
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
1.Учреждение | Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение"Средняя общеобразовательная школа № 33" |
2.Полное название программы | Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Волейбол» |
3. Сведения о составителе 3.1.Ф.И.О., должность | Чурилова Аксана Николаевна , педагог дополнительного образования |
4. Сведения о программе 4.1.Нормативная база | ФЗ от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Концепция развития дополнительного образования (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4.09.2014 г. №1726-р); Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29.09.2013, №1008; Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»; Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14» «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» |
| Программа составлена в соответствии с Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, (включая разноуровневые программы), разработанными Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г., письмом управления образования и науки Тамбовской области от 08.06.2017 №1.06-10/2206, письмом комитета образования администрации города Тамбова 14.06.2017 №36-30-2610/17, уставом МБУДО ЦДОД |
4.2.Тип | модифицированная |
4.3.Направленность | естественнонаучная |
4.4. Уровень содержания | базовый |
4.5. Область применения | дополнительное образование |
4.6. Продолжительность обучения | 2 года |
4.7. Год разработки программы | 2016 |
4.8. Возрастная категория обучающихся | 13-15 лет |
Блок № 1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»
1.1.Пояснительная записка
Направленность: Физкультурно-спортивной
Дополнительная образовательная программа имеет физкультурно-спортивную направленность и предназначена для углубленного изучения раздела «Волейбол» образовательной программы средней школы (5-9 кл.). Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по физической культуре авторов В. И. Лях, А. А. Зданевич. – М.: Просвещение, 2010. Программа курса волейбол для детей 13-15 лет составлена на основе пособия Ю.Д. Жележняк, Л.Н. Слупский «Волейбол в школе», Москва, «Просвещение», 1989.
Направленность дополнительной образовательной программы секции «Волейбола» физкультурно-спортивная. Программа направлена на приобретение теоретических и практических навыков игры в волейбол. Укреплению здоровья, правильному физическому развитию детей.
Целесообразность и актуальность программы заключается в том, что занятия по ней, позволят учащимся восполнить недостаток навыков и овладеть необходимыми приёмами игры во внеурочное время, так как количество учебных часов отведённых на изучение раздела «волейбол» в школьной программе недостаточно для качественного овладения игровыми навыками и в особенности тактическими приёмами. Программа актуальна на сегодняшний день, так как её реализация восполняет недостаток двигательной активности, имеющийся у детей, в связи с высокой учебной нагрузкой, имеет оздоровительный эффект, а также благотворно воздействует на все системы детского организма.
Наиболее острые проблемы дополнительного образования:
повышение занятости детей в свободное время;
организация полноценного досуга;
развитие определенных качеств личности;
поддержка и развитие талантов;
адаптация в обществе детей с определенными особенностями;
физическое развитие и оздоровление детей;
профессиональная ориентация и т.п.
Новизна программы заключается в том, что в ней предусмотрено уделить большее количество учебных часов на разучивание и совершенствование тактических приёмов, что позволит учащимся идти в ногу со временем и повысить уровень соревновательной деятельности в волейболе. Реализация программы предусматривает также психологическую подготовку, которой в других программах уделено незаслуженно мало внимания. Кроме этого, по ходу реализации программы предполагается использование ИКТ для мониторинга текущих результатов, тестирования для перехода на следующий этап обучения, поиска информации в Интернет, просмотра учебных программ, видеоматериала и т. д.
Условия набора учащихся
Для обучения принимаются все желающие (не имеющие медицинских противопоказаний) и на основе заявлений от родителей или их законных представителей.
Количество учащихся
Численный состав учащихся в группе 1 года обучения 13-15 человек;
в группе 2 года обучения 10-15 человек.
Объем и срок освоения программы
Всего 144 часа, срок освоения программы 2 год по 72 часа,
Формы и режим занятий
Программа рассчитана на 2 года обучения, 144 часа:
1 год обучения: 72 часа в год;
2 год обучения: 72 часа в год.
Программа курса волейбол включает в себя теоретическую и практическую часть.
В теоретической части рассматриваются вопросы техники и тактики игры в волейбол.
В практической части углублено изучаются технические приемы и тактические комбинации. В занятиях с учащимися 13-15 лет целесообразно акцентировать внимание на комбинированные упражнения, технику передач и учебно-тренировочные игры, поэтому на эти разделы программы отводится большее количество часов
1.2.Цель и задачи программы
Цель:
Формирование двигательной сферы, овладение техникой и тактикой игры. Выступление на соревнованиях. Сформировать у учащихся устойчивые потребности к регулярным занятиям физической культурой и спортом. Научить играть в волейбол на достойном уровне.
Задачи:
Оздоровительные:
1. Укрепление физического и психологического здоровья.
2. Улучшение физического развития.
3. Устойчивость организма к различным заболеваниям.
Образовательные:
1. Совершенствовать координацию тела.
2. Развитие физических качеств (ловкость, выносливость, прыгучесть и т. п).
3. Формирование двигательных умений и навыков.
4. обучение техническим приёмам и правилам игры;
5. обучение тактическим действиям;
6. обучение приёмам и методам контроля физической нагрузки при самостоятельных занятиях;
7. овладение навыками регулирования психического состояния.
8. Усвоение знаний о физическом воспитании.
Воспитательные:
1. Выработка у учащихся привычку соблюдения режима.
2. Развивать умения самостоятельно заниматься приемами в парах.
3. Воспитывать любовь к занятиям, спорту, интерес к результатам, достижениям спортсменов.
4. Воспитывать положительные черты характера( организованность, дисциплинированность и т. д), нравственные качества(честность, справедливость), и волевые качества (смелость, решительность и т. д).
5. выработка организаторских навыков и умения действовать в коллективе;
6. воспитание чувства ответственности, дисциплинированности, взаимопомощи;
7. воспитание привычки к самостоятельным занятиям, избранным видом спорта в свободное время;
8. формирование потребности к ведению здорового образа жизни.
Развивающие:
1. повышение технической и тактической подготовленности в данном виде спорта;
2. совершенствование навыков и умений игры;
3. развитие физических качеств, укрепление здоровья, расширение функциональных возможностей организма.
1.3.Содержание программы
Формирование двигательной сферы, овладение техникой и тактикой игры. Выступление на соревнованиях. Сформировать у учащихся устойчивые потребности к регулярным занятиям физической культурой и спортом. Научить играть в волейбол на достойном уровне.
Материал программы разбит на два раздела: раздел основы знаний и технико-тактические приемы.
I. Основы знаний
- понятие о технике и тактике игры;
- основные положения правил игры в волейбол. Нарушения, жесты судей.
II. Технико-тактические приемы
1. Подачи
- техника выполнения прямой нижней подачи;
- прямая верхняя подача;
- ознакомление с техникой выполнения верхней боковой подачи.
2. Передачи
- верхняя передача двумя руками перед собой с выходом;
- приём мяча снизу двумя руками;
- верхняя передача двумя руками над собой через голову;
- верхняя передача двумя руками в прыжке.
3. Нападающий удар
- техника выполнения прямого нападающего удара правой и левой рукой перевод правой рукой (влево и вправо из зоны 4;2;3.);
-ознакомление с техникой постановки одиночного и группового блока.
4. Комбинированные упражнения
- подача – передача;
- подача – передача – нападающий удар;
- передача – нападающий удар – передача (игра в защите).
5. Учебно-тренировочные игры
- отработка навыков взаимодействия игроков на площадке;
- отработка индивидуальных действий игроков разных игровых амплуа.
6. Судейство игр
- отработка навыков судейства школьных соревнований.
На каждом занятии осуществляется физическая подготовка учащихся, направленная на развитие основных двигательных качеств и координационных способностей обучающихся.
Методические рекомендации по содержанию и проведению занятий
В рамках содержания первого раздела занимающейся получают теоретические знания о технике и тактике игры волейбол. Знакомятся с гигиеническими требованиями к местам занятий и инвентарем, спортивной одежде и обуви. В ходе бесед и лекции занимающейся знакомятся с основными правилами игры в волейбол. Изучая наглядные пособия, дополнительную литературу, учащийся получают представления о судействе игры, о жестах судей. На занятиях используется беседа с занимающимися, рассказ преподавателя, работа с дополнительной литературой.
При изучении 2 раздела программы «Технические и тактические приемы» применяются как общеобразовательные методы, так и специфические, основанные на активной двигательной деятельности: метод регламентированного упражнения, игровой и соревновательный методы, словесные и сенсорные методы, а также различные средства: подготовительные упражнения, подвижные спортивные игры, игровые упражнения, учебные игры, соревнования. При занятии с учащимися данной возрастной группы большое значение имеет наглядность в обучении.
Поэтому при изучении техники выполнения отдельных элементов необходимо использовать рассказ-показ, демонстрацию таблиц и рисунков изучаемого двигательного действия.
Закрепление правильных способов выполнения изученных движений до стадии навыка, их дальнейшее совершенствование проводится посредством самостоятельных упражнений занимающихся. Основные методы: игровой, соревновательный.
Максимальный эффект обеспечивается лишь при оптимальном сочетании различных средств и методов, выбранных с учетом особенностей спортивной специализации.
1.4.Планируемые результаты
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:
- характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
- находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
- общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
- обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
- организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
- планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
- видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
- оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
- управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять при этом хладнокровие, сдержанность и рассудительность.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по ОФП являются следующие умения:
- планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
- излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать ее роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
- представлять физическую культуру (физические упражнения) как средство(-а) укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
- знать основные физические качества человека, индивидуальные показатели (длину и массу тела) физического развития;
- характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время занятий по развитию физических качеств;
- бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности во время проведения занятий;
- в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
- знать правила и последовательность выполнения упражнений утренней гимнастики, физкультминуток, физкультпауз, простейших комплексов для развития физических качеств и формирования правильной осанки; в комплексах по профилактике остроты зрения и дыхательной гимнастики;
- подавать строевые команды, вести подсчет при выполнении общеразвивающих упражнений;
- уметь передвигаться различными способами (ходьба, бег, прыжки) в различных условиях;
- выполнять общеразвивающие упражнения (с предметами и без предметов) для развития основных физических качеств (силы, быстроты, гибкости, выносливости, двигательно-координационных способностей);
- быть способным применять жизненно важные умения и навыки в различных изменяющихся (вариативных) условиях.
Формы подведения промежуточных итогов реализации ПДО представляют собой контрольные занятия для проверки степени освоения техники двигательных действий, тестирование для проверки уровня развития физических качеств, а также соревнования.
Окончательные итоги реализации ПДО подводятся на двух заключительных занятиях учебного года (собеседование и тестирование).
Блок № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»
2.1. Календарный учебный график
Программа рассчитана на 72 часа (2 часа в неделю - по 2 часа, 36 рабочих недели),из них на теорию 7 часов, на практику 65 часов.
Учебный план 1 года обучения.
№ п/п | Название раздела | Количество часов | Формы контроля |
Всего | Теория | Практика |
1. | Основы знаний | 3 | 3 | - | Беседа, рассказ |
2. | Освоение техники передвижений | 3 | - | 3 | Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра |
3. | Освоение техники приемов и передач мяча | 20 | - | 20 | Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра |
4. | Освоение техники подачи мяча и приема подач. | 26 | - | 26 | Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра |
5. | Освоение техники прямого нападающего удара и овладение техникой защитных действий | 11 | - | 11 | Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра |
6. | Овладение тактикой игры в нападении. | 3 | - | 3 | Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра |
7. | Овладение тактикой игры в защите | 1 | - | 1 | Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра |
8. | Овладение организаторскими способностями | 5 | 1 | 4 | Учебно-тренировочные игры Соревнования |
| ИТОГО: | 72 | 4 | 68 | |
Учебный план 2года обучения.
№ п/п | Название раздела | Количество часов | Формы контроля |
Всего | Теория | Практика |
1. | Основы знаний | 4 | 4 | - | Беседа, рассказ |
2. | Освоение техники передвижений | 2 | - | 2 | Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра |
3. | Освоение техники приемов и передач мяча | 20 | - | 20 | Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра |
4. | Освоение техники подачи мяча и приема подач. | 26 | - | 26 | Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра |
5. | Освоение техники прямого нападающего удара и овладение техникой защитных действий | 11 | - | 11 | Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра |
6. | Овладение тактикой игры в нападении. | 3 | - | 3 | Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра |
7. | Овладение тактикой игры в защите | 1 | - | 1 | Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра |
8. | Овладение организаторскими способностями | 5 | - | 5 | Учебно-тренировочные игры Соревнования |
| ИТОГО: | 72 | 4 | 68 | |
2.2.Условия реализации программы
Техническое оснащение занятий
Места проведения занятий, оборудование и инвентарь: спортивный зал, волейбольные мячи, сетка волейбольная, свисток, секундомер, табло.
Педагогические принципы обучения и тренировки
Реализация принципов сознательности и активности в тренировке с юными спортсменами означает формирование у них:
- сознательного отношения к целям, задачам и содержанию тренировочной работы;
- сознательного и активного участия в этой работе;
- самостоятельности в контроле и оценке своих успехов.
Сущность принципа наглядности заключается в максимальном обеспечении соответствующих зрительных, двигательных и других представлений воспитанников об изучаемом движении.
Принципы систематичности и последовательности требуют от тренера и ученика соблюдения рациональности, системы и последовательности. Обучение юных спортсменов должно идти от простого к сложному, и каждый новый материал должен быть органически связан с предыдущим. Принцип систематичности – это, прежде всего, регулярность занятий, рациональное чередование нагрузок и отдыха.
Принципы доступности и индивидуализации заключаются в обязательном учёте групповых, возрастных и индивидуальных различий учащихся при подборе оптимальных нагрузок в учебно-тренировочном процессе.
Методы обучения и тренировки
Метод строго регламентированного упражнения предусматривает:
- твёрдую регламентацию программы движений (заранее обусловленный состав движений, порядок их повторения, изменения и взаимосвязи);
- чёткую дозировку нагрузки и управление её динамикой по ходу выполнения упражнений, чёткое нормирование места и длительности интервалов отдыха;
- создание или использование внешних условий, облегчающих управление учебно-тренировочным процессом и действиями обучающихся (применение вспомогательных снарядов, тренажёров, срочного контроля за воздействием нагрузки).
Игровой метод может быть применён на основе любых физических упражнений и необязательно связан с какими-либо играми. Используя игровой метод, можно добиться эмоциональности и высокой интенсивности работы
Соревновательный метод используется как в относительно элементарных формах (способ стимулирования интереса и активизации учащихся при выполнении отдельного упражнения на занятиях), так и в самостоятельном виде в качестве контрольно-зачётных или официальных спортивных соревнований. Отличительная черта соревновательного метода – сопоставление сил воспитанников в условиях упорядоченного соперничества за первенство или высокое достижение. Он используется во время проведения занятий в виде отдельных соревновательных упражнений на силу, быстроту и т.д
Словесные методы в учебно-тренировочных занятиях могут быть выражены в форме:
- дидактического рассказа, беседы, обсуждения;
- инструктирования (объяснение заданий, правил их выполнения);
- указаний и команд (как правило, в повелительном наклонении);
- сопроводительного пояснения (лаконичный комментарий и замечания);
- оценки (способ текущей коррекции действий или их итогов);
- самопроговаривания, самоприказа, основанных на внутренней речи спортсмена (например, «сильнее», «быстрее» и т.п.)
Сенсорные методы могут реализоваться в форме:
- показа самих упражнений;
- демонстрации наглядных пособий;
- просмотра кино- и видеомагнитофонных материалов;
- посещения соревнований.
2.3. Формы аттестации: текущий и итоговый в форме контрольных тестов и упражнений
2.4. Оценочные материалы
Контрольные упражнения по ОФП:
Физические способности | Контрольные упражнения | Возраст |
13-15 лет |
Юн. | Дев. |
Скоростные | Бег 30 м, сек | 4,8 | 5,0 |
Бег 60 м, сек | 9,2 | 10,2 |
Бег 100 м, сек | 14,1 | 17,4 |
Координационные | Челночный бег3х10 м, сек | 7,9 | 9,3 |
Скоростно-силовые | Прыжок в длинус места, см | 205 | 170 |
Выносливость | Бег 2000 м,мин/сек | - | 10,40 |
Бег 3000 м,мин/сек | 12,40 | - |
Гибкость | Наклон вперед из положения сидя, см | 9 | 12 |
Силовые | Подтягивание на высокой перекладине из виса, раз | 9 | - |
Подтягивание на низкой перекладине из виса лежа | - | 13 |
Контрольные упражнения по специальной физической
подготовке:
№ п/п | Содержание требований (виды испытаний) | Кол-во раз |
1 год | 2 год |
| Передача мяча сверху двумя руками, стоя и сидя у стены | 4 | 6 |
| Чередование способов передачи и приема мяча сверху, снизу (количество серий) | 6 | 8 |
| Верхняя передача мяча на точность из зоны 3 (2) в зону 4 | 4 | 6 |
| Подача верхняя прямая в пределы площади | 3 | 5 |
| Прием мяча с подачи и первая передача в зону 3 | 3 | 5 |
| Чередование способов передачи и приема мяча сверху, снизу | 8 | 12 |
| Нападающий удар по мячу в держателе или резиновых амортизаторах | 3 | 5 |
| Вторая передача на точность: из зоны 2 в зону 4 | 3 | 5 |
| Передача из зоны 3 в зону 2 (стоя спиной по направлению) | 3 | 5 |
| Через сетку из зоны 4 в зону 4 в прыжке | 4 | 6 |
| Передачи сверху, снизу (стоя у стены) | 5 | 7 |
| Подача на точность | 4 | 6 |
| Нападающий удар прямой из зоны 4 в зоны 5, 6 и 1 | 3 | 5 |
| Блокирование (вдвоем) нападающего удара из зоны 4 (2) | 3 | 5 |
2.5. Методические материалы
В рамках содержания первого раздела занимающейся получают теоретические знания о технике и тактике игры волейбол. Знакомятся с гигиеническими требованиями к местам занятий и инвентарем, спортивной одежде и обуви. В ходе бесед и лекции занимающейся знакомятся с основными правилами игры в волейбол. Изучая наглядные пособия, дополнительную литературу, учащийся получают представления о судействе игры, о жестах судей. На занятиях используется беседа с занимающимися, рассказ преподавателя, работа с дополнительной литературой.
При изучении 2 раздела программы «Технические и тактические приемы» применяются как общеобразовательные методы, так и специфические, основанные на активной двигательной деятельности: метод регламентированного упражнения, игровой и соревновательный методы, словесные и сенсорные методы, а также различные средства: подготовительные упражнения, подвижные спортивные игры, игровые упражнения, учебные игры, соревнования. При занятии с учащимися данной возрастной группы большое значение имеет наглядность в обучении.
Поэтому при изучении техники выполнения отдельных элементов необходимо использовать рассказ-показ, демонстрацию таблиц и рисунков изучаемого двигательного действия.
Закрепление правильных способов выполнения изученных движений до стадии навыка, их
дальнейшее совершенствование проводится посредством самостоятельных упражнений занимающихся. Основные методы: игровой, соревновательный.
Максимальный эффект обеспечивается лишь при оптимальном сочетании различных средств и методов, выбранных с учетом особенностей спортивной специализации.
Список литературы
Для учителя:
1. Лях В.И. и др. «Физическая культура». Учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2002 г.
2. Фурманов А.Г. «Начальное обучение волейболистов». Минск, «Беларусь», 1976 г.
3. Железняк Ю.Д., Слупский Л.Н. «Волейбол в школе». М.: «Просвещение», 1989 г.
4. Железняк Ю.Д. «120 уроков по волейболу». М.: «ФК и С», 1970 г.
Для учащихся
1. Голомазов В.А., Ковалев В.Д., Мельников А.Г. «Волейбол в школе». М.: «ФК и С», 1976 г.
2. Железняк Ю.Д., Слупский Л.Н. «Волейбол в школе». М.: «Просвещение», 1989 г.
3. Железняк Ю.Д. «К мастерству в волейболе». М.: «ФК и С», 1978 г.
4. Железняк Ю.Д. «120 уроков по волейболу». М.: «ФК и С», 1970 г.
5. Козырева Л. «Волейбол». Азбука спорта. М.: «ФК и С», 2003 г.
6. Клещев Ю.Н., Фурманов А.Г. «Юный волейболист». М.: «ФК и С», 1979 г.
7. Перельман М.Р. «Специальная физическая подготовка волейболиста». «ФК и С», 1969 г.
8. Слупский Л.Н. «Волейбол: игра связующего». М.: «ФК и С», 1984 г.
9. Фурманов А.Г., Болдырев Д.М. «Волейбол». Азбука спорта. М.: «ФК и С», 1983 г.
10. Эйнгорн А.Н. «500 упражнений для волейболиста». М.: «ФК и С», 1959 г.