СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по внеурочной деятельности "Я- познаю мир"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа по внеурочной деятельности "Я- познаю мир"»

Пояснительная записка

Начальная школа – важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире, развития многогранных отношений младшего школьника к природному и социальному окружению, способствующий становлению личности, формированию экологической культуры.

Программа имеет особое значение в формировании у учащихся целостного взгляда на окружающую нас социальную и природную среду, места человека в ней, его биологическую и социальную сущность. Основная цель занятий – формирование социального опыта школьника, осознание элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней. Программа составлена с современными требованиями дидактики начального обучения, учёта психологических особенностей младших школьников, необходимость интегративного подхода к изучению окружающего мира. Изучение предмета позволяет установить более тесные связи между познанием природы и социальной жизни, обеспечить реальную преемственность и перспективность изучения окружающего мира, создать условия для более плавного и целесообразного формирования нравственно-этических установок.

Основная идея курса – взаимосвязь ученика со всем окружающим миром. Так как главными проблемами человечества в XXI веке будут экологические, то курс «Я познаю мир» разработан с экологических позиций.

Основная задача – научить детей использовать имеющиеся знания о флоре и фауне в повседневной жизни; обучить умению работать индивидуально и в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения; развить природные задатки и способности детей; воспитывать чувство бережного отношения к природе и здоровью человека, передавать красоту окружающего мира используя различные техники декоративно-прикладного искусства.

Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.

Необходимость составления рабочей программы обусловлена внедрением в учебный процесс Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

1. Цели и задачи программы:

Цель кружка «Я познаю мир» - воспитать гуманного, творческого, социально-активного человека, уважительно и бережного относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

Задачи:

Воспитание любви к своему селу, к своей Родине, формирование опыта экологически и эстетически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развития интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе.

Цель занятий состоит в освоении практического применения знаний и умений при изучении различных растений, животных, птиц.

Содержание программы носит личностно ориентированный, деятельный и развивающий характер.

Ценностными ориентирами содержания программы в начальной школе являются:

—развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;

—формирование представлений о природе как универсальной ценности;

—изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;

—развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;

—развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);

—формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;

—вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.

Основной акцент в содержании программы сделан на развитии у младших школьников наблюдательности, умения устанавливать причинно-следственные связи. В содержание курса включены сведения о таких методах познания природы, как наблюдение, измерение, моделирование; даются сведения о приборах и инструментах, которые человек использует в своей практической деятельности.

Содержание программы строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования ответственности как черты личности. Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий в ближайшем природном и социоприродном окружении (пришкольный участок, водоём и т. п.).

Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач: обеспечивать восприятие и усвоение знаний, создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений нравственного, эстетического характера.

Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитательная функция программы заключается в формировании у младших школьников необходимости познания окружающего мира и своих связей с ним, экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил (в первую очередь гуманного отношения к природному окружению, к живым существам). Обучение и воспитание в процессе изучения программы будут способствовать развитию эмоциональной сферы младших школьников, их способности к сопереживанию, состраданию.

Актуальность и новизна. Данный курс вводит детей в волнующий мир разгаданных и неразгаданных тайн природы, в мир поражающих воображение фактов и интригующих гипотез, позволяет расширить знания и представления учащихся о природе, жизни животных и птиц, раскрыть тайны окружающего мира, привить любовь и бережное отношение к природе родного края. Отвечая естественным для данного возраста интересам детей, учитывая их любознательность и эмоциональную отзывчивость, курс обозначает перспективу жизни, дарящей романтику неизведанного, радость познания, счастья открытий.

Занятия в кружке «Я познаю мир» проводятся один раз в неделю по 45 минут. Срок реализации программы - 1 год.

Занятие по теме состоит из двух частей:

  1. теоретической - знакомство с отдельным представителем флоры или фауны России.

  2. практической - выполнение изученного объекта различными средствами в выбранной технике декоративно - прикладного искусства.

Состав групп постоянный, количество учащихся –25 человек.

Основные принципы организации деятельности учащихся:

  • Принцип гуманизации образовательного процесса, предполагающий очеловечивание взаимоотношений в совместной творческой деятельности педагогов, учителей, обучающихся и их родителей.

  • Принцип научной организации

  • Принцип добровольности и заинтересованности обучающихся

  • Принцип системности во взаимодействии общего и дополнительного образования

  • Принцип целостности

  • Принцип непрерывности и преемственности процесса образования

  • Принцип личностно-деятельностного подхода

  • Принцип детоцентризма (в центре находится личность ребенка)

  • Принцип культуросообразности, предполагающий воспитание личности ребенка не только природосообразно, но и в соответствии с требованиями мировой, отечественной, региональной культур

  • Принцип комплексного подхода в реализации интегративных процессов

  • Принцип взаимодействия, предполагающий координацию всех образовательных социокультурных институтов в оказании педагогической помощи и поддержки детям разного уровня социализации

  • Принцип вариативности, предусматривающий учет интересов детей, свободно выбирающих вариативные образовательные программы и время на их усвоение

  • Принцип межведомственности, учитывающий координацию деятельности педагогов дополнительного образования, учителей, классных руководителей, психологов и позволяющий получить всестороннюю характеристику образовательного, нравственного, социального, физического здоровья детей.

Принципы отбора содержания.

  1. Личностно-ориентированный подход (обращение к субъектному опыту обучающихся, т.е. опыту собственной жизнедеятельности; признание самостоятельности и уникальности каждого ученика).

  2. Природосообразности (учитывается возраст обучающегося, уровень его интеллектуальной подготовки, предполагающий выполнение заданий различной степени сложности).

  3. Культуросообразности (приобщение учащихся к современной мировой культуре и их ориентация на общечеловеческие культурные ценности).

  4. Свобода выбора решений и самостоятельность в их реализации.

  5. Систематичность, последовательность, наглядность обучения.




Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Планируемые результаты – система обобщенных личностно ориентированных целей образования, уточненных и дифференцированных по учебным предметам, для определения и выявления всех элементов, подлежащих формированию и оценке, с учетом ведущих целевых установок изучения каждого предмета, а также возрастной специфики учащихся.

Предметные результаты – конкретные элементы социального опыта (знания, умения и навыки, опыт решения проблем, опыт творческой деятельности), освоенные обучающимися в рамках отдельного учебного предмета.

К результатам, подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы в рамках контроля успешности освоения содержания отдельных учебных предметов, относится способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач на основе:

  • системы знаний и представлений о природе, обществе, человеке;

  • умений учебно-познавательной и практической деятельности, обобщенных способов деятельности;

  • коммуникативных и информационных умений;

  • системы знаний об основах здорового и безопасного образа жизни.

К результатам, не подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы, относятся:

  • ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (этические, эстетические, религиозные взгляды, политические предпочтения и др.);

  • характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);

  • индивидуальные личностные характеристики.

Обобщенный результат образовательной деятельности начальной школы как итог реализации общественного договора фиксируется в портрете ее выпускника:

  • любознательный, интересующийся, активно познающий мир;

  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

  • любящий свой край и свою Родину;

  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;

  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;

  • выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

Классификация результатов внеурочной деятельности

Содержание

Способ достижения

Возможные формы деятельности

Первый уровень результатов

Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни

Достигается во взаимодействии с учителем как значимым носителем положительного социального знания и повседневного опыта

Беседа

Второй уровень результатов

Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальным реальностям в целом

Достигается во взаимодействии школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, где он подтверждает практически приобретенные социальные знания, начинает их ценить (или отвергать)

Дебаты, тематический диспут

Третий уровень результатов

Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, где не обязательно положительный настрой

Достигается во взаимодействии школьника с социальными субъектами, в открытой общественной среде

Проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов

Личностными результатами освоения программы являются:

—развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;

—развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т. д.);

—воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;

—формирование мотивации дальнейшего изучения природы.

Метапредметными результатами являются:

—овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;

—формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме - в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков ;

—развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.

Предметными результатами являются:

—в познавательной сфере - наличие углублённых представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде;

—в трудовой сфере - владение навыками ухода за комнатными растениями, за домашними питомцами;

—в эстетической сфере - умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;

—в сфере физической культуры - знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния от факторов окружающей среды.




Наименование темы

Раздел I. Изучение природы

1

Беседа о лете. Изучать природу – значит любить и охранять её.

2

Науки о природе. Экология - наука о доме. Как изучают природу

3

Наблюдения в при­роде, описание живых объектов.

Раздел II. Условия, в которых мы живем

4

Солнце - источник тепла и света на Земле. Климат и сезоны года. Сезонные явления нашей местности.

5

Особенности весны, лета, осени, зимы.

6

Неблагоприятные и необычные явления природы.

7

Как уменьшить влияние опасных явлений погоды на природу родного края.

8

Условия жизни в горах, в лесу, в городе. Как сделать воздух в городе чище.

9

Вода - это жизнь. Вода горной реки. Природные родники и их охрана.

Раздел III. Кто и как живет рядом с нами

10

Многообразие цветущих и не цветущих растений родного края. Свет, тепло, влага в жизни растений. «Проект растения родного края»

11

Нужны ли комнатные растения в доме. Чужестранные пришельцы на подо­коннике - что мы о них знаем.

12

Почему надо беречь и охранять растения. Растения Красной книги родного края. Проект «Растения Красной книги родного края»

13

Грибы - удивительное царство. Где и какие грибы встречаются в родном крае.

14

Грибы ядовитые и съедобные. Грибы - плесени. Где растут лишайники, о чем они могут рассказать.

Раздел IV. Мир животных и человек

15

Многообра­зие животных родного края Какие рыбы встречаются в водоемах. Аквариумные рыбы - что мы знаем о них. Создание кроссвордов «Животные родного края»

16

Почему лягушка - земноводное животное. Как дышит, чем питается лягушка. Почему надо охранять земноводных. Древние ящеры и современные ящерицы.

17

Почему птицы - пернатые. Пе­релетные, зимующие и кочующие птицы.

Обобщение знаний. Экологическая игра «Что мы о птицах знаем?»






Календарно-тематическое планирование




Примечание

1

Беседа о лете. Изучать природу – значит любить и охранять её.

1


2

Экскурсия. Сбор природного материала. Беседа о лете. Изучать природу – значит любить и охранять её.

1


3

Науки о природе. Экология - наука о доме.

1


4

. Как изучают природу

1


5

Наблюдения в природе, описание живых объектов

1


6

Наблюдения в при­роде, описание живых объектов.

1


7

Солнце - источник тепла и света на Земле.

1


8

Климат и сезоны года. Сезонные явления нашей местности.

1


9

Особенности весны, лета, осени, зимы.

1


10

Особенности весны, лета, осени, зимы.

1


11

Неблагоприятные и необычные явления природы.

1


12

Неблагоприятные и необычные явления природы.

1


13

Как уменьшить влияние опасных явлений погоды на природу родного края.

1


14

Как уменьшить влияние опасных явлений погоды на природу родного края.

1


15

Условия жизни в горах, в лесу, в городе. Как сделать воздух в городе чище

1


16

Как сделать воздух в городе чище

1


17

Вода - это жизнь. Вода горной реки. Природные родники и их охрана

1


18

Природные родники и их охрана

1


19

Многообразие цветущих и не цветущих растений родного края. Свет, тепло, влага в жизни растений.

1


20

Проект: «Растения родного края»

1


21

Нужны ли комнатные растения в доме. Чужестранные пришельцы на подо­коннике - что мы о них знаем

1


22

Нужны ли комнатные растения в доме. Чужестранные пришельцы на подо­коннике - что мы о них знаем

1


23

Почему надо беречь и охранять растения. Растения Красной книги родного края.

1


24

Проект «Растения Красной книги родного края»

1


25

Грибы - удивительное царство. Где и какие грибы встречаются в родном крае.

1


26

Грибы ядовитые и съедобные. Грибы - плесени. Где растут лишайники, о чем они могут рассказать.

1


27

Игра «Съедобные и несъедобные грибы»

1


28

Многообразие животных родного края Какие рыбы встречаются в водоемах. Аквариумные рыбы - что мы знаем о них.

1


29

Создание кроссвордов «Животные родного края»

1


30

Почему лягушка - земноводное животное. Как дышит, чем питается лягушка. Почему надо охранять земноводных. Древние ящеры и современные ящерицы.

1


31

Почему птицы - пернатые. Пе­релетные, зимующие и кочующие птицы.

1


32

Обобщение знаний.

1


33

Экологическая игра «Что мы о птицах знаем?»

1


34

Выставка детских работ. Викторина «Знатоки природы».





МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Основные формы занятий:

  • занятие-лекция, дискуссии;

  • практические занятия;

  • занятия на природе;

  • экскурсии, путешествия;

  • литературные ринги;

  • устные журналы;

  • посиделки;

  • игровые формы (конкурсы, турниры-викторины)

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:

  • индивидуальные (самостоятельная работа с учетом возможностей ребят);

  • фронтальные (одновременно работа со всеми ребятами):

  • групповая (работа по группам);

  • коллективные (коллективное выполнение работ).

На занятиях предполагается применение следующих методов:

  • репродуктивные;

  • эвристические;

  • проектный.

При работе с ребятами младшего школьного возраста выделяется определенная специфика: творческий и репродуктивный вид деятельности находится в особом соотношении друг с другом. В особом соотношении находятся и репродуктивные и эвристические методы.

Репродуктивные методы рассматриваются как ступени обучения и предусматривают приобретение знаний учащимися. Творческие эвристические методы предусматривают подбор оригинального действия для решения практических заданий, ведущие к использованию прошлого опыта, оригинальных идей.

К творческим видам деятельности на занятиях относятся:

  • написание сочинений различных видов;

  • выполнение заданий творческого характера.

Для развития творческой деятельности педагогу следует обращать внимание на самостоятельную деятельность ребят, на формирование творческих интересов.

Занятия проводятся с учетом дидактических требований:

  • определение цели занятия;

  • регулировка самостоятельной и коллективной работы;

  • анализ работы учащихся;

  • доступность материала;

  • систематичность;

  • воспитательный характер обучения.