Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Белавская основная общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО педагогическим советом ________________________ Приказ №1 от «31» 08 2023 г. | | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по выявлению и развитию способностей обучающихся к творческой и познавательной деятельности «Наше будущее»
Составитель: Куликова Елена Александровна,
учитель русского языка и литературы
д.Белавка
2023 год
Пояснительная записка
Программа по выявлению и развитию у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности «Наше будущее» предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых обучающихся, внедрение новых образовательных технологий, отвечающих запросам современного общества, расширение возможности для участия одарённых и способных школьников в конференциях, творческих конкурсах, выставках, олимпиадах. Программа разработана в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, на основе Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Социально-педагогическая обусловленность работы с одареннымиобучающимися Под одаренностью понимают системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких
результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный обучающийся - это обучающийся, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Выявление одаренных обучающихся возможно по следующим признакам:
более высокие по сравнению с большинством обучающихся школы интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, научной деятельности, творческие возможности и проявления;
имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
испытывают положительные эмоции от процесса познания, интеллектуальной, творческой деятельности.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными обучающимися:
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Этапы работы:
этап – аналитический
При выявлении одаренных детей учитываются их интересы и успехи в какой-либо деятельности: учебной, художественной, физической и т.д.
Цель: подготовить условия для формирования системы работы с одаренными обучающимися в классе.
этап – диагностический
На этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную.
Цель: апробация системы работы с одаренными обучающимися. На этом этапе работы с одаренными детьми наиболее целесообразны групповые формы работы: спецкурсы, миникурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-практические работы, зачеты, проектные задания и т.д.
этап- этап формирования, углубления и развития способностей обучающихся.
Цель программы:
создание системы выявления способностей обучающихся на всех этапах обучения русскому языку и литературе
Задачи:
создание системы целенаправленного выявления и отбора одарённых детей в разных областях науки и творчества;
организация научно-исследовательской и поисковой деятельности обучающихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации, воспитание устойчивого интереса к самообразованию, самосовершенствованию;
отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества ;
расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в городских, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах;
развитие спектра образовательных услуг, удовлетворяющих потребности и интересы детей.
Основные направления реализации программы
выявление одаренных обучающихся;
разработка индивидуальных форм работы с обучающимися;
внедрение в учебный процесс современных интерактивных технологий;
использование активных форм и методов в организации образовательного процесса;
создание образовательных курсов, направленных на поддержку одаренных учеников школы при выстраивании индивидуальной траектории развития обучающихся;
развитие системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности обучающихся, которая позволит школьникам демонстрировать свои достижения на школьных, муниципальных, региональных, всероссийских олимпиадах, конкурсах, викторинах;
разработка и внедрение проектов, направленных на развитие и реализацию творческих способностей обучающихся.
Организация воспитательной работы в рамках программы:
формирование духовного потенциала личности, её развития, направленного на творческое самовыражение, самоутверждение и самореализацию;
формирование общечеловеческих ценностей, общекультурной компетенции;
формирование высокой речевой культуры;
утверждение здорового образа жизни школьника;
развитие научно-исследовательских навыков и творческих способностей одарённых детей.
Ожидаемые результаты программы
формирование системы работы с одаренными обучающимися;
формирование банка, технологий и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей. Выработка стратегии и тактики функционального, педагогического, социально-психологического и научно- методического обеспечения для изучения и
развития способных и одаренных детей школы;
повышение качества образования, индивидуализация обучения и воспитания;
увеличение количества обучающихся, принявших участие в предметных олимпиадах, конкурсах, викторинах, фестивалях; повышение показателей успешности детей на муниципальных, региональных, всероссийских олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;
изменение показателей социального статуса, социального интеллекта и школьной успеваемости;
расширение диапазона мероприятий для раскрытия способностей обучающихся;
публикация исследовательских работ обучающихся;
нормативное и методическое обеспечение деятельности, направленной на работу с одаренными детьми.
Показатели результативности:
диагностика уровня познавательных возможностей;
диагностика уровня развития психических процессов (восприятия, памяти, мышления, речи, воображения и т.д.), общих и специальных способностей;
интенсивность обучения;
участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, проектных работах, внеклассной деятельности.