Программа по внеурочной деятельности
« МИР-STEAM»
познавательно – исследовательское направление
Начальное общее образование; 1 класс
Количество часов – 33
Учитель:
Программа разработана и построена на опыте реализации интеграционных образовательных проектов «Интерактивный музей наук Лабораториум» и «Детский университет», при активной консультационной поддержке профессорско-преподавательского состава и молодых ученых ЮФУ, МГТУ им. Н.Э. Баумана, РГАС, Таганрогского института им. А.П. Чехова (филиал) ФГБОУ ВО РГЭУ (РИНХ), Института мозга человека РАН им. Н.П. Бехтеревой (ИМЧ РАН).
2021-2022 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая программа «Учебно-методическое пособие «MI/IP-STEAM» разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в РФ».
Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.
Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей, утвержденная приказом Министерства просвещения России от З сентября 2019 г. № 467.
СанПиН 2.4.4. 3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ № 09-3242 от 18 ноября 2015 г.
Приказ Минтруда России от 5 мая 2018 г. № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
МЕСТО КУРСА «МИР-STEAM» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ 2 КЛАСС
В неделю предусмотрено проведение одного занятия (45 минут) для учеников первого класса или двух (сдвоенных) занятий (90 минут) для учеников второго класса.
Содержание курса «МИР-STEAM» для 1 класса рассчитано на 33 часа (1 час в неделю) - 33 рабочих недели. Рабочая программа по курсу «МИР-STEAM» разработана фактически на 64 часа, исходя из календарного учебного графика школы на 2021-2022 учебный год.
«MI/IP-STEAM — новая оригинальная концепция конструирования искусственной обучающей среды по направлению Babyskills, построенная на основе современного интегрированного междисциплинарного подхода STEAM-образования (science, technology, engineering, art, mathematics) с акцентом на совместную исследовательскую и проектную деятельность с использованием геймифицированных технологий.
Вид.
Дополнительная образовательная программа «Учебно-методическое пособие «МИР-STEAM» — построенная на опыте реализации интеграционных образовательных проектов «Интерактивный музей наук Лабораториум» и «Детский университет», при активной консультационной поддержке профессорско-преподавательского состава и молодых ученых ЮФУ, МГТУ им. Н.Э. Баумана, РГАС, Таганрогского института им. А.П. Чехова (филиал) ФГБОУ ВО РГЭУ (РИНХ), Института мозга человека РАН им. Н.П. Бехтеревой (ИМЧ РАН).
Новизна.
«MI/IP-STEAM» — это первая в России полноценная последовательная геймифицированная программа на основе практико-ориентированных STEAM-технологий для учащихся 1-2 классов.
Актуальность.
Практическая ориентация, междисциплинарный подход от общего к частному, проектная деятельность и геймификация учебно-методического пособия «MI/IP-STEAM» — это современный подход в образовании, который даст основу для успешной адаптации и самореализации учащихся в постоянно изменяющемся цифровом социуме.
Педагогическая целесообразность.
Многогранность подходов и комплексное развитие исследовательских и аналитических навыков при формировании единой картины мира в учебно-методическом пособии «MI/IP-STEAM» обуславливается:
освоением междисциплинарного подхода к познанию от общего к частному;
эмоциональным вовлечением детей в процесс обучения благодаря визуализации рассматриваемых явлений и процессов;
повышением у учащихся мотивации к обучению через приобщение к решению реальных «взрослых» проблем;
геймификацией — перенесением наработок компьютерных игр в образовательную деятельность, в частности ролевые игры, статусность;
последовательным усложнением осваиваемого материала;
практическим изучением материала и проведением на каждом занятии тематических естественно-научных опытов, практических технических и творческих исследований (более 100), междисциплинарных геймифицированных STEAM-проектов (59);
систематическим и последовательным естественно-научным и техническим творчеством;
познанием сути решаемых задач через использование «простых» материалов в «сложных» исследованиях;
получением практического продукта по итогам реализации всех исследований и проектов на каждом занятии;
развитием аналитических навыков при систематическом исследовании всех практических проектов;
проведением контроля образовательного процесса через реализацию тематических образовательных конкурсов, выставок, онлайн-викторин, научно-практической конференции.
Цель.
Развитие у младших школьников навыков практического междисциплинарного подхода в исследовательском и техническом творчестве
при формировании единой картины мира.
Задачи.
Образовательные задачи.
Способствовать формированию единой картины мира.
Познакомить с естественными науками и их ролью в развитии человечества.
Познакомить с развитием технического прогресса и его ролью в развитии человечества.
Развить навыки естественно-научного и технического творчества.
Развивающие задачи.
Повышение мотивации к обучению, саморазвитию и раскрытию творческого потенциала у детей.
Развитие междисциплинарного подхода в изучении физических явлений или технических задач.
Развитие навыков критического анализа, поиска методов оптимизации.
Развитие эмоциональных качеств, инициативы и навыков коллективного творчества.
Воспитательные задачи.
Воспитывать чувство ответственности, патриотизма, гражданскую позицию.
Воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.).
Воспитывать и развивать художественный вкус.
Приобщать ребенка к здоровому образу жизни и гармонии тела.
Отличительные особенности.
• «MI/IP-STEAM» — линейная последовательность подробных планов-конспектов занятий по формированию единой многоуровневой картины мира, развития технического прогресса и человечества на основе междисциплинарного подхода: от общего понимания к частным исследованиям.
• Содержание пособия объединено в 4 тематических модуля (программы: Земля, Космос, Микромир, Человек), каждый из которых реализует отдельную задачу — понимание многоуровневого устройства окружающего мира, а также роли и перспектив человечества через поэтапное масштабирование угла зрения.
• Каждое занятие содержит теоретическую часть, которая иллюстрируется специальными презентациями и приложениями (входят в пособие).
• На каждом занятии дети знакомятся с определенной гранью нашего мира, рассматривая его с разных ракурсов, причем освоение теоретического материала закрепляется тут же в процессе практической творческой естественно-научной и технической деятельности и реализации серии привязанных к реальной жизни проектов (необходимые шаблоны для реализации проектов входят в пособие).
• Фиксация темы каждого пройденного занятия через физическое вольное построение единой «картины мира» из тематически привязанных к каждому занятию пазлов (входят в пособие).
• С целью повышения мотивации к обучению и для того, чтобы подвести детей 7-9 лет к освоению предлагаемого материала, используются следующие методы:
• Обязательное яркое эмоциональное вовлечение учащихся при реализации практических проектов.
• Геймификация — ролевые сюжеты при реализации проектов.
• Решение «взрослых» проблем — привязка практических проектов к реальной жизни.
• Развитие коллегиального творчества и значимости частной инициативы через групповую и индивидуальную проектную деятельность.
• Вырабатывание навыка грамотно и убедительно решать каждую из возникающих по ходу работы творческих задач, и осознавать саму логику их следования через критический анализ практических проектов.
• Организация неявной конкуренции — последовательное делегирование наиболее отличившемуся на занятии ученику права встроить свой пазл в общую «картину мира».
• Закономерности использования теоретических и практических методов обучения пособия могут быть представлены в виде алгоритма:
часть должна обеспечить наличие всех необходимых для работы материалов и иллюстраций. Теоретическая часть занятий при работе должна быть максимально компактной и включать в себя необходимую информацию о теме и предмете знания. Форму практической части занятий можно определить как творческую и самостоятельную деятельность детей.
В пособии использованы следующие формы занятий:
-►Лекции (с демонстрацией презентаций и наглядного методического материала).
-► Организация дискуссий, командных блицопросов.
-► Проведение демонстрационных групповых тематических игр.
-► Реализация детьми:
• серии практических STEAM-проектов;
• серии практических исследований и экспериментов.
-► Проведение онлайн-игр-викторин.
-► Проведение конкурсов.
-► Организация выставок.
-► Проведение заключительной научно-практической конференции.
Форма обучения: очная (сочетание аудиторных и выездных занятий), групповая, в одновозрастных группах численностью до 28 человек. В определенных случаях в конспектах указывается необходимость разбиения учащихся на подгруппы.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИХ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ.
К концу реализации учебно-методического пособия «MI/IP-STEAM»
• Ученик будет знать:
о Познавать мир — это невероятно интересно и полезно, о Единая картина мира — многогранная, многоуровневая внутренними взаимосвязями и взаимодействиями.
о Естественные и технические науки позволяют не только изучать и объяснять наш мир, но и взаимодействовать с ним. о Существует невероятно много интересных и полезных профессий, а в будущем их появится еще больше.
Программа 1. Земля.
о Наша планета Земля — это «многослойный» пирог из различных сфер, каждая из которых обладает своими особенностями, наполнена жизнью и играет огромную роль как в существовании планеты и живых существ в целом, так и в жизни каждого человека.
о Человек при помощи физики, химии, биологии, геологии, технологии и других наук познает планету и взаимодействует с ней.
о Планету необходимо оберегать от загрязнения и заботиться о ней.
Программа 2. Космос.
о Ближний космос — это родной дом нашей планеты и «семья» звезды Солнце, где все красиво и гармонично устроено, находится в тесном взаимодействии.
о Каждая планета — это особый мир со своей историей и перспективами.
о Дальний космос — это бесконечное количество различных звезд и множество экзопланет.
Программа 3. Микромир.
о Микромир — это бесконечно сильный мир бесконечно малых частиц и существ.
о Микромир — часть нашего «большого» мира, находится внутри него и является причиной всех его явлений.
о Микромир — это начало и основа жизни на Земле.
Программа 4. Человек.
о Каждый человек — это невероятно сложный организм и уникальное, духовно-нравственное существо.
о У человека особая роль и ответственность во взаимодействии с окружающим миром.
о Мнение и участие каждого человека во взаимодействии с миром необходимо и очень значимо.
Ученик будет уметь:
о Осваивать теоретические знания на практике и получать удовольствие от обучения.
о Проявлять и развивать свой творческий потенциал через реализацию научно-технических и творческих проектов, о Развивать личную инициативу и работать в группе.
о Рассматривать общий комплекс задач и дифференцировать практические направления их решения.
о Определять суть задач и искать практические пути их решений.
о Проводить эксперименты, исследования, практические междисциплинарные проекты.
о Критически анализировать результаты работы и искать методы их оптимизации.
Ученик сможет решать следующие жизненно-практические задачи: о Проявлять осознанную заботу о своем здоровье.
о Проявлять осознанную заботу об окружающем мире, о Ставить перед собой задачи исходя из окружающей ситуации.
о Вычленять суть появляющихся вопросов и проблем.
о Находить и реализовывать решения стоящих перед ним проблем, анализировать и оптимизировать результаты.
Ученик способен проявлять следующие отношения:
о Уважать чужое мнение и объяснять свою точку зрения.
о Вести дискуссию, организовывать командные блиц-опросы.
о Работать в группе.
о Ощущать мотивированную практическую ответственность за свое здоровье и за окружающий нас мир.
Формы подведения итогов реализации.
Вид контроля | Время проведения | Цель проведения | Формы |
Входной | В начале учебного года | Определение уровня развития детей, их творческих способностей | Педагогическое наблюдение: беседа, опрос. |
Текущий | В течение всего учебного года | Определение степени усвоения учащимися учебного материала. Определение готовности обучающихся к восприятию нового материала. Повышение ответственности и заинтересованности обучающихся в обучении. Выявление детей, отстающих и опережающих обучение. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения. | Педагогическое наблюдение. В конце каждого занятия: обсуждение результатов, сравнение, анализ и выводы по итогам реализации практической части; командные блицопросы. Запланированное в пособии проведение игр-соревнований и серии тематических выставок. |
Промежуточный | По окончании изучения темы или модуля. | Определение степени усвоения обучающимися учебного материала. Определение промежуточных результатов обучения. | В середине реализации в пособии запланировано проведение конкурса проектов и онлайн-викторины, желательно участие родителей детей. |
Итоговый | В конце учебного года или курса обучения | Определение изменения уровня развития обучающихся, их творческих способностей. Определение результатов обучения. Ориентирование обучающихся на дальнейшее (в том числе самостоятельное) обучение. Получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения | 1. Педагогическое наблюдение: беседа, опрос. 2. В конце реализации пособия предусмотрено проведение научно-практической конференции с участием подгрупп детей, желательно участие родителей детей |
КАЛЕНДАРНО –ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНЕ НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
№ п/п | Дата | Название раздела, темы | Количество часов | Формы контроля, аттестации |
план | факт | всего | теория | практика |
Программа 1. Земля. 18 занятий по 45 минут (18 академических часов). |
1 | | | Интервью планеты Терра. | 45 мин. | 10 мин. | 35 мин. | Проекты, опросы. |
2 | | | Камень. Чернозем. Песо- чек. Цу-е-фа! | 45 мин. | 15 мин. | 30 мин. | Проекты, опросы. |
3 | | | Горячее сердце планеты. | 45 мин. | 10 мин. | 35 мин. | Проекты, опросы. |
4 | | | Танцуют все! | 45 мин. | 10 мин. | 35 мин. | Проекты, опросы. |
5 | | | Живые украшения. | 45 мин. | 10 мин. | 35 мин. | Проекты, опросы. |
6 | | | Среда обитания. | 45 мин. | 15 мин. | 30 мин. | Проекты, опросы. |
7 | | | Вода — космический пришелец. | 45 мин. | 15 мин. | 30 мин. | Проекты, опросы. |
8 | | | Жизнь под водой. | 45 мин. | 10 мин. | 35 мин. | Проекты, опросы. |
9 | | | И накормит, и напоит! | 45 мин. | 15 мин. | 30 мин. | Проекты, опросы. |
10 | | | Живая вода. | 45 мин. | 10 мин. | 35 мин. | Проекты, опросы. |
11 | | | На воде, под водой и с водой. | 45 мин. | 15 мин. | 30 мин. | Проекты, опросы. |
12 | | | Сила рек и мощь океанов. | 45 мин. | 15 мин. | 30 мин. | Проекты, опросы. |
13 | | | Что такое атмосфера? | 45 мин. | 10 мин. | 35 мин. | Проекты, опросы. |
14 | | | Хотели энергию, а получили кислород! | 45 мин. | 10 мин. | 35 мин. | Проекты, опросы. |
15 | | | Кому с кислородом жить хорошо! | 45 мин. | 15 мин. | 30 мин. | Проекты, опросы. |
16 | | | Жизнь в полете. | 45 мин. | 15 мин. | 30 мин. | Проекты, опросы. |
17 | | | Почему летают самолеты? | 45 мин. | 15 мин. | 30 мин. | Проекты, опросы. |
18 | | | Кислород на защите планеты. | 45 мин. | 15 мин. | 30 мин. | Проекты, опросы. |
Программа 2. Космос. 17 занятий по 45 минут (17 академических часов). |
19 | | | Сила нашего Солнца! | 45 мин. | 15 мин. | 30 мин. | Проекты, опросы. |
20 | | | Звездный состав. | 45 мин. | 15 мин. | 30 мин. | Проекты, опросы. |
21 | | | Порядок в Солнечном доме. | 45 мин. | 15 мин. | 30 мин. | Проекты, опросы. |
22 | | | Свет, тепло и не только... | 45 мин. | 15 мин. | 30 мин. | Проекты, опросы. |
23 | | | Кто ближе всех к Солнцу? | 45 мин. | 10 мин. | 35 мин. | Проекты, опросы. |
24 | | | Горячая красавица Венера. | 45 мин. | 10 мин. | 35 мин. | Проекты, опросы. |
25 | | | Лучшая планета в мире — Земля! | 45 мин. | 15 мин. | 30 мин. | Проекты, опросы. |
26 | | | Луна — верная спутница Земли. | 45 мин. | 10 мин. | 35 мин. | Проекты, опросы. |
27 | | | Красная планета с голубыми восходами. | 45 мин. | 10 мин. | 35 мин. | Проекты, опросы. |
28 | | | Дорогой маленьких планет — пояс астероидов. | 45 мин. | 10 мин. | 35 мин. | Проекты, опросы. |
29 | | | Юпитер — огромен, силен и важен. | 45 мин. | 10 мин. | 35 мин. | Проекты, опросы. |
30 | | | Сатурн и его кольца. | 45 мин. | 10 мин. | 35 мин. | Проекты, опросы. |
31 | | | Холодные гиганты. | 45 мин. | 10 мин. | 35 мин. | Проекты, опросы. |
32 | | | Ледяной пончик, или Пояс Койпера. | 45 мин. | 10 мин. | 35 мин. | Проекты, опросы. |
33 | | | Конкурс красоты планет! | 45 мин. | | 45 мин. | Конкурс проектов. Онлайн-викторина. |
34 | | | Космическое послание. | 45 мин. | 15 мин. | 30 мин. | Проекты, опросы. |
35 | | | Разноцветные звезды и их планеты. | 45 мин. | 15 мин. | 30 мин. | Проекты, опросы. |
Программа 3. Микромир. 11 занятий по 45 минут (11 академических часов). |
36 | | | Где находится микромир. | 45 мин. | 10 мин. | 35 мин. | Проекты, опросы. |
37 | | | Атом vs Солнечная система: сходство и разница. | 45 мин. | 15 мин. | 30 мин. | Проекты, опросы. |
38 | | | Главные «строители» жизни. | 45 мин. | 15 мин. | 30 мин. | Проекты, опросы. |
39 | | | Самые секретные частицы! | 45 мин. | 15 мин. | 30 мин. | Проекты, опросы. |
40 | | | Кто такие белки, жиры и углеводы? | 45 мин. | 15 мин. | 30 мин. | Проекты, опросы. |
41 | | | Живая планета микромира. | 45 мин. | 15 мин. | 30 мин. | Проекты, опросы. |
42 | | | Химические лаборатории Земли. | 45 мин. | 10 мин. | 35 мин. | Проекты, опросы. |
43 | | | Земная лаборатория питания. | 45 мин. | 10 мин. | 35 мин. | Проекты, опросы. |
44 | | | Царство растений и животных в микромире. | 45 мин. | 10 мин. | 35 мин. | Проекты, опросы. |
45 | | | Живые программы. | 45 мин. | 10 мин. | 35 мин. | Проекты, опросы. |
46 | | | Мы с тобой одной крови. | 45 мин. | 10 мин. | 35 мин. | Проекты, опросы. |
Программа 4. Человек. 17 занятий по 45 минут (17 академических часов) |
47 | | | Человек — это микрокосмос! | 45 мин. | 15 мин. | 30 мин. | Проекты, опросы. |
48 | | | Сердце, тебе не хочется покоя! | 45 мин. | 10 мин. | 35 мин. | Проекты, опросы. |
49 | | | Основа основ! | 45 мин. | 10 мин. | 35 мин. | Проекты, опросы. |
50 | | | Я живу, а значит, я дышу! | 45 мин. | 10 мин. | 35 мин. | Проекты, опросы. |
51 | | | Ты то, что ты ешь! | 45 мин. | 10 мин. | 35 мин. | Проекты, опросы. |
52 | | | Включай мозги! | 45 мин. | 15 мин. | 30 мин. | Проекты, опросы. |
53 | | | Чело-на-век! | 45 мин. | 15 мин. | 30 мин. | Проекты, опросы. |
54 | | | Стая или общество? | 45 мин. | 15 мин. | 30 мин. | Проекты, опросы. |
55 | | | Рукотворный мир. | 45 мин. | 15 мин. | 30 мин. | Проекты, опросы. |
56 | | | Царь природы или ее защитник? | 45 мин. | 10 мин. | 35 мин. | Проекты, опросы. |
57 | | | Куда идем? | 45 мин. | 10 мин. | 35 мин. | Проекты, опросы. |
58 | | | Итоговое занятие | 90 мин. | | 90 мин. | Научно-практическая конференция. Онлайн-викторина. |
59 | | | Итоговое занятие продолжение. |
60 | | | Защита проектов . | 45 мин. | 10 мин. | 30 мин. | Научно-практическая конференция. Проекты, опросы. |
61 | | | Защита проектов . | 45 мин. | 10 мин. | 35 мин. |
62 | | | Защита проектов. | 45 мин. | 10 мин. | 35 мин. |
63 | | | Защита проектов. | 45 мин. | 10 мин. | 35 мин. |
64 | | | Защита проектов. | 45 мин. | 10 мин. | 35 мин. |
Средства, необходимые для реализации пособия.
Педагог начального или дополнительного образования.
Класс с партами и доской.
Проектор и\или компьютер (планшет) для демонстрации презентаций.
Учебник «Учебно-методическое пособие «МИР-STEAM» (в наборе).
Комплект приложений к учебно-методическому пособию «МИР- ST ЕАМ» — более 120 шт. (в наборе).
Робот — машина Карбот — 1 шт. (в наборе).
Шаблоны, трафареты и т. п. к занятиям (для распечатки) — более 50 шт. (информационная поддержка пособия «MHP-STEAM» - по ссылке https://yadi.sk/d/21YGTjLzFv_k7Q?w=l)
Презентации к занятиям — 26 шт. (информационная поддержка пособия «МИР-БТЕАМ» по ссылке - https://yadi.sk/d/21YGTjLzFv_k7Q?w=l)
Необходимые к каждому занятию материалы для проведения опытов, исследований и междисциплинарных проектов (списки в описании материалов к каждому занятию).