СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по внеурочной деятельности "Конструирование и моделирование: от простого к сложному".

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа по внеурочной деятельности "Конструирование и моделирование: от простого к сложному".»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 553 с углублённым изучением английского языка Фрунзенского района Санкт-Петербурга


192281, г. Санкт-Петербург,

ул. Ярослава Гашека, дом 4, корпус 4

т/ф (812) 778-21-31



РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕДОВАНА

К УТВЕРЖДЕНИЮ

Решением Педагогического совета

Протокол № от « » 20 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ СОШ № 553

_____________А.А. Судаков

01 сентября 20 г.






Конкурс педагогических достижений

Номинация: «Программа курса внеурочной деятельности»

Подноминация: «Начальное общее образование»

Программа курса внеурочной деятельности

«Конструирование и моделирование»

для учащихся 1 класса

сроки реализации - 1 год








Автор-составитель:

Разыграева Юлия Владимировна

учитель начальных классов

первой квалификационной категории












Санкт-Петербург – 2019 г.

Оглавление

  1. Пояснительная записка

3

    1. 1.1 Нормативная база

3

    1. Общая характеристика курса

4

    1. Цели и задачи

5

    1. Место курса в учебном плане

5

    1. Формы проведения занятий

5

    1. Планируемые результаты освоения

6

    1. Формы контроля для оценки освоения планируемых результатов

6

    1. Тематический план курса внеурочной деятельности

7

1.9 Содержание программы

12

  1. Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение курса

14

2.1 Материально-техническое обеспечение курса

14

2.2 Дидактические материалы для учащихся

15

2.3 Учебно-методическое обеспечение курса

15

2.4 Интернет ресурсы

15

  1. Приложение

17



































  1. Пояснительная записка

    1. Нормативная база

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Конструирование и моделирование» составлена в соответствии с:

  1. Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

  2. Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (для I - IV классов),

  3. Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015,

  4. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»,

  5. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, среднего общего, основного общего образования»,

  6. Постановлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»,

  7. Законом Санкт-Петербурга от 17.07.2013 № 461-83 «Об образовании в Санкт-Петербурге»,

  8. Распоряжением Комитета по образованию Правительства Санкт – Петербурга от 20.03.2019 № 796-р «О формировании учебных планов общеобразовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2019 - 2020 учебный год»,

  9. Инструктивно-методическим письмом Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 10.04.2019 № 03-28-2905/19-0-0 «О формировании учебных планов общеобразовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2019 - 2020 учебный год»,

  10. Распоряжением Комитета по образованию Правительства Санкт– Петербурга от 03.04.2019 № 1010-р «О формировании календарного учебного графика образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2019 - 2020 учебном году»,

  11. Инструктивно-методическим письмом Комитета по образованию Правительства Санкт – Петербурга от 21.05.2015 N 03-20-2057/15-0-0 «Об организации внеурочной деятельности при реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования в образовательных организациях Санкт-Петербурга»,

  12. Письмом Комитета по образованию Правительства Санкт – Петербурга от 04.05.2016 № 03-20-1587/16-0-0 «О направлении методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов»,

  13. Уставом ГБОУ СОШ №553 с углубленным изучением английского языка Фрунзенского района Санкт-Петербурга;

  14. Учебным планом ГБОУ СОШ № 553 с углубленным изучением английского языка Фрунзенского района Санкт - Петербурга на 2019-2020 учебный год,

  15. Положением о рабочей программе педагога ГБОУ СОШ № 553 с углубленным изучением английского языка Фрунзенского района г. Санкт – Петербурга.



«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами- чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».

В.А. Сухомлинский.


1.2. Общая характеристика курса внеурочной деятельности

Программа курса внеурочной деятельности «Конструирование и моделирование» реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Программа курса внеурочной деятельности была создана на основе методических пособий для педагогов, общего опыта и анализа типовых программ, изучения психолого-педагогической литературы и интернет- материалов, а также личного опыта и анализа работы детского коллектива. Данная программа является авторской с использованием фрагментов программы Куцевой Светланы Николаевны «Умная бумага».

Программа курса внеурочной деятельности «Конструирование и моделирование» рассчитана на детей 1-го класса в возрасте от 6,5 до 7 лет с учётом их возрастных, физических и психологических особенностей на 1 год обучения. Продолжительность занятий - 35 минут. Группы формируются по заявлению родителей или законных представителей. В группе занимаются не более 15 человек.

Принцип построения обучения детей конструированию и моделированию от простого к сложному. Весь обучающий процесс делится на четыре этапа: знакомство с материалом; наглядное обучение приёмам изготовления; самостоятельное изготовление изделий; самооценка учащегося.

Освоение программы курса внеурочной деятельности «Конструирование и моделирование» поможет раскрыть интеллектуальный и творческий потенциал ребёнка, обобщить знания, полученные на уроках математики, окружающего мира, изобразительного искусства, технологии; научиться общаться и трудиться со взрослым и сверстниками, приобретая и развивая необходимые социально-коммуникативные навыки.

Актуальность: Развитие творческих способностей - очень важный аспект в формировании гармоничной личности ребёнка, так как это - совокупность умений сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. К сожалению, в современных образовательных программах уделяется недостаточно внимания развитию творческого потенциала младших школьников. Таким образом, целенаправленная комплексная работа по программе курса внеурочной деятельности «Конструирование и моделирование» способствует развитию необходимых для успешного обучения психических познавательных процессов, наблюдательности, зрительной памяти, мелкой моторики рук, воображения, внимания, образного мышления, чувства художественно-эстетического вкуса, цвета и пространства.

Новизна программы состоит в том, что она предусматривает разнообразные интеллектуальные и творческие задания по развитию технических способностей и креативного мышления младших школьников.

1.3 Цели и задачи

Главной целью данного курса является создание оптимальных условий и комфортной среды для формирования и развития у детей младшего школьного возраста творческого потенциала и конструкторских умений с помощью овладения разнообразными техниками лепки и конструирования из различных материалов.

Задачи программы

Образовательные:

  1. Формировать навыки конструирования из бумаги и картона различных видов; навыки лепки из пластилина;

  2. Учить детей читать элементарные схемы и чертежи, а также работать по образцу, по схеме, по инструкции взрослого;

  3. Познакомить детей с основными геометрическими понятиями и техниками бумажного конструирования и моделирования;

  4. Формировать умения детей складывать разнообразные силуэты из определённого комплекта геометрических фигур.

Развивающие:

  1. Формировать ручную умелость, развивать мелкую и крупную моторику руки;

  2. Способствовать развитию познавательных процессов – логического и конструктивного мышления, внимания, памяти, пространственного восприятия и воображения.

  3. Развивать творческое воображение, и способность выходить за пределы заданной ситуации.

Воспитательные:

  1. Формировать навык самостоятельно организовывать собственную деятельность в процессе конструирования, моделирования или лепки;

  2. Воспитывать такие качества личности, как аккуратность, бережливость, точность, терпение, настойчивость, усидчивость;

  3. Воспитывать художественно-эстетический вкус;

  4. Формировать элементы учебной деятельности: осмысление поставленной задачи, принятие инструкции и правил, адекватное применение освоенных способов в разных условиях, навыки самоконтроля и самооценки действий;

  5. Воспитывать уважительное и доброжелательное отношение в общении со своими сверстниками и взрослыми; умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и работать в команде.

1.4 Место курса в учебном плане

Курс включает одно занятие в неделю, 33 занятия в учебном году.

1.5 Формы проведения занятий

Используются разнообразные формы проведения занятий:

- практическая работа - создание творческих работ на основе демонстрационного материала;

- демонстрация как показ какой-либо темы, активизирующий творческую мыслительную деятельность;

- дискуссия, экзерсис как всестороннее публичное обсуждение и рассмотрение предмета изучения;

- выставки для выработки навыка открытого обсуждения результатов деятельности;

- презентация предмета с описанием и раскрытием роли предмета в жизни человека;

- игра-головоломка «Танграм» для развития математических способностей.

Перед учебными и практическими занятиями обязательно проводится инструктаж по правилам техники безопасности.

1.6 Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности

В результате освоения данного курса внеурочной деятельности, обучающиеся получат возможность достичь следующих результатов развития:

личностных

- формирование эстетических потребностей;

- формирование учебно-познавательного процесса;

- приобретение навыка самостоятельной работы при выполнении творческих работ;

- повышение творческой активности, аккуратности;

- умение выбирать художественные материалы для создания творческих работ;

метапредметных

регулятивные УУД

- освоение навыков самостоятельно ставить цель своего обучения и формулировать для себя задачи в познавательной деятельности;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- умение выбирать главное в информации и делать выводы;

- на основе умения видеть целое и его части: устанавливать связь между конфигурацией и назначением;

- улучшение координации движений, гибкость пальцев, улучшение зрительной памяти;

- умение использовать детали с учётом их конструктивных форм;

коммуникативные УУД

- выработка навыка сотрудничества и взаимопомощи - доброжелательно и уважительно строить своё общение со своими сверстниками, работать над проектом в команде;

- умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

- освоение навыка самоконтроля и самооценки выполнения работы;

познавательные УУД

- развитие фантазии, воображения;

- активизация действий, направленных на логику и сравнение, градацию по схожим признакам, установление аналогий;

- формирование навыка читать графические схемы и умение пользоваться шаблонами;

- формирование практических навыков и умений в созидательном творчестве;

- усвоение правил безопасной работы с материалами и инструментами;

- использование знаний и умений для решения несложных конструкторских и художественно-технологических задач;

предметных

К концу 1 класса ученики научатся:

- Моделировать из пластилина объёмные фигурки и картины на плоскости

- Склеивать бумажные детали.

- Вырезать по заготовкам бумажные полоски разной длины.

- Выделять квадраты из множества прямоугольников, чертить квадрат на клетчатой бумаге.

- Работать с бумагой.

- Изготавливать аппликации по образцу из подготовленных элементов (геометрических фигур).

- Читать схемы и изготавливать изделия в технике «Оригами».

- Составлять фигуры по образцу, устному заданию, замыслу.

1.7 Формы контроля для оценки освоения планируемых результатов

Одной из форм контроля и оценки результатов учащихся являются выставки и конкурсы творческих заданий, коллективные обсуждения, формирование портфолио (фотографии творческих работ + карты рефлексии). В ходе всего образовательного процесса проводится постоянный мониторинг умений и знаний учащихся в виде входной (в начале обучения), промежуточных (в начале и в конце каждого раздела программы), итоговой диагностик (в конце года). Диагностика детей осуществляется посредством беседы с детьми, наблюдений во время занятий.


    1. Тематический план курса внеурочной деятельности

п/п

Тема раздела

Общее количество часов

Часов теории

Часов практики

Форма проведения

Результат

  1. 1

Введение:

- знакомство с основными разделами работы на занятиях курса

- общие правила техники безопасности;

- входная диагностика;

- игра «Можно-нельзя»

1

1


Беседа, игра.

Определение начальных навыков

  1. 2

Моделирование из пластилина.

6

1

5

Демонстрация продуктов

Вставка творческих работ

  1. 2.1

Введение:

- инструктаж по технике безопасности работы с пластилином;

- основные приёмы лепки из пластилина;

- Диагностическое занятие «Улитка»


1


Беседа, демонстрация, лепка из пластилина простым способом, включенное наблюдение

Изделие «Улитка»

  1. 2.2

Лепка объемных фигур из пластилина.

- изготовление изделия «Котик»,

- изготовление изделия «Клоун»



2

Демонстрация продукта. Лепка из пластилина простым способом.

Фигурка «Котик», «Клоун».

Выставка творческих работ.

  1. 2.3

Лепка из пластилина на плоскости.

- изготовление изделия «Павлин».

- изготовление изделия «Осенний урожай».

- изготовление изделия «Рыбка»



3

Демонстрация продукта. Создание пластилином лепной картинки на картонной основе.

Картинка с изображением павлина.

Картина «Осенний урожай».

Картинка «Рыбка».


  1. 3

Конструирование из бумаги. Аппликация.

8

1

7

Беседа, демонстрация, работа с бумагой.

Выставка творческих работ.

3.1

Введение:

- инструктаж по технике безопасности работы с ножницами, клеем;

- знакомство с видами аппликаций.

- диагностическое занятие «Аквариум»


1


Демонстрация. Беседа. Вырезание геометрических фигур из бумаги,

наклеивание составных частей на фон.

Определение начальных навыков вырезания из бумаги простых геометрических форм. Аппликация «Аквариум».

3.2

Аппликация из простых геометрических фигур:

- правила по ТБ работы с ножницами, клеем;

- изготовление изделия «Морской пейзаж»



1

Демонстрация продукта. Аппликация из простых геометрических фигур.

Аппликация «Морской пейзаж». Выставка творческих работ.

3.3

Моделирование из полосок бумаги:

- эксперимент, объясняющий понятие «жесткость в инженерных конструкциях.

- правила по ТБ работы с ножницами, клеем;

- изготовление изделия «Цветок»;

- изготовление изделия «Бабочка на цветке»



2

- эксперимент

- моделирование основных форм «колечко», «капелька».

Модель цветка из полосок бумаги.

Модель бабочки из полосок бумаги.

3.5

Силуэтная аппликация:

- правила по ТБ работы с ножницами, клеем;

-изготовление изделия «Лебедь».



1

Демонстрация продукта. Вырезание силуэта фигур и моделирование изделия.

Аппликация «Лебедь». Выставка творческих работ

3.6

Работа в технике мозаика:

- правила по ТБ работы с ножницами, клеем;

-изготовление изделия «Снеговик».



1

Демонстрация продукта. Выполнение аппликации - мозаики путем отрывания кусочков бумаги, резания ножницами.

Аппликация «Снеговик». Выставка творческих работ

3.7

Моделирование из бумаги:

- правила по ТБ работы с ножницами, клеем;

- изготовление изделия «Конус», «Цилиндр»;

- изготовление изделия «Мухомор»



2

Демонстрация продукта. Вырезание по шаблону, сгибание, складывание, склеивание модели.

Конструирование игрушки из цилиндра и конуса.

Модель «Конус», «Цилиндр».

Игрушка «Мухомор».

4

Конструирование из бумаги. Оригами.

5

1

4

Беседа, демонстрация, работа с бумагой.

Вставка творческих работ.

4.1

Введение:

- знакомство с оригами;

- правила по ТБ

- диагностическое занятие.


1


Беседа, демонстрация. Складывание листа бумаги разными способами, в разных направлениях. Работа по схеме.

Определение начальных навыков в технике оригами.

4.2

Оригами с элементами аппликации.

- изготовление изделий «Кошечка», «Собачка»;

- изготовление изделия «Рыбка»;

- изготовление изделия «Лягушка».



3

Демонстрация продукта. Выполнение работ по инструкционным картам, схемам.

Изделия «Кошечка», «Собачка». Фигурка «Рыбка».

Фигурка «Лягушка».

4.3

Диагностическое занятие:

- изготовление изделия «Складные шапочки».



1

Демонстрация продукта. Выполнение работ по инструкционным картам, схемам.

Изделие «Складные шапочки».

Выставка творческих работ.

5

Танграм

5

1

4

Демонстрация продукта. Игра. Беседа.

Составленные фигуры, силуэты по образцам.

5.1

Введение: - знакомство с геометрическим конструктором «Танграм».

- история игры-головоломки;

- правила по ТБ с ножницами;

- диагностическое занятие.



1


Презентация предмета. Игра. Беседа. Черчение квадрата на клетчатой бумаге, вырезание квадрата и деление его на 7 геометрических фигур.

Составление простых фигур

Фигуры «Грибок», «Домик», «Ёлочка», «Бантик», «Конфетка».

5.2

Воссоздание изображений:

- составление фигур «Заяц», «Свеча», «Ракета», «Вертолёт»;

- составление фигур «Белки», «Лисы», «Медведь», «Лев», «Волк», «Кенгуру»;

- составление фигур «Птицы»

- составление фигур «Люди», «Собака»



4

Складывание разнообразных силуэтов из определённого комплекта геометрических фигур.

Складывание разнообразных силуэтов из нескольких комплектов геометрических фигур.

Фигуры «Заяц», «Свеча», «Ракета», «Вертолёт». Фигуры «Белки», «Лисы», «Медведь», «Лев», «Волк», «Кенгуру». Фигуры «Птицы».

Фигуры «Люди», «Собака».

6

Праздники*

7


7

Беседа, изготовление поздравительных открыток в разных техниках моделирования и конструирования.

Выставка творческих работ.

6.1

День единства.

- история праздника.

- правила по технике безопасности работы с пластилином



1

Изучение костюма, традиций нардов России. Лепка человечка из пластилина в народном костюме.

Презентация изделия.

Проект «Мы разные, но мы едины»

6.2

День матери.

- история праздника;

- правила по технике безопасности с ножницами и клеем.



1

Беседа.

Вырезание и моделирование из полосок бумаги открытки.

Открытка «Цветы». Выставка творческих работ.

6.3

Новый год.

- история праздника;

- правила по технике безопасности с ножницами и клеем.



1

Беседа.

Выполнение аппликации - мозаики путем отрывания кусочков бумаги, резания ножницами.

Изделие «Ёлочная игрушка». Выставка творческих работ.

6.4

23 февраля.

-история праздника;

- правила по технике безопасности.




1

Беседа.

Чтение условных знаков, принятых в оригами. Изучение развёрток, представляющих собой чертёж. Складывание открытки.

Открытка «Рубашка с галстуком». Выставка творческих работ.

6.5

8 марта.

- история праздника;

- правила по технике безопасности



1

Беседа.

Чтение условных знаков, принятых в оригами. Изучение развёрток, представляющих собой чертёж. Складывание бутонов тюльпанов. Приклеивание стебельков.

Открытка «Букет из тюльпанов». Выставка творческих работ.

6.6

Пасха.

- история праздника;

- правила по технике безопасности.



1

Беседа.

Чтение условных знаков, принятых в оригами. Изучение развёрток, представляющих собой чертёж. Создание предмета, сочетая детали модели.


Сувенир «Пасхальная корзиночка-кролик». Выставка творческих работ.

6.7

9 мая.

-история праздника;

- правила по технике безопасности;

- модульное оригами «Вечный огонь».



1

Беседа.

Чтение условных знаков, принятых в оригами. Изучение развёрток, представляющих собой чертёж. Создание изделия из отдельных бумажных заготовок - модулей, которые накладывают один на другой.

Коллективное модульное оригами «Вечный огонь».

7

Итоговое занятие.

- правила по технике безопасности на занятиях.

- итоговая диагностика.

1


1

Изготовление изделий в любой понравившейся технике конструирования и моделирования.

Вставка творческих работ.


Итого

33 часа

5 часов

28 часов



*- Занятия из раздела «Праздники» учитель вносит в календарно-тематическое планирование на своё усмотрение.


1.9 Содержание программы

Раздел 1. Введение (1 час)

Теория (1 час). Знакомство с основными разделами работы на занятиях курса «Конструирование и моделирование». Правила поведения на занятиях. Инструктаж по технике безопасности. Входная диагностика - игра «Можно-нельзя».

Раздел 2. Моделирование из пластилина. (6 часов)

Теория (1 час). Что такое пластилин. Инструктаж по технике безопасности работы с пластилином. Знакомство с основными приёмами лепки из пластилина: открутить, отщипнуть, отделить нитью, воспользоваться стекой. Диагностическое занятие «Улитка».

Практика (5 часов). Лепка объемных фигур из пластилина. Три формы для лепки: шарик, «колбаска», лепёшка. Простые способы лепки. Лепка конструктивным способом несложных фигур. Изготовление изделий «Котик», «Клоун».

Лепка на плоскости из пластилина. Способы лепки на плоскости. Создание пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, формируя элементы при помощи стека, лепкой отдельных деталей, которые при закреплении на основе расплющиваются. Заполнение каждого участка картинки пластилином соответствующего цвета, размазывая пластилин по картону руками. Заполнение каждого участка картинки скатанными пластилиновыми шариками соответствующего цвета Изготовление изделий «Павлин», «Рыбка», «Осенний урожай».

Раздел 3. Конструирование из бумаги. Аппликация. (8 часов)

Теория (1 час). Знакомство с бумагой. Техника работы с бумагой. Знакомство с видами аппликаций. Правила сгибания и складывания. Правила по технике безопасности работы с ножницами и клеем. Диагностическое занятие «Аквариум».

Практика (7 часов). Аппликация из простых геометрических фигур. Знакомство с простыми геометрическими фигурами (круг, овал, квадрат, треугольник, четырёхугольник). Правила по технике безопасности работы с ножницами и клеем. Изготовление изделий «Морской пейзаж»

Моделирование из полосок бумаги. Знакомство с технологией работы с картоном, бумагой и клеем. Правила по технике безопасности работы с ножницами и клеем. Моделирование основных форм - «колечко», «капелька». Эксперимент, объясняющий понятие «жесткость в инженерных конструкциях. Использование вертикально стоящих полосок бумаги при изготовлении отдельных изделий и дополнение графических или живописных композиций. Изготовление изделий «Цветок», «Бабочка на цветке».

Силуэтная аппликация. Вырезание из силуэта ладони и других фигур с произвольным контуром. Изготовление изделия «Лебедь».

Работа в технике "мозаика". Знакомство с технологией работы с картоном, бумагой и клеем. Правила по технике безопасности работы с ножницами и клеем. Выполнение аппликации-мозаики путем отрывания кусочков бумаги, резания ножницами. Изготовление изделия «Снеговик».

Моделирование из бумаги. Знакомство с геометрическими телами «Конус», «Цилиндр». Правила сгибания и складывания. Знакомство с конструированием игрушки из цилиндра и конуса, где цилиндр имеет длину в несколько раз больше, чем диаметр, и конус с острым углом при вершине. Изготовление изделий «Конус», «Цилиндр», «Мухомор».

Раздел 4. Моделирование из бумаги. Оригами. (5 часов)

Теория (1час). Знакомство с оригами. История оригами. Правила по технике безопасности. Работа по схеме. Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами. Изучение развёрток, представляющих собой чертёж, на котором изображены все складки готовой модели. Диагностическое занятие. Складывание листа бумаги разными способами, в разных направлениях.

Практика (4 часа). Оригами с элементами аппликации. Чтение условных знаков, принятых в оригами. Изучение развёрток, представляющих собой чертёж, на котором изображены все складки готовой модели. Квадрат – основная форма оригами. Базовая форма - «Треугольник». Изготовление изделий «Кошечка», «Собачка».

Базовые формы «Оригами» - «Двойной треугольник», «Двойной квадрат», «Конверт», «Дверь», «Рыбка». Изготовление изделий «Рыбка», «Лягушка», «Складные шапочки».

Раздел 5. Танграм (5 часов)

Теория (1 час). Знакомство с геометрическим конструктором «Танграм» (история, правила и возможности геометрической игры-головоломки «Танграм»). Вырезание танов из квадрата 10х10. из треугольников составить квадрат, трапецию. прикладывание деталей друг к другу и смотреть, что получится. Составление простых фигур «Грибок», «Домик», «Ёлочка», «Бантик», «Конфетка».

Практика (4 часа). Выполнение самых простых задач для «Танграма» — выложить фигуру по контурному рисунку. Составление фигур по расчлененным образцам и по нерасчлененным образцам-контурам. Обучение детей анализу образца и словесному выражению способа соединения пространственного расположения частей. Воссоздание изображений. Составление фигур «Заяц», «Свеча», «Ракета», «Вертолёт», «Белки», «Лисы», «Медведь», «Лев», «Волк», «Кенгуру», «Птицы», «Люди», «Собака».

Раздел 6. Праздники. (7 часов)*.

Практика (7 часов). Изготовление и оформление подарков к праздникам. День Народного Единства. Проект «Мы разные, но мы едины». Знакомство с историей праздника. Домашнее изучение костюма, традиций нардов России. Изготовление человечка в народном костюме. Презентация изделия.

День матери. История праздника. Изготовление и оформление подарка. Моделирование из полосок бумаги. Открытка «Цветы».

Новый год. История праздника. Изготовление и оформление подарка. Выполнение аппликации - мозаики путем отрывания кусочков бумаги, резания ножницами. «Ёлочная игрушка».

23 февраля. История праздника. Изготовление и оформление подарка. Чтение условных знаков, принятых в оригами. Изучение развёрток, представляющих собой чертёж, на котором изображены все складки готовой модели. Знакомство с базовыми формами «Дверь», «Рыбка». «Рубашка с галстуком».

8 марта. История праздника. Изготовление и оформление подарка. Чтение условных знаков, принятых в оригами. Изучение развёрток, представляющих собой чертёж, на котором изображены все складки готовой модели. «Букет из тюльпанов».

Пасха. История праздника. Изучение и чтение развёртки, представляющей собой чертёж, на котором изображены все складки готовой модели. Создание предмета, сочетая детали модели. «Пасхальная корзиночка-кролик».

9 мая. История праздника. Чтение условных знаков, принятых в оригами. Изучение развёрток, представляющих собой чертёж, на котором изображены все складки готовой модели. собирают из отдельных бумажных заготовок - модулей, которые накладывают один на другой. Модульное оригами «Вечный огонь».

Раздел 7. Итоговое занятие (1 час)

Практика (1 час.) Изготовление изделий в любой понравившейся технике конструирования и моделирования. Итоговая диагностика. Вставка творческих работ.

2. Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение курса

2.1 Материально-техническое обеспечение программы

Для реализации программы необходимо следующее:

1. оборудование:

- принтер черно-белый, цветной;

- сканер;

- ксерокс;

- ноутбук или стационарный компьютер;

-мультимедийная установка (проектор, экран) или интерактивная доска;

2. материалы и инструменты для творчества детей:

- бумага цветная: односторонняя, двусторонняя, белая, бархатная, гофрированная, фольгированная;

- бумага для оригами;

- картон цветной гладкий, гофрированный, фольгированный;

- салфетки бумажные белые и цветные;

- клей-карандаш;

- пластилин обычный;

- ножницы;

- стеки;

- доски для лепки.

2.2 Дидактические материалы для учащихся:

- медиа презентации со схемами выполнения поделок и аппликаций;

- раздаточные материалы: рисунки-раскраски, трафареты животных, растений, шаблоны геометрических фигур;

- демонстрационный материал;

- технологические карты и схемы по лепке, конструированию из бумаги.

2.3 Учебно-методическое обеспечение курса

Специальная литературы для педагога:

  1. Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. Всё об оригами : от простых фигурок до сложных моделей.- Санкт-Петербург: ООО «СЗКЭО», 2018 - 120с.

  2. Выгонов В.В.: Технология. Изделия из разных материалов. 1-4 классы. ФГОС / Выгонов В. В., М: Издательство Экзамен, 2013. – 191, [1] с. (Серия «Учебно-методический комплект»)

  3. Галямова, Э. М., Выгонов В. В., Першина Ж.А.: Методика обучения продуктивным видам деятельности с практикумом: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования – Академия, 2018 – 175с.

  4. Геронимус Т.М.: Технология. Я все умею делать сам: рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса. ФГОС/ Т.М. Геронимус. М.: АСТ-Пресс ШКОЛА, 2015. – 80 с.

  5. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - 223 с. – (Стандарты второго поколения).

  6. Демидова М.Ю. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 3-х ч.: ч.1/ М.Ю. Демидова; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (стандарты второго поколения).

  7. Лыкова И.А. Конструирование в детском саду: Подготовительная к школе группа. Учебно-методическое пособие к парциальной программе «Умные пальчики». М.: ИД «Цветной мир», 2017. - 192 с., 135 фотографий, 45 рисунков, 3 приложения, 2-е изд-е, перераб. и доп.

  8. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации: пособие для учителей общеобразоват. учреждений ФГОС/[Баранова Ю. Ю., Солодкова М. И., Кисляков А. В. и др.].- М. : Просвещение, 2013. - 93 с. – (Работаем по новым стандартам).

  9. Образовательные технологии: Сборник материалов. / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, С.А. Козлова, Е.Л. Мельникова, О.В. Чиндилова – М. : Баласс, 2008. – 160 с. (Образовательная система «Школа 2100»).

  10. Симановский, А.Э. Развитие творческого мышления детей: Популярное пособие для родителей и педагогов./ А.Э. Симановский. - М.: Академкнига/Учебник, 2002. - 168 с.

3.4 Интернет-ресурсы:

- http://usvschool.pskovedu.ru/page113.html

- https://infourok.ru

- https://kopilkaurokov.ru

- https://nsportal.ru

- https://uchitelya.com

- https://znanio.ru/media/tb_po_tehnologii-317017/352123

- znanio.ru/media/statya_povyshenie_kachestva_obrazo...elnost-136843/158551

-http://school-teacherspb.ru/vneurochnaya-deyatelnost/rabochie-programmy/48-umnaya-bumaga.html



















































3. Приложение

Приложение 1*

Правила по технике безопасности на занятиях:

Т.Б. №1. Общие правила техники безопасности

1. Работу начинай только с разрешения учителя. Когда учитель обращается к тебе, приостанови работу. Не отвлекайся во время работы.

2. Не пользуйся инструментами, правила обращения с которыми не изучены.

3. Употребляй инструмент только по назначению. Не проделывай лезвиями ножниц отверстий. Не забивай кусачками и плоскогубцами гвозди. Для вытаскивания гвоздей пользуйся клещами, а не кусачками.

4. Не работай неисправными и тупыми инструментами.

5. При работе держи инструмент так, как показал учитель.

6. Инструменты и оборудование храни в предназначенном для этого месте. Нельзя хранить инструменты и оборудование навалом.

7. Содержи в чистоте и порядке рабочее место.

8. Раскладывай инструменты и оборудование в указанном учителем порядке.

9. Не разговаривай во время работы, не отвлекайся посторонними делами.


Т.Б. №2. Правила обращения с ножницами

  1. Пользуйся ножницами с закругленными концами. Храни ножницы в указанном месте в определенном положении.

  2. При работе внимательно следи за направлением реза.

  3. Не работай тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.

  4. Не держи ножницы лезвиями вверх.

  5. Не оставляй ножницы в открытом виде.

  6. Не режь ножницами на ходу.

  7. Не подходи к товарищу во время резания.

  8. Передавай товарищу закрытые ножницы кольцами вперед.

  9. Во время резания удерживай материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвий ножниц.


Т.Б. №3. Правила работы с клеем

  1. С клеем работай только на подкладном листе.

  2. Во время процесса требуется применять кисть, чтобы не испортить одежду и не замараться.

  3. Брать следует лишь небольшую часть, строго для процесса, чтобы избежать грязи на рабочем столе.

  4. Клей требуется наносить с центра листа при выполнении процесса, а затем тщательно и аккуратно промазать края, которые в противном случае будут отклеиваться.

  5. При работе с бумажным материалом и непосредственно самой бумагой следует подождать пару минут, чтобы разгладилась поверхность.

  6. С собой требуется иметь сухую тряпочку для удаления излишков клея.

  7. По завершении процесса требуется тщательно вымыть кисточку, затем навести порядок на рабочем столе и под ним.


Т.Б. №4. Правила обращения с циркулем

1. Храни циркуль в футляре.

2. Не держи циркуль ножками вверх.

3. При работе аккуратно втыкай иголку в нужное место. Подкладывай под бумагу картон.

4. Передавай товарищу циркуль в закрытом виде, вперед головкой.

5. После работы убирай циркуль в футляр.


Т.Б. №5. Правила безопасной работы с пластилином

1. Выбери для работы нужный цвет пластилина.

2. Отрежь стекой нужное количество пластилина.

3. Согрей кусочек пластилина теплом своих рук, чтобы он стал мягким.

4. По окончанию работы хорошо вытри руки сухой мягкой тряпочкой и только потом вымой их с мылом.


Т.Б. №5. Правила уборки своего рабочего места

1. Положи изделие, выполненное на уроке, в коробку для изделий.

2. Собери со стола и с пола обрезки материала, мусор.

3. После работы с пластилином почисти стекой рабочую доску, крышку парты, если там остались следы от пластилина. Соскреби прилипший к полу пластилин — грязный выброси в мусор, чистый убери в коробку.

4. Протри инструменты и крышку парты тряпочкой.

5. Тщательно вытри руки тряпочкой и вымой их с мылом.

6. Сними рабочую одежду.

7. Все принадлежности убери.


Приложение 2

Игра «Можно-нельзя»

У каждого учащегося зеленые и красные круги. Учитель читает предложения. Если то, о чем говориться в предложении, делать безопасно для жизни и здоровья, то нужно поднять зеленый кружок, если опасно и делать этого нельзя – красный кружок.


Приложение 3**

Диагностическое занятие «Улитка».

Цель диагностики: определение начальных навыков лепки из пластилина.

Содержание диагностики: учащимся предлагается вылепить из пластилина улитку, состоящую из трех основных конструктивных форм: шарика (туловище), валик (хвост), лепешку (плавники). Также на занятии отрабатываются способы преобразования этих форм (превращения шара в цилиндр, соединения частей между собой). Учащимся предоставляется схема лепки.

Выводы: в ходе диагностического занятия у каждого учащегося определяется уровень развития начальных навыков лепки из пластилина: низкий, средний или высокий.

Критерии оценки:

Низкий уровень: под контролем педагога учащийся делит кусок пластилина на несколько частей, вылепливает три конструктивные формы и соединяет их между собой только при помощи педагога.

Средний уровень: под контролем педагога учащийся делит кусок пластилина на несколько частей, самостоятельно вылепливает три конструктивные формы, соединяет их между собой при помощи педагога.

Высокий уровень: учащийся самостоятельно делит кусок пластилина на несколько частей, самостоятельно вылепливает три конструктивные формы, соединяет их между собой при помощи педагога.


Приложение 4**

Диагностическое занятие «Аквариум».

Цель диагностики: определение начальных навыков вырезания из бумаги простых геометрических форм: овал, треугольник; определение правильности держания ножниц в руке.

Содержание диагностики: учащимся предлагается выполнить аппликация «Аквариум». В ходе занятия, учащиеся вырезают из бумаги овал (туловище рыбы) и два треугольника (хвост рыбы), после наклеивают составные части на фон таким образом, чтобы получилась рыба. В процессе вырезания определяется также правильность держания ножниц в руке.

Выводы: в ходе диагностического занятия у каждого учащегося определяется уровень развития начальных навыков вырезания простых геометрических форм из бумаги: низкий, средний или высокий.

Критерии оценки:

Низкий уровень: учащийся неправильно держит ножницы в руке, вырезает овал и треугольники только при помощи педагога.

Средний уровень: учащийся правильно держит ножницы в руке, вырезает треугольники самостоятельно (отступая от контура), овал – при помощи педагога.

Высокий уровень: учащийся правильно держит ножницы в руке, вырезает треугольники и овал самостоятельно (отступая от контура).


Приложение 5

Танграм

Танграм - это головоломка, которая представляет из себя квадрат, разрезанный на 7 частей определенным образом. Для младших школьников танграм - отличный урок для развития мышления, воображения, усидчивости. А в возрасте 7-8 лет дети очень любят играть. Им интересны головоломки с картинками.

Цель игры заключается в том, чтобы собирать из деталей танграма фигуры людей, животных, птиц, цифр, предметов…

Правила игры танграм:

—В собранную фигуру должны входить все семь частей.

—Части не должны налегать друг на друга.

—Части должны примыкать друг к другу.

«Танграм» легко сделать и своими руками воспользовавшись схемой построения.

Рисунок можно распечатать на цветной бумаге на принтере или нарисовать самостоятельно при помощи линейки. Из цветной бумаги вырезать части головоломки. Потом, выложив нужную фигуру приклеить на плотный лист. Из его частей получают придуманные картинки.

Танграм схема



Приложение № 6***

Критерии оценки выполнения творческой работы.


Ф.И.О.

Название работы

Техника исполнения

Аккуратность

Самостоятельность

Завершенность









- работа аккуратна, завершена, выполнена самостоятельно.

- работа аккуратна, завершена, выполнена с помощью педагога.

- работа не аккуратна, завершена, выполнена с помощью педагога.

Эта анкета заполняется учеником в конце каждого раздела и вкладывается в портфолио.


Приложение № 7****

Диагностическая карта _____ класс


Достигнутые результаты

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень


Умение сделать квадрат из прямоугольного листа бумаги (2 способа).




Умение сделать простейшие базовые формы оригами: «треугольник»




Умение сделать изделие, следя за показом учителя и слушая устные пояснения.




Умение сделать изделие по инструкционной карте.




Умение сделать несложное изделие по схеме.




Умение организовать свое рабочее место.




Умение рационально использовать необходимые материалы




Умение аккуратно выполнять работу.




- Высокий уровень – делает самостоятельно, 
- Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей,
- Низкий уровень – не может сделать.

Эта карта заполняется учеником в начале и в конце раздела № 4 и вкладывается в портфолио.

Приложение № 8***

Карта рефлексии _____ класс


Достигнутые результаты

Самооценка

0 – 10 баллов

Оценка педагога

0 – 10 баллов

Метапредметные и личностные результаты

Умею договориться с товарищем



Умею найти себе работу в паре, в группе



Умею работать по готовому плану



Умею планировать свою работу



Полученные данные обрабатываются педагогом и вносятся в сводную (за весь курс обучения) карту индивидуального развития обучающегося для наблюдения наличия / отсутствии динамики и коррекции дальнейшей работы.

Приложение № 9***

Рефлексивная карта.


ученика _______ класса ФИ________________________________________

курса внеурочной деятельности «Конструирование и моделирование»


1. Чему я научился на занятиях?


2. Буду ли продолжать занятия в следующем году?


3.Над чем ещё надо поработать?


4. Где пригодятся знания?


5.В полную ли силу занимался?


6.За что можешь себя похвалить?


Эта карта заполняется учеником в конце года и вкладывается в портфолио.


Приложение 10**

Диагностика уровня развития художественно-творческих способностей

Критерии

(индикаторы)

Высокий уровень (3 балла)

Средний уровень (2 балла)

Низкий уровень (1 балл)

Творческая активность

Повышенный интерес, творческая активность

Ребенок активен, есть интерес к данному виду деятельности, но выполняет работу по указанию педагога

Ребенок не активен, выполняет работу без особого желания

Новизна, оригинальность

Субъективная новизна, оригинальность и вариативность как способов решения творческой задачи, так и результата детского творчества.

«индивидуальный» подчерк детской продукции

Ребёнок правильно выполняет задание, внесение новых замыслов случайно, с подсказками педагога

Нет новизны и оригинальности в работе, выполняет задание по образцу, с ошибками

Сенсорные

Форма передана точно.

Есть незначительные

Форма не удалась,

способности

(чувство цвета, формы)

Разнообразие цветовой гаммы, передан реальный цвет, выразительность изображения

искажения. Отступления от окраски

искажения значительные. Безразличие к цвету, одноцветность.

Композиция

По всей плоскости листа, соблюдается пропорциональность между предметами

На полосе листа с незначительными элементами

Не продуманно, носит случайный характер

Общая ручная умелость

Хорошо развита моторика рук, аккуратность

Ручная умелость развита

Слабо развита моторика рук

Самостоятельность

Выполняет задание самостоятельно, без помощи. Ребенок самостоятельно выбирает тему, замысел, умеет планировать свои действия, выбирать выразительные средства, доводить начатое дело до конца

Требуется незначительная помощь

Не может самостоятельно выполнять задания, без помощи педагога, необходима поддержка и стимуляция


Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие этапы контроля:

Начальный контроль – сентябрь.

Текущий контроль - в течение всего учебного года (самостоятельная работа, коллективная работа, самоанализ, коллективный анализ работ).

Итоговый контроль - май, отчетная выставка.

В конце учебного года педагог обобщает результаты всех диагностических процедур и определяет уровень результатов образовательной деятельности каждого обучающегося – интегрированный показатель, в котором отображена концентрация достижений всех этапов и составляющих учебно-воспитательного процесса. Возможные уровни освоения ребенком образовательных результатов по программе - низкий (Н), средний (С), высокий (В).



* - приложение 1 заимствовано с сайта https://znanio.ru/media/tb_po_tehnologii-317017/352123

**- приложение 3,4,10 заимствовано из программы «Конструирование и лепка»

Савиной Дарьи Александровны и Гусевой Татьяны Сергеевны.

*** - приложение 6, 8, 9 заимствовано из статьи «Повышение качества образования в школах с низкими образовательными результатами через вовлечение учащихся начальной школы во внеурочную деятельность» Макаровой Галины Алексеевны

учителя начальных классов первой категории.

**** - приложение 7 заимствовано из рабочей программы внеурочной деятельности

«Волшебный мир оригами» Клиновой Ларис Михайловны, учителя начальных классов.