СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по внеурочной деятельности "Я-волонтер"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа поможет организовать работу по волонтёрскому движению учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Программа по внеурочной деятельности "Я-волонтер"»

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности по социальному направлению « Отряд волонтеров» разработана с учётом Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования, учебным планом МБОУ Гимназия на 2018-19уч.год, учебным планом внеурочной деятельности МБОУ «Гимназия» на 2018-19 год.

Данный курс предназначен для обучающихся 10 классов и направлен на освоение теоретической базы волонтёрского движения, а также их практической реализации. Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).


  Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-воспитательного процесса в средней школе, так и к содержанию образования.

В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, засилья рекламы и подмены ценностей, подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте.

Цели:

1. Формирование позитивных установок обучающихся на добровольческую деятельность,

2. Возрождение лучших отечественных традиций благотворительности, воспитание доброты, чуткости, сострадания.

Задачи:

- знакомство с деятельностью волонтёрских организаций в мире и России;

- содействие утверждению в жизни современного общества идей добра и красоты, духовного и физического совершенствования детей и подростков;

-овладение основными практическими умениями в области социальных отношений;

-формирование жизненных ценностей и развитие поведенческих навыков учащихся;

-формирование опыта и навыков для реализации собственных идей и проектов в социальной сфере;

-воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

- воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде, бережного отношения к ней;

- пропаганда здорового образа жизни.

В общенациональной программе развития воспитания детей в РФ до 2020 года важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года указывается, что “Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество содержания образования”.

Именно первую группу и составляют политические и социальные компетенции, владение которыми позволит молодым людям брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путём, участвовать в функционировании и улучшении демократических институтов.

Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга учащихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране, требовало появления новых подходов и методов активизации подростков. Волонтёрское движение может стать одной из форм вовлечения подростков в социальную активность, средством формирования политической и социальной компетенции подрастающего поколения.

Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности подростка навязанной извне.

 

Актуальность данного курса состоит в его социальной направленности на формирование активной жизненной позиции в процессе коммуникативного общения.


Личностные, метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты освоения программы «Отряд волонтёров»:

· формирование духовно-нравственных качеств, приобретение знаний о принятых в обществе нормах отношения к памятникам культуры, к людям, к окружающему миру;

· формирование осознанного, уважительного и доброжелательного от­ношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культу­ре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

· развитие морального сознания и компетентности в решении мо­ральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и от­ветственного отношения к собственным поступкам;

· формирование коммуникативной компетентности в общении и со­трудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образователь­ной, творческой деятельности.

 

Метапредметные результаты освоения программы «Отряд волонтёров» проявляются в:

-расширении  круга приёмов составления разных типов плана;

- расширении круга структурирования материала;

- умении работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами, планировать волонтёрскую деятельность;

- обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.);

- умении организовывать волонтёрскую деятельность;

- способности оценивать результаты волонтёрской деятельности собственной и одноклассников.

Направления работы:

· духовно-нравственное воспитание – проектная, просветительская деятельность;

· патриотическое и гражданское воспитание – проектная, исследовательская;

· здоровьесберегающее – пропаганда ЗОЖ;

· формирование толерантности – организация досуга.


В результате освоения программы обучающиеся будут знать:

-историю волонтёрского движения в России и в мире;

-права и обязанности волонтёров;

- основные направления деятельности волонтёрских отрядов;

-основные формы работы волонтёров;

будут уметь:

-организовывать и проводить различные мероприятия для соответствующих категорий людей;

-проводить мероприятия, направленные на формирование здоровых привычек;

-адекватно общаться с учащимися и взрослыми, владеть нормами и правилами уважительного отношения;

-аргументированно отстаивать свою позицию.


 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Содержание программы разделено на два блока. У каждого блока своя тематика, которая привязана к календарю памятных и знаменательных дат. Это позволяет ребенку отслеживать и осмысливать все изменения в окружающей жизни, почувствовать себя сопричастным к происходящему, а значит и неравнодушным к миру вокруг.

Раздел 1. Волонтерское движение в России.

Учащиеся узнают о волонтерском движении в России, знакомятся с правами и обязанностями волонтеров. Анкетирование поможет обучающимся осмыслить требования, предъявляемые к личным качествам волонтера. Участие в тренингах поможет обучающимся осознать свою готовность к участию в волонтерской деятельности, подготовиться к её осуществлению.

Раздел 2. Участие в благотворительных акциях, практических делах

Обучающиеся определяют круг людей, нуждающихся в заботе и внимании - это дети с ограниченными возможностями, близкие, пожилые люди. Волонтёры оказывают им адресную помощь, на практике реализуют знания, полученные ими в период подготовки.

Программа рассчитана на 1 учебный год.

Программа содержит теоретические и практические занятия. Реализация программы предусматривает включение учащихся в социальную практику, образовательные тренинги, анкетирование по созданию базы добровольческой деятельности. Освоение программы “Юные волонтёры” обучающимися осуществляется последовательно: от теории к практике. При изучении программы обучающиеся активно участвуют в волонтерских акциях.

Формы реализации

Реализация программы проводится во внеурочной форме. На занятиях предусматриваются следующие формы организации деятельности: индивидуальная, фронтальная, проектная, коллективная.

Содержательными формами проведения занятий могут быть: практическое занятие, беседа, участие в акции.

Задания направлены на освоение теоретической базы волонтёрского движения, а также их практической реализации.



Тематическое планирование


п/п

Тема

Количество часов

Форма контроля

1

Волонтерское движение в России.

7

Тренинг – 2

Моделирование – 1

Анкетирование - 1

2

Участие в благотворительных акциях, практических делах

27

Изготовление поделок – 8

Трудовые дела – 4

Проект – 1

Акции – 7

Итого:

34




КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема учебного занятия


Кол-

во

часов

Содержание деятельности

Теоретическая часть занятия/основные виды внеурочной деятельности обучающихся.

Практическая часть занятия/основные виды внеурочной деятельности обучающихся.

1

Вводный урок. Волонтерское

движение. «Спешите делать добрые дела!»

1

Участие в беседе о волонтёрах, волонтёрском движении.

Просмотр видеофильмов, обсуждение; работа в группах: тренинг «Цветик-семицветик».

2

Акция « Мой школьный двор»

1

Беседа о необходимости поддержания чистоты на пришкольной территории.

Уборка территории школьного двора.

3

Живите радостно! Моделирование дома моей мечты.

1

Беседа о роли волонтёров в том, что делает жизнь радостной. Что приятнее: получать или дарить радость?

Моделирование дома своей мечты, защита модели.

4

Подготовка праздничного поздравления к Дню пожилого человека

1

Участие в беседе о празднике Дне пожилого человека, о роли волонтёров в организации праздника.

Отбор праздничных номеров, распределение ролей, обязанностей, подготовка поздравлений.

5

Поздравление пожилых людей на квартирах с праздником Днём пожилого человека

1

Участие в беседе о поведении на улице, в гостях, о правилах поведения и общения со взрослыми людьми.

Выступление детей на квартирах пожилых людей, вручение открыток-поздравлений, цветов.

6

Игра «За что мы в ответе перед нашей планетой?»

1

Беседа о роли волонтёров в бережном отношении ко всему живому на планете.

Участие в экологической игре, составление покетмода

7

Экологический десант «Сделаем школу чистой!»

1

Участие в беседе о роли волонтёров в сохранении чистоты школы.

Уборка школьной рекреации, кабинетов

8

Подготовка поздравления, сувениров для поздравления школьного библиотекаря с Международным днём школьных библиотек

1

Участие в беседе о Международном дне школьных библиотек, о роли волонтёров в организации праздника, обсуждение поздравления школьного библиотекаря, самооценка и анализ работ.

Выбор и подготовка стихов, изготовление сувениров в парах.

9

Толерантность – качество волонтёра

1

Участие в беседе: что значит быть толерантным, важно ли это качество для волонтёра?

Чтение и обсуждение художественных произведений.

10

12 ноября – Синичкин день.

1

Участие в беседе о Синичкином дне, о роли волонтёров в жизни зимующих птиц, об изготовлении дома с родителями кормушки для птиц.

Рисование синички-эмблемы.

11-12

Изготовление для мам подарков к Дню матери. Подготовка праздничной программы.

2

Участие в беседе о Дне матери, о роли волонтёров в организации праздника, просмотр презентации, определение последовательности работы, выбор материалов, самооценка и анализ работ.

Изготовление букета для мам из цветной бумаги и картона.

13

3 декабря – Международный день инвалидов. Изготовление подарка к Дню инвалида. Портфель пожеланий.

1

Участие в беседе об инклюзивном воспитании (о детях-инвалидах), о роли волонтёров в помощи детям-инвалидам.

Изготовление коллективного подарка, подготовка поздравлений-пожеланий.

14

5 декабря – Всемирный день волонтёров.

1

Участие в беседе о волонтёрах, волонтёрском движении. Самооценка личной волонтёрской деятельности, задачи на будущее.

Анализ волонтёрской деятельности, перспективы работы.

15

Акция «Покормите птиц зимой»

1

Участие в беседе о роли волонтёров в жизни зимующих птиц.

Развешивание кормушек, принесённых детьми из дома и изготовленных вместе с родителями, кормление птиц.

16

Акция «Вахта памяти». Уборка снега у памятника участникам Великой Отечественной войны и территории около него

1

Участие в беседе о памяти к тем людям, кто боролся за нашу независимость, счастливое детство, о долге перед ними.

Уборка снега у памятника участникам Великой Отечественной войны и территории около него.

17

Изготовление петушка с сюрпризом для детей дошкольной группы

1

Участие в беседе о роли волонтёров в организации новогодних сюрпризов, об изготовлении сюрприза детям дошкольной группы, самооценка и анализ работ.

Изготовление петушков с сюрпризом и вручение их малышам дошкольной группы.

18

Расчистка игровой площадки дошкольной группы от снега

1

Участие в беседе об активном отдыхе малышей и помощи волонтёров работникам дошкольной группы.

Уборка снега с игровой площадки.

19

Организация и проведение интеллектуальных развивающих игр с детьми дошкольной группы.

1

Участие в беседе о помощи волонтёров в организации игр с малышами дошкольной группы.

Организация и проведение интеллектуальных развивающих игр волонтёров с детьми дошкольной группы.

20-21

Изготовление открыток труженикам тыла Великой Отечественной войны и поздравление их на квартирах с Днём защитника Отечества. Акция «Посылка солдату»

2

Участие в беседе о роли волонтёров в проведении Дня защитника Отечества, просмотр презентации, определение последовательности работы, самооценка и анализ работ.

Изготовление сувениров, подготовка выступления детей; вручение открыток-сувениров труженикам тыла и поздравление их на квартирах.

22

17 февраля – День спонтанного проявления доброты. Тренинг “Добру пусть откроется сердце ”

1

Участие в беседе о доброте, о роли этого качества для волонтёра, самооценка и анализ работы.

Выполнение тренинга

23-24

Изготовление сувениров для ветеранов педагогического труда, поздравление их на квартирах с Международным женским днём

2

Участие в беседе о Международном женском дне, о роли волонтёров в проведении праздника, просмотр презентации, определение последовательности работы, выбор материалов, самооценка и анализ работ.

Изготовление сувениров, подготовка выступления детей; вручение праздничных сувениров ветеранам педагогического труда и поздравление их на квартирах.

25

2.04 - Международный день детской книги. Ремонт книг школьной библиотеки

1

Участие в беседе о Международном дне детской книги, о бережном отношении к книге, о роли волонтёров в сохранении книг, самооценка и анализ работы.

Ремонт книг

26

12.04 - Международный день милосердия. “Будьте

милосердным”

1

Участие в беседе о Международном дне милосердия, о роли этого качества для волонтёра.

Просмотр видеофильмов,

чтение художественных произведений, обсуждение.

27

Уход за комнатными цветами, растущими в рекреациях школы.

1

Участие в беседе о роли волонтёров в создании уюта в школе и сохранении чистоты.

Уход за комнатными цветами, растущими в рекреациях школы.

28

Составление коллективного проекта «Благоустройство школьного двора и посёлка».

Подготовка к акции «Мой двор, моя улица»

1

Участие в беседе о роли волонтёров в благоустройстве школьного двора, улиц города в сохранении чистоты.

Составление коллективного проекта «Благоустройство школьного двора и посёлка».

29

Акция «Мой двор, моя улица»

Оформление листовок с обращением к жителям посёлка о сохранении чистоты

1

Участие в беседе о роли волонтёров в сохранении чистоты школьного двора, улиц посёлка.

Оформление листовок с обращением к жителям посёлка о сохранении чистоты.

30-31

Участие в акции «Ветеран живёт рядом», «Вахта Памяти»

2

Участие в беседе о Дне Победы, о памяти к тем людям, кто боролся за наше счастливое детство, о долге перед ними, о роли волонтёров в организации праздника; просмотр презентации, определение последовательности работы, выбор материалов, самооценка и анализ работ.

Изготовление сувениров, подготовка выступления детей; вручение открыток-сувениров труженикам тыла и детям войны, поздравление их на квартирах.

32

Акция «Георгиевская ленточка»


1

Участие в беседе о роли волонтёров в подготовке к празднованию 9 мая

Вручение георгиевских ленточек

33

Акция «Письмо водителям»

1

Составление письма-обращения к водителям.

Развешивание листовок с обращением к водителям о соблюдении ПДД

34

Итоговое занятие. Какой я волонтер? (анкетирование)

1

Анализ своей работы как волонтёра, её самооценка.

Заполнение анкеты.




















Литература

1. Примерная программа по внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под ред. В.А. Горского, 2-е издание, М.Просвещение 2011. (стандарты второго поколения).

2. Д.В.Григорьев, Б.В.Куприянов Программы внеурочной деятельности. М.: Просвещение, 2011

3. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М.: Просвещение, 2011

4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя/ под ред. А.Г.Асмолова, М.: Просвещение, 2011

5. Капский А.И. Технологизация волонтерской работы в современных условиях. - Киев, 2001.

Сайты Интернет

1. Волонтерское движение http://www.adolesmed.ru/volunteers.html и http://www.mir4you.ru/taxonomy/term/7237/all

2. Институт волонтёрства http://inductor1.ucoz.ru/publ/institut_volonterstva/9-1-0-481

3. Отряд волонтерского движения

http://www.ipk.khakasnet.ru/deiatelnost/izdat_deit/elekt_obr_res/tretiykova/index.htm

4. Устав волонтера http://he-plus-she.narod.ru/ustav_vol.htm

5. Волонтёрский отряд «Планета друзей» http://plastsosh7.narod.ru/volonterskiotrad.htm

6. Союз волонтерских организаций и движений http://volontery.ru/

7. Волонтёрское движение “Милосердие” http://www.miloserdie-nn.ru/




















 Планируемые результаты освоения учащимися

программы внеурочной деятельности




Обучающиеся будут знать:

· историю волонтерского движения в России и в мире;

· права и обязанности волонтеров,

· основные направления деятельности волонтерских отрядов,

· основные формы работы волонтеров,

Обучающиеся будут уметь:

· организовывать и проводить различные мероприятия для пропаганды ЗОЖ

· проводить здоровьесберегающие акции, направленные на формирование здоровых привычек;

· проводить профилактическую работу в школьном учреждении;

· аргументировано отстаивать свою позицию;

· адекватно общаться с учащимися и взрослыми;

· издавать агитационную печатную и видео продукцию;

· формировать собственное портфолио;

· принимать общечеловеческие ценности.

 

 

 

.