ПРОГРАММА
по жизнеустройству воспитанников детского дома в семьи граждан
«ТРОПИНКА К ДОМУ»
ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
Жизнь каждого человека связана с семьей. Семья – естественная и необходимая среда, которая обеспечивает интеграцию человека в систему социальных отношений и его успешную жизнедеятельность. Существующие социальные проблемы затрагивают семью, негативно влияют на способность выполнять предписанные ей функции и социальные обязанности. Следствием этого – прекращение родителями своих обязанностей, рост социального сиротства.
Сегодня отмечается тенденция к увеличению замещающих семей, желающих принять на воспитание ребенка из детского дома.
Типы семей:
- Семья усыновителей;
- Семья опекунов /попечителей/;
- Приемная семья;
- Патронатная семья;
- Гостевая семья.
Программа по жизнеустройству воспитанников в семьи граждан разработана для обеспечения права ребенка жить и воспитываться в семье, устройство детей на воспитание в семью, возвращение в кровную семью, формирования у детей стремления иметь социальные, учебные, гигиенические и прочие навыки, для содействия самоактуализации личности подростка через освоение им гражданской позиции, развития социальной активности ребенка и усвоения им здорового образа жизни. Подготовка семей ведется на нескольких уровнях, выявляется возможность кандидатов быть приемными родителями.
Главная задача – не отказать, а помочь в решении вопроса об усыновлении, опеки, устройства в приемную семью, возвращение в родную семью. С 1994года из детского дома в семьи граждан определено 173ребенка, 18 детей возвращены по решению суда в родные семьи.
Жизнеустройство воспитанников в семьи граждан проходит совместно с отделом опеки и попечительства Управления образования Киселевского городского округа. Осуществляется взаимосвязь со специалистами по вопросам поиска родственников, жилищно- бытовым условиям. В работе используются критерии и методы как:
- беседа;
- анкетирование;
- элементы игровых ситуаций.
Однако работа по передаче воспитанников в семьи граждан сопряжена с большими трудностями. Большинство кандидатов – это родственники воспитанников бабушки, дедушки. Передовая им под опеку ребенка мы преследуем мотив- сохранение кровных уз. Проблема в том, что контингент воспитанников в основном дети среднего и старшего возраста и осознавая условия сверхопеки, созданные в детском доме дети уже не хотят жить в семье. Необходимо изменить данный стереотип. Детский дом должен стать активной структурой, занимающейся вопросами устройства детей в семьи граждан.
ВВЕДЕНИЕ
Назначение и функции программы « Тропинка к дому»
Концептуальные основы реализации программы :
- расширение социальных связей и отношений с окружающим миром, людьми.
- нравственное обогащение социальной среды – социальное закаливание.
Программа « Тропинка к дому» направлена на компенсацию негативных процессов в обществе, которые обострили проблемы « социального сиротства», актуализировали задачи социально-педагогической защиты и поддержки детей на реализацию права ребенка – жить в семье.
В детском доме чаще всего воспитываются дети, родители которых живы, а значит, дети фактически не являются сиротами. Развитие отношений ребенка с родителями и родственниками становится важным направлением деятельности педагогов.
Педагоги детского дома не берут на себя функции воссоздания семьи, но пытаются привлечь родителей к детскому дому, изменить взгляд родителя на своего ребенка, помочь ребенку почувствовать место и роль семьи в его жизни. Все это имеет особый смысл, прежде всего, значимый для самого ребенка. При решении этой проблемы целесообразно исходить из интересов и потребностей ребенка в наличии родных и близких людей, в ощущении принадлежности к определенному роду как части человеческой общности.
Очень важно для сотрудников детского дома помочь детям оценить и понять родителей, причину, почему они оказались в детском доме. Дети должны знать о своем прошлом, своей семье. Для детей-сирот характерно переживание чувства вины за собственное сиротство (я – плохой, поэтому меня бросили), трансформирующееся в чувство обиды (они плохие, потому, что меня бросили). Поэтому основным результатом взаимодействия между воспитанниками и родителями должно стать изменение позиции ребенка по отношению к причинам собственного пребывания в детском доме( я живу в детском доме, потому, что родители не смогли справиться с трудностями). Перевод внутреннего конфликта из эмоциональной сферы в рационально-объяснительную позволит ребенку поставить перед собой задачу стать более успешным, чем его родители, создаст возможность осознать ребенком стремление педагогов в подборе ему новой замещающей семьи.
2. Система целей, их обоснование и возможности реализации
Настоящая программа направлена на:
- обеспечение реализации государственной политики в определении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в семьи граждан;
- создание банка данных потенциальных родителей (усыновителей, опекунов, приемных родителей, кровных родителей);
- оказание консультативной и методической помощи гражданам, желающим стать приемными родителями, опекунами, усыновителями.
- наблюдение, оценку и отбор кандидатов (усыновителей, приемных родителей, опекунов);
- жизнеустройство воспитанников в семьи граждан.( опекунство, приемная семья, кровная семья);
- социальное сопровождение.
Задачи программы:
- Поддержка существующей практики, направленной на передачу ребенка под опеку, приемную семью, усыновление, кровную семью.
- Организация дополнительной образовательной подготовки подростков в возрасте от 7 до 18 лет, стимулирующей повышение их социальной активности, адаптации ребенка в условиях семьи.
- Выявление и развитие у воспитанников способностей, практических навыков и умений самоорганизации собственной деятельности, необходимых для адаптации ребенка в условиях новой семьи.
- Содействие освоению и закреплению подростками навыков межличностного и внутригруппового общения.
- Пропаганда работы в СМИ города и области, интернете.
Программа по жизнеустройству воспитанников в семьи граждан состоит из пяти блоков:
- аналитико – диагностический – на основе личностного подхода к каждому ребенку;
- теоретический блок складывается из учебных занятий в форме деловых, имитационных, сюжетно- ролевых, организационных игр, тренингов, познавательных викторин, которые содействуют развитию творческих способностей, навыков межличностного взаимодействия, информирование детей о том, как живут дети из обеспеченных социальных слоев, люди различных профессий, стремящиеся к жизненному успеху.
- практический блок – знакомство с ребенком (очное, заочное) складывается из существующей практики « гостевого проживания детей в семьях граждан», готовности детей жить в семье.
Ребенок в новой семье благополучен если:
- произошла адаптация ребенка в новых условиях,
- есть положительная динамика развития ребенка, при которой он принял созданные ему в новой семье условия и отношения, что они достаточны для позитивных изменений,
- адаптация на личностном уровне (ребенок изменяет свое поведение, принимает правила жизни семьи, появляется привязанность, удовлетворенность сложившимися отношениями),
- идет адаптация ребенка в социальном окружении (умение вести себя в различных ситуациях вне дома, общение с друзьями, знакомыми и другими людьми.
- взаимодействие детского дома с органами опеки и попечительства Управления образования Киселевского городского округа.
- занятий служб: социально-педагогической, социально-медицинской, социально-психологической с потенциальными родителями.
Блок – совместное сотрудничество с семьями опекунов, приемными семьями, усыновителями, передача ребенка кровным родителям.
- установление контакта с родителями (родственниками)
- поддерживать и укреплять связь родителей (родственников) с детьми,
- привлекать кровных родителей (родственников) к сотрудничеству,
- поддерживать инициативу родителей (родственников) участвовать в жизни детей,
- содействовать оформлению опекунства родственниками детей и восстановлению родителей в родительских правах.
Основные этапы возвращения ребенка в кровную семью
Важно, чтобы ребенок осознал для себя позицию родственников, с которыми детский дом так же должен поддерживать доброжелательную, информативную связь.
Блок - жизнеустройство воспитанников, которые остаются в детском доме:
( продолжение учебы – связь с учебными заведениями, дальнейшее трудоустройство).
Блок - Сопровождение воспитанников, переданных в семьи граждан, которое складывается:
- с посещения семьи, где проживает воспитанник детского дома;
- взаимопосещение семейных праздников (день рождение ребенка, детского дома)
- проведение мероприятий с целью привлечения общественности, средств массовой информации к решению проблем по семейному устройству детей.
Мониторинг жизнеустройства воспитанников в семьи граждан.
Ожидаемые результаты:
Рост числа детей, устроенных в семьи граждан.
Создан механизм обеспечения стабильного устройства детей в семьи граждан.
Ключевые показатели эффективности:
Количественные показатели: ( % рост числа устроенных детей ежегодно)
Качественные показатели: для детей ( стабильность размещений ( без возврата детей); безопасность устройства.)
3.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Аналитико- диагностический блок -
направлен на решение задач:
- получение портрета семьи, какая семья берет на воспитание ребенка, станет ли она для ребенка хорошей семьей,
- получение прогноза стиля взаимоотношений с ребенком, создание прочных отношений,
- исключение отказа усыновителей, опекунов, приемных родителей от взятых на воспитание детей,
- воспитание ребенка – это цель, или средство личной реализации, истинные мотивы принятия неродного ребенка в семью.
Критерии, используемые в диагностике:
- личностные качества, гарантирующие характер взаимодействия с ребенком, развитая способность любить детей, готовность понять субъективные переживания ребенка, принять его таким, каков он есть.
- развитые коммуникативные и эмоционально-волевые свойства, способность к установлению позитивных межличностных отношений.
Формы реализации:
« Семейная гибкость, сплоченность» опросник «ОСТ ( состояния тревожности), Опросник родительских отношений (ОРО). «Родитель должен…», « Ребенок должен…» рисунки « Я в приемной семье», тест Лири ( межличностные отношения).
Беседы, консультации, диагностика.
2.Практический блок ( знакомство с ребенком- очное, заочное)
Блок знакомства с ребенком можно разделить на две части:
Заочное знакомство с ребенком
На этом этапе каждый специалист, работавший с ребенком, предоставляет кандидату всю имеющуюся у него информацию. Рассказ о ребенке сопровождается показом фотографий. Кандидату предоставляются все условия для возможности принятия решения. Очень важно не утаивать и не приукрашивать информацию.
- социальная служба – знакомит кандидата с личным делом и юридическим статусом ребенка. Рассказывает все, что на данный момент известно об истории его жизни.о наличии и отсутствии у него родственников и возможности контактов с ними.
Психологическая служба – рассказывает о психологических особенностях ребенка, предлагает конкретные рекомендации.
Медицинская служба – знакомит с состоянием здоровья ребенка и дает конкретные рекомендации по лечению, гигиене, питанию и т.д.
Педагогическая ( воспитатели) – рассказывают о характере ребенка и особенностях его поведения, его способностях, увлечениях. Отношениях со сверстниками и взрослыми.
Очное знакомство с ребенком
Этот процесс индивидуален и требует особенного подхода. Многое зависит от возраста и характера ребенка. Этот процесс занимает длительное время. Для этого используется форма «гостевого проживания» На этом этапе детский дом тесно сотрудничает с отделом опеки и попечительства Управления образования Киселевского городского округа и других районов области, страны. Результат – Разрешение муниципалитетов на временное проживание ребенка в семье.
Форма реализации: временное проживание воспитанников в семьях граждан по разрешению Управления образования.
3.Совместное сотрудничество с семьями опекунов, усыновителей, приемными семьями, кровными родителями.
- создание Подпрограммы « Адаптация ребенка в приемной семье».
- тесная связь со специалистами опеки и попечительства по подготовке
пакета документов.
- взаимодействие детского дома с отделом опеки и попечительства управления образования Киселевского городского округа.
- готовность воспитанников к жизни в семье ( социальные, учебные, гигиенические навыки),
- система своевременного информирования общественности ( через работу со СМИ, телевидение, Интернет ).
- посещение семьи до и после приема ребенка в семью.
- консультация по телефону.
- подготовка методического материала.
Формы реализации:
Беседы с воспитанниками;
Диагностика « Мое отношение к замещающей семье»;
Формы передачи воспитанников под опеку, приемную семью, усыновление, кровную семью.
Жизнеустройство воспитанников, которые остаются в детском доме.
- Определение и продолжение учебы в других образовательных учреждениях начального, среднего профессионального образования, Вузах;
- продолжение работы по определению воспитанников в семьи граждан;
Сопровождение воспитанников, определенных в приемные семьи, опеку.
- Контроль за условиями жизни и воспитания (ребенка) детей в приемной семье, под опекой.