Государственное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 621
Колпинского района Санкт-Петербурга
| | «Принято» Педагогический совет Протокол № ___ от « » августа 2021 г. | «Утверждено» Директор школы ______/Орлова Е.А./ Приказ № ___ от « » августа 2021 г. |
Дополнительная общеобразовательная
Общеразвивающая программа
ВОЛЕЙБОЛ
9 класс
Возраст учащихся: 14-17 лет
срок реализации программы: 2 года.
Разработчик: педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
Кучеров Константин Анатольевич
2022-2023 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовая база:
Программа разработана в соответствии со следующими документами:
| Нормативные акты |
Основные характеристики программ | Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012г. №273-ФЗ) |
Порядок проектирования | Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897) с изменениями (Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644"О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования)"; |
Условия реализации | Федеральный закон N 273-ФЗ (п. 1,2,3,9 ст. 13; п. 1, 5, 6 ст. 14; ст. 15; ст. 16; ст. 33, ст. 34, ст. 75), СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41); |
Содержание программ | Федеральный закон N 273-ФЗ (п. 9, 22, 25 ст. 2; п. 5 ст. 12; п. 1, п. 4 ст. 75), Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности»; Концепция развития образования детей /распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. N 1726-р |
Организация образовательного процесса | Письмом Минобрнауки РФ от 19.04.2011 N 03–255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»; Письмом Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12 мая 2011 г. № 03–2960 |
Программа составлена на основании системы занятий по волейболу авторства Ю.Д. Железняк, А.В. Чачин , Ю.П. Сыромятников.
Программа составлена в соответствии с Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга, находящихся в ведении Комитета по образованию от 01.03.2017 №617-Р.
Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 №121 «О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19), Постановления Главного Государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 №16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), Постановления Главного Государственного санитарного врача РФ от 13.07 2020 №20 «О мероприятиях по профилактике гриппа и острых респираторных вирусных инфекций, в том числе новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в эпидемическом сезоне 2020-2021 годов.
Программа составлена на основании школьного положения о структурном подразделении отделении дополнительного образования детей на базе Государственного бюджетного образовательного учреждения начальная общеобразовательная школа № 453 Колпинского района Санкт-Петербурга.
Направленность программы:
физкультурно-спортивная
Актуальность и перспективность курса:
Учебная программа спортивно-оздоровительной направленности предназначена для организации занятий по волейболу во внеурочной деятельности школьников.
Упражнения с различными мячами крайне динамичны и эмоциональны. Они способствуют всестороннему развитию ребенка, и, прежде всего, развитию таких его качеств как ловкость, сила, скорость, выносливость, координационные способности. Кроме того, игры и упражнения с мячами активно воздействуют на психическое развитие (развивают внимание, реакцию, сообразительность), физиологические процессы (усиливают кровообращение, дыхание, обмен веществ и др.), идеальны для развития командного духа. Воспитывающий характер процесса обучения двигательным действиям делает необходимым постановку и решение на занятиях задач не только по формированию двигательных навыков и развитию определенных физических качеств, но и по воспитанию интеллектуальных, морально-волевых, эстетических качеств личности учащихся.
Говоря об интеллектуальном аспекте физического воспитания, следует отметить наличие тесной связи между физическим и умственным развитием, их взаимообусловленность. Процесс усвоения любого, особенно сложного двигательного действия неразрывно связан с активной умственной работой.
Актуальность программы в приобщении школьников к здоровому образу жизни, в профилактике асоциального поведения, в создании условий для профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укреплении психического и физического здоровья детей, развивает двигательную активность, улучшает сердечно - сосудистую и дыхательную систему, укрепляет иммунную систему организма.
Отличительные особенности программы:
Одной из отличительных особенностей данной программы является многозадачность. Многозадачность выражается в необходимости реализации учебных, спортивных, воспитательных и досуговых задач одновременно. В отличии от специализированных спортивных клубов и школ, главной задачей которых является спортивная результативность, подростковых клубов, где главная задача – обеспечить досуг учащихся, представленная программа должна гармонично сочетать все эти направления работы. В зависимости от способностей и потребностей учащихся программа должна предоставлять возможность всем желающим как интересно провести свободное время, так и обеспечить им условия для дальнейшего спортивного роста.
Учащиеся, посещающие занятия, имеют различную мотивацию. Большинство учащихся слабо мотивированы и не ставят перед собой никаких спортивных задач, а приходят за компанию с друзьями или скоротать время в ожидании родителей. От педагога требуется приложить массу усилий, чтобы мотивация учащихся стала позитивной.
Каждый класс в школе является коллективом с уже установившимися психологическими связями. Как правило, в каждом классе формируются одна или несколько малых групп, состоящих из учащихся, более тесно связанных дружбой и общими интересами. Педагогу при реализации программы и привлечении контингента учащихся рекомендуется определить психологических лидеров, заинтересовать их шахматами, что обеспечит сохранность контингента и стабильность в детском коллективе.
Необходимо также учесть, что учащиеся на момент начала занятия уже длительное время находились и общались в школе, в классе, в коллективе, в группе продленного дня. По этой причине у учащихся раньше наступает психологическое утомление, влияющее на поведение, степень освоение материала, практическую силу. Педагогу необходимо учитывать эти обстоятельства при проведении занятий.
Педагогическая целесообразность представленной программы обусловлена дефицитом образовательных программ по шахматам. Данная программа специально разработана для реализации в начальной школе в рамках ОДОД.
Новизна программы:
Термин «развитие» указывает на изменения, которые со временем происходят в строении тела, психике и поведении человека в результате биологических процессов в организме и воздействий окружающей среды. Развитие происходит в трех областях: физической, когнитивной и психосоциальной (теория Крайг Грейс, изложенная в книге «Психология развития»). Благодаря программе «Волейбол» развитие в этих областях происходит одновременно и взаимосвязано.
Развитие подростка |
Физическое | Когнитивное | Психосоциальное |
Развитие скоростной выносливости, координации, ловкости, прыгучести; улучшение периферического зрения, ориентации в пространстве | Развитие концентрации внимания, логического и тактического мышления, способности принимать решения в условиях неопределённости и дефиците времени | Воспитание коллективизма; развитие самостоятельности, лидерских качеств, самообладания, дисциплинированности; овладение культурой общения. |
Адресат программы
Программа предназначена для учащихся 15-17 лет.
Программа рассчитана на 2 года обучения.
Первый год обучения – 14-16 лет, второй год обучения – 15-17 лет.
Обучение по программе не требует специальной подготовки учащихся. Подростки допускаются к обучению по программе при отсутствии медицинских противопоказаний.
Объем и срок реализации программы
Комплексная программа по дополнительному образованию «Волейбол» составлена в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами и рассчитана на 2 года обучения.
Общее количество часов – 288 часов.
1 год – 144 часа, 2 год - 144 часа.
Уровень освоения программы – базовый.
Календарно-тематическое планирование рассчитано на 36 недель (с учетом каникулярного времени). Реализация дополнительного образования осуществляется без балльного оценивания результатов освоения курса, обязательной частью рабочей программы дополнительного образования является описание планируемых результатов освоения программы и форм их учета.
Цель реализации:
Создание условий для формирования физически здоровой, интеллектуально развитой, социально активной личности.
Задачи реализации:
Образовательные:
1. Ознакомить - с историей появления волейбола
- с историей волейбола в России,
- с терминологическим языком,
2.Ознакомить с правилами игры
Развивающие:
1. Развивать познавательные способности через подвижные игры на психические процессы, задействованные во время игры
- восприятие (целостность и структурность образа),
- внимание (концентрация и устойчивость),
- память (зрительная и кинематическая),
- мышление (пространственное и креативное).
2. Развивать конструктивные способности через овладение техникой приемам игры в волейбол по инструкции педагога (словесное описание и демонстрация действий), по памяти, по схемам.
3. Сформировать трудовые навыки (следить за порядком в спортивном комплексе).
4. Научить приемам устной передачи знаний друзьям и родным.
5. Организовать участие в соревнованиях.
Воспитательные:
1. Развивать коммуникативные способности, воспитывать доброту, дружелюбие, терпение, вежливость, умение договориться.
2. Научить добиваться поставленной цели.
3. Дать культурные навыки поведения.
Условия реализации:
Условия набора:
В реализации данной программы участвуют мальчики и девочки в возрасте 14-17 лет (8-11 класс).
Заниматься могут все желающие, при отсутствии медицинских противопоказаний.
Условия формирования группы:
Группа формируется не зависимо от возраста и пола учащихся.
Количество учащихся в группе – 17 человек.
Форма проведения занятий:
Занятия проводятся в комбинированной форме и могут включать теоретическую и практическую части. Учитывая большую важность практики, учащимся рекомендуется регулярно проводить практическую самоподготовку: в свободное время играть с различными соперниками и участвовать в соревнованиях. Посещать игр профессиональных команд.
Режим занятий должен соответствовать санитарным нормативам для образовательных учреждений.
Начало и окончание учебного года с 1 сентября по 25 мая.
Занятия проводятся 4 часа в неделю (144 часа в год).
Режим занятий:
Занятия проводятся два раз в неделю, продолжительность занятия 2 часа.
Форма организации деятельности учащихся на занятии:
Фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная
Материально-техническое оснащение:
Волейбол
1. Спортивный зал 250 м2
2. Конструкция волейбольной сетки в сборе (сетка, опора) — 1 шт.
3. Мяч волейбольный — 16 шт.
4. Мяч набивной — 16 шт.
5. Мяч теннисный штук — 16 шт.
6. Фишки (конусы) — 10 шт.
7. Скакалка — 16 шт.
8. Свисток — 2 шт.
9. Секундомер — 2 шт.
10. Насос для накачивания мячей в комплекте с иглами — 2 шт.
11. Скамейка гимнастическая — 2 шт.
12. Мат гимнастический — 10 шт.
13. Доска тематическая — 1 шт.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
– формирование устойчивого интереса, мотивации к занятиям физической культурой и к здоровому образу жизни;
– воспитание морально-этических и волевых качеств;
– дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей;
– умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях;
– умение оказывать помощь своим сверстникам.
Метапредметные результаты:
– умение определять наиболее эффективные способы достижения результата;
– умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять;
– умение организовать самостоятельные занятия волейболу, а также, с группой товарищей;
– навык организации и проведения соревнований по волейболу в классе, во дворе, в оздоровительном лагере;
– умение рационально распределять своё время в режиме дня, выполнять утреннюю зарядку;
– умение вести наблюдение за показателями своего физического развития.
Предметные результаты:
– знание об особенностях зарождения истории волейбола;
– знание о физических качествах и правилах их тестирования;
– умение выполнять упражнения по физической подготовке в соответствии с возрастом;
– владение тактико-техническими приемами волейбола;
– знание основ личной гигиены, причины травматизма при занятиях волейболом и правила его предупреждения;
– владение основами судейства игры в волейбол.
№ п/п | Наименование раздела, тема | Количество часов | Формы контроля |
Всего | теория | практика |
1 | Техника передвижения и стоек | 16 | 6 | 10 | Входная диагностика, педагогическое наблюдение |
2 | Техника приёма и передач мяча сверху | 16 | 4 | 12 | Педагогическое наблюдение |
3 | Техника приёма мяча снизу | 16 | 4 | 12 | Педагогическое наблюдение |
4 | Подача | 8 | 2 | 6 | Педагогическое наблюдение |
5 | Нападающие удары. Тактика нападения. | 20 | 4 | 16 | Педагогическое наблюдение |
6 | Техника защиты, блокирование | 24 | 6 | 18 | Педагогическое наблюдение |
7 | Индивидуальные действия | 8 | 2 | 6 | Педагогическое наблюдение |
8 | Групповые действия | 16 | 6 | 10 | Педагогическое наблюдение |
9 | Командные действия | 12 | 4 | 8 | Педагогическое наблюдение. Товарищеская встреча «Дети - Родители - Учителя» |
10 | Игровая практика | 8 | 0 | 8 | Педагогическое наблюдение |
|
ВСЕГО: | 144 | 38 | 106 | |
Учебный план 1-год обучения
Учебный план 2-год обучения
№ п/п | Наименование раздела, тема | Количество часов | Формы контроля |
Всего | теория | практика |
1 | Техника передвижения и стоек | 16 | 6 | 10 | Входная диагностика, педагогическое наблюдение |
2 | Техника приёма и передач мяча сверху | 16 | 4 | 12 | Педагогическое наблюдение |
3 | Техника приёма мяча снизу | 16 | 4 | 12 | Педагогическое наблюдение |
4 | Подача | 8 | 2 | 6 | Педагогическое наблюдение |
5 | Нападающие удары. Тактика нападения. | 20 | 4 | 16 | Педагогическое наблюдение |
6 | Техника защиты, блокирование | 24 | 6 | 18 | Педагогическое наблюдение |
7 | Индивидуальные действия | 8 | 2 | 6 | Педагогическое наблюдение |
8 | Групповые действия | 16 | 6 | 10 | Педагогическое наблюдение |
9 | Командные действия | 12 | 4 | 8 | Педагогическое наблюдение. Товарищеская встреча «Дети - Родители - Учителя» |
10 | Игровая практика | 8 | 0 | 8 | Педагогическое наблюдение |
|
ВСЕГО: | 144 | 38 | 106 | |
Календарный учебный график
Год обучения | Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Количество учебных часов | Режим занятий |
1 год | 01.09.2022 | 25.05.2022 | 36 | 144 | 2 раза в неделю по 2 часа |
2 год | 01.09.2023 | 25.05.2023 | 36 | 144 | 2 раза в неделю по 2 часа |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4621
Колпинского района Санкт-Петербурга
Принято на Педагогическом совете школы Протокол № 1 От | | «Утверждаю» Приказ от __________/Орлова Е.А./ |
Рабочая программа
«Вертикаль»
первого года обучения
Возраст учащихся: 14-16 лет
Срок реализации: 1 год.
Разработчик: Кучеров Константин Анатольевич
Должность: педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
Санкт-Петербург
2022
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 1-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Особенности организации образовательного процесса 1 года обучения
Программой первого года обучения предусматривается 144 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа
В программу первого года входят 2 мероприятия с привлечением родителей: открытое занятие и товарищеская игра в волейбол «дети – родители - педагоги».
Учебный год заканчивается школьным турниром по волейболу.
Задачи 1 года обучения:
образовательные:
сформировать общие представления об игре в волейбол;
сформировать знания о базовых видах двигательной деятельности при игре в защите и нападении;
обучить основам технических приемов в волейболе при различных игровых ситуациях;
развивающие:
развивать память, внимание, умение быстро принимать решения в игровых ситуациях;
развивать инициативность, умение контактировать со сверстниками и взрослыми в творческой и практической деятельности, взаимодействовать в команде;
сформировать навыки и умения самостоятельного выполнения физических упражнений, направленных на укрепление здоровья;
воспитательные:
воспитывать моральные и волевые качества - смелость, решительность, самообладание;
воспитывать психологическую устойчивость;
поддерживать устойчивый интерес к занятиям.
Содержание учебного курса
Тема №1. Техника передвижения и стоек
Теория: техника передвижений вперед лицом, назад спиной, приставными шагами в сторону. Основные стойки волейболиста: высокая, средняя и низкая; статическая и динамическая.
Практика: ходьба, бег, перемещаясь лицом вперед, спиной назад. Перемещения приставными шагами: лицом, правым, левым боком вперед. Двойной шаг вперед. Сочетание способов перемещений.
Тема №2. Техника приёма и передач мяча сверху
Теория: стойка, положение рук, хват мяча, движение ног во время приема и передачи мяча сверху.
Практика: подводящие упражнения для освоения техники (передача мяча, подвешенного на шнуре, с собственного подбрасывания, с набрасывания партнера, в различных направлениях на месте и после перемещения), передачи в парах, в группах.
Тема №3. Техника приёма мяча снизу
Теория: стойка, положение рук, движение ног во время приема и передачи мяча снизу.
Практика: подводящие упражнения для освоения техники (передача мяча, подвешенного на шнуре, с собственного подбрасывания, с набрасывания партнера, в различных направлениях на месте и после перемещения). Прием мяча снизу двумя руками над собой, прием мяча снизу двумя через сетку, передачи в парах, в группах.
Тема №4. Подача
Теория: стойка, подброс, замах, удар при нижней боковой и верхней прямой подаче.
Практика: подводящие упражнения на элементы выполнения подачи (стойка, подброс, замах, удар). Выполнение подач с различной дистанцией через сетку. Контрольные нормативы на выполнение подач. Технический зачет.
Тема №5. Нападающие удары. Техника нападения
Теория: Основные элементы нападающего удара и техника их выполнения, действия игрока при игре в нападении; нападающий удар, обманный удар, скидка
Практика: разбег, прыжок вверх толчком двух ног: с места, с 1,2, 3 шагов разбега, удар кистью по мячу, согласование действий при выполнении прямого нападающего удара сильнейшей рукой. Упражнения на отработку различных вариантов игры в нападении (нападающий удар, обманный удар, скидка).
Тема №6. Тактика защиты. Блокирование
Теория: элементы игры в защите (блокирование, подстраховка, прием нападающего удара на месте и в падении). Активная и пассивная защита. Особенности игры на позиции либеро
Практика: отработка элементов игры в защите, подводящие упражнения на технику игры в защите; перемещение при игре в защите, отработка элементов игры в защите; защита в падении.
Тема №7. Индивидуальные действия
Теория: действия игрока при игре в защите и нападении.
Практика: подводящие упражнения при игре в защите и нападении. Отработка индивидуальных навыков игрока. Технический зачет.
Тема №8. Групповые действия
Теория: взаимодействие игроков различных зон на площадке.
Практика: упражнения на взаимодействие игроков, отработка элементов игры в группе
Тема №9. Командные действия
Теория: правила перехода игроков на площадке по зонам, командная игра в защите и нападении, специализация игроков (доигровщик, диагональный, центральный блокирующий, связующий, либеро) их обязанности и взаимодействие на площадке
Практика: отработка приемов командной игры в защите и нападении, игровая и соревновательная практика. Товарищеская встреча «Дети – Родители».
Календарно-тематическое планирование
№ | Раздел | Тема занятия | Кол-во часов | План. дата | Факт. дата |
1 | Техника передвижения и стоек. Инструктаж по ТБ | Техника передвижения | 2 | 1 неделя | |
2 | Техника передвижения и стоек | Техника передвижения | 2 | 2 неделя | |
3 | Техника передвижения и стоек | Виды стоек в волейболе | 2 | 3 неделя | |
4 | Техника передвижения и стоек | Виды стоек в волейболе | 2 | 4 неделя | |
5 | Техника приема и передачи мяча сверху | Прием и передача мяча двумя руками сверху с места и после перемещения. | 2 | 5 неделя | |
6 | Техника приема и передачи мяча сверху | Прием и передача мяча двумя руками сверху с места и после перемещения. | 2 | 6 неделя | |
7 | Техника приема мяча снизу | Техника приема мяча снизу с места и после перемещения | 2 | 7 неделя | |
8 | Техника приема мяча снизу | Техника приема мяча снизу с места и после перемещения | 2 | 8 неделя | |
9 | Нижняя прямая подача | Нижняя прямая подача | 2 | 9 неделя | |
10 | Нижняя прямая подача | Нижняя прямая подача | 2 | 10 неделя | |
11 | Нападающие удары | Виды нападающих ударов | 2 | 11 неделя | |
12 | Нападающие удары | Виды нападающих ударов | 2 | 12 неделя | |
13 | Нападающие удары | Нападающий удар в игре. | 2 | 13 неделя | |
14 | Нападающие удары | Нападающий удар в игре. | 2 | 14 неделя | |
15 | Индивидуальные действия. | Индивидуальные действия при игре в защите | 2 | 15 неделя | |
16 | Индивидуальные действия. | Индивидуальные действия при игре в защите | 2 | 16 неделя | |
17 | Индивидуальные действия. | Индивидуальные действия при игре нападении | 2 | 17 неделя | |
18 | Индивидуальные действия. | Индивидуальные действия при игре нападении | 2 | 18 неделя | |
19 | Групповые действия | Групповая защита | 2 | 19 неделя | |
20 | Групповые действия | Групповая защита | 2 | 20 неделя | |
21 | Групповые действия | Групповые действия в нападении | 2 | 21 неделя | |
22 | Групповые действия | Групповые действия в нападении | 2 | 22 неделя | |
23 | Командные действия | Командная игра в защите и нападении | 2 | 23 неделя | |
24 | Командные действия | Командная игра в защите и нападении | 2 | 24 неделя | |
25 | Тактика защиты | Сочетание приемов игры в защите. | 2 | 25 неделя | |
26 | Тактика защиты | Сочетание приемов игры в защите. | 2 | 26 неделя | |
27 | Техника передвижения и стоек. Инструктаж по ТБ | Техника передвижения | 2 | 27 неделя | |
28 | Техника передвижения и стоек. Инструктаж по ТБ | Техника передвижения | 2 | 28 неделя | |
29 | Техника передвижения и стоек | Виды стоек в волейболе | 2 | 29 неделя | |
30 | Техника передвижения и стоек | Виды стоек в волейболе | 2 | 30 неделя | |
31 | Техника приема и передачи мяча сверху после перемещения | Прием и передача мяча двумя руками сверху. | 2 | 31 неделя | |
32 | Техника приема и передачи мяча сверху после перемещения | Прием и передача мяча двумя руками сверху. | 2 | 32 неделя | |
33 | Техника приема и передачи мяча сверху после перемещения | Прием и передача мяча двумя руками сверху после перемещения | 2 | 33 неделя | |
34 | Техника приема и передачи мяча сверху после перемещения | Прием и передача мяча двумя руками сверху после перемещения | 2 | 34 неделя | |
35 | Техника приема и передачи мяча сверху после перемещения | Связующий игрок. Передача мяча для нападающего удара | 2 | 35 неделя | |
36 | Техника приема и передачи мяча сверху после перемещения | Связующий игрок. Передача мяча для нападающего удара | 2 | 36 неделя | |
37 | Техника приема мяча снизу после перемещения | Техника приема мяча снизу | 2 | 37 неделя | |
38 | Техника приема мяча снизу после перемещения | Техника приема мяча снизу | 2 | 38 неделя | |
39 | Техника приема мяча снизу после перемещения | Техника приема мяча снизу после перемещения | 2 | 39 неделя | |
40 | Техника приема мяча снизу после перемещения | Техника приема мяча снизу после перемещения | 2 | 40 неделя | |
41 | Техника приема мяча снизу после перемещения | Прием подачи. Защита после нападающего удара | 2 | 41 неделя | |
42 | Техника приема мяча снизу после перемещения | Прием подачи. Защита после нападающего удара | 2 | 42 неделя | |
43 | Техника защиты, блокирование (действия без мяча) | Оптимальный выбор позиции для игры в защите. Индивидуальный блок | 2 | 43 неделя | |
44 | Техника защиты, блокирование (действия без мяча) | Оптимальный выбор позиции для игры в защите. Индивидуальный блок | 2 | 44 неделя | |
45 | Техника защиты, блокирование (действия без мяча) | Групповой блок. Центральный блокирующий игрок. | 2 | 45 неделя | |
46 | Техника защиты, блокирование (действия без мяча) | Групповой блок. Центральный блокирующий игрок. | 2 | 46 неделя | |
47 | Техника защиты (действия с мячом) | Страховка, прием подачи, защита после нападающего удара. | 2 | 47 неделя | |
48 | Техника защиты (действия с мячом) | Страховка, прием подачи, защита после нападающего удара. | 2 | 48 неделя | |
49 | Техника защиты (действия с мячом) | Сочетание приемов игры в защите. | 2 | 49 неделя | |
50 | Техника защиты (действия с мячом) | Сочетание приемов игры в защите. | 2 | 50 неделя | |
51 | Техника защиты (действия с мячом) | Игрок либеро, особенности игры на позиции либеро. | 2 | 51 неделя | |
52 | Техника защиты (действия с мячом) | Игрок либеро, особенности игры на позиции либеро. | 2 | 52 неделя | |
53 | Нижняя боковая и верхняя прямая подачи | Нижняя боковая подача. Верхняя прямая подача | 2 | 53 неделя | |
54 | Нижняя боковая и верхняя прямая подачи | Нижняя боковая подача. Верхняя прямая подача | 2 | 54 неделя | |
55 | Тактика нападения (индивидуальные действия) | Виды нападающих ударов и их применение в игре | 2 | 55 неделя | |
56 | Тактика нападения (индивидуальные действия) | Виды нападающих ударов и их применение в игре | 2 | 56 неделя | |
57 | Тактика нападения (индивидуальные действия) | Диагональный игрок, особенности игры на позиции диагонального. | 2 | 57 неделя | |
58 | Тактика нападения (индивидуальные действия) | Диагональный игрок, особенности игры на позиции диагонального. | 2 | 58 неделя | |
59 | Тактика нападения (индивидуальные действия) | Доигровщик, особенности игры на позиции доигровщика. | 2 | 59 неделя | |
60 | Тактика нападения (индивидуальные действия) | Доигровщик, особенности игры на позиции доигровщика. | 2 | 60 неделя | |
61 | Групповые действия | Групповая защита. Групповые действия в нападении | 2 | 61 неделя | |
62 | Групповые действия | Групповая защита. Групповые действия в нападении | 2 | 62 неделя | |
63 | Групповые действия | Взаимодействие игроков на площадке | 2 | 63 неделя | |
64 | Групповые действия | Взаимодействие игроков на площадке | 2 | 64 неделя | |
65 | Командные действия | Командная игра в защите и нападении. Взаимодействие игроков на площадке | 2 | 65 неделя | |
66 | Командные действия | Командная игра в защите и нападении. Взаимодействие игроков на площадке | 2 | 66 неделя | |
67 | Командные действия | Игровая и соревновательная практика. Товарищеская игра «Дети - Родители-Учителя» | 2 | 67 неделя | |
68 | Командные действия | Игровая и соревновательная практика. Товарищеская игра «Дети - Родители-Учителя» | 2 | 68 неделя | |
69 | Игровая практика | Игра, турнирная практика, соревнование между классами | 2 | 69 неделя | |
70 | Игровая практика | Игра, турнирная практика, соревнование между классами | 2 | 70 неделя | |
71 | Игровая практика | Игра, турнирная практика, соревнование между классами | 2 | 71 неделя | |
72 | Игровая практика | Игра, турнирная практика, соревнование между классами | 2 | 72 неделя | |
Оценочные и МЕТОДИЧЕСКИЕ материалы
Входная диагностика проводится в сентябре с целью выявления первоначального уровня знаний и умений, возможностей детей определения тестом физического состояния и тестом для оперативной оценки самочувствия, активности и настроения учащихся (САН).
Формы:
педагогическое наблюдение;
выполнение заданий педагога;
тест физических качеств
тест САН (самочувствие, активность, настроение).
Диагностика физических качеств проводится с каждым ребенком по следующим параметрам:
выносливость – пробежка на среднюю и длинную дистанцию, преодоление дистанции в плавательном бассейне;
быстрота – бег на 30 метров, преодоление дистанции 25 метров в плавательном бассейне;
сила – подъем туловища из положения лежа, прыжок в длину с места
ловкость – челночный бег;
гибкость – наклон вперед из положения стоя
Во время проведения входной диагностики педагог заполняет информационную карту «Определение уровня развития физических качеств учащихся», пользуясь следующей шкалой:
Оценка параметров Уровень по сумме баллов
Начальный уровень 1 балл 3 - 6 баллов начальный уровень
Средний уровень 2 балла 7 - 10 баллов средний уровень
Высокий уровень 3 балла 11 - 15 баллов высокий уровень
Текущий контроль осуществляется на занятиях в течение всего учебного года для отслеживания уровня освоения учебного материала программы и развития личностных качеств учащихся.
Формы:
педагогическое наблюдение;
опрос;
выполнение тестовых заданий на знание терминологии или правил игры;
решение игровых задач.
Промежуточный контроль проводится 1 раз в год с целью выявления уровня освоения программы учащимися и корректировки процесса обучения.
Формы:
устный опрос;
выполнение контрольных и технических заданий;
соревновательная практика;
технические зачеты;
сдача нормативов ВФСК ГТО
Результаты участия учащихся в соревнованиях заносятся в «Карту учета спортивных достижений».
Итоговый контроль проводится в конце обучения
Формы:
открытые занятия (в форме товарищеской встречи Учащиеся – Родители - Учителя) для педагогов и родителей. Учащиеся на занятии должны продемонстрировать уровень овладения теоретическим программным материалом;
диагностика уровня личностного развития учащихся проводится по следующим параметрам: организационно-волевые качества, ориентационные качества, поведенческие качества, учебно-организационные умения и навыки. Итоги диагностики педагог заносит в информационную карту «Мониторинг личностного развития ребёнка»
ОПРОСНИК САН
Этот тест предназначен для оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (по первым буквам этих функциональных состояний и назван опросник). Сущность оценивания заключается в том, что испытуемых просят соотнести свое состояние с рядом признаков по многоступенчатой шкале. Шкала эта состоит из индексов (3 2 1 0 1 2 3) и расположена между тридцатью парами слов противоположного значения, отражающих подвижность, скорость и темп протекания функций (активность), силу, здоровье, утомление (самочувствие), а также характеристики эмоционального состояния (настроение). Испытуемый должен выбрать и отметить цифру, наиболее точно отражающую его состояние в момент обследования.
При обработке эти цифры перекодируются следующим образом:
Индекс 3, соответствующий неудовлетворительному самочувствию, низкой активности и плохому настроению, принимается за 1 балл; следующий за ним индекс 2 – за 2; индекс 1 – за 3 балла и так до индекса 3 с противоположной стороны шкалы, который соответственно принимается за 7 баллов (учтите, что полюса шкалы постоянно меняются).
Итак, положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные низкие. По этим «приведенным» баллам и рассчитывается среднее арифметическое как в целом, так и отдельно по активности, самочувствию и настроению. Например, средние оценки для выборки из студентов Москвы равны: самочувствие – 5,4; активность – 5,0; настроение – 5,1.
Следует упомянуть, что при анализе функционального состояния важны не только значения отдельных его показателей, но и их соотношение.
Дело в том, что у отдохнувшего человека оценки активности, настроения и самочувствия обычно примерно равны. А по мере нарастания усталости соотношение между ними изменяется за счет относительного снижения самочувствия и активности по сравнению с настроением.
Код опросника
Вопросы на самочувствие – 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.
Вопросы на активность – 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28.
Вопросы на настроение – 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.
Инструкция
Вам предлагается описать свое состояние которое вы испытываете в настоящий момент, с помощью таблицы состоящей из 30 полярных признаков. Вы должны в каждой паре выбрать ту характеристику, которая наиболее точно описывает Ваше состояние и отметить цифру, которая соответствует степени (силе) выраженности данной характеристики.
Бланк ответов
Фамилия, инициалы
Пол Возраст Дата
Самочувствие хорошее | 3 2 1 0 1 2 3 | Самочувствие плохое |
Чувствую себя сильным | 3 2 1 0 1 2 3 | Чувствую себя слабым |
Работоспособный | 3 2 1 0 1 2 3 | Разбитый |
Полный сил | 3 2 1 0 1 2 3 | Обессиленный |
Напряженный | 3 2 1 0 1 2 3 | Расслабленный |
Здоровый | 3 2 1 0 1 2 3 | Больной |
Отдохнувший | 3 2 1 0 1 2 3 | Усталый |
Свежий | 3 2 1 0 1 2 3 | Измученный |
Выносливый | 3 2 1 0 1 2 3 | Утомляемый |
Бодрый | 3 2 1 0 1 2 3 | Вялый |
С | | |
Пассивный | 3 2 1 0 1 2 3 | Активный |
Малоподвижный | 3 2 1 0 1 2 3 | Подвижный |
Медлительный | 3 2 1 0 1 2 3 | Быстрый |
Бездеятельный | 3 2 1 0 1 2 3 | Деятельный |
Безучастный | 3 2 1 0 1 2 3 | Увлеченный |
Равнодушный | 3 2 1 0 1 2 3 | Взволнованный |
Сонливый | 3 2 1 0 1 2 3 | Возбужденный |
Желание отдохнуть | 3 2 1 0 1 2 3 | Желание работать |
Соображать трудно | 3 2 1 0 1 2 3 | Соображать легко |
Рассеянный | 3 2 1 0 1 2 3 | Внимательный |
А | | |
Веселый | 3 2 1 0 1 2 3 | Грустный |
Хорошее настроение | 3 2 1 0 1 2 3 | Плохое настроение |
Счастливый | 3 2 1 0 1 2 3 | Несчастный |
Жизнерадостный | 3 2 1 0 1 2 3 | Мрачный |
Восторженный | 3 2 1 0 1 2 3 | Унылый |
Радостный | 3 2 1 0 1 2 3 | Печальный |
Спокойный | 3 2 1 0 1 2 3 | Озабоченный |
Оптимистичный | 3 2 1 0 1 2 3 | Пессимистичный |
Полный надежд | 3 2 1 0 1 2 3 | Разочарованный |
Довольный | 3 2 1 0 1 2 3 | Недовольный |
Н | | |
Карта учета спортивных достижений
Уровень | Название мероприятий | | Ф.И. учащегося, группа |
Школьный | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Районный | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Городской | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Баллы | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Критерии оценивания.
Школьный уровень: 1 балл - участие, 2 балла - призовое место
Районный уровень: 1 балла - участие, 3 балла - призовое место
Городской уровень: 1 балла - участие, 10 баллов - призовое место
1 год обучения:
Средний уровень – от 3 до 5 баллов
Хороший уровень – от 6 до 8 баллов
Высокий уровень – 9 баллов и выше
2 год обучения:
Средний уровень – от 5 до 7 баллов
Хороший уровень – от 8 до 10 баллов
Высокий уровень – 11 баллов и выше
Мониторинг личностного развития учащегося
№ | Показатели (оцениваемые параметры) | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | Возможное кол-во баллов | Методы диагностики |
1 | Организационно-волевые качества: |
1.1. | Терпение | Способность переносить (выдерживать) известные нагрузки в течение определённого времени, преодолевать трудности | терпения хватает | 1 | наблюдение |
терпения хватает чем на ½ занятия | 5 |
терпения хватает на все занятие | 10 |
1.2. | Воля | Способность активно побуждать себя к практическим действиям | волевые усилия ребёнка побуждаются извне | 1 | наблюдение |
иногда – самим ребёнком | 5 |
всегда – самим ребёнком | 10 |
1.3. | Самоконтроль | Умение контролировать свои поступки (приводить к должному свои действия) | ребёнок постоянно действует под воздействием контроля извне | 1 | наблюдение |
периодически контролирует себя сам | 5 |
постоянно контролирует себя сам | 10 |
2 | Ориентационные качества: |
2.1. | Самооценка | Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям | завышенная | 1 | анкетирование |
заниженная | 5 |
нормальная | 10 |
2.2. | Интерес к занятиям | Осознанное участие ребёнка в освоении образовательной программы | интерес к занятиям продиктован ребенку извне | 1 | тестирование |
интерес периодически поддерживается самим ребёнком | 5 |
интерес постоянно поддерживается ребёнком самостоятельно | 10 |
3 | Поведенческие качества: |
3.1. | Конфликтность (отношение обучающегося к столкновению интересов (спору) в процессе взаимодействия) | Способность занять определенную позицию в конфликтной ситуации | периодически провоцирует конфликты | 0 | тестирование |
сам в конфликтах не участвует, старается их избежать | 5 |
пытается самостоятельно уладить возникающие конфликты | 10 |
3.2. | Тип сотрудничества (отношение обучающегося к общим делам) | Умение воспринимать общие дела как свои собственные | избегает участия в общих делах | 0 | наблюдение |
участвует при побуждении извне | 5 |
инициативен в общих делах | 10 |
4 | Учебно-организационные умения и навыки: |
4.1 | Умение приветствовать тренера (прощаться), выполнять задания после показа и словесной инструкции преподавателя | | минимальный уровень умений | 1 | наблюдение |
средний уровень | 5 |
максимальный уровень | 10 |
4.2 | Соблюдение техники безопасности на занятии | Соответствие реальных навыков правилам безопасности | минимальный уровень | 1 | наблюдение |
средний уровень | 5 |
максимальный уровень | 10 |
Экспертная карта (достижение личностных результатов)
№ | Показатели (оцениваемые параметры) | Ф.И. учащегося | Возможное кол-во баллов (от 1до 10) | Методы диагностики |
| | | | | | | | | |
1 | Организационно-волевые качества: |
1.1 | Терпение | | | | | | | | | | | | наблюдение |
1.2 | Воля | | | | | | | | | | | | наблюдение |
1.3 | Самоконтроль | | | | | | | | | | | | наблюдение |
2 | Ориентационные качества: |
2.1 | Самооценка | | | | | | | | | | | | анкетирование |
2.2 | Интерес к занятиям | | | | | | | | | | | | тестирование |
3 | Поведенческие качества: |
3.1 | Конфликтность | | | | | | | | | | | | тестирование |
| Тип сотрудничества | | | | | | | | | | | | наблюдение |
4 | Учебно-организационные умения и навыки: |
| | | | | | | | | | | | | наблюдение |
| Сумма баллов: | | | | | | | | | | | | |
Учебно-методический комплекс
В учебно-методический комплекс программы входят:
Организационно-педагогические средства:
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа;
поурочные планы, конспекты занятий, проведенных учителем в рамках реализации;
программы выступлений на конкурсах и соревнованиях;
методические рекомендации по проведению занятий;
методические рекомендации для родителей по вопросам воспитания;
разработанные педагогом памятки для детей и родителей по вопросам подготовки к информационным и соревновательным поездкам.
Дидактические средства
иллюстративный материал к каждому разделу программы:
плакат «Нормативы ВФСК ГТО»;
электронные образовательные ресурсы: компьютерные презентации, разработанные учителем по модулям программы;
банк учебных и художественных фильмов;
банк видеоматериалов выступлений учащихся на мероприятиях и соревнованиях.
диагностические и контрольные материалы (диагностические и информационные карты, обработанные тестовые задания, результаты нормативов, анкеты для детей и родителей, аналитические справки)
нормативные материалы по осуществлению групповых и массовых форм работы с учащимися (регламенты соревнований, положения о конкурсах, смотрах, мероприятиях).
Богданов В.П. «Игры и развлечения в группах продленного дня: Пособия для учителя. М., Просвещение, 1985 – С144;
Бриль М.С. «Отбор в спортивных играх».– М.: Физкультура и спорт, 1980;
Билеева Л.В., Коротков А.М. «Подвижные игры»: Учебное пособие для институтов физической культуры.– М.: Физкультура и спорт, 1982 –С224;
Былеева Л.В., Грегорьев В.М. «Подвижные игры» - М.: Физкультура и спорт, 1985-С302;
Васильков Г.А., Васильков В.Г. «От игры к спорту»: сборник эстафет и игровых заданий. - М.: Физкультура и спорт, 1985 С 3-16, 36-41;
Комплексная программа физического воспитания учащихся I-XI классов общеобразовательной школы» Второе дополнение, М.: Просвещение, 1992;
Комплексная программа физического воспитания учащихся I-XI классов общеобразовательной школы, основанная на одном из видов спорта (баскетбол)» М.: Просвещение, 1993;
Комплексная программа физического воспитания учащихся I-XI классов общеобразовательной школы с направленным развитием двигательных способностей» Журнал, Физкультура и спорт,1994 № 1-4;
Кравец А.С. «Педагогические условия эффективности развития физических способностей учащихся 6-8 классов средними подвижными играми» Автореф. Дис. док. Пед. наук. М.,1982, С35;
Кузнецова З.И. «Развитие двигательных качеств школьников» М.: Физкультура и спорт, 1967;
Кузнецова З.И., Холодов Ж.К. «Развитие двигательных качеств школьников» М.: Физкультура и спорт, 1984-С203;
Лях В.И. «Координационные способности школьников» Минск, 1989-С159;
Методика физического воспитания/Под.ред.Мейксона
Портных Ю.М. «Подвижные игры» В учебнике: Спортивные подвижные игры /Под. ред. П.А.Чумалова М.: Физкультура и спорт,1970 –С46-83;