СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по учебному предмету специальность (баян, аккордеон) 5(6) лет обучения

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

ДПОП в области музыкального искусства "Народные инструменты" ПО.01. Музыкальное исполнительствоПО.01.УП01. "Специальность" 5(6) лет обучения

Просмотр содержимого документа
«Программа по учебному предмету специальность (баян, аккордеон) 5(6) лет обучения»

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств № 1 города Рассказово»






Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная

программа в области музыкального искусства

«НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ДОП 5 (6) ЛЕТ

ПО.01.МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

ПО.01.УП.01.«СПЕЦИАЛЬНОСТЬ»

Срок реализации программы по учебному предмету — 5(6) лет

Возраст учащихся 10 — 12 лет
















«Одобрено»

Методическим советом

образовательного учреждения


дата рассмотрения

«Утверждаю»

директор – фамилия, имя, отчество

______________

(подпись)


дата утверждения








Разработчик: Е.В.Устинова - преподаватель отделения народных инструментов МБУДО «ДШИ № 1 города Рассказово»


Рецензент: А.А.Ромашков - декан факультета среднего профессионального

образования, довузовской подготовки, старший преподаватель ТГМПИ

им.С.В.Рахманинова
























СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка

1.1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном

процессе;

1.2. Срок реализации учебного предмета;

1.3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом

образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

1.4.Форма проведения учебных аудиторных занятий;

1.5.Цели и задачи учебного предмета;

1.6.Обоснование структуры программы учебного предмета;

1.7.Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

2. Содержание учебного предмета

2.1. Сведения о затратах учебного времени;

2.2. Годовые требования по классам;

3. Требования к уровню подготовки обучающихся

4. Формы и методы контроля, система оценок

4.1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

4.2. Критерии оценки;

5. Методическое обеспечение учебного процесса

5.1. Методические рекомендации педагогическим работникам;

5.2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы;

6. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

6.1. Нотная литература;

6.2.Учебно-методическая литература;

I. Пояснительная записка

1.1. Программа учебного предмета «Специальность» по виду инструмента

«аккордеон, баян», разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты».

Предмет «Специальность (аккордеон, баян)» предусмотрен Учебным планом и является составной частью подготовки учащихся отделений народных инструмен-

тов , класса аккордеона и баяна в Детских музыкальных школах и Детских школах искусств. Аккордеон и баян пользуются огромной популярностью и являются одними из самых любимых инструментов в России, благодаря чему они приобрели статус «народных» инструментов. Игре на этих музыкальных инструментах с большим желанием обучаются дети.

Учебный предмет «Специальность (аккордеон, баян)» направлен на приоб-

ретение детьми знаний, умений и навыков игры на аккордеоне, баяне, получение

получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно нравственное развитие ученика.

Необходимо отметить, что важным моментом программы является то общее, что объединяет предмет «Аккордеон» с предметом «Баян» - природообразование инструментов, конструкция, звукоизвлечение, репертуар. В связи с этим, методическая литература, нотные издания для этих инструментов имеют одинаковую значимость и актуальность, как для аккордеона, так и для баяна. Кроме того, методика обучения игре на аккордеоне и методика обучения игре на баяне имеют общую цель и задачи. Но следует отметить, что, несмотря на сходство, технология обучения игре на аккордеоне имеет существенные различия от технологии обучения игре на баяне - постановка правой руки, аппликатура, система регистров. Поэтому педагог должен учитывать все тонкости методики обучения на этих инструментах, хорошо владеть профессиональными знаниями и педагогическим опытом.

1.2. Срок реализации учебного предмета «Специальность (аккордеон, баян)» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте:

– с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет;

– с десяти до двенадцати лет, составляет 5 лет.

Для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного

общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные професси-

ональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок

освоения может быть увеличен на один год.

1.3. Настоящая программа разработана в полном соответствии с Учебным планом МБУДО «Детская искусств школа №1 города Рассказово». Согласно Учебному плану, для занятий на основном музыкальном инструменте (аккордеон, баян) предусмотрено:


срок обучения

5 лет

6-й год

обучения

Максимальная учебная нагрузка (в часах)

924

214,5

Количество

часов на аудиторные занятия

363

82,5

Количество

часов на внеаудиторную работу

(самостоятельную работу)

561

132

1.4. Основной формой организации учебных занятий в классе аккордеона и баяна является урок (продолжительность урока 45 минут).


1.5. Цели дисциплины:

• развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе

приобретенных им знаний, умений и навыков, позволяющих воспринимать,

осваивать и исполнять на аккордеоне (баяне) произведения различных жанров и форм в соответствии с ФГТ;

• определение наиболее одаренных детей и их дальнейшая подготовка к

продолжению обучения в средних профессиональных музыкальных учебных

заведениях.

Задачи дисциплины:

• выявление творческих способностей ученика в области музыкального искусства

и их развитие в области исполнительства на аккордеон (баяне) до уровня подготовки, достаточного для творческого самовыражения и самореализации;

• овладение знаниями, умениями и навыками игры на аккордеон (баяне),

позволяющими выпускнику приобретать собственный опыт музицирования;

•приобретение обучающимися опыта творческой деятельности;

•формирование навыков сольной исполнительской практики и

коллективной творческой деятельности, их практическое применение;

•достижение уровня образованности, позволяющего выпускнику

самостоятельно ориентироваться в мировой музыкальной культуре;

•формирование у лучших выпускников осознанной мотивации к

продолжению профессионального обучения и подготовки их к вступительным

экзаменам в профессиональное образовательное учреждение.


1.6. Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все

аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение

учебного предмета;

- распределение учебного материала по годам обучения;

- описание дидактических единиц учебного предмета;

- требования к уровню подготовки обучающихся;

- формы и методы контроля, система оценок;

- методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел

программы «Содержание учебного предмета».


1.7. Материально-техническая база соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда и включает в себя:

- зал с двумя фортепиано, пультами и звукотехническим оборудованием;

- библиотеку;

- учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных

занятий;

- учебные аудитории, предназначенные для изучения учебных предметов

«Специальность» и «Фортепиано» оснащены пианино;

- учебные аудитории для занятий по учебному предмету «Фортепиано» имеют площадь не менее 6 кв.м., для занятий по учебным предметам «Специальность» не менее 6 кв.м., «Ансамбль» не менее 12 кв.м.,, «Оркестровый класс» - зал;

Учебные аудитории имеют звукоизоляцию.

Для занятий по специальности ДШИ имеет аккордеоны и баяны для детей разного возраста, а также комплект народных инструментов. В МБУДО «ДШИ № 1 города Рассказово» созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.


  1. Содержание учебного предмета


2.1 Общая трудоемкость дисциплины «Специальность» в обязательной части

1- 5 годы обучения составляет 363 часа.

Общая трудоемкость дисциплины «Специальность» в обязательной части с дополнительным годом обучения составляет 82,5 часов.

Срок обучения 6 лет



распределение по годам обучения

класс

1

2

3

4

5

6

Продолжительность учебных занятий

(в неделях)

33

33

33

33

33

33

Количество часов на аудиторные

занятия в неделю

2

2

2

2,5

2,5

2,5

Общее количество

часов на аудиторные занятия

363

82,5

445,5

Количество часов на внеаудиторные

(самостоятельные) занятия в неделю

3

3

3

4

4

4

Общее количество

часов на внеаудиторные

(самостоятельные) занятия

561

132

693

Максимальное количество часов на

занятия в неделю

5

5

5

6,5

6,5

6,5

Общее максимальное количество часов

по годам

165

165

165

214,5

214,5

214,5

Общее максимальное количество часов

на весь период обучения

924

214,5

1138,5



2.2 Годовые требования по классам


Срок обучения - 6 лет

Требования по специальности для обучающихся на аккордеоне (баяне) сроком 5 лет те же, что и при 8-летнем обучении, но в несколько сжатой форме.


1 класс

15-20 первоначальных пьес, песенок, попевок, этюдов, исполняемых правой рукой, затем обеими руками, а также в ансамбле с учеником или преподавателем. Гаммы C, G, F-dur правой рукой в одну октаву разными штрихами.





Вид отчетности

Срок отчетности

Знания

Академический концерт

февраль

Три разнохарактерные пьесы.


Переводной

академический концерт

май

I вариант: Этюд и две разнохарактерные пьесы.

II вариант: Три разнохарактерные пьесы, как соло, так и в ансамбле.

Оба варианта желательно исполнять двумя руками.

Проверка навыков исполнения гаммы проводится преподавателем в классе.





Примерный репертуарный список:


Э. Беренс. Этюд C-dur

В. Накапкин. Этюд g-moll

Л. Келлер. Этюд a-moll

И. Селении. Пьеса

И. Стравинский. «Медведь»

Д. Кабалевский. «Труба и барабан»

Д. Кабалевский. Маленькое скерцо

К. Вебер. Колыбельная

Ю. Латышев. Детская сюита «В мире сказок»

Р. Бажилин. «Камаринская»


2 класс

15-20 разножанровых пьес, этюдов двумя руками, соло и в любом виде ансамбля, гаммы:

– C,G,F – dur двумя руками в 2 октавы,

- a – moll (гармонический, мелодический виды) отдельно каждой рукой в 2 октавы,

– короткое и длинное арпеджио отдельно правой рукой,

  • аккорды отдельно правой рукой

Вид отчетности

Срок отчетности

Знания

Академический концерт

декабрь

Этюд и две разнохарактерные пьесы.


Переводной академический концерт

май

I вариант: Этюд и две разнохарактерные пьесы.

II вариант: Три разнохарактерные пьесы, как соло, так и в ансамбле.

Проверка навыков исполнения гамм проводится преподавателем в классе.

Примерный репертуарный список:

1. К. Орф. Этюд G – dur

2. А. Шитте. Этюд С – dur

3. В. Накапкин. Этюд g-moll

4. П. Локателли. Менуэт

5. Д. Шостакович. Марш

6. Г. Галынин. «Медведь»

7. И. Бриль. «В народном духе»

8. И. Бриль. Блюз №1

9. Б. Тобис. «Негритёнок грустит», «Негритёнок улыбается»

10.Ю. Щуровский. «Казак»

11.Обр. Р. Бажилина. «Кабардинка»


3 класс

14-18 разножанровых пьес, этюдов, соло и в любом виде ансамбля, гаммы, арпеджио, аккорды в соответствии с зачетными требованиями.


Вид отчетности

Срок отчетности

Знания

Академический концерт

декабрь

Этюд и два разнохарактерных произведения.


Технический зачет

(аккордеон)

март

1. Технический комплекс:

– гаммы D,F – dur двумя руками в 2 октавы

a,d,e - moll отдельно каждой рукой или двумя руками в 2 октавы,

– короткое арпеджио правой рукой,

– длинное арпеджио правой рукой,

– аккорды правой рукой.

2. Этюд на любой вид техники.


Технический зачет

(баян)

март

1. Технический комплекс:

– гаммы D,В – dur двумя руками в 2 октавы,

– короткое арпеджио правой рукой,

– аккорды правой рукой,

- гаммы a,d,e - moll отдельно каждой рукой или двумя руками в 2 октавы,

– короткое арпеджио правой рукой,

– аккорды правой рукой.

2. Этюд на любой вид техники.


Переводной академический концерт

май

I вариант: Этюд и две разнохарактерные пьесы.

II вариант: Три разнохарактерные пьесы. Возможно включение ансамбля.


Примерный репертуарный список:


1. И. Беркович. Этюд F – dur

2. К. Черни. Этюд e-moll

3. О. Питерсон. Этюд G – dur

4. И.С. Бах. Ария

5. А. Гедике. Сарабанда

6. О. Питерсон. Пьесы №1, №2, №3

7. И. Бриль. «Сильные пальцы», «Маленький регтайм»

8. С. Бланк. «Незабываемое танго»

9. А. Александров. «Частушка»

10 Эд Джон. «Игра в мяч»


4 класс

12-16 разножанровых произведений и этюдов соло и в любом виде ансамблевого музицирования, гаммы, арпеджио, аккорды в соответствии с зачетными требованиями.


Вид отчетности

Срок отчетности

Знания

Академический концерт

декабрь

Этюд и два разнохарактерных произведения.


Технический зачет

(аккордеон)

март

1. Технический комплекс:

– гаммы A, E – dur двумя руками в 2 октавы,

g, h ,c – moll отдельно или двумя руками в 2 октавы,

– короткое арпеджио правой рукой,

– длинное арпеджио правой рукой,

– аккорды правой рукой.

2. Этюд на любой вид техники.



Технический зачет

(баян)

март

1. Технический комплекс:

– гаммы A, Es – dur двумя руками в 2 октавы,

– короткое арпеджио правой рукой,

– аккорды правой рукой,

- гаммы g, h,c – moll отдельно каждой рукой или двумя руками в 2 октавы,

– короткое арпеджио правой рукой,

– аккорды правой рукой.

2. Этюд на любой вид техники.


Переводной академический концерт

май

I вариант: Этюд и две разнохарактерные пьесы.

II вариант: Три разнохарактерные пьесы. Возможно включение ансамбля.


Примерный репертуарный список:

1. К. Черни Этюд Des-dur

2. Б. Самойленко. Этюд №11

3. А. Лемуан. Этюд e-moll

4. И. Бах. Прелюдия До мажор.

5. Ф. Гендель. Чакона

6. Л. Моцарт. Сонатина до мажор.

7. Б. Самойленко. Сюита «Дачные эскизы»

8 Б. Ласки. «Гармонист-виртуоз»

9. Обр. Р. Бажилина. «Яблочко»

10.А. Шендерев. Русский танец.

5 класс

В течение года обучения учащийся может выучить: 10-12 произведения. 2 этюда; 1 полифоническое произведение; 1 произведение крупной формы; 4-6

пьес различного характера; 2 ансамбля;


Вид отчетности

Срок отчетности

Знания

Прослушивание

выпускной программы

январь

Два произведения.


Технический зачет

(аккордеон)

март

1. Технический комплекс:

– гаммы H, Es – dur двумя руками в 2 октавы,

fis, cis ,f – moll отдельно или двумя руками в 2 октавы,

– короткое арпеджио правой рукой,

– длинное арпеджио правой рукой,

– аккорды правой рукой.

2. Этюд на любой вид техники.



Технический зачет

(баян)

март

1. Технический комплекс:

  • гаммы A, Es – dur двумя руками в 2

октавы,

– короткое арпеджио правой рукой,

– аккорды правой рукой,

- гаммы g, h,c – moll отдельно каждой рукой или двумя руками в 2 октавы,

– короткое арпеджио правой рукой,

– аккорды правой рукой.

2. Этюд на любой вид техники.


Прослушивание

выпускной программы

апрель

Вся программа выпускного экзамена (не менее 4 пьес).

Выпускной экзамен

май

I вариант: Этюд и три разнохарактерные пьесы.

II вариант: Четыре разнохарактерные пьесы. Возможно включение ансамблей.

III вариант: По требованиям среднего музыкального учебного заведения.


Примерный репертуарный список:

1.А. Корелли. Прелюдия e-moll

2.А. Корелли. Сарабанда.

3.Э. Хауг. Прелюдия из «Скандинавской сюиты»

4.Т. Хослингер. Рондо из сонатины C-dur

5.C. Бланк. Авто-сюита

6.Б. Самойленко. Сюита «Колобок»

7.В. Дмитреев. Русское интермеццо

8.Б. Маслов. Четкий ритм

9.Е. Дербенко. Прибаутка

6 класс

6-8 разножанровых произведений и этюдов, как соло, так и в ансамбле, подготовка выпускной программы.

Вид отчетности

Срок отчетности

Знания

Прослушивание

выпускной программы

Январь

Два произведения

Прослушивание

выпускной программы

Апрель

Вся программа выпускного экзамена (не менее 4 пьес).


Выпускной экзамен

Май

I вариант: Этюд и три разнохарактерные пьесы.

II вариант: Четыре разнохарактерные пьесы. Возможно включение ансамблей.

III вариант: По требованиям среднего музыкального учебного заведения.


Примерный репертуарный список:

1. Бах И.С. «Органная прелюдия» соль минор

2. Бах И.С.«Маленькая двухголосная фуга»

3. Бах И. С.«Инвенция. №13» a-moll

4. Лядов А. « Две прелюдии»

5. Бетховен Л.«Рондо-каприччиозо»

6. Прокофьев С. «Гавот» из Классической симфонии (анс.)

7. Калинников В.«Вальс» .

8. Штейбель Д. «Сонатина».

9. Малиновский Л.«Детская сюита № 1»

10.Вариации на тему народной песни «Посею лебеду на берегу» в обработке В.Иванова


III. Требования к уровню подготовки обучающихся


Данная программа должна отражать разнообразие репертуара, его академическую направленность, а также демонстрировать возможность индивидуального подхода к каждому ученику. Содержание программы направлено на обеспечение художественно-эстетического развития учащегося и приобретения им художественно-исполнительских знаний, умений и навыков.

Таким образом, ученик к концу прохождения курса программы обучения

должен:

• знать основные исторические сведения об инструменте;

• знать конструктивные особенности инструмента;

• знать элементарные правила по уходу за инструментом и уметь их

применять при необходимости;

• знать разновидности инструмента аккордеон (баян);

• знать основы музыкальной грамоты;

• знать систему игровых навыков и уметь применять ее самостоятельно;

• знать основные средства музыкальной выразительности (тембр,

динамика, штрих, темп и т. д.);

• знать основные жанры музыки (инструментальный, вокальный,

симфонический и т. д.);

• знать технические и художественно-эстетические особенности,

характерные для сольного исполнительства на аккордеоне (баяне) ;

• знать функциональные особенности строения частей тела и уметь

рационально использовать их в работе игрового аппарата;

• уметь самостоятельно определять технические трудности несложного

музыкального произведения и находить способы и методы в работе над

ними;

• уметь самостоятельно среди нескольких вариантов аппликатуры выбрать

наиболее удобную и рациональную;

• уметь самостоятельно, осознанно работать над несложными

произведениями, опираясь на знания законов формообразования, а также на

освоенную в классе под руководством педагога методику поэтапной работы

над художественным произведением;

• уметь творчески подходить к созданию художественного образа,

используя при этом все теоретические знания и предыдущий практический

опыт в освоении штрихов, приемов и других музыкальных средств

выразительности;

• уметь на базе приобретенных специальных знаний давать грамотную

адекватную оценку многообразным музыкальным событиям;

• иметь навык игры по нотам;

• иметь навык чтения с листа несложных произведений, необходимый для

ансамблевого и оркестрового музицирования;

• приобрести навык публичных выступлений, как в качестве солиста,

так и в различных ансамблях.

Для реализации данной программы необходимо обеспечить:

• наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству,

самостоятельному музыкальному исполнительству;

• комплексное совершенствование игровой техники аккордеониста (баяниста), которая включает в себя тембровое слушание, вопросы динамики, артикуляции, интонирования, а также организацию работы игрового аппарата, развитие крупной и мелкой техники;

• сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков,

позволяющий использовать многообразные возможности аккордеона (баяна) для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста;

• знание художественно-исполнительских возможностей аккордеона (баяна);

• знание музыкальной терминологии;

• знание репертуара для аккордеона (баяна), включающего произведения разных стилей и жанров, произведения крупной формы (концерты, сонаты, сюиты, циклы) в соответствии с программными требованиями; в старших,ориентиро-

ванныхи на профессиональное обучение классах, умение самостоятельно выбрать для себя программу;

• наличие навыка по чтению с листа музыкальных произведений;

• умение транспонировать и подбирать по слуху;

• навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом

исполнения музыкального произведения;

• навыки по использованию музыкально-исполнительских средств

выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений,

владению различными видами техники исполнительства, использованию

художественно оправданных технических приемов;

• наличие творческой инициативы, сформированных представлений о

методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над

исполнительскими трудностями;

• наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.

IV. Формы и методы контроля, система оценок


Успеваемость определяется текущими, четвертными, годовой и итоговой оценками, которые педагог фиксирует в журнале индивидуальных занятий.

Цель промежуточной аттестации - определение уровня подготовки

учащегося на определенном этапе обучения по конкретно пройденному

материалу.

вид контроля

задачи

формы

Текущий контроль

- поддержание учебной дисциплины,

- выявление отношения учащегося к изучаемому предмету,

- повышение уровня освоения текущегоучебного материала. Текущий контроль осуществляется преподавателем по специальности регулярно (с периодичностью не более чем через два, три урока) в рамках расписания занятий и предлагает использование различной системы оценок.Результаты текущего контроля учитываются при

выставлении четвертных,

полугодовых, годовых оценок.

контрольные

уроки,

академические

концерты,

прослушивания

к конкурсам,

отчетным

концертам

Промежуточная

аттестация

определение успешности развития

учащегося и усвоения им программы

на определенном этапе обучения

зачеты (показ

части программы,

технический

зачет),

академические

концерты,

переводные

зачеты, экзамены

Итоговая

аттестаци

определяет уровень и качество освоения программы учебного предмета

экзамен

проводится в

выпускных

классах: 5 (6), 8

(9)


Контрольные уроки направлены на выявление знаний, умений и навыков учащихся в классе по специальности. Они не требуют публичного исполнения и концертной готовности. Это проверка навыков самостоятельной работы учащегося, проверка технического роста, проверка степени овладения навыками музицирова-

ния (чтение с листа, подбор по слуху, транспонирование), проверка степени готов-

ности учащихся выпускных классов к итоговой аттестации.

Помимо текущих оценок, успеваемость учащегося по основному музыкальному инструменту проверяется два раза в год на зачетах и переводных экзаменах, академических концертах: 1 класс – в начале февраля и в мае; 2-4 классы - в декабре и мае. У выпускников 5 (6), в течение года проводятся два прослушивания выпускной программы – в январе и во второй половине апреля, и экзамен по графику проведения итоговой аттестации. Выступления оцениваются экзаменационной комиссией по пятибалльной системе. Экзаменационная комиссия назначается администрацией школы в составе: председатель – заведующий отделом народных инструментов (заместитель директора по учебной работе, директор или представитель из среднего музыкального учебного заведения) и члены комиссии – преподаватели отдела.

Итоговая оценка складывается на основе четвертных и экзаменационных.



Критерии оценок

Оценка

Критерии оценивания исполнения

5 («отлично»)

Яркая, осмысленная игра, выразительная

динамика; текст сыгран безукоризненно.

Использован богатый арсенал выразительных

средств, владение исполнительской техникойи звуковедением позволяет говорить о высоком художественном уровне игры.

5- («отлично»)

артистичное, стилистически грамотное исполнение программы с незначительными погрешностями технического характера (связанными с волнением или природным несовершенством игрового аппарата);в интерпретации произведений допускаются недочёты, не нарушающие в целом основной художественной идеи;демонстрация достаточно высокой звуковой культуры и индивидуальное отношение к исполняемой музыке.

4+ («хорошо»)

ставится за качественное, стабильное музыкальное исполнение программы, не отличающейся технической сложностью, но привлекающей продуманной сбалансированностью и стилистическим разнообразием произведений;

заинтересованным отношением к их исполнению;

достаточно техничное и музыкальное исполнение сложной программы, при наличии моментов звуковой и технической неаккуратности;

а также – погрешностей стилистического характера (метроритмической неустойчивости).

4 («хорошо»)

Игра с ясной художественно-музыкальной трактовкой, но не все технически проработано, определенное количество

погрешностей не дает возможность оценить «отлично». Интонационная и ритмическая игра может носить

неопределенный характер.

4- («хорошо»)

ограниченное в музыкальном отношении исполнение программы, в целом; отсутствие исполнительской инициативы при наличии достаточной стабильности игры и наоборот;

проявление в целом понимание поставленных задач, как художественного, так и технического плана; владение основными исполнительскими навыками.

3+ («удовлетворительно»)

технически некачественная игра без проявления исполнительской инициативы при условии исполнения произведений;отсутствие стабильности исполнения, но просматривается какая-то исполнительская инициатива, выстроенность формы;ограниченная в техническом и художественном отношении игра при наличии стабильности.

3 («удовлетворительно»)

Средний технический уровень подготовки, бедный, недостаточный штриховой арсенал, определенные проблемы в исполнительском аппарате мешают донести до слушателя художественный замысел произведения.

Можно говорить о том, что качество исполняемой программы в данном случае зависело от времени, потраченном на работу дома или отсутствии интереса у ученика к занятиям музыкой.

3- («удовлетворительно»)

существенно недоученная программа (вследствие незаинтересованного отношения ученика к занятиям);исполнение не всех требуемых произведений;крайне неряшливое отношение к тексту исполняемых произведений;технически несостоятельная игра.

2 («неудовлетворительно»)

Исполнение с частыми остановками, средний технический уровень подготовки, бедный, недостаточный штриховой арсенал, определенные проблемы в исполнительском аппарате мешают донести до слушателя художественный замысел произведения.

Можно говорить о том, что качество исполняемой программы в данном случае зависело от времени, потраченном на работу дома или отсутствии интереса у ученика кзанятиям музыкой. днообразной динамикой, без элементов фразировки, интонирования, без личного

участия самого ученика в процессе музицирования.

Зачет (без оценки)

Отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.

Данная система оценки качества исполнения является основной, оценка качества исполнения дополнена системой «+» и «-», что дает возможность более конкретно отметить выступление учащегося.


VI. Методическое обеспечение учебного процесса

5.1. Методические рекомендации педагогическим работникам;

Основной формой организации учебных занятий в классе аккордеона и баяна является урок. Уроки по специальному инструменту в ДШИ строятся на основе индивидуального плана, составленного преподавателем с учётом индивидуальных особенностей учащихся.

В процессе урока следует использовать различные методы работы в зависимости от цели данного занятия, одаренности и подготовки учащегося, содержания и уровня сложности музыкального материала.

Эффективно использовать на уроке синтез двух методов - показ на инструменте и словесное объяснение. Это стимулирует интерес, внимание и активность учащегося.

Для расширения музыкального кругозора учащегося, помимо произведений, детально изучаемых в классе, следует знакомить его с целым рядом разнохарактерных пьес, используя метод эскизного прохождения, допуская при этом различную степень завершенности работы над ним, не требуя обязательного выучивания наизусть.

Наряду с традиционными методами проведения урока рекомендуется применять методы проблемного обучения, призванные активно поддерживать творческий поиск учащегося, ставить его перед необходимостью самостоятельного решения различных вопросов методики и исполнительства.

Методы развивающего и проблемного обучения направлены на всемерную активизацию мышления учащегося. В музыкальной педагогике развивающие и проблемные методы приобретают специальную направленность на музыкальное развитие, развитие слуховых представлений, создания звукообразов. Это связано с тем, что именно художественная деятельность наиболее обязывает к творческой активизации, а наиболее вместимый и несколько абстрактный образ, создаваемый искусством звуков без помощи слова, немыслим без четкого и самостоятельного проникновения в него со стороны исполнителя. В противном случае ученик будет играть «только ноты». Предубеждение о том, что учащийся «еще мал» для формирования его художественно-творческой индивидуальности, всегда вредит делу, ведя к акцентировки инструментально-технического аспекта в противовес художественному и, в конечном счете, усиливая наблюдаемую в наше время диспропорцию между физическим и духовным развитием подростков.

Помимо уроков, в классе аккордеона и баяна, используются такие традиционные формы организации учебно-воспитательного процесса как домашняя работа, внеклассная работа, экскурсии, факультативы, а также зачеты, лекции, концерты, прослушивания, экзамены.

Педагог по специальности организовывает для учеников классные мероприятия, стимулирующие процесс обучения и воспитания: классные часы, посещение концертов, выставок, экскурсии и т.д. Проводит работу с родителями: родительские собрания, беседы с родителями в индивидуальном порядке. Учащиеся выступают с концертами как внутри школы, так и за ее пределами: на городских концертах, в различных детских учреждениях и т.д. Подвинутые учащиеся, те, кто хочет и может соревноваться, участвуют в школьных, городских, областных, региональных конкурсах исполнительского мастерства.

Индивидуальные планы учащихся – необходимый учебный документ, который отражает историю развития учащегося и его становление как музыканта. Индивидуальные планы составляются преподавателем заранее на каждое полугодие, и утверждаются заведующим отделением народных инструментов.

При составлении индивидуальных планов педагогу необходимо учитывать способности и индивидуальные особенности каждого конкретного учащегося, уровень общего, музыкального и технического развития и связанные с этим конкретные педагогические задачи. От целесообразно составленного индивидуального плана во многом зависит успеваемость учащегося.

В индивидуальный план должны быть включены произведения различные по жанру, стилю, форме, художественному и техническому содержанию: оригинальные произведения, произведения русской и зарубежной классики, пьесы современных композиторов, обработки народной музыки, инструктивный материал. При подборе репертуара педагогу необходимо руководствоваться дидактическими принципами доступности и последовательности обучения.

Недопустимо включать в индивидуальный план произведения, превышающие музыкально-исполнительские возможности учащегося и не соответствующие его возрастным особенностям. Лишь в отдельных случаях, когда это педагогически целесообразно, возможно включать в индивидуальный план отдельные произведения из репертуара старшего класса.

Репертуарные списки, приводимые в программе, не являются исчерпывающими. Педагог может пополнить индивидуальные планы по своему усмотрению и другими произведениями из собственной библиотеки, отвечающими необходимым требованиям программы и соответствующими по степени трудности возможностям учащегося.

Таким образом, основным должен стать принцип личностно-ориентированного подхода педагога к обучению и развитию каждого ученика.

В индивидуальных планах помимо списка репертуара, педагог делает отметки о концертных выступлениях учащегося, сведения о его выступлениях на академических концертах, переводных экзаменах, технических зачетах, конкурсах исполнительского мастерства. В конце каждого учебного года педагог дает характеристику результатов работы учащегося за весь учебный год, отмечает работоспособность, перспективу и намечает приоритетные направления процесса обучения на следующий учебный год. Индивидуальные планы сопровождают учащегося весь период обучения в музыкальной школе.

5.2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы;

• самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими;

• периодичность занятий - каждый день;

• объем самостоятельных занятий в неделю - от 2 до 4 часов.

Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на

подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программы

начального и основного общего образования, а также индивидуальные способнос-

ти ученика.

Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре

опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет

отрицательным.

Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна

строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по специальности.

Необходимо помочь ученику организовать домашнюю работу, исходя из

количества времени, отведенного на занятие. В самостоятельной работе

должны присутствовать разные виды заданий: игра технических упражнений,

гамм и этюдов (с этого задания полезно начинать занятие и тратить на это

примерно треть времени); разбор новых произведений или чтение с листа более

легких (на 2-3 класса ниже по трудности); выучивание наизусть нотного текста,

необходимого на данном этапе работы; работа над звуком и конкретными

деталями (следуя рекомендациям, данным преподавателем на уроке), доведение

произведения до концертного вида; проигрывание программы целиком перед

зачетом или концертом; повторение ранее пройденных произведений. Все

рекомендации по домашней работе в индивидуальном порядке дает преподаватель и фиксирует их, в случае необходимости, в дневнике.

VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

6.1. Нотная литература;

1. Агафонов О., Лондонов П., Соловьёв Ю. Самоучитель игры на баяне. М.: Музыка, 1989.

2. Акимов Ю. Школа игры на баяне. М.: Советский композитор, 1990.

3. Акимов Ю. Прогрессивная школа игры на баяне. М.: Советский композитор, 1976.

4. Аккордеон в музыкальной школе. Сост. С. Павин. М.: Советский композитор, 1975. Вып.21, 26, 31, 39, 68 для 4 -5 классов ДМШ.

5. Аккордеон в музыкальной школе. М.: Советский композитор, 1975. Вып.37 для 1-2 классов ДМШ.

6. Алёхин В., Шашкин П. Самоучитель игры на баяне. М.: Советский композитор, 1975.

7. Алехин В. Народные танцы и песни. М., 1985.

8. Альбом для детей. Произведения для аккордеона. Сост. Бущуев Ф., Павин С. М.: Музыка,1988.

9. Альбом для юношества. Сост. В. Накапкин. М., 1990.

10. Альбом начинающего баяниста. М.: Советский композитор, 1970, 1990, 1992. Вып.1,2,3,43,44.

11. Альбом начинающего аккордеониста. Сост. и исп. редакция Г. Тышкевича. М.: Советский композитор, 1970. Вып.1, 2.

12. Альбом начинающего аккордеониста. Сост. Цыбулин. М.: Советский композитор, 1992. Вып.36.

13. Альбом начинающего баяниста 1–5 классы ДМШ. Сост. В. Чиняков. Краснодар, 1991.

14. Бажилин Р. Детский альбом для аккордеона. М.: Издательство В. Катанского, 2005.

15.Бажилин Р. Школа игры на аккордеоне: Методика ХХI века. Учебное пособие. М.: Издательство В. Катанского, 2001

16. Бажилин Р. Самоучитель игры на баяне (аккордеоне). Учебное пособие. М.: Изд. В. Катанского, 2002.

17. Бажилин Р. Учимся играть на аккордеоне. М.: Издательство В. Катанского, 2006.

18. Бажилин Р. Юному аккордеонисту. М.: Издательство В. Катанского, 2004.

19. Басурманов А. Альбомы начинающего баяниста. М., 1980,1994. Вып.28, 29, 39. 26, 20.

20. Бах И. Прелюдии 1–5 классы ДМШ. М., 1981.

21. Баян играет на селе. М., 1990. Вып.1, 2, 3.

22. Бланк С.И. Двенадцать пьес и одна сюита. Ростов-на-Дону, 2001.

23. Баян в музыкальной школе. Сборник пьес для I – V классов. Сост. и ред. Ф. Бушуева. М.: Советский композитор, 1970.

24. Бойцова Г. Юный аккордеонист. М.: Музыка, 1996. Вып.1,2.

25. Готово-выборной баян 1–5 классы ДМШ. Сост. В. Накалкин. М., 1988.

26. Двилянский М. Самоучитель игры на аккордеоне. М.: Советский композитор, 1990.

27. Денисов А. Баян 1 - 5 классы. Киев, 1970.

28. Доренский А. Пьесы для баяна I–IV классы ДМШ. Ростов-на-Дону, 1999.

29. Коробейников А. Альбом для детей и юношества. Пьесы для баяна и аккордеона. СПб: Композитор, 2003. Часть 2.

30. Крымусов А. Хрестоматия баяниста 1–2 классы. М., 1995.

31. Кузнецов Е. Современные русские танцы. М., 1988.

32. Лёгкие пьесы для баяна (I – III классы ДМШ). Сост. А. Денисов. К. Прокопенко. Киев: Музыка Украины, 1967.

33. Лондонов П. Школа игры на аккордеоне. М.: Музыка, 1980.

34. Лушников В. Школа игры на аккордеоне. М.: Советский композитор, 1988.

35. Маленький виртуоз. Пьесы для готово-выборного баяна. Сост. и исп. ред. А. Толмачева. М.: Советский композитор, 1978. Вып. I, II.

36. Мирек А. Школа игры на аккордеоне. М.: Музыка, 1990.

37.Мирек А. Самоучитель игры на аккордеоне. М.: Советский композитор,1984.

38. Наумов Г., Лондонов П. Школа игры на аккордеоне. М.: Музыка, 1973.

39. Нечипоренко А. Этюды для баяна 1–5 классы. Киев, 1985.

40. Онегин А. Школа игры на готово-выборном баяне. М.: Музыка, 1974.

41. Педагогический репертуар аккордеониста 1-2 классы ДМШ. Сост. и исп. редакция Ф.Бушуева и С. Павина. М.: Музыка, 1976.

42. Педагогический репертуар аккордеониста 1-5 классы ДМШ. Сост. и исп. редакция М. Двилянского. М.: Музыка, 1969.

43. Педагогический репертуар аккордеониста 3-5 классы ДМШ. Сост. Ю. Акимов. М.: Музыка. 1978. Вып.8, 10.

44. Педагогический репертуар баяниста (I – V классы ДМШ). Сост. и исп. ред. И. Накапкина. М.: Музыка, 1970.

45. Педагогический репертуар баяниста (I – II классы ДМШ). Сост. и исп. ред. В. Грачева, А. Крылусова. М.: Музыка, 1977.

46. Педагогический репертуар баяниста (III – V классы ДМШ). Сост. и исп. ред. В. Алёхина, А. Чинякова. М.: Музыка, 1977.

47. Подгорный В. Альбом для детей и юношества: произведения для баяна. М.: Музыка, 1989.

48. Пьесы русских композиторов в ДМШ 1–5 кл. М., 1970.

49. Пьесы зарубежных композиторов в ДМШ 1–5 кл. М., 1970.

50. Пьесы и этюды для баяна (III – V классы ДМШ). Сост. П. Говорушко. Л.: Гос. муз. изд., 1960.

51. Репертуар начинающего аккордеониста. М.: Музыка, 1980. Вып.1,2,3.

52. Репников А. Альбом юного баяниста. М-Л.: Советский композитор, 1975.

53. Репников Н. Альбом баяниста 1–5 кл. М., 1990.

54. Самойленко Б.Г. Педагогический репертуар баяниста-аккордеониста 2-7 классы ДМШ. Саратов, 2000.

55. Самойленко Б. Музыкальные картинки. Избранные сюиты для баяна (аккордеона). Педагогический репертуар ДМШ и ДШИ. Саратов, 2008.

56. Сборник пьес для I – II классов. М.: Советский композитор, 1969,1970. Вып.1, 2, 3, 4.

57. Сафонов С. Юлькин альбом: пьесы для аккордеона. Мичуринск.: Гор. тип., 2000.

58. Улыбка для всех. Детские пьесы в переложении для аккордеона и баяна. Переложение Бажилина Р.Н. М.: Издательство В. Катанского, 2001.

59. Хрестоматия аккордеониста I – V классы ДМШ. Сост. и исп. ред. М. Милиевского. М.: Музыка, 1965.

60. Хрестоматия баяниста (I – III классы ДМШ). Сост. В. Грачёв. М.: Музыка, 1993.

61. Хрестоматия баяниста (III – IV классы ДМШ). Сост. В. Грачёв. М.: Музыка, 1994.

62. Хрестоматия баяниста (V класс ДМШ). Сост. В. Грачёв. М.: Музыка, 1990.

63. Эстрадные миниатюры для аккордеона и баяна. СПб: Композитор, 2002. Вып.1.

64. Этюды для баяна на разные виды техники (I – V классы ДМШ). Киев: Музыка Украины, 1977.

65. Этюды аккордеона и баяна. М.: Советский композитор, 1978.

66. Бажилин Р. Вальсирующий аккордеон. М.: Издательство В. Катанского, 2010. Вып.1.

67. Бажилин Р. Вальсирующий аккордеон. М.: Издательство В. Катанского, 2010. Вып.2.

68.Ушенин В.Ушенин В. Школа игры на аккордеоне. Ростов-на-Дону «Феникс», 2013 г.

6.2.Учебно-методическая литература;

1. Авторская школа. Сборник материалов об организации учебного процесса в современной музыкальной школе. СПб, 2005.

2. Акимов Ю. Методические очерки для педагога. М., 1969.

3. Акимов Ю. Некоторые проблемы теории исполнительства на баяне. М., 1980.

4. Алексеев И. Д. Методика преподавания игры на баяне. М., 1960.

5. Бажилин Р. Гаммы, арпеджио и аккорды для готово-выборного аккордеона. М., 2003.

6. Баян и баянисты. Сб. ст. /Сост. и общ. ред. Ю. Акимова, М., 1970.

7. Баян и баянисты. /Сост. и общ. ред. Ю. Акимова. М., 1977. Вып.3.

8. Баян и баянисты. /Сост. и общ. ред. Ю. Акимова. М., 1981. Вып.5.

9. Беньяминов Б. Гаммы и ежедневные упражнения баянистов. Л., 1964.

10. Варфоломос. А.Д. Музыкальная программа для баянистов и аккордеонистов. Л., 1969.

11. Горохов В., Колобков С. Гаммы и арпеджио на баяне. В сб.: Баян и баянисты /Сост. и общ. ред. Ю. Акимова. М., 1976. Вып. 2.- С. 21-31.

12. Демченко В. Технические упражнения для баяна. М., 1987.

13. Как учить детей музыке. Высказывания выдающихся отечественных и зарубежных музыкантов, педагогов, ученых. Документы. СПб, 2002.

14. Коган Г. М. «Работа пианиста» М., 1963.

15. Липс Ф. Искусство игры на баяне. М., 1999.

16. Люблинский А. Теория и практика аккомпанемента: методические основы. Л., 1972.

17. Музыкальный инструмент (аккордеон). Программа для детских музыкальных школ (музыкальных отделений школ искусств). М., 1988.

18. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М., 1982.

19. «Очерки по методике обучения игре на фортепиано» под ред. А. А. Николаева М., 1955.

20. Поньков О. С. О становлении игрового аппарата баяниста. М., 1989.

21. Примерные репертуарные списки для аккордеона. Приложение к программе «Музыкальный инструмент» для детских музыкальных школ (музыкальных отделений школ искусств). М., 1989.

22. Программа по баяну, аккордеону. СПб, 2008.

23. «Ребёнок за роялем» (педагоги-пианисты социалистических стран о фортепианной методике). М., 1981.

24. Саранин В. Методические рекомендации по совершенствованию пальцевой беглости и координационных навыков исполнителя-баяниста. Тамбов,1987.

25. Саранин В. Работа исполнителя над художественным образом музыкального произведения. Тамбов, 1987.

26. Саранин В. Формирование профессионала баяниста-аккомпаниатора. Тамбов, 1986.

27. Стативкин Г. Начальное обучение на готово-выборном баяне. М.: Музыка, 1989.

28. Ушенин В. В. Звукоизвлечение и организация движений технического аппарата баяниста (аккордеониста). Методическое пособие по курсу: «Методика обучения игре на музыкальных инструментах». Редакционно-издательский отдел ТГМПИ им. С. В. Рахманинова.

29. Цыпин Г. М. Исполнитель и техника. М., 1999.