совокупность учебно - познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий и с презентацией этих результатов.
Творческие проекты с изготовлением изделий с применением столярных, слесарных операций.
Темы творческих проектов:
Разделочная доска
Подставка для пробирок
Киянка с прямоугольным бойком
Игрушки
Сувениры
Рамки для фотографий
Ящик для мелких деталей
Совок
Подсвечник
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Для учащихся:
– Тищенко, А. Т. Технология: учебник для 5 кл. общеобр. уч. / А. Т. Тищенко, П. С. Самородкин, В. Д. Симоненко. – М.: Просвещение, 2009.
Для учителя:
1. Байбородова Л.В., Серебренников Л.Н., Солдатов В.В, Обучение технологии в средней школе 5-11 классы – Методическое пособие; М…Гуманитарный издательский центр 2004г
2. Бешенков А.К., Бычков А В., Методика обучения технологии, Библиотека учителя. Дрофа/Москва -2004г
3.В.В. Гузеев «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения //Директор школы. -2005 г.
4. Муравьев Е.М., Симоненко В.Д.. Общие основы методики преподавания технологии. – Брянск 2000 г.
5. А.И. Китов Психология хозяйственного управления. – М.Провиздат, 2004г
6 Справочник по техническому труду: Обработка древесины, металла, электротехнические и другие работы: Книга для учителя / Ростовцев А.Н., Надточий А.П., Фурманов Ф.А. и др./ Под ред. Ростовцева и др.- М..:Просвещение,2006г.
7. Попов Б.В., Учись мастерить 4-8 классы –М…Просвещение, 2007г
8. Научно-методический журнал «Школа и производство» 2009-2011г.
9. Электронные средства обучения.
10. Таблицы и плакаты.
11. Оборудование и инструменты.
Программа «Технология». 1–4, 5–11 классы. – М.: Просвещение, 2005.
7