Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Дорогою добра»
для 1-4 классов
Составитель:
Ермоленко Е .А,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Ожидаемые результаты
Результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся оцениваются по итогам каждого года обучения по программе «Дорогою добра» в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами будут:
- анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности;
-самооценочные суждения детей.
В результате работы по программе «Дорогою добра» обучающиеся: будут знать школьный и внешкольный этикет, правила общения и культуры внешнего вида; познакомятся с общественными нормами, с устройством общества, с социально одобряемыми и не одобряемыми формами поведения в обществе (т.е. социальные знания); приобретут опыт самостоятельного общественного действия, который позволит ученику стать гражданином, социальным деятелем, свободным человеком; приобретут опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества; получат первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни, ценностное отношения к социальной реальности в целом.
Личностные универсальные учебные действия:
У обучающегося будут сформированы:
- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учѐта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Познавательные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнѐра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищѐнной, дружественной среде, в которой ребѐнок получает первое практическое подтверждение приобретѐнных социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
- ·на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
- ·на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
- ·на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации младших школьников.
В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Задача педагога поддерживать эту тенденцию, способствовать используемыми им воспитательными формами достижению ребенком первого уровня результатов.
Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов.
К четвертому классу у младшего школьника появляется реальная возможность выхода в пространство общественного действия, то есть достижение третьего уровня воспитательных результатов.
Достижение трѐх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.
В результате изучения программного материала к концу 1 класса обучающиеся должны знать:
отличие понятий «этика» и «этикет»;
правила вежливости и красивых манер;
заповеди и соответствующие притчи.
Уметь:
уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими;
соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах;
придерживаться «золотого правила» в общении с другими;
быть доброжелательными;
соблюдать заповеди;
сострадать животным, не обижать их;
придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома;
быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради;
не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.
В результате изучения программного материала к концу 2 класса обучающиеся должны знать:
требования этикета к устному и письменному приглашению и общению с гостями;
заповеди и правила этикета;
о доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим и высокомерии, отражённом в сказках («Преданный друг» О. Уайльда, «Мешок яблок» В. Сутеева, «Девочка, наступившая на хлеб» Г. X. Андерсена);
афоризмы.
Уметь:
исполнять заповеди;
соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице;
выполнять общение;
написать приглашение, встречать гостей, развлекать их, правильно вести себя в гостях, дарить и принимать подарки;
исполнять ментальную зарядку как один из способов самоконтроля в самовоспитании.
В результате изучения программного материала к концу 3 класса обучающиеся должны знать:
Ранее изученные заповеди и афоризмы.
Каким должен быть воспитанный человек.
Требования этикета к разговору, в том числе к разговору по телефону.
Краткое содержание прочитанных на уроках притч и сказок в подтверждении своих нравственных убеждений.
Пословицы о дружбе, верности данному слову, доброте, благодарности.
Правила вежливого отказа, несогласия. Как обращаться к разным людям.
Уметь:
Соблюдать правила вежливости и красивых манер.
На практике применять методы самовоспитания и самоконтроля.
Уметь разговаривать по телефону, соблюдая правила этикета.
Уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним.
Проявлять тактичность и доброжелательность в общении.
Быть сострадательными к чужому горю.
Не обижать животных и птиц.
Различать добро и зло, давать правильную оценку поступков литературных героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.
Проявлять положительные моральные качества в достойном поведении, поступках.
В результате изучения программного материала к концу 4 класса обучающиеся должны знать:
Правила этики и культуры речи.
Требования к манерам, чем отличается корректное поведение от галантного.
Об источниках наших нравственных знаний.
О совести как основе нравственности.
Заветы предков. «Поучение» В.Мономаха.
Стихотворения о родине (на выбор).
Афоризмы.
О пользе терпения, выдержки, умения предвидеть последствие своих поступков.
Уметь:
Различать хорошие и плохие поступки.
Воплощать свои этические знания в повседневном поведении, в привычках.
Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим.
Исполнять заповеди.
Давать правильную оценку поступков литературных героев и сверстников, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
Личностные универсальные учебные действия:
У выпускника будут сформированы:
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Выпускник получит возможность для формирования:
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Познавательные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Содержание программы
1 класс
Я среди людей (7ч)
Понятия «я», «внешний вид». Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Личная гигиена. Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. Анализ проблемных ситуаций.
Необходимость человека в общении. Речь – важнейшее средство общения. Понятия «товарищ», «друг». Товарищество и дружба в традициях русского народа. Правила общения с товарищами и друзьями.
Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь.
Понятия «верность слову», «честь». Проблемная ситуация: можно ли всегда быть верным данному тобой слову.
Речевой этикет (8ч)
Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям.
Понятия «мимика», «жесты», «поза». Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. Игра «Угадай по мимике мое настроение».
Содержание понятий «вежливость» и «этикет». Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. Основные правила вежливости в общении.
Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций.
Знакомство с правилами приветствия и прощания. Моделирование ситуаций.
Знакомство с правилами извинения и просьбы. Разыгрывание ситуаций.
Знакомство с правилами благодарности и отказа. Моделирование ситуаций.
Культура поведения (18ч)
Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим.
Проблемная ситуация: как надо относиться к малышам? Помощь и забота по отношению к маленьким.
Проблемная ситуация: как надо относиться к учителю? Этикет в общении с учителем.
Знакомство с правилами поведения на переменах. Веселые инсценировки.
Знакомство с правилами поведения в столовой, за столом. Ролевая игра «Мы в столовой».
Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание ситуаций «Мы в гостях».
Проблемная ситуация: как правильно выбирать и дарить подарки. Разыгрывание ситуаций.
Знакомство с правилами поведения в общественном транспорте. Ролевая игра «В автобусе».
Проблемный вопрос: что такое «общественное место»? Знакомство с правилами поведения в общественных местах.
Знакомство с правилами поведения в театре и кино. Моделирование ситуаций.
Знакомство с правилами поведения в библиотеке и музее. Экскурсия в библиотеку.
Знакомство с правилами поведения в Храме.
Понятие «люди с ограниченными возможностями». Проявления чуткости и уважения, заботы и сострадания, помощи в повседневной жизни.
2 класс (34 часа)
1.Культура общения
Вежливость – основа воспитанности. Всё начинается со слова «Здравствуйте» Это слово говорят, если вас благодарят. Устное и письменное приглашение на день рождения. Встреча и развлечение гостей. Поведение в гостях. Как дарить подарки. У меня зазвонил телефон. Когда без извинений не обойтись?
2.Общечеловеческие нормы нравственности
Заповеди. Дал слово держи. Доброжелательность, правдивость, честность в общении. Какими в жизни следует быть?
3.Дружеские отношения
«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». О дружбе, мудрости, любви и словах. Преданный друг. О доброте и бессердечие. Об уважительном отношении к старшим. О зависти и скромности. Правда и ложь. О папе, маме и семье. Порадовать близких. Как это просто! Если будешь ссориться, если будешь драться. В мире мудрых мыслей.
4.Понять другого
Золотые правила. Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. О тактичном и бестактном поведении. Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. Поступки твои и других (их оценка). Как относиться к людям? Мы все такие разные!
О хитрости и неблагодарности. Искусство спора. В мире мудрых мыслей.
3 класс (34 часа)
1.Культура общения
Этикет разговора. Волшебная палочка – это речь. Обращение к разным людям. Вежливый отказ, несогласие. Этикетные ситуации.
Афоризмы. Разговор по телефону. Почему люди ссорятся? Играем роль воспитанного человека
2.Самовоспитание
Что значит быть вежливым? Мои достоинства и недостатки. Я и мое настроение. За что мы сами себя иногда не любим. Большое значение маленьких радостей. О хороших и дурных привычках. Афоризмы о самовоспитании.
3.Общечеловеческие нормы нравственности
Заповеди: как мы их исполняем. Главное правило жизни. О сострадании и жестокосердии. Лгать нельзя, но если...? Всегда ли богатство счастье? Спешите делать добро. Милосердие – зеркало души. Душевность и бездушие. Жадность. Что это такое? Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
4.Как сердцу высказать себя. Другому как понять тебя?
«Как сердцу высказать себя?» В трудной ситуации, попытаемся разобраться. Каким тебя видят окружающие? «И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать». Ты, да я, да мы с тобой! Диалоги о хороших манерах, добре и зле. Афоризмы. Чему мы научились на уроках этики.
4 класс (34 часа)
1.Культура общения
Традиции общения в русской семье. «Домострой». Культура общения в современной семье. Да здравствует вежливость! О терпимости к ближним. Культура спора. Этикетные ситуации. Волшебные слова. В мире мудрых мыслей. Правила общения с окружающими.
2.Самовоспитание
«Познай самого себя». Самовоспитание. Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю. Как я работаю над собой.
О терпении. Конец каждого дела обдумай перед началом. «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри».
3.Общечеловеческие нормы нравственности
Об источниках наших нравственных знаний. Совесть – основа нравственности. Чем ты сильнее, тем будь добрее. Досадно мне, что слово честь забыто. Заветы предков. Россияне о любви к Родине. Твоя малая родина. Мой первый друг, мой друг бесценный. Афоризмы о совести, о родине, о дружбе. Приветливость – золотой ключик, открывающий сердце людей.
4.Искусство и нравственность
Нравственное содержание древних мифов. За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев. Положительные герои в былинах и сказках. Отрицательные герои в литературных произведениях. Зло, как и добро, имеет своих героев. Искусство и нравственность. «Вот человек. Что скажешь ты о нём?» Итоговое занятие.
Календарно-тематическое
планирование
внеурочной деятельности
«Дорогою добра»
для 1 класса
Составитель:
Ермоленко Е.А.
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Календарно-тематическое планирование 1 класс
№ п/п
Тема урока
Кол. час.
Дата
Основное содержание
Характеристика деятельности обучающихся
План.
Факт.
Правила поведения в школе
1
Правила поведения на уроке и на перемене.
1
06.09
Что значит быть учеником. Вводное занятие. Беседа «Роль учения в жизни человека». Ознакомление с правилами поведения в школе.
Беседа «Роль учения в жизни человека».
2
Правила поведения в общественных местах.
1
13.09
Ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознавать хорошие и плохие поступки; усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и школы
Овладение навыками вежливого, внимательного отношения к окружающим людям; обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, опыту совместной деятельности; получение представлений о нравственных взаимоотношениях в семье
3
Правила поведения в игровой
1
20.09
4
Правила поведения в столовой.
1
27.09
5
Правила поведения в библиотеке
1
04.10
6
Правила поведения на игровой площадке
1
11.10
О добром отношении к людям
7
Что такое «добро и зло».
1
18.10
Доброта спасет мир. Просмотр и обсуждение фильма.
Доброта спасет мир. Просмотр и обсуждение фильма..
8
«Ежели вы вежливы».
1
25.10
Обучающиеся знакомятся с понятиями «добро», «забота»,
«милосердие», «доброволец». На примере русских пословиц
и литературных произведений осмысливают эти понятия
и содержание добрых дел, наглядно иллюстрируют значение
слов: «добрый», «заботливый», «внимательный».
Дети наглядно иллюстрируют значение
слов: «добрый», «заботливый», «внимательный».
9
Добрые и недобрые дела
1
08.11
Каким должен быть человек, способный сохранить все живое на свете. Просмотр фильма «Наша Земля из космоса» Обсуждение
Каким должен быть человек, способный сохранить все живое на свете. Просмотр фильма «Наша Земля из космоса» Обсуждение
10
Сочувствие и сострадание.
1
15.11
Продолжается знакомство школьников с понятиями «доб-
ро», «доброта», «помощь». Обучающимся предлагается само-
стоятельно соотнести свои поступки с проявлением помощи
нуждающимся и добрыми делами.
Ребята включаются в дис-
куссию, учатся аргументированно отстаивать свою позицию.
11
Им нужно наше тепло – забота о бабушках и дедушках.
1
22.11
Обучающиеся знакомятся с понятиями «бескорыстно»,
«добровольно», отражающими суть добровольчества.
Акцентировать внимание школьни-
ков на анализе стихотворения А. А. Барто «Три очка за ста-
ричка» и провести его в интерактивной форме.
Школь-
никам предлагается выполнить задания на рефлексивную
оценку их деятельности.
12
Ты и твои друзья. Бескорыстная дружба.
1
29.11
Просмотр мультфильма «Друзья»
Обсуждение увиденного
13
Мальчики и девочки. Дружить или ссориться?
1
06.12
Просмотр фильм «Два разных мира» истинных высказываний.
Обсуждение просмотренного фильма
.
14
Помни о других – ты не один на свете.
1
13.12
15
Мамино чуткое сердце
1
20.12
Стихи для детей С.Я. Маршака. С.Я. Маршак «Кошкин дом».
Иллюстрирование сказки
16
Наша дружная семья.
1
27.12
Мир семьи. Понятие «семья». Рассказ Л.Н. Толстого «Семейная кашка гуще кипит». Родственники. Родители. Понятие «родня». Образ матери и отца в произведениях искусства
Нарисовать «генеалогическое дерево», -устный рассказ «Почему я горжусь своей семьей».
Как стать трудолюбивым
17
«Ученье-свет, а неученье - тьма».
1
10.01
Знакомство с книгой А.Гольдниковой «Хорошие манеры в рисунках и примерах»..
Работа с картинками
18
Как быть прилежным и старательным.
1
17.01
Просмотр мультфильма «В стране невыученных уроков»
Дают советы Вовке
19
Ответственность и я.
1
24.01
Барто «Мой друг».
Иллюстрирование стихотворения
20
Быть трудолюбивым - это хорошо или плохо?
1
31.01
34 Ш. Перро «Золушка».
Обсуждение
21
Наш труд в классе.
1
07.02
22
Мой труд каждый день дома.
1
21.02
23
«Терпенье и труд все перетрут»
1
07.03
Правила опрятности и аккуратности
24
Культура внешнего вида.
1
14.03
Прививать детям стремление одеваться соответственно гигиеническим
требованиям, развивать эстетический вкус, воспитывать аккуратность,
чистоплотность, опрятность.
Составление советов неряхам
25
Наш друг – Мойдодыр.
1
21.03
Просмотр фильма К.Чуковского «Мой до дыр»
Инсценированные
26
Опрятность и аккуратность в одежде.
1
04.04
Дать обучающимся представление о культуре внешнего вида;
показать связь одежды со здоровьем;
формировать отрицательное отношение к слепому подражанию моде;
развивать критическое мышление;
развивать навыки творческого создания собственного стиля в одежде;
способствовать воспитанию эстетического вкуса воспитанников
Игра «Гардероб»
27
Каждой вещи своё место.
1
11.04
Формируют умения следить за чистотой и порядком. К Чуковский «Федорино горе»
Обсуждение услышаного
28
Умейте ценить своё и чужое время.
1
18.04
Просмотр фильма «Сказка о потерянном времени»
Обсуждение содержания фильма
Правила поведения на улице и дома
29
Как вести себя на улице и дома.
1
25.04
Азбука правильного поведения на улицах и дорогах города. Обобщение и закрепление правил поведения на улицах и дорогах города.
Практическое занятие. Что я знаю о правилах дорожного движения.
30
Как вести себя в общественных местах.
1
02.05
Школьный этикета
31
Вежливая азбука. Зачем нужна вежливость?
1
09.05
Рассмотреть историю развития этикета, определить основные правила этикета. Методические рекомендации: карточки с текстами, которые должны читать ученики стоит раздать заранее, чтобы дети могли с ними ознакомиться получше
Учатся находить ошибки в рассуждениях
32
Как приветствовать людей и знакомиться с ними.
1
16.05
Рассмотреть типичные ситуации в жизни, когда необходимо быть вежливым
Занятие-игра в рассуждениях
33
Наш веселый дружный класс – много разных в нем ребят.
1
23.05
Рассмотреть виды общения, особенность телефонных разговоров, определить основные правила грамотного общения.
.
Занятие проводить в кругу, чтобы ребята видели лица друг друга. В конце занятия каждому раздать карточки с правилами