СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по волейболу

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа " Волейбол". Возраст Учащихся 13-15 лет.Срок реализации 2года.

Просмотр содержимого документа
«Программа по волейболу»














ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

1.Учреждение

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение"Средняя общеобразовательная школа № 33"

2.Полное название программы

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Волейбол»

3. Сведения о составителе

3.1.Ф.И.О., должность

Чурилова Аксана Николаевна , педагог дополнительного образования

4. Сведения о программе

4.1.Нормативная база

ФЗ от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Концепция развития дополнительного образования (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4.09.2014 г. №1726-р);

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29.09.2013, №1008;

Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14» «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»


Программа составлена в соответствии с Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, (включая разноуровневые программы), разработанными Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.,

письмом управления образования и науки Тамбовской области от 08.06.2017 №1.06-10/2206,

письмом комитета образования администрации города Тамбова 14.06.2017 №36-30-2610/17, уставом МБУДО ЦДОД

4.2.Тип

модифицированная

4.3.Направленность

естественнонаучная

4.4. Уровень содержания

базовый

4.5. Область применения

дополнительное образование

4.6. Продолжительность обучения

2 года

4.7. Год разработки программы

2016

4.8. Возрастная категория обучающихся

13-15 лет


Блок № 1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»

1.1.Пояснительная записка

Направленность: Физкультурно-спортивной

Дополнительная образовательная программа имеет физкультурно-спортивную направленность и предназначена для углубленного изучения раздела «Волейбол» образовательной программы средней школы (5-9 кл.). Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по физической культуре авторов В. И. Лях, А. А. Зданевич. – М.: Просвещение, 2010. Программа курса волейбол для детей 13-15 лет составлена на основе пособия Ю.Д. Жележняк, Л.Н. Слупский «Волейбол в школе», Москва, «Просвещение», 1989.

Направленность дополнительной образовательной программы секции «Волейбола» физкультурно-спортивная. Программа направлена на приобретение теоретических и практических навыков игры в волейбол. Укреплению здоровья, правильному физическому развитию детей.

Целесообразность и актуальность программы заключается в том, что занятия по ней, позволят учащимся восполнить недостаток навыков и овладеть необходимыми приёмами игры во внеурочное время, так как количество учебных часов отведённых на изучение раздела «волейбол» в школьной программе недостаточно для качественного овладения игровыми навыками и в особенности тактическими приёмами. Программа актуальна на сегодняшний день, так как её реализация восполняет недостаток двигательной активности, имеющийся у детей, в связи с высокой учебной нагрузкой, имеет оздоровительный эффект, а также благотворно воздействует на все системы детского организма.

Наиболее острые проблемы дополнительного образования:

  • повышение занятости детей в свободное время;

  • организация полноценного досуга;

  • развитие определенных качеств личности;

  • поддержка и развитие талантов;

  • адаптация в обществе детей с определенными особенностями;

  • физическое развитие и оздоровление детей;

  • профессиональная ориентация и т.п.

Новизна программы заключается в том, что в ней предусмотрено уделить большее количество учебных часов на разучивание и совершенствование тактических приёмов, что позволит учащимся идти в ногу со временем и повысить уровень соревновательной деятельности в волейболе. Реализация программы предусматривает также психологическую подготовку, которой в других программах уделено незаслуженно мало внимания. Кроме этого, по ходу реализации программы предполагается использование ИКТ для мониторинга текущих результатов, тестирования для перехода на следующий этап обучения, поиска информации в Интернет, просмотра учебных программ, видеоматериала и т. д.

Условия набора учащихся

Для обучения принимаются все желающие (не имеющие медицинских противопоказаний) и на основе заявлений от родителей или их законных представителей.

Количество учащихся

Численный состав учащихся в группе 1 года обучения 13-15 человек;

в группе 2 года обучения 10-15 человек.

Объем и срок освоения программы

Всего 144 часа, срок освоения программы 2 год по 72 часа,

Формы и режим занятий

Программа рассчитана на 2 года обучения, 144 часа:

1 год обучения: 72 часа в год;

2 год обучения: 72 часа в год.

Программа курса волейбол включает в себя теоретическую и практическую часть.

В теоретической части рассматриваются вопросы техники и тактики игры в волейбол.

В практической части углублено изучаются технические приемы и тактические комбинации. В занятиях с учащимися 13-15 лет целесообразно акцентировать внимание на комбинированные упражнения, технику передач и учебно-тренировочные игры, поэтому на эти разделы программы отводится большее количество часов

1.2.Цель и задачи программы

Цель:

Формирование двигательной сферы, овладение техникой и тактикой игры. Выступление на соревнованиях. Сформировать у учащихся устойчивые потребности к регулярным занятиям физической культурой и спортом. Научить играть в волейбол на достойном уровне.

Задачи:

Оздоровительные:

1. Укрепление физического и психологического здоровья.

2. Улучшение физического развития.

3. Устойчивость организма к различным заболеваниям.

Образовательные:

1. Совершенствовать координацию тела.

2. Развитие физических качеств (ловкость, выносливость, прыгучесть и т. п).

3. Формирование двигательных умений и навыков.

4. обучение техническим приёмам и правилам игры;

5. обучение тактическим действиям;

6. обучение приёмам и методам контроля физической нагрузки при самостоятельных занятиях;

7. овладение навыками регулирования психического состояния.

8. Усвоение знаний о физическом воспитании.

Воспитательные:

1. Выработка у учащихся привычку соблюдения режима.

2. Развивать умения самостоятельно заниматься приемами в парах.

3. Воспитывать любовь к занятиям, спорту, интерес к результатам, достижениям спортсменов.

4. Воспитывать положительные черты характера( организованность, дисциплинированность и т. д), нравственные качества(честность, справедливость), и волевые качества (смелость, решительность и т. д).

5. выработка организаторских навыков и умения действовать в коллективе;

6. воспитание чувства ответственности, дисциплинированности, взаимопомощи;

7. воспитание привычки к самостоятельным занятиям, избранным видом спорта в свободное время;

8. формирование потребности к ведению здорового образа жизни.

Развивающие:

1. повышение технической и тактической подготовленности в данном виде спорта;

2. совершенствование навыков и умений игры;

3. развитие физических качеств, укрепление здоровья, расширение функциональных возможностей организма.

1.3.Содержание программы

Формирование двигательной сферы, овладение техникой и тактикой игры. Выступление на соревнованиях. Сформировать у учащихся устойчивые потребности к регулярным занятиям физической культурой и спортом. Научить играть в волейбол на достойном уровне.

Материал программы разбит на два раздела: раздел основы знаний и технико-тактические приемы.

I. Основы знаний

- понятие о технике и тактике игры;

- основные положения правил игры в волейбол. Нарушения, жесты судей.

II. Технико-тактические приемы

1. Подачи

- техника выполнения прямой нижней подачи;

- прямая верхняя подача;

- ознакомление с техникой выполнения верхней боковой подачи.

2. Передачи

- верхняя передача двумя руками перед собой с выходом;

- приём мяча снизу двумя руками;

- верхняя передача двумя руками над собой через голову;

- верхняя передача двумя руками в прыжке.

3. Нападающий удар

- техника выполнения прямого нападающего удара правой и левой рукой перевод правой рукой (влево и вправо из зоны 4;2;3.);

-ознакомление с техникой постановки одиночного и группового блока.

4. Комбинированные упражнения

- подача – передача;

- подача – передача – нападающий удар;

- передача – нападающий удар – передача (игра в защите).

5. Учебно-тренировочные игры

- отработка навыков взаимодействия игроков на площадке;

- отработка индивидуальных действий игроков разных игровых  амплуа.

6. Судейство игр

- отработка навыков судейства школьных соревнований.

На каждом занятии осуществляется физическая подготовка учащихся, направленная на развитие основных двигательных качеств и координационных способностей обучающихся.

Методические рекомендации по содержанию и проведению занятий

   В рамках содержания первого раздела занимающейся получают теоретические знания о технике и тактике игры волейбол. Знакомятся с гигиеническими требованиями к местам занятий и инвентарем, спортивной одежде и обуви. В ходе бесед и лекции занимающейся знакомятся с основными правилами игры в волейбол. Изучая наглядные пособия, дополнительную литературу, учащийся получают представления о судействе игры, о жестах судей. На занятиях используется беседа с занимающимися, рассказ преподавателя, работа с дополнительной литературой.

При изучении 2 раздела программы «Технические и тактические приемы» применяются как общеобразовательные методы, так и специфические, основанные на активной двигательной деятельности: метод регламентированного упражнения, игровой и соревновательный методы, словесные и сенсорные методы, а также различные средства: подготовительные упражнения, подвижные спортивные игры, игровые упражнения, учебные игры, соревнования. При занятии с учащимися данной возрастной группы большое значение имеет наглядность в обучении.

Поэтому при изучении техники выполнения отдельных элементов необходимо использовать рассказ-показ, демонстрацию таблиц и рисунков изучаемого двигательного действия.

Закрепление правильных способов выполнения изученных движений до стадии навыка, их дальнейшее совершенствование проводится посредством самостоятельных упражнений занимающихся. Основные методы: игровой, соревновательный.

Максимальный эффект обеспечивается лишь при оптимальном сочетании различных средств и методов, выбранных с учетом особенностей спортивной специализации.

1.4.Планируемые результаты

Личностными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:

- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:

- характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

- находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;

- общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

- обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;

- организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;

- планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;

- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

- видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;

- оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;

- управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять при этом хладнокровие, сдержанность и рассудительность.

Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по ОФП являются следующие умения:

- планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;

- излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать ее роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;

- представлять физическую культуру (физические упражнения) как средство(-а) укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

- знать основные физические качества человека, индивидуальные показатели (длину и массу тела) физического развития;

- характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время занятий по развитию физических качеств;

- бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности во время проведения занятий;

- в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;

- знать правила и последовательность выполнения упражнений утренней гимнастики, физкультминуток, физкультпауз, простейших комплексов для развития физических качеств и формирования правильной осанки; в комплексах по профилактике остроты зрения и дыхательной гимнастики;

- подавать строевые команды, вести подсчет при выполнении общеразвивающих упражнений;

- уметь передвигаться различными способами (ходьба, бег, прыжки) в различных условиях;

- выполнять общеразвивающие упражнения (с предметами и без предметов) для развития основных физических качеств (силы, быстроты, гибкости, выносливости, двигательно-координационных способностей);

- быть способным применять жизненно важные умения и навыки в различных изменяющихся (вариативных) условиях.

Формы подведения промежуточных итогов реализации ПДО представляют собой контрольные занятия для проверки степени освоения техники двигательных действий, тестирование для проверки уровня развития физических качеств, а также соревнования.

Окончательные итоги реализации ПДО подводятся на двух заключительных занятиях учебного года (собеседование и тестирование).


Блок № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»

2.1. Календарный учебный график

Программа рассчитана на 72 часа (2 часа в неделю - по 2 часа, 36 рабочих недели),из них на теорию 7 часов, на практику 65 часов.


Учебный план 1 года обучения.

№ п/п

Название раздела

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Основы знаний

3

3

-

Беседа, рассказ

2.

Освоение техники передвижений

3

-

3

Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра

3.

Освоение техники приемов и передач мяча

20

-

20

Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра

4.

Освоение техники подачи мяча и приема подач.

26

-

26

Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра

5.

Освоение техники прямого нападающего удара и овладение техникой защитных действий

11

-

11

Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра

6.

Овладение тактикой игры в нападении.

3

-

3

Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра

7.

Овладение тактикой игры в защите

1

-

1

Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра

8.

Овладение организаторскими способностями

5

1

4

Учебно-тренировочные игры Соревнования


ИТОГО:

72

4

68




Учебный план 2года обучения.

№ п/п

Название раздела

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Основы знаний

4

4

-

Беседа, рассказ

2.

Освоение техники передвижений

2

-

2

Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра

3.

Освоение техники приемов и передач мяча

20

-

20

Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра

4.

Освоение техники подачи мяча и приема подач.

26

-

26

Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра

5.

Освоение техники прямого нападающего удара и овладение техникой защитных действий


11

-

11

Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра

6.

Овладение тактикой игры в нападении.

3

-

3

Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра

7.

Овладение тактикой игры в защите

1

-

1

Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра

8.

Овладение организаторскими способностями

5

-

5

Учебно-тренировочные игры Соревнования


ИТОГО:

72

4

68




2.2.Условия реализации программы

Техническое оснащение занятий

Места проведения занятий, оборудование и инвентарь: спортивный зал, волейбольные мячи, сетка волейбольная, свисток, секундомер, табло.

Педагогические принципы обучения и тренировки

Реализация принципов сознательности и активности в тренировке с юными спортсменами означает формирование у них:

- сознательного отношения к целям, задачам и содержанию тренировочной работы;

- сознательного и активного участия в этой работе;

- самостоятельности в контроле и оценке своих успехов.

Сущность принципа наглядности заключается в максимальном обеспечении соответствующих зрительных, двигательных и других представлений воспитанников об изучаемом движении.

Принципы систематичности и последовательности требуют от тренера и ученика соблюдения рациональности, системы и последовательности. Обучение юных спортсменов должно идти от простого к сложному, и каждый новый материал должен быть органически связан с предыдущим. Принцип систематичности – это, прежде всего, регулярность занятий, рациональное чередование нагрузок и отдыха.

Принципы доступности и индивидуализации заключаются в обязательном учёте групповых, возрастных и индивидуальных различий учащихся при подборе оптимальных нагрузок в учебно-тренировочном процессе.

Методы обучения и тренировки

Метод строго регламентированного упражнения предусматривает:

- твёрдую регламентацию программы движений (заранее обусловленный состав движений, порядок их повторения, изменения и взаимосвязи);

- чёткую дозировку нагрузки и управление её динамикой по ходу выполнения упражнений, чёткое нормирование места и длительности интервалов отдыха;

- создание или использование внешних условий, облегчающих управление учебно-тренировочным процессом и действиями обучающихся (применение вспомогательных снарядов, тренажёров, срочного контроля за воздействием нагрузки).

Игровой метод может быть применён на основе любых физических упражнений и необязательно связан с какими-либо играми. Используя игровой метод, можно добиться эмоциональности и высокой интенсивности работы

Соревновательный метод используется как в относительно элементарных формах (способ стимулирования интереса и активизации учащихся при выполнении отдельного упражнения на занятиях), так и в самостоятельном виде в качестве контрольно-зачётных или официальных спортивных соревнований. Отличительная черта соревновательного метода – сопоставление сил воспитанников в условиях упорядоченного соперничества за первенство или высокое достижение. Он используется во время проведения занятий в виде отдельных соревновательных упражнений на силу, быстроту и т.д

Словесные методы в учебно-тренировочных занятиях могут быть выражены в форме:

- дидактического рассказа, беседы, обсуждения;

- инструктирования (объяснение заданий, правил их выполнения);

- указаний и команд (как правило, в повелительном наклонении);

- сопроводительного пояснения (лаконичный комментарий и замечания);

- оценки (способ текущей коррекции действий или их итогов);

- самопроговаривания, самоприказа, основанных на внутренней речи спортсмена (например, «сильнее», «быстрее» и т.п.)

Сенсорные методы могут реализоваться в форме:

- показа самих упражнений;

- демонстрации наглядных пособий;

- просмотра кино- и видеомагнитофонных материалов;

- посещения соревнований.

2.3. Формы аттестации: текущий и итоговый в форме контрольных тестов и упражнений

2.4. Оценочные материалы

Контрольные    упражнения    по    ОФП:


Физические

способности

Контрольные

упражнения

Возраст

13-15 лет

Юн.

Дев.

Скоростные

Бег 30 м, сек

4,8

5,0

Бег 60 м, сек

9,2

10,2

Бег 100 м, сек

14,1

17,4

Координационные

Челночный бег3х10 м, сек

7,9

9,3

Скоростно-силовые

Прыжок в длинус места, см

205

170

Выносливость

Бег    2000    м,мин/сек

-

10,40

Бег    3000    м,мин/сек

12,40

-

Гибкость

Наклон   вперед из    положения сидя, см

9

12

Силовые

Подтягивание на       высокой перекладине из виса, раз

9

-

Подтягивание на         низкой перекладине из виса лежа

-

13


Контрольные упражнения по специальной     физической
подготовке:


п/п

Содержание требований (виды испытаний)

Кол-во раз

1 год

2 год

Передача мяча сверху двумя руками, стоя и сидя у стены

4

6

Чередование способов передачи и приема мяча сверху, снизу (количество серий)

6

8

Верхняя передача мяча на точность из зоны 3 (2) в зону 4

4

6

Подача верхняя прямая в пределы площади

3

5

Прием мяча с подачи и первая передача в зону 3

3

5

Чередование способов передачи и приема мяча сверху, снизу

8

12

Нападающий удар по мячу в держателе или резиновых амортизаторах

3

5

Вторая передача на точность: из зоны 2 в зону 4

3

5

Передача из зоны 3 в зону 2 (стоя спиной по направлению)

3

5

Через сетку из зоны 4 в зону 4 в прыжке

4

6

Передачи сверху, снизу (стоя у стены)

5

7

Подача на точность

4

6

Нападающий удар прямой из зоны 4 в зоны 5, 6 и 1

3

5

Блокирование (вдвоем) нападающего удара из зоны 4 (2)

3

5


2.5. Методические материалы

В рамках содержания первого раздела занимающейся получают теоретические знания о технике и тактике игры волейбол. Знакомятся с гигиеническими требованиями к местам занятий и инвентарем, спортивной одежде и обуви. В ходе бесед и лекции занимающейся знакомятся с основными правилами игры в волейбол. Изучая наглядные пособия, дополнительную литературу, учащийся получают представления о судействе игры, о жестах судей. На занятиях используется беседа с занимающимися, рассказ преподавателя, работа с дополнительной литературой.

При изучении 2 раздела программы «Технические и тактические приемы» применяются как общеобразовательные методы, так и специфические, основанные на активной двигательной деятельности: метод регламентированного упражнения, игровой и соревновательный методы, словесные и сенсорные методы, а также различные средства: подготовительные упражнения, подвижные спортивные игры, игровые упражнения, учебные игры, соревнования. При занятии с учащимися данной возрастной группы большое значение имеет наглядность в обучении.

Поэтому при изучении техники выполнения отдельных элементов необходимо использовать рассказ-показ, демонстрацию таблиц и рисунков изучаемого двигательного действия.

Закрепление правильных способов выполнения изученных движений до стадии навыка, их

дальнейшее совершенствование проводится посредством самостоятельных упражнений занимающихся. Основные методы: игровой, соревновательный.

Максимальный эффект обеспечивается лишь при оптимальном сочетании различных средств и методов, выбранных с учетом особенностей спортивной специализации.

















Список литературы

Для учителя:

1. Лях В.И. и др. «Физическая культура». Учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2002 г.

2. Фурманов А.Г. «Начальное обучение волейболистов». Минск, «Беларусь», 1976 г.

3. Железняк Ю.Д., Слупский Л.Н. «Волейбол в школе». М.: «Просвещение», 1989 г.

4. Железняк Ю.Д. «120 уроков по волейболу». М.:  «ФК и С», 1970 г.

Для учащихся

1. Голомазов В.А., Ковалев В.Д., Мельников А.Г. «Волейбол в школе». М.: «ФК и С», 1976 г.

2. Железняк Ю.Д., Слупский Л.Н. «Волейбол в школе». М.: «Просвещение», 1989 г.

3. Железняк Ю.Д. «К мастерству в волейболе». М.:  «ФК и С»,  1978 г.

4. Железняк Ю.Д. «120 уроков по волейболу». М.:  «ФК и С», 1970 г.

5. Козырева Л. «Волейбол». Азбука спорта. М.: «ФК и С», 2003 г.

6. Клещев Ю.Н., Фурманов А.Г. «Юный волейболист». М.: «ФК и С», 1979 г.

7. Перельман М.Р. «Специальная физическая подготовка волейболиста». «ФК и С», 1969 г.

8. Слупский Л.Н. «Волейбол: игра связующего». М.: «ФК и С», 1984 г.

9. Фурманов А.Г., Болдырев Д.М. «Волейбол». Азбука спорта. М.: «ФК и С», 1983 г.

10. Эйнгорн А.Н. «500 упражнений для волейболиста». М.: «ФК и С», 1959 г.