СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по внеурочной деятельности "Юный умелец"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа по внеурочной деятельности "Юный умелец"»

45






«Рассмотрено»


на заседании МО

руководитель МО

_____________/_________/

«» августа 20 г.

«Согласовано»


зам директора по ВР

__________/Заречнева Е.В/


«» августа 20 г.

«Утверждаю»


директор МБОУ

«Терентьевская сош»

________ /Каширина Н.А/

«» августа 20 г.





Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Терентьевская средняя общеобразовательная школа»

Программа внеурочной деятельности

«Юный умелец»

(общекультурного направления)

Класс 1-2









Составитель:

Учитель (категория) _1 категории

Козлова ЛюдмилаВикторовна















Прокопьевский район,.

Пояснительная записка

Программа составлена по ФГОС на основе программы Селезнёвой Натальи Юрьевны, учителя начальных классов и др. электронных ресурсов. Представляет собой разработанный дополнительный образовательный курс обшекультурного направления. Общекультурное воспитание подразумевает и предполагает овладение простейшими умениями и навыками, как на уроках изобразительного искусства, так и на уроках материальной технологии.

В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Проанализировав различные материалы, авторские программы, передовой опыт работы с детьми, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных техник изодеятельности в работе с младшими школьниками.

Данная программа будет актуальна не только в рамках ведения внеурочной деятельности в начальных классах,но и актуальна с детьми с ограниченными возможностями здоровья в дистанционном режиме.

Способность к творчеству - отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.

«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок» - пишет В.А.Сухомлинский.

Потребность в рисовании у детей заложена генетически: рисуя окружающий мир, они познают его. Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Внеурочная деятельность-это образовательная деятельность,направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.Так же понимается как деятельность,организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге,их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу,в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося,которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивна это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. В процессе формирования личности,воспитание как целостное воздействие на человека играет определённую роль,т. к. именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счёте, состояние общественного сознания и общественной жизни.

ФГОС второго поколения предъявляют особые требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Типологически образовательные результаты представлены следующим образом: предметные, метапредметные, личностные. Под предметными результатами понимается «усвоение обучаемым конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, — знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности». Метапредметные результаты понимаются как «освоенные обучающимся на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях». Личностные результаты должны отразиться в сформированности системы ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам в образовательном процессе. Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения значительное внимание уделяют метапредметным и личностным образовательным результатам. Внеурочная деятельность ориентирована на работу с интересами учащихся, развитием их личностных компетенций, профориентацию.

Изучение программы направленно на изучение следующих целей:

-формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности,

- развитие эстетических чувств и представлений образного мышления и воображения. Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

Задачи программы:

- развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка;

- осваивать навыки организации и планирования работы;

- развивать творческий потенциал ребенка;

- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства.

- развивать внимание, память, логическое, абстрактное и аналитическое мышление и самоанализ;

- развивать мелкую моторику рук и глазомера;

- формировать терпение и упорство, необходимые при работе с бумагой;

- воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям.

Занятия проводятся в классе. Продолжительность занятий строится из расчёта 33 часов в неделю в 1 классе(1 часа в неделю) и 34 часа в 2классах (1 час в неделю). В данной программе на практику уделено не так много часов, потому что в последующих классах каждый из предусмотренных к изучению видов русского народного творчества будут изучаться подробно. Программа «Юный умелец» планирует лишь поверхностное знакомство с русским народным творчеством. В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; индивидуальная деятельность и выставки творческих работ.

Принципы, лежащие в основе программы: доступности, наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов), научности.

Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому обучающемуся реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности.





































Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеучебной (внеурочной) деятельности

Программа предусматривает достижение следующих результатов


Первый уровень результатов (1 класс)

Второй уровень результатов (2-3 класс)

Третий уровень результатов (4 класс)

  • освоение детьми основных правил изображения;

  • умения видеть и воспринимать проявления художествен­ной культуры в окружающей жизни;

  • обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержа­нием






  • способность к художественному познанию мира;

  • приобретение опыта творческого выполнения задания;

  • желание общаться с искусством, участвовать в обсужде­нии произведений ис­кусства;

  • формирование способности оценивать результаты худо­жественно-творческой деятельности


  • умение осознано использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи;

  • умение применять получен­ные знания в собственной художественно-творческой деятель­ности;

  • стремление ис­пользовать художественные умения для создания красивых ве­щей или их украшения

Формы контроля: итоги занятий будут представлены в следующих формах: проект, творческая работа, отчётная выставка работ.






Учебно-тематический план

п./п.


Темы

1 год

2 год

всего

1

Введение

1

1

2

2

Живопись

10

11

21

3

Графика

9

10

19

4

Изделия народных мастеров

3

3

6

5

Аппликация

3

3

6

6

Бумажная пластика (оригами)

3

3

6

7

Работа с природными материалами

3

2

5

8

Организация и обсуждение выставки детских работ

1

1

2


Итого

33

34

67























Тематический план

1-й год обучения

раздела

занятия

Тема

Теория

Практика

1

1

Введение

1


2


Живопись

5

5


2

История возникновения живописи.

1



3

Какого цвета лето?

1



4

Волшебные бабочки.


1


5

Дерево в осеннем убранстве.


1


6

Дары осени.

1



7

Красота робной земли.

1



8

Тёплые и холодные цвета.


1


9

Три основных цвета.

1



10

Три основных цвета.


1


11

Монотопия. Самостоятельные композиции


1

3


Графика

5

4


12

Что такое графика?

1



13

Что умеет карандаш?

1



14

Учимся наносить штрихи простым карандашом.


1


15

Учимся наносить штрихи цветным карандашом.


1


16

Волшебные сады деда мороза.

1



17

Вальс снежинок

1



18

В царстве Матушки Зимы

1



19

Новогодний фейерверк.


1


20

Итоговое занятие выставка работ.


1

4


Изделия народных мастеров.

2

1


21

История возникновения народных мастеров.

1



22

Хохломская роспись.

1



23

Выполнение одного из орнамента хохломской росписи.


1

5


Аппликация.

2

1


24

Как создаётся аппликация?

1



25

Работаем с готовыми кусочками матерьяла (аппликация).


1


26

Подведение итогов. Выставка работ.

1


6


Бумажная пластика (оригами)

2

1


27

История возникновения оригами.

1



28

Бумага для оригами. Виды сгибаний бумаги.


1


29

Подведение итогов. Выставка работ.

1


7


Работа с природными материалами.

2

1


30

Сказочные цветы для царевны Несмеяны.

1



31

Коллективная композиция из природных материалов.


1


32

Обсуждение своей работы.

1


8


Организация и обсуждение выставки детских работ.

1



33

Организация и обсуждение выставки детских работ.

1




Итого:33часа.




Тематический план

2-й год обучения

раздела

занятия

Тема

Теория

Практика

1

1

Введение

1


2


Живопись

5

6


2

Что такое живопись? (Вспоминаем тему прошлого года.)

1



3

Тёплые и холодные цвета.

1



4

Растяжка цвета.


1


5

Цветовой круг.


1


6

Учимся рисовать цветы.


1


7

Как рисовать рыб.

1



8

Как рисовать птиц.

1



9

Как рисовать грибы.


1


10

Как рисовать овощи и фрукты.


1


11

Самостоятельные композиции.


1


12

Подведение итогов. Выставка работ.



3


Графика

4

6


13

Что такое графика? (Вспоминаем тему прошлого года)

1



14

Форма предметов.

1



15

Линия, штрих, тон.


1


16

Учимся рисовать геометрическую фигуру.


1


17

Наносим штрихи на геометрическую фигуру.


1


18

Наносим тон на геометрическую фигуру.


1


19

Растяжка цвета простым карандашом.

1



20

Композиция из геометрических фигур.


1


21

Композиция из геометрических фигур.


1


22

Итоговое занятие выставка работ.

1


4


Изделия народных мастеров.

2

1


23

История возникновения народных мастеров. (Вспоминаем тему прошлого года).

1



24

Жостовская роспись.

1



25

Выполнение приёмов жостовской росписи.


1

5


Аппликация.

2

1


26

Красота аппликации.

1



27

Работаем с цветной бумагой и цветным картоном.


1


28

Подведение итогов. Выставка работ.

1


6


Бумажная пластика (оригами)

1

2


29

Сгибание и разгибание бумаги.


1


30

Изготовление классического кораблика.


1


31

Подведение итогов. Выставка работ.

1


7


Работа с природными материалами.

1

1


32

«Моя Родина» составление композиции (скорлупа от орехов, семена, шишек, косточек, и т.д.)


1


33

Обсуждение своей работы

1


8


Организация и обсуждение выставки детских работ.

1



34

Организация и обсуждение выставки детских работ.

1




Итого:34часа.

















Календарно-тематический план

1-й год обучения

Дата проведения

занятия

Тема

Теория

Практика


1

Введение

1


Живопись

5

5


2

История возникновения живописи.

1



3

Какого цвета лето?

1



4

Волшебные бабочки.


1


5

Дерево в осеннем убранстве.


1


6

Дары осени.

1



7

Красота робной земли.

1



8

Тёплые и холодные цвета.


1


9

Три основных цвета.

1



10

Три основных цвета.


1


11

Монотопия. Самостоятельные композиции


1

Графика

5

4


12

Что такое графика?

1



13

Что умеет карандаш?

1



14

Учимся наносить штрихи простым карандашом.


1


15

Учимся наносить штрихи цветным карандашом.


1


16

Волшебные сады деда мороза.

1



17

Вальс снежинок

1



18

В царстве Матушки Зимы

1



19

Новогодний фейерверк.


1


20

Итоговое занятие выставка работ.


1

Изделия народных мастеров.

2

1


21

История возникновения народных мастеров.

1



22

Хохломская роспись.

1



23

Выполнение одного из орнамента хохломской росписи.


1

Аппликация.

2

1


24

Как создаётся аппликация?

1



25

Работаем с готовыми кусочками матерьяла (аппликация).


1


26

Подведение итогов. Выставка работ.

1


Бумажная пластика (оригами)

2

1


27

История возникновения оригами.

1



28

Бумага для оригами. Виды сгибаний бумаги.


1


29

Подведение итогов. Выставка работ.

1


Работа с природными материалами.

2

1


30

Сказочные цветы для царевны Несмеяны.

1



31

Коллективная композиция из природных материалов.


1


32

Обсуждение своей работы.

1


Организация и обсуждение выставки детских работ.

1



33

Организация и обсуждение выставки детских работ.

1




Итого:33часа.




Тематический план

2-й год обучения

Дата проведения

занятия

Тема

Теория

Практика


1

Введение

1


Живопись

5

6


2

Что такое живопись? (Вспоминаем тему прошлого года.)

1



3

Тёплые и холодные цвета.

1



4

Растяжка цвета.


1


5

Цветовой круг.


1


6

Учимся рисовать цветы.


1


7

Как рисовать рыб.

1



8

Как рисовать птиц.

1



9

Как рисовать грибы.


1


10

Как рисовать овощи и фрукты.


1


11

Самостоятельные композиции.


1


12

Подведение итогов. Выставка работ.



Графика

4

6


13

Что такое графика? (Вспоминаем тему прошлого года)

1



14

Форма предметов.

1



15

Линия, штрих, тон.


1


16

Учимся рисовать геометрическую фигуру.


1


17

Наносим штрихи на геометрическую фигуру.


1


18

Наносим тон на геометрическую фигуру.


1


19

Растяжка цвета простым карандашом.

1



20

Композиция из геометрических фигур.


1


21

Композиция из геометрических фигур.


1


22

Итоговое занятие выставка работ.

1


Изделия народных мастеров.

2

1


23

История возникновения народных мастеров. (Вспоминаем тему прошлого года).

1



24

Жостовская роспись.

1



25

Выполнение приёмов жостовской росписи.


1

Аппликация.

2

1


26

Красота аппликации.

1



27

Работаем с цветной бумагой и цветным картоном.


1


28

Подведение итогов. Выставка работ.

1


Бумажная пластика (оригами)

1

2


29

Сгибание и разгибание бумаги.


1


30

Изготовление классического кораблика.


1


31

Подведение итогов. Выставка работ.

1


Работа с природными материалами.

1

1


32

«Моя Родина» составление композиции (скорлупа от орехов, семена, шишек, косточек, и т.д.)


1


33

Обсуждение своей работы

1


8


Организация и обсуждение выставки детских работ.

1



34

Организация и обсуждение выставки детских работ.

1




Итого:34часа.













Содержание программы

1 Живопись. Первый год обучения 10 часов. История возникновения живописи. Начальные представления об основах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изучение основных, тёплых и холодных цветов. Контраст тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета и зависимости от характера его насыщения белой или чёрной краской.Освоение приёмов получения живописного пятна. Работа идёт «от пятна», без использования палитры. Практическая работа: изображение пейзажей, сказочных животных и птиц, растений, трав.

Второй год обучения 11 часов.Углубление знаний об основных и составных цветах, о тёплых и холодных, о контрасте тёплых и холодных цветов. Расширение опыта получения эмоционального изменения цвета путём насыщения него ахроматической шкалой( насыщение цвета белой и чёрной краской). Осваивается способ насыщения цвета серой краской, и дети знакомятся с эмоциональной выразительностью глухих цветов. Практическая работа: изображение пейзажей, выразительных объектов природы, цветов, камней, сказочных персонажей.

2 Графика. Первый год обучения 9 часов. Знакомство с выразительными средствами этого вида станкового искусства. Выразительность линий, которую можно получить путём разного нажима на графический материал. Первичные представления о контрасте тёмного и светлого пятен, о вариантах создания тонового пятна в графике. Практическая работа: изображение трав, деревьев, веток, объектов природы и быта, насекомых. Тканей.

Второй год обучения 10 часов. Продолжение освоения выразительности графической неразомкнутой линии, развитие динамики руки. Расширение представлений о контрасте толстой и тонкой линий. Кроме этого, знакомство с другими графическими материалами – углём, сангиной, мелом и со спецификой работы с ними в различных сочетаниях. Закрепление представлений о значении ритма, контраста тёмного и светлого пятен в создании графического образа. Практическая работа: изображение животных и птиц, портрета человека, предметов быта.

3 Изделия народных мастеров. Первый год обучения Хохломская роспись 3 часа. История возникновения Хохломской росписи. Техника хохломской окраски. Виды хохломской росписи. Много места мастер оставлял золотому фону. Традиционный хохломской орнамент - сочные красные ягоды земляники и рябины, цветущие ветки. Реже встречаются птицы, рыбы и всякие зверушки. Практическая работа: изображение хохломского орнамента.

Второй год обучения Жостовская роспись 3 часа. История возникновения жостовской росписи. Основной мотив жостовской росписи – цветочный букет – прост и лаконичен по композиции. Роспись выполняется приемами свободного кистевого мазка, без предварительного нанесения рисунка. Чаще всего используется черный фон. Приемы жостовской росписи. Практическая работа: выполнение приёмов жостовской росписи.

4 Аппликация. Первый год обучения 3 часа. Работа с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Знакомство с техникой обрывной аппликации.В технике «вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию. Практическая работа: изучение выразительности готовых световых эталонов; работа с засушенными цветами, листьями, травами (создание простых композиций).

Второй год обучения 3 часа. Развитие навыка использования техники обрывной аппликации, навыка работы с ножницами и получение симметрических форм. Особое внимание уделяется работе с готовыми цветовыми эталонами двух или трёх цветовых гамм. Практическая работа: изображение пейзажей, архитектурных сооружений, овощей, фруктов.

5 Бумажная пластика (оригами). Первый год обучения 3 часа. Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание. Практическая работа: изображение уголка парка, отдельных предметов пышных форм, детских горок, фонариков и т.д.

Второй год обучения 3 часа. Знакомство с выразительностью силуэтного вырезания формы, при котором в создании художественного образа участвует как вырезанный белый силуэт, так и образовавшаяся после вырезания дырка. Углубление представлений о получении объёма с помощью мятой бумаги. Практическая работа: изображение природных объектов (деревьев, кустов), отдельных фигурок.

6 Работа с природными материалами. Первый год обучения3 часа. В качестве природных материалов используются выразительные корни, шишки, семена, камни, мох, кусочки дёрна, обработанное водой дерево и т.д. Работа заключается в создании небольших объёмных пейзажей, в которых природные материалы выполняют функции реальных природных объектов. Практическая работа: изображение уголков природы.

Второй год обучения 2 часа. Разнообразие природных материалов расширяется введением в работу скорлупок грецких орехов, молодых побегов, шишек, косточек, семян ит.д.Практическая работа: изображение домиков в лесу, флота с парусами, уголков природы и других сюжетов (по выбору детей).

7Организация и обсуждение выставки детских работ. Первый год обучения 1 час. Школьники вспоминают темы, изученные в течение года, находят свои работы. При обсуждении творческих результатов первого года обучения учащиеся определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся.

Второй год обучения 1 час. При организации выставки педагог активизирует общение детей, чтобы они могли воспроизвести темы заданий и вспомнили то новое, что они узнали на занятиях.





















Материально-техническое обеспечение:

  1. Аудиозаписи с произведениями русских композиторов для сопровождения занятий.

  2. Наглядно - дидактическое пособие МИР В КАРТИНКАХ. Демонстрационный материал:

видеофильм "Русские промыслы",

альбомы по народному творчеству,

иллюстрации с изображением жостовских подносов,

таблицы с элементами росписей,

схемы поэтапного рисования различных видов росписей

  1. Бумага разного формата и цвета.

  2. Тушь разноцветная.

  3. Гуашь.

  4. Баночки для воды.

  5. Кисти круглые и плоские разного размера.

  6. Салфетки.

  7. Мягкие карандаши, ластики.

  8. Клей ПВА. Ножницы.

  9. Природные материалы (веточки, листочки,шишки, скорлупа и т. д.)























Список литературы для учителя и учащихся:

  1. Учимся рисовать / Шалаева Г.П.- М.: СЛОВО, Эксмо, 2006г.

  2. Программы дополнительного художественного образования детей, изд. Просвещение,2007.

  3. ФГОС Примерные программы начального образования. – «Просвещение», Москва, 2009.

  4. Горяева Н.А.Первые шаги в мире искусства /Н.А.Горяева.- М.,1991

  5. В.С.Кузин, Э.И.Кубышкина Изобразительное искусство в начальной школе 1 книга, Москва Издательский дом «Дрофа». 1996 .

  6. Маурисио Роблес Оригами. Харьков Белгород 2010 Издательство «Клуб семейного досуга».

  7. Хоффманн С.Моя первая школа рисования.Секреты цвета.-СПб.:Питер,2013.- 64 с.:ил.