СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по внеурочной деятельности « МИР-STEAM»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа рзработана на опыте реализации интеграционных образовательных проектов "Интерактивный музей наук Лаборатоиум" и "Детский университет"

Просмотр содержимого документа
«Программа по внеурочной деятельности « МИР-STEAM»»











Программа по внеурочной деятельности

« МИР-STEAM»

познавательно – исследовательское направление




Начальное общее образование; 1 класс

Количество часов – 33

Учитель:

Программа разработана и построена на опыте реализации интегра­ционных образовательных проектов «Интерактивный музей наук Лабораториум» и «Детский университет», при активной консультационной поддержке профессорско-преподавательского состава и молодых уче­ных ЮФУ, МГТУ им. Н.Э. Баумана, РГАС, Таганрогского института им. А.П. Чехова (филиал) ФГБОУ ВО РГЭУ (РИНХ), Института мозга человека РАН им. Н.П. Бехтеревой (ИМЧ РАН).





2021-2022 учебный год





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеразвивающая программа «Учебно-методическое пособие «MI/IP-STEAM» разработана в соответствии со следующими нор­мативно-правовыми документами:

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в РФ».

  2. Концепция развития дополнительного образования детей, утверж­денная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.

  3. Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей, утвержденная приказом Министерства просве­щения России от З сентября 2019 г. № 467.

  4. СанПиН 2.4.4. 3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образова­тельных организаций дополнительного образования детей».

  5. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образователь­ной деятельности по дополнительным общеобразовательным про­граммам».

  6. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ № 09-3242 от 18 ноября 2015 г.

  7. Приказ Минтруда России от 5 мая 2018 г. № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образова­ния детей и взрослых».

МЕСТО КУРСА «МИР-STEAM» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ 2 КЛАСС

В неделю предусмотрено проведение одного занятия (45 минут) для учеников первого класса или двух (сдвоенных) занятий (90 минут) для учеников второго класса.

Содержание курса «МИР-STEAM» для 1 класса рассчитано на 33 часа (1 час в неделю) - 33 рабочих недели. Рабочая программа по курсу «МИР-STEAM» разработана фактически на 64 часа, исходя из календарного учебного графика школы на 2021-2022 учебный год.



«MI/IP-STEAM — новая оригинальная концепция конструирования искусственной обучающей среды по на­правлению Babyskills, построенная на основе современного интегри­рованного междисциплинарного подхода STEAM-образования (science, technology, engineering, art, mathematics) с акцентом на совместную ис­следовательскую и проектную деятельность с использованием геймифицированных технологий.

Вид.

Дополнительная образовательная программа «Учебно-методическое пособие «МИР-STEAM» — построенная на опыте реализации интегра­ционных образовательных проектов «Интерактивный музей наук Лабораториум» и «Детский университет», при активной консультационной поддержке профессорско-преподавательского состава и молодых уче­ных ЮФУ, МГТУ им. Н.Э. Баумана, РГАС, Таганрогского института им. А.П. Чехова (филиал) ФГБОУ ВО РГЭУ (РИНХ), Института мозга человека РАН им. Н.П. Бехтеревой (ИМЧ РАН).

Новизна.

«MI/IP-STEAM» — это первая в России полноценная последовательная геймифицированная программа на основе практико-ориентированных STEAM-технологий для учащихся 1-2 классов.

Актуальность.

Практическая ориентация, междисциплинарный подход от общего к частному, проектная деятельность и геймификация учебно-методи­ческого пособия «MI/IP-STEAM» — это современный подход в образова­нии, который даст основу для успешной адаптации и самореализации учащихся в постоянно изменяющемся цифровом социуме.

Педагогическая целесообразность.

Многогранность подходов и комплексное развитие исследовательских и аналитических навыков при формировании единой картины мира в учебно-методическом пособии «MI/IP-STEAM» обуславливается:

  • освоением междисциплинарного подхода к познанию от общего к частному;

  • эмоциональным вовлечением детей в процесс обучения благодаря визуализации рассматриваемых явлений и процессов;

  • повышением у учащихся мотивации к обучению через приобщение к решению реальных «взрослых» проблем;

  • геймификацией — перенесением наработок компьютерных игр в об­разовательную деятельность, в частности ролевые игры, статусность;

  • последовательным усложнением осваиваемого материала;

  • практическим изучением материала и проведением на каждом заня­тии тематических естественно-научных опытов, практических техни­ческих и творческих исследований (более 100), междисциплинарных геймифицированных STEAM-проектов (59);

  • систематическим и последовательным естественно-научным и тех­ническим творчеством;

  • познанием сути решаемых задач через использование «простых» материалов в «сложных» исследованиях;

  • получением практического продукта по итогам реализации всех ис­следований и проектов на каждом занятии;

  • развитием аналитических навыков при систематическом исследова­нии всех практических проектов;

  • проведением контроля образовательного процесса через реали­зацию тематических образовательных конкурсов, выставок, он­лайн-викторин, научно-практической конференции.





Цель.

Развитие у младших школьников навыков практического междисци­плинарного подхода в исследовательском и техническом творчестве

при формировании единой картины мира.

Задачи.

Образовательные задачи.

  1. Способствовать формированию единой картины мира.

  2. Познакомить с естественными науками и их ролью в развитии чело­вечества.

  3. Познакомить с развитием технического прогресса и его ролью в раз­витии человечества.

  4. Развить навыки естественно-научного и технического творчества.

Развивающие задачи.

  1. Повышение мотивации к обучению, саморазвитию и раскрытию творческого потенциала у детей.

  2. Развитие междисциплинарного подхода в изучении физических яв­лений или технических задач.

  3. Развитие навыков критического анализа, поиска методов оптимиза­ции.

  4. Развитие эмоциональных качеств, инициативы и навыков коллек­тивного творчества.

Воспитательные задачи.

  1. Воспитывать чувство ответственности, патриотизма, гражданскую позицию.

  2. Воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.).

  3. Воспитывать и развивать художественный вкус.

  4. Приобщать ребенка к здоровому образу жизни и гармонии тела.


Отличительные особенности.

• «MI/IP-STEAM» — линейная последовательность подробных планов-конспектов занятий по формированию единой многоуровневой картины мира, развития технического прогресса и человечества на основе междисциплинарного подхода: от общего понимания к частным исследованиям.

• Содержание пособия объединено в 4 тематических модуля (программы: Земля, Космос, Микромир, Человек), каждый из которых реализует отдельную задачу — понимание многоуровневого устройства окружающего мира, а также роли и перспектив человечества через поэтапное масштабирование угла зрения.

• Каждое занятие содержит теоретическую часть, которая иллюстрируется специальными презентациями и приложениями (входят в пособие).

• На каждом занятии дети знакомятся с определенной гранью нашего мира, рассматривая его с разных ракурсов, причем освоение теоретического материала закрепляется тут же в процессе практической творческой естественно-научной и технической деятельности и реализации серии привязанных к реальной жизни проектов (необходимые шаблоны для реализации проектов входят в пособие).

• Фиксация темы каждого пройденного занятия через физическое вольное построение единой «картины мира» из тематически привязанных к каждому занятию пазлов (входят в пособие).

• С целью повышения мотивации к обучению и для того, чтобы подвести детей 7-9 лет к освоению предлагаемого материала, используются следующие методы:

• Обязательное яркое эмоциональное вовлечение учащихся при реализации практических проектов.

• Геймификация — ролевые сюжеты при реализации проектов.

• Решение «взрослых» проблем — привязка практических проектов к реальной жизни.

• Развитие коллегиального творчества и значимости частной инициативы через групповую и индивидуальную проектную деятельность.

• Вырабатывание навыка грамотно и убедительно решать каждую из возникающих по ходу работы творческих задач, и осознавать саму логику их следования через критический анализ практических проектов.

• Организация неявной конкуренции — последовательное делегирование наиболее отличившемуся на занятии ученику права встроить свой пазл в общую «картину мира».

• Закономерности использования теоретических и практических методов обучения пособия могут быть представлены в виде алгоритма:

часть должна обеспечить наличие всех необходимых для работы материалов и иллюстраций. Теоретическая часть занятий при работе должна быть максимально компактной и включать в себя необходимую информацию о теме и предмете знания. Форму практической части занятий можно определить как творческую и самостоятельную деятельность детей.

В пособии использованы следующие формы занятий:

-►Лекции (с демонстрацией презентаций и наглядного методического материала).

-► Организация дискуссий, командных блицопросов.

-► Проведение демонстрационных групповых тематических игр.

-► Реализация детьми:

• серии практических STEAM-проектов;

• серии практических исследований и экспериментов.

-► Проведение онлайн-игр-викторин.

-► Проведение конкурсов.

-► Организация выставок.

-► Проведение заключительной научно-практической конференции.

Форма обучения: очная (сочетание аудиторных и выездных занятий), групповая, в одновозрастных группах численностью до 28 человек. В определенных случаях в конспектах указывается необходимость разбиения учащихся на подгруппы.


ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИХ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ.

К концу реализации учебно-методического пособия «MI/IP-STEAM»

• Ученик будет знать:

о Познавать мир — это невероятно интересно и полезно, о Единая картина мира — многогранная, многоуровневая внутренними взаимосвязями и взаимодействиями.

о Естественные и технические науки позволяют не только изучать и объяснять наш мир, но и взаимодействовать с ним. о Существует невероятно много интересных и полезных профессий, а в будущем их появится еще больше.

Программа 1. Земля.

о Наша планета Земля — это «многослойный» пирог из различных сфер, каждая из которых обладает своими особенностями, наполнена жизнью и играет огромную роль как в существовании планеты и живых существ в целом, так и в жизни каждого человека.

о Человек при помощи физики, химии, биологии, геологии, техноло­гии и других наук познает планету и взаимодействует с ней.

о Планету необходимо оберегать от загрязнения и заботиться о ней.

Программа 2. Космос.

о Ближний космос — это родной дом нашей планеты и «семья» звез­ды Солнце, где все красиво и гармонично устроено, находится в тес­ном взаимодействии.

о Каждая планета — это особый мир со своей историей и перспекти­вами.

о Дальний космос — это бесконечное количество различных звезд и множество экзопланет.

Программа 3. Микромир.

о Микромир — это бесконечно сильный мир бесконечно малых ча­стиц и существ.

о Микромир — часть нашего «большого» мира, находится внутри него и является причиной всех его явлений.

о Микромир — это начало и основа жизни на Земле.

Программа 4. Человек.

о Каждый человек — это невероятно сложный организм и уникаль­ное, духовно-нравственное существо.

о У человека особая роль и ответственность во взаимодействии с окружающим миром.

о Мнение и участие каждого человека во взаимодействии с миром необходимо и очень значимо.

Ученик будет уметь:

о Осваивать теоретические знания на практике и получать удоволь­ствие от обучения.

о Проявлять и развивать свой творческий потенциал через реализа­цию научно-технических и творческих проектов, о Развивать личную инициативу и работать в группе.

о Рассматривать общий комплекс задач и дифференцировать прак­тические направления их решения.

о Определять суть задач и искать практические пути их решений.

о Проводить эксперименты, исследования, практические междисци­плинарные проекты.

о Критически анализировать результаты работы и искать методы их оптимизации.

Ученик сможет решать следующие жизненно-практические задачи: о Проявлять осознанную заботу о своем здоровье.

о Проявлять осознанную заботу об окружающем мире, о Ставить перед собой задачи исходя из окружающей ситуации.

о Вычленять суть появляющихся вопросов и проблем.

о Находить и реализовывать решения стоящих перед ним проблем, анализировать и оптимизировать результаты.

Ученик способен проявлять следующие отношения:

о Уважать чужое мнение и объяснять свою точку зрения.

о Вести дискуссию, организовывать командные блиц-опросы.

о Работать в группе.

о Ощущать мотивированную практическую ответственность за свое здоровье и за окружающий нас мир.

Формы подведения итогов реализации.














Вид

контроля

Время

проведения

Цель проведения

Формы

Входной

В начале учебного года

Определение уровня развития детей, их творческих способно­стей

Педагогическое наблюде­ние: беседа, опрос.

Текущий

В течение всего учеб­ного года

Определение степени усвоения учащимися учебного материала. Определение готов­ности обучающихся к восприятию нового материала. Повыше­ние ответственности и заинтересованности обучающихся в об­учении. Выявление детей, отстающих и опережающих обуче­ние. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения.

  1. Педагогическое наблю­дение.

  2. В конце каждого заня­тия:

  • обсуждение результа­тов, сравнение, анализ и выводы по итогам реализации практиче­ской части;

  • командные блицопро­сы.

  1. Запланированное

в пособии проведение игр-соревнований и се­рии тематических выста­вок.

Проме­жуточ­ный

По оконча­нии изуче­ния темы или модуля.

Определение степени усвоения обучающи­мися учебного мате­риала. Определение промежуточных ре­зультатов обучения.

В середине реализации в пособии запланирова­но проведение конкурса проектов и онлайн-викторины, желательно участие родителей детей.

Итоговый


В конце учебного года или курса обу­чения


Определение изме­нения уровня разви­тия обучающихся, их творческих способ­ностей. Определение результатов обуче­ния. Ориентирова­ние обучающихся на дальнейшее (в том числе самостоятель­ное) обучение. Полу­чение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения

1. Педагогическое наблю­дение: беседа, опрос.

2. В конце реализации пособия предусмо­трено проведение научно-практической конференции с уча­стием подгрупп детей, желательно участие родителей детей









КАЛЕНДАРНО –ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНЕ НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД

п/п

Дата

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля, аттестации

план

факт

всего

теория

прак­тика

Программа 1. Земля. 18 занятий по 45 минут (18 академических часов).

1



Интервью планеты Терра.

45 мин.

10 мин.

35 мин.

Проекты, опросы.

2



Камень. Чернозем. Песо- чек. Цу-е-фа!

45 мин.

15 мин.

30 мин.

Проекты, опросы.

3



Горячее сердце планеты.

45 мин.

10 мин.

35 мин.

Проекты, опросы.

4



Танцуют все!

45 мин.

10 мин.

35 мин.

Проекты, опросы.

5



Живые украшения.

45 мин.

10 мин.

35 мин.

Проекты, опросы.

6



Среда обитания.

45 мин.

15 мин.

30 мин.

Проекты, опросы.

7



Вода — космический при­шелец.

45 мин.

15 мин.

30 мин.

Проекты, опросы.

8



Жизнь под водой.

45 мин.

10 мин.

35 мин.

Проекты, опросы.

9



И накормит, и напоит!

45 мин.

15 мин.

30 мин.

Проекты, опросы.

10



Живая вода.

45 мин.

10 мин.

35 мин.

Проекты, опросы.

11



На воде, под водой и с во­дой.

45 мин.

15 мин.

30 мин.

Проекты, опросы.

12



Сила рек и мощь океанов.

45 мин.

15 мин.

30 мин.

Проекты, опросы.

13



Что такое атмосфера?

45 мин.

10 мин.

35 мин.

Проекты, опросы.

14



Хотели энергию, а получи­ли кислород!

45 мин.

10 мин.

35 мин.

Проекты, опросы.

15



Кому с кислородом жить хорошо!

45 мин.

15 мин.

30 мин.

Проекты, опросы.

16



Жизнь в полете.

45 мин.

15 мин.

30 мин.

Проекты, опросы.

17



Почему летают самолеты?

45 мин.

15 мин.

30 мин.

Проекты, опросы.

18



Кислород на защите пла­неты.

45 мин.

15 мин.

30 мин.

Проекты, опросы.

Программа 2. Космос. 17 занятий по 45 минут (17 академических часов).

19



Сила нашего Солнца!

45 мин.

15 мин.

30 мин.

Проекты, опросы.

20



Звездный состав.

45 мин.

15 мин.

30 мин.

Проекты, опросы.

21



Порядок в Солнечном доме.

45 мин.

15 мин.

30 мин.

Проекты, опросы.

22



Свет, тепло и не только...

45 мин.

15 мин.

30 мин.

Проекты, опросы.

23



Кто ближе всех к Солнцу?

45 мин.

10 мин.

35 мин.

Проекты, опросы.

24



Горячая красавица Венера.

45 мин.

10 мин.

35 мин.

Проекты, опросы.

25



Лучшая планета в мире — Земля!

45 мин.

15 мин.

30 мин.

Проекты, опросы.

26



Луна — верная спутница Земли.

45 мин.

10 мин.

35 мин.

Проекты, опросы.

27



Красная планета с голубы­ми восходами.

45 мин.

10 мин.

35 мин.

Проекты, опросы.

28



Дорогой маленьких пла­нет — пояс астероидов.

45 мин.

10 мин.

35 мин.

Проекты, опросы.

29



Юпитер — огромен, силен и важен.

45 мин.

10 мин.

35 мин.

Проекты, опросы.

30



Сатурн и его кольца.

45 мин.

10 мин.

35 мин.

Проекты, опросы.

31



Холодные гиганты.

45 мин.

10 мин.

35 мин.

Проекты, опросы.

32



Ледяной пончик, или Пояс Койпера.

45 мин.

10 мин.

35 мин.

Проекты, опросы.

33



Конкурс красоты планет!

45 мин.


45 мин.

Конкурс проектов. Онлайн-викто­рина.

34



Космическое послание.

45 мин.

15 мин.

30 мин.

Проекты, опросы.

35



Разноцветные звезды и их планеты.

45 мин.

15 мин.

30 мин.

Проекты, опросы.

Программа 3. Микромир. 11 занятий по 45 минут (11 академических часов).

36



Где находится микромир.

45 мин.

10 мин.

35 мин.

Проекты, опросы.

37



Атом vs Солнечная систе­ма: сходство и разница.

45 мин.

15 мин.

30 мин.

Проекты, опросы.

38



Главные «строители» жиз­ни.

45 мин.

15 мин.

30 мин.

Проекты, опросы.

39



Самые секретные частицы!

45 мин.

15 мин.

30 мин.

Проекты, опросы.

40



Кто такие белки, жиры и углеводы?

45 мин.

15 мин.

30 мин.

Проекты, опросы.

41



Живая планета микроми­ра.

45 мин.

15 мин.

30 мин.

Проекты, опросы.

42



Химические лаборатории Земли.

45 мин.

10 мин.

35 мин.

Проекты, опросы.

43



Земная лаборатория пита­ния.

45 мин.

10 мин.

35 мин.

Проекты, опросы.

44



Царство растений и живот­ных в микромире.

45 мин.

10 мин.

35 мин.

Проекты, опросы.

45



Живые программы.

45 мин.

10 мин.

35 мин.

Проекты, опросы.

46



Мы с тобой одной крови.

45 мин.

10 мин.

35 мин.

Проекты, опросы.

Программа 4. Человек. 17 занятий по 45 минут (17 академических часов)

47



Человек — это микрокос­мос!

45 мин.

15 мин.

30 мин.

Проекты, опросы.

48



Сердце, тебе не хочется покоя!

45 мин.

10 мин.

35 мин.

Проекты, опросы.

49



Основа основ!

45 мин.

10 мин.

35 мин.

Проекты, опросы.

50



Я живу, а значит, я дышу!

45 мин.

10 мин.

35 мин.

Проекты, опросы.

51



Ты то, что ты ешь!

45 мин.

10 мин.

35 мин.

Проекты, опросы.

52



Включай мозги!

45 мин.

15 мин.

30 мин.

Проекты, опросы.

53



Чело-на-век!

45 мин.

15 мин.

30 мин.

Проекты, опросы.

54



Стая или общество?

45 мин.

15 мин.

30 мин.

Проекты, опросы.

55



Рукотворный мир.

45 мин.

15 мин.

30 мин.

Проекты, опросы.

56



Царь природы или ее за­щитник?

45 мин.

10 мин.

35 мин.

Проекты, опросы.

57



Куда идем?

45 мин.

10 мин.

35 мин.

Проекты, опросы.

58



Итоговое занятие

90 мин.


90 мин.

Научно-практическая конфе­ренция.

Онлайн-викторина.

59



Итоговое занятие продолжение.

60



Защита проектов .

45 мин.

10 мин.

30 мин.

Научно-практическая конфе­ренция. Проекты, опросы.


61



Защита проектов .

45 мин.

10 мин.

35 мин.

62



Защита проектов.

45 мин.

10 мин.

35 мин.

63



Защита проектов.

45 мин.

10 мин.

35 мин.

64



Защита проектов.

45 мин.

10 мин.

35 мин.


Средства, необходимые для реализации пособия.

  1. Педагог начального или дополнительного образования.

  2. Класс с партами и доской.

  3. Проектор и\или компьютер (планшет) для демонстрации презента­ций.

  4. Учебник «Учебно-методическое пособие «МИР-STEAM» (в наборе).

  5. Комплект приложений к учебно-методическому пособию «МИР- ST ЕАМ» — более 120 шт. (в наборе).

  6. Робот — машина Карбот — 1 шт. (в наборе).

  7. Шаблоны, трафареты и т. п. к занятиям (для распечатки) — более 50 шт. (информационная поддержка пособия «MHP-STEAM» - по ссыл­ке https://yadi.sk/d/21YGTjLzFv_k7Q?w=l)

  8. Презентации к занятиям — 26 шт. (информационная поддержка по­собия «МИР-БТЕАМ» по ссылке - https://yadi.sk/d/21YGTjLzFv_k7Q?w=l)

  9. Необходимые к каждому занятию материалы для проведения опы­тов, исследований и междисциплинарных проектов (списки в описа­нии материалов к каждому занятию).