Областное государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Кохомская коррекционная школа – интернат»
Рассмотрено Утверждаю
на заседании педагогического Директор ОГКОУ
совета «Кохомская школа-
протокол №___ интернат VI вида»
от _____________20_______ _____________
приказ №___ от ___________20____
Программа
по внеурочной деятельности
«Веселые нотки»
по общекультурному направлению
Возраст обучающихся 7-10 лет
Составитель: Спиридонова Ольга Михайловна.
2019г
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа клуба любителей музыки «Веселые нотки» разработана в соответствии с Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (МинобрнаукиРФ 2015г.). Данная программа имеет художественную направленность, актуальность её реализации подчёркивается осознанием педагогической общественностью значимости музыкального образования детей с опорой на традиции народной музыки и народно-песенного исполнительства.
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры необходимо прививать, начиная с первых дней пребывания ребёнка в школе. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве, с трудом восполнимо впоследствии. И если ребёнок хочет и любит петь, важно, чтобы рядом с ним оказался взрослый, который помог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность её прочувствовать, развить у него певческие навыки и музыкальные способности.
Актуальность и значимость развития музыкальных способностей обусловлена и тем, что музыкальное развитие имеет ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, пробуждается воображение, воля, фантазия. Обостряется восприятие, активизируются творческие силы разума и «энергия мышления» даже у самых инертных детей. «Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие человека», - утверждает известный педагог Сухомлинский.
Цель – Формирование у обучающихся устойчивого интереса к пению, исполнительских вокальных навыков через активную музыкально-творческую деятельность, приобщение к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства.
Задачи:
1. углубить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной;
2. обучить детей вокальным навыкам; привить навыки сценического поведения
3. развивать музыкально-эстетический вкус; формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала;
4. привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее;
5. развивать интерес учащихся к песенному творчеству, приобщать к культуре исполнительского мастерства;
6. развить музыкальные способности учащихся: музыкальный слух, музыкальную память, чувство ритма.
7. воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира;
8. потребность в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; эмоционально-ценностное отношение к музыке.
Общая характеристика курса.
Программа «Весёлые нотки» входит во внеурочную деятельность по художественно-эстетическому направлению. Вокальная педагогика учитывает, что каждый обучающийся есть неповторимая индивидуальность, обладающая свойственными только ей психическими, вокальными и прочими особенностями и требует всестороннего изучения этих особенностей и творческого подхода к методам их развития.
1.Музыкальное сопровождение как методический приём. Педагог своими пояснениями, примером может помочь детям приобрести умения начинать и заканчивать исполнять песню вместе с музыкой. Правильно подобранный репертуар несёт в себе эмоции, которые маленькие исполнители проявляют в пении.
2.Наглядно-зительный метод применяется для того, чтобы конкретизировать впечатления, разбудить фантазию, проиллюстрировать незнакомые явления, образы. Зрительная наглядность должна сочетаться со слуховой, помогать слуховому восприятию.
3.Словесный метод- с помощью слова можно углубить восприятие музыки, сделать его более образным, осмысленным. Особенностью словесного метода в воспитании детей является то, что здесь требуется не бытовая, а образная речь для пояснения содержания песен.
4. Социо - игровой метод - у младших школьников игра-ведущий вид деятельности. Следовательно, занятия должны быть так составлены, чтобы они напоминали игру, но отвечали задачам, которые необходимо решить на данном этапе.
Программа предполагает реализацию следующих принципов:
1)Принцип всестороннего развития. Обучение пению не должно замыкаться только на привитии певческих навыков и развитии голоса. Следует решать задачи воспитания и общего развития детей. Общение с музыкальным искусством – мощный воспитательный и развивающий фактор, и в процессе обучения важен подбор содержательного, высокохудожественного репертуара, духовно возвышающего и обогащающего каждого воспитанника.
2) Принцип сознательности предполагает формирование сознательного отношения к певческой деятельности, сознательного освоения знаний, умений и навыков в пении. Задача педагога – научить ребенка сознательно контролировать собственное звучание, определять его достоинства и недостатки.
3) Принцип посильной трудности. Продолжительность первых занятий будет зависеть от концентрации внимания ребенка. В то же время, воспитанник должен осознавать, что пение – это труд, что усидчивость и воля являются гарантией успеха в творческой деятельности.
4) Принцип систематичности и последовательности проявляется в постепенном усложнении певческого репертуара и вокальных упражнений.
5) Принцип единства художественного и технического развития голоса. Задача технического развития голоса должна быть полностью подчинена художественным целям.
Особое место уделяется концертной деятельности: обучающиеся исполняют произведения в рамках школьных, поселковых праздников, посвященных разным памятным датам. Все это помогает юным вокалистам в шутливой, незамысловатой работе-игре постичь великий смысл вокального искусства и научиться владеть своим природным инструментом – голосом.
Место курса в учебном плане.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год с проведением занятий 1 час в неделю. Продолжительность занятий 1 академический час.
Ценностные ориентиры содержания курса:
Ценность гражданской идентичности личности: на основе чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за благосостояние общества через обращение к народному музыкальному наследию и композиторской музыке.
Ценность восприятия мира: как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; отказа от деления на «своих» и «чужих»; уважения истории и культуры каждого народа, при знакомстве с музыкой разных народов и композиторов разных стран.
Ценность психологических условий развития общения, кооперации, сотрудничества: на основе разнообразных видов исполнительской музыкальной деятельности (хоровое, ансамблевое и сольное пение, коллективное инструментальное музицирование, музыкально-пластическая деятельность).
Ценность доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается во время театрализации вокальных произведений, совместной импровизации и других видов музыкальной деятельности; уважения к окружающим – умения слушать и слышать партнера, учителя, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников творческой группы на уроке, проекта, исследовательской группы.
Ценность прекрасного и эстетических чувств, благодаря знакомству с шедеврами мировой и отечественной музыкальной культуры, эмоциональному отклику на музыку, ее образное восприятие в процессе разнообразных видов .
Условия реализации программы
Количество детей в группах младшего школьного возраста - 12 человек, что является оптимальным для организации игровой деятельности младших школьников и создания творческой атмосферы на занятиях.
В общих выступлениях коллектива принимают участие все обучающиеся.
Формы коллективной работы на занятиях могут быть различны: изучение песенного, музыкально-инструментального и хореографического материала, беседа, игра, дискуссия.
Программой предусмотрены специальные формы работы, направленные на формирование музыкальной культуры и художественного вкуса детей. К ним относятся:
- прослушивание аудио- и просмотр видеозаписей концертов профессиональных певцов с целью формирования вокального слуха учащихся, их способностей слышать и анализировать качественные характеристики голоса;
- посещение концертов с целью расширения кругозора учащихся путем приобщения их к духовным ценностям своего народа;
- встречи с вокальными детскими коллективами и обмен концертными программами с целью формирования навыков общения со сверстниками, занимающимися аналогичной творческой деятельностью; обмен художественным опытом в целях повышения творческого уровня учащихся студии.
- беседы-обсуждения впечатлений детей;
Планируемые результаты курса внеурочной деятельности
«Веселые нотки».
Личностные универсальные учебные действия отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство».
У обучающихся будут сформированы:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
эстетические чувства, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально творческой деятельности;
эстетические потребности — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
умения сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
умения обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные универсальные учебные действия характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
Обучающиеся получат возможность научиться:
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата;
выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной форме.
Познавательные УУД
Обучающиеся научатся:
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Обучающиеся получат возможность научиться:
верно петь выученные песни, знать их названия и авторов;
быть внимательными при пении к указаниям учителя; понимать дирижерские жесты;
петь напевно, легко, светло, без форсирования звука;
соблюдать при пении певческую установку: сидеть или стоять прямо, ненапряженно, слегка отводить плечи назад, опустив руки или положив их на колени (при пении сидя);
участие в концертах и музыкальных вечерах, приобретение исполнительского опыта.
знать и определять на слух:
музыку разного эмоционального содержания;
музыкальные жанры (песня, танец, марш);
средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр, мелодию, ритм;
музыкальные инструменты: фортепиано, скрипку, флейту, балалайку, баян;
знать название женских и мужских певческих голосов, названия хоров, уметь различать их по звучанию;
знать и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор
побуждение эмоционального отклика на музыку разных жанров;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Коммуникативные УУД
Обучающиеся научатся:
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов,
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
Обучающиеся получат возможность научиться:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
задавать вопросы;
контролировать действия партнёра;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Предметные универсальные учебные действия характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета.
Обучающиеся научатся:
определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;
продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).
Обучающиеся получат возможность научиться:
развитие устойчивого интереса к музыкальным занятия;
развитие умений учащихся воспринимать музыкальные произведения с ярко выраженным жизненным содержанием, определение их характера и настроения;
формирование навыков выражения своего отношения музыке в слове (эмоциональный словарь), пластике, а так же, мимике;
развитие певческих умений и навыков (координации между слухом и голосом, выработка унисона, кантилены, спокойного дыхания), выразительное исполнение песен;
развитие умений откликаться на музыку с помощью простейших движений и пластического интонирования, драматизация пьес программного характера.
формирование навыков элементарного музицирования на простейших инструментах;
освоение элементов музыкальной грамоты как средство осознания музыкальной речи.
умению приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Содержание курса:
Музыка – душа человека - 8 часов. Исполнение знакомых песен. Песни о школе. Правила гигиены певческого голоса. Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения. Школьные частушки. Путешествие по музыкальным сказкам. Путешествие в сказочный лес. Осень Сказочные образы в музыке Песни сказочных героев.
Музыка и движение - 8 часов. Музыкальная азбука. Сказки, небылицы, шутки в музыке. Музыкально-ритмическая композиция «Снежинки». Музыкальные традиции. «Есть на свете Новый Год». «Рождество Христово» Разучивание новогодних песен, игр. Подготовка проекта «Новогодний хоровод». Проект «Новогодний хоровод».
Композиторы-классики - 10 часа Путешествие в сказочный лес. Зима. Русские композиторы. В.Шаинский- детские песни Г.Гладков- детские песни. Проект «Песенки из любимых мультфильмов». Моя семья - папа, мама, я. Любимые песни семьи. Песенки для папы и дедушки. Творчество В.-А. Моцарта. Проект Концерт «Милая мама» Композитор-сказочник Н, А. Римский-Корсаков Русские народные песни и пляски. Масленица. Картинки с выставки. М.П.Мусоргский.
Играем и поём - 8 часов Музыкальные космические дали. Путешествие в сказочный лес. Весна Нас песня вела к победе! Песни о друзьях. Весенние мелодии «Весенний переполох». Путешествие в сказочный лес. Лето. Проект Концерт «Позади учебный год».
календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности
общекультурное направление музыкальный клуб «весёлые нотки»
№ урока | Количество часов | Тема занятия | Характеристика основных видов деятельности обучающихся | Плановые сроки прохождения темы | Фактические сроки прохождения темы |
Музыка – душа человека (8 часов ) |
1. | 1 | Здравствуй, школа! Исполнение знакомых песен. | Слушание музыки отечественных композиторов. Разучивание и исполнение песен. | 04.09 | |
2. | 1 | Песни о школе. Правила гигиены певческого голоса. | Знакомство с расположением нот в первой актаве. Слушание и исполнение песен. | 11.09 | |
3. | 1 | Путешествие по музыкальным сказкам. | Слушание и исполнение песен. | 18.09 | |
4. | 1 | Путешествие в сказочный лес. Осень | Исполнение песен маршевого и танцевального характеров. Разучивание песен по сезону года: осень. | 25.09 | |
5. | 1 | Сказочные образы в музыке | Подготовка и разыгрывание сценок, сказок, фольклорных композиций.Слушание и исполнение песен. | 2.10 | |
6. | 1 | Песни сказочных героев. | Слушание и исполнение песен. Подготовка и разыгрывание сценок, сказок, фольклорных композиций. | 09.10 | |
7. | 1 | Вокально-хоровая работа: «Если б не было школ». Муз. В.Шаинского, сл. Ю. Энтина | Элементарный анализ особенностей мелодии. узнавание по слуху пройденных песен Дрижирование ансамблем одноклассников. Слушание и исполнение песен. | 16.10 | |
8. | 1 | Сказочные образы в музыке | Знакомство с народными традициями и музыкальным сопровождением народных праздников. Слушание и исполнение песен. | 23.10 | |
Музыка и движение (8 часов) |
9. | 1 | Музыкальная азбука | Исполнение закличек, потешек, игровых и хороводных песен. Дрижирование ансамблем одноклассников. Слушание и исполнение песен. | 06.11 | |
10. | 1 | Сказки, небылицы, шутки в музыке | Знакомство с расположением нот в первой актаве. Сравнивание жанров музыки. Слушание и исполнение песен. | 13.11 | |
11. | 1 | Сказочные образы в музыке | Слушание и исполнение песен. Подготовка и разыгрывание сценок, сказок, фольклорных композиций. | 20.11 | |
12. | 1 | Герои музыкальных сказок. | Слушание и исполнение песен. Узнавание по слуху пройденных песен. | 27.11 | |
13. | 1 | Музыкальные традиции. «Рождество Христово» | Знакомство с народными традициями и музыкальным сопровождением народных праздников. Слушание и исполнение песен. Подготовка и разыгрывание сценок, сказок, фольклорных композиций. | 04.12 | |
14. | 1 | Рождественский балет П. И. Чайковского «Щелкунчик» | Узнавание музыкальных инструментов по звучанию. Слушание произведений классиков. Слушание и исполнение песен. | 11.12 | |
15. | 1 | Подготовка проекта «Новогодний хоровод» | Исполнение песен маршевого и танцевального характеров. Разучивание песен к праздникам: Новый год. | 18.12 | |
16. | 1 | Проект «Новогодний хоровод.» | Исполнение песен маршевого и танцевального характеров. Разучивание песен к праздникам: Новый год. | 25.12 | |
Композиторы-классики (10часов) |
17. | 1 | Путешествие в сказочный лес. Зима. Русские композиторы | Узнавание музыкальных инструментов по звучанию. Слушание произведений классиков. Сравнивание жанров музыки. Узнавание по слуху пройденных песен. | 15.01 | |
18. | 1 | В.Шаинский. Детские песни | Слушание и исполнение песен. Узнавание по слуху пройденных песен. | 22.01 | |
19. | 1 | Г.Гладков. Детские песни | Слушание и исполнение песен. Дрижирование ансамблем одноклассников. | 29.01 | |
20. | 1 | Моя семья - папа, мама, я. Любимые песни семьи | Слушание и исполнение песен. Дрижирование ансамблем одноклассников. | 05.02 | |
21. | 1 | Песенки для папы и дедушки. | Разучивание песен к праздникам: Женский день, День защитника Отечества. Слушание и исполнение песен. | 12.02 | |
22. | 1 | Творчество В.-А. Моцарта | Узнавание музыкальных инструментов по звучанию. Элементарный анализ особенностей мелодии | 19.02 | |
23. | 1 | Проект Концерт «Милая мама» | Разучивание песен к праздникам: Женский день, День защитника Отечества. Слушание и исполнение песен. | 26.02 | |
24. | 1 | Композитор-сказочник Н, А. Римский-Корсаков | Узнавание музыкальных инструментов по звучанию. Элементарный анализ особенностей мелодии | 04.03 | |
25. | 1 | Русские народные песни и пляски. Масленица | Знакомство с народными традициями и музыкальным сопровождением народных праздников. Слушание и исполнение песен. Подготовка и разыгрывание сценок, сказок, фольклорных композиций. | 11.03 | |
26. | 1 | Картинки с выставки. М.П.Мусоргский | Узнавание музыкальных инструментов по звучанию. Элементарный анализ особенностей мелодии | 18.03 | |
Играем и поём (8 часов) |
27. | 1 | Песни о родном доме | Исполнение закличек, потешек, игровых и хороводных песен. Исполнение произведений под фонограмму. Узнавание музыкальных инструментов по звучанию. Слушание произведений классиков. Сравнивание жанров музыки. Слушание и исполнение песен. | 1.04 | |
28. | 1 | Музыкальные космические дали. | Исполнение произведений под фонограмму. Слушание и исполнение песен. | 8.04 | |
29. | 1 | Путешествие в сказочный лес. Весна | Знакомство с народными традициями и музыкальным сопровождением народных праздников. Узнавание музыкальных инструментов по звучанию. Подготовка иразыгрывание сценок, сказок, фольклорных композиций. | 15.04 | |
30. | 1 | Нас песня вела к победе! | Исполнение произведений под фонограмму. Слушание и исполнение песен. | 22.04 | |
31. | 1 | Песни о друзьях. | Исполнение произведений под фонограмму. Слушание и исполнение песен. | 29.04 | |
32. | 1 | Весенние мелодии «Весенний переполох». | Знакомство с народными традициями и музыкальным сопровождением народных праздников. Слушание и исполнение песен. | 06.05 | |
33. | 1 | Путешествие в сказочный лес. Лето. | Знакомство с народными традициями и музыкальным сопровождением народных праздников. Узнавание музыкальных инструментов по звучанию. Подготовка и разыгрывание сценок, сказок, фольклорных композиций. | 13.05 | |
34. | 1 | Подготовка проекта. Проект Концерт «Позади учебный год». | Узнавание по слуху пройденных песен. Слушание и исполнение песен. Подготовка и разыгрывание сценок, сказок, фольклорных композиций. | 20.05 27.05 | |
Материально-техническое обеспечение:
Книгопечатная продукция:
Агапова И.А., Давыдова М.А. Мир музыкальных праздников: Методические разработки и сценарии. Начальная школа. – М.: 2006.
Дешкова И.П. Загадки Терпсихоры /Худож. В. Косоруков – М.: Дет.-лит.,2009
Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 2007
Музыка для преподавателей, воспитателей, классных руководителей 1-7 классов /сост. В.В. Фадин. - Волгоград: Учитель, 2005
Покровский Б.А. Путешествие в страну Опера. – М.: Современник, 2014
Печатная продукция:
наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой.
репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работ.
комплект портретов композиторов.
Информационно-коммуникативные средства:
общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности
Технические средства обучения:
компьютер с художественным программным обеспечением;
музыкальный центр
Экранно-звуковые пособия:
аудиозаписи, диски