Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности по социальному направлению « Отряд волонтеров» разработана с учётом Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования, учебным планом МБОУ Гимназия на 2018-19уч.год, учебным планом внеурочной деятельности МБОУ «Гимназия» на 2018-19 год.
Данный курс предназначен для обучающихся 10 классов и направлен на освоение теоретической базы волонтёрского движения, а также их практической реализации. Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-воспитательного процесса в средней школе, так и к содержанию образования.
В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, засилья рекламы и подмены ценностей, подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте.
Цели:
1. Формирование позитивных установок обучающихся на добровольческую деятельность,
2. Возрождение лучших отечественных традиций благотворительности, воспитание доброты, чуткости, сострадания.
Задачи:
- знакомство с деятельностью волонтёрских организаций в мире и России;
- содействие утверждению в жизни современного общества идей добра и красоты, духовного и физического совершенствования детей и подростков;
-овладение основными практическими умениями в области социальных отношений;
-формирование жизненных ценностей и развитие поведенческих навыков учащихся;
-формирование опыта и навыков для реализации собственных идей и проектов в социальной сфере;
-воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
- воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде, бережного отношения к ней;
- пропаганда здорового образа жизни.
В общенациональной программе развития воспитания детей в РФ до 2020 года важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года указывается, что “Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество содержания образования”.
Именно первую группу и составляют политические и социальные компетенции, владение которыми позволит молодым людям брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путём, участвовать в функционировании и улучшении демократических институтов.
Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга учащихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране, требовало появления новых подходов и методов активизации подростков. Волонтёрское движение может стать одной из форм вовлечения подростков в социальную активность, средством формирования политической и социальной компетенции подрастающего поколения.
Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности подростка навязанной извне.
Актуальность данного курса состоит в его социальной направленности на формирование активной жизненной позиции в процессе коммуникативного общения.
Личностные, метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты освоения программы «Отряд волонтёров»:
· формирование духовно-нравственных качеств, приобретение знаний о принятых в обществе нормах отношения к памятникам культуры, к людям, к окружающему миру;
· формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
· развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
· формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.
Метапредметные результаты освоения программы «Отряд волонтёров» проявляются в:
-расширении круга приёмов составления разных типов плана;
- расширении круга структурирования материала;
- умении работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами, планировать волонтёрскую деятельность;
- обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.);
- умении организовывать волонтёрскую деятельность;
- способности оценивать результаты волонтёрской деятельности собственной и одноклассников.
Направления работы:
· духовно-нравственное воспитание – проектная, просветительская деятельность;
· патриотическое и гражданское воспитание – проектная, исследовательская;
· здоровьесберегающее – пропаганда ЗОЖ;
· формирование толерантности – организация досуга.
В результате освоения программы обучающиеся будут знать:
-историю волонтёрского движения в России и в мире;
-права и обязанности волонтёров;
- основные направления деятельности волонтёрских отрядов;
-основные формы работы волонтёров;
будут уметь:
-организовывать и проводить различные мероприятия для соответствующих категорий людей;
-проводить мероприятия, направленные на формирование здоровых привычек;
-адекватно общаться с учащимися и взрослыми, владеть нормами и правилами уважительного отношения;
-аргументированно отстаивать свою позицию.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Содержание программы разделено на два блока. У каждого блока своя тематика, которая привязана к календарю памятных и знаменательных дат. Это позволяет ребенку отслеживать и осмысливать все изменения в окружающей жизни, почувствовать себя сопричастным к происходящему, а значит и неравнодушным к миру вокруг.
Раздел 1. Волонтерское движение в России.
Учащиеся узнают о волонтерском движении в России, знакомятся с правами и обязанностями волонтеров. Анкетирование поможет обучающимся осмыслить требования, предъявляемые к личным качествам волонтера. Участие в тренингах поможет обучающимся осознать свою готовность к участию в волонтерской деятельности, подготовиться к её осуществлению.
Раздел 2. Участие в благотворительных акциях, практических делах
Обучающиеся определяют круг людей, нуждающихся в заботе и внимании - это дети с ограниченными возможностями, близкие, пожилые люди. Волонтёры оказывают им адресную помощь, на практике реализуют знания, полученные ими в период подготовки.
Программа рассчитана на 1 учебный год.
Программа содержит теоретические и практические занятия. Реализация программы предусматривает включение учащихся в социальную практику, образовательные тренинги, анкетирование по созданию базы добровольческой деятельности. Освоение программы “Юные волонтёры” обучающимися осуществляется последовательно: от теории к практике. При изучении программы обучающиеся активно участвуют в волонтерских акциях.
Формы реализации
Реализация программы проводится во внеурочной форме. На занятиях предусматриваются следующие формы организации деятельности: индивидуальная, фронтальная, проектная, коллективная.
Содержательными формами проведения занятий могут быть: практическое занятие, беседа, участие в акции.
Задания направлены на освоение теоретической базы волонтёрского движения, а также их практической реализации.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов | Форма контроля |
1 | Волонтерское движение в России. | 7 | Тренинг – 2 Моделирование – 1 Анкетирование - 1 |
2 | Участие в благотворительных акциях, практических делах | 27 | Изготовление поделок – 8 Трудовые дела – 4 Проект – 1 Акции – 7 |
Итого: | 34 | |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема учебного занятия | Кол- во часов | Содержание деятельности |
Теоретическая часть занятия/основные виды внеурочной деятельности обучающихся. | Практическая часть занятия/основные виды внеурочной деятельности обучающихся. |
1 | Вводный урок. Волонтерское движение. «Спешите делать добрые дела!» | 1 | Участие в беседе о волонтёрах, волонтёрском движении. | Просмотр видеофильмов, обсуждение; работа в группах: тренинг «Цветик-семицветик». |
2 | Акция « Мой школьный двор» | 1 | Беседа о необходимости поддержания чистоты на пришкольной территории. | Уборка территории школьного двора. |
3 | Живите радостно! Моделирование дома моей мечты. | 1 | Беседа о роли волонтёров в том, что делает жизнь радостной. Что приятнее: получать или дарить радость? | Моделирование дома своей мечты, защита модели. |
4 | Подготовка праздничного поздравления к Дню пожилого человека | 1 | Участие в беседе о празднике Дне пожилого человека, о роли волонтёров в организации праздника. | Отбор праздничных номеров, распределение ролей, обязанностей, подготовка поздравлений. |
5 | Поздравление пожилых людей на квартирах с праздником Днём пожилого человека | 1 | Участие в беседе о поведении на улице, в гостях, о правилах поведения и общения со взрослыми людьми. | Выступление детей на квартирах пожилых людей, вручение открыток-поздравлений, цветов. |
6 | Игра «За что мы в ответе перед нашей планетой?» | 1 | Беседа о роли волонтёров в бережном отношении ко всему живому на планете. | Участие в экологической игре, составление покетмода |
7 | Экологический десант «Сделаем школу чистой!» | 1 | Участие в беседе о роли волонтёров в сохранении чистоты школы. | Уборка школьной рекреации, кабинетов |
8 | Подготовка поздравления, сувениров для поздравления школьного библиотекаря с Международным днём школьных библиотек | 1 | Участие в беседе о Международном дне школьных библиотек, о роли волонтёров в организации праздника, обсуждение поздравления школьного библиотекаря, самооценка и анализ работ. | Выбор и подготовка стихов, изготовление сувениров в парах. |
9 | Толерантность – качество волонтёра | 1 | Участие в беседе: что значит быть толерантным, важно ли это качество для волонтёра? | Чтение и обсуждение художественных произведений. |
10 | 12 ноября – Синичкин день. | 1 | Участие в беседе о Синичкином дне, о роли волонтёров в жизни зимующих птиц, об изготовлении дома с родителями кормушки для птиц. | Рисование синички-эмблемы. |
11-12 | Изготовление для мам подарков к Дню матери. Подготовка праздничной программы. | 2 | Участие в беседе о Дне матери, о роли волонтёров в организации праздника, просмотр презентации, определение последовательности работы, выбор материалов, самооценка и анализ работ. | Изготовление букета для мам из цветной бумаги и картона. |
13 | 3 декабря – Международный день инвалидов. Изготовление подарка к Дню инвалида. Портфель пожеланий. | 1 | Участие в беседе об инклюзивном воспитании (о детях-инвалидах), о роли волонтёров в помощи детям-инвалидам. | Изготовление коллективного подарка, подготовка поздравлений-пожеланий. |
14 | 5 декабря – Всемирный день волонтёров. | 1 | Участие в беседе о волонтёрах, волонтёрском движении. Самооценка личной волонтёрской деятельности, задачи на будущее. | Анализ волонтёрской деятельности, перспективы работы. |
15 | Акция «Покормите птиц зимой» | 1 | Участие в беседе о роли волонтёров в жизни зимующих птиц. | Развешивание кормушек, принесённых детьми из дома и изготовленных вместе с родителями, кормление птиц. |
16 | Акция «Вахта памяти». Уборка снега у памятника участникам Великой Отечественной войны и территории около него | 1 | Участие в беседе о памяти к тем людям, кто боролся за нашу независимость, счастливое детство, о долге перед ними. | Уборка снега у памятника участникам Великой Отечественной войны и территории около него. |
17 | Изготовление петушка с сюрпризом для детей дошкольной группы | 1 | Участие в беседе о роли волонтёров в организации новогодних сюрпризов, об изготовлении сюрприза детям дошкольной группы, самооценка и анализ работ. | Изготовление петушков с сюрпризом и вручение их малышам дошкольной группы. |
18 | Расчистка игровой площадки дошкольной группы от снега | 1 | Участие в беседе об активном отдыхе малышей и помощи волонтёров работникам дошкольной группы. | Уборка снега с игровой площадки. |
19 | Организация и проведение интеллектуальных развивающих игр с детьми дошкольной группы. | 1 | Участие в беседе о помощи волонтёров в организации игр с малышами дошкольной группы. | Организация и проведение интеллектуальных развивающих игр волонтёров с детьми дошкольной группы. |
20-21 | Изготовление открыток труженикам тыла Великой Отечественной войны и поздравление их на квартирах с Днём защитника Отечества. Акция «Посылка солдату» | 2 | Участие в беседе о роли волонтёров в проведении Дня защитника Отечества, просмотр презентации, определение последовательности работы, самооценка и анализ работ. | Изготовление сувениров, подготовка выступления детей; вручение открыток-сувениров труженикам тыла и поздравление их на квартирах. |
22 | 17 февраля – День спонтанного проявления доброты. Тренинг “Добру пусть откроется сердце ” | 1 | Участие в беседе о доброте, о роли этого качества для волонтёра, самооценка и анализ работы. | Выполнение тренинга |
23-24 | Изготовление сувениров для ветеранов педагогического труда, поздравление их на квартирах с Международным женским днём | 2 | Участие в беседе о Международном женском дне, о роли волонтёров в проведении праздника, просмотр презентации, определение последовательности работы, выбор материалов, самооценка и анализ работ. | Изготовление сувениров, подготовка выступления детей; вручение праздничных сувениров ветеранам педагогического труда и поздравление их на квартирах. |
25 | 2.04 - Международный день детской книги. Ремонт книг школьной библиотеки | 1 | Участие в беседе о Международном дне детской книги, о бережном отношении к книге, о роли волонтёров в сохранении книг, самооценка и анализ работы. | Ремонт книг |
26 | 12.04 - Международный день милосердия. “Будьте милосердным” | 1 | Участие в беседе о Международном дне милосердия, о роли этого качества для волонтёра. | Просмотр видеофильмов, чтение художественных произведений, обсуждение. |
27 | Уход за комнатными цветами, растущими в рекреациях школы. | 1 | Участие в беседе о роли волонтёров в создании уюта в школе и сохранении чистоты. | Уход за комнатными цветами, растущими в рекреациях школы. |
28 | Составление коллективного проекта «Благоустройство школьного двора и посёлка». Подготовка к акции «Мой двор, моя улица» | 1 | Участие в беседе о роли волонтёров в благоустройстве школьного двора, улиц города в сохранении чистоты. | Составление коллективного проекта «Благоустройство школьного двора и посёлка». |
29 | Акция «Мой двор, моя улица» Оформление листовок с обращением к жителям посёлка о сохранении чистоты | 1 | Участие в беседе о роли волонтёров в сохранении чистоты школьного двора, улиц посёлка. | Оформление листовок с обращением к жителям посёлка о сохранении чистоты. |
30-31 | Участие в акции «Ветеран живёт рядом», «Вахта Памяти» | 2 | Участие в беседе о Дне Победы, о памяти к тем людям, кто боролся за наше счастливое детство, о долге перед ними, о роли волонтёров в организации праздника; просмотр презентации, определение последовательности работы, выбор материалов, самооценка и анализ работ. | Изготовление сувениров, подготовка выступления детей; вручение открыток-сувениров труженикам тыла и детям войны, поздравление их на квартирах. |
32 | Акция «Георгиевская ленточка» | 1 | Участие в беседе о роли волонтёров в подготовке к празднованию 9 мая | Вручение георгиевских ленточек |
33 | Акция «Письмо водителям» | 1 | Составление письма-обращения к водителям. | Развешивание листовок с обращением к водителям о соблюдении ПДД |
34 | Итоговое занятие. Какой я волонтер? (анкетирование) | 1 | Анализ своей работы как волонтёра, её самооценка. | Заполнение анкеты. |
Литература
1. Примерная программа по внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под ред. В.А. Горского, 2-е издание, М.Просвещение 2011. (стандарты второго поколения).
2. Д.В.Григорьев, Б.В.Куприянов Программы внеурочной деятельности. М.: Просвещение, 2011
3. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М.: Просвещение, 2011
4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя/ под ред. А.Г.Асмолова, М.: Просвещение, 2011
5. Капский А.И. Технологизация волонтерской работы в современных условиях. - Киев, 2001.
Сайты Интернет
1. Волонтерское движение http://www.adolesmed.ru/volunteers.html и http://www.mir4you.ru/taxonomy/term/7237/all
2. Институт волонтёрства http://inductor1.ucoz.ru/publ/institut_volonterstva/9-1-0-481
3. Отряд волонтерского движения
http://www.ipk.khakasnet.ru/deiatelnost/izdat_deit/elekt_obr_res/tretiykova/index.htm
4. Устав волонтера http://he-plus-she.narod.ru/ustav_vol.htm
5. Волонтёрский отряд «Планета друзей» http://plastsosh7.narod.ru/volonterskiotrad.htm
6. Союз волонтерских организаций и движений http://volontery.ru/
7. Волонтёрское движение “Милосердие” http://www.miloserdie-nn.ru/
Планируемые результаты освоения учащимися
программы внеурочной деятельности
Обучающиеся будут знать:
· историю волонтерского движения в России и в мире;
· права и обязанности волонтеров,
· основные направления деятельности волонтерских отрядов,
· основные формы работы волонтеров,
Обучающиеся будут уметь:
· организовывать и проводить различные мероприятия для пропаганды ЗОЖ
· проводить здоровьесберегающие акции, направленные на формирование здоровых привычек;
· проводить профилактическую работу в школьном учреждении;
· аргументировано отстаивать свою позицию;
· адекватно общаться с учащимися и взрослыми;
· издавать агитационную печатную и видео продукцию;
· формировать собственное портфолио;
· принимать общечеловеческие ценности.
.