ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ "ДОШКОЛЁНОК"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель данной программы:
Всестороннее развитие ребенка, что позволит обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе
Основные задачи программы:
организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;
укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;
формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе.
Программа рассчитана на детей 6-летнего возраста. Она предполагает развитие ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. В ходе реализации программы у детей через творчество, умение придумывать, создавать новое, наилучшим образом формируется личность ребенка, развивается его самостоятельность и познавательный мир. Таким образом, во время работы школы будущего первоклассника, происходит не только знакомство учителя и ученика, но и решается главная задача программы: сокращение адаптационного периода при поступлении ребенка в школу.
Концепция программы подготовки будущих первоклассников основана на следующей идее: дошкольники только готовятся к систематическому обучению и этим определяется выбор содержания, методов и форм организации образования детей.
Порядок организации работы школы будущих первоклассников группы формируются из детей дошкольного возраста;
продолжительность обучения составляет пол года
режим занятий: 1 раз в неделю – 2 занятия по 30 минут
Содержание программы предусматривает комплекс занятий, включающих следующие направления деятельности:
«Занимательная математика».
На занятиях курса будущие первоклассники путешествуют по стране знаков, знакомятся с «волшебными клеточками», изучают подвижные игры с математическими заданиями. Дети учатся соотносить цвета, определять форму предметов, используя геометрические фигуры как эталон, ориентироваться в количественных характеристиках предметов, ориентироваться в пространстве, Подготовка к изучению математики в школе осуществляется в трех направлениях:
Формирование базовых умений, лежащих в основе математических понятий, изучаемых в начальной школе;
Логическая подготовка, которая включает формирование логических умений, составляющих основу формирования понятия числа;
Символическая подготовка – подготовка к оперированию знаками.
«Основы грамоты».
Большая роль на занятиях этого курса отводится играм со словами, в ходе которых дети приобретают навыки словоизменения и словообразования, лексической и грамматической сочетаемости слов, осваивают структуру предложения. Главной задачей этого курса являются развитие умений говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и потенциального словаря ребенка.
Цели занятий:
Развитие слухового и зрительного восприятия.
Развитие целенаправленного внимания и наблюдательности.
Развитие слуховой и зрительной памяти.
Развитие мышления и речи.
Развитие общей и мелкой моторики.
Совершенствование коммуникативных навыков.
Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
Совершенствование навыков монологической речи.
Совершенствование навыков диалогической речи.
Развитие мимики и пантомимики.
Развитие фантазии и воображения.
Развитие способностей к глубокому образному мышлению.
Развитие способностей к установлению причинно-следственных связей.
Формирование этических представлений.
Повышение уверенности в себе.
Научить принимать решения.
Учебный план курса «Дошколенок»
Направление | Количество часов в неделю | Всего часов |
«Занимательная математика» | 1 | 24 |
«Основы грамоты» | 1 | 24 |
Календарно – тематическое планирование
занятий «Занимательная математика»
№ пп | Тема занятий | Дата проведения |
1 | Свойства предметов. Сравнение. | |
2 | Понятия: равные, одинаковые. Понятия: длинный – короткий. На, над, под, справа, слева. | |
3 | Понятия: Сколько? Много, мало. Столько же, одинаково. Один. Много. | |
4 | Точка, линия, прямая и кривая линия. | |
5 | Ломаная линия. Многоугольник. Угол. | |
6 | Замкнутые и незамкнутые линии. Числовой отрезок. | |
7 | Знаки +, -, =, ≠. Ориентировка на листе. | |
8 | Знаки , =, ≠. | |
9 | Соотношение количества предметов с цифрой. | |
10 | Математические загадки. | |
11 | Раньше, позже. Математические игры. | |
12 | Длиннее, короче. Измерение длины. | |
13 | Тяжелее, легче. Сравнение по массе. Измерение массы. | |
14 | Объем. Сравнение по объему. Измерение объема. | |
15 | Соотношение количества предметов с цифрой. | |
16 | Задачи, шутки. Ориентировка во времени. | |
17 | Работа в тетради в клетку. | |
18 | Геометрические формы. Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, куб. | |
19 | Составление фигур из частей и деление фигур на части. | |
20 | Соотношение количества предметов с цифрой. | |
21 | Решение арифметических задач. | |
22 | Работа в тетради в клетку. | |
23 | Логические задачи. | |
24 | Математические символы. Логические задачи. | |
Календарно – тематическое планирование
занятий «Основы грамоты»
№ пп | Тема занятий | Планируемая дата проведения |
1 | Различение на слух звуков. Обведение по шаблону крупных знакомых предметов, их раскрашивание. | |
2 | Текст. Деление на предложение. Знакомство с разлиновкой тетради. | |
3 | Текст. Деление на предложение. Обведение по шаблону крупных знакомых предметов, их раскрашивание. | |
4 | Составление предложений по картинкам времена года. Узкая строка. Письмо прямых - коротких линий. Считалки | |
5 | Составление предложений по картинкам. Письмо прямых - коротких линий. | |
6 | Выделение слов из предложений. Слоги. Письмо коротких линий с закруглением внизу. Игры со звуками | |
7 | Ударный слог. Письмо коротких линий с закруглением вверху. В мире звуков и букв. | |
8 | Ударный слог. Повторение. Письмо прямой длинной линии с петлёй внизу. | |
9 | Предложение, слова, слоги, ударение. Знакомство с линованной бумагой | |
10 | Предложение, слова, слоги, ударение. Письмо коротких линий с наклоном. | |
11 | Предложение, слова, слоги, ударение. Письмо коротких линий с наклоном. | |
12 | Русские былинки, бывальницы и сказки. | |
13 | Русские народные считалки, пословицы и поговорки, прибаутки, сказки, былины. | |
14 | Игра «Найди букву» | |
15 | Предложение. Слог. Ударение. Закрепление. Штриховка-копирование | |
16 | Речь (устная и письменная) - общее представление. Штриховка-копирование | |
17 | Предложение и слово. Игра «Слова бывают разные» | |
18 | Ориентировка на линованной бумаге. Игра « Путь к домику» | |
19 | Слово. Слог. Звуки и буквы. | |
20 | Звуки и буквы. Короткие, длинные наклонные палочки. | |
21 | Текст. Предложение. Слово. Слог. Закрепление знаний, умений, навыков. Штриховка-копирование | |
22 | Текст. Предложение. Слово. Слог. Закрепление знаний, умений, навыков. Штриховка-копирование | |
23 | Закрепление изученного. Развитие речи | |
24 | Слово. Семья. | |
ЛИТЕРАТУРА:
Волина В.В. Праздник букваря. – М., 1999.
Волина В. В. Учимся играя. – М., 1994.
Волина В. В. Занимательное азбуковедение – М., 1998.
Герасимова А.С., Жукова О С., Кузнецова В.Г. Энциклопедия развития и обучения дошкольников. – Изд. Олма Медиа Групп. – М., 2007.
Ильин М.А. Готовим ребёнка к школе. – Издательский дом «Литера», 2004.
Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. - М.: 1985.
Беженова М. А. Весёлая математика. Д. Сталкер -
Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. Н. Новгород, 1995.
Узорова О.В., Нефедова Е.А. Пальчиковая гимнастика. - М.: 2001.
Казинцева Е.А., Померанцева И.В. Формирование математических представлений. –В.: Учитель, 2009
Плешаков А.А. Зелёная тропинка. Учебное пособие для подготовки детей к школе. – М.: Просвещение, 2013.
Федосова Н.А. От слова к букве. Учебное пособие для подготовки детей к школе в 2-х частях. – М.: Просвещение, 2013.
Узорова О.В., Нефедова Е.А. Развитие речи в картинках. М.: Астрель АСТ, 2002.
Гаврина С.Е., Кутявина Н Л, Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Учимся читать. Серия «Школа для дошколят». – Издательство «Росмэн-Пресс», 2002.
Ю. А. Соколова. Игры и задания на интеллектуальное развитие ребёнка. Серия «Академия дошкольного развития, – М.: Эксмо, 2010.
Ю. А. Соколова. Игры и задания на готовность к школе. – М.: Эксмо, 2010.
Р. Орен. Секреты пластилина. Серия «Академия дошколят» - Издательство «Махаон», 2015.