Пояснительная записка.
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Плавание» для 2-4 класса составлена на основе:
1.Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования
2.Примерной программы начального общего образования по физической культуре 3.Авторской программы по физической культуре В.И.Ляха «Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников В. И. Ляха. 1-4 классы.» - М. Просвещение, 2014
Рабочая программа ориентирована на учебник: Лях В.И. Физическая культура1-4 класс- учебник для общеобразовательных учреждений/ Лях В.И., Зданевич А.А. , под общей редакцией Ляха В.И. – Москва. Просвещение 2012год.
Цель:
Осуществление массового обучения плаванию, оздоровление, закаливание и физического развитие детей, на этой основе искать одарённых к спортивному плаванию детей
Задачи:
Обучающие:
Обучение технике плавания и привитие безбоязненного отношения к воде, совершенствование техники плавания
Достижение высокого качества подготовки по прикладному плаванию
Развивающие:
Развитие спортивных качеств обучающихся
Развитие мышечной массы и закаливание организма детей
Воспитывающие:
Воспитание чувства долга, ответственности, организованности
Выработка таких личных качеств как гибкость, ловкость, пластичность, благоприятно влияющих на формирование красивой фигуры и правильной осанки
Формирование интереса к занятиям спортом
Выявление спортивно - одарённых детей для дальнейшего занятия плаванием в учебно-тренировочных группах.
Количество часов по учебному плану на 2021-2022 учебный год –1 час в неделю. 33 часа за год. Уровень - базовый.
Формы организации учебного процесса:Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня.
Виды и формы деятельности
К формам организации занятий по плаванию в начальной школе относятся:
внеклассная физкультурно-массовая работа (занятие в кружках физической культуры и спортивных секциях, спортивные соревнования);
внешкольная спортивно-массовая работа (по месту жительства учеников, занятия в детско-юношеских спортивных школах, спортивных обществах);
самостоятельные занятия школьников физическими упражнениями в семье, на пришкольных и дворовых площадках, стадионах, в парках)
Для более качественного освоения предметного содержания внеурочной деятельности «Плавание» подразделять на три типа:
с образовательно- познавательной
образовательно-предметной
образовательно-тренировочной направленностью.
На уроках с образовательно-познавательной направленностью учащихся знакомят со способами и правилами организации самостоятельных занятий, обучают навыкам и умениям по организации и проведению самостоятельных занятий с использованием ранее изученного материала. При освоении знаний и способов деятельности целесообразно использовать учебники по физической культуре, особенно те их разделы, которые касаются особенностей выполнения самостоятельных заданий или самостоятельного закрепления разучиваемых физических упражнений.
Уроки с образовательно-предметной направленностью используются в основном для обучения практическому материалу раздела плавания. На этих уроках учащиеся также осваивают новые знания, но только те, которые касаются предмета обучения (например, название упражнений или описание техники их выполнения и т. п.).
Уроки с образовательно-тренировочной направленностью преимущественно используются для развития физических качеств и решения соответствующих задач в рамках относительно жесткой регламентации динамики физической нагрузки от начала урока до окончания его основной части. Помимо целенаправленного развития физических качеств, на уроках с образовательно-тренировочной направленностью необходимо формировать у школьников представления о физической подготовке и физических качествах, физической нагрузке и ее влиянии на развитие систем организма. Также на этих уроках обучают способам регулирования физической нагрузки и способам контроля над ее величиной (в начальной школе по показателям частоты сердечных сокращений).
В целом каждый из этих типов носит образовательную направленность и по возможности включает школьников в выполнение самостоятельных заданий. Приобретаемые знания, умения и навыки в последующем закрепляются в системе самостоятельных занятий физическими упражнениями: утренней зарядке и гигиенической гимнастике до уроков, физкультминутках и подвижных играх на переменах и во время прогулок, дополнительных занятиях.
Методы реализации программы: практический, объяснительно- иллюстративный, наблюдение, информативный.
Формы организации урока: фронтальный, групповой, в парах, индивидуальный.
В программе предусмотрена многоуровневая система контроля знаний:
самоконтроль
взаимоконтроль
итоговый
Итоговый контроль - цель: проверить уровень достижения предметных и метапредметных результатов обучающихся по пройденному в текущем учебном году программному материалу,отследить уровень усвоения обучающимися учебного материала на базовом и повышенных уровнях.
Организация внеурочной работы учеников.
Внеурочная работа. Физкультурно-массовые и спортивные мероприятия;
Система оценки достижения планируемых результатов (приложение 2);
Учебно-методическое обеспечение (приложение 3)
Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые приобретаются в процессе освоения внеурочной деятельности «Плавание». Эти качественные свойства проявляются, прежде всего, в положительном отношении учащихся к занятиям двигательной деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве:
владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам;
владение знаниями по основам организации и проведения занятий физической культурой оздоровительной и тренировочной направленности, составлению содержания занятий в соответствии с собственными задачами, индивидуальными особенностями физического развития и физической подготовленности;
способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности;
способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении;
владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий физической культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим;
умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха;
хорошее телосложение, желание поддерживать его в рамках принятых норм и представлений посредством занятий физической культурой (плаванием);
культура движения, умение передвигаться красиво, легко и непринужденно;
владение умением осуществлять поиск информации по вопросам развития современных оздоровительных систем, обобщать, анализировать и творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях физической культурой;
владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности;
владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности, технических действий базовых видов спорта, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности;
умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по плаванию.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей учащихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности, приобретенные на базе освоения содержания предмета «Плавание» в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках образовательного процесса (умение учиться), так и в реальной повседневной жизни учащихся.
Метапредметные результаты отражаются прежде всего в универсальных умениях, необходимых каждому обучающемуся:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществление осознанною выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета «Плавание». Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой. Предметные результаты отражают:
знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры (плавании) в организации здорового образа жизни;
умение оказывать помощь занимающимся при освоении новых двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения
способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований;
способность преодолевать трудности, выполнять учебные задания по технической и физической подготовке в полном объеме;
способность формулировать цели и задачи занятий физическими упражнениями, аргументировано вести диалог по основам их организации и проведения;
понимание роли и значения плавания в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
приобретение опыта организации систематических занятий плаванием с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую доврачебную помощь; обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий;
Ученик 2-4 класса научится
Знания:
Правила поведения на занятиях в бассейне;
Техника безопасности на занятиях в плавательном бассейне;
Гигиенические основы;
Вспомогательные средства для занятий плаванием;
Специальные плавательные упражнения для изучения кроля на груди, спине.
Физкультурно-оздоровительная деятельность:
Комплексы подводящих упражнений для освоения техники плавания на суше;
Комплекс ОРУ упражнений в воде;
Упражнения для освоения с водой:
- Ходьба и бег по дну бассейна;
- Погружения;
- Дыхательные упражнения;
- Упражнения на всплывание: «поплавок», «звездочка», «медуза»;
Кроль на груди:
Скольжения;
Движения ног : сидя на бортике бассейна, лежа на груди с опорой о бортик бассейна и опусканием лица в воду на задержке дыхания и с дыханием, в скольжении.
Плавание на груди сдвижением ног кролем на задержке дыхания;
Плавание на груди сдвижением ног кролем в согласовании с дыханием, с использованием вспомогательных средств (дощечка).
Движения рук: гребок правой, левой, одновременные, попеременные;
Плавание отрезков с помощью гребков руками на задержке дыхания.
Кроль на спине:
Скольжения;
Движения ног : сидя на бортике бассейна, в скольжении.
Плавание на спине сдвижением ног кролем;
Плавание на спине сдвижением ног кролем с использованием вспомогательных средств (дощечка).
Движения рук: гребок правой, левой, одновременные, попеременные;
Плавание отрезков кролем на спине в полной координации.
Игры в воде:
«Насосы», «Кто дальше?», «Морской бой», эстафеты.
Раздел 2.Содержание учебного предмета.
Уроки плавания включают в себя теоретическую часть и практическую. Учащиеся начинают обучение плаванию с подготовительных упражнений для освоения с водой. Освоение с водой происходит одновременно с изучением простейших упражнений, являющихся элементами техники спортивного плавания. Особое внимание уделяется упражнениям в скольжениях, которые содействуют выработке равновесия, горизонтального положения тела, наиболее обтекаемого при плавании, тренируют умение напрягать тело и тянуться вперед в направлении движения, увеличивая длину скольжения, освоению техники движений рук и ног кролем на груди и на спине и дыханию. Из существующих четырех спортивных способов плавания (кроль на груди, кроль на спине, брасс и баттерфляй) при обучении маленьких детей используют два способа - кроль на груди и спине. Программа ориентирована на плавательную подготовку учащихся школы. Основная форма организации занятий плаванием – внеурочная деятельность. Внеурочная деятельность проводятся так же, как и по другим дисциплинам, с использованием фронтального, группового, поточного и других методов, но с учетом специфических условий. Выбор зависит от поставленных задач, подготовки учащихся, их количества в группе (классе), от бассейна, отведенного для занятий.
В процессе обучения выбирают и применяют те средства и методы, с помощью которых можно быстрее и эффективнее решить поставленные задачи. К предстоящей учебной работе учителю необходимо психологически подготовить учеников, учитывая их интересы и запросы, стимулируя и мотивируя их деятельность. Внеурочная деятельность состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной.
Изучение техники спортивных способов плавания проводится в строгой методической последовательности. Техника изучается раздельно в следующем порядке:
Положение тела.
Дыхание.
Движения ногами.
Движения руками.
Общее согласование движений.
При этом освоение каждого элемента техники осуществляется в постепенно усложняющихся условиях, предусматривающих в конечном итоге выполнение упражнений в горизонтальном безопорном положении, являющемся рабочей позой пловца. Каждый элемент техники плавания изучается в следующем порядке:
ознакомление с движением на суше: проводится в общих чертах, без отработки деталей, поскольку условия выполнения одного и того же движения на суше и в воде различны;
изучение движений в воде с неподвижной опорой: при изучении движений ногами в качестве опоры используют бортик бассейна; движения руками изучаются, стоя на дне по грудь или по пояс в воде;
изучение движений в воде с подвижной опорой: при изучении движений ногами широко применяются плавательные доски; движения руками изучаются во время медленной ходьбы по дну или в положении лежа на воде с поддержкой партнером;
изучение движений в воде без опоры: все упражнения этой группы выполняются в скольжении и плавании.
последовательное согласование разученных элементов техники и объединение их в целостный способ плавания проводится в следующем порядке:
движения ногами с дыханием;
движения руками с дыханием;
движения ногами и руками с дыханием;
плавание в полной координации.
Несмотря на изучение техники плавания по частям, на начальном этапе обучения необходимо стремиться к выполнению изучаемого способа плавания в целом - насколько позволяет уровень подготовленности занимающихся.
На этапе закрепления и совершенствования техники плавания рекомендуется метод целостного выполнения техники. С этой целью применяются следующие варианты плавания:
поочередное проплывание длинных и коротких отрезков (например, плавание вдоль и поперек бассейна);проплывание отрезков на наименьшее количество гребков; в заданном темпе (например, плавание по элементам и в полной координации; плавание по элементам с поддержкой и без поддержки; плавание с задержкой дыхания и в полной координации).
Таким образом, закрепление и совершенствование техники плавания обеспечивают:
разнообразие вариантов выполнения упражнений, которое позволяет сохранить интерес к занятиям, что особенно важно в плавании;
умение применять различные варианты техники плавания в изменяющихся условиях;
формирование индивидуальной техники плавания в соответствии с особенностями телосложения и уровнем физической подготовленности.
Раздел 3.Тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | Планируемые образовательные результаты |
1 | Теоретическая часть | 3 | |
2 | Практическая часть: -положение тела. | 30 | |
2 | |
| -дыхание. | 4 | |
| -движения ногами. | 5 | |
| -движения руками. | 4 | |
| -общее согласование движений. | 3 | |
| -кроль на груди | 6 | |
| -кроль на спине | 6 | |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела программы, тема | Кол-во часов | Дата |
План | Факт |
| Теория. Инструктаж по технике безопасности. Вводное занятие Водная стихия и её обитатели. Значение плавания в укреплении здоровья человека. | 1 | 03.09 | |
| Теория. Гигиенические правила во время купания и занятий плаванием. Меры безопасности на воде. Оказание первой помощи на воде. | 1 | 10.09 | |
| Подготовительные упражнения по освоению с водой. Специальные плавательные упражнения. | 1 | 17.09 | |
| Лежание на воде на груди. Лежание на воде на спине | 1 | 24.09 | |
| Правила поведения и дисциплина на воде Строевые упражнения, ходьба и бег. Специальные плавательные упражнения (погружение в воду с открытыми глазами). | 1 | 01.10 | |
| Специальные плавательные упражнения. Задержка дыхания. «Поплавок». | 1 | 08.10 | |
| Правила поведения и дисциплина под водой, приёмы подводного плавания при задержке дыхания. | 1 | 15.10 | |
| Правила поведения и дисциплина на воде Строевые упражнения, ходьба и бег. | 1 | 22.10 | |
| Освоение движений на суше и в воде Игры и развлечения на воде. «Медуза». | 1 | 29.10 | |
| Передвижение по дну шагом, бегом, прыжками. Лежание на воде с опорой о бортик | 1 | 12.11 | |
| Упражнения для изучения техники спортивных способов плавания, стартов и поворотов | 1 | 19.11 | |
| Передвижение по дну шагом и бегом с помощью гребковых движений руками. Облегчение и неспортивные способы плавания. | 1 | 26.11 | |
| Скольжение на груди, отталкиваясь от бортика и дна. Погружение в воду с головой. | 1 | 03.12 | |
| Передвижение по дну шагом и бегом с помощью гребковых движений руками. Облегчение и неспортивные способы плавания. | 1 | 10.12 | |
| Игры и развлечения на воде. «Спрячься в воду», «Охотники и утки». | 1 | 17.12 | |
| Отработка движений при плавании способом «дельфин». | 1 | 24.12 | |
| Развитие выносливости. Отработка движений рук и ног при плавании способом «дельфин». | 1 | 14.01 | |
| Игры и развлечения на воде. «Звёздочка», «Хоровод». Отработка движений рук и ног. | 1 | 21.01 | |
| Старт, финиш, повороты. Скольжение на груди, спине | 1 | 28.01 | |
| Освоение вариантов транспортировки утопающего, ослабевшего человека. Специальные плавательные упражнения. | 1 | 04.02 | |
| Выдох в воду, держась за бортик, стоя на дне. Скольжение: руки вдоль тела. | 1 | 11.02 | |
| Теория. Элементарные представления о физике и физиологии плавания под водой. Искусственное дыхание. Оказание первой доврачебной помощи при утоплении | 1 | 18.02 | |
| Упражнения для изучения техники спортивных способов плавания, стартов и поворотов | 1 | 25.02 | |
| Старт из воды. Совершенствование плавания Движение рук и ног при плавании способом кроль на груди. Нижний старт. | 1 | 04.03 | |
| Работа ног кролем на груди в скольжении Выдох в воду. Работа ног кролем на груди с опорой о бортик | 1 | 11.03 | |
| Работа ног в положении с опорой на доску Выдох в воду. Работа ног кролем на груди с опорой о бортик | 1 | 18.03 | |
| Работа ног кролем на груди в скольжении Игры и развлечения на воде. «Качели», «Смелые ребята» | 1 | 08.04 | |
| Работа ног в положении с опорой на доску Игры и развлечения на воде.«Карусель». | 1 | 15.04 | |
| Старт из воды. Совершенствование плавания Движение рук и ног при плавании способом кроль на спине. Игра «Звёздочка» | 1 | 22.04 | |
| Скольжение на груди, отталкиваясь от бортика и дна. Погружение в воду с головой. | 1 | 29.04 | |
| Игры и развлечения на воде. «Качели», «Смелые ребята» | 1 | 06.05 | |
| Старт из воды. Совершенствование плавания Движение рук и ног при плавании способом кроль на спине. Нижний старт. | 1 | 13.05 | |
| Итоговое занятие. Игры и развлечения на воде. | 1 | 20.05 | |
Приложение 1
Внеурочная работа. Физкультурно-массовые и спортивные мероприятия.
Данный раздел программы объединяет содержание внеурочных форм физического воспитания: в кружках физической культуры, спортивных секциях, группах общей физической подготовки, а также факультативные и консультативные занятия. Содержание занятий в различных формах внеурочной работы определяется с учетом возраста школьников.
Для спортивных секций материал по общей физической подготовке является единым. По специальной физической подготовке он представлен в программе отдельно по основным видам спорта. При наличии соответствующих условий учителя могут организовать занятия и по другим видам спорта, включая национальные.
Цель внеурочных форм занятий состоит в том, чтобы на основе интересов и склонностей учащихся углубить знания, расширить и закрепить арсенал двигательных умений и навыков в конкретных видах спорта, достигнуть более высокого уровня развития двигательных способностей, нравственных качеств, приобщить учащихся к регулярным
тренировкам.
Примерное содержание занятий
Группы и кружки общей физической подготовки
Общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами, на гимнастических снарядах, акробатические упражнения, прыжки в высоту и в длину с разбега, со скакалкой; метание мяча, ходьба и бег; подвижные игры; спортивные игры по упрощённым правилам; упражнения ритмической гимнастики; и др.
Кружки и внеурочная деятельность физической культуры
Плавание. Упражнения для освоения с водной средой, скольжение на груди и спине; движения рук и ног при плавании
кролем, на спине и брассом; согласованное движение рук с дыханием;
прыжок в воду с тумбочки, старт из воды; повороты; игры на воде.
Настольный теннис. Основная стойка, способы хвата ракетки,
разновидность ударов, подач, приёмов мяча; двусторонняя игра.
Футбол. Перемещения, передачи, остановки, ведение, удары; двусторонняя игра.
Мини-волейбол. Стойки, перемещения, передачи, подачи; двусторонняя игра.
Подготовка к сдаче нормативов комплекса ГТО: назначение,
нормы первой (для детей 6—8 лет) и второй (для детей 9—10 лет) ступеней.
Приложение 2
Прогнозируемый результат и способы его проверки.
Овладение учащимися навыков основных способов плавания, привлечение к систематическим занятиям плавания детей и подростков.
Повышение уровня общей и специальной физической подготовленности детей и подростков.
Овладения навыками здорового образа жизни детьми, педагогами, родителями, активное участие в общественной жизни.
В течение учебного года проводятся соревнования:
- «веселые старты» на воде
В каждой четверти и конце года результаты обучения детей оцениваются педагогом на контрольном занятии.
Критерии оценки:
- 2-4 классы - преодоление дистанции 25 м кролем на спине и груди.
Отличительной чертой данной программы является обучения спортивному плаванию как одного из основных компонентов деятельности в области физической культуры в условиях школы. Двигательные умения и действия в воде, развитие физических качеств посредством плавания открывают для учащихся средней школы новые горизонты для личного самосовершенствования и укрепления здоровья.
Овладение навыком плавания является жизненно необходимым для каждого. Способность плавать позволяет человеку уверенно чувствовать себя не только в условиях бассейна, но и в открытых водоемах. Спортивное плавание есть прекрасное средство закаливания и тренировки, посредством которого учащиеся имеют возможность совершенствовать свое тело и дух.
Приложение 3.
Учебно-методическое обеспечение:
Для реализации целей и задач обучения плавание по данной программе используется следующее УМК:
Лях В.И. Физическая культура1-4 класс- учебник для общеобразовательных учреждений/ Лях В.И., Зданевич А.А. , под общей редакцией Ляха В.И. – Москва. Просвещение 2012год.
Учебно-практическое оборудование:
Стенка гимнастическая
Скамейка гимнастическая жесткая (длиной 4 м)
Комплект навесного оборудования ( тренировочные баскетбольные щиты)
Мячи: баскетбольные, волейбольные.
Теннисный стол (ракетки, сетка, шарик теннисный)
Палка гимнастическая
Скакалка детская
Мат гимнастический
Аптечка
ПЕРЕЧЕНЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 Кофман Л.Б. Настольная книга учителя физической культуры. – М., Физкультура и спорт, 1998.
2 Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Практикум по теории и методики физического воспитания 2001г.
3Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. Пособие для учителя Издательство Москва 1998.