СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по внеурочной деятельности «Размышляй-ка»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа дополняет и расширяет математические знания, прививает интерес к предмету

Просмотр содержимого документа
«Программа по внеурочной деятельности «Размышляй-ка»»


Пояснительная записка

Программа по внеурочной деятельности «Размышляй-ка» составлена на основе следующих нормативно - правовых документов:

• Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

• Федеральный закон от 29.10.2010. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;

• Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060);

• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. №1643 "О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373" Об утверждении и введении в действие ФГОС начального общего образования";

• Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской « Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189 (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2-11 № 19993);

Программа соответствует:

• требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

Планирование составлено на основе:

• Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование./ под ред. В. А. Горского. – 2-е изд. – М. Просвещение, 2011.

Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного стандарта второго поколения, которые заключаются в следующем:

  • «…Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики….

  • Учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения.

  • Обеспечение преемственности …начального общего, основного и среднего (полного) общего образования.

  • Разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого ученика (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности….»

(Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.: Просвещение, 2011. с.6.).

Новизна программы состоит в том, что данная программа дополняет и расширяет математические знания, прививает интерес к предмету и позволяет использовать эти знания на практике.

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.

Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.

Программа рассчитана на 1 год. Занятия 2 раза в неделю.

Цель и задачи программы

Цель: формирование умения решать нестандартные математические задачи, путем использования различных жизненных ситуаций.

Задачи:

  • создание условий для формирования и развития практических умений обучающихся решать нестандартные задачи, используя различные методы и приемы;

  • развитие математического кругозора, логического и творческого мышления, исследовательских умений учащихся;

  • формирование навыков самостоятельной работы, имеющий последовательный характер.


Основные идеи, принципы и подходы, реализуемые в программе

Принципы программы:

  • Актуальность. Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.

  • Научность. Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

  • Системность. Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

  • Практическая направленность. Содержание занятий направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

  • Обеспечение мотивации. Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.

  • Курс ориентационный. Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.

Ценностными ориентирами содержания курса являются:

  • формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

освоение эвристических приёмов рассуждений;

  • формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

  • развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

  • формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;

  • формирование пространственных представлений и пространственного воображения;

  • привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Возраст детей –10-11лет

Срок реализации программы 1 год. Программа рассчитана на 68 ч в год с проведением занятий 2 раза в неделю. Всего 68 занятий. Содержание программы отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика» и не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, в программе содержатся полезная и любопытная информация, занимательные математические факты, способные дать простор воображению.

Формы и режим занятий

Преобладающие формы занятий – групповая и индивидуальная. Формы занятий младших школьников очень разнообразны: это тематические занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины, соревнования. Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия, экскурсии по сбору числового материала, задачи на основе статистических данных по городу, сказки на математические темы, конкурсы газет, плакатов.

Основные виды деятельности учащихся:

• составление, решение нестандартных задач

• оформление математических газет

• участие в математической олимпиаде,

• знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой

• проектная деятельность

• самостоятельная работа

• работа в парах, в группах

• творческие работы

• экскурсия

Содержание изучаемого курса:

  1. Числа (34 ч)

  2. Задачи(28 ч)

  3. Геометрические фигуры(6 ч)

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы

Личностные УУД:

развивать любознательность, сообразительность при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

развивать внимательность, настойчивость, целеустремлённость, умение преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

развивать самостоятельность суждений, нестандартность мышления.

Познавательные УУД:

сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);

моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;

применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;

анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданиями и правилами.

Коммуникативные УУД:

включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.

Регулятивные УУД:

сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат заданным условием;

контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;

моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;

конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи.

Предметные УУД:

конструировать несложные задачи.

ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;

ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки и др., указывающие направление движения;

проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);

выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;

анализировать расположение деталей в исходной конструкции;

составлять фигуры из частей, определять место заданной детали конструкции.

Предполагаемые результаты реализации программы.

умение перестраиваться в соответствии с изменившейся ситуацией;

применение логического и творческого мышления, исследовательских умений в решение жизненных задач;

использование навыков самостоятельной работы в жизни.

овладение способами исследовательской деятельности;

участие в олимпиадах, конкурсах.


Виды контроля знаний


В данном случае для проверки уровня усвоения знаний учащимися могут быть использованы нестандартные виды контроля:

Тестирование – решение нестандартных заданий

Создание проекта: «Загадки математики»

Участие в математических конкурсах, чемпионатах, КВН, турнирах, олимпиадах

Выпуск математических газет.


Контроль и оценка планируемых результатов.

В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются следующими результатами. Результаты внеурочной деятель­ности оцениваются по трём уровням.

Первый уровень результатов – обучающиеся применяют логическое и творческое мышление в решении жизненных задач.

Второй уровень результатов – обучающиеся применяют логическое и творческое мышление в решении жизненных задач, используют навыки самостоятельной работы в жизни.

Третий уровень результатов – обучающиеся применяют логическое и творческое мышление в решении жизненных задач, используют навыки самостоятельной работы в жизни, умеют перестраиваться в соответствии с изменившейся ситуацией.


Список литературы


Мультимедийное оборудование.

Компьютер.

Экран.

Специфическое сопровождение (оборудование):

Демонстрационный материал: геометрические фигуры (куб, конус, пирамида и т.д). Ребусы.

Электронно-программное обеспечение: Электронный образовательный ресурс.

"Тренажер по математике. 4 класс (CDpc).

Интерактивная математика. Тренажёры для 1-4 классов.



  1. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007

  2. Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996

  3. Белицкая Н. Г., Орг А. О. Школьные олимпиады. Начальная школа. М.: Айрис – пресс,2008

  4. Максимова Т. Н. Олимпиадные задания. 3-4 кл. М.: «ВАКО», 2011

  5. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004

  6. Н.В.Тутубалина Познавательные викторины для детей младшего школьного возраста

  7. Узорова О.В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004

  8. Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004

  9. Занимательные задачи для маленьких. Москва 1994

  10. Математика. Внеклассные занятия в начальной школе. Г.Т.Дьячкова. Волгоград 2000г

  11. «Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал

















Календарно-тематическое планирование

Название темы занятия

Форма проведения

Кол-во часов

Дата план

Дата факт


Числа

1-2

Вводное занятие

Что дала математика людям?

Составление и решение математических ребусов

2



3-4

Таблица умножения.

Умножение и деление в пределах 100

Составление и решение математических ребусов.

2



5-6

Письменные приёмы умножения и деления

Составление и решение примеров

2



7-8

Занимательный устный счёт.

Составление и решение примеров

2



9-10

Решение задач

Использование арабских и римских цифр для записи чисел.

2



11-12

Выполнение образцов заданий ВПР. Задачи на логику.

Запись числа разными способами.

2



13-14

Математический ребус.

Составление математических ребусов.

2



15-16

Геометрический материал

Задания на восстановление чисел и их записи.

2



17-18

Письменные приёмы умножения и деления


Задания на восстановление чисел и их записи.




19-20

Задачи на время


Нахождение в записи числа неизвестных цифр, заменённых буквами.

2



21-22

Задачи с именованными числами


Работа со схемами

2



23-24

Нахождение значения выражения

Порядок действий. Выполнение демоверсий ВПР.

Работа с диаграммами

2



25-26

Пробная ВПР

Составление и решение заданий

2



27-28

Задачи на смекалку. Умножение и деление многозначных чисел.


Решение заданий на смекалку.

2



29-30

Выполнение образцов заданий ВПР. Задачи на логику

Решение арифметических текстовых задач разными способами.

2



31-32

Решение логических задач. Решение уравнений.


Решение арифметических текстовых задач разными способами.

2



33-34

Решение заданий на смекалку.

Решение упражнений, задач.

2



35-36

Текстовые задачи

Составление и решение задач

2



37-38

Решение заданий повышенной трудности. Выполнение демоверсий ВПР.

Рациональный способ решения задач.

2



39-40

Умножение и деление в пределах 1000 Выполнение образцов заданий ВПР.

Оригинальные решения задач.


2



41-42

Решение логических задач.

Решение задач-сказок.

2



43-44

Письменные приёмы умножения и деления

Составление и решение задач

2



45-46

Выполнение образцов заданий ВПР.

Составление и решение задач

2



47-48

Решение логических задач.

Решение заданий на смекалку.

2



49-50

Умножение и деление столбиком Задачи на логику

Математические справочники

2



51-52

Порядок действий в выражениях. Выполнение образцов заданий ВПР.


Сравнение длин, составление задач

2



53-54

Решение логических задач.

Использование приёмов рациональных вычислений

2



55-56

Выполнение образцов заданий ВПР.

Практикум

2



57-58

Задачи с многовариантными решениями.

Решение логических задач с помощью рассуждений.

2



59-60

Действия с именованными числами. Выполнение демоверсий ВПР.

Разгадывание математических ребусов

2



61-62

Решение логических задач.

Составление и решение задач

2



63-64

Загадки-смекалки. Выполнение образцов заданий ВПР.

Решение нестандартных задач

2



65-66

Сложение и вычитание, умножение и деление столбиком. Выполнение демоверсий ВПР.

Решение нестандартных задач

2



67-68

Выполнение демоверсий ВПР.

ВПР

Подведение итогов работы, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника.

Творческая работа

2