СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по внеурочной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по внеурочной деятельности 

Просмотр содержимого документа
«Программа по внеурочной деятельности»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа составлена на основе программы внеурочной деятельности по интеллектуальному направлению для 4 класса в соответствии с Федеральными Государственными Стандартами

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.

Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать, и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах. Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов. Кружок создается на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов. Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.

Цель:  Создать условия для развития интереса учащихся к математике и их математических способностей

Задачи:

Обучающие:

1формировать умение видеть геометрические формы в окружающей жизни;

2. формировать общеинтеллектуальные умения;

3. формировать учебную мотивацию;

4. учить изображать простые геометрические формы.

Развивающие:

1. развивать пространственное воображение при совместном изучении элементов планиметрии и стереометрии;

2 развивать навыки учебной деятельности, выявлять и развивать математические способности детей;

3. развивать волю, настойчивость в преодолении трудностей;

4. развивать критическое отношение к своим и чужим суждениям.

Воспитательные:

1. воспитывать критичность мышления, интерес к умственному труду, стремление использовать математические знания в повседневной жизни;

2. воспитывать чувство взаимопомощи и коллективизма, самостоятельность в работе, волевые качества

Методы обучения:

- взаимодействие;

- поощрение;

- наблюдение;

- коллективная работа;

- метод создания игровых ситуаций;

- поисковый;

- метод моделирования и конструирования.

Технологии:

- педагогика сотрудничества;

- информационные;

- личностно-ориентированного развития.

Приемы:

·- анализ и синтез;

·- сравнение;

·- классификация;

·- аналогия;

·- обобщение.

Форма организации деятельности:

Индивидуальная, групповая, коллективная.

Формы занятий:

Математические (логические) игры, задачи, упражнения, графические задания, развлечения - загадки, задачи-шутки, ребусы, головоломки.


Планируемые результаты

Занятия в кружке должны помочь обучающимся:

- усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;

- помочь овладеть способами исследовательской деятельности;

- сформировать творческое мышление;

- способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности обучающимися; успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах;

- решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора;

- решение комбинаторных задач путем систематического перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения;

- проведение и успешное участие в математических соревнованиях.

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

– учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

-умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности;

-понимание причин успеха в учебной деятельности;

-умение определять границы своего незнания, преодоление трудности с помощью одноклассников, учителя;

-представление об основных моральных нормах

Обучающийся получит возможность для формирования:

– выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

– устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

– адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

– осознанного понимания чувств других людей и сопереживать им

Регулятивные универсальные действия

Обучающийся научится:

– принимать и сохранять учебную задачу;

– планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей;

– осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством педагога;

– анализировать ошибки и определять пути их преодоления;

– различать способы и результат действия;

– адекватно воспринимать оценку сверстников и учителя

Обучающийся получит возможность научиться:

– прогнозировать результаты своих действий на основе анализа учебной ситуации;

– проявлять познавательную инициативу и самостоятельность; – самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы по ходу решения учебной задачи.

Коммуникативные универсальные действия

Обучающийся научится:

– принимать участие в совместной работе коллектива;

– вести диалог, работая в парах, группах;

– допускать существование различных точек зрения, уважать их точку зрения, уважать чужое мнение;

– координировать свои действия с действиями партнёров;

– корректно высказывать своё мнение, обосновывать свою позицию;

– задавать вопросы для организации собственной и совместной деятельности;

– осуществлять взаимный контроль совместных действий;

– совершенствовать математическую речь;

– высказывать суждения, используя различные аналоги понятия, слова, словосочетания, уточняющие смысл высказывания;

Обучающийся получит возможность научиться:

-критически относиться к своему и чужому мнению;

- уметь самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

– принимать самостоятельно решения;

- содействовать разрешению конфликтов, учитывая позиции участников.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- анализировать объекты, выделять их характерные признаки и свойства, узнавать объекты по заданным признакам;

- анализировать информацию, выбирать рациональный способ решения;

- находить сходства, различая, закономерности, основания для упорядочивания объектов;

- классифицировать объекты по заданным критериям и формулировать названия полученных групп;

- устанавливать закономерности, соотношения между объектами в процессе наблюдения и сравнения;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- выделять в тексте основную и второстепенную информацию;

-формулировать проблему;

-строить рассуждения об объекте, его форме и свойствах;

- устанавливать причинно-следственные отношения между изучаемыми понятиями и явлениями.

Обучающийся получит возможность научиться:

- строить индуктивные дедуктивные рассуждения по аналогии;

- выбирать рациональный способ на основе анализа различных вариантов решения задачи;

– строить логические рассуждения, включающие установление причинно- следственных связей;

– различать обоснованные и необоснованные суждения;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- самостоятельно находить способы решения проблем творческого и поискового характера.

Способы отслеживания результативности обучения

Результативность работы планируется отслеживать в течение учебного года на занятиях путём педагогического наблюдения (развитие каждого обучающегося)



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ





Тема раздела


количество часов

1

Царство математики


7часов


2

Мир задач


4часа

3


Логические задачи.


10часов

4

Упражнения на быстрый счет.


4часа

5

Математическая олимпиада.


8часов

6

Итоговое занятие

1 час


Всего за год:

34



Календарно-тематическое планирование курса рассчитано на 34 учебные недели при количестве 1 урока в неделю, всего 34 урока. При соотнесении прогнозируемого планирования с составленным на учебный год расписанием и календарным графиком количество часов составило 33 урока.

Если вследствие непредвиденных причин количество уроков изменится, то для выполнения государственной программы по предмету это изменение будет компенсировано перепланировкой подачи материала.














КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Дата

Тема урока

Кол-во часов

теория

практика

4 класс





План

Факт

Царство математики ( 7 часов

1

03.09


О математике с улыбкой. Высказываниявеликих людей о математике.Информация об ученых.

1

1


2

10.09


Решение интересных задач. Веселая викторина.

1


1

3

17.09


Из истории чисел. Арабская нумерация чисел и действия с ними.

1

0,5

0,5

4

24.09


Из истории чисел. Римская нумерация чисел и действия с ними.

1

0,5

0,5

5

01.10


Математические игры.

Игра «Не собьюсь». Игра «Попробуй сосчитать!»Игра «Задумайте число»

1


1

6

8.10


Четные и нечетные числа.

Свойства четных и нечетных чисел

1

0,5

0,5

7

15.10


Четные и нечетные числа.

Решение задач: Странный отчет.Случай в сберкассе.

1

0,5

0,5


Мир задач ( 4 часа)


8

22.10


Задачи-шутки, задачи-загадки.

Таинственные задачи.

1

0,5

0,5

9

05.11


Задачи-шутки, задачи-загадки.

Задачи на определение возраста.

1

0,5

0,5

10

12.11


Задачи, решаемые с конца.

Задуманное число

Крестьянин и царь. Сколько было яиц?

1


1

11

19.11


Задачи на взвешивания.

Лиса Алиса и Кот Базилио. Фальшивая монета. Золушка.

1


1


Логические задачи. (10 часов)


12

26.11


Истинностные задачи.

Василиса Прекрасная. Рыцари света и рыцари тьмы.

1


1

13

03.12


Несерьезные задачи.

Зеленые человечки. Сломанная нога. Странное создание.

1


1

14

10.12


Логика и рассуждения.

Торговцы и гончары. Странный разговор. Шляпы.

1

0,5

0,5

15

17.12


Задачи с подвохом.

Кошки-мышки. Головоломка с ногами. Проверка тетрадей.

1

0,5

0,5

16

24.12


Задачи на разрезания и складывание фигур. Игра «Попробуй раздели»


1


1

17-18

14.01

21.01


Задачи на разрезания и складывание фигур. Головоломка "Танграм"

2


1

19

28.01


Задачи на разрезания и складывание фигур. Составление фигур из частей Колумбова яйца

1


1

20-21

04.02

11.02


Математические ребусы

2

0,5

1,5


Упражнения на быстрый счет. (4 часа)


22

18.02


Вычисли наиболее удобным способом.

1


1

23

25.02


Умножение на 9 и на 11.

1


1

24

03.03


Легкий способ умножения первых десяти чисел на 9.

1


1

25

10.03


Использование изменения порядка счета.

1


1



Математическая олимпиада. (8 часов)


26

17.03


Задачи на переливание

1


1

27

31.03


Задачи на переливание

1


1

28

7.04


Выпуск математической газеты

1


1

29

14.04


Подготовка и участие в математических олимпиадах

1


1

30

21.04


Подготовка и участие в математических олимпиадах

1


1

31

28.04


Подготовка и участие в математических олимпиадах

1


1

32

12.05


Конкурс «Лучший математик»

1


1

33

19.05


Конкурс «Знатоки математики»

1


1




ИТОГО

33

5,5

27,5


















СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА


Раздел / тема

Содержание

Царство математики ( 7 часов)


О математике с улыбкой. ( 2 часа)

Высказываниявеликих людей о математике. Информация об ученых,

Решение интересных задач. Веселая викторина.

Из истории чисел. (2 часа)

Арабская и римская нумерация чисел и действия с ними.

Математические игры.( 1 час)

Игра «Не собьюсь». Игра «Попробуй сосчитать!»Игра «Задумайте число»

Четные и нечетные числа. (2 часа)

Свойства четных и нечетных чисел

Решение задач: Странный отчет. Случай в сберкассе.


Мир задач ( 4 часа)


Задачи-шутки, задачи-загадки. (2 часа)

Решение задач: Таинственные. Задачи на определение возраста:


Задачи, решаемые с конца. (1 час)

Задуманное число

Крестьянин и царь. Сколько было яиц?



Задачи на взвешивания( 1 час)

Лиса Алиса и Кот Базилио. Фальшивая монета. Золушка.



Логические задачи. (10 часов)


Истинностные задачи. (1 час)

Василиса Прекрасная. Рыцари света и рыцари тьмы.



Несерьезные задачи. (1 час)

Зеленые человечки. Сломанная нога.Странное создание.


Логика и рассуждения(1 ч.)

Торговцы и гончары. Странный разговор. Шляпы.


Задачи с подвохом.(1 час)

Кошки-мышки. Головоломка с ногами. Проверка тетрадей.


Упражнения на быстрый счет. (4 часа)


Вычисли наиболее удобным способом.

Умножение на 9 и на 11.

Легкий способ умножения первых десяти чисел на 9.

Использование изменения порядка счета.


Математическая олимпиада. (8 часов)


Подготовка и участие в математических олимпиадах «Кенгуру», «Точные науки», «Шаги в науку» и др.

Конкурс «Лучший математик». Знатоки математики.


Итоговое занятие


Подведение итогов



Методическое ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

 

1.Используемая литература (книгопечатная продукция)

1.

1.Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007

2.Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996

3.Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995

4.Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.

5.Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство разви-

тия логического мышления младших школьников // Начальная школа. —

2009. — № 7.

 6.Гурин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. —

СПб. : Кристалл; М. : ОНИКС, 2000.

7. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб. : Кристалл, 2001.

8.Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий,

Л.А. Улицкий. — Минск : Фирма «Вуал», 1993.

9.Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002

10 Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной труд-

ности. — М., 2006.

11. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002

12. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004

13. Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. — СПб. : Союз, 2001.

14. Сухин И.Г. Судоку и суперсудоку на шестнадцати клетках для

детей. — М. : АСТ, 2006.

15.Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной

школе : пособие для учителей. — М. : Просвещение, 1975.

16. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004

17. Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004

18. Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006

19. «Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал.

2. Печатные пособия

2.

Демонстрационные таблицы по темам.

1. Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Математика вокруг нас: 10 п.л. формата А1 / Е.Э. Кочурова, А.С. Анютина,

С.И. Разуваева, К.М. Тихомирова. — М. : ВАРСОН, 2010.

2.Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Математика вокруг нас : методические рекомендации / Е.Э. Кочурова, А.С. Анютина, С.И. Разуваева, К.М. Тихомирова. — М. : ВАРСОН,

2010.


                              3. Игры и другие пособия

3.

1. Кубики (игральные) с точками или цифрами.

2. Комплекты карточек с числами:

1) 0, 1, 2, 3, 4, … , 9 (10);

2) 10, 20, 30, 40, … , 90;

3) 100, 200, 300, 400, … , 900.

3. «Математический веер» с цифрами и знаками.

4. Игра «Русское лото» (числа от 1 до 100).

5. Игра «Математическое домино» (все случаи таблицы умножения).

6. Математический набор «Карточки-считалочки» (сорбонки) для закрепления таблицы умножения и деления. Карточки двусторонние:

на одной стороне — задание, на другой — ответ.

7. Часовой циферблат с подвижными стрелками.

8. Набор «Геометрические тела».

10. Математические настольные игры: математические пирамиды

«Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление» и др.

9. Палитра — основа с цветными фишками и комплект заданий к палитре по темам «Сложение и вычитание до 10; до 100; до 1000», «Умножение и деление» и др.

4. Технические средства обучения

4

ПК

Мультимедийный проектор

5.

                                        Интернет-ресурсы

  1. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.

2. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».

3. http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени.

4. http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы.

5. http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.

6http://uchitel.edu54.ru/node/16047?page=1 – игры, презентации в начальной школе.

7. http://ru.wikipedia.org/w/index. - энциклопедия

8http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=25 – единая  коллекция цифровых образовательных ресурсов