1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Уроки нравственности».
В ходе реализации программы «Уроки нравственности» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
-на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
-на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
-на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации младших школьников.
В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Задача педагога поддерживать эту тенденцию, способствовать используемыми им воспитательными формами достижению ребенком первого уровня результатов.
Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов. К четвертому классу у младшего школьника появляется реальная возможность выхода в пространство общественного действия, то есть достижение третьего уровня воспитательных результатов.
В результате прохождения программного материала к концу 1 класса обучающиеся должны уметь:
-потребность в самовоспитании и саморазвитии;
-чувство уважения к правам и обязанностям человека;
-чувство трудолюбия, уважения к людям труда;
-ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни;
-ценностное отношение к природе, окружающей среде;
-потребность в чтении художественной литературы.
В результате изучения данного курса в первом классе обучающиеся получат возможность формирования личностных результатов:
1. Ученик получит знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что станет предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, формирования нравственного сознания младшего школьника.
2. Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, ученик начнёт осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.
3. С помощью обсуждения сказок, произведений художественной литературы ученик освоит первоначальные этические представления добра и зла, значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации.
4. Система вопросов и заданий, носящие диагностический и тренинговый характер позволит нрав решить задачи самооценки и самопроверки ученика.
5. Ученик получит начальные нравственные представления, знакомясь с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации?», «Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).
6. Ученик научится сопоставлять, сравнивать героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе.)
Метапредметными результатами являются:
- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности); - умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; - освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.). - способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей, - совершенствование логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов, установление причинно-следственных связей, закономерностей. - приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).
Формирование коммуникативных УУД:
1. Ученик научится или получит возможность иметь и выражать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, уважительно относиться к другим мнениям.
2. Ученик научится работать коллективно или в группах, парах, а также с заданиями на выбор альтернативного решения.
3. Ученик научится или получит возможность анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.
4. Ученик научится создавать словесный портрет героя, оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.
Использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:
-соблюдения гигиенических правил;
- бережного отношения к природе;
- развития чувства ответственности, самостоятельности;
- формирования стремления быть полезным окружающим;
- стремления к здоровому образу жизни.
Каждое занятие проводится в форме творческой мастерской, что создаёт условия для формирования познавательной и творческой активности детей (беседа, игровой практикум, ситуативная беседа-рассуждение, ситуативная беседа-игра, беседа-размышление).
Для оценки эффективности занятий используются следующие показатели:
сформированность нравственных чувств, эмоционально-ценностных ориентации и отношений к окружающим;
применение правил и способов поведения в реальных жизненных ситуациях;
выполнение учащимися различных социальных ролей, в том числе связанных со школьной системой взаимоотношений.
Форма проведения промежуточной аттестации: контрольная работа.
2.Содержание курса внеурочной деятельности
«Уроки нравственности»
Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Программа «Уроки нравственности» составлена на основе программы Л. В. Мищенковой «Уроки нравственности» или «Что такое хорошо и что такое плохо», и может быть реализована учителем начальной школы в сотрудничестве с родителями. Курс «Что такое хорошо и что такое плохо» окажет серьёзную помощь в деле воспитания подрастающего поколения и направлен на формирование у учащихся позитивного отношения к таким общечеловеческим ценностям, как человек, семья, Родина, природа, труд, знания, культура, здоровый образ жизни. Данная программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся начального звена направлена на:
- формирование позитивного отношения к таким общечеловеческим ценностям, как человек, семья;
- воспитание у детей соответствующих ценностей, знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России;
- раскрытие способностей и талантов учащихся,
- подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Преимущественные формы достижения воспитательных результатов во внеурочной деятельности программы «Уроки нравственности».
1. Игровая (игра с ролевым акцентом, игра с деловым акцентом);
2. Познавательная (беседы, интеллектуальные игры, исследовательские проекты, конференции);
3. Проблемно-ценностное общение (этические беседы, дискуссии);
4. Досуговое общение (культпоходы, концерты, театральные инсценировки);
5. Художественное творчество (выставки, фестивали искусств в классе и школе);
6. Социальное творчество (акции, коллективно-творческие дела, социально-образовательные проекты);
7. Трудовая деятельность (трудовые десанты, сюжетно-ролевые продуктивные игры);
8. Спортивно-оздоровительная деятельность (участие в спортивных мероприятиях класса и школы, беседы о ЗОЖ);
9. Туристско- краеведческая деятельность (образовательные экскурсии, туристские походы по родному краю, посещение краеведческого музея).
Курс «Что такое хорошо и что такое плохо» представляет собой комплекс занятий воспитывающего характера, знакомящий учащихся начальных классов с понятиями того, «что такое хорошо и что такое плохо».
Данный курс предназначен для работы в любой системе начального образования и использования его в качестве компонента внеурочной деятельности.
Сроки реализации курса «Уроки нравственности»
Курс «Уроки нравственности» или «Что такое хорошо и что такое плохо» ориентирован на детей 7 лет, рассчитан на 66 занятий (2 часа в неделю с третьей недели сентября). Срок реализации - 1 год.
1.Я и школа (4 часа).
Здравствуй, школа! Вот и стали мы учениками…
2. Я и окружающие (38 часов).
Учимся работать в команде. О хорошем и плохом. Клуб «Выручайка». О дружбе. «Здравствуй!». Профессий много есть на свете. Учимся приходить на помощь. О рабочих руках и трудолюбии. Зайкина избушка. Учимся вежливости. Новогодняя сказка. Познакомьтесь: это я! Сказка о солнечном зайчике. Учимся быть добрыми. Когда люди радуются. Я расту! Сказка о весёлой пчеле. Как у зайчика зуб болел. Приглашаем гостей.
3. Я и семья (2 часа).
Поезд везёт подарки мамам.
4. Я и природа (10 часов).
Венок осени. Клуб любителей природы. В городе Лекарственных растений. Экскурсия по городу Лекарственных растений продолжается. Солнышко.
5. Я и книга (6 часа).
В мире любимых сказок. Снегурочка. По страницам русской народной сказки «Лиса и волк».
6. Я и здоровье (6 часов).
Я на пороге лета. О рыбалке.
3. Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1. | Здравствуй, школа! | 2 |
2. | Вот и стали мы учениками… | 2 |
3. | Учимся работать в команде. | 2 |
4. | О хорошем и плохом. | 2 |
5. | Клуб « Выручайка» | 2 |
6. | О дружбе. | 2 |
7. | Здравствуй! | 2 |
8. | Профессий много есть на свете. | 2 |
9. | Учимся приходить на помощь. | 2 |
10. | О рабочих руках и трудолюбии. | 2 |
11. | Зайкина избушка. | 2 |
12. | Учимся вежливости. | 2 |
13. | Новогодняя сказка. | 2 |
14. | Познакомтесь: это я! | 2 |
15. | Сказка о солнечном зайчике. | 2 |
16. | Учимся быть добрыми. | 2 |
17. | Когда люди радуются. | 2 |
18. | Я расту. | 2 |
19. | Сказка о веселой пчеле. | 2 |
20. | Как у зайчика зуб болел. | 2 |
21. | Приглашаем гостей. | 2 |
22. | Поезд везет подарки мамам. | 2 |
23. | Венок осени. | 2 |
24. | Клуб любителей природы. | 2 |
25. | В городе Лекарственных растений. | 2 |
26. | Экскурсия по городу Лекарственных растений продолжается. | 2 |
27. | Солнышко. | 2 |
28. | В мире любимых сказок. | 2 |
29. | Снегурочка. | 2 |
30. | По страницам русской народной сказки « Лиса и волк» | 2 |
31. | Я на пороге лета. | 2 |
32. | Промежуточная аттестация. Контрольная работа. | 1 |
33. | О рыбалке. | 2 |
34. | Итоговый урок. | 1 |
| Итого: | 66 |
.