Рабочая программа
внеурочной деятельности
Вокальная студия «Акцент»
10-11 лет
(первый год обучения)
Составитель:
Педагог Збрицкая Ирина Леонидовна
2019 г.
Пояснительная записка
Вокальное пение является одной из форм музыкального обучения и воспитания подрастающего поколения, как самого доступного и любимого детьми вида музыкального исполнительства. Пение упражняет и развивает слух. Кроме того, пение тренирует артикуляционный аппарат, без активной работы которого речь человека становится нечёткой, нелепой, и слушающий плохо воспринимает информацию, неадекватно на неё реагирует. А правильная ясная речь характеризует ещё и правильное мышление. В процессе пения развивается голос, музыкальный слух и такие общие качества как внимание, память, воображение и эмоциональная отзывчивость детей.
Являясь эффективным средством развития музыкальных способностей, пение несет в себе колоссальный, воспитательный потенциал. Оно способствует воспитанию чувства единства, сплоченности коллектива, личной ответственности за общий результат. Увлеченность делом помогает преодолевать детям многие трудности в учебном процессе.
Пение является одним из самых доступных и естественных видов творческой деятельности и именно здесь закладываются первые навыки индивидуального труда; умение творчески подходить к постановке и решению задач, воспитываются организованность, ответственность, добросовестность и умение работать как индивидуально (самостоятельно), так и в коллективе, что играет немаловажную роль в процессе социализации и выработке позитивных личностных качеств ребенка.
Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана программа дополнительного образования детей-вокальная студия- «Акцент» направленная на духовное развитие обучающихся.
Занимаясь по программе «Акцент», воспитанники обязательно начинают понимать, что это не только яркие выступления, но и серьезный труд, требующий упорства и настойчивости. В процессе обучения происходит воспитание у детей высокой нравственности на примерах тщательно подобранных музыкальных сочинений, что можно проследить, анализируя их поведение в отношениях с товарищами и взрослыми, в отношении к делу. Объединение нескольких голосов в единый коллектив образует ансамбль. Ансамблевое пение в силу своей естественной природы развивает у детей способность к заинтересованному, продуктивному общению, чувство взаимной поддержки, коллективизма
Программа предполагает обучение не только правильному и красивому ансамблевому и сольному исполнению произведений, но ещё и умение работать с микрофоном, владение сценическим движением и актёрскими навыками.
Направленность программы
Данная дополнительная общеобразовательная программа разработана на основе программ по вокальному мастерству для различной возрастной категории и предназначенных для работы в учреждениях дополнительного образования.
Возраст детей: 10-11 лет- детские голоса
Год обучения-первый
По содержанию является художественно-эстетической;
по функциональному предназначению – специальной, общекультурной;
по форме организации – групповой и индивидуальной;
Актуальность программы
По данной программе будут обучаються дети, которые любят музыку и желают научиться петь. Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе изучения вокала (в том числе эстрадного) дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование.
Педагогическая целесообразность программы
Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового пения можно адаптировать индивида к сложным условиям или ситуациям. Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи.
Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью и т.п.), навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания).
Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.
Организационные условия реализации программы:
Возрастной диапазон программы и освоение образовательного уровня по данной программе осуществляется с детьми 10-11 лет.
Помимо ансамблевого исполнительства, наиболее способным детям, показавшим по результатам диагностики высокий уровень вокальных и музыкальных данных, предлагается параллельное индивидуальное обучение сольному пению.
Обучение в ансамбле направлено на подготовку выступлений в концертах на различных сценических площадках. В каждом учебном году состав ансамбля меняется, так как одни обучающиеся выпускаются, а на первую ступень обучения зачисляются новые воспитанники.
Программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия в вокальном коллективе проходят в коллективной и полугрупповой форме. Группа занимается 4 часа в неделю (2 раза в неделю по 2 часа) – 144 часа в год. С солистами проводятся занятия по подготовке и разучиванию сольных вокальных номеров.
Цель программы – обучение основам вокального мастерства, сольного и ансамблевого исполнительства, необходимых для дальнейшей практической концертной деятельности.
Задачи обучения включают в себя:
Обучающие:
изучение вокальных возможностей человеческого голоса и получение знаний, умений и навыков им управлять;
освоение сольной вокальной техники, умений и навыков пения в ансамбле;
овладение техникой вокального исполнительства (певческое устойчивое дыхание на опоре, дикционные навыки, навыками четкой и ясной артикуляции, ровности звучания голоса на протяжении всего диапазона голоса);
овладение навыками художественной выразительности исполнения, работа над словом, раскрытием художественного содержания и выявлением стилистических особенностей произведения (фразировкой, нюансировкой, агогикой, приемами вхождения в музыкальный образ, сценической, мимической выразительности);
Воспитывающие:
воспитание навыков самоорганизации и самоконтроля, умению концентрировать внимание, слух, мышление, память;
воспитание трудолюбия, целеустремлённости и упорства в достижении поставленных целей;
привитие интереса к русской и современной музыке различных вокальных жанров;
воспитание чувства коллективизма и ответственности за общее дело;
привитие навыков концертной этики.
Развивающие:
развитие голоса: его силы, диапазона, беглости, тембральных и регистровых возможностей;
развитие музыкального слуха, музыкальной памяти, чувства ритма и творческих способностей обучающихся, как сольного исполнителя и как певца в вокальном ансамбле;
развитие исполнительской сценической выдержки;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.
В основе программы «Акцент» лежат следующие педагогические принципы:
принцип единства художественного и технического развития пения;
принцип гармонического воспитания личности;
принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения, от простого к сложному;
принцип успешности;
принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения здоровья ребенка;
принцип творческого развития;
принцип доступности;
принцип ориентации на особенности и способности ребенка;
принцип индивидуального подхода;
принцип практической направленности.
Методы и формы обучения в программе «Акцент».
В качестве главных методов программы избраны методы:
стилевого подхода,
творческого подхода,
системного подхода,
импровизации и сценического движения.
Стилевой подход нацелен на постепенное формирование у воспитанников осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.
Творческий подход используется в данной программе как важнейший художественно- педагогический метод, определяющий качественно-результативный показатель его практического воплощения. Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально-присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально-сценической театрализации. В связи с этим в творчестве преподавателя и обучающихся проявляется неповторимость и оригинальность, инициативность, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии.
Системный подход направлен на достижение высокого уровня освоения программы. Этому способствует целостность и единство всех составляющих компонентов программы: его тематика, теория и средства музыкальной выразительности, вокальный материал, концертная деятельность. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение содержания обучения с уровнями освоения вокальной программы.
Метод импровизации и сценического движения позволяет решить задачу выработать навык публичного выступления. Исполнение вокального произведения требует раскрепощенности перед зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом. Прогнозируемый результат: обучающиеся по программе «Акцент» ярко проявляют активную творческую деятельность. У них воспитывается осознанное, творческое отношение к музыке и вокальному искусству, развиваются общие и специальные музыкальные способности, повышается культурный уровень.
В ходе реализации программы используются также репродуктивный, объяснительный, проблемный, частично-поисковый методы обучения.
Формы проведения занятий варьируются, в рамках одного занятия сочетаются разные виды деятельности:
дыхательная гимнастика;
артикуляционные упражнения;
вокально-хоровая работа;
занятия по музыкальной грамоте;
восприятие (слушание) музыки;
групповые (дуэты, трио, квартеты);
работа по голосовым партиям,
индивидуальные, в том числе сольные
актерское мастерство; сценическое движение
пение с сопровождением и без сопровождения
работа с фонограммой
пение под фонограмму (-)
работа с микрофоном;
хореография
Занятия по программе состоят из теоретической и практической частей. Большее количество времени занимает практическая часть.
Теоретическая часть включает в себя вокальную грамоту, работу с текстом, изучение творчества композиторов.
Практическая часть включает в себя работу над вокально-хоровыми навыками и передачей образа в песне.
Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы.
Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от календарных дат, особых праздников и мероприятий).
Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках деятельности творческого объединения.
Формы контроля.
Программа «Фантазия» предполагает различные формы контроля текущих, тематических, промежуточных и конечных результатов. Методом контроля и управления обучающего процесса является тестирование детей, выполнение творческих заданий, участие в конкурсах, концертах, анализ результатов конкурсов, а также наблюдение педагога в ходе занятий, подготовки, участие в разного уровня мероприятиях.
Задачи контроля:
определение фактического состояния обучающегося в данный момент времени;
определение причин выявленных отклонений от заданных параметров;
обеспечение устойчивого состояния общающегося.
Виды контроля:
знания понятий, теории;
вокальные данные;
соответствие знаний, умений и навыков программе обучения;
уровень и качество исполнения произведений;
степень самостоятельности в приобретении знаний;
развитие творческих способностей.
Критериями оценки знаний, умений и навыков учащихся является:
уровень предусмотренных программой теоретических знаний;
уровень вокально-хоровых навыков;
степень самостоятельности в работе;
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
I. Вводное занятие
Теоретическая часть: Техника безопасности. План работы ТО. Диагностика
Практическая часть: просмотр видеороликов, рассказ о истории и традициях пения на Руси.
II. Основы вокального искусства
Теоретическая часть: Певческая установка. Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя. Различные характеры дыхания. Смена дыхания в процессе пения. Звуковедение. Высота звука. Образование правильного звучания голоса. Работа над чистотой интонирования. Пение в унисон. Сольное пение.
Практическая часть: Усвоение на практике учебного материала по разделу «Певческая установка; Певческое дыхание»через разучивание песен. Упражнения на : Высота звука. Образование правильного звучания голоса. Работа над чистотой интонирования. Пение в унисон. Сольное пение. Текущий контроль
IV. Работа над дикцией и артикуляцией
Теоретическая часть: Артикуляционный аппарат и его рабочее положение. Музыкальная распевка в пределах терции в мажоре и миноре.
Практическая часть: Проговаривание скороговорок. Исполнение песен, используя гласные и согласные звуки в процессе пения. Музыкальная распевка. Текущий контроль.
V. Сценическая культура и звукоусилительное оборудованием
Теоретическая часть:Сценическая этика, сценический образ, мимика, грим, Фонограмма. Ритмическая, тембровая основа аккомпанемента. Критерии выбора правильной фонограммы. Микрофон и его технические параметры.
Практическая часть: Восприятие собственного голоса через звуко-усилительное оборудование. Просмотр видеозаписей с правильным использованием оборудования. Практическое использование оборудование при исполнении. Подбор репертуара и его закрепление. Текущий контроль усвоения учебного материала в разделе Сценическая культура и звукоусилительное оборудование».
VI. Классификация стилей и жанров музыки. Музыкальные инструменты.
Теоретическая часть: Академический вокал, Народное пение, Музыка в театре, эстрадный вокал. Великие композиторы, музыкальные инструменты.
Практическая часть: Практическое осуществление полученных навыков на выбранном репертуаре.
Итоговый контроль. Участие в отчетном концерт
Календарно – тематический план.
(1 год обучения)
Наименование разделов программы | Количество часов | теория | практика |
Вводное занятие Вводное занятие Теоретическая часть: Техника безопасности. План работы ТО. Диагностика Практическая часть: просмотр видеороликов, рассказ о истории и традициях пения на Руси. | 2 | 1 | 1 |
Основы вокального искусства Теоретическая часть: Певческая установка. Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя. Различные характеры дыхания. Смена дыхания в процессе пения. Звуковедение. Высота звука. Образование правильного звучания голоса. Работа над чистотой интонирования. Пение в унисон. Сольное пение. Практическая часть: Усвоение на практике учебного материала по разделу «Певческая установка; Певческое дыхание»через разучивание песен. Упражнения на : Высота звука. Образование правильного звучания голоса. Работа над чистотой интонирования. Пение в унисон. Сольное пение. Текущий контроль | 62 | 13 | 49 |
Артикуляция. Дикция Теоретическая часть: Артикуляционный аппарат и его рабочее положение. Музыкальная распевка в пределах терции в мажоре и миноре. Практическая часть: Проговаривание скороговорок. Исполнение песен, используя гласные и согласные звуки в процессе пения. Музыкальная распевка. Текущий контроль. | 26 | 10 | 16 |
Сценическая культура. Звуко-усилительное оборудование Теоретическая часть:Сценическая этика, сценический образ, мимика, грим, Фонограмма. Ритмическая, тембровая основа аккомпанемента. Критерии выбора правильной фонограммы. Микрофон и его технические параметры. Практическая часть: Восприятие собственного голоса через звуко-усилительное оборудование. Просмотр видеозаписей с правильным использованием оборудования. Практическое использование оборудование при исполнении. Подбор репертуара и его закрепление. Текущий контроль усвоения учебного материала в разделе Сценическая культура и звукоусилительное оборудование». | 25 | 6 | 19 |
Классификация стилей и жанров музыки. Музыкальные инструменты Теоретическая часть: Академический вокал, Народное пение, Музыка в театре, эстрадный вокал. Великие композиторы, музыкальные инструменты. Практическая часть: Практическое осуществление полученных навыков на выбранном репертуаре. Итоговый контроль. Участие в отчетном концерте. | 29 | 12 | 17 |
Итого | 144 | | |
Ожидаемые результаты
В конце года обучающиеся
будут знать:
Особенности и возможности певческого голоса;
строение голосового аппарата и правила охраны и гигиены детского голоса;
Знать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);
Основы музыкальной формы (куплет, припев, фраза).
Что такое звук. Устойчивые и неустойчивые звуки.
основы музыкальной грамоты;
элементарные теоретические певческие навыки:
- дыхание: спокойный, без напряжения вдох, задержка вдоха перед началом пения (люфт-пауза ), равномерный выдох;
- звукообразование: правильное певческое формирование гласных звуков в сочетании с согласными, четкое произношение согласных;
- дикция: правила произношения зубных язычных согласных – Д, З, Т, Р, Л, Н; и губных – Б, П, В, М;
- звукоизвлечение: слуховое осознание чистой интонации;
различия между сольным и ансамблевым пением;
основные сведения об изучаемых музыкальных произведениях и их авторах;
будут уметь:
правильно держать корпус при пении;
исполнять точно и выразительно музыкальные произведения соответствующей сложности:
с аккомпанементом;
под фонограмму «-1».
Правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
Петь короткие фразы на одном дыхании;
Петь легким звуком, без напряжения;
Ясно выговаривать слова;
К концу учебного года петь выразительно, осмысленно.
будет развито:
умение различать регистры,
умение слушать и различать музыкальные композиции,
чувство ритма (в соответствии со способностями),
у них будет воспитано:
-уважение к авторскому тексту музыкальных произведений,
-устойчивый интерес к прослушиванию и исполнению музыкальных произведений;
В программу первого года обучения входит:
пение элементарных вокальных упражнений в медленном темпе, с использованием простых интервалов.
пение популярных детских песен, соответствующих возрасту обучающихся.
пение упражнений на гаммы, арпеджио,
ведется работа над переходными нотами и выравниванием регистров.
пение детских и современных песен, песен военных лет, отечественных популярных песен, ретро-песен.
Методическое обеспечение программы:
репертуарные сборники; аудио и видео материалы по вокалу (распевки, тренинги, фонопедические упражнения) набор фонограмм.
учебно-методический комплекс по вокальным навыкам ансамблевого и сольного пения в том числе электронный.
раздаточный материал (тексты песен, голосовые партии и др.)
сценарии
интернет-материалы
видеозаписи выступлений
Средства реализации программы
Аудио и видеокассеты, видеоролики
Музыкальный центр
диски
микрофоны
видеокамера
фотоаппарат
аккумуляторы для микрофонов
компьютер с установленными программами
помещение для занятий
фортепиано
сцена
осветительная аппаратура и спецэффекты
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Багадуров В.А. Воспитание и охрана детского голоса. Сб. статей. - М., 1999.
2. Варламов А.Е.. Вокальная педагогика. - М., 1989.
3. Вербов А.М. Техника постановки голоса.- М., 1961.
4. Вербовая Н.П., Головина О.М. Искусство речи. - М., 1977.
5. Виноградов К.П. Работа над дикцией // Витт Ф. Практические советы обучающимся пению.-Л., 1968.
6. Гарсия М. Школа пения. - М., 1987.
7. Гембицкая Е.Я. Обучение мальчиков в хоре. - М., 2002.
8. Глинка М.И. Управления для усовершенствования голоса. - М., 1999. 9. Дмитриев Л.Б. Голосовой аппарат певца. - М., 1992.
10. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики - М., 2007.
11. Другова А.Е. Эстрадный вокал. - Ек., 1998. 982
12 . Кабалевский Д.Б. Программа по музыке в общеобразовательной школе. - М ,
13. Клип О.Я. Постановка голоса эстрадного певца - М., 2003
14. Малинина Е.М. Вокальное воспитание детей. - М., 1989.
15. Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению. - М., 1987.
16. Назаренко И.К. Искусство пения. - М., 1978.
17. Подольская В. О Неждановой Антонине Васильевне. - М.. 1964.
18. Палашкина Г.В. Эстрадное пение. - М., 2002.
19. Пашкова А.С. программа вокального ансамбля «Ассорти».Ек., 2006. 20. Поляков А.С. Методика преподавания эстрадно - джазового пения - М., 2008.
21. Садовников И. Орфоэпия в пении. - М., 1988.
22. Стулова Г.П. Развитие детского голоса. - М., 1992.
23. С. Риггс Как стать звездой - М., 2004