СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по внеурочной деятельности 4 класс "Я-исследователь"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по внеурочной деятельности 4 класс "Я-исследователь"

Просмотр содержимого документа
«Программа по внеурочной деятельности 4 класс "Я-исследователь"»

«Я исследователь»

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности


Личностные

  • положительное отношение к исследовательской деятельности;

  • широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

  • интерес к новому содержанию и новым способам познания;

  • ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;

Метапредметные:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

  • планировать свои действия;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

  • адекватно воспринимать оценку учителя;

  • различать способ и результат действия;

  • оценивать свои действия на уровне ретро-оценки;

  • вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

  • выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

  • проявлять познавательную инициативу;

  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.

Предметные:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

  • использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

  • ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

  • анализировать объекты, выделять главное;

  • осуществлять синтез (целое из частей);

  • проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения об объекте;

  • обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

  • подводить под понятие;

  • устанавливать аналогии;

  • оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;

  • видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы,

  • планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.

  • фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;

  • допускать существование различных точек зрения; учитывать разные мнения, стремиться к координации;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • владеть монологической и диалогической формами речи.

  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;

  • знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;

  • уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;

  • уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;

  • владеть планированием и постановкой эксперимента критериев успешности исследовательской деятельности.


Содержание курса внеурочной деятельности

Тема 1. Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь -1ч.

Беседа о роли научных исследований в нашей жизни. Задание «Посмотри на мир чужими глазами».

Тема2. Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе. -1ч.

Практическая работа «Посмотри на мир другими глазами».

Тема3. Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования.-1ч.

Виды тем. Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы для исследования. Памятка «Как выбрать тему».

Тема 4. Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы. -1ч.

Подбор интересующей темы исследования из большого разнообразия тем. Задания на развитие умения выявлять проблему.

Тема5. Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии.

Работа над актуальностью выбранной проблемы.

Тема 6. Формулирование цели, задач исследования, гипотез. Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели. Выдвижение гипотез.

Тема 7. Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез.

Постановка цели, определение проблемы и выдвижение гипотез по теме исследования.

Тема 8. Предмет и объект исследования.

Определение предмета и объекта исследования и их формулирование.

Тема 9. Планирование работы – 1ч.

Составление плана работы над проектом. Игра «По местам».

Тема 10. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования – 1ч.

Экскурсия в библиотеку. Работа с картотекой. Выбор литературы.

Тема 11. Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала -1ч.

Работа с литературой по выбранной теме. Выборка необходимого материала для работы.

Тема 12. Анализ прочитанной литературы – 1ч.

Чтение и выбор необходимых частей текста для проекта. Учить правильно записывать литературу, используемую в проекте.

Тема13. Наблюдение и экспериментирование -1ч.

Тема 14. Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии – 1ч.

Познакомить с методами и предметами исследования. Определить предмет исследования в своём проекте. Эксперимент как форма познания мира.

Тема 15. Техника экспериментирования -1ч.

Эксперимент с магнитом и металлом. Задание «Рассказываем, фантазируем».

Тема 16. Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию – 1ч.

Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах.

Тема17. Наблюдение наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования – 1ч.

Игра на развитие наблюдательности. Проведение эксперимента.

Тема18. Правильное мышление и логика – 1ч.

Задания на развитие мышления и логики.

Тема 19-20. Исследование объектов – 2ч.

Практическое занятие направленное на исследование объектов в проектах учащихся.

Тема 21. Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное – 1ч.

Мыслительный эксперимент «Что можно сделать из куска бумаги?» Составить рассказ по готовой концовке.

Тема 22. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы – 1ч.

Игра «Найди ошибки художника». Практическое задание направленное на развитие анализировать свои действия и делать выводы.

Тема 23-24. Обработка и анализ всех полученных данных - 2ч.

Выборочное чтение. Подбор необходимых высказываний по теме проекта.

Тема 25. Как сделать сообщение о результатах исследования – 1ч.

Составление плана работы. Требования к сообщению.

Тема 26-27. Оформление работы – 2ч.

Тема28-30. Работа на компьютере в классе. Оформление презентации – 3ч.

Выполнение презентации к проекту. Подбор необходимых картинок. Составление альбома иллюстраций. Выполнение поделок.

Тема 31. Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите -1ч.

Составление плана выступления.

Тема32. Защита исследования перед одноклассниками – 1ч.

Выступление с проектами перед одноклассниками.

Тема33. Выступление на школьной НПК – 1ч.

Презентация проекта на школьной НПК.

Тема34. Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности – 1ч.

Анализ исследовательской деятельности. Выводы.






Тематическое планирование


Тема занятия

Кол-во часов

Дата

По плану

Фактически

1

Проект? Проект!

Научные исследования и наша жизнь.

1



2

Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе.

1



3

Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования.

1



4

Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы.

1



5

Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии.

1



6

Формулирование цели, задач исследования, гипотез.

1



7

Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез.

1



8

Предмет и объект исследования.

1



9

Планирование работы.

1



10

Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования.

1



11

Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала.

1



12

Анализ прочитанной литературы.

1



13

Наблюдение и экспериментирование.

1



14

Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии.

1



15

Техника экспериментирования

1



16

Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию.

1



17

Наблюдение наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования.

1



18

Правильное мышление и логика.

1



19-20

Исследование объектов.

2



21

Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное.

1



22

Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы.

1



23-24

Обработка и анализ всех полученных данных.

2



25

Как сделать сообщение о результатах исследования

1



26-27

Оформление работы.

2



28-30

Работа на компьютере в классе. Оформление презентации.

3



31

Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите.

1



32

Защита исследования перед одноклассниками.

1



33

Выступление на школьной НПК.

1



34

Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности.

1



Итого


34ч