СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по внеурочной деятельности

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по внеурочной деятельности Природа и человек

Просмотр содержимого документа
«Программа по внеурочной деятельности»


ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДИЩЕНСКОГО РАЙОНА

ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА г.ГОРОДИЩЕ ГОРОДИЩЕНСКОГОО РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

(МБОУ СОШ г.ГОРОДИЩЕ

ГОРОДИЩЕНСКОГО РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ)

__________________________________________________________________

Пензенская область, Городищенский район, город Городище, улица Октябрьская, дом 30

телефон (8 841 583 10 37) E-mail: [email protected]

ОКПО 24006823, ОГРН 1025800743748

ИНН/КПП 5812002032/581201001



Рассмотрено на РМО учителей биологии

.08.20 года

пр. №

Принято на педагогическом совете №

Пр. № .08.20 года


УТВЕРЖДАЮ

Директор школы _________Е.А.Алексеева

Приказ № от

.08.20 года



Рабочая программа

внеурочной деятельности

по курсу : «Природа и мы»

8 класс



















1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Природа и мы».

В результате изучения курса «Природа и мы» должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты:

У учащегося будут сформированы:

- знания основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

- реализация установок здорового образа жизни;

Учащийся получит возможность для формирования:

познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

У учащегося будут сформированы:

- умение учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

- умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- умение правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- различать способ и результат действия.

Учащийся получит возможность для формирования:

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Познавательные УУД

У учащегося будут сформированы:

- использование учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

Учащийся получит возможность для формирования:

- строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;

- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Коммуникативные УУД

У учащегося будут сформированы умения

  • адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

Учащийся получит возможность для формирования:

 

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • задавать вопросы;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.













































 

Содержание курса

Введение (3ч)

Роль природы в формировании личности. Цивилизация и природа. Масштабы воздействия человека на природу. Взаимоотношения «человек – природа» в историческом аспекте. Глобальные экологические проблемы планеты и их причины.

 

Основные понятия:

Научно – техническая революция. Природные ресурсы. Антропогенное воздействие. Опустынивание. Невосполнимые ресурсы. Озоновый слой. Парниковый эффект. Биологическое разнообразие. Эрозия почв. Кислотные дожди.

Тема 1. Основы экологии (7ч)

       Экология как наука. Разделы экологии: аутэкология, демэкология, эйдэкология, синэкология, глобальная экология. Экологические дисциплины. Предмет, цели, задачи, методы экологии. Связь с другими науками. Значение экологических знаний в современном обществе. Окружающая среда и  экологические факторы. Закономерности действия экологических факторов: закон оптимума, правило ограничивающего (лимитирующего) фактора; неоднозначность действия факторов на разные функции организма, закон взаимодействия факторов. Понятие об экосистемах и их границах. Компоненты и состав экосистем. Цепи питания и типы экосистем. Экосистемы разного уровня. Биосфера. Учение  В. И. Вернадского о биосфере. Ноосфера.

Основные понятия:

 Экология как наука. Общая экология. Частная экология. Глобальная экология. Социальная экология. Прикладная экология. Популяционная экология. Экологическая медицина. Биосфера. Ноосфера.

 

 

Тема 2.  Человек и окружающая среда (9ч)

 

Проблема адаптации человека к условиям окружающей среды. Уровни адаптации человека. Расовые признаки как результат адаптации человека к условиям окружающей среды в ходе антропогенеза. Распространение экологических правил на человека. Виды загрязнения окружающей среды. Предельно допустимые концентрации вещества. Проблема отходов. Рециклинг ресурсов.  Экологическая безопасность человека и экосферы. Источники экологических опасностей глобального, регионального и локального масштаба. Экологические поражения. Экологическая безопасность в быту. Критерии экологической безопасности для человека и экосферы.  Правила поведения, обеспечивающие экологическую безопасность человека.  Экологические катастрофы: природные, антропогенного характера. Их классификация и причины. Понятие об антропогенной экологической катастрофе. Виды, причины и последствия техногенных экологических катастроф.

 

Основные понятия:

Адаптация. Ионизация. Географический ландшафт. Солнечное облучение. Уровень радиации. Загрязнение: физическое, физико-химическое, химическое, биологическое; первичное, вторичное; природное, антропогенное. Магнитная буря. Искусственные электромагнитные поля. Промышленные, бытовые отходы (бытовой мусор, бытовые стоки). Нитраты. Патогенные микроорганизмы. Пестициды. Аллергены. Тяжелые металлы. Экологическая безопасность. Экологические катастрофы: природные и антропогенного характера. Техногенная авария.

 

 

Тема 3.  Экология города (8ч)

 

Урбанизация. Характерные черты крупного города. История развития городов. Экологические требования к заложению городов. Город как экологическая система (урбоэкосистема). Роль зеленых насаждений в городских экосистемах. Экологические проблемы городов: природно-ландшафтные, ресурсно-хозяйственные, антропоэкологические. Промышленные и твердые бытовые отходы города. Микроклиматические проблемы города. Пути решения экологических проблем городов. Экополис. Экологическая архитектура. Экологическая обстановка Тамбовской области. Урбанизация и здоровье населения. Инфраструктура урбосистемы. Влияние социально-экологических факторов на здоровье человека. Способы уменьшения негативного влияния городской среды.

 

Основные понятия:

Городская среда. Техносфера. Народонаселение. Общие экологические проблемы городов: природные, ресурсно-хозяйственные, антропоэкологические. Здоровье общества как индикатор состояния окружающей среды. Урбанизация. Мегаполис. Городские экосистемы. Урбоземы. Предельно допустимая концентрация (ПДК). Предельно допустимый выброс (ПДВ). Видеозагрязнение. Фитонциды. Растения-индикаторы.

 

Тема 4.  Рациональное природопользование (7ч)

 

Сущность и основные виды природопользования. Аспекты предпочтения и принципы  рационального природопользования. Основные принципы концепции устойчивого совместного развития человека и биосферы. Экологический мониторинг и его функции. Виды экологического мониторинга. Правовые и социальные аспекты экологии. Охрана окружающей среды. Сведения о Красной книге. Особо охраняемые территории: заповедники, заказники, национальные парки.

Основные понятия:

Природопользование. Природоресурсный потенциал. Рациональное природопользование. Альтернативные источники энергии. Ветроэнергетика. Гелиоэнергетика. Геотермальная энергетика. Приливно-отливная энергетика. Невосполнимые ресурсы. Экологическое прогнозирование. Экологический мониторинг. Кадастры. Экологическое право. Экологическая политика. Международное экологическое сотрудничество. Охрана природы. Красные книги. Особо охраняемые природные территории. Заповедник. Заказник. Национальный парк. Памятники природы. Банк семян. Генетический банк. Генофонд. Реликт.

 

 

 





Тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Количество часов

Ауди-торные

Внеауди-торные

Введение

3

3

-

1

Экологический диспут «Цивилизация и природа».

1

1

-

2

Просмотр в/ф «Жить или не жить» (с последующим обсуждением).

1

1

-

3

Круглый стол «Хрустальный шар или Что угрожает планете».

1

1

-

Тема 1. Основы экологии

7

6

1

 

4

Брифинг «Экология как наука».

 

 

1

 

1

 

-

   5

Семинар «Окружающая среда и экологические факторы».

1

1

 

   6

Семинар «Природные экосистемы».

 

1

1

-

   7

Экскурсия Типичные экосистемы Тамбовской области. Знакомство с простейшими исследовательскими методиками.

1

-

1

   8

Практическая работа. Изготовление коллекций, гербарных материалов, иллюстрирующих влияние различных экологических факторов на растения и животных, экологические взаимосвязи в природных биогеоценозах; моделей экологических систем.

1

1

-

    9

Просмотр в/ф «Учение В. И. Вернадского о биосфере» (с последующим обсуждением).

1

1

-

    10

Конференция «Ноосфера – биосфера будущего».

 

1

1

-

Тема 2. Человек и окружающая среда

 

9

8

1

 11-12

  

 Адаптация человека к условиям окружающей среды.

Исследовательская работа «Почему люди разные?»

2

2

-

  13

Семинар «Загрязнение среды обитания человека».

 

1

1

-

   14

Экологический диспут «Экологическая безопасность человека и окружающей среды».

1

1

-

   15

Исследовательская работа «Мы то, что едим».

 

1

1

-

   16

Практическая работа  «Мир без мусора».

 

1

-

1

  17

Экологический диспут «Природные и антропогенные экологические катастрофы как угроза биосфере».

1

1

-

 18-19

Исследовательский проект «Экологический бумеранг».

 

2

2

-

Тема 3. Экология города

 

8

5

3

  20

Семинар «Городские экосистемы».

 

1

1

-

 21-22

Экскурсия Экологические проблемы родного города.

 

2

-

2

 23

 Конференция «Экологическая обстановка Тамбовской области».

1

1

-

 24-25

Экологический проект «Город-сад».

Способы уменьшения негативного влияния городской среды. Роль зеленых насаждений в городских экосистемах. Озеленение пришкольной территории.

2

1

1

 26-27

Экологический проект «Экополис – город будущего».

 

2

2

-

Тема 4. Рациональное природопользование

 

7

6

1

 28

Семинар «Принципы рационального природопользования».

1

1

-

 29-30

Экологический мониторинг.

Практическая работа

Методы биоиндикации загрязнений наземных и водных экосистем.

2

1

1

 31

Исследовательская работа «Красная книга. Редкие и охраняемые животные Тамбовской области».

1

1

-

32-33

Экологический проект «Заповедные территории России».

2

2

-

 34

Круглый стол «Концепция устойчивого развития биосферы».

1

1

-





8