СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по внеурочной деятельности

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Наряду с уроком — основной формой учебного процесса большее значение приобретает внеклассная работа по математике. Способствуя глубокому и прочному овладению изучаемым материалом, повышению математической культуры, привитию навыков самостоятельной работы, внеклассная работа развивает интерес к изучению математики и творческие способности школьников.

Просмотр содержимого документа
«Программа по внеурочной деятельности»

ГБОУ СОШ с. Петровка







.







Программа по внеурочной деятельности

Веселая математика

название программы

общеинтеллектуальное



для учащихся 1 класса

на 2020-2021 учебный год

Составитель: Николаева Т.В.


учитель высшей категории


































Подсолнечное, 2020





Введение.

Математика – подобно мифотворчеству, литературе или музыке – это одна из наиболее присущих человеку областей его творческой деятельности, в которой проявляется его человеческая сущность, стремление к интеллектуальной сфере жизни, являющейся одним из направлений мировой гармонии.

Герман Вейль

Программа «Веселая математика» разработана на основе примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта

начального общего образования.

Переход человечества к научно-информационным технологиям, формированию общества высокого интеллекта ставят перед образованием задачи готовить человека, способный овладевать новой информацией, воспринимать изменения и создавать их, способную нестандартно мыслить. Воспитанию творческого человека с оригинальным мышлением и стремлением к интеллектуальной новизне должны оказывать содействие изучение разных наук, в частности математики, которая по выражению М. В. Ломоносова, "ум в порядок приводит".

Уже в курсе математики начальная школа заложена много возможностей для реализации этой задачи. Расширить и углубить развитие умственных способностей младших школьников призванная внеклассная работа по математике. Она имеет целью оказывать содействие повышению уровня знаний, закреплению умений и привычек, приобретенных учениками на уроках математики, развивать математические способности, сообразительность, изобретательность, обнаруживать наиболее одаренных и способных детей и оказывать содействие их дальнейшему развитию. Внеклассная работа по математике формирует и развивает способности и личность ребёнка. Управлять этим процессом - значит не только развивать и совершенствовать заложенное в человеке природой, но формировать у него потребность в постоянном саморазвитии и самореализации, так как каждый человек воспитывает себя прежде всего сам, здесь добытое лично - добыто на всю жизнь.

Цели обучения математике обусловлены структурой личности, общими целями образования, концепцией предмета математики, её статусом и ролью в науке, культуре и жизнедеятельности общества, ценностями математического образования, новыми образовательными идеями, среди которых важное место занимает развивающее обучение.

Под внеклассной работой понимается не обязательные, систематические занятия с учащимися во внеурочное время. Математические школы, факультативные занятия и кружки призваны углублять математические знания школьников, уже определивших основной круг своих учебных интересов. Учитывая, что потребность в специалистах - математиках сейчас очень велика, необходимо формировать соответствующий интерес еще в школе.

На уроках математики имеется немало возможностей заинтересовать школьников содержанием этой науки. Вместе с тем основная цель занятий всё же состоит в обучении определённому комплексу процедур математического характера, занимательность изложения подчинена этой цели, развитие способностей учащихся происходит в рамках изучения обязательного материала. Нередко участие во внеклассной работе по математике может явиться первым этапом углубленного изучения математики и привести к выбору факультатива по математике, к поступлению в математическую школу, к самостоятельному изучению

заинтересовавшего материала и т.п.

Актуальность темы заключается в том, что одной из важнейших теоретических и практических проблем современной педагогики является совершенствование процесса обучения младших школьников. История развития зарубежной и российской педагогики и психологии неразрывно связана с изучением различных аспектов затруднений в обучении. По данным многих авторов (Н. П. Вайзман, Г. Ф. Кумарина, С. Г. Шевченко и др.), число детей, которые уже в начальных классах оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить программу, колеблется от 20% до 30% от общего числа учащихся. Являясь умственно сохранными, не имея классических форм аномалий развития, такие дети испытывают трудности в социальной и школьной адаптации, проявляя неуспешность в обучении.

Проблеме обучения элементарному курсу математики посвящен ряд исследований современных авторов (Н. Б. Истомина, Н. П. Локалова, А. Р. Лурия, Г. Ф. Кумарина, Н. А. Менчинская, Л. С. Цветкова и др.). В результате анализа названных литературных источников и в ходе собственных исследований были выявлены следующие основные затруднения младших школьников при обучении математике:

1. Отсутствие устойчивых навыков счета.

2. Незнание отношений между смежными числами.

3. Неспособность перехода из конкретного плана в абстрактный.

4. Нестабильность графических форм, т.е. несформированность понятия "рабочая строка", зеркальное написание цифр.

5. Неумение решать арифметические задачи.

6. “Интеллектуальная пассивность”.

Одно из главных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы — повысить качество образования и воспитания учащихся. Наряду с уроком — основной формой учебного процесса — в старших классах школ все большее значение приобретает внеклассная работа по математике. Способствуя глубокому и прочному овладению изучаемым материалом, повышению математической культуры, привитию навыков самостоятельной работы, внеклассная работа развивает интерес к изучению математики и творческие способности школьников. Главной целью внеклассных занятий по математике является углубление и расширение знаний, развитие интереса учащихся к предмету, развитие их математических способностей, привитие школьникам интереса и вкуса к самостоятельным занятиям математикой, воспитание и развитие их инициативы и творчества.

Однако учителю не следует отдавать предпочтение какой-либо одной форме или методу изложения.

Также при проведении занятий, в основном, необходимо использовать методы изучения (а не обучения) математики, а также проблемную форму обучения.

Внеурочная деятельность по математике составляет неразрывную часть учебно-воспитательного процесса по данному предмету. Она содействует развитию психологических процессов младшего школьника: восприятия, представления, памяти, внимания, мышления, речи, воображения, развивает познавательную деятельность учащихся.

Важнейшими задачами образования в начальной школе являются:

  • формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;

  • развитие умения учиться — способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;

  • создание психолого-педагогических условий для индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития — эмоциональной, познавательной, в сфере саморегуляции с опорой на систему базовых культурных ценностей российского общества.

Программа внеурочной деятельности по математике выражает целевую направленность на развитие и совершенствование познавательного процесса, способствует формированию математических способностей учащихся, а именно: учит обобщать материал, рассуждать, обоснованно делать выводы, доказывать и т.д.

Характерной особенностью программы по математике является занимательность изложения материала либо по содержанию, либо по форме.

Для учащихся 1-го класса программой не предусмотрены факультативные занятия. Поэтому актуальность данной программы определена рядом факторов:

  • общение учителя и ученика,

  • занятие во внеурочное время,

  • развитие навыков общения в коллективе

  • решение логических и нестандартных задач

Основная часть программы имеет уровневое построение. Каждая новая тема по сложности превосходит предыдущую и опирается на ее содержание.

Три внеклассных занятия по математике носят интегрированный характер (математика-история, математика - литературное чтение). Итоговое занятие проводится в форме математического марафона, который поможет проверить знания и умения детей, покажет, как дети умеют рассуждать и доказывать.

Позиция педагога, проводящего внеклассное занятие по математике неоднозначна. Учитель выступает в качестве информатора, инструктора, организатора, аналитика, советника, консультанта, равноправного участника, наблюдателя.

Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников. Предусмотренные данной программой занятия проводятся с учащимися класса

Программа предполагает проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками в 1 классе ( 1 час в неделю), продолжительность занятий от 20 до 35 минут, что обусловлено психофизиологическими особенностями младшего школьного возраста.

Данная программа рассчитана на детей 7 – 11 лет, может включать внесения и изменения.

Такая программа может иметь возрастную привязку, например: для 1 класса - образовательная программа, ориентированная на приобретение школьником социальных знаний в различных видах деятельности; для 2 -3 классов образовательная программа, формирующая ценностное отношение к социальной реальности; для 4 класса- образовательная программа, дающая ученику опыт самостоятельного общественного действия.

Каждое занятие предполагает организацию определенного вида внеурочной деятельности младших школьников и направлено на решение педагогических целей и задач.

Цель: расширить познавательный интерес, математический кругозор учащихся, развивать математическую логику, умение применять имеющиеся знания в новой ситуации.

Задачи:

  • содействовать формированию мыслительных навыков: умение ставить вопросы, обобщать, выделять часть из целого, устанавливать закономерности, делать умозаключения;

  • прививать любовь к предмету;

  • создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;

Практическая значимость внеклассных занятий - обучение рациональным приемам применения знаний на практике, переносу своих знаний и умений, как в аналогичное, так и в измененные условия.

Содержание программы

  • Математическое приветствие (зашифровать слово, например,

« желаю удачи в работе»);

  • Математические игры, ребусы, задачи;

  • Выполнение нестандартных заданий;

  • Решение логических задач и на смекалку.

Модуль1. Познавательная деятельность: занятие в школьном математическом кружке « Занимательная математика» (33 ч).

1.1.Введение в игру(15ч). Особенности математической игры. Поведение в команде. Роль и действие капитана. Нестандартное мышление, умение работать по инструкции учителя, умение слышать друг друга, выделение главного, эрудиция, находчивость и чувство юмора, как компоненты успешной игры.

1.2. Техника мозгового штурма (8ч). Правила мозгового штурма. Проведение и анализ мозгового штурма – практические занятия. Отработка вычислительных навыков, развитие внимания и наблюдательности.

1.3. Решение нестандартных задач, выполнение олимпиадных заданий (10ч). Умение ориентироваться в тексте математической задачи, уметь логически рассуждать, думать. Развитие познавательного интереса.

Прогнозируемые результаты

  • Знание названий геометрических фигур;

  • Умение собирать фигуру из заданных геометрических фигур или частей, преобразовывать, видоизменять фигуру (предмет) по условию и заданному конечному результату;

  • Умение ориентироваться в пространстве;

  • Умение проводить наблюдения, сравнивать, выделять свойства объекта, его существенные и несущественные признаки.

  • Самостоятельно составлять и решать нестандартные задачи;

  • Последовательно рассуждать, доказывать

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Содержание программы Количество часов

Перечень универсальных действий обучающихся

Аудитор

ных

Неаудиторных

1

Математическое приветствие (зашифровать слово, например, « желаю удачи в работе»);

Особенности математической игры. Поведение в команде. Роль и действие капитана. Нестандартное мышление, умение работать по инструкции учителя, умение слышать друг друга, выделение главного, эрудиция, находчивость и чувство юмора, как компоненты успешной игры.

15




Выделять особенности математической игры. Применять нестандартное мышление, умение работать по инструкции учителя, умение слышать друг друга, выделение главного, эрудиция, находчивость и чувство юмора, как компоненты успешной игры.




2

Математические игры, ребусы, задачи;

Правила мозгового штурма. Проведение и анализ мозгового штурма – практические занятия. Отработка вычислительных навыков, развитие внимания и наблюдательности.

8


Принимать правила мозгового штурма. Преодолевать трудности качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартного мышления Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.





3

Выполнение нестандартных заданий; решение логических задач и на смекалку.

Умение ориентироваться в тексте математической задачи, уметь логически рассуждать, думать. Развитие познавательного интереса.

10


Анализировать предложенные возможные варианты верного решения. Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать
построенную конструкцию с образцом.

Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для решения

Умение ориентироваться в тексте математической задачи, уметь логически рассуждать

Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.










КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКРЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 класс

Тема

Описание примерного содержания занятий

Кол – во часов

Дата


Введение в игру

15ч


1.

«Снеговики»

Правила игры. Проведение игры

1


2.

«Муравьи»

Нахождение неизвестного числа (слово)

1


3.

«Вставь нужные слова»

Установление последовательности подчинения понятий.

1


4.

«Найди пары»

Задания на развитие мыслительных процессов, умения находить связи между понятиями.

1


5.

Часы.

Практическое занятие

1


6.

« Сколько зверей?»

(в пределах 20)

Практическое занятие

1


7.

« По порядку становись!»

( в пределах 20)

Игра

1


8-9

Считалки.

Проект

2


10

« Не боюсь!»

Игры на развитие внимания и навыков счета.

1


11-12

« Волшебные палочки».

Задания на развитие восприятия и логического мышления.

2


13-14

« Найди слово».

Игры на развитие мыслительных операций анализа и синтеза.

2



15

« Расшифруй».

Игры на развитие логического мышления, операций анализа синтеза, а также навыков устного счета.

1



Техника мозгового штурма

8


1

Игра с использованием геометрических фигур.

Игра

1


2

Разбить фигуры по признаку

Практическое задание

1


3-4

«Конструктор»

Работа с конструктором лего

2


5

«Сравни и запомни»

Игра

1


6

«Заполни пустые клетки»

Задания на закрепление представлений о числах, умений сопоставлять и сравнивать две группы чисел, находить отличительные признаки.

1


6

Проверка результатов классификации.

Практическое занятие.

1


8

Найди знаки.

Задания на внимание и наблюдательность.

1



Решение нестандартных задач, выполнение олимпиадных заданий.

10


1

Прибавить и вычесть.

Работа на интерактивной доске

1


2

Рисуем с помощью треугольников.

Рисуем с помощью кругов.

Рисование с помощью треугольников, кругов.

1


3-4

«Задачи – шутки».

Решение задач

2


5-6

«Сказочные задачи».

Решение задач

2


7-8

Олимпиадные задания.

Решение олимпиадных задач

2


9-10

Нестандартные задачи.

Решение нестандартных задач

2



Итого


33




















Методическое обеспечение программы

  1. Аудиторная доска  

  2. Экспозиционный экран.

  3. Персональный компьютер

  4. Мультимедийный проектор

  5. Видео- аудио материалы

  6. Цифровые ресурсы

Список литературы:

  1. Белицкая Н.Г. А.О. Орг « Школьные олимпиады»,Москва,2015г.

  2. Волина В.В. « Праздник числа», Москва» АСТ-ПРЕСС», 1997г.

  3. Журнал « Начальная школа».

  4. Лайло В.В. « Повышение грамотности и развития мышления», Москва «Дрофа»,2011г.

  5. Левитас Г.Г « Нестандартные задачи по математике», Москва «Илекса»,2013г.

  6. Русанов В.Н. « Математические олимпиады младших школьников», Москва « Просвещение», 2008г.