ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа составлена на основе программы внеурочной деятельности по интеллектуальному направлению для 4 класса в соответствии с Федеральными Государственными Стандартами
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать, и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах. Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов. Кружок создается на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов. Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.
Цель: Создать условия для развития интереса учащихся к математике и их математических способностей
Задачи:
Обучающие:
1. формировать умение видеть геометрические формы в окружающей жизни;
2. формировать общеинтеллектуальные умения;
3. формировать учебную мотивацию;
4. учить изображать простые геометрические формы.
Развивающие:
1. развивать пространственное воображение при совместном изучении элементов планиметрии и стереометрии;
2 развивать навыки учебной деятельности, выявлять и развивать математические способности детей;
3. развивать волю, настойчивость в преодолении трудностей;
4. развивать критическое отношение к своим и чужим суждениям.
Воспитательные:
1. воспитывать критичность мышления, интерес к умственному труду, стремление использовать математические знания в повседневной жизни;
2. воспитывать чувство взаимопомощи и коллективизма, самостоятельность в работе, волевые качества
Методы обучения:
- взаимодействие;
- поощрение;
- наблюдение;
- коллективная работа;
- метод создания игровых ситуаций;
- поисковый;
- метод моделирования и конструирования.
Технологии:
- педагогика сотрудничества;
- информационные;
- личностно-ориентированного развития.
Приемы:
·- анализ и синтез;
·- сравнение;
·- классификация;
·- аналогия;
·- обобщение.
Форма организации деятельности:
Индивидуальная, групповая, коллективная.
Формы занятий:
Математические (логические) игры, задачи, упражнения, графические задания, развлечения - загадки, задачи-шутки, ребусы, головоломки.
Планируемые результаты
Занятия в кружке должны помочь обучающимся:
- усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
- помочь овладеть способами исследовательской деятельности;
- сформировать творческое мышление;
- способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности обучающимися; успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах;
- решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора;
- решение комбинаторных задач путем систематического перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения;
- проведение и успешное участие в математических соревнованиях.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
– учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
-умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности;
-понимание причин успеха в учебной деятельности;
-умение определять границы своего незнания, преодоление трудности с помощью одноклассников, учителя;
-представление об основных моральных нормах
Обучающийся получит возможность для формирования:
– выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
– устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
– адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
– осознанного понимания чувств других людей и сопереживать им
Регулятивные универсальные действия
Обучающийся научится:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей;
– осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством педагога;
– анализировать ошибки и определять пути их преодоления;
– различать способы и результат действия;
– адекватно воспринимать оценку сверстников и учителя
Обучающийся получит возможность научиться:
– прогнозировать результаты своих действий на основе анализа учебной ситуации;
– проявлять познавательную инициативу и самостоятельность; – самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы по ходу решения учебной задачи.
Коммуникативные универсальные действия
Обучающийся научится:
– принимать участие в совместной работе коллектива;
– вести диалог, работая в парах, группах;
– допускать существование различных точек зрения, уважать их точку зрения, уважать чужое мнение;
– координировать свои действия с действиями партнёров;
– корректно высказывать своё мнение, обосновывать свою позицию;
– задавать вопросы для организации собственной и совместной деятельности;
– осуществлять взаимный контроль совместных действий;
– совершенствовать математическую речь;
– высказывать суждения, используя различные аналоги понятия, слова, словосочетания, уточняющие смысл высказывания;
Обучающийся получит возможность научиться:
-критически относиться к своему и чужому мнению;
- уметь самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
– принимать самостоятельно решения;
- содействовать разрешению конфликтов, учитывая позиции участников.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- анализировать объекты, выделять их характерные признаки и свойства, узнавать объекты по заданным признакам;
- анализировать информацию, выбирать рациональный способ решения;
- находить сходства, различая, закономерности, основания для упорядочивания объектов;
- классифицировать объекты по заданным критериям и формулировать названия полученных групп;
- устанавливать закономерности, соотношения между объектами в процессе наблюдения и сравнения;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- выделять в тексте основную и второстепенную информацию;
-формулировать проблему;
-строить рассуждения об объекте, его форме и свойствах;
- устанавливать причинно-следственные отношения между изучаемыми понятиями и явлениями.
Обучающийся получит возможность научиться:
- строить индуктивные дедуктивные рассуждения по аналогии;
- выбирать рациональный способ на основе анализа различных вариантов решения задачи;
– строить логические рассуждения, включающие установление причинно- следственных связей;
– различать обоснованные и необоснованные суждения;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить способы решения проблем творческого и поискового характера.
Способы отслеживания результативности обучения
Результативность работы планируется отслеживать в течение учебного года на занятиях путём педагогического наблюдения (развитие каждого обучающегося)
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
№ | Тема раздела | количество часов |
1 | Царство математики | 7часов |
2 | Мир задач | 4часа |
3 | Логические задачи. | 10часов |
4 | Упражнения на быстрый счет. | 4часа |
5 | Математическая олимпиада. | 8часов |
6 | Итоговое занятие | 1 час |
| Всего за год: | 34 |
Календарно-тематическое планирование курса рассчитано на 34 учебные недели при количестве 1 урока в неделю, всего 34 урока. При соотнесении прогнозируемого планирования с составленным на учебный год расписанием и календарным графиком количество часов составило 33 урока.
Если вследствие непредвиденных причин количество уроков изменится, то для выполнения государственной программы по предмету это изменение будет компенсировано перепланировкой подачи материала.
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Дата | Тема урока | Кол-во часов | теория | практика |
4 класс | | | | |
План | Факт |
Царство математики ( 7 часов |
1 | 03.09 | | О математике с улыбкой. Высказываниявеликих людей о математике.Информация об ученых. | 1 | 1 | |
2 | 10.09 | | Решение интересных задач. Веселая викторина. | 1 | | 1 |
3 | 17.09 | | Из истории чисел. Арабская нумерация чисел и действия с ними. | 1 | 0,5 | 0,5 |
4 | 24.09 | | Из истории чисел. Римская нумерация чисел и действия с ними. | 1 | 0,5 | 0,5 |
5 | 01.10 | | Математические игры. Игра «Не собьюсь». Игра «Попробуй сосчитать!»Игра «Задумайте число» | 1 | | 1 |
6 | 8.10 | | Четные и нечетные числа. Свойства четных и нечетных чисел | 1 | 0,5 | 0,5 |
7 | 15.10 | | Четные и нечетные числа. Решение задач: Странный отчет.Случай в сберкассе. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Мир задач ( 4 часа) |
8 | 22.10 | | Задачи-шутки, задачи-загадки. Таинственные задачи. | 1 | 0,5 | 0,5 |
9 | 05.11 | | Задачи-шутки, задачи-загадки. Задачи на определение возраста. | 1 | 0,5 | 0,5 |
10 | 12.11 | | Задачи, решаемые с конца. Задуманное число Крестьянин и царь. Сколько было яиц? | 1 | | 1 |
11 | 19.11 | | Задачи на взвешивания. Лиса Алиса и Кот Базилио. Фальшивая монета. Золушка. | 1 | | 1 |
Логические задачи. (10 часов) |
12 | 26.11 | | Истинностные задачи. Василиса Прекрасная. Рыцари света и рыцари тьмы. | 1 | | 1 |
13 | 03.12 | | Несерьезные задачи. Зеленые человечки. Сломанная нога. Странное создание. | 1 | | 1 |
14 | 10.12 | | Логика и рассуждения. Торговцы и гончары. Странный разговор. Шляпы. | 1 | 0,5 | 0,5 |
15 | 17.12 | | Задачи с подвохом. Кошки-мышки. Головоломка с ногами. Проверка тетрадей. | 1 | 0,5 | 0,5 |
16 | 24.12 | | Задачи на разрезания и складывание фигур. Игра «Попробуй раздели» | 1 | | 1 |
17-18 | 14.01 21.01 | | Задачи на разрезания и складывание фигур. Головоломка "Танграм" | 2 | | 1 |
19 | 28.01 | | Задачи на разрезания и складывание фигур. Составление фигур из частей Колумбова яйца | 1 | | 1 |
20-21 | 04.02 11.02 | | Математические ребусы | 2 | 0,5 | 1,5 |
Упражнения на быстрый счет. (4 часа) |
22 | 18.02 | | Вычисли наиболее удобным способом. | 1 | | 1 |
23 | 25.02 | | Умножение на 9 и на 11. | 1 | | 1 |
24 | 03.03 | | Легкий способ умножения первых десяти чисел на 9. | 1 | | 1 |
25 | 10.03 | | Использование изменения порядка счета. | 1 | | 1 |
Математическая олимпиада. (8 часов) |
26 | 17.03 | | Задачи на переливание | 1 | | 1 |
27 | 31.03 | | Задачи на переливание | 1 | | 1 |
28 | 7.04 | | Выпуск математической газеты | 1 | | 1 |
29 | 14.04 | | Подготовка и участие в математических олимпиадах | 1 | | 1 |
30 | 21.04 | | Подготовка и участие в математических олимпиадах | 1 | | 1 |
31 | 28.04 | | Подготовка и участие в математических олимпиадах | 1 | | 1 |
32 | 12.05 | | Конкурс «Лучший математик» | 1 | | 1 |
33 | 19.05 | | Конкурс «Знатоки математики» | 1 | | 1 |
| | | ИТОГО | 33 | 5,5 | 27,5 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Раздел / тема | Содержание |
Царство математики ( 7 часов) | О математике с улыбкой. ( 2 часа) Высказываниявеликих людей о математике. Информация об ученых, Решение интересных задач. Веселая викторина. Из истории чисел. (2 часа) Арабская и римская нумерация чисел и действия с ними. Математические игры.( 1 час) Игра «Не собьюсь». Игра «Попробуй сосчитать!»Игра «Задумайте число» Четные и нечетные числа. (2 часа) Свойства четных и нечетных чисел Решение задач: Странный отчет. Случай в сберкассе. |
Мир задач ( 4 часа) | Задачи-шутки, задачи-загадки. (2 часа) Решение задач: Таинственные. Задачи на определение возраста: Задачи, решаемые с конца. (1 час) Задуманное число Крестьянин и царь. Сколько было яиц? Задачи на взвешивания( 1 час) Лиса Алиса и Кот Базилио. Фальшивая монета. Золушка. |
Логические задачи. (10 часов) | Истинностные задачи. (1 час) Василиса Прекрасная. Рыцари света и рыцари тьмы. Несерьезные задачи. (1 час) Зеленые человечки. Сломанная нога.Странное создание. Логика и рассуждения(1 ч.) Торговцы и гончары. Странный разговор. Шляпы. Задачи с подвохом.(1 час) Кошки-мышки. Головоломка с ногами. Проверка тетрадей. |
Упражнения на быстрый счет. (4 часа) | Вычисли наиболее удобным способом. Умножение на 9 и на 11. Легкий способ умножения первых десяти чисел на 9. Использование изменения порядка счета. |
Математическая олимпиада. (8 часов) | Подготовка и участие в математических олимпиадах «Кенгуру», «Точные науки», «Шаги в науку» и др. Конкурс «Лучший математик». Знатоки математики. |
Итоговое занятие | Подведение итогов |
Методическое ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения |
1.Используемая литература (книгопечатная продукция) |
1. | 1.Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007 2.Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996 3.Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995 4.Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008. 5.Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство разви- тия логического мышления младших школьников // Начальная школа. — 2009. — № 7. 6.Гурин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. — СПб. : Кристалл; М. : ОНИКС, 2000. 7. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб. : Кристалл, 2001. 8.Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий, Л.А. Улицкий. — Минск : Фирма «Вуал», 1993. 9.Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002 10 Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной труд- ности. — М., 2006. 11. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002 12. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004 13. Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. — СПб. : Союз, 2001. 14. Сухин И.Г. Судоку и суперсудоку на шестнадцати клетках для детей. — М. : АСТ, 2006. 15.Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе : пособие для учителей. — М. : Просвещение, 1975. 16. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004 17. Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004 18. Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006 19. «Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал. |
2. Печатные пособия |
2. | Демонстрационные таблицы по темам. 1. Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Математика вокруг нас: 10 п.л. формата А1 / Е.Э. Кочурова, А.С. Анютина, С.И. Разуваева, К.М. Тихомирова. — М. : ВАРСОН, 2010. 2.Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Математика вокруг нас : методические рекомендации / Е.Э. Кочурова, А.С. Анютина, С.И. Разуваева, К.М. Тихомирова. — М. : ВАРСОН, 2010. |
| 3. Игры и другие пособия |
3. | 1. Кубики (игральные) с точками или цифрами. 2. Комплекты карточек с числами: 1) 0, 1, 2, 3, 4, … , 9 (10); 2) 10, 20, 30, 40, … , 90; 3) 100, 200, 300, 400, … , 900. 3. «Математический веер» с цифрами и знаками. 4. Игра «Русское лото» (числа от 1 до 100). 5. Игра «Математическое домино» (все случаи таблицы умножения). 6. Математический набор «Карточки-считалочки» (сорбонки) для закрепления таблицы умножения и деления. Карточки двусторонние: на одной стороне — задание, на другой — ответ. 7. Часовой циферблат с подвижными стрелками. 8. Набор «Геометрические тела». 10. Математические настольные игры: математические пирамиды «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление» и др. 9. Палитра — основа с цветными фишками и комплект заданий к палитре по темам «Сложение и вычитание до 10; до 100; до 1000», «Умножение и деление» и др. |
4. Технические средства обучения |
4 | ПК Мультимедийный проектор |
5. | Интернет-ресурсы |
1. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир. 2. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру». 3. http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени. 4. http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы. 5. http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы. 6. http://uchitel.edu54.ru/node/16047?page=1 – игры, презентации в начальной школе. 7. http://ru.wikipedia.org/w/index. - энциклопедия 8. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=25 – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов |