Программа по выявлению и развитию
творческих и познавательных способностей учащихся
Пояснительная записка
Программа по выявлению и развитию у обучающихся начальной школы способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно- спортивной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) НОО и Федерального закона «Об образовании в РФ» № 273 – ФЗ от 29.12.2012 г.
Программа направлена на формирование у школьников мыслительной и познавательной деятельности, необходимой образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе.
Актуальность программы.
Современное общество предъявляет к школе высокие требования.
Перед учителем стоит задача: развитие каждой личности и выявление одарённых детей. Важным периодом в развитии и становлении личности является начальный период обучения. Именно этот возраст наиболее поддается воспитанию и развитию творческих способностей ребенка. Дети младшего школьного возраста наиболее открыты, восприимчивы и любопытны. Для того чтобы понять, в чём силён каждый конкретный ребёнок, необходимо тщательно анализировать особые успехи и достижения учащегося.
Могут быть выделены следующие виды одаренности:
- в практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремёслах, спортивную и организационную.
- в познавательной деятельности — интеллектуальную одарённость различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одарённость в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).
- в художественно-эстетической деятельности — хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность.
- в коммуникативной деятельности — лидерскую и аттрактивную одарённость.
- в духовно-ценностной деятельности — одарённость, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.
Цель программы:
- формирование и развитие у обучающихся познавательных интересов, внимания, логического мышления, памяти, творческого воображения;
-выявление одарённых детей, создание условий для развития и формирования одарённой личности.
Задачи программы:
-развивать индивидуальные творческие способности школьников в процессе учебной и внеурочной деятельности, обучать приёмам поисковой и творческой деятельности;
-развивать у ребёнка мыслительные операции анализа и синтеза, логическое мышление;
-применять систему целенаправленного выявления детей с высоким уровнем творческого потенциала;
-обеспечить участие одарённых детей в предметных олимпиадах всех уровней.
Принципы работы с одарёнными детьми:
-индивидуально-личностный подход к каждому ребёнку;
-принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
-дифференциация и индивидуализация обучения;
-интеграция основных умений и навыков в различных видах творческой деятельности.
В рамках работы с одарёнными детьми важна работа с родителями, которые являются союзниками и помощниками учителя в работе с детьми. Родители первые воспитатели и учителя ребёнка, поэтому их роль в формировании его личности огромна.
Содержание работы учителя с родителями состоит в следующем:
-повышение психолого - педагогических знаний родителей;
-включение родителей в учебно - воспитательный процесс;
-взаимодействие школыи родителей в развитии способностей ребёнка.
Этапы реализации программы:
-выявление одарённых обучающихся;
- разработка индивидуальных форм работы;
- использование активных форм и методов организации образовательного процесса;
- развитие системы урочной, внеурочной, и внеклассной деятельности обучающихся, которая позволит школьникам демонстрировать свои достижения;
разработка и внедрение проектов, направленных на развитие и реализацию творческих обучающихся.
Формы работы:
-предметные кружки;
-конкурсы различного уровня;
-олимпиады;
-творческие выставки;
-групповые занятия с сильными учащимися.
Ожидаемые результаты:
-формирование системы работы с одарёнными и способными обучающимися;
-формирование банка технологий и программ для ранней диагностики способных и одарённых детей;
-увеличение количества обучающихся, принявших участие в предметных олимпиадах, конкурсах, фестивалях;
-повышение показателей успешности детей на олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;
-повышение качества обучения;
-творческая самореализация выпускника начальной школы.
Этапы реализации программы:
-разработка диагностических материалов для определения метапредметных результатов обучения (стартовый контроль).
-выбор педагогом-психологом диагностического инструментария для мониторинга - формирование познавательного интереса;
-выявление способных учащихся;
-вовлечение в активные формы познавательной деятельности;
-формирование познавательного интереса
-формирование навыков научной организации труда.
План работы по выявлению способностей обучающихся
№п/п | Мероприятие | Сроки |
1 | Мониторинг предшкольного образования, карта первоклассника Методика диагностики связной речи, предложенная Филичевой Т.Б | Сентябрь 1 класс |
2 | Диагностика отношения ребёнка к здоровью и здоровому образу жизни | Октябрь ежегодно |
3 | Тест П. Торренса на творческое мышление (адаптирован и стандартизирован Н.Б.Шумаковой, Е.И.Щеблановой, Н.П.Щербо) | Ноябрь-декабрь ежегодно |
4 | Диагностика уровня развития познавательных способностей, методика Т.Е.Рыбакова Методика «Отношение ребенка к обучению» | Январь ежегодно |
5 | Шкала поведенческих характеристик одарённых школьников (Дж. Рензулли и соавторы в адаптаци Л.В. Попова) | Февраль ежегодно |
6 | Методика экспертных оценок по определению одарённости детей (Лосева А.А.) | Март ежегодно |
7 | Методика «Изучение переключения внимания». Диагностика «Кем я хочу стать. Почему?» | Апрель-май ежегодно |
Педагогические методики для определения у обучающихся способностей к различным видам деятельности.
1. "Изучение переключения внимания"
Цель: изучение и оценка способности к переключению внимания.
Оборудование: таблица с числами черного и красного цветов от 1 до 12, написанными не по порядку; секундомер.
Порядок исследования. По сигналу исследователя испытуемый должен назвать и показать числа: а) черного цвета от 1 до 12; б) красного цвета от 12 до 1; в) черного цвета в возрастающем порядке, а красного - в убывающем (например, 1 - черная, 12 - красная, 2 - черная, 11 - красная и т.д.). Время опыта фиксируется с помощью секундомера.
Обработка и анализ результатов. Разность между временем, необходимым для завершения последнего задания, и суммой времени, затраченного на работу над первым и вторым, будет тем временем, которое испытуемый расходует на переключение внимания при переходе от одной деятельности к другой.
2.Методика экспертных оценок по определению одаренности детей
(Лосева А.А.)
В данной методике перечислены 10 сфер, в которых ребенок может проявлять свои таланты, и приведены их характеристики. Необходимо дать оценку в баллах (по пятибалльной системе) каждой из указанных характеристик. Если какая-то характеристика присуща ребенку в наивысшей степени, ставится 5 баллов, если они выше средней – 4 и так далее. Оценка 2 балла – самая низкая. Затем баллы по всем характеристикам суммируются внутри каждой «области» таланта. Общее количество набранных баллов внутри одной области делится на количество вопросов, в результате получается определенное число. Усредненные результаты по всем областям сравниваем между собой. Выделяем 3–4 наивысших показателя.
Эта методика проводится на основе наблюдений за ребенком. В настоящем тесте оценку будет давать учитель.
3.Определение уровня познавательной потребности ребенка (Юркевич В.С)
Цель: определение чувствительности к новизне и любознательности обучающихся
Учащимся предлагается 5 вопросов:
1.Как часто вы, не отрываясь (час – полтора), занимаетесь какой-нибудь умственной работой?
а) часто;
б) иногда;
в) очень редко.
2. Что вы предпочитаете, когда вам задан трудный вопрос «на сообразительность»?
а) помучаюсь, но сам найду ответ;
б) когда как;
в) попрошу подсказать мне взрослых
3.Много ли вы читаете дополнительной литературы?
а) постоянно много;
б) иногда много, иногда ничего не читаю;
в) мало или совсем ничего не читаю.
4. Насколько эмоционально каждый из вас относится к интересному для вас занятию, связанному с умственной работой?
а) очень эмоционально;
б) когда как;
в) эмоции ярко не выражены.
5.Часто ли вы задаете вопросы?
а) часто;
б) не очень
в) очень редко.
Ответы «а» свидетельствуют о высокой степени выраженности познавательной потребности, ответы «б» - об умеренной, ответы «в» - о низкой познавательной потребности.
4.Тест П. Торренса на творческое мышление
(адаптирован и стандартизирован Н.Б.Шумаковой, Е.И.Щеблановой, Н.П.Щербо)
Ребенок дорисовывает заданные формы (картинки), которые он должен завершить таким образом, чтобы из каждой получилась осмысленная картинка
Каждый законченный рисунок оценивается определенным количеством баллов в зависимости от степени оригинальности, а также и других показателей (таких как гибкость, беглость, разработанность)
Баллы: 30 — плохо;30—34 — меньше нормы; 35—39 — несколько ниже нормы; 40—60 — норма; 61—65 — несколько лучше нормы; 66—70 — выше нормы; 70 — отлично.
Уровни сформированности творческих умений младших школьников: высокий, хороший, средний, низкий.
Педагогические методики для мониторинга предшкольного образования
Методика диагностики связной речи, предложенная Филичевой Т.Б
Филичева Т. Б. для обследования связной речи рекомендует картины из серии «Мы играем», «Домашние и дикие животные», а также картины из «Дидактического материала по исправлению недостатков произношения у детей дошкольного возраста».
При обследовании связной речи рекомендуется использовать разнообразные задания, например: рассказать от 1-го лица; подобрать эпитеты к определенным словам; пересказать текст, изменяя время совершаемых действий; образовать сравнительную степень прилагательных; образовать уменьшительную форму и др.
Т.Б. Филичева называет основной задачей логопедического воздействия на детей с общим недоразвитием речи - научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Это имеет важное значение для обучения в школе, общения со взрослыми и детьми, формирования личностных качеств. Работа
по развитию связной речи ведется по следующим направлениям: обогащение словарного запаса; обучение составлению пересказа и придумыванию рассказов; разучивание стихотворений; отгадывание загадок.
И предлагает следующие методики коррекционной работы.
Обучение рассказыванию.
Методические указания. Учитывая сниженную речевую активность детей-логопатов, их быструю утомляемость, недостаточную переключаемость, логопед при построении занятий соответствующим образом
подбирает речевой материал.
Первые небольшие самостоятельные рассказы детей должны быть связаны со знакомой наглядной ситуацией.
Например, логопед дает задание: "Подойди к столу, возьми красный шар и синий мяч". Обращаясь к детям, он спрашивает: "Что можно сказать про Колю, что он сделал?" - "Коля подошел к столу и взял
красный шар и синий мяч".
Постепенно задания усложняются: дети должны запомнить и совершить большее число действий, а затем точно рассказать о последовательности их выполнения. При этом, когда один ребенок рассказывает,
остальные дети внимательно слушают его рассказ, исправляя ошибки и неточности.
Рассказы - описания.
Процессу обучения детей различным видам рассказов-описаний предшествует большая работа по сравнению предметов. Сравнение активизирует мысль детей, направляет внимание на отличительные и сходные признаки предметов, способствует повышению речевой активности.
Обучение детей описанию предметов проводится при прохождении каждой лексической темы "игрушки", "посуда", "одежда", "овощи" и т. д.
Навык описания предметов полезно закреплять в ходе выполнения продуктивных видов деятельности (лепка, рисование, конструирование).
Описанию животных и птиц должна предшествовать работа по рассмотрению их чучел или изображений на картинке.
Примерный лексический материал - ЗАЯЦ.
У зайца длинные уши и вытянутая мордочка. Задние лапы у него намного длиннее, чем передние. Поэтому заяц очень быстро бегает и скачет. Шкурка у зайчика мягкая, теплая. Зимой она белая, а летом серая:
так ему легче скрываться от врагов. Заяц вместе с зайчатами живет в лесу в норе.
Рассказы по серии сюжетных картинок.
Конкретные примы работы с сюжетными картинками многообразны, например:
Логопед раздает детям предметные картинки, а сам показывает сюжетные картинки, сопровождая их рассказов. Дети должны подобрать предметные картинки к данной серии сюжетных картинок.
Логопед читает рассказ и сам расставляет на наборном полотне картинки. Затем он их снимает и просит детей самостоятельно разложить картинки и повторить рассказ. В случае затруднения можно задать
наводящий вопрос.
Дети получают по одной картинке, и каждый рассказывает, что нарисовано у него на картинке. Один ребенок в заключении дает полный рассказ по всем картинкам.
Примерный дидактический материал.
ЛОДОЧКА (набор картинок)
На улице лето. Ярко светит солнце. Мальчик сидит на берегу реки и делает из бумаги лодочку.
Мальчик лежит на животе и держит над водой лодочку.
Мальчик лежит, улыбается, лодочка плывет. На небе появилась большая туча.
Идет дождь, лодочка пошла ко дну. Мальчик плачет.
Светит солнце. Мальчик наклонился над водой. Лягушата приносят мальчику лодочку. Мальчик улыбается.
Было лето. Ярко светило солнце. Коля сидел у реки и делал из бумаги лодочку.
Коля сделал лодочку и лег на живот, чтобы было удобнее ее пустить по воде. И вот лодочка поплыла. Коля рад: хорошая вышла лодочка.
На небе появилась туча, стало темно, пошел дождь. Лодочка намокла и утонула. Коля заплакал. Жалко лодочку.
Около берега плавали лягушата. Увидели они, что Коля плачет, жаль им стало Колю. Лягушата достали лодочку и отдали ее Коле. А тут и дождь кончился. Коля плакать перестал.
По ходу рассказа можно задать следующие вопросы: "Какое было время года? Куда пошел мальчик? Что делал мальчик? Почему Коля плакал? Кто помог Коле? Что было дальше?
Разучивание стихотворений.
Методические указания к разучиванию стихотворений детьми с ОНР.
Каждое новое стихотворение должно быть выразительно прочитано логопедом (наизусть).
После прочтения стихотворения логопед говорит, что это стихотворение дети будут заучивать наизусть. Затем еще раз читает это стихотворение.
Далее логопед задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить его основную мысль.
После этого логопед выясняет, какие слова детям непонятны, в доступной форме объясняет их значение.
Логопед читает отдельно каждую строчку стихотворения. Дети проговаривают ее хором, а потом индивидуально. Логопед обязательно учитывает индивидуальные способности детей, поэтому в числе
первых рассказывает стихотворение тот ребенок, который запоминает быстрее других.
Заучивание стихотворений развивает у детей чувство ритма, поэтому полезно просить детей отхлопывать или оттопывать ритм.
Плывет, плывет кораблик,
Кораблик золотой,
Везет, везет подарки,
Подарки нам с тобой.
(С. Маршак)
Пересказ художественных текстов.
Методические указания. До начала чтения рассказа логопед объясняет детям смысл трудных слов, оно проговаривают хором и индивидуально. Далее проводится небольшая беседа, подводящая детей к содержанию рассказа.
Прочитав рассказ логопед задает вопросы с целью выяснить, поняли ли его дети. Только после этого детей просят пересказать прочитанное. При этом на разных ступеньках обучения пересказыванию
применяются различные виды пересказа:
Перед началом пересказа логопед составляет план рассказа.
Если ребенок пересказывает с большими паузами, то логопед задает наводящие вопросы.
Логопед пересказывает, а ребенок (в зависимости от своих речевых возможностей) вставляет слово или предложение.
Пересказ организуется "по цепочке", когда один ребенок начинает пересказывать, следующий продолжает, а третий заканчивает. Этот вид работы помогает выработать у детей устойчивое внимание,
умение слушать товарища и следить за его речью.
Часто применяется пересказ в лицах, типа простой драматизации.
Творческое рассказывание:
пересказ текста и его продолжение с добавлением фактов, событий из жизни героев;
составление рассказа на основе личного опыта по аналогии с услышанным.
Примерные тексты для пересказа.
Как Саша первый раз увидел самолет.
Была весна, таял снег, текли ручьи. Саша пускал по воде бумажные лодочки. Вдруг вверху что-то загудело. Саша подумал, что летит птица. Вот она уже над головой. Это был самолет. Засмотрелся
Саша на самолет, а лодочки уплыли.
Ответить на вопросы:
Какое было время года?
Что пускал по воде Саша?
Что загудело в воздухе?
Что Саша спутал с птицей?
Лето.
Наступило лето. Мы гуляли по лугу. Трава выше колен, густая, зеленя. А сколько в ней цветов! Они поднимают свои нарядные головки. Одни - в лиловых колпачках, другие - в белых веночках.
А у иных головка вся золотая, будто крохотное лучистое солнышко
Ответить на вопросы:
С чем сравнивает автор цветы?
Как вы думаете, какие цветы он изобразил?
Видели вы их? Расскажите о них.