1.Пояснительная записка.
Адаптированная образовательная программа по ручному труду составлена в соответствии с требованиями Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ СШ № 1 р.п. Мулловка.
2.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУЧНОЙ ТРУД» - ЛИЧНОСТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ.
Личностные результаты
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты
1) умения работать с разными видами материалов (бумагой, тканями, пластилином, природным материалом и т.д.), выбирать способы их обработки в зависимости от их свойств;
2) владение некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов;
3) сформированность организационных трудовых умений (правильно располагать материалы и инструменты на рабочем месте, выполнять правила безопасной работы и санитарно-гигиенические требования и т.д.);
4) использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач.
3.Содержание программы.
РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ (МНОГОДЕТАЛЬНЫЕ ОБЪЕМНЫЕ ИЗДЕЛИЯ)
Практические работы
Экскурсия в природу с целью сбора природного материала.
Изготовление по образцу жирафа из кукурузных початков, моркови, кочерыжек, палочек и бумажных деталей.
Изготовление по рисунку паука из скорлупы грецкого ореха, плюски желудя, проволоки, пластилина.
РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ
Практические работы
Окантовка картона полосками бумаги, листом. Изготовление по образцу подложек квадратной и прямоугольной формы для крепления плоских природных материалов, для наклеивания различных вырезок (дидактический материал, лото). Слабые учащиеся выполняют работу с помощью учителя.
РАБОТА С ПРОВОЛОКОЙ
Практические работы
Экскурсия в слесарную мастерскую.
Выправление проволоки волочением, сгибание ее под прямым углом, отрезание кусачками по заданному размеру. Изготовление деталей для работы с природным материалом.
Изготовление по образцу и контурному рисунку стилизованных фигурок рыб, птиц, животных. Выполнение изделия по показу приемов работы учителем.
РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
Практические работы
Изготовление по замыслу объемных изделий из различных материалов (после экскурсий, чтения книг, просмотра кинофильма).
РАБОТА С ТЕКСТИЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
Практические работы
Ознакомление с косым обметочным стежком. Упражнения на полосе тонкого картона по готовым проколам.
Изготовление закладки из фотопленки с цветным вкладышем. Оформление концов закладки кисточками.
Пришивание косыми стежками вешалки из тесьмы к полотенцу.
Изготовление кармашка из клеенки или бархатной бумаги для счетных палочек, ножниц. Обметывание боковых срезов кармашка по готовым проколам косым стежком. Слабые учащиеся выполняют работу по заделу.
Изготовление по образцу подушечки-прихватки по самостоятельно составленной выкройке из нескольких сложенных вместе кусочков разноцветной ткани (сметывание по краям и по диагонали, обметывание краев косым стежком)
РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ (ОБЪЕМНЫЕ ИЗДЕЛИЯ ИЗ КАРТОНА)
Практические работы
Изготовление открытых коробок из тонкого картона. Разметка развертки коробки по шаблону и по линейке. Склеивание коробок двумя способами: с помощью клапанов и по стыкам, оклеивание полосой бумаги. Работа выполняется по образцу и показу отдельных приемов работы учителем.
РАБОТА С ТЕКСТИЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
Практические работы
Составление по образцам простейшего рисунка на листе бумаги в клетку. Вышивание рисунка, переведенного учителем на льняное полотно, ручными стежками, оформление вышитого куска ткани в виде салфетки, коврика, кукольного полотенца и т. д.
4.Тематическое планирование.
№ | Тема урока | Кол-во часов |
| 1 четверть | 18 |
1 | Вводный урок. Закрепление учебного материала первого и вторых классов. | 2 |
2 | Экскурсия в природу «Сбор природного материала» | 2 |
3 | Изготовление по образцу жирафа из кукурузных початков, моркови, кочерыжек, палочек и бумажных деталей. | 2 |
4 | Изготовление по рисунку паука из скорлупы грецкого ореха, плюски желудя, проволоки, пластилина. | 2 |
5 | Окантовка картона полосками бумаги, листом. | 2 |
6 | Изготовление по образцу подложек квадратной и прямоугольной формы. | 2 |
7 | Экскурсия в слесарную мастерскую. | 2 |
8 | Изготовление по образцу и контурному рисунку стилизованных фигурок рыб. | 2 |
9 | Изготовление по образцу и контурному рисунку стилизованных фигурок птиц. | 2 |
| 2 четверть | 14 |
1 | Изготовление по замыслу объемных изделий из различных природных материалов. | 2 |
2 | Сборка по образцу треугольника из трех плоских планок. | 2 |
3 | Сборка по образцу лопатки из большого квадрата. | 2 |
4 | Сборка по образцу лопатки из большого квадрата и планки. | 2 |
5 | Сборка по образцу лесенки из двух длинных планок. | 2 |
6 | Изготовление плоских карнавальных полумасок и масок из тонкого картона и плотной бумаги. | 2 |
7 | Изготовление елочных игрушек. | 2 |
| 3 четверть | 20 |
1 | Сборка стола по образцу. | 2 |
2 | Упражнения в разметке бумаги и картона по линейке. | 2 |
3 | Изготовление обложки для проездного билета. | 2 |
4 | Изготовление по образцу складной доски для игры в шашки. | 2 |
5 | Изготовление по образцу папки для тетрадей без клапанов, с завязками. | 2 |
6 | Ознакомление с косым обметочным стежком. | 2 |
7 | Упражнения на полосе тонкого картона по готовым проколам. | 2 |
8 | Пришивание косыми стежками вешалки из тесьмы к полотенцу. | 2 |
9 | Изготовление кармашка из клеенки или бархатной бумаги для счетных палочек, ножниц. | 2 |
10 | Обметывание боковых срезов кармашка по готовым проколам косым стежком. | 2 |
| 4 четверть | 18 |
1 | Изготовление открытых коробок из тонкого картона. | 2 |
2 | Разметка развертки коробки по шаблону и по линейке. | 2 |
3 | Склеивание коробок двумя способами: с помощью клапанов и по стыкам, оклеивание полосой бумаги. | 2 |
4 | Составление по образцам простейшего рисунка на листе бумаги в клетку. | 2 |
5-6 | Вышивание рисунка, переведенного учителем на льняное полотно, ручными стежками. | 3 |
7 | Самостоятельная сборка по образцу и техническому рисунку стола с перекрещенными ножками. | 2 |
8 | Самостоятельная сборка по техническому рисунку дорожного знака. | 2 |
9 | Самостоятельное изготовление по образцу и по представлению вагончика, тележки, машины. | 3 |