Пояснительная записка
Программа по внеурочной деятельности «Размышляй-ка» составлена на основе следующих нормативно - правовых документов:
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
• Федеральный закон от 29.10.2010. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
• Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060);
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. №1643 "О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373" Об утверждении и введении в действие ФГОС начального общего образования";
• Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской « Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189 (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2-11 № 19993);
Программа соответствует:
• требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
Планирование составлено на основе:
• Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование./ под ред. В. А. Горского. – 2-е изд. – М. Просвещение, 2011.
Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного стандарта второго поколения, которые заключаются в следующем:
«…Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики….
Учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения.
Обеспечение преемственности …начального общего, основного и среднего (полного) общего образования.
Разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого ученика (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности….»
(Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.: Просвещение, 2011. с.6.).
Новизна программы состоит в том, что данная программа дополняет и расширяет математические знания, прививает интерес к предмету и позволяет использовать эти знания на практике.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Программа рассчитана на 1 год. Занятия 2 раза в неделю.
Цель и задачи программы
Цель: формирование умения решать нестандартные математические задачи, путем использования различных жизненных ситуаций.
Задачи:
создание условий для формирования и развития практических умений обучающихся решать нестандартные задачи, используя различные методы и приемы;
развитие математического кругозора, логического и творческого мышления, исследовательских умений учащихся;
формирование навыков самостоятельной работы, имеющий последовательный характер.
Основные идеи, принципы и подходы, реализуемые в программе
Принципы программы:
Актуальность. Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
Научность. Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
Системность. Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
Практическая направленность. Содержание занятий направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
Обеспечение мотивации. Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
Курс ориентационный. Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Ценностными ориентирами содержания курса являются:
освоение эвристических приёмов рассуждений;
формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;
формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Возраст детей –10-11лет
Срок реализации программы 1 год. Программа рассчитана на 68 ч в год с проведением занятий 2 раза в неделю. Всего 68 занятий. Содержание программы отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика» и не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, в программе содержатся полезная и любопытная информация, занимательные математические факты, способные дать простор воображению.
Формы и режим занятий
Преобладающие формы занятий – групповая и индивидуальная. Формы занятий младших школьников очень разнообразны: это тематические занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины, соревнования. Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия, экскурсии по сбору числового материала, задачи на основе статистических данных по городу, сказки на математические темы, конкурсы газет, плакатов.
Основные виды деятельности учащихся:
• составление, решение нестандартных задач
• оформление математических газет
• участие в математической олимпиаде,
• знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой
• проектная деятельность
• самостоятельная работа
• работа в парах, в группах
• творческие работы
• экскурсия
Содержание изучаемого курса:
Числа (34 ч)
Задачи(28 ч)
Геометрические фигуры(6 ч)
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
Личностные УУД:
развивать любознательность, сообразительность при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развивать внимательность, настойчивость, целеустремлённость, умение преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
развивать самостоятельность суждений, нестандартность мышления.
Познавательные УУД:
сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданиями и правилами.
Коммуникативные УУД:
включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
Регулятивные УУД:
сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат заданным условием;
контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;
конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи.
Предметные УУД:
конструировать несложные задачи.
ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;
ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки и др., указывающие направление движения;
проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);
выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
анализировать расположение деталей в исходной конструкции;
составлять фигуры из частей, определять место заданной детали конструкции.
Предполагаемые результаты реализации программы.
умение перестраиваться в соответствии с изменившейся ситуацией;
применение логического и творческого мышления, исследовательских умений в решение жизненных задач;
использование навыков самостоятельной работы в жизни.
овладение способами исследовательской деятельности;
участие в олимпиадах, конкурсах.
Виды контроля знаний
В данном случае для проверки уровня усвоения знаний учащимися могут быть использованы нестандартные виды контроля:
Тестирование – решение нестандартных заданий
Создание проекта: «Загадки математики»
Участие в математических конкурсах, чемпионатах, КВН, турнирах, олимпиадах
Выпуск математических газет.
Контроль и оценка планируемых результатов.
В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются следующими результатами. Результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов – обучающиеся применяют логическое и творческое мышление в решении жизненных задач.
Второй уровень результатов – обучающиеся применяют логическое и творческое мышление в решении жизненных задач, используют навыки самостоятельной работы в жизни.
Третий уровень результатов – обучающиеся применяют логическое и творческое мышление в решении жизненных задач, используют навыки самостоятельной работы в жизни, умеют перестраиваться в соответствии с изменившейся ситуацией.
Список литературы
Мультимедийное оборудование.
Компьютер.
Экран.
Специфическое сопровождение (оборудование):
Демонстрационный материал: геометрические фигуры (куб, конус, пирамида и т.д). Ребусы.
Электронно-программное обеспечение: Электронный образовательный ресурс.
"Тренажер по математике. 4 класс (CDpc).
Интерактивная математика. Тренажёры для 1-4 классов.
Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
Белицкая Н. Г., Орг А. О. Школьные олимпиады. Начальная школа. М.: Айрис – пресс,2008
Максимова Т. Н. Олимпиадные задания. 3-4 кл. М.: «ВАКО», 2011
Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
Н.В.Тутубалина Познавательные викторины для детей младшего школьного возраста
Узорова О.В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
Занимательные задачи для маленьких. Москва 1994
Математика. Внеклассные занятия в начальной школе. Г.Т.Дьячкова. Волгоград 2000г
«Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал
Календарно-тематическое планирование
№ | Название темы занятия | Форма проведения | Кол-во часов | Дата план | Дата факт |
| Числа |
1-2 | Вводное занятие Что дала математика людям? | Составление и решение математических ребусов | 2 | | |
3-4 | Таблица умножения. Умножение и деление в пределах 100 | Составление и решение математических ребусов. | 2 | | |
5-6 | Письменные приёмы умножения и деления | Составление и решение примеров | 2 | | |
7-8 | Занимательный устный счёт. | Составление и решение примеров | 2 | | |
9-10 | Решение задач | Использование арабских и римских цифр для записи чисел. | 2 | | |
11-12 | Выполнение образцов заданий ВПР. Задачи на логику. | Запись числа разными способами. | 2 | | |
13-14 | Математический ребус. | Составление математических ребусов. | 2 | | |
15-16 | Геометрический материал | Задания на восстановление чисел и их записи. | 2 | | |
17-18 | Письменные приёмы умножения и деления | Задания на восстановление чисел и их записи. | | | |
19-20 | Задачи на время | Нахождение в записи числа неизвестных цифр, заменённых буквами. | 2 | | |
21-22 | Задачи с именованными числами | Работа со схемами | 2 | | |
23-24 | Нахождение значения выражения Порядок действий. Выполнение демоверсий ВПР. | Работа с диаграммами | 2 | | |
25-26 | Пробная ВПР | Составление и решение заданий | 2 | | |
27-28 | Задачи на смекалку. Умножение и деление многозначных чисел. | Решение заданий на смекалку. | 2 | | |
29-30 | Выполнение образцов заданий ВПР. Задачи на логику | Решение арифметических текстовых задач разными способами. | 2 | | |
31-32 | Решение логических задач. Решение уравнений. | Решение арифметических текстовых задач разными способами. | 2 | | |
33-34 | Решение заданий на смекалку. | Решение упражнений, задач. | 2 | | |
35-36 | Текстовые задачи | Составление и решение задач | 2 | | |
37-38 | Решение заданий повышенной трудности. Выполнение демоверсий ВПР. | Рациональный способ решения задач. | 2 | | |
39-40 | Умножение и деление в пределах 1000 Выполнение образцов заданий ВПР. | Оригинальные решения задач. | 2 | | |
41-42 | Решение логических задач. | Решение задач-сказок. | 2 | | |
43-44 | Письменные приёмы умножения и деления | Составление и решение задач | 2 | | |
45-46 | Выполнение образцов заданий ВПР. | Составление и решение задач | 2 | | |
47-48 | Решение логических задач. | Решение заданий на смекалку. | 2 | | |
49-50 | Умножение и деление столбиком Задачи на логику | Математические справочники | 2 | | |
51-52 | Порядок действий в выражениях. Выполнение образцов заданий ВПР. | Сравнение длин, составление задач | 2 | | |
53-54 | Решение логических задач. | Использование приёмов рациональных вычислений | 2 | | |
55-56 | Выполнение образцов заданий ВПР. | Практикум | 2 | | |
57-58 | Задачи с многовариантными решениями. | Решение логических задач с помощью рассуждений. | 2 | | |
59-60 | Действия с именованными числами. Выполнение демоверсий ВПР. | Разгадывание математических ребусов | 2 | | |
61-62 | Решение логических задач. | Составление и решение задач | 2 | | |
63-64 | Загадки-смекалки. Выполнение образцов заданий ВПР. | Решение нестандартных задач | 2 | | |
65-66 | Сложение и вычитание, умножение и деление столбиком. Выполнение демоверсий ВПР. | Решение нестандартных задач | 2 | | |
67-68 | Выполнение демоверсий ВПР. ВПР | Подведение итогов работы, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника. Творческая работа | 2 | | |