Пояснительная записка
Начальная школа – важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире, развития многогранных отношений младшего школьника к природному и социальному окружению, способствующий становлению личности, формированию экологической культуры.
Программа имеет особое значение в формировании у учащихся целостного взгляда на окружающую нас социальную и природную среду, места человека в ней, его биологическую и социальную сущность. Основная цель занятий – формирование социального опыта школьника, осознание элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней. Программа составлена с современными требованиями дидактики начального обучения, учёта психологических особенностей младших школьников, необходимость интегративного подхода к изучению окружающего мира. Изучение предмета позволяет установить более тесные связи между познанием природы и социальной жизни, обеспечить реальную преемственность и перспективность изучения окружающего мира, создать условия для более плавного и целесообразного формирования нравственно-этических установок.
Основная идея курса – взаимосвязь ученика со всем окружающим миром. Так как главными проблемами человечества в XXI веке будут экологические, то курс «Я познаю мир» разработан с экологических позиций.
Основная задача – научить детей использовать имеющиеся знания о флоре и фауне в повседневной жизни; обучить умению работать индивидуально и в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения; развить природные задатки и способности детей; воспитывать чувство бережного отношения к природе и здоровью человека, передавать красоту окружающего мира используя различные техники декоративно-прикладного искусства.
Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Необходимость составления рабочей программы обусловлена внедрением в учебный процесс Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
1. Цели и задачи программы:
Цель кружка «Я познаю мир» - воспитать гуманного, творческого, социально-активного человека, уважительно и бережного относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.
Задачи:
Воспитание любви к своему селу, к своей Родине, формирование опыта экологически и эстетически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развития интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе.
Цель занятий состоит в освоении практического применения знаний и умений при изучении различных растений, животных, птиц.
Содержание программы носит личностно ориентированный, деятельный и развивающий характер.
Ценностными ориентирами содержания программы в начальной школе являются:
—развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
—формирование представлений о природе как универсальной ценности;
—изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
—развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;
—развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);
—формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
—вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.
Основной акцент в содержании программы сделан на развитии у младших школьников наблюдательности, умения устанавливать причинно-следственные связи. В содержание курса включены сведения о таких методах познания природы, как наблюдение, измерение, моделирование; даются сведения о приборах и инструментах, которые человек использует в своей практической деятельности.
Содержание программы строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования ответственности как черты личности. Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий в ближайшем природном и социоприродном окружении (пришкольный участок, водоём и т. п.).
Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач: обеспечивать восприятие и усвоение знаний, создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений нравственного, эстетического характера.
Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитательная функция программы заключается в формировании у младших школьников необходимости познания окружающего мира и своих связей с ним, экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил (в первую очередь гуманного отношения к природному окружению, к живым существам). Обучение и воспитание в процессе изучения программы будут способствовать развитию эмоциональной сферы младших школьников, их способности к сопереживанию, состраданию.
Актуальность и новизна. Данный курс вводит детей в волнующий мир разгаданных и неразгаданных тайн природы, в мир поражающих воображение фактов и интригующих гипотез, позволяет расширить знания и представления учащихся о природе, жизни животных и птиц, раскрыть тайны окружающего мира, привить любовь и бережное отношение к природе родного края. Отвечая естественным для данного возраста интересам детей, учитывая их любознательность и эмоциональную отзывчивость, курс обозначает перспективу жизни, дарящей романтику неизведанного, радость познания, счастья открытий.
Занятия в кружке «Я познаю мир» проводятся один раз в неделю по 45 минут. Срок реализации программы - 1 год.
Занятие по теме состоит из двух частей:
теоретической - знакомство с отдельным представителем флоры или фауны России.
практической - выполнение изученного объекта различными средствами в выбранной технике декоративно - прикладного искусства.
Состав групп постоянный, количество учащихся –25 человек.
Основные принципы организации деятельности учащихся:
Принцип гуманизации образовательного процесса, предполагающий очеловечивание взаимоотношений в совместной творческой деятельности педагогов, учителей, обучающихся и их родителей.
Принцип научной организации
Принцип добровольности и заинтересованности обучающихся
Принцип системности во взаимодействии общего и дополнительного образования
Принцип целостности
Принцип непрерывности и преемственности процесса образования
Принцип личностно-деятельностного подхода
Принцип детоцентризма (в центре находится личность ребенка)
Принцип культуросообразности, предполагающий воспитание личности ребенка не только природосообразно, но и в соответствии с требованиями мировой, отечественной, региональной культур
Принцип комплексного подхода в реализации интегративных процессов
Принцип взаимодействия, предполагающий координацию всех образовательных социокультурных институтов в оказании педагогической помощи и поддержки детям разного уровня социализации
Принцип вариативности, предусматривающий учет интересов детей, свободно выбирающих вариативные образовательные программы и время на их усвоение
Принцип межведомственности, учитывающий координацию деятельности педагогов дополнительного образования, учителей, классных руководителей, психологов и позволяющий получить всестороннюю характеристику образовательного, нравственного, социального, физического здоровья детей.
Принципы отбора содержания.
Личностно-ориентированный подход (обращение к субъектному опыту обучающихся, т.е. опыту собственной жизнедеятельности; признание самостоятельности и уникальности каждого ученика).
Природосообразности (учитывается возраст обучающегося, уровень его интеллектуальной подготовки, предполагающий выполнение заданий различной степени сложности).
Культуросообразности (приобщение учащихся к современной мировой культуре и их ориентация на общечеловеческие культурные ценности).
Свобода выбора решений и самостоятельность в их реализации.
Систематичность, последовательность, наглядность обучения.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Планируемые результаты – система обобщенных личностно ориентированных целей образования, уточненных и дифференцированных по учебным предметам, для определения и выявления всех элементов, подлежащих формированию и оценке, с учетом ведущих целевых установок изучения каждого предмета, а также возрастной специфики учащихся.
Предметные результаты – конкретные элементы социального опыта (знания, умения и навыки, опыт решения проблем, опыт творческой деятельности), освоенные обучающимися в рамках отдельного учебного предмета.
К результатам, подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы в рамках контроля успешности освоения содержания отдельных учебных предметов, относится способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач на основе:
системы знаний и представлений о природе, обществе, человеке;
умений учебно-познавательной и практической деятельности, обобщенных способов деятельности;
коммуникативных и информационных умений;
системы знаний об основах здорового и безопасного образа жизни.
К результатам, не подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы, относятся:
ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (этические, эстетические, религиозные взгляды, политические предпочтения и др.);
характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);
индивидуальные личностные характеристики.
Обобщенный результат образовательной деятельности начальной школы как итог реализации общественного договора фиксируется в портрете ее выпускника:
любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
любящий свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
Классификация результатов внеурочной деятельности
Содержание | Способ достижения | Возможные формы деятельности |
Первый уровень результатов |
Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни | Достигается во взаимодействии с учителем как значимым носителем положительного социального знания и повседневного опыта | Беседа |
Второй уровень результатов |
Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальным реальностям в целом | Достигается во взаимодействии школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, где он подтверждает практически приобретенные социальные знания, начинает их ценить (или отвергать) | Дебаты, тематический диспут |
Третий уровень результатов |
Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, где не обязательно положительный настрой | Достигается во взаимодействии школьника с социальными субъектами, в открытой общественной среде | Проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов |
Личностными результатами освоения программы являются:
—развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;
—развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т. д.);
—воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;
—формирование мотивации дальнейшего изучения природы.
Метапредметными результатами являются:
—овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
—формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме - в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков ;
—развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметными результатами являются:
—в познавательной сфере - наличие углублённых представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде;
—в трудовой сфере - владение навыками ухода за комнатными растениями, за домашними питомцами;
—в эстетической сфере - умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;
—в сфере физической культуры - знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния от факторов окружающей среды.
Наименование темы |
Раздел I. Изучение природы |
1 | Беседа о лете. Изучать природу – значит любить и охранять её. |
2 | Науки о природе. Экология - наука о доме. Как изучают природу |
3 | Наблюдения в природе, описание живых объектов. |
Раздел II. Условия, в которых мы живем |
4 | Солнце - источник тепла и света на Земле. Климат и сезоны года. Сезонные явления нашей местности. |
5 | Особенности весны, лета, осени, зимы. |
6 | Неблагоприятные и необычные явления природы. |
7 | Как уменьшить влияние опасных явлений погоды на природу родного края. |
8 | Условия жизни в горах, в лесу, в городе. Как сделать воздух в городе чище. |
9 | Вода - это жизнь. Вода горной реки. Природные родники и их охрана. |
Раздел III. Кто и как живет рядом с нами |
10 | Многообразие цветущих и не цветущих растений родного края. Свет, тепло, влага в жизни растений. «Проект растения родного края» |
11 | Нужны ли комнатные растения в доме. Чужестранные пришельцы на подоконнике - что мы о них знаем. |
12 | Почему надо беречь и охранять растения. Растения Красной книги родного края. Проект «Растения Красной книги родного края» |
13 | Грибы - удивительное царство. Где и какие грибы встречаются в родном крае. |
14 | Грибы ядовитые и съедобные. Грибы - плесени. Где растут лишайники, о чем они могут рассказать. |
Раздел IV. Мир животных и человек |
15 | Многообразие животных родного края Какие рыбы встречаются в водоемах. Аквариумные рыбы - что мы знаем о них. Создание кроссвордов «Животные родного края» |
16 | Почему лягушка - земноводное животное. Как дышит, чем питается лягушка. Почему надо охранять земноводных. Древние ящеры и современные ящерицы. |
17 | Почему птицы - пернатые. Перелетные, зимующие и кочующие птицы. Обобщение знаний. Экологическая игра «Что мы о птицах знаем?» |
Календарно-тематическое планирование
| | | Примечание |
1 | Беседа о лете. Изучать природу – значит любить и охранять её. | 1 | |
2 | Экскурсия. Сбор природного материала. Беседа о лете. Изучать природу – значит любить и охранять её. | 1 | |
3 | Науки о природе. Экология - наука о доме. | 1 | |
4 | . Как изучают природу | 1 | |
5 | Наблюдения в природе, описание живых объектов | 1 | |
6 | Наблюдения в природе, описание живых объектов. | 1 | |
7 | Солнце - источник тепла и света на Земле. | 1 | |
8 | Климат и сезоны года. Сезонные явления нашей местности. | 1 | |
9 | Особенности весны, лета, осени, зимы. | 1 | |
10 | Особенности весны, лета, осени, зимы. | 1 | |
11 | Неблагоприятные и необычные явления природы. | 1 | |
12 | Неблагоприятные и необычные явления природы. | 1 | |
13 | Как уменьшить влияние опасных явлений погоды на природу родного края. | 1 | |
14 | Как уменьшить влияние опасных явлений погоды на природу родного края. | 1 | |
15 | Условия жизни в горах, в лесу, в городе. Как сделать воздух в городе чище | 1 | |
16 | Как сделать воздух в городе чище | 1 | |
17 | Вода - это жизнь. Вода горной реки. Природные родники и их охрана | 1 | |
18 | Природные родники и их охрана | 1 | |
19 | Многообразие цветущих и не цветущих растений родного края. Свет, тепло, влага в жизни растений. | 1 | |
20 | Проект: «Растения родного края» | 1 | |
21 | Нужны ли комнатные растения в доме. Чужестранные пришельцы на подоконнике - что мы о них знаем | 1 | |
22 | Нужны ли комнатные растения в доме. Чужестранные пришельцы на подоконнике - что мы о них знаем | 1 | |
23 | Почему надо беречь и охранять растения. Растения Красной книги родного края. | 1 | |
24 | Проект «Растения Красной книги родного края» | 1 | |
25 | Грибы - удивительное царство. Где и какие грибы встречаются в родном крае. | 1 | |
26 | Грибы ядовитые и съедобные. Грибы - плесени. Где растут лишайники, о чем они могут рассказать. | 1 | |
27 | Игра «Съедобные и несъедобные грибы» | 1 | |
28 | Многообразие животных родного края Какие рыбы встречаются в водоемах. Аквариумные рыбы - что мы знаем о них. | 1 | |
29 | Создание кроссвордов «Животные родного края» | 1 | |
30 | Почему лягушка - земноводное животное. Как дышит, чем питается лягушка. Почему надо охранять земноводных. Древние ящеры и современные ящерицы. | 1 | |
31 | Почему птицы - пернатые. Перелетные, зимующие и кочующие птицы. | 1 | |
32 | Обобщение знаний. | 1 | |
33 | Экологическая игра «Что мы о птицах знаем?» | 1 | |
34 | Выставка детских работ. Викторина «Знатоки природы». | | |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Основные формы занятий:
занятие-лекция, дискуссии;
практические занятия;
занятия на природе;
экскурсии, путешествия;
литературные ринги;
устные журналы;
посиделки;
игровые формы (конкурсы, турниры-викторины)
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
индивидуальные (самостоятельная работа с учетом возможностей ребят);
фронтальные (одновременно работа со всеми ребятами):
групповая (работа по группам);
коллективные (коллективное выполнение работ).
На занятиях предполагается применение следующих методов:
репродуктивные;
эвристические;
проектный.
При работе с ребятами младшего школьного возраста выделяется определенная специфика: творческий и репродуктивный вид деятельности находится в особом соотношении друг с другом. В особом соотношении находятся и репродуктивные и эвристические методы.
Репродуктивные методы рассматриваются как ступени обучения и предусматривают приобретение знаний учащимися. Творческие эвристические методы предусматривают подбор оригинального действия для решения практических заданий, ведущие к использованию прошлого опыта, оригинальных идей.
К творческим видам деятельности на занятиях относятся:
написание сочинений различных видов;
выполнение заданий творческого характера.
Для развития творческой деятельности педагогу следует обращать внимание на самостоятельную деятельность ребят, на формирование творческих интересов.
Занятия проводятся с учетом дидактических требований:
определение цели занятия;
регулировка самостоятельной и коллективной работы;
анализ работы учащихся;
доступность материала;
систематичность;
воспитательный характер обучения.