СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа. Подготовительная работа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа. Подготовительная работа. Рабочая программа. Предназначена для подготовки к школе детей 6- 7 лет

Просмотр содержимого документа
«Программа. Подготовительная работа»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Большебитаманская средняя общеобразовательная школа Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»


Утверждаю

Директор «Большебитаманская СОШ»

Ф.Г.Мухарлямов _________








Образовательная программа дополнительного образования

«Хочу в школу».



















Пояснительная записка

Программа «Хочу в школу» предназначена для подго­товки к школе детей 6-7 лет.

Эта позиция определяет две важнейшие цели данной ком­плексной программы:

социальная цель — обеспечение возможности единого старта шестилетних первоклассников;

педагогическая цель — развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста, формирование его готовности к система­тическому обучению.

В связи с более ранним нача­лом систематического образования особого внимания требует решение нескольких задач:

  • организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом по­требностей и возможностей детей этого возраста;

  • отбор содержания образования детей на ступени пред­школьного образования, которое обеспечит сохранение самоценности этого периода развития, отказ от дублиро­вания содержания обучения в первом классе школы;

  • укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;

  • формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе.

Таким образом, выбор содержания, методов и форм орга­низации образования детей 6-7 лет должен прежде всего опре­деляться тем, что они — дошкольники, т. е. только готовятся к систематическому обучению.

Необходимо обращать особое внимание на развитие тех качеств личности, тех особенностей психических процессов и тех видов деятельности, которые определяют становление устойчивых познавательных интересов детей и успешное обучение их в школе.

Исходя из этого, программа «Хочу в школу» построена не по областям знаний (как это обычно принято в существующих дошкольных программных документах) и не по учебным предметам (как в школьных программах), а в соответствии с ло­гикой психического развития дошкольников: мышления, вооб­ражения, внимания, объяснительной речи; произвольности процессов; ценностного отношения к окружающему миру и к се­бе и др.

Программа обучения и развития детей построена на основе следующих принципов:

  • реальный учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность для ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений и др.; личностная ориенти­рованность процесса обучения и воспитания;

  • учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность — ведущую для этого периода развития;

  • сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка;

  • обеспечение необходимого уровня сформированности психических и социальных качеств ребенка, основных видов деятельности, готовности к взаимодействию с окружающим миром;

  • обеспечение поступательности в развитии ребенка, его готовности к обучению в школе, создание условий для единого старта детей в первом классе, обеспечение педагогической помощи де­тям с отставанием в развитии;

  • развитие эрудиции и индивидуальной культуры воспри­ятия и деятельности ребенка, его ознакомление с доступными областями культуры (искусство, литература, исто­рия и др.).

Необходимо учет целостности вос­приятия дошкольником окружающего мира, поэтому предлага­ется интегрированный подход к отбору содержания знаний, при котором прослеживается вклад разных образовательных облас­тей в реализацию общих целей развития ребенка дошкольного возраста.



Структура программы


Программа определяет те знания и умения, которыми дол­жен овладеть каждый ребенок для успешного интеллектуально­го и социального развития, адаптации к школьному обучению. В ней выделяются пять разделов, отражающих основные линии развития ребенка-дошкольника в результате его обучения: «По­знаем мир, других людей и себя», «Развиваем нашу речь», «Учимся думать, рассуждать, фантазировать», «Учимся рисовать», «Играем и фантазируем». Вместе с тем вы­деление разделов программы достаточно условно, так как ее особенностью является взаимосвязь всех разделов: реализация основных задач идет на разном содержании и с использованием разных средств обучения.

Раздел «Познаем мир, других людей и себя» направлен на расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде. Особое внимание уделяется осознанию дошкольником ярких, легко воспринимаемых характерных особенностей объектов природы (внешний вид, передвижение, питание и др.). Развива­ются познавательные интересы будущего первоклассника, его умение использовать полученные знания в конкретной деятель­ности (речевой, изобразительной, художественной и др.), усваи­ваются правила поведения в природе и обществе.

Занятия формирует у дошкольника знания, необходимые для осознания им своей принадлежности к человеческому роду, понимания ребенком самого себя, своих особенностей, способно­стей. Особое внимание уделяется развитию умений управлять своими эмоциями, контролировать и оценивать свою деятель­ность и поведение, соотносить их результаты с эталонами. Содер­жание этого раздела включает ознакомление ребенка со своим ор­ганизмом, правилами охраны органов чувств, навыками гигиены, позволяет узнать свои индивидуальные особенности и своеобра­зие других людей. У него воспитывается доброжелательное, вни­мательное отношение к другим, развиваются навыки общения.

Раздел «Учимся думать, рассуждать, фантазировать» вклю­чает знания и умения, являющиеся средством развития мышле­ния и воображения. Особое внимание уделяется осознанию деть­ми некоторых доступных связей (причинных, временных, после­довательных) между предметами и объектами окружающего мира, а также развитию моделирующей деятельности как основы для формирования наглядно-образного, а затем и логического мышле­ния. В данном разделе представлены знания и умения, обеспечи­вающие специальную подготовку к учебным предметам начальной школы, прежде всего к «Русскому языку», «Математике», а также «Окружающему миру». Так, подготовка к изучению математики в школе осуществляется в трех направлениях:

  • формирование базовых умений, лежащих в основе мате­матических понятий, изучаемых в начальной школе;

  • логическая пропедевтика, которая включает формирова­ние логических умений, составляющих основу формиро­вания понятия числа;

  • символическая пропедевтика — подготовка к оперирова­нию знаками.

Раздел «Учимся рисовать играть и фантазировать». Содержание этого раздела на­правлено на развитие графической деятельности детей, вклю­чающей рисование, копирование образцов (букв, цифр, геомет­рических фигур и др.), и способствует формированию ряда уме­ний, которые можно объединить в несколько блоков:

  • пространственная ориентировка;

  • умение анализировать форму предмета и изображения;

  • развитие воображения;

  • освоение ряда специфических средств художественной выразительности.

«Играем и фантазируем» (во время перемен)

Раздел на развитие во­ображения, в значительной степени способствующего успешно­сти обучения ребенка в школе. Особое внимание уделяется тако­му качеству воображения, как предвидение, сформированность которого определяет творческие характеристики любой деятель­ности (мыслительной, речевой, художественной, трудовой и др.).

Содержание этого раздела способствует развитию умений самостоятельно и с помощью взрослого участвовать в играх с правилами, в ролевых, режиссерских и других видах игр. Осо­бое внимание уделяется использованию тех компонентов игры, которые выступают предпосылками учебной деятельности:

  • принятие и удержание учебной задачи;

  • самостоятельный выбор средств для достижения ре­зультата;

  • точное выполнение инструкции (правила) игры и др.

Примерная организация обучения

на этапе предшкольного образования


Продолжительность обучения: 30 недель с октября по май.

«Познаем мир других людей и себя» —30 занятий;

«Учимся думать, рассуждать, фантазировать» —30;

«Развиваем нашу речь» — 30;

«Учимся рисовать,» — 30;

«Играем и фантазируем» (проводится во время перемен).

Режим занятий:

2 раза в неделю. Дли­тельность занятия — 30 минут. Перерыв между занятия­ми —10 минут.

С учетом возможностей образовательного учреждения и по согласованию с родителями целесообразно проведение занятия по физической культуре, музыке.

Содержание программы

Раздел I «Познаем мир, других людей и себя»

Предметный мир

Наблюдать основные свойства разных предметов (игру­шек, вещей), их назначение и возможные действия, которые можно с ними производить. В бытовых ситуациях и в специ­альных упражнениях, играх определять предмет по запаху, вку­су и на ощупь. Узнавать изделия, сделанные из разных материа­лов, называть их (стеклянный, деревянный, глиняный и др.). Знать назначения предметов быта (мебель, посуда, бытовая техника).

Объединять предметы в группы по разным признакам (фор­ме, величине, материалу и др.). Находить предмет по простому плану-описанию. Замечать изменения (в реальной ситуации и в игре) пространственных отношений предметов (отвечать на вопрос «что изменилось?»).

На основе наблюдений определять основные (радуга) и до­полнительные цвета спектра. Соотносить цвет разных предме­тов. Определять форму предметов (круглый, квадратный, тре­угольный, похожий на шар), ориентироваться в количест­венных характеристиках предметов (больше/меньше, один/много), пересчитывать предметы в пределах 10, прибав­лять и отнимать по одному предмету.

Ориентироваться в пространстве: в своей квартире, поме­щении детского сада (школы). Ориентироваться на улице: нахо­дить свой дом относительно остановки транспорта; знать дорогу в детский сад (в школу). Ориентироваться в помещении (на­ходить музыкальный, спортивный залы, медицинский кабинет и др.).

В процессе упражнений, игр выполнять несложные зада­ния, связанные с ориентировкой и перемещением в простран­стве (направо/налево, сзади/впереди, за, под, перед, в центр, с краю и др.), с определением пространственных отношений ме­жду предметами (расположение мебели, окон, дверей, предме­тов быта по отношению друг к другу).

Определять форму предметов, используя геометрические фигуры как эталон (например, арбуз — шар; окно — прямоуголь­ник) , называть основные геометрические фигуры и их элементы (круг, квадрат, шар, прямоугольник, овал, цилиндр; угол, сторо­на, вершина).

Определять величину предмета, измерять с помощью дру­гих предметов — мерки. Знать значение слов «вчера», «сегодня», «завтра». Ориентироваться в понятиях «время», «давно», «недав­но», «долго/недолго», «еще будет» и др.

Природа

Наблюдать и называть явления природы и деятельность лю­дей, характерные для данного времени года (например, листо­пад, похолодание, замерзание водоемов, оттепель, распускание листвы и др.). Знать названия и последовательность времен го­да, называть основные признаки сезона. На основе наблюдений соотносить природные явления, погоду с сезонами (град, снег, иней, гололед и др.).

С помощью простейших опытов определять основные свой­ства песка, глины, воды (например: вода течет, прозрачна, не име­ет цвета, легко окрашивается, занимает любую форму). Использо­вать свойства различных веществ (воды, песка, глины и др.) для игры, конструктивной деятельности, труда.

Наблюдать различные живые объекты природы (растения, животных). Показывать части растения (стебель, корень, лист, цветок). Сравнивать и различать деревья хвойные и лиственные.

В процессе наблюдений узнавать, называть, давать краткую характеристику некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка), земноводных (лягушка), зверей, птиц (диких и домашних), пресмыкающихся (ящерица, черепаха), живущих в ближайшем природном окружении и уголке природы, описы­вать особенности их внешнего вида (количество ног, части тела, чем покрыто животное), движений (ползает, летает, плавает) и поведения (как ест, отдыхает и т. п.). Узнавать животных по из­даваемым ими звукам, называть и воспроизводить некоторые звуки (рычит, квакает, пищит, жужжит, стрекочет), наблюдать отдельные защитные свойства (покров тела, особенности окра­ски). Знать наиболее распространенных животных разных мест обитания (вода, лес), особенности приспособления к сезонной жизни (спячка, накапливание жира, заготовка корма).

Проявлять желание ухаживать за животными и растениями уголка природы. Овладеть некоторыми умениями по уходу за жи­вотными (кормить, помогать убирать клетку, менять воду, под­кармливать птиц на участке). Овладеть некоторыми умениями по уходу за растениями и их выращиванию (посев крупных се­мян, полив, протирание листьев).

Знать и соблюдать правила поведения в природе: не трогать незнакомые растения и животных, не ловить бабочек, жуков, бе­режно относиться к растениям. Отражать в изобразительной деятельности (рисунках, лепке, аппликации) результаты своих наблюдений в природе.

Общество

Знать название родного города, страны, столицы. Наблю­дать отдельные достопримечательности своего города или села (парк, музей, памятник, площадь, места труда и отдыха людей).

На основе чувственного опыта или наглядного материала (картины, слайды, фильмы) познакомиться с картинами природы и жизни людей разных регионов родной страны, достоприме­чательностями столицы, узнавать их (Кремль, Красная пло­щадь).

В ближайшем окружении наблюдать различные виды транс­порта (машина, автобус, троллейбус, трамвай). Проявлять вни­мательность и осторожность на улицах и во дворах, знать неко­торые знаки дорожного движения (пешеходный переход, «зеб­ра», остановка транспорта), сигналы светофора. Уметь вести себя в транспорте (не кричать, держать за руку взрослого, спо­койно сидеть и т. д.).

Наблюдать трудовую деятельность взрослых, знать назва­ния некоторых профессий людей и соответствующих этим про­фессиям трудовых действий.

Участвовать в разных видах отдыха и свободного времяпре­провождения (экскурсии, спортивные мероприятия, праздники, субботники, театр, коллекционирование и др.). Принимать уча­стие в национальных играх, обрядах и праздниках. Различать музыку народную и авторскую.

В процессе слушания книг и рассматривания иллюстраций расширять свои представления об особенностях литературы и искусства разных народов (сказки, песни, танцы, игры, пред­меты быта, костюмы).

Знать свое полное имя и некоторые его производные фор­мы (например, Артур, Нияз, Марат), отчество, пол, день рож­дения, адрес, № телефона. Узнавать свой дом среди других. Знать свои роли в семейном коллективе (сын, брат, внук и др.) и роли других членов семьи (мама, дочь, бабушка, дедушка и др.). Различать некоторые особенности пола и возраста (мальчик/де­вочка, взрослый/ребенок, молодой/старый).

Проявлять желание самостоятельно, с родителями и сверст­никами заниматься физической культурой: делать зарядку, зака­ливающие процедуры, много двигаться на воздухе, участвовать в спортивных играх и т. п.

Проявлять желание участвовать в совместной деятельно­сти со взрослыми, выполнять поручения в семье, в групповой и классной комнате (накрыть стол, убрать посуду, вытереть пыль, полить растения и др.). Проявлять заботу о близких (знакомых) людях: подать воды, выполнить просьбу, проявить сочувствие.

Кратко характеризовать свои индивидуальные особенности (черты внешности, любимые игры и занятия). Ориентироваться в своем теле: знать, какая рука (ухо, глаз) левая, а какая — правая. Определять направление своего движения — ходьбы и бега (впе­ред, назад, влево, вправо, вверх и др.). В конкретных жизненных ситуациях использовать слова, характеризующие пространст­венные отношения предметов, основные направления, ориенти­руясь от себя и от других предметов (близко, ближе, дальше, вверху, посредине, сзади, спереди, центр, середина, между, ря­дом, вертикально, горизонтально).

Определять и кратко объяснять значение каждого органа чувств для восприятия окружающего мира («глаза нужны, чтобы видеть...», «уши нужны, чтобы слышать различные звуки...», «за­пахи мы чувствуем с помощью носа, а вкус — с помощью языка»). Знать правила охраны органов чувств (нельзя смотреть книги и рисовать при плохом освещении, громко кричать, касаться го­рячего или холодного голыми руками и др.).

Овладевать элементарными умениями определять свое и чу­жое эмоциональное состояние (грустно, весело, тревожно и др.). Проявлять внимание к настроению и эмоциональному состоянию других людей — взрослых и детей (пожалеть, развесе­лить и др.)

Осознавать: «Я — человек и умею говорить, чувствовать, ду­мать, делать. То же умеют делать все люди, но я многому еще дол­жен научиться». Накапливать жизненные ситуации, позволяю­щие объективно оценивать свои успехи, достижения, конкрет­ные умения: что получается, а что — нет.

Проявлять желание узнавать новое. Знать и выполнять тре­бования воспитателя (учителя), правила поведения в группе (классе). Следить за своей осанкой, соблюдать гигиену письма, рисования, работы с книгой. Проявлять внимательность, сдер­жанность, аккуратность, поддерживать порядок в личных ве­щах, в окружающей обстановке, организовывать место для заня­тий, труда, игр. Знать некоторые элементарные способы снятия усталости, напряжения, организации своего рабочего места.

Самостоятельно находить себе интересные занятия. Выпол­нять поручения взрослых, проявлять инициативу в трудовых действиях: подготовка к занятию, уборка игрушек, уход за свои­ми вещами, участие в уборке групповой комнаты (класса). Знать назначение столовой посуды и утвари, использовать правила сервировки стола к чаю, обеду, пользоваться столовыми прибо­рами (включая нож), салфетками.

Проявлять желание участвовать в разговоре, беседе, совмест­ных играх и занятиях со сверстниками и взрослыми. При общении со сверстниками пользоваться принятыми правилами общения (во время игр, занятий, еды и др.): благодарить, просить, помо­гать. Проявлять внимание, желание порадовать, посочувствовать. В конкретных ситуациях учиться предвидеть последствия своего поступка, слов, высказываний. Элементарно оценивать свои по­ступки по отношению к другим людям (хорошо/плохо), понимать слова, определяющие чувства вины (стыдно), обиды (обидно), жа­лости (жалко). Различать некоторые чувства и состояния других людей (радуется, опечален, доволен и т. п.). Стараться доставлять радость другим (поделиться, приласкать, угостить...).

Справедливо оценивать успехи сверстников. Учиться слу­шать другого человека, внимательно выслушивать мнения не только взрослых, но и сверстников. Понимать, что наличие раз­ных мнений обогащает общение людей. Сравнивать свое отно­шение и отношение других к одним и тем же объектам («Мне нравится, а Оле нет...»). Понимать шутку, юмор, не обижаться на шутки взрослых и детей. Находить решения простых этиче­ских ситуаций (правильно/неправильно, хорошо/плохо). Счи­таться с занятиями, играми других людей, не мешать и не вме­шиваться.

В разговоре со сверстниками, на занятиях выражать свое от­ношение к наблюдаемым объектам, книгам, игрушкам, мульт­фильмам (нравится/не нравится), элементарно обосновывать свое мнение (почему нравится/не нравится).


Раздел II «Учимся думать, рассуждать, фантазировать»

В процессе практической деятельности с предметами уста­навливать соответствие между элементами двух множеств (без пересчитывания); сравнивать множества, формулируя результа­ты сравнения: «столько же (поровну)», «больше/меньше», «больше/меньше на столько-то», уравнивать множества (уда­лить или добавить элементы); измерять величины, выбирать ме­ры для измерения, сравнивать величины. Получать числа при­бавлением или вычитанием. Устанавливать равенство (неравен­ство) предметов (+1,-1).

Знать числовой ряд (1-10), прямой и обратный счет в преде­лах 10. В практической деятельности определять отношения между числами в натуральном ряду («3 больше 2, но меньше 4 на 1»), со­став числа («3 — это 2 и 1» или «3 — это 1 и 1 и 1»). Определять при счете направление движения, ориентироваться в терминах «преды­дущий», «последующий». Узнавать и называть цифры (0-9) и поль­зоваться ими для определения числа.

Подбирать множество к числу и число к множеству; исполь­зовать различные средства изображения при выполнении ариф­метических и логических операций.

Сравнивать и описывать предметы по признакам, выде­лять отличительные признаки предметов; находить признаки (один или несколько) при изменении их в ряду предметов (фи­гур). Самостоятельно выстраивать ряд предметов по изменяю­щемуся признаку; строить (достраивать) фигуры в соответст­вии с выделенным принципом изменения фигур в рядах. Рас­познавать простейшие геометрические фигуры, составлять фигуры из частей.

Выделять основания для объединения предметов в группы, образовывать из одних и тех же предметов разные группы (по одному признаку). Находить обобщающее слово (понятие) для группы предметов.

Опытным путем определять, что число не зависит от величи­ны, расстояния, пространственных размещений, направления

счета (слева направо, справа налево). В процессе действий с пред­метами сравнивать смежные числа, накладывать или приклады­вать, измерять с помощью условной меры. Устанавливать ряд ве­личин по одному из параметров (длина, высота, толщина). Счи­тать. предметы, звуки, движения в пределах 10. Используя карточки, составлять и читать числовые равенства и неравенства.

Учиться обдумывать действия в начале своей работы, эле­ментарно планировать предстоящую деятельность; отвечать на вопросы: «Что я должен сделать?», «Как и почему именно так бу­ду делать?». Быть готовым переделывать свою работу, если не­правильно ее сделал.

Изображать признаки предметов символами, используя принятые знаковые системы (например, дорожные знаки и др.). Определять значение знаков-рисунков, знаков-символов, пикто­грамм, букв, цифр, геометрических фигур. Придумывать знаки для обозначения явлений природы, признаков предметов, меся­цев года, сезонов, названий помещений (например: жарко, ночь, сильный ветер, май, столовая, спортзал и др.).

Видеть образы в неопределенных изображениях: в черниль­ных пятнах, бегущих по небу облаках, зимних узорах на окнах. Узнавать спрятанные предметы (объекты) в пересекающихся ли­ниях, цветовых пятнах, дорисовывать их по отдельным чертам, завершать рисунок.

В процессе игрового часа участвовать в свободных играх-дви­жениях под музыку, создавать различные образы в соответствии с характером музыки, импровизировать в свободных плясках.


Раздел III «Развиваем нашу речь»

В процессе общения пополнять активный словарь словами, характеризующими качества и свойства предметов (какой? из че­го сделан? для чего нужен?), обобщающими словами (мебель, одежда, обувь, посуда и пр.). По образцу подбирать слова, сход­ные и противоположные по значению (например: бежать — мчаться — идти; хохотать — смеяться — улыбаться; грустно — весе­ло; легко — тяжело и др.).

При ответе на вопросы, описании предметов пользоваться словами, характеризующими их свойства и качества (например: широкий, мелкий, глубокий, узкий, мягкий и др.). Сравнивать объ­екты окружающего мира, описывать схожие и различные черты (например: два разных яблока; яблоко и банан и др.).

Задавать различные вопросы взрослым и сверстникам. В процессе речевого общения, игры, занятий использовать сло­ва, характеризующие эмоциональные состояния людей (печаль­ный, грустный, обиженный, усталый).

Участвовать в коллективном рассказывании, беседе, в со­ставлении более полной характеристики любого объекта — иг­рушки, предмета быта, декоративно-прикладного искусства (на­звание, назначение, цвет, форма, величина, материал). Исполь­зовать в описании имеющиеся сенсорные представления.

Составлять небольшие рассказы на близкие детям темы (иг­ры, любимые занятия, игрушки, праздники). Составлять неболь­шие портреты-рассказы о родителях, старших членах семьи, братьях-сестрах.

Кратко характеризовать особенности внешнего вида, пова­док, условий обитания животных (например, кошки, утенка, му­равья, лягушки, вороны).

Составлять рассказ по серии сюжетных картинок (последо­вательной и с нарушением последовательности), по сюжетной картине на доступные детям темы, несложному натюрморту, пейзажу.

Составлять описательные и повествовательные рассказы по графической схеме-плану на доступные детям темы (например: «Что случилось в лесу», «Зимние забавы», «Весна пришла» и др.). Придумывать небольшие истории по рисункам-пиктограммам («Кто спрятался в чернильных пятнах?», «О чем рассказывают эти знаки?»).

Составлять небольшие описательные рассказы от имени животного («Я — бабочка», «Я — муравей», «Я — лисичка» и т. п.). Придумывать фантастические истории по плану: кто это, где на­ходился, что делал, что натворил, что сказали люди, чем закон­чилась эта история (с помощью взрослого). Проявлять интерес к рифмованию слов, участвовать в коллективном придумывании стишков, потешек, загадок.

В процессе моделирования учиться различать слово и пред­ложение, составлять предложения по образцу и самостоятельно. В игре строить модели предложений.

Выделять часто встречающийся в словах звук, обозначать его соответствующим знаком-заместителем. Следуя образцу, ин­тонационно выделять в слове звук, называть его изолированно; называть слова по определенному фонематическому признаку, называть пары звуков по твердости-мягкости.

Соотносить произносимое слово со схемой его звукового состава, проводить звуковой анализ слов из трех-пяти звуков (в процессе моделирования).

Различать и обозначать соответствующим знаком-замести­телем гласные, твердые и мягкие согласные звуки. В соответст­вии с игровыми правилами менять звуковой состав слова, назы­вать слова с определенным звуком, заданной звуковой структу­рой слова и т. п.

Читать слоги, структурно несложные слова и предложения.

Самостоятельно сравнивать результаты своей работы с об­разцом.


Раздел IV «Учимся рисовать»

Использовать сенсорные впечатления для передачи формы, величины, цвета предметов и объектов, их расположения в про­странстве.

Анализировать предметы и их графические изображения по форме, пропорциям, частям. Сравнивать объекты, предметы по цветовой гамме. Использовать цвет для передачи настроения в рисунке, аппликации. Ориентироваться в пространстве листа. Для воспроизведения образца выделять пространственные от­ношения между элементами изображения.

С помощью рисования и лепки копировать и создавать раз­личные контуры и изображения, выполнять разнообразные ви­ды штриховки. Знакомиться с графическими и живописными средствами художественной выразительности (линия, штрих, пятно, мазок, цвет, цветовые сочетания).

Изображать человека и животных в статике и динамике.

Иметь представления о видах и жанрах изобразительного искусства (рисунок, живопись, скульптура; пейзаж, портрет, на­тюрморт).

«Играем и фантазируем»

Овладеть разными видами дидактических игр (с предмета­ми, словесными, настольно-печатными).

В процессе дидактических игр выполнять поставленную иг­ровую задачу, не нарушать правил и действия игры.

Участвовать в имитационных играх («превращение» предме­та, подражание кому-то, изображение профессии или действия и др.). Разыгрывать простые сценки: приглашение в гости, зна­комство, поздравление, диалог по телефону, встреча друзей, раз­говор животных и др. Имитировать движения и звуки (по образ­цу и собственному замыслу). Быть внимательным при повторе­нии движений за другими («Тень», «Повтори движение», «Эхо»).

Принимать участие в сюжетно-ролевых играх (например: «Гости», «Путешественники», «Космонавты» и др.)*. Вносить свой вклад в умение самостоятельно придумывать элементы сю­жета, его продолжение, новые роли. Осваивать способы взаимо­действия в игре, на основе правил, очередности действий и др. Придумывать новые варианты дидактических игр.

Принимать участие в театрализованных играх. Учиться пе­редавать особенности образа речевыми средствами, движения­ми, мимикой, пластикой. Участвовать в оформлении театрализо­ванной игры (подготовка декораций, элементов костюма, музы­кального сопровождения).

Проявлять интерес к подвижным играм, соревнованиям с элементами спортивных игр. В процессе праздников участво­вать в музыкальных играх, танцах, хороводах.


«Познаем других людей и себя»

Раздел «Познаем других людей и себя» представлен содер­жанием, которое формирует у дошкольника знания, необходимые для осознания им своей принадлежности к человеческому роду, понимания ребенком самого себя, своих особенностей, способно­стей. Особое внимание уделяется развитию умений управлять своими эмоциями, контролировать и оценивать свою деятель­ность и поведение, соотносить их результаты с эталонами. Содер­жание этого раздела включает ознакомление ребенка со своим ор­ганизмом, правилами охраны органов чувств, навыками гигиены, позволяет узнать свои индивидуальные особенности и своеобра­зие других людей. У него воспитывается доброжелательное, вни­мательное отношение к другим, развиваются навыки общения.

В процессе обучения дошкольники должны научиться:

  • знать свое полное имя и некоторые его производные фор­мы (например, Артур, Нияз, Марат), отчество, пол, день рож­дения, адрес, № телефона. Узнавать свой дом среди других. Знать свои роли в семейном коллективе (сын, брат, внук и др.) и роли других членов семьи (мама, дочь, бабушка, дедушка и др.). Различать некоторые особенности пола и возраста (мальчик/де­вочка, взрослый/ребенок, молодой/старый).

  • проявлять желание самостоятельно, с родителями и сверст­никами заниматься физической культурой: делать зарядку, зака­ливающие процедуры, много двигаться на воздухе, участвовать в спортивных играх и т. п.

  • проявлять желание участвовать в совместной деятельно­сти со взрослыми, выполнять поручения в семье, в групповой и классной комнате (накрыть стол, убрать посуду, вытереть пыль, полить растения и др.). Проявлять заботу о близких (знакомых) людях: подать воды, выполнить просьбу, проявить сочувствие.

  • кратко характеризовать свои индивидуальные особенности (черты внешности, любимые игры и занятия). Ориентироваться в своем теле: знать, какая рука (ухо, глаз) левая, а какая — правая. Определять направление своего движения — ходьбы и бега (впе­ред, назад, влево, вправо, вверх и др.). В конкретных жизненных ситуациях использовать слова, характеризующие пространст­венные отношения предметов, основные направления, ориенти­руясь от себя и от других предметов (близко, ближе, дальше, вверху, посредине, сзади, спереди, центр, середина, между, ря­дом, вертикально, горизонтально).

  • определять и кратко объяснять значение каждого органа чувств для восприятия окружающего мира («глаза нужны, чтобы видеть...», «уши нужны, чтобы слышать различные звуки...», «за­пахи мы чувствуем с помощью носа, а вкус — с помощью языка»). Знать правила охраны органов чувств (нельзя смотреть книги и рисовать при плохом освещении, громко кричать, касаться го­рячего или холодного голыми руками и др.)

  • овладевать элементарными умениями определять свое и чу­жое эмоциональное состояние (грустно, весело, тревожно и др.). Проявлять внимание к настроению и эмоциональному состоянию других людей — взрослых и детей (пожалеть, развесе­лить и др.).

  • осознавать: «Я — человек и умею говорить, чувствовать, ду­мать, делать. То же умеют делать все люди, но я многому еще дол­жен научиться», накапливать жизненные ситуации, позволяю­щие объективно оценивать свои успехи, достижения, конкрет­ные умения: что получается, а что — нет

  • проявлять желание узнавать новое. Знать и выполнять тре­бования воспитателя (учителя), правила поведения в группе (классе). Следить за своей осанкой, соблюдать гигиену письма, рисования, работы с книгой. Проявлять внимательность, сдер­жанность, аккуратность, поддерживать порядок в личных ве­щах, в окружающей обстановке, организовывать место для заня­тий, труда, игр. Знать некоторые элементарные способы снятия усталости, напряжения, организации своего рабочего места.

  • самостоятельно находить себе интересные занятия. Выпол­нять поручения взрослых, проявлять инициативу в трудовых действиях: подготовка к занятию, уборка игрушек, уход за свои­ми вещами, участие в уборке групповой комнаты (класса). Знать назначение столовой посуды и утвари, использовать правила сервировки стола к чаю, обеду, пользоваться столовыми прибо­рами (включая нож), салфетками.

  • проявлять желание участвовать в разговоре, беседе, совмест­ных играх и занятиях со сверстниками и взрослыми. При общении со сверстниками пользоваться принятыми правилами общения (во время игр, занятий, еды и др.): благодарить, просить, помо­гать. Проявлять внимание, желание порадовать, посочувствовать. В конкретных ситуациях учиться предвидеть последствия своего поступка, слов, высказываний. Элементарно оценивать свои по­ступки по отношению к другим людям (хорошо/плохо), понимать слова, определяющие чувства вины (стыдно), обиды (обидно), жа­лости (жалко). Различать некоторые чувства и состояния других людей (радуется, опечален, доволен и т. п.). Стараться доставлять радость другим (поделиться, приласкать, угостить...).

  • справедливо оценивать успехи сверстников. Учиться слу­шать другого человека, внимательно выслушивать мнения не только взрослых, но и сверстников. Понимать, что наличие раз­ных мнений обогащает общение людей. Сравнивать свое отно­шение и отношение других к одним и тем же объектам («Мне нравится, а Оле нет...»). Понимать шутку, юмор, не обижаться на шутки взрослых и детей. Находить решения простых этиче­ских ситуаций (правильно/неправильно, хорошо/плохо). Счи­таться с занятиями, играми других людей, не мешать и не вме­шиваться.

  • в разговоре со сверстниками, на занятиях выражать свое от­ношение к наблюдаемым объектам, книгам, игрушкам, мульт­фильмам (нравится/не нравится), элементарно обосновывать свое мнение (почему нравится/не нравится).

«Познаем мир»


Раздел «Познаем мир» направлен на расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде. Особое внимание уделяется осознанию дошкольником ярких, легко воспринимаемых характерных особенностей объектов природы (внешний вид, передвижение, питание и др.). Развива­ются познавательные интересы будущего первоклассника, его умение использовать полученные знания в конкретной деятель­ности (речевой, изобразительной, художественной и др.), усваи­ваются правила поведения в природе и обществе.


Познаем мир

К концу года дошкольник должен научиться:

Наблюдать основные свойства разных предметов (игру­шек, вещей), их назначение и возможные действия, которые можно с ними производить. В бытовых ситуациях и в специ­альных упражнениях, играх определять предмет по запаху, вку­су и на ощупь. Узнавать изделия, сделанные из разных материа­лов, называть их (стеклянный, деревянный, глиняный и др.). Знать назначения предметов быта (мебель, посуда, бытовая техника).

Объединять предметы в группы по разным признакам (фор­ме, величине, материалу и др.). Находить предмет по простому плану-описанию. Замечать изменения (в реальной ситуации и в игре) пространственных отношений предметов (отвечать на вопрос «что изменилось?»).

На основе наблюдений определять основные (радуга) и до­полнительные цвета спектра. Соотносить цвет разных предме­тов. Определять форму предметов (круглый, квадратный, тре­угольный, похожий на шар), ориентироваться в количест­венных характеристиках предметов (больше/меньше, один/много), пересчитывать предметы в пределах 10, прибав­лять и отнимать по одному предмету.

Ориентироваться в пространстве: в своей квартире, поме­щении школы. Ориентироваться на улице: нахо­дить свой дом относительно остановки транспорта; знать

дорогу в детский сад (в школу). Ориентироваться в помещении (на­ходить музыкальный, спортивный залы, медицинский кабинет и др.).

В процессе упражнений, игр выполнять несложные зада­ния, связанные с ориентировкой и перемещением в простран­стве (направо/налево, сзади/впереди, за, под, перед, в центр, с краю и др.), с определением пространственных отношений ме­жду предметами (расположение мебели, окон, дверей, предме­тов быта по отношению друг к другу).

Определять форму предметов, используя геометрические фигуры как эталон (например, арбуз — шар; окно — прямоуголь­ник), называть основные геометрические фигуры и их элементы (круг, квадрат, шар, прямоугольник, овал, цилиндр; угол, сторо­на, вершина).

Определять величину предмета, измерять с помощью дру­гих предметов — мерки. Знать значение слов «вчера», «сегодня», «завтра». Ориентироваться в понятиях «время», «давно», «недав­но», «долго/недолго», «еще будет» и др.

Наблюдать и называть явления природы и деятельность лю­дей, характерные для данного времени года (например, листо­пад, похолодание, замерзание водоемов, оттепель, распускание листвы и др.). Знать названия и последовательность времен го­да, называть основные признаки сезона. На основе наблюдений соотносить природные явления, погоду с сезонами (град, снег, иней, гололед и др.).

Наблюдать различные живые объекты природы (растения, животных). Показывать части растения (стебель, корень, лист, цветок). Сравнивать и различать деревья хвойные и лиственные.

В процессе наблюдений узнавать, называть, давать краткую характеристику некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка), земноводных (лягушка), зверей, птиц (диких и домашних), пресмыкающихся (ящерица, черепаха), живущих в ближайшем природном окружении и уголке природы, описы­вать особенности их внешнего вида (количество ног, части тела, чем покрыто животное), движений (ползает, летает, плавает) и поведения (как ест, отдыхает и т. п.). Узнавать животных по из­даваемым ими звукам, называть и воспроизводить некоторые звуки (рычит, квакает, пищит, жужжит, стрекочет), наблюдать отдельные защитные свойства (покров тела, особенности окра­ски). Знать наиболее распространенных животных разных мест обитания (вода, лес), особенности приспособления к сезонной жизни (спячка, накапливание жира, заготовка корма).

Знать и соблюдать правила поведения в природе: не трогать незнакомые растения и животных, не ловить бабочек, жуков, бе­режно относиться к растениям. Отражать в изобразительной деятельности (рисунках, лепке, аппликации) результаты своих наблюдений в природе.

Знать название родного города, страны, столицы. Наблю­дать отдельные достопримечательности своего города или села (парк, музей, памятник, площадь, места труда и отдыха людей).

На основе чувственного опыта или наглядного материала (картины, слайды, фильмы) познакомиться с картинами природы и жизни людей разных регионов родной страны, достоприме­чательностями столицы, узнавать их (Кремль, Красная пло­щадь).

В ближайшем окружении наблюдать различные виды транс­порта (машина, автобус, троллейбус, трамвай). Проявлять вни­мательность и осторожность на улицах и во дворах, знать неко­торые знаки дорожного движения (пешеходный переход, «зеб­ра», остановка транспорта), сигналы светофора. Уметь вести себя в транспорте (не кричать, держать за руку взрослого, спо­койно сидеть и т. д.).

Наблюдать трудовую деятельность взрослых, знать назва­ния некоторых профессий людей и соответствующих этим про­фессиям трудовых действий.

В процессе слушания книг и рассматривания иллюстраций расширять свои представления об особенностях литературы и искусства разных народов (сказки, песни, танцы, игры, пред­меты быта, костюмы).


Тематическое планирование занятий по курсу

«Познаем мир, других людей и себя» (30 часов)


п/п

Тема занятия

Количество занятий

1.

Моя семья. Роли в семейном коллективе. Особенности пола и возраста.

1

2.

Узнавать свой дом среди других. Домашний адрес

1

3.

Режим дня. Сохранение своего здоровья.

2

4.

Распределение поручений в семье. Семейные традиции.

1

5.

Я и моё тело.

1

6.

Пространственные отношения предметов (впереди, сзади, слева, справа).

1

7.

Пространственные отношения предметов (вверху, внизу, над, под)

1

8.

Органы чувств человека. Правила охраны органов чувств.

1

9.

Как я выгляжу. Внешний вид человека.

1

10.

Настроение и эмоции человека.. Умение управлять собой

2

11.

Я говорю, чувствую, думаю, делаю

1

12.

Моё отношение к успехам и неудачам

1

13.

Место, где я работаю и отдыхаю. Делу – время, потехе - час

1

14.

Ознакомление с некоторыми трудовыми навыками. Деловая игра

2

15.

Правила этикета. Хорошие манеры

1

16.

Характер человека и его моральные черты (доброта, отзывчивость, забота..)

1

17.

Потребности человека и способы их удовлетворения

1

18.

Я и мои друзья

1

19.

Я и окружающие меня люди. Навыки взаимоуважения.

2

20.

Оценка и самооценка своего поведения и поведения окружающих.

1

21.

Что такое «хорошо» и что такое «плохо»

1

22.

О братьях наших меньших. Об отношении к животным

1

23.

Красота вокруг нас. Удивительный мир природы

2

24.

О добре и зле. Внешний и внутренний мир человека. Обобщающее занятие

2

Итого


30





«Учимся думать, рассуждать, фантазировать»

Раздел «Учимся думать, рассуждать, фантазировать» вклю­чает знания и умения, являющиеся средством развития мышле­ния и воображения. Особое внимание уделяется осознанию деть­ми некоторых доступных связей (причинных, временных, после­довательных) между предметами и объектами окружающего мира, а также развитию моделирующей деятельности как основы для формирования наглядно-образного, а затем и логического мышле­ния. В данном разделе представлены знания и умения, обеспечи­вающие специальную подготовку к учебным предметам начальной школы, прежде всего к «Математике», а также «Окружающему миру». Так, подготовка к изучению математики в школе осуществляется в трех направлениях:

  • формирование базовых умений, лежащих в основе мате­матических понятий, изучаемых в начальной школе;

  • логическая пропедевтика, которая включает формирова­ние логических умений, составляющих основу формиро­вания понятия числа;

  • символическая пропедевтика — подготовка к оперирова­нию знаками.


В процессе практической деятельности с предметами дошкольники учатся уста­навливать соответствие между элементами двух множеств (без пересчитывания); сравнивать множества, формулируя результа­ты сравнения: «столько же (поровну)», «больше/меньше», «больше/меньше на столько-то», уравнивать множества (уда­лить или добавить элементы); измерять величины, выбирать ме­ры для измерения, сравнивать величины. Получать числа при­бавлением или вычитанием. Устанавливать равенство (неравен­ство) предметов (+1,-1).

Знать числовой ряд (1-10), прямой и обратный счет в преде­лах 10. В практической деятельности определять отношения между числами в натуральном ряду («3 больше 2, но меньше 4 на 1»), со­став числа («3 — это 2 и 1» или «3 — это 1 и 1 и 1»). Определять при счете направление движения, ориентироваться в терминах «преды­дущий», «последующий». Узнавать и называть цифры (0-9) и поль­зоваться ими для определения числа.

Подбирать множество к числу и число к множеству; исполь­зовать различные средства изображения при выполнении ариф­метических и логических операций.

Сравнивать и описывать предметы по признакам, выде­лять отличительные признаки предметов; находить признаки (один или несколько) при изменении их в ряду предметов (фи­гур). Самостоятельно выстраивать ряд предметов по изменяю­щемуся признаку; строить (достраивать) фигуры в соответст­вии с выделенным принципом изменения фигур в рядах. Рас­познавать простейшие геометрические фигуры, составлять фигуры из частей.

Выделять основания для объединения предметов в группы, образовывать из одних и тех же предметов разные группы (по одному признаку). Находить обобщающее слово (понятие) для группы предметов.

Опытным путем определять, что число не зависит от величи­ны, расстояния, пространственных размещений, направления счета (слева направо, справа налево). В процессе действий с пред­метами сравнивать смежные числа, накладывать или приклады­вать, измерять с помощью условной меры. Устанавливать ряд ве­личин по одному из параметров (длина, высота, толщина). Счи­тать. предметы, звуки, движения в пределах 10. Используя карточки, составлять и читать числовые равенства и неравенства.

Учиться обдумывать действия в начале своей работы, эле­ментарно планировать предстоящую деятельность; отвечать на вопросы: «Что я должен сделать?», «Как и почему именно так бу­ду делать?». Быть готовым переделывать свою работу, если не­правильно ее сделал.

Предполагаемая тематика занятий

1. Количество и счёт

Числа и цифры 1,2,3,4,5,6,:.9. Число и цифра 0.

Названия чисел по порядку от 1до 10. Образование чисел путём присчитывания 1. Прямой и обратный счёт. Состав числа первого десятка (практический способ)

Арифметические знаки: (+, -, =). Особенности первого элемента в ряду натуральных чисел. Таблица сложения и вычитания в пределах 10.

Десяток - новая счётная единица. Счёт десятками.

2. Величины

Сравнение предметов по размеру. Обучение способам сравнения предметов. Обучение способам приложения и наложения. Обучению сравнению по: длине, высоте, ширине, толщине, массе.

Введение в активный словарь понятий: больше, меньше, длиннее, корче, одинаковые (равные) по длине, выше, ниже, равные по высоте, шире, уже, толще, тоньше, легче, тяжелее.

3. Геометрические фигуры

Основные геометрические фигуры: круг, треугольник, овал, прямоугольник (квадрат). Деление фигур. Построение композиций из геометрических фигур одинаковой и разной формы, одинаковых и разных размеров. Узор. Выявление его построения и продолжения. Преобразования одной фигуры в другую. Знакомство с пространственными телами: шар, брусок, куб. Конструирование из пространственных тел.

4.Ориентировка в пространстве

Определение пространственного расположения предметов относительно себя. Ориентировка на листе бумаги: правый, левый, верхний, нижний углы, центр листа. Обучению умению передвигаться в указанном направлении.

5.Ориентировка во времени

Дни недели. Отсчёт дней недели по порядку от любого дня. Уточнение понятия месяц. Временные понятия: вчера, сегодня, завтра. Времена года и их последовательность.

6. Задания на развитие познавательных процессов (воображение, внимание, память, мышление)

Тематическое планирование по курсу

«Учимся думать, рассуждать, фантазировать»


п/п

Количество занятий

Тема занятия

1

Признаки и свойства предметов (цвет). Упражнения на развития внимания (найди такую же, расставь значки).

1

Один - много. Ориентация в пространстве: справа, слева, посередине.

1

Свойства предметов (форма, величина).

2

Сравнение групп предметов по количественному признаку.

Понятия «больше», «меньше», «равно»

1

Геометрические фигуры: круг, квадрат.

1

Количество и счёт. Число и цифра 2. Знаки "+"и "=".

1

Сравнение предметов по величине (длиннее – короче, шире – уже).

2

Сравнение чисел, геометрических фигур (выявление сходства и различия).

1

Ориентация во времени: раньше, позже, сначала, потом.


1

Геометрические фигуры: треугольник, овал.

Составление фигуры из частей. Количество и счёт 3. Состав числа три.

2

Геометрические фигуры: прямоугольник, квадрат.

Составление фигуры из частей.

Количество и счёт 4. Состав числа четыре. Пространственные отношения: между, посередине.


1

Сложение. Выявление закономерности (чисел, фигур, величин) и продолжение по заданному правилу.

1

Количество и счёт 5. Состав числа. Порядковый и обратный счёт.

2

Ориентация на листе бумаги: правый, левый угол, верхний, нижний угол, центр листа.


1

Вычитание. Количество и счёт 6.

1

Дни недели.

Количество и счёт 7. Состав числа семи.

1

Пространственные отношения: на, над, под.

1

Времена года. Месяц.

1

Количество и счёт 8. Состав числа восьми.

1

Сравнение предметов по массе (на руках, при помощи гирь).

Сравнение предметов по размеру.

2

Количество и счёт 9. Состав числа девяти. Многоугольники. Геометрические мозаики

1

Число 10. Состав чисел первого десятка.

Количество счёт в пределах 10. Прямой и обратный счёт.

2

Пространственные тела: куб, шар, брусок.

Игра-путешествие в страну Математики.

1

Установление закономерности и использование для выполнения задания.

Итого


30 занятий


«Развиваем нашу речь»

Раздел обеспечивает обогащение активного словаря ребенка, связной речи, формирование умений составлять описательный, повествовательный рассказ, рассказ-рассуждение. Особое внимание уделено специальной подготовке к изучению русского языка в школе, обучению чтению и подготов­ке руки ребенка к письму. Большое внимание уделяется развитию фантазии, воображения, словесного творчества ребенка.

Подготовка к обучению грамоте

Дать представление о структуре речи: звуках, буквах, предложении. Дать понятие звук и буква, гласные и согласные звуки и буквы, твёрдые и мягкие звуки.

Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений на слова.

Обучать делению на слоги, учить составлять слова из слогов. Дать понятие ударения. Подготовка руки к письму.

Обучение навыкам чтения

Формировать навык слогового чтения. Учить работать с разрезной азбукой.


К концу курса дошкольники должны уметь:

  • участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы и отвечать на них;

  • различать понятия «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»;

  • называть в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах,

  • находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;

  • знать все буквы алфавита, называть их и находить в словах;

  • пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения;

  • осознанно составлять рассказ по серии картинок;

  • выполнять простейшие графические задания;

  • рассказать сказку; загадать загадку, выразительно, в собственной манере прочесть стихотворение;

  • находить ударение в словах.


К концу курса дошкольники должны научиться:

  • В процессе моделирования учиться различать слово и пред­ложение, составлять предложения по образцу и самостоятельно. В игре строить модели предложений.

  • Выделять часто встречающийся в словах звук, обозначать его соответствующим знаком-заместителем. Следуя образцу, ин­тонационно выделять в слове звук, называть его изолированно; называть слова по определенному фонематическому признаку, называть пары звуков по твердости-мягкости.

  • Соотносить произносимое слово со схемой его звукового состава, проводить звуковой анализ слов из трех-пяти звуков (в процессе моделирования).

  • Различать и обозначать соответствующим знаком-замести­телем гласные, твердые и мягкие согласные звуки. В соответст­вии с игровыми правилами менять звуковой состав слова, назы­вать слова с определенным звуком, заданной звуковой структу­рой слова и т. п.

  • Читать слоги, структурно несложные слова и предложения.

  • Самостоятельно сравнивать результаты своей работы с об­разцом.


Тематическое планирование занятий по курсу

«Развиваем нашу речь»


п/п

Тема занятия

Количество занятий

1.

В мире звуков, Формирование представления о звуках. Игра «Угадай звук»

2

2.

Звуки и буквы. Игра «Найди букву»

2

3.

Путешествие по городу Алфавитинску. Игра «Я знаю пять имён (названий)…»

2

4.

Слова –признаки. Овощи

2

5.

Гласные звуки. Игра «Эхо», «Экскурсия»

2

6.

Согласные звуки. Игра «Доскажи словечко

2

7.

Твёрдые и мягкие звуки. Игра «Камень – вата».

2

8.

Звонкие и глухие согласные. Игра «Превращение слов»

2

9.

Буква и звук. Игра «Доскажи словечко»

2

10

Шипящие звуки. Путешествие на воздушном шаре.

2

11.

Слоги. Ударение. Лесная школа

2

12.

Чтение слогов. Полёт на Марс.

2

13.

Наша речь. В гостях у Мудрой совы.

2

14.

Устная и письменная речь. В гостях у Домовенка.

2

15.

Предложения. Слова. В гостях у Гены и Кеши.

2

Итого


30 занятий


«Учимся рисовать»

Раздел «Учимся рисовать».

Содержание этого раздела на­правлено на развитие графической деятельности детей, вклю­чающей рисование, копирование образцов (букв, цифр, геомет­рических фигур и др.), и способствует формированию ряда уме­ний, которые можно объединить в несколько блоков:

  • пространственная ориентировка;

  • умение анализировать форму предмета и изображения;

  • развитие воображения;

  • освоение ряда специфических средств художественной выразительности.

К концу курса дошкольники должны уметь:

  • участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы и отвечать на них;

  • использовать сенсорные впечатления для передачи формы, величины, цвета предметов и объектов;

  • анализировать предметы и их графические изображения по форме, пропорциям, частям;

  • сравнивать объекты, предметы по цветовой гамме;

  • ориентироваться в пространстве листа, выполнять простейшие графические задания;

  • выделять пространственные от­ношения между элементами изображения.


К концу курса дошкольники должны научиться:

  • копировать образцы букв, цифр, геометрических фигур;

  • правильно держать лист бумаги и карандаш;

  • свободно работать карандашом;

  • выполнять разнообразные ви­ды штриховки;

  • различать названия главных и составных цветов;

  • передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов;

  • изображать человека и животных в статике и динамике;

  • узнавать изображённые на картине предметы, явления, действия;

  • пользоваться простейшими приёмами лепки;

  • самостоятельно сравнивать результаты своей работы с об­разцом.


Тематическое планирование занятий «Учимся рисовать»

п/п

Тема занятия

Количество занятий

1.

Знакомство с видами изобразительного искусства, материалами, инструментами для рисования, основными правилами работы.

1

2.

Волшебный мир красок. Ознакомление с разнообразием цветовой гаммы. Сравнение объектов, предметов по цветовой гамме.

1

3.

Знакомство с графическими и живописными средствами художественной выразительности (линия, штрих, пятно, мазок, цвет, цветовые сочетания). Рисование линии в нужном направлении.

1

4.

Графическое изображение предмета. Анализ изображения по форме, пропорциям, частям. Рисование предметов круглой формы.

1

5.

Пространственное расположение предметов. Особенности расположения предметов: в центре, вверху, внизу, справа, слева. Выделение пространственных от­ношений между элементами изображения.

2

6.

Ориентирование в пространстве листа. Изображение предмета, крупно полностью используя лист бумаги.

1

7.

Использование цвета для передачи настроения в рисунке. Изображение предметов по представлению.

1

8.

Рисование простых по форме предметов. Выполнение разнообразных ви­дов штриховки.

2

9.

Изображение человека в статике и динамике.

1

10.

Изображение животных в статике и динамике.

1

11.

Выделение части предмета из целого, сравнение, нахождение различий.

1

12.

Знакомство с произведениями русских художников.

1

13.

Аппликация. Знакомство с материалами, инструментами, правилами работы. Использование цвета для передачи настроения в аппликации.

2

14.

Работа с ножницами. Вырезание из цветной бумаги квадрата, треугольника.

3

15.

Работа с бумагой: скручивание бумажной ленты в завиток.

1

16.

Сгибание и складывание листа бумаги вдвое, вчетверо, вырезание фигур.

2

17.

Составление простого узора и наклеивание его на картон.

1

18.

Лепка. Знакомство с материалами, с инструментами, правилами работы с пластилином.

1

19.

Копирование и создание изображений с помощью лепки по образцу.

1

20.

Лепка предмета по представлению.

1

21.

Знакомство с народной глиняной игрушкой. Лепка игрушки на основе традиционных приёмов лепки

2

22.

Коллективное выполнение задания: летняя поляна.

2

23.

Представления о видах и жанрах изобразительного искусства (живопись, скульптура; пейзаж, портрет, на­тюрморт).

1


Итого

30 занятий

Методические рекомендации.

Независимо от того, в условиях какого социального института (детский сад, школа, семья) будет проходить обучение детей дошкольного возраста, необходимо, чтобы его руководители ориентировались на два важнейших требования: необходимость получения реального результата обучения, определенного программой; учет индивидуальности ребенка, его эмоциональное благополучие и интерес к занятиям; желание посещать образовательное учреждение, а в будущем - школу.

Организация процесса обучения должна подчиняться определенным педагогическим требованиям, учет которых будет способствовать более эффективному достижению поставленных целей, а также созданию благополучного эмоционально- психологического климата в детском коллективе.

В зоне особого внимания педагога должен быть учет психологических особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста. Это проявляется в следующем:
1. Нельзя предъявлять детям требований, которые они не могут выполнить, так как это препятствует формированию положительной учебной мотивации ребенка: отношению к деятельности, интереса к ней, и как следствие этого- успешности обучения.
2. Необходимо учитывать, что ведущей деятельностью этого периода развития ребенка является игровая и поэтому именно игра должна стать приоритетной формой организации и методом обучения.
3. Следует создать условия для более разнообразного учебного и внеучебного общения детей. Потребность к общению со сверстниками- особая черта детей этого возраста, именно в процессе этой деятельности происходит развитие многих коммуникативных умений, необходимых для обучения в школе.
4.Педагог должен знать индивидуальные особенности каждого воспитанника и учитывать их в процессе обучения: темп деятельности, особенности внимания, памяти; отношения со сверстниками, индивидуальные эмоциональные проявления. 

При подготовке конкретного занятия педагог должен :
- оценить этап обучения и сформированность у каждого ребенка необходимых знаний-умений
- предусмотреть разные организационные формы проведения занятий ( парная, групповая, коллективная), а также индивидуальную работу каждого ребенка;
- учитывать необходимость возвращения ( повторения) изученного в новых учебных ( игровых) ситуациях;
- предусмотреть взаимосвязь занятий и свободной игровой деятельности.

Работа с родителями будущих первоклассников

При подготовке детей к школе важна и необходима правильная помощь со стороны родителей. Родительские лекции, предусмотренные в рамках программы « Подготовка детей к школе» информируют родителей об особенностях дошкольного и младшего школьного возраста, организации учебного процесса, об объеме знаний, необходимом при поступлении в школу, о роли семьи в развитии и воспитании ребенка. В организации и проведении лекций для родителей будущих первоклассников задействованы учителя начальных классов и психологическая служба школы.
Тематика лекций для родителей:

Родитель- это профессия.

Семейный кодекс о правах и обязанностях родителей и детей.

Здоровый ребенок- хороший ученик.

Как помочь ребенку стать самостоятельным.

Физическая подготовленность ребенка к общению со школой.

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе.

Социально- личностное развитие будущего первоклассника.

Первые дни ребенка в школе.

Педагогическая диагностика готовности детей к обучению в школе и методические рекомендации по преодолению выявленных трудностей





Используемая литература :


п/п

Название издания, автор

Год издания

Издательство

1.

Козлова С.А., Шукшина С.Е. Тематический словарь «Я и мое тело»

2015

«Школьная книга»

2.

Гаврин С.Е. «Тренажер математический»

2015

Москва «Росмэн»

3.

Гаврин С.Е. «Тренажер по мтению»

2014

Москва «Росмэн»

4.

Гаврин С.Е «Развиваем мышление»

2015

Москва «Росмэн»

5.

«Готовимся к письму» часть 1

2014

«Дом печати – Вятка»

6.

«Готовимся к письму» часть 2

2015

«Дом печати – Вятка»

7.


«Окружающий мир. Природа» часть 1

2015

«Дом печати – Вятка»

8.

«Окружающий мир. Природа» часть 2

2015

«Дом печати – Вятка»

10.

Куликова Т.А. «Я и моя семья»

2015

«Вентана-Граф»

11.

Козлова С.А. «Я хочу в школу»

2015

«Вентана-Граф»

12.

Гаврина С.Е. «Читаем вслух»

2015

Москва «Росмэн»

13.

Гаврина С.Е «Внимание и память»

2015

Москва «Ро»мэн"

14.

Гаврина С.Е. «Прописи . Цифры»

2004

Москва «Росмэн»

15.

Гаврина С.Е. «Прописи с узорами»

2005

Москва «Росмэн»

16.

Гаврина С.Е. «Прописи. Буквы»

2015

Москва «Росмэн»


20