СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа. Подготовительная работа. Рабочая программа. Предназначена для подготовки к школе детей 6- 7 лет
Утверждаю
Директор «Большебитаманская СОШ»
Ф.Г.Мухарлямов _________
Образовательная программа дополнительного образования
«Хочу в школу».
Пояснительная записка
Программа «Хочу в школу» предназначена для подготовки к школе детей 6-7 лет.
Эта позиция определяет две важнейшие цели данной комплексной программы:
социальная цель — обеспечение возможности единого старта шестилетних первоклассников;
педагогическая цель — развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста, формирование его готовности к систематическому обучению.
В связи с более ранним началом систематического образования особого внимания требует решение нескольких задач:
организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;
отбор содержания образования детей на ступени предшкольного образования, которое обеспечит сохранение самоценности этого периода развития, отказ от дублирования содержания обучения в первом классе школы;
укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;
формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе.
Таким образом, выбор содержания, методов и форм организации образования детей 6-7 лет должен прежде всего определяться тем, что они — дошкольники, т. е. только готовятся к систематическому обучению.
Необходимо обращать особое внимание на развитие тех качеств личности, тех особенностей психических процессов и тех видов деятельности, которые определяют становление устойчивых познавательных интересов детей и успешное обучение их в школе.
Исходя из этого, программа «Хочу в школу» построена не по областям знаний (как это обычно принято в существующих дошкольных программных документах) и не по учебным предметам (как в школьных программах), а в соответствии с логикой психического развития дошкольников: мышления, воображения, внимания, объяснительной речи; произвольности процессов; ценностного отношения к окружающему миру и к себе и др.
Программа обучения и развития детей построена на основе следующих принципов:
реальный учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность для ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений и др.; личностная ориентированность процесса обучения и воспитания;
учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность — ведущую для этого периода развития;
сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка;
обеспечение необходимого уровня сформированности психических и социальных качеств ребенка, основных видов деятельности, готовности к взаимодействию с окружающим миром;
обеспечение поступательности в развитии ребенка, его готовности к обучению в школе, создание условий для единого старта детей в первом классе, обеспечение педагогической помощи детям с отставанием в развитии;
развитие эрудиции и индивидуальной культуры восприятия и деятельности ребенка, его ознакомление с доступными областями культуры (искусство, литература, история и др.).
Необходимо учет целостности восприятия дошкольником окружающего мира, поэтому предлагается интегрированный подход к отбору содержания знаний, при котором прослеживается вклад разных образовательных областей в реализацию общих целей развития ребенка дошкольного возраста.
Структура программы
Программа определяет те знания и умения, которыми должен овладеть каждый ребенок для успешного интеллектуального и социального развития, адаптации к школьному обучению. В ней выделяются пять разделов, отражающих основные линии развития ребенка-дошкольника в результате его обучения: «Познаем мир, других людей и себя», «Развиваем нашу речь», «Учимся думать, рассуждать, фантазировать», «Учимся рисовать», «Играем и фантазируем». Вместе с тем выделение разделов программы достаточно условно, так как ее особенностью является взаимосвязь всех разделов: реализация основных задач идет на разном содержании и с использованием разных средств обучения.
Раздел «Познаем мир, других людей и себя» направлен на расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде. Особое внимание уделяется осознанию дошкольником ярких, легко воспринимаемых характерных особенностей объектов природы (внешний вид, передвижение, питание и др.). Развиваются познавательные интересы будущего первоклассника, его умение использовать полученные знания в конкретной деятельности (речевой, изобразительной, художественной и др.), усваиваются правила поведения в природе и обществе.
Занятия формирует у дошкольника знания, необходимые для осознания им своей принадлежности к человеческому роду, понимания ребенком самого себя, своих особенностей, способностей. Особое внимание уделяется развитию умений управлять своими эмоциями, контролировать и оценивать свою деятельность и поведение, соотносить их результаты с эталонами. Содержание этого раздела включает ознакомление ребенка со своим организмом, правилами охраны органов чувств, навыками гигиены, позволяет узнать свои индивидуальные особенности и своеобразие других людей. У него воспитывается доброжелательное, внимательное отношение к другим, развиваются навыки общения.
Раздел «Учимся думать, рассуждать, фантазировать» включает знания и умения, являющиеся средством развития мышления и воображения. Особое внимание уделяется осознанию детьми некоторых доступных связей (причинных, временных, последовательных) между предметами и объектами окружающего мира, а также развитию моделирующей деятельности как основы для формирования наглядно-образного, а затем и логического мышления. В данном разделе представлены знания и умения, обеспечивающие специальную подготовку к учебным предметам начальной школы, прежде всего к «Русскому языку», «Математике», а также «Окружающему миру». Так, подготовка к изучению математики в школе осуществляется в трех направлениях:
формирование базовых умений, лежащих в основе математических понятий, изучаемых в начальной школе;
логическая пропедевтика, которая включает формирование логических умений, составляющих основу формирования понятия числа;
символическая пропедевтика — подготовка к оперированию знаками.
Раздел «Учимся рисовать играть и фантазировать». Содержание этого раздела направлено на развитие графической деятельности детей, включающей рисование, копирование образцов (букв, цифр, геометрических фигур и др.), и способствует формированию ряда умений, которые можно объединить в несколько блоков:
пространственная ориентировка;
умение анализировать форму предмета и изображения;
развитие воображения;
освоение ряда специфических средств художественной выразительности.
«Играем и фантазируем» (во время перемен)
Раздел на развитие воображения, в значительной степени способствующего успешности обучения ребенка в школе. Особое внимание уделяется такому качеству воображения, как предвидение, сформированность которого определяет творческие характеристики любой деятельности (мыслительной, речевой, художественной, трудовой и др.).
Содержание этого раздела способствует развитию умений самостоятельно и с помощью взрослого участвовать в играх с правилами, в ролевых, режиссерских и других видах игр. Особое внимание уделяется использованию тех компонентов игры, которые выступают предпосылками учебной деятельности:
принятие и удержание учебной задачи;
самостоятельный выбор средств для достижения результата;
точное выполнение инструкции (правила) игры и др.
Примерная организация обучения
на этапе предшкольного образования
Продолжительность обучения: 30 недель с октября по май.
«Познаем мир других людей и себя» —30 занятий;
«Учимся думать, рассуждать, фантазировать» —30;
«Развиваем нашу речь» — 30;
«Учимся рисовать,» — 30;
«Играем и фантазируем» (проводится во время перемен).
Режим занятий:
2 раза в неделю. Длительность занятия — 30 минут. Перерыв между занятиями —10 минут.
С учетом возможностей образовательного учреждения и по согласованию с родителями целесообразно проведение занятия по физической культуре, музыке.
Содержание программы
Раздел I «Познаем мир, других людей и себя»
Предметный мир
Наблюдать основные свойства разных предметов (игрушек, вещей), их назначение и возможные действия, которые можно с ними производить. В бытовых ситуациях и в специальных упражнениях, играх определять предмет по запаху, вкусу и на ощупь. Узнавать изделия, сделанные из разных материалов, называть их (стеклянный, деревянный, глиняный и др.). Знать назначения предметов быта (мебель, посуда, бытовая техника).
Объединять предметы в группы по разным признакам (форме, величине, материалу и др.). Находить предмет по простому плану-описанию. Замечать изменения (в реальной ситуации и в игре) пространственных отношений предметов (отвечать на вопрос «что изменилось?»).
На основе наблюдений определять основные (радуга) и дополнительные цвета спектра. Соотносить цвет разных предметов. Определять форму предметов (круглый, квадратный, треугольный, похожий на шар), ориентироваться в количественных характеристиках предметов (больше/меньше, один/много), пересчитывать предметы в пределах 10, прибавлять и отнимать по одному предмету.
Ориентироваться в пространстве: в своей квартире, помещении детского сада (школы). Ориентироваться на улице: находить свой дом относительно остановки транспорта; знать дорогу в детский сад (в школу). Ориентироваться в помещении (находить музыкальный, спортивный залы, медицинский кабинет и др.).
В процессе упражнений, игр выполнять несложные задания, связанные с ориентировкой и перемещением в пространстве (направо/налево, сзади/впереди, за, под, перед, в центр, с краю и др.), с определением пространственных отношений между предметами (расположение мебели, окон, дверей, предметов быта по отношению друг к другу).
Определять форму предметов, используя геометрические фигуры как эталон (например, арбуз — шар; окно — прямоугольник) , называть основные геометрические фигуры и их элементы (круг, квадрат, шар, прямоугольник, овал, цилиндр; угол, сторона, вершина).
Определять величину предмета, измерять с помощью других предметов — мерки. Знать значение слов «вчера», «сегодня», «завтра». Ориентироваться в понятиях «время», «давно», «недавно», «долго/недолго», «еще будет» и др.
Природа
Наблюдать и называть явления природы и деятельность людей, характерные для данного времени года (например, листопад, похолодание, замерзание водоемов, оттепель, распускание листвы и др.). Знать названия и последовательность времен года, называть основные признаки сезона. На основе наблюдений соотносить природные явления, погоду с сезонами (град, снег, иней, гололед и др.).
С помощью простейших опытов определять основные свойства песка, глины, воды (например: вода течет, прозрачна, не имеет цвета, легко окрашивается, занимает любую форму). Использовать свойства различных веществ (воды, песка, глины и др.) для игры, конструктивной деятельности, труда.
Наблюдать различные живые объекты природы (растения, животных). Показывать части растения (стебель, корень, лист, цветок). Сравнивать и различать деревья хвойные и лиственные.
В процессе наблюдений узнавать, называть, давать краткую характеристику некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка), земноводных (лягушка), зверей, птиц (диких и домашних), пресмыкающихся (ящерица, черепаха), живущих в ближайшем природном окружении и уголке природы, описывать особенности их внешнего вида (количество ног, части тела, чем покрыто животное), движений (ползает, летает, плавает) и поведения (как ест, отдыхает и т. п.). Узнавать животных по издаваемым ими звукам, называть и воспроизводить некоторые звуки (рычит, квакает, пищит, жужжит, стрекочет), наблюдать отдельные защитные свойства (покров тела, особенности окраски). Знать наиболее распространенных животных разных мест обитания (вода, лес), особенности приспособления к сезонной жизни (спячка, накапливание жира, заготовка корма).
Проявлять желание ухаживать за животными и растениями уголка природы. Овладеть некоторыми умениями по уходу за животными (кормить, помогать убирать клетку, менять воду, подкармливать птиц на участке). Овладеть некоторыми умениями по уходу за растениями и их выращиванию (посев крупных семян, полив, протирание листьев).
Знать и соблюдать правила поведения в природе: не трогать незнакомые растения и животных, не ловить бабочек, жуков, бережно относиться к растениям. Отражать в изобразительной деятельности (рисунках, лепке, аппликации) результаты своих наблюдений в природе.
Общество
Знать название родного города, страны, столицы. Наблюдать отдельные достопримечательности своего города или села (парк, музей, памятник, площадь, места труда и отдыха людей).
На основе чувственного опыта или наглядного материала (картины, слайды, фильмы) познакомиться с картинами природы и жизни людей разных регионов родной страны, достопримечательностями столицы, узнавать их (Кремль, Красная площадь).
В ближайшем окружении наблюдать различные виды транспорта (машина, автобус, троллейбус, трамвай). Проявлять внимательность и осторожность на улицах и во дворах, знать некоторые знаки дорожного движения (пешеходный переход, «зебра», остановка транспорта), сигналы светофора. Уметь вести себя в транспорте (не кричать, держать за руку взрослого, спокойно сидеть и т. д.).
Наблюдать трудовую деятельность взрослых, знать названия некоторых профессий людей и соответствующих этим профессиям трудовых действий.
Участвовать в разных видах отдыха и свободного времяпрепровождения (экскурсии, спортивные мероприятия, праздники, субботники, театр, коллекционирование и др.). Принимать участие в национальных играх, обрядах и праздниках. Различать музыку народную и авторскую.
В процессе слушания книг и рассматривания иллюстраций расширять свои представления об особенностях литературы и искусства разных народов (сказки, песни, танцы, игры, предметы быта, костюмы).
Знать свое полное имя и некоторые его производные формы (например, Артур, Нияз, Марат), отчество, пол, день рождения, адрес, № телефона. Узнавать свой дом среди других. Знать свои роли в семейном коллективе (сын, брат, внук и др.) и роли других членов семьи (мама, дочь, бабушка, дедушка и др.). Различать некоторые особенности пола и возраста (мальчик/девочка, взрослый/ребенок, молодой/старый).
Проявлять желание самостоятельно, с родителями и сверстниками заниматься физической культурой: делать зарядку, закаливающие процедуры, много двигаться на воздухе, участвовать в спортивных играх и т. п.
Проявлять желание участвовать в совместной деятельности со взрослыми, выполнять поручения в семье, в групповой и классной комнате (накрыть стол, убрать посуду, вытереть пыль, полить растения и др.). Проявлять заботу о близких (знакомых) людях: подать воды, выполнить просьбу, проявить сочувствие.
Кратко характеризовать свои индивидуальные особенности (черты внешности, любимые игры и занятия). Ориентироваться в своем теле: знать, какая рука (ухо, глаз) левая, а какая — правая. Определять направление своего движения — ходьбы и бега (вперед, назад, влево, вправо, вверх и др.). В конкретных жизненных ситуациях использовать слова, характеризующие пространственные отношения предметов, основные направления, ориентируясь от себя и от других предметов (близко, ближе, дальше, вверху, посредине, сзади, спереди, центр, середина, между, рядом, вертикально, горизонтально).
Определять и кратко объяснять значение каждого органа чувств для восприятия окружающего мира («глаза нужны, чтобы видеть...», «уши нужны, чтобы слышать различные звуки...», «запахи мы чувствуем с помощью носа, а вкус — с помощью языка»). Знать правила охраны органов чувств (нельзя смотреть книги и рисовать при плохом освещении, громко кричать, касаться горячего или холодного голыми руками и др.).
Овладевать элементарными умениями определять свое и чужое эмоциональное состояние (грустно, весело, тревожно и др.). Проявлять внимание к настроению и эмоциональному состоянию других людей — взрослых и детей (пожалеть, развеселить и др.)
Осознавать: «Я — человек и умею говорить, чувствовать, думать, делать. То же умеют делать все люди, но я многому еще должен научиться». Накапливать жизненные ситуации, позволяющие объективно оценивать свои успехи, достижения, конкретные умения: что получается, а что — нет.
Проявлять желание узнавать новое. Знать и выполнять требования воспитателя (учителя), правила поведения в группе (классе). Следить за своей осанкой, соблюдать гигиену письма, рисования, работы с книгой. Проявлять внимательность, сдержанность, аккуратность, поддерживать порядок в личных вещах, в окружающей обстановке, организовывать место для занятий, труда, игр. Знать некоторые элементарные способы снятия усталости, напряжения, организации своего рабочего места.
Самостоятельно находить себе интересные занятия. Выполнять поручения взрослых, проявлять инициативу в трудовых действиях: подготовка к занятию, уборка игрушек, уход за своими вещами, участие в уборке групповой комнаты (класса). Знать назначение столовой посуды и утвари, использовать правила сервировки стола к чаю, обеду, пользоваться столовыми приборами (включая нож), салфетками.
Проявлять желание участвовать в разговоре, беседе, совместных играх и занятиях со сверстниками и взрослыми. При общении со сверстниками пользоваться принятыми правилами общения (во время игр, занятий, еды и др.): благодарить, просить, помогать. Проявлять внимание, желание порадовать, посочувствовать. В конкретных ситуациях учиться предвидеть последствия своего поступка, слов, высказываний. Элементарно оценивать свои поступки по отношению к другим людям (хорошо/плохо), понимать слова, определяющие чувства вины (стыдно), обиды (обидно), жалости (жалко). Различать некоторые чувства и состояния других людей (радуется, опечален, доволен и т. п.). Стараться доставлять радость другим (поделиться, приласкать, угостить...).
Справедливо оценивать успехи сверстников. Учиться слушать другого человека, внимательно выслушивать мнения не только взрослых, но и сверстников. Понимать, что наличие разных мнений обогащает общение людей. Сравнивать свое отношение и отношение других к одним и тем же объектам («Мне нравится, а Оле нет...»). Понимать шутку, юмор, не обижаться на шутки взрослых и детей. Находить решения простых этических ситуаций (правильно/неправильно, хорошо/плохо). Считаться с занятиями, играми других людей, не мешать и не вмешиваться.
В разговоре со сверстниками, на занятиях выражать свое отношение к наблюдаемым объектам, книгам, игрушкам, мультфильмам (нравится/не нравится), элементарно обосновывать свое мнение (почему нравится/не нравится).
Раздел II «Учимся думать, рассуждать, фантазировать»
В процессе практической деятельности с предметами устанавливать соответствие между элементами двух множеств (без пересчитывания); сравнивать множества, формулируя результаты сравнения: «столько же (поровну)», «больше/меньше», «больше/меньше на столько-то», уравнивать множества (удалить или добавить элементы); измерять величины, выбирать меры для измерения, сравнивать величины. Получать числа прибавлением или вычитанием. Устанавливать равенство (неравенство) предметов (+1,-1).
Знать числовой ряд (1-10), прямой и обратный счет в пределах 10. В практической деятельности определять отношения между числами в натуральном ряду («3 больше 2, но меньше 4 на 1»), состав числа («3 — это 2 и 1» или «3 — это 1 и 1 и 1»). Определять при счете направление движения, ориентироваться в терминах «предыдущий», «последующий». Узнавать и называть цифры (0-9) и пользоваться ими для определения числа.
Подбирать множество к числу и число к множеству; использовать различные средства изображения при выполнении арифметических и логических операций.
Сравнивать и описывать предметы по признакам, выделять отличительные признаки предметов; находить признаки (один или несколько) при изменении их в ряду предметов (фигур). Самостоятельно выстраивать ряд предметов по изменяющемуся признаку; строить (достраивать) фигуры в соответствии с выделенным принципом изменения фигур в рядах. Распознавать простейшие геометрические фигуры, составлять фигуры из частей.
Выделять основания для объединения предметов в группы, образовывать из одних и тех же предметов разные группы (по одному признаку). Находить обобщающее слово (понятие) для группы предметов.
Опытным путем определять, что число не зависит от величины, расстояния, пространственных размещений, направления
счета (слева направо, справа налево). В процессе действий с предметами сравнивать смежные числа, накладывать или прикладывать, измерять с помощью условной меры. Устанавливать ряд величин по одному из параметров (длина, высота, толщина). Считать. предметы, звуки, движения в пределах 10. Используя карточки, составлять и читать числовые равенства и неравенства.
Учиться обдумывать действия в начале своей работы, элементарно планировать предстоящую деятельность; отвечать на вопросы: «Что я должен сделать?», «Как и почему именно так буду делать?». Быть готовым переделывать свою работу, если неправильно ее сделал.
Изображать признаки предметов символами, используя принятые знаковые системы (например, дорожные знаки и др.). Определять значение знаков-рисунков, знаков-символов, пиктограмм, букв, цифр, геометрических фигур. Придумывать знаки для обозначения явлений природы, признаков предметов, месяцев года, сезонов, названий помещений (например: жарко, ночь, сильный ветер, май, столовая, спортзал и др.).
Видеть образы в неопределенных изображениях: в чернильных пятнах, бегущих по небу облаках, зимних узорах на окнах. Узнавать спрятанные предметы (объекты) в пересекающихся линиях, цветовых пятнах, дорисовывать их по отдельным чертам, завершать рисунок.
В процессе игрового часа участвовать в свободных играх-движениях под музыку, создавать различные образы в соответствии с характером музыки, импровизировать в свободных плясках.
Раздел III «Развиваем нашу речь»
В процессе общения пополнять активный словарь словами, характеризующими качества и свойства предметов (какой? из чего сделан? для чего нужен?), обобщающими словами (мебель, одежда, обувь, посуда и пр.). По образцу подбирать слова, сходные и противоположные по значению (например: бежать — мчаться — идти; хохотать — смеяться — улыбаться; грустно — весело; легко — тяжело и др.).
При ответе на вопросы, описании предметов пользоваться словами, характеризующими их свойства и качества (например: широкий, мелкий, глубокий, узкий, мягкий и др.). Сравнивать объекты окружающего мира, описывать схожие и различные черты (например: два разных яблока; яблоко и банан и др.).
Задавать различные вопросы взрослым и сверстникам. В процессе речевого общения, игры, занятий использовать слова, характеризующие эмоциональные состояния людей (печальный, грустный, обиженный, усталый).
Участвовать в коллективном рассказывании, беседе, в составлении более полной характеристики любого объекта — игрушки, предмета быта, декоративно-прикладного искусства (название, назначение, цвет, форма, величина, материал). Использовать в описании имеющиеся сенсорные представления.
Составлять небольшие рассказы на близкие детям темы (игры, любимые занятия, игрушки, праздники). Составлять небольшие портреты-рассказы о родителях, старших членах семьи, братьях-сестрах.
Кратко характеризовать особенности внешнего вида, повадок, условий обитания животных (например, кошки, утенка, муравья, лягушки, вороны).
Составлять рассказ по серии сюжетных картинок (последовательной и с нарушением последовательности), по сюжетной картине на доступные детям темы, несложному натюрморту, пейзажу.
Составлять описательные и повествовательные рассказы по графической схеме-плану на доступные детям темы (например: «Что случилось в лесу», «Зимние забавы», «Весна пришла» и др.). Придумывать небольшие истории по рисункам-пиктограммам («Кто спрятался в чернильных пятнах?», «О чем рассказывают эти знаки?»).
Составлять небольшие описательные рассказы от имени животного («Я — бабочка», «Я — муравей», «Я — лисичка» и т. п.). Придумывать фантастические истории по плану: кто это, где находился, что делал, что натворил, что сказали люди, чем закончилась эта история (с помощью взрослого). Проявлять интерес к рифмованию слов, участвовать в коллективном придумывании стишков, потешек, загадок.
В процессе моделирования учиться различать слово и предложение, составлять предложения по образцу и самостоятельно. В игре строить модели предложений.
Выделять часто встречающийся в словах звук, обозначать его соответствующим знаком-заместителем. Следуя образцу, интонационно выделять в слове звук, называть его изолированно; называть слова по определенному фонематическому признаку, называть пары звуков по твердости-мягкости.
Соотносить произносимое слово со схемой его звукового состава, проводить звуковой анализ слов из трех-пяти звуков (в процессе моделирования).
Различать и обозначать соответствующим знаком-заместителем гласные, твердые и мягкие согласные звуки. В соответствии с игровыми правилами менять звуковой состав слова, называть слова с определенным звуком, заданной звуковой структурой слова и т. п.
Читать слоги, структурно несложные слова и предложения.
Самостоятельно сравнивать результаты своей работы с образцом.
Раздел IV «Учимся рисовать»
Использовать сенсорные впечатления для передачи формы, величины, цвета предметов и объектов, их расположения в пространстве.
Анализировать предметы и их графические изображения по форме, пропорциям, частям. Сравнивать объекты, предметы по цветовой гамме. Использовать цвет для передачи настроения в рисунке, аппликации. Ориентироваться в пространстве листа. Для воспроизведения образца выделять пространственные отношения между элементами изображения.
С помощью рисования и лепки копировать и создавать различные контуры и изображения, выполнять разнообразные виды штриховки. Знакомиться с графическими и живописными средствами художественной выразительности (линия, штрих, пятно, мазок, цвет, цветовые сочетания).
Изображать человека и животных в статике и динамике.
Иметь представления о видах и жанрах изобразительного искусства (рисунок, живопись, скульптура; пейзаж, портрет, натюрморт).
«Играем и фантазируем»
Овладеть разными видами дидактических игр (с предметами, словесными, настольно-печатными).
В процессе дидактических игр выполнять поставленную игровую задачу, не нарушать правил и действия игры.
Участвовать в имитационных играх («превращение» предмета, подражание кому-то, изображение профессии или действия и др.). Разыгрывать простые сценки: приглашение в гости, знакомство, поздравление, диалог по телефону, встреча друзей, разговор животных и др. Имитировать движения и звуки (по образцу и собственному замыслу). Быть внимательным при повторении движений за другими («Тень», «Повтори движение», «Эхо»).
Принимать участие в сюжетно-ролевых играх (например: «Гости», «Путешественники», «Космонавты» и др.)*. Вносить свой вклад в умение самостоятельно придумывать элементы сюжета, его продолжение, новые роли. Осваивать способы взаимодействия в игре, на основе правил, очередности действий и др. Придумывать новые варианты дидактических игр.
Принимать участие в театрализованных играх. Учиться передавать особенности образа речевыми средствами, движениями, мимикой, пластикой. Участвовать в оформлении театрализованной игры (подготовка декораций, элементов костюма, музыкального сопровождения).
Проявлять интерес к подвижным играм, соревнованиям с элементами спортивных игр. В процессе праздников участвовать в музыкальных играх, танцах, хороводах.
«Познаем других людей и себя»
Раздел «Познаем других людей и себя» представлен содержанием, которое формирует у дошкольника знания, необходимые для осознания им своей принадлежности к человеческому роду, понимания ребенком самого себя, своих особенностей, способностей. Особое внимание уделяется развитию умений управлять своими эмоциями, контролировать и оценивать свою деятельность и поведение, соотносить их результаты с эталонами. Содержание этого раздела включает ознакомление ребенка со своим организмом, правилами охраны органов чувств, навыками гигиены, позволяет узнать свои индивидуальные особенности и своеобразие других людей. У него воспитывается доброжелательное, внимательное отношение к другим, развиваются навыки общения.
В процессе обучения дошкольники должны научиться:
знать свое полное имя и некоторые его производные формы (например, Артур, Нияз, Марат), отчество, пол, день рождения, адрес, № телефона. Узнавать свой дом среди других. Знать свои роли в семейном коллективе (сын, брат, внук и др.) и роли других членов семьи (мама, дочь, бабушка, дедушка и др.). Различать некоторые особенности пола и возраста (мальчик/девочка, взрослый/ребенок, молодой/старый).
проявлять желание самостоятельно, с родителями и сверстниками заниматься физической культурой: делать зарядку, закаливающие процедуры, много двигаться на воздухе, участвовать в спортивных играх и т. п.
проявлять желание участвовать в совместной деятельности со взрослыми, выполнять поручения в семье, в групповой и классной комнате (накрыть стол, убрать посуду, вытереть пыль, полить растения и др.). Проявлять заботу о близких (знакомых) людях: подать воды, выполнить просьбу, проявить сочувствие.
кратко характеризовать свои индивидуальные особенности (черты внешности, любимые игры и занятия). Ориентироваться в своем теле: знать, какая рука (ухо, глаз) левая, а какая — правая. Определять направление своего движения — ходьбы и бега (вперед, назад, влево, вправо, вверх и др.). В конкретных жизненных ситуациях использовать слова, характеризующие пространственные отношения предметов, основные направления, ориентируясь от себя и от других предметов (близко, ближе, дальше, вверху, посредине, сзади, спереди, центр, середина, между, рядом, вертикально, горизонтально).
определять и кратко объяснять значение каждого органа чувств для восприятия окружающего мира («глаза нужны, чтобы видеть...», «уши нужны, чтобы слышать различные звуки...», «запахи мы чувствуем с помощью носа, а вкус — с помощью языка»). Знать правила охраны органов чувств (нельзя смотреть книги и рисовать при плохом освещении, громко кричать, касаться горячего или холодного голыми руками и др.)
овладевать элементарными умениями определять свое и чужое эмоциональное состояние (грустно, весело, тревожно и др.). Проявлять внимание к настроению и эмоциональному состоянию других людей — взрослых и детей (пожалеть, развеселить и др.).
осознавать: «Я — человек и умею говорить, чувствовать, думать, делать. То же умеют делать все люди, но я многому еще должен научиться», накапливать жизненные ситуации, позволяющие объективно оценивать свои успехи, достижения, конкретные умения: что получается, а что — нет
проявлять желание узнавать новое. Знать и выполнять требования воспитателя (учителя), правила поведения в группе (классе). Следить за своей осанкой, соблюдать гигиену письма, рисования, работы с книгой. Проявлять внимательность, сдержанность, аккуратность, поддерживать порядок в личных вещах, в окружающей обстановке, организовывать место для занятий, труда, игр. Знать некоторые элементарные способы снятия усталости, напряжения, организации своего рабочего места.
самостоятельно находить себе интересные занятия. Выполнять поручения взрослых, проявлять инициативу в трудовых действиях: подготовка к занятию, уборка игрушек, уход за своими вещами, участие в уборке групповой комнаты (класса). Знать назначение столовой посуды и утвари, использовать правила сервировки стола к чаю, обеду, пользоваться столовыми приборами (включая нож), салфетками.
проявлять желание участвовать в разговоре, беседе, совместных играх и занятиях со сверстниками и взрослыми. При общении со сверстниками пользоваться принятыми правилами общения (во время игр, занятий, еды и др.): благодарить, просить, помогать. Проявлять внимание, желание порадовать, посочувствовать. В конкретных ситуациях учиться предвидеть последствия своего поступка, слов, высказываний. Элементарно оценивать свои поступки по отношению к другим людям (хорошо/плохо), понимать слова, определяющие чувства вины (стыдно), обиды (обидно), жалости (жалко). Различать некоторые чувства и состояния других людей (радуется, опечален, доволен и т. п.). Стараться доставлять радость другим (поделиться, приласкать, угостить...).
справедливо оценивать успехи сверстников. Учиться слушать другого человека, внимательно выслушивать мнения не только взрослых, но и сверстников. Понимать, что наличие разных мнений обогащает общение людей. Сравнивать свое отношение и отношение других к одним и тем же объектам («Мне нравится, а Оле нет...»). Понимать шутку, юмор, не обижаться на шутки взрослых и детей. Находить решения простых этических ситуаций (правильно/неправильно, хорошо/плохо). Считаться с занятиями, играми других людей, не мешать и не вмешиваться.
в разговоре со сверстниками, на занятиях выражать свое отношение к наблюдаемым объектам, книгам, игрушкам, мультфильмам (нравится/не нравится), элементарно обосновывать свое мнение (почему нравится/не нравится).
«Познаем мир»
Раздел «Познаем мир» направлен на расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде. Особое внимание уделяется осознанию дошкольником ярких, легко воспринимаемых характерных особенностей объектов природы (внешний вид, передвижение, питание и др.). Развиваются познавательные интересы будущего первоклассника, его умение использовать полученные знания в конкретной деятельности (речевой, изобразительной, художественной и др.), усваиваются правила поведения в природе и обществе.
Познаем мир
К концу года дошкольник должен научиться:
Наблюдать основные свойства разных предметов (игрушек, вещей), их назначение и возможные действия, которые можно с ними производить. В бытовых ситуациях и в специальных упражнениях, играх определять предмет по запаху, вкусу и на ощупь. Узнавать изделия, сделанные из разных материалов, называть их (стеклянный, деревянный, глиняный и др.). Знать назначения предметов быта (мебель, посуда, бытовая техника).
Объединять предметы в группы по разным признакам (форме, величине, материалу и др.). Находить предмет по простому плану-описанию. Замечать изменения (в реальной ситуации и в игре) пространственных отношений предметов (отвечать на вопрос «что изменилось?»).
На основе наблюдений определять основные (радуга) и дополнительные цвета спектра. Соотносить цвет разных предметов. Определять форму предметов (круглый, квадратный, треугольный, похожий на шар), ориентироваться в количественных характеристиках предметов (больше/меньше, один/много), пересчитывать предметы в пределах 10, прибавлять и отнимать по одному предмету.
Ориентироваться в пространстве: в своей квартире, помещении школы. Ориентироваться на улице: находить свой дом относительно остановки транспорта; знать
дорогу в детский сад (в школу). Ориентироваться в помещении (находить музыкальный, спортивный залы, медицинский кабинет и др.).
В процессе упражнений, игр выполнять несложные задания, связанные с ориентировкой и перемещением в пространстве (направо/налево, сзади/впереди, за, под, перед, в центр, с краю и др.), с определением пространственных отношений между предметами (расположение мебели, окон, дверей, предметов быта по отношению друг к другу).
Определять форму предметов, используя геометрические фигуры как эталон (например, арбуз — шар; окно — прямоугольник), называть основные геометрические фигуры и их элементы (круг, квадрат, шар, прямоугольник, овал, цилиндр; угол, сторона, вершина).
Определять величину предмета, измерять с помощью других предметов — мерки. Знать значение слов «вчера», «сегодня», «завтра». Ориентироваться в понятиях «время», «давно», «недавно», «долго/недолго», «еще будет» и др.
Наблюдать и называть явления природы и деятельность людей, характерные для данного времени года (например, листопад, похолодание, замерзание водоемов, оттепель, распускание листвы и др.). Знать названия и последовательность времен года, называть основные признаки сезона. На основе наблюдений соотносить природные явления, погоду с сезонами (град, снег, иней, гололед и др.).
Наблюдать различные живые объекты природы (растения, животных). Показывать части растения (стебель, корень, лист, цветок). Сравнивать и различать деревья хвойные и лиственные.
В процессе наблюдений узнавать, называть, давать краткую характеристику некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка), земноводных (лягушка), зверей, птиц (диких и домашних), пресмыкающихся (ящерица, черепаха), живущих в ближайшем природном окружении и уголке природы, описывать особенности их внешнего вида (количество ног, части тела, чем покрыто животное), движений (ползает, летает, плавает) и поведения (как ест, отдыхает и т. п.). Узнавать животных по издаваемым ими звукам, называть и воспроизводить некоторые звуки (рычит, квакает, пищит, жужжит, стрекочет), наблюдать отдельные защитные свойства (покров тела, особенности окраски). Знать наиболее распространенных животных разных мест обитания (вода, лес), особенности приспособления к сезонной жизни (спячка, накапливание жира, заготовка корма).
Знать и соблюдать правила поведения в природе: не трогать незнакомые растения и животных, не ловить бабочек, жуков, бережно относиться к растениям. Отражать в изобразительной деятельности (рисунках, лепке, аппликации) результаты своих наблюдений в природе.
Знать название родного города, страны, столицы. Наблюдать отдельные достопримечательности своего города или села (парк, музей, памятник, площадь, места труда и отдыха людей).
На основе чувственного опыта или наглядного материала (картины, слайды, фильмы) познакомиться с картинами природы и жизни людей разных регионов родной страны, достопримечательностями столицы, узнавать их (Кремль, Красная площадь).
В ближайшем окружении наблюдать различные виды транспорта (машина, автобус, троллейбус, трамвай). Проявлять внимательность и осторожность на улицах и во дворах, знать некоторые знаки дорожного движения (пешеходный переход, «зебра», остановка транспорта), сигналы светофора. Уметь вести себя в транспорте (не кричать, держать за руку взрослого, спокойно сидеть и т. д.).
Наблюдать трудовую деятельность взрослых, знать названия некоторых профессий людей и соответствующих этим профессиям трудовых действий.
В процессе слушания книг и рассматривания иллюстраций расширять свои представления об особенностях литературы и искусства разных народов (сказки, песни, танцы, игры, предметы быта, костюмы).
Тематическое планирование занятий по курсу
«Познаем мир, других людей и себя» (30 часов)
№ п/п | Тема занятия | Количество занятий |
1. | Моя семья. Роли в семейном коллективе. Особенности пола и возраста. | 1 |
2. | Узнавать свой дом среди других. Домашний адрес | 1 |
3. | Режим дня. Сохранение своего здоровья. | 2 |
4. | Распределение поручений в семье. Семейные традиции. | 1 |
5. | Я и моё тело. | 1 |
6. | Пространственные отношения предметов (впереди, сзади, слева, справа). | 1 |
7. | Пространственные отношения предметов (вверху, внизу, над, под) | 1 |
8. | Органы чувств человека. Правила охраны органов чувств. | 1 |
9. | Как я выгляжу. Внешний вид человека. | 1 |
10. | Настроение и эмоции человека.. Умение управлять собой | 2 |
11. | Я говорю, чувствую, думаю, делаю | 1 |
12. | Моё отношение к успехам и неудачам | 1 |
13. | Место, где я работаю и отдыхаю. Делу – время, потехе - час | 1 |
14. | Ознакомление с некоторыми трудовыми навыками. Деловая игра | 2 |
15. | Правила этикета. Хорошие манеры | 1 |
16. | Характер человека и его моральные черты (доброта, отзывчивость, забота..) | 1 |
17. | Потребности человека и способы их удовлетворения | 1 |
18. | Я и мои друзья | 1 |
19. | Я и окружающие меня люди. Навыки взаимоуважения. | 2 |
20. | Оценка и самооценка своего поведения и поведения окружающих. | 1 |
21. | Что такое «хорошо» и что такое «плохо» | 1 |
22. | О братьях наших меньших. Об отношении к животным | 1 |
23. | Красота вокруг нас. Удивительный мир природы | 2 |
24. | О добре и зле. Внешний и внутренний мир человека. Обобщающее занятие | 2 |
Итого |
| 30 |
|
|
|
«Учимся думать, рассуждать, фантазировать»
Раздел «Учимся думать, рассуждать, фантазировать» включает знания и умения, являющиеся средством развития мышления и воображения. Особое внимание уделяется осознанию детьми некоторых доступных связей (причинных, временных, последовательных) между предметами и объектами окружающего мира, а также развитию моделирующей деятельности как основы для формирования наглядно-образного, а затем и логического мышления. В данном разделе представлены знания и умения, обеспечивающие специальную подготовку к учебным предметам начальной школы, прежде всего к «Математике», а также «Окружающему миру». Так, подготовка к изучению математики в школе осуществляется в трех направлениях:
формирование базовых умений, лежащих в основе математических понятий, изучаемых в начальной школе;
логическая пропедевтика, которая включает формирование логических умений, составляющих основу формирования понятия числа;
символическая пропедевтика — подготовка к оперированию знаками.
В процессе практической деятельности с предметами дошкольники учатся устанавливать соответствие между элементами двух множеств (без пересчитывания); сравнивать множества, формулируя результаты сравнения: «столько же (поровну)», «больше/меньше», «больше/меньше на столько-то», уравнивать множества (удалить или добавить элементы); измерять величины, выбирать меры для измерения, сравнивать величины. Получать числа прибавлением или вычитанием. Устанавливать равенство (неравенство) предметов (+1,-1).
Знать числовой ряд (1-10), прямой и обратный счет в пределах 10. В практической деятельности определять отношения между числами в натуральном ряду («3 больше 2, но меньше 4 на 1»), состав числа («3 — это 2 и 1» или «3 — это 1 и 1 и 1»). Определять при счете направление движения, ориентироваться в терминах «предыдущий», «последующий». Узнавать и называть цифры (0-9) и пользоваться ими для определения числа.
Подбирать множество к числу и число к множеству; использовать различные средства изображения при выполнении арифметических и логических операций.
Сравнивать и описывать предметы по признакам, выделять отличительные признаки предметов; находить признаки (один или несколько) при изменении их в ряду предметов (фигур). Самостоятельно выстраивать ряд предметов по изменяющемуся признаку; строить (достраивать) фигуры в соответствии с выделенным принципом изменения фигур в рядах. Распознавать простейшие геометрические фигуры, составлять фигуры из частей.
Выделять основания для объединения предметов в группы, образовывать из одних и тех же предметов разные группы (по одному признаку). Находить обобщающее слово (понятие) для группы предметов.
Опытным путем определять, что число не зависит от величины, расстояния, пространственных размещений, направления счета (слева направо, справа налево). В процессе действий с предметами сравнивать смежные числа, накладывать или прикладывать, измерять с помощью условной меры. Устанавливать ряд величин по одному из параметров (длина, высота, толщина). Считать. предметы, звуки, движения в пределах 10. Используя карточки, составлять и читать числовые равенства и неравенства.
Учиться обдумывать действия в начале своей работы, элементарно планировать предстоящую деятельность; отвечать на вопросы: «Что я должен сделать?», «Как и почему именно так буду делать?». Быть готовым переделывать свою работу, если неправильно ее сделал.
Предполагаемая тематика занятий
1. Количество и счёт
Числа и цифры 1,2,3,4,5,6,:.9. Число и цифра 0.
Названия чисел по порядку от 1до 10. Образование чисел путём присчитывания 1. Прямой и обратный счёт. Состав числа первого десятка (практический способ)
Арифметические знаки: (+, -, =). Особенности первого элемента в ряду натуральных чисел. Таблица сложения и вычитания в пределах 10.
Десяток - новая счётная единица. Счёт десятками.
2. Величины
Сравнение предметов по размеру. Обучение способам сравнения предметов. Обучение способам приложения и наложения. Обучению сравнению по: длине, высоте, ширине, толщине, массе.
Введение в активный словарь понятий: больше, меньше, длиннее, корче, одинаковые (равные) по длине, выше, ниже, равные по высоте, шире, уже, толще, тоньше, легче, тяжелее.
3. Геометрические фигуры
Основные геометрические фигуры: круг, треугольник, овал, прямоугольник (квадрат). Деление фигур. Построение композиций из геометрических фигур одинаковой и разной формы, одинаковых и разных размеров. Узор. Выявление его построения и продолжения. Преобразования одной фигуры в другую. Знакомство с пространственными телами: шар, брусок, куб. Конструирование из пространственных тел.
4.Ориентировка в пространстве
Определение пространственного расположения предметов относительно себя. Ориентировка на листе бумаги: правый, левый, верхний, нижний углы, центр листа. Обучению умению передвигаться в указанном направлении.
5.Ориентировка во времени
Дни недели. Отсчёт дней недели по порядку от любого дня. Уточнение понятия месяц. Временные понятия: вчера, сегодня, завтра. Времена года и их последовательность.
6. Задания на развитие познавательных процессов (воображение, внимание, память, мышление)
Тематическое планирование по курсу
«Учимся думать, рассуждать, фантазировать»
№ п/п | Количество занятий | Тема занятия |
| 1 | Признаки и свойства предметов (цвет). Упражнения на развития внимания (найди такую же, расставь значки). |
| 1 | Один - много. Ориентация в пространстве: справа, слева, посередине. |
| 1 | Свойства предметов (форма, величина). |
| 2 | Сравнение групп предметов по количественному признаку. Понятия «больше», «меньше», «равно» |
| 1 | Геометрические фигуры: круг, квадрат. |
| 1 | Количество и счёт. Число и цифра 2. Знаки "+"и "=". |
| 1 | Сравнение предметов по величине (длиннее – короче, шире – уже). |
| 2 | Сравнение чисел, геометрических фигур (выявление сходства и различия). |
| 1 | Ориентация во времени: раньше, позже, сначала, потом.
|
| 1 | Геометрические фигуры: треугольник, овал. Составление фигуры из частей. Количество и счёт 3. Состав числа три. |
| 2 | Геометрические фигуры: прямоугольник, квадрат. Составление фигуры из частей. Количество и счёт 4. Состав числа четыре. Пространственные отношения: между, посередине.
|
| 1 | Сложение. Выявление закономерности (чисел, фигур, величин) и продолжение по заданному правилу. |
| 1 | Количество и счёт 5. Состав числа. Порядковый и обратный счёт. |
| 2 | Ориентация на листе бумаги: правый, левый угол, верхний, нижний угол, центр листа.
|
| 1 | Вычитание. Количество и счёт 6. |
| 1 | Дни недели. Количество и счёт 7. Состав числа семи. |
| 1 | Пространственные отношения: на, над, под. |
| 1 | Времена года. Месяц. |
| 1 | Количество и счёт 8. Состав числа восьми. |
| 1 | Сравнение предметов по массе (на руках, при помощи гирь). Сравнение предметов по размеру. |
| 2 | Количество и счёт 9. Состав числа девяти. Многоугольники. Геометрические мозаики |
| 1 | Число 10. Состав чисел первого десятка. Количество счёт в пределах 10. Прямой и обратный счёт. |
| 2 | Пространственные тела: куб, шар, брусок. Игра-путешествие в страну Математики. |
| 1 | Установление закономерности и использование для выполнения задания. |
Итого |
| 30 занятий |
«Развиваем нашу речь»
Раздел обеспечивает обогащение активного словаря ребенка, связной речи, формирование умений составлять описательный, повествовательный рассказ, рассказ-рассуждение. Особое внимание уделено специальной подготовке к изучению русского языка в школе, обучению чтению и подготовке руки ребенка к письму. Большое внимание уделяется развитию фантазии, воображения, словесного творчества ребенка.
Подготовка к обучению грамоте
Дать представление о структуре речи: звуках, буквах, предложении. Дать понятие звук и буква, гласные и согласные звуки и буквы, твёрдые и мягкие звуки.
Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений на слова.
Обучать делению на слоги, учить составлять слова из слогов. Дать понятие ударения. Подготовка руки к письму.
Обучение навыкам чтения
Формировать навык слогового чтения. Учить работать с разрезной азбукой.
К концу курса дошкольники должны уметь:
участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы и отвечать на них;
различать понятия «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»;
называть в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах,
находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
знать все буквы алфавита, называть их и находить в словах;
пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения;
осознанно составлять рассказ по серии картинок;
выполнять простейшие графические задания;
рассказать сказку; загадать загадку, выразительно, в собственной манере прочесть стихотворение;
находить ударение в словах.
К концу курса дошкольники должны научиться:
В процессе моделирования учиться различать слово и предложение, составлять предложения по образцу и самостоятельно. В игре строить модели предложений.
Выделять часто встречающийся в словах звук, обозначать его соответствующим знаком-заместителем. Следуя образцу, интонационно выделять в слове звук, называть его изолированно; называть слова по определенному фонематическому признаку, называть пары звуков по твердости-мягкости.
Соотносить произносимое слово со схемой его звукового состава, проводить звуковой анализ слов из трех-пяти звуков (в процессе моделирования).
Различать и обозначать соответствующим знаком-заместителем гласные, твердые и мягкие согласные звуки. В соответствии с игровыми правилами менять звуковой состав слова, называть слова с определенным звуком, заданной звуковой структурой слова и т. п.
Читать слоги, структурно несложные слова и предложения.
Самостоятельно сравнивать результаты своей работы с образцом.
Тематическое планирование занятий по курсу
«Развиваем нашу речь»
№ п/п | Тема занятия | Количество занятий |
1. | В мире звуков, Формирование представления о звуках. Игра «Угадай звук» | 2 |
2. | Звуки и буквы. Игра «Найди букву» | 2 |
3. | Путешествие по городу Алфавитинску. Игра «Я знаю пять имён (названий)…» | 2 |
4. | Слова –признаки. Овощи | 2 |
5. | Гласные звуки. Игра «Эхо», «Экскурсия» | 2 |
6. | Согласные звуки. Игра «Доскажи словечко | 2 |
7. | Твёрдые и мягкие звуки. Игра «Камень – вата». | 2 |
8. | Звонкие и глухие согласные. Игра «Превращение слов» | 2 |
9. | Буква и звук. Игра «Доскажи словечко» | 2 |
10 | Шипящие звуки. Путешествие на воздушном шаре. | 2 |
11. | Слоги. Ударение. Лесная школа | 2 |
12. | Чтение слогов. Полёт на Марс. | 2 |
13. | Наша речь. В гостях у Мудрой совы. | 2 |
14. | Устная и письменная речь. В гостях у Домовенка. | 2 |
15. | Предложения. Слова. В гостях у Гены и Кеши. | 2 |
Итого |
| 30 занятий |
«Учимся рисовать»
Раздел «Учимся рисовать».
Содержание этого раздела направлено на развитие графической деятельности детей, включающей рисование, копирование образцов (букв, цифр, геометрических фигур и др.), и способствует формированию ряда умений, которые можно объединить в несколько блоков:
пространственная ориентировка;
умение анализировать форму предмета и изображения;
развитие воображения;
освоение ряда специфических средств художественной выразительности.
К концу курса дошкольники должны уметь:
участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы и отвечать на них;
использовать сенсорные впечатления для передачи формы, величины, цвета предметов и объектов;
анализировать предметы и их графические изображения по форме, пропорциям, частям;
сравнивать объекты, предметы по цветовой гамме;
ориентироваться в пространстве листа, выполнять простейшие графические задания;
выделять пространственные отношения между элементами изображения.
К концу курса дошкольники должны научиться:
копировать образцы букв, цифр, геометрических фигур;
правильно держать лист бумаги и карандаш;
свободно работать карандашом;
выполнять разнообразные виды штриховки;
различать названия главных и составных цветов;
передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов;
изображать человека и животных в статике и динамике;
узнавать изображённые на картине предметы, явления, действия;
пользоваться простейшими приёмами лепки;
самостоятельно сравнивать результаты своей работы с образцом.
Тематическое планирование занятий «Учимся рисовать»
№ п/п | Тема занятия | Количество занятий |
1. | Знакомство с видами изобразительного искусства, материалами, инструментами для рисования, основными правилами работы. | 1 |
2. | Волшебный мир красок. Ознакомление с разнообразием цветовой гаммы. Сравнение объектов, предметов по цветовой гамме. | 1 |
3. | Знакомство с графическими и живописными средствами художественной выразительности (линия, штрих, пятно, мазок, цвет, цветовые сочетания). Рисование линии в нужном направлении. | 1 |
4. | Графическое изображение предмета. Анализ изображения по форме, пропорциям, частям. Рисование предметов круглой формы. | 1 |
5. | Пространственное расположение предметов. Особенности расположения предметов: в центре, вверху, внизу, справа, слева. Выделение пространственных отношений между элементами изображения. | 2 |
6. | Ориентирование в пространстве листа. Изображение предмета, крупно полностью используя лист бумаги. | 1 |
7. | Использование цвета для передачи настроения в рисунке. Изображение предметов по представлению. | 1 |
8. | Рисование простых по форме предметов. Выполнение разнообразных видов штриховки. | 2 |
9. | Изображение человека в статике и динамике. | 1 |
10. | Изображение животных в статике и динамике. | 1 |
11. | Выделение части предмета из целого, сравнение, нахождение различий. | 1 |
12. | Знакомство с произведениями русских художников. | 1 |
13. | Аппликация. Знакомство с материалами, инструментами, правилами работы. Использование цвета для передачи настроения в аппликации. | 2 |
14. | Работа с ножницами. Вырезание из цветной бумаги квадрата, треугольника. | 3 |
15. | Работа с бумагой: скручивание бумажной ленты в завиток. | 1 |
16. | Сгибание и складывание листа бумаги вдвое, вчетверо, вырезание фигур. | 2 |
17. | Составление простого узора и наклеивание его на картон. | 1 |
18. | Лепка. Знакомство с материалами, с инструментами, правилами работы с пластилином. | 1 |
19. | Копирование и создание изображений с помощью лепки по образцу. | 1 |
20. | Лепка предмета по представлению. | 1 |
21. | Знакомство с народной глиняной игрушкой. Лепка игрушки на основе традиционных приёмов лепки | 2 |
22. | Коллективное выполнение задания: летняя поляна. | 2 |
23. | Представления о видах и жанрах изобразительного искусства (живопись, скульптура; пейзаж, портрет, натюрморт). | 1 |
| Итого | 30 занятий |
Методические рекомендации.
Независимо от того, в условиях какого социального института (детский сад, школа, семья) будет проходить обучение детей дошкольного возраста, необходимо, чтобы его руководители ориентировались на два важнейших требования: необходимость получения реального результата обучения, определенного программой; учет индивидуальности ребенка, его эмоциональное благополучие и интерес к занятиям; желание посещать образовательное учреждение, а в будущем - школу.
Организация процесса обучения должна подчиняться определенным педагогическим требованиям, учет которых будет способствовать более эффективному достижению поставленных целей, а также созданию благополучного эмоционально- психологического климата в детском коллективе.
В зоне особого внимания педагога должен быть учет психологических особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста. Это проявляется в следующем:
1. Нельзя предъявлять детям требований, которые они не могут выполнить, так как это препятствует формированию положительной учебной мотивации ребенка: отношению к деятельности, интереса к ней, и как следствие этого- успешности обучения.
2. Необходимо учитывать, что ведущей деятельностью этого периода развития ребенка является игровая и поэтому именно игра должна стать приоритетной формой организации и методом обучения.
3. Следует создать условия для более разнообразного учебного и внеучебного общения детей. Потребность к общению со сверстниками- особая черта детей этого возраста, именно в процессе этой деятельности происходит развитие многих коммуникативных умений, необходимых для обучения в школе.
4.Педагог должен знать индивидуальные особенности каждого воспитанника и учитывать их в процессе обучения: темп деятельности, особенности внимания, памяти; отношения со сверстниками, индивидуальные эмоциональные проявления.
При подготовке конкретного занятия педагог должен :
- оценить этап обучения и сформированность у каждого ребенка необходимых знаний-умений
- предусмотреть разные организационные формы проведения занятий ( парная, групповая, коллективная), а также индивидуальную работу каждого ребенка;
- учитывать необходимость возвращения ( повторения) изученного в новых учебных ( игровых) ситуациях;
- предусмотреть взаимосвязь занятий и свободной игровой деятельности.
Работа с родителями будущих первоклассников
При подготовке детей к школе важна и необходима правильная помощь со стороны родителей. Родительские лекции, предусмотренные в рамках программы « Подготовка детей к школе» информируют родителей об особенностях дошкольного и младшего школьного возраста, организации учебного процесса, об объеме знаний, необходимом при поступлении в школу, о роли семьи в развитии и воспитании ребенка. В организации и проведении лекций для родителей будущих первоклассников задействованы учителя начальных классов и психологическая служба школы.
Тематика лекций для родителей:
Родитель- это профессия.
Семейный кодекс о правах и обязанностях родителей и детей.
Здоровый ребенок- хороший ученик.
Как помочь ребенку стать самостоятельным.
Физическая подготовленность ребенка к общению со школой.
Психологическая готовность ребенка к обучению в школе.
Социально- личностное развитие будущего первоклассника.
Первые дни ребенка в школе.
Педагогическая диагностика готовности детей к обучению в школе и методические рекомендации по преодолению выявленных трудностей
Используемая литература :
№ п/п | Название издания, автор | Год издания | Издательство |
1. | Козлова С.А., Шукшина С.Е. Тематический словарь «Я и мое тело» | 2015 | «Школьная книга» |
2. | Гаврин С.Е. «Тренажер математический» | 2015 | Москва «Росмэн» |
3. | Гаврин С.Е. «Тренажер по мтению» | 2014 | Москва «Росмэн» |
4. | Гаврин С.Е «Развиваем мышление» | 2015 | Москва «Росмэн» |
5. | «Готовимся к письму» часть 1 | 2014 | «Дом печати – Вятка» |
6. | «Готовимся к письму» часть 2 | 2015 | «Дом печати – Вятка» |
7. |
«Окружающий мир. Природа» часть 1 | 2015 | «Дом печати – Вятка» |
8. | «Окружающий мир. Природа» часть 2 | 2015 | «Дом печати – Вятка» |
10. | Куликова Т.А. «Я и моя семья» | 2015 | «Вентана-Граф» |
11. | Козлова С.А. «Я хочу в школу» | 2015 | «Вентана-Граф» |
12. | Гаврина С.Е. «Читаем вслух» | 2015 | Москва «Росмэн» |
13. | Гаврина С.Е «Внимание и память» | 2015 | Москва «Ро»мэн" |
14. | Гаврина С.Е. «Прописи . Цифры» | 2004 | Москва «Росмэн» |
15. | Гаврина С.Е. «Прописи с узорами» | 2005 | Москва «Росмэн» |
16. | Гаврина С.Е. «Прописи. Буквы» | 2015 | Москва «Росмэн» |
20