СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности на уровне начального общего образования по курсу «Корригирующая гимнастика»

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа по внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности на уровне начального общего образования по курсу «Корригирующая гимнастика»»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности  на уровне начального общего образования по курсу «Корригирующая гимнастика» для обучающихся 1-2 классов, составлена на основе требований к результатам освоения программы начального общего образования ФГОС НОО. Ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.

Основу учебного материала составляют теоретические сведения об организме человека, закаливании, самоконтроле, влиянии физических упражнений на организм, профилактике и способах коррекции отклонений в здоровье; практическое применение гимнастики, формирующей осанку, упражнения для профилактики и исправления плоскостопия.

Целью корригирующей гимнастики в школе является коррекция отклонений здоровья и физическою развития учащихся.

Достижение цели обеспечивается решением следующих основных задач, направленных на:

  • повышение у учащихся мышечного тонуса, вырабатывание навыка правильной осанки, мобильности всех отделов позвоночника.

  • освоение техники рационального дыхания.

  • формирование практических умений в проведении самостоятельной работы по коррекции здоровья (осанка, стопа, зрение и т.д.).

  • повышение выносливости, физической и умственной работоспособности обучающихся средствами корригирующей гимнастики.

  • воспитание сознательного отношения к занятиям корригирующей гимнастики и внедрение ее в повседневный режим.

Содержание курса «Корригирующая гимнастика» способствует реализации программы «Духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся». Направлено на воспитание у школьников гуманного отношения к людям, ко всему живому. Сознательного отношения к занятиям и повышение мотивации к ним, воспитание волевых качеств, настойчивости, дисциплинированности.Содержание курса «Корригирующая гимнастика»  способствует реализации программы «Экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни». Направлено на передачу школьникам необходимых знаний о здоровом образе жизни и профилактике отклонений в состоянии здоровья.

Данная программа является продолжением программы внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности в начальной школе.

Осанка — интегральная характеристика состояния организ­ма. Неправильно сформированная осанка не только является косметическим дефектом, но и затрудняет деятельность внут­ренних органов, что, в свою очередь, может привести к серь­ёзным заболеваниям.

Традиционная организация учебного процесса при доми­нировании сидячей рабочей позы учащегося требует проведе­ния специальных мероприятий, направленных на профилак­тику нарушений опорно-двигательного аппарата. Среди мер по профилактике нарушений осанки и плоскостопия, помимо правильного подбора мебели, обуви и одежды, своевременного отдыха, важная роль отво­дится организации двигательного режима школьника. Нема­ловажную роль играют и физические упражнения корриги­рующей направленности для мышц спины, брюшного пресса, плечевого пояса, стопы и голени. Целесообразны и регулярные занятия корригирующей гимнастикой.

Известно, что профилактика нарушений осанки и плоско­стопия должна проводиться среди учащихся всех медицинских групп. Однако традиционный программный материал в основ­ном предназначен для занятий с учащимися, отнесёнными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. В этой связи остро стоит вопрос о занятиях с учащимися основной и подготовительной медицинских групп. И это ещё одна особенность дан­ной программы.

Программа предусматривает широкое использование на за­нятиях с учащимися спортивных упражнений, что способ­ствует эмоциональности занятий и, как следствие, повышает их эффективность. В качестве спортивных упражнений пред­лагается использовать наиболее доступные упражнения худо­жественной гимнастики: они имеют ярко выраженный оздоро­вительный эффект, техника их выполнения способствует разви­тию статической мускулатуры и требует поддержания правильной осанки, которая в данном виде спорта является рабочей. По­вышению мотивации к занятиям способствует и выполнение контрольных испытаний, подготовка и участие в показатель­ных выступлениях (на физкультурных праздниках, праздниках здоровья и т. п.).


Данная программа является составной частью учебного плана МБОУ «СШ №17 имени Героя Российской Федерации А.Б.Буханова» города Смоленска; реализует спортивно-оздоровительное направление, нацелена на выполнение задач формирования условий успешной адаптации к жизни в обществе и формирования здорового образа жизни. Программа соотносится с учебным предметом физическая культура и направлена на обеспечение двигательной активности учащихся и осуществление профилактических мероприятий по предупреждению и коррекции заболеваний опорно-двигательного аппарата. Особенность реализации программы в выполнении физических упражнений корригирующей направленности для мышц спины, брюшного пресса, плечевого пояса, стопы и голени.

В соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком МБОУ « СШ №17 имени Героя Российской Федерации А.Б. Буханова » на изучение программы «Корригирующая гимнастика» отводится в 1ом классе - 33, во 2-ом классе - 34 часа из расчета 1 часа в неделю.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Основы знаний.

  1. Виды осанки, строение позвоночника.

  2. Причины искривления позвоночника и их устранения.

  3. Понятие «правильная осанка»

  4. Оценка собственного здоровья.

  5. Влияние физических упражнений на организм.

  6. Азы массажа и самомассажа.

Общая физическая подготовка.

Развитие координационных способностей:

– ОРУ без предметов в сочетании с ходьбой и бегом;

– варианты челночного бега;

– подвижные и спортивные игры;

– упражнения на быстроту и точность реакции.

Развитие скоростных способностей:

– эстафеты, старты из различных исходных положений;

– бег с ускорением.

Развитие силовых способностей:

– лазания по канату, гимнастической стенке;

– упражнения в упорах;

– упражнения с гантелями, набивными мячами.

Развитие выносливости:

– бег с препятствиями;

– упражнения на ковриках;

– круговая тренировка.

Развитие гибкости:

– ОРУ с повышенной амплитудой движения, на растягивание;

– упражнения с партнером.

Физические упражнения корригирующего характера. Корригирующие упражнения – это специальные гимнастические упражнения, способствующие устранению отклонений опорно-двигательного аппарата. Коррекция достигается подбором исходных положений, при которых распределение мышечного тонуса, сохраняющего принятую позу, способствует выравниванию имеющейся деформации. Коррекция обеспечивается также строго ограниченным воздействием мышечной тяги на патологически измененный участок опорно-двигательного аппарата. Эти упражнения применяются с целью развития силы и статической выносливости мышечных групп, которые обеспечивают функцию прямостояния (мышцы стопы, голени, сгибатели бедра, разгибатели позвоночника) и мышечных групп, не имеющих ведущей роли в сохранении прямостояния (мышцы брюшного пресса, плечевого пояса, шеи).

–упражнения для укрепления мышц спины;

–упражнения для укрепления прямых и косых мышц пресса;

–упражнения для укрепления мышц груди;

- упражнения для укрепления боковых мышц туловища;

-упражнения для укрепления задней поверхности бедра;

-упражнения для передней поверхности бедра;

Специальная физическая подготовка

Дыхательные упражнения – гимнастические упражнения, с произвольным видоизменением характера или продолжительности дыхательного цикла, сочетание статических и динамических нюхательных упражнений:

– упражнения для овладения полным дыханием;

– для овладения смешанным типом дыхания;

– для развития носового дыхания.

Упражнения на расслабление – это гимнастические, активно выполняемые упражнения с максимально возможным снижением тонического напряжения мускулатуры. Упражнения на расслабление мышц играют чрезвычайно важную роль в воспитании правильной осанки. Они способствуют уменьшению чрезмерного напряжения мышц, снимают утомление, вызванное однотипными упражнениями, способствуют улучшению крово - и лимфотока в перенапряженных мышцах.

Упражнения в расслаблении

Гимнастика для глаз

Упражнения на вытяжение и расслабление позвоночника


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Личностные результаты освоения программы по внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности на уровне начального общего образования по курсу «Корригирующая гимнастика» для обучающихся 1-2 классов достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности, в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения. Способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.

В результате изучения корригирующей гимнастики на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

  • ответственность за своё физическое и нравственное здоровье, за поступки, слова и мысли;

  • знания о неразрывной связи внутреннего мира че­ловека и его внешнего окружения;

  • сознательное отношение к здоровью вообще и к занятиям корригирующей гимнастики в частности;

  • внедрение упражнений корригирующей гимнастики в повседневный режим;  

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения корригирующей гимнастики на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • выбирать целевые установки для своих действий и поступков;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей о причины искривления позвоночника и их устранения;

  • формировать навыки самоконтроля и саморегуляции;

  • выявлять признаки правильной и неправильной осанки, приводить

возможные причины ее нарушений.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • воспроизводить названия разучиваемых корригирующих упражнений и их исходные положения;

  • высказывать мнение о положительном влиянии режима дня, оценивать влияние гигиенических процедур на укрепление здоровья;

  • обсуждать выбор наиболее эффективных знаний о физическом, психическом, нравственном здоровье;

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • выполнять дыхательные упражнения, упражнения на расслабление, выполнять самомассаж и взаимомассаж;

  • взаимодействовать со сверстниками в процессе выполнения корригирующих упражнений; 

  • самостоятельно проводить занятия на основе изученного материала и с учётом собственных интересов; оценивать свои успехи в занятиях физической культурой, проявлять стремление к развитию физических качеств, выполнению нормативных требований комплекса ГТО.

  • выполнять указания учителя, проявлять активность и самостоятельность при выполнении упражнений.


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Должны знать и уметь:

- анализировать причины нарушения осанки и демонстрировать упражнения по профилактике ее нарушения;

-элементы упражнений блока «Корригирующая гимнастика» - фитбол, гимнастический комплекс с палками, с лентой, аэробный комплекс;

- способы самоконтроля при выполнении физкультурно-оздоровительного комплекса Поля Брэгга, Пилатес;

- правила техники безопасности при работе при выполнении традиционных и нетрадиционных видов упражнений; знание и выполнение правила страховки и самостраховки;

- анатомию человека.

- правила игры в волейбол, баскетбол.

- выполнять упражнения по дыхательной гимнастике;

- выполнять упражнения из оздоровительных комплексов Бодифлекс, Стрейч, Стрельникова, Поль Брэгг, Пилатес;

- соблюдать правила личной гигиены и питания;

- систематическое наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок

- выполнять упражнения из блока «игровые виды спорта».




ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 КЛАСС

п/п


Наименование разделов и тем программы


Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы


Всего


Контрольные работы


Практические работы


Раздел 1. Основы знаний

1.1

Виды осанки, строение позвоночника.

Азы массажа и самомассажа.


2

0

2

https://wiki.stavcdo.ru/images/1/10/Доклад_Катренко.pdf

1.2

Причины искривления позвоночника и их устранения.


1

0

1

https://www.krasotaimedicina.ru/diseases/traumatology/incorrect-posture

1.3

Понятие «правильная осанка»


1

0

1


1.4

Оценка собственного здоровья.


1

0

1


1.5

Влияние физических упражнений на организм.


1

0

1

https://vk.com/video-39950093_456239634

Итого по разделу

6


Раздел 2. Общая физическая подготовка.

2.1

ОРУ без предметов в сочетании с ходьбой и бегом.

-варианты челночного бега;

– подвижные и спортивные игры;

– упражнения на быстроту и точность реакции.

7

0

7


2.2

Развитие скоростных способностей:

– эстафеты, старты из различных исходных положений;

– бег с ускорением.

7

0

7

https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2022/02/11/metodika-razvitiya-skorostnyh-sposobnostey

2.3

Развитие силовых

способностей:

–лазания по гимнастической стенке;

– упражнения в упорах;

– упражнения с гантелями, набивными мячами.

Развитие выносливости:

– бег с препятствиями;

– упражнения на ковриках;

– круговая тренировка.

Развитие гибкости:

– ОРУ с повышенной амплитудой движения, на растягивание;

– упражнения с партнером.

7

0

8

https://studfile.net/preview/8961381/page:67/

Итого по разделу

21



Раздел 3. Специальная физическая подготовка.

1.1

Дыхательная гимнастика.

1

0

1

https://strelnikova.ru/

1.2

Упражнения на расслабление.

1

0

1


1.3

Гимнастика для глаз.

1

0

1

https://vk.com/video-54869777_456239019

1.4

Упражнения на вытяжение и расслабление позвоночника.

1

0

1

https://www.gibkoetelo.ru/video/spine?videoid=KOdRjBLYxJ0

Итого по разделу

5


Раздел 4. Контроль

4.1

Промежуточная аттестация. Контрольное тестирование.

1

1

0


Итого

1


ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

33

1

34


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2 КЛАСС

п/п


Наименование разделов и тем программы


Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы


Всего


Контрольные работы


Практические работы


Раздел 1. Основы знаний

1.1

Виды осанки, строение позвоночника.

Азы массажа и самомассажа.

1

0

2


1.2

Причины искривления позвоночника и их устранения.

1

0

1


1.3

Понятие «правильная осанка»

1

0

1


1.4

Оценка собственного здоровья.

1

0

1


1.5

Влияние физических упражнений на организм.

1

0

1


Итого по разделу

5


Раздел 2. Общая физическая подготовка.

2.1

ОРУ без предметов в сочетании с ходьбой и бегом.

-варианты челночного бега;

– подвижные и спортивные игры;

– упражнения на быстроту и точность реакции.


8

0

7


2.2

Развитие скоростных способностей:

– эстафеты, старты из различных исходных положений;

– бег с ускорением.


7

0

7


2.3

Развитие силовых

способностей:

–лазания по гимнастической стенке;

– упражнения в упорах;

– упражнения с гантелями, набивными мячами.

Развитие выносливости:

– бег с препятствиями;

– упражнения на ковриках;

– круговая тренировка.

Развитие гибкости:

– ОРУ с повышенной амплитудой движения, на растягивание;

– упражнения с партнером.

8

0

8


Итого по разделу

23



Раздел 3. Специальная физическая подготовка.

1.1

Дыхательная гимнастика.

1

0

1


1.2

Упражнения на расслабление.

1

0

1


1.3

Гимнастика для глаз.

1

0

1


1.4

Упражнения на вытяжение и расслабление позвоночника.

1

0

1


Итого по разделу

5


Раздел 4. Контроль

4.1

Промежуточная аттестация. Контрольное тестирование.

1

1

0


Итого

1


ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

1

34










УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


​С.В.Дубровская. Дыхательная гимнастика по Стрельниковой. "Красота и здоровье" 2010г.

Котешева И. А. Нарушение осанки. Лечение и профилактика / И. А. Котышева. М.: Изд-во Эксмо, 2004. 208 с.

П. Брегг "Позвоночник - ключ к здоровью", Санкт-Петербург, издательская Компания "Невский проспект", 2003.

Бабенкова, Е.А. Как помочь детям стать здоровыми. / Е.А. Бабенкова. – М.: Астрель, 2010.

Руденко, А.А. Оздоровительная программа: «Рессорная функция стопы, буферная функция позвоночника» / А.А. Руденко. – Новосибирск, 2008г.

Степанов, П.В., Сизяев, С.В., Сафронов, Т.Н. Программы внеурочной деятельности. Спортивно-оздоровительная деятельность. П.В. Степанов, С.В. Сизяев, Т.Н. Сафронов. – М.: Просвещение, 2011. – 80 с.


ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

http://www.it-n.ru/communities.aspx? (сообщество учителей физкультуры)

 http://metodsovet.su/dir/fiz_kultura/9 (советы по методике обучения учащихся)

 http://fizkulturavshcole.narod.ru/saiti_dlya_uchitelei_fizkulturi (сообщество учителей физкультуры)

 http://spo.1september.ru/urok/ (уроки физкультуры для младших школьников)

 http://www.fizkult-ura.ru/ (сеть творческих учителей)