45
«Рассмотрено» на заседании МО руководитель МО _____________/_________/ «» августа 20 г. | «Согласовано» зам директора по ВР __________/Заречнева Е.В/ «» августа 20 г. | «Утверждаю» директор МБОУ «Терентьевская сош» ________ /Каширина Н.А/ «» августа 20 г. |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Терентьевская средняя общеобразовательная школа»
Программа внеурочной деятельности
«Юный умелец»
(общекультурного направления)
Класс 1-2
Составитель:
Учитель (категория) _1 категории
Козлова ЛюдмилаВикторовна
Прокопьевский район,.
Пояснительная записка
Программа составлена по ФГОС на основе программы Селезнёвой Натальи Юрьевны, учителя начальных классов и др. электронных ресурсов. Представляет собой разработанный дополнительный образовательный курс обшекультурного направления. Общекультурное воспитание подразумевает и предполагает овладение простейшими умениями и навыками, как на уроках изобразительного искусства, так и на уроках материальной технологии.
В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Проанализировав различные материалы, авторские программы, передовой опыт работы с детьми, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных техник изодеятельности в работе с младшими школьниками.
Данная программа будет актуальна не только в рамках ведения внеурочной деятельности в начальных классах,но и актуальна с детьми с ограниченными возможностями здоровья в дистанционном режиме.
Способность к творчеству - отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.
«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок» - пишет В.А.Сухомлинский.
Потребность в рисовании у детей заложена генетически: рисуя окружающий мир, они познают его. Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Внеурочная деятельность-это образовательная деятельность,направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.Так же понимается как деятельность,организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге,их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу,в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося,которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивна это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. В процессе формирования личности,воспитание как целостное воздействие на человека играет определённую роль,т. к. именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счёте, состояние общественного сознания и общественной жизни.
ФГОС второго поколения предъявляют особые требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Типологически образовательные результаты представлены следующим образом: предметные, метапредметные, личностные. Под предметными результатами понимается «усвоение обучаемым конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, — знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности». Метапредметные результаты понимаются как «освоенные обучающимся на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях». Личностные результаты должны отразиться в сформированности системы ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам в образовательном процессе. Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения значительное внимание уделяют метапредметным и личностным образовательным результатам. Внеурочная деятельность ориентирована на работу с интересами учащихся, развитием их личностных компетенций, профориентацию.
Изучение программы направленно на изучение следующих целей:
-формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности,
- развитие эстетических чувств и представлений образного мышления и воображения. Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Задачи программы:
- развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка;
- осваивать навыки организации и планирования работы;
- развивать творческий потенциал ребенка;
- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства.
- развивать внимание, память, логическое, абстрактное и аналитическое мышление и самоанализ;
- развивать мелкую моторику рук и глазомера;
- формировать терпение и упорство, необходимые при работе с бумагой;
- воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям.
Занятия проводятся в классе. Продолжительность занятий строится из расчёта 33 часов в неделю в 1 классе(1 часа в неделю) и 34 часа в 2классах (1 час в неделю). В данной программе на практику уделено не так много часов, потому что в последующих классах каждый из предусмотренных к изучению видов русского народного творчества будут изучаться подробно. Программа «Юный умелец» планирует лишь поверхностное знакомство с русским народным творчеством. В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; индивидуальная деятельность и выставки творческих работ.
Принципы, лежащие в основе программы: доступности, наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов), научности.
Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому обучающемуся реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеучебной (внеурочной) деятельности
Программа предусматривает достижение следующих результатов
Первый уровень результатов (1 класс) | Второй уровень результатов (2-3 класс) | Третий уровень результатов (4 класс) |
освоение детьми основных правил изображения; умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни; обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием | способность к художественному познанию мира; приобретение опыта творческого выполнения задания; желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении произведений искусства; формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности | умение осознано использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности; стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения |
Формы контроля: итоги занятий будут представлены в следующих формах: проект, творческая работа, отчётная выставка работ.
Учебно-тематический план
№ п./п. | Темы | 1 год | 2 год | всего |
1 | Введение | 1 | 1 | 2 |
2 | Живопись | 10 | 11 | 21 |
3 | Графика | 9 | 10 | 19 |
4 | Изделия народных мастеров | 3 | 3 | 6 |
5 | Аппликация | 3 | 3 | 6 |
6 | Бумажная пластика (оригами) | 3 | 3 | 6 |
7 | Работа с природными материалами | 3 | 2 | 5 |
8 | Организация и обсуждение выставки детских работ | 1 | 1 | 2 |
| Итого | 33 | 34 | 67 |
Тематический план
1-й год обучения
№ раздела | № занятия | Тема | Теория | Практика |
1 | 1 | Введение | 1 | |
2 | | Живопись | 5 | 5 |
| 2 | История возникновения живописи. | 1 | |
| 3 | Какого цвета лето? | 1 | |
| 4 | Волшебные бабочки. | | 1 |
| 5 | Дерево в осеннем убранстве. | | 1 |
| 6 | Дары осени. | 1 | |
| 7 | Красота робной земли. | 1 | |
| 8 | Тёплые и холодные цвета. | | 1 |
| 9 | Три основных цвета. | 1 | |
| 10 | Три основных цвета. | | 1 |
| 11 | Монотопия. Самостоятельные композиции | | 1 |
3 | | Графика | 5 | 4 |
| 12 | Что такое графика? | 1 | |
| 13 | Что умеет карандаш? | 1 | |
| 14 | Учимся наносить штрихи простым карандашом. | | 1 |
| 15 | Учимся наносить штрихи цветным карандашом. | | 1 |
| 16 | Волшебные сады деда мороза. | 1 | |
| 17 | Вальс снежинок | 1 | |
| 18 | В царстве Матушки Зимы | 1 | |
| 19 | Новогодний фейерверк. | | 1 |
| 20 | Итоговое занятие выставка работ. | | 1 |
4 | | Изделия народных мастеров. | 2 | 1 |
| 21 | История возникновения народных мастеров. | 1 | |
| 22 | Хохломская роспись. | 1 | |
| 23 | Выполнение одного из орнамента хохломской росписи. | | 1 |
5 | | Аппликация. | 2 | 1 |
| 24 | Как создаётся аппликация? | 1 | |
| 25 | Работаем с готовыми кусочками матерьяла (аппликация). | | 1 |
| 26 | Подведение итогов. Выставка работ. | 1 | |
6 | | Бумажная пластика (оригами) | 2 | 1 |
| 27 | История возникновения оригами. | 1 | |
| 28 | Бумага для оригами. Виды сгибаний бумаги. | | 1 |
| 29 | Подведение итогов. Выставка работ. | 1 | |
7 | | Работа с природными материалами. | 2 | 1 |
| 30 | Сказочные цветы для царевны Несмеяны. | 1 | |
| 31 | Коллективная композиция из природных материалов. | | 1 |
| 32 | Обсуждение своей работы. | 1 | |
8 | | Организация и обсуждение выставки детских работ. | 1 | |
| 33 | Организация и обсуждение выставки детских работ. | 1 | |
| | Итого:33часа. | | |
Тематический план
2-й год обучения
№ раздела | № занятия | Тема | Теория | Практика |
1 | 1 | Введение | 1 | |
2 | | Живопись | 5 | 6 |
| 2 | Что такое живопись? (Вспоминаем тему прошлого года.) | 1 | |
| 3 | Тёплые и холодные цвета. | 1 | |
| 4 | Растяжка цвета. | | 1 |
| 5 | Цветовой круг. | | 1 |
| 6 | Учимся рисовать цветы. | | 1 |
| 7 | Как рисовать рыб. | 1 | |
| 8 | Как рисовать птиц. | 1 | |
| 9 | Как рисовать грибы. | | 1 |
| 10 | Как рисовать овощи и фрукты. | | 1 |
| 11 | Самостоятельные композиции. | | 1 |
| 12 | Подведение итогов. Выставка работ. | | |
3 | | Графика | 4 | 6 |
| 13 | Что такое графика? (Вспоминаем тему прошлого года) | 1 | |
| 14 | Форма предметов. | 1 | |
| 15 | Линия, штрих, тон. | | 1 |
| 16 | Учимся рисовать геометрическую фигуру. | | 1 |
| 17 | Наносим штрихи на геометрическую фигуру. | | 1 |
| 18 | Наносим тон на геометрическую фигуру. | | 1 |
| 19 | Растяжка цвета простым карандашом. | 1 | |
| 20 | Композиция из геометрических фигур. | | 1 |
| 21 | Композиция из геометрических фигур. | | 1 |
| 22 | Итоговое занятие выставка работ. | 1 | |
4 | | Изделия народных мастеров. | 2 | 1 |
| 23 | История возникновения народных мастеров. (Вспоминаем тему прошлого года). | 1 | |
| 24 | Жостовская роспись. | 1 | |
| 25 | Выполнение приёмов жостовской росписи. | | 1 |
5 | | Аппликация. | 2 | 1 |
| 26 | Красота аппликации. | 1 | |
| 27 | Работаем с цветной бумагой и цветным картоном. | | 1 |
| 28 | Подведение итогов. Выставка работ. | 1 | |
6 | | Бумажная пластика (оригами) | 1 | 2 |
| 29 | Сгибание и разгибание бумаги. | | 1 |
| 30 | Изготовление классического кораблика. | | 1 |
| 31 | Подведение итогов. Выставка работ. | 1 | |
7 | | Работа с природными материалами. | 1 | 1 |
| 32 | «Моя Родина» составление композиции (скорлупа от орехов, семена, шишек, косточек, и т.д.) | | 1 |
| 33 | Обсуждение своей работы | 1 | |
8 | | Организация и обсуждение выставки детских работ. | 1 | |
| 34 | Организация и обсуждение выставки детских работ. | 1 | |
| | Итого:34часа. | | |
Календарно-тематический план
1-й год обучения
Дата проведения | № занятия | Тема | Теория | Практика |
| 1 | Введение | 1 | |
Живопись | 5 | 5 |
| 2 | История возникновения живописи. | 1 | |
| 3 | Какого цвета лето? | 1 | |
| 4 | Волшебные бабочки. | | 1 |
| 5 | Дерево в осеннем убранстве. | | 1 |
| 6 | Дары осени. | 1 | |
| 7 | Красота робной земли. | 1 | |
| 8 | Тёплые и холодные цвета. | | 1 |
| 9 | Три основных цвета. | 1 | |
| 10 | Три основных цвета. | | 1 |
| 11 | Монотопия. Самостоятельные композиции | | 1 |
Графика | 5 | 4 |
| 12 | Что такое графика? | 1 | |
| 13 | Что умеет карандаш? | 1 | |
| 14 | Учимся наносить штрихи простым карандашом. | | 1 |
| 15 | Учимся наносить штрихи цветным карандашом. | | 1 |
| 16 | Волшебные сады деда мороза. | 1 | |
| 17 | Вальс снежинок | 1 | |
| 18 | В царстве Матушки Зимы | 1 | |
| 19 | Новогодний фейерверк. | | 1 |
| 20 | Итоговое занятие выставка работ. | | 1 |
Изделия народных мастеров. | 2 | 1 |
| 21 | История возникновения народных мастеров. | 1 | |
| 22 | Хохломская роспись. | 1 | |
| 23 | Выполнение одного из орнамента хохломской росписи. | | 1 |
Аппликация. | 2 | 1 |
| 24 | Как создаётся аппликация? | 1 | |
| 25 | Работаем с готовыми кусочками матерьяла (аппликация). | | 1 |
| 26 | Подведение итогов. Выставка работ. | 1 | |
Бумажная пластика (оригами) | 2 | 1 |
| 27 | История возникновения оригами. | 1 | |
| 28 | Бумага для оригами. Виды сгибаний бумаги. | | 1 |
| 29 | Подведение итогов. Выставка работ. | 1 | |
Работа с природными материалами. | 2 | 1 |
| 30 | Сказочные цветы для царевны Несмеяны. | 1 | |
| 31 | Коллективная композиция из природных материалов. | | 1 |
| 32 | Обсуждение своей работы. | 1 | |
Организация и обсуждение выставки детских работ. | 1 | |
| 33 | Организация и обсуждение выставки детских работ. | 1 | |
| | Итого:33часа. | | |
Тематический план
2-й год обучения
Дата проведения | № занятия | Тема | Теория | Практика |
| 1 | Введение | 1 | |
Живопись | 5 | 6 |
| 2 | Что такое живопись? (Вспоминаем тему прошлого года.) | 1 | |
| 3 | Тёплые и холодные цвета. | 1 | |
| 4 | Растяжка цвета. | | 1 |
| 5 | Цветовой круг. | | 1 |
| 6 | Учимся рисовать цветы. | | 1 |
| 7 | Как рисовать рыб. | 1 | |
| 8 | Как рисовать птиц. | 1 | |
| 9 | Как рисовать грибы. | | 1 |
| 10 | Как рисовать овощи и фрукты. | | 1 |
| 11 | Самостоятельные композиции. | | 1 |
| 12 | Подведение итогов. Выставка работ. | | |
Графика | 4 | 6 |
| 13 | Что такое графика? (Вспоминаем тему прошлого года) | 1 | |
| 14 | Форма предметов. | 1 | |
| 15 | Линия, штрих, тон. | | 1 |
| 16 | Учимся рисовать геометрическую фигуру. | | 1 |
| 17 | Наносим штрихи на геометрическую фигуру. | | 1 |
| 18 | Наносим тон на геометрическую фигуру. | | 1 |
| 19 | Растяжка цвета простым карандашом. | 1 | |
| 20 | Композиция из геометрических фигур. | | 1 |
| 21 | Композиция из геометрических фигур. | | 1 |
| 22 | Итоговое занятие выставка работ. | 1 | |
Изделия народных мастеров. | 2 | 1 |
| 23 | История возникновения народных мастеров. (Вспоминаем тему прошлого года). | 1 | |
| 24 | Жостовская роспись. | 1 | |
| 25 | Выполнение приёмов жостовской росписи. | | 1 |
Аппликация. | 2 | 1 |
| 26 | Красота аппликации. | 1 | |
| 27 | Работаем с цветной бумагой и цветным картоном. | | 1 |
| 28 | Подведение итогов. Выставка работ. | 1 | |
Бумажная пластика (оригами) | 1 | 2 |
| 29 | Сгибание и разгибание бумаги. | | 1 |
| 30 | Изготовление классического кораблика. | | 1 |
| 31 | Подведение итогов. Выставка работ. | 1 | |
Работа с природными материалами. | 1 | 1 |
| 32 | «Моя Родина» составление композиции (скорлупа от орехов, семена, шишек, косточек, и т.д.) | | 1 |
| 33 | Обсуждение своей работы | 1 | |
8 | | Организация и обсуждение выставки детских работ. | 1 | |
| 34 | Организация и обсуждение выставки детских работ. | 1 | |
| | Итого:34часа. | | |
Содержание программы
1 Живопись. Первый год обучения 10 часов. История возникновения живописи. Начальные представления об основах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изучение основных, тёплых и холодных цветов. Контраст тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета и зависимости от характера его насыщения белой или чёрной краской.Освоение приёмов получения живописного пятна. Работа идёт «от пятна», без использования палитры. Практическая работа: изображение пейзажей, сказочных животных и птиц, растений, трав.
Второй год обучения 11 часов.Углубление знаний об основных и составных цветах, о тёплых и холодных, о контрасте тёплых и холодных цветов. Расширение опыта получения эмоционального изменения цвета путём насыщения него ахроматической шкалой( насыщение цвета белой и чёрной краской). Осваивается способ насыщения цвета серой краской, и дети знакомятся с эмоциональной выразительностью глухих цветов. Практическая работа: изображение пейзажей, выразительных объектов природы, цветов, камней, сказочных персонажей.
2 Графика. Первый год обучения 9 часов. Знакомство с выразительными средствами этого вида станкового искусства. Выразительность линий, которую можно получить путём разного нажима на графический материал. Первичные представления о контрасте тёмного и светлого пятен, о вариантах создания тонового пятна в графике. Практическая работа: изображение трав, деревьев, веток, объектов природы и быта, насекомых. Тканей.
Второй год обучения 10 часов. Продолжение освоения выразительности графической неразомкнутой линии, развитие динамики руки. Расширение представлений о контрасте толстой и тонкой линий. Кроме этого, знакомство с другими графическими материалами – углём, сангиной, мелом и со спецификой работы с ними в различных сочетаниях. Закрепление представлений о значении ритма, контраста тёмного и светлого пятен в создании графического образа. Практическая работа: изображение животных и птиц, портрета человека, предметов быта.
3 Изделия народных мастеров. Первый год обучения Хохломская роспись 3 часа. История возникновения Хохломской росписи. Техника хохломской окраски. Виды хохломской росписи. Много места мастер оставлял золотому фону. Традиционный хохломской орнамент - сочные красные ягоды земляники и рябины, цветущие ветки. Реже встречаются птицы, рыбы и всякие зверушки. Практическая работа: изображение хохломского орнамента.
Второй год обучения Жостовская роспись 3 часа. История возникновения жостовской росписи. Основной мотив жостовской росписи – цветочный букет – прост и лаконичен по композиции. Роспись выполняется приемами свободного кистевого мазка, без предварительного нанесения рисунка. Чаще всего используется черный фон. Приемы жостовской росписи. Практическая работа: выполнение приёмов жостовской росписи.
4 Аппликация. Первый год обучения 3 часа. Работа с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Знакомство с техникой обрывной аппликации.В технике «вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию. Практическая работа: изучение выразительности готовых световых эталонов; работа с засушенными цветами, листьями, травами (создание простых композиций).
Второй год обучения 3 часа. Развитие навыка использования техники обрывной аппликации, навыка работы с ножницами и получение симметрических форм. Особое внимание уделяется работе с готовыми цветовыми эталонами двух или трёх цветовых гамм. Практическая работа: изображение пейзажей, архитектурных сооружений, овощей, фруктов.
5 Бумажная пластика (оригами). Первый год обучения 3 часа. Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание. Практическая работа: изображение уголка парка, отдельных предметов пышных форм, детских горок, фонариков и т.д.
Второй год обучения 3 часа. Знакомство с выразительностью силуэтного вырезания формы, при котором в создании художественного образа участвует как вырезанный белый силуэт, так и образовавшаяся после вырезания дырка. Углубление представлений о получении объёма с помощью мятой бумаги. Практическая работа: изображение природных объектов (деревьев, кустов), отдельных фигурок.
6 Работа с природными материалами. Первый год обучения3 часа. В качестве природных материалов используются выразительные корни, шишки, семена, камни, мох, кусочки дёрна, обработанное водой дерево и т.д. Работа заключается в создании небольших объёмных пейзажей, в которых природные материалы выполняют функции реальных природных объектов. Практическая работа: изображение уголков природы.
Второй год обучения 2 часа. Разнообразие природных материалов расширяется введением в работу скорлупок грецких орехов, молодых побегов, шишек, косточек, семян ит.д.Практическая работа: изображение домиков в лесу, флота с парусами, уголков природы и других сюжетов (по выбору детей).
7Организация и обсуждение выставки детских работ. Первый год обучения 1 час. Школьники вспоминают темы, изученные в течение года, находят свои работы. При обсуждении творческих результатов первого года обучения учащиеся определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся.
Второй год обучения 1 час. При организации выставки педагог активизирует общение детей, чтобы они могли воспроизвести темы заданий и вспомнили то новое, что они узнали на занятиях.
Материально-техническое обеспечение:
Аудиозаписи с произведениями русских композиторов для сопровождения занятий.
Наглядно - дидактическое пособие МИР В КАРТИНКАХ. Демонстрационный материал:
видеофильм "Русские промыслы",
альбомы по народному творчеству,
иллюстрации с изображением жостовских подносов,
таблицы с элементами росписей,
схемы поэтапного рисования различных видов росписей
Бумага разного формата и цвета.
Тушь разноцветная.
Гуашь.
Баночки для воды.
Кисти круглые и плоские разного размера.
Салфетки.
Мягкие карандаши, ластики.
Клей ПВА. Ножницы.
Природные материалы (веточки, листочки,шишки, скорлупа и т. д.)
Список литературы для учителя и учащихся:
Учимся рисовать / Шалаева Г.П.- М.: СЛОВО, Эксмо, 2006г.
Программы дополнительного художественного образования детей, изд. Просвещение,2007.
ФГОС Примерные программы начального образования. – «Просвещение», Москва, 2009.
Горяева Н.А.Первые шаги в мире искусства /Н.А.Горяева.- М.,1991
В.С.Кузин, Э.И.Кубышкина Изобразительное искусство в начальной школе 1 книга, Москва Издательский дом «Дрофа». 1996 .
Маурисио Роблес Оригами. Харьков Белгород 2010 Издательство «Клуб семейного досуга».
Хоффманн С.Моя первая школа рисования.Секреты цвета.-СПб.:Питер,2013.- 64 с.:ил.