Программа платного курса
«Подготовка к ЕГЭ по информатике и ИКТ»
В 2021 г. ЕГЭ по информатике и ИКТ проводится в компьютерной форме, что позволило включить в КИМ задания на практическое программирование (составление и отладка программы в выбранной участником среде программирования), работу с электронными таблицами и информационный поиск. Таких заданий в работе 9, т.е. треть от общего количества заданий.
Остальные 18 заданий сохраняют глубокую преемственность с КИМ ЕГЭ прошлых лет (экзамена в бланковой форме). При этом они адаптированы к новым условиям сдачи экзамена, в тех случаях, когда это необходимо. Так, например, задание 6 КИМ 2021 г. является преемником задания 8 модели КИМ предыдущих лет. В заданиях этой линии нужно было выполнить фрагмент программы вручную, что в условиях доступности компьютера со средами программирования делает задание тривиальным. Поэтому при сохранении тематики задания была скорректирована постановка вопроса в сторону анализа соответствия исходных данных программы заданному результату её работы.
В отличие от бланковой модели экзамена, в 2021 г. выполнение заданий по программированию допускается на языках программирования (семействах языков) С++, Java, C#, Pascal, Python, Школьный алгоритмический язык. Из примеров фрагментов кода в заданиях в связи с невостребованностью исключены примеры на Бейсике.
Максимальное количество первичных баллов, которое можно получить за выполнение всех заданий экзаменационной работы, – 30.
Отбор содержания, подлежащего проверке в КИМ ЕГЭ, осуществляется на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (базовый и профильный уровни).
Распределение заданий по разделам курса информатики и ИКТ представлено в таблице:
№№ | Содержательные разделы | Коли- чество заданий | Макси- мальный первич- ный балл | Процент максимального первичного балла за выполнение заданий данного раздела от максимального первичного балла за всю работу, равного 30 |
1 | Информация и её кодирование | 2 | 2 | 7 |
2 | Моделирование и компьютерный эксперимент | 2 | 2 | 7 |
3 | Системы счисления | 1 | 1 | 3 |
4 | Логика и алгоритмы | 6 | 6 | 20 |
5 | Элементы теории алгоритмов | 2 | 2 | 7 |
6 | Программирование | 7 | 10 | 34 |
7 | Архитектура компьютеров и компьютерных сетей | 1 | 1 | 3 |
8 | Обработка числовой информации | 4 | 4 | 12 |
9 | Технологии поиска и хранения информации | 2 | 2 | 7 |
| Итого | 27 | 30 | 100 |
КИМ содержат 10 заданий базового уровня сложности, 13 заданий повышенного уровня и 4 задания высокого уровня сложности.
Предполагаемый процент выполнения заданий базового уровня – 60–90. Предполагаемый процент выполнения заданий повышенного уровня – 40–60. Предполагаемый процент выполнения заданий высокого уровня – менее 40.
В КИМ заданиями базового и повышенного уровней сложности проверяется достижение следующих предметных результатов освоения основной образовательной программы на базовом уровне:
владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; знанием основных конструкций программирования; умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц;
владение стандартными приёмами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ; использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации;
владение компьютерными средствами представления и анализа данных.
В КИМ заданиями повышенного и высокого уровней сложности проверяется достижение следующих предметных результатов освоения основной образовательной программы на профильном уровне:
владение понятием сложности алгоритма, знание основных алгоритмов обработки числовой и текстовой информации, алгоритмов поиска и сортировки;
владение универсальным языком программирования высокого уровня (одним из нижеследующих: школьный алгоритмический язык, С#, C++, Pascal, Java, Python), представлениями о базовых типах данных и структурах данных; умением использовать основные управляющие конструкции;
владение навыками и опытом разработки программ в среде программирования, включая тестирование и отладку программ; владение элементарными навыками формализации прикладной задачи и документирования программ;
сформированность представлений о важнейших видах дискретных объектов и об их простейших свойствах, алгоритмах анализа этих объектов, о кодировании и декодировании данных и причинах искажения данных при передаче;
умение строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы;
владение основными сведениями о базах данных, их структуре, средствах создания и работы с ними;
владение опытом построения и использования компьютерно-математических моделей, проведения экспериментов и статистической обработки данных с помощью компьютера, интерпретации результатов, получаемых в ходе моделирования реальных процессов; умение оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов.
Нижеперечисленные предметные результаты освоения основной образовательной программы вследствие специфики формата государственного экзамена проверяются косвенно через понимание используемой терминологии, взаимосвязей основных понятий, размерностей единиц и т.д. при выполнении экзаменуемыми практических заданий по различным темам предмета. Таким образом, в КИМ по информатике и ИКТ проверяется достижение следующих предметных результатов базового и профильного уровней освоения основной образовательной программы:
сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире;
владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира;
владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов;
сформированность представлений о компьютерно-математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса); о способах хранения и простейшей обработке данных; понятия о базах данных и средствах доступа к ним, умений работать с ними;
сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете;
сформированность представлений о компьютерных сетях и их роли в современном мире; знаний базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей, норм информационной этики и права, принципов обеспечения информационной безопасности, способов и средств обеспечения надёжного функционирования средств ИКТ;
сформированность представлений об устройстве современных компьютеров, о тенденциях развития компьютерных технологий; о понятии «операционная система» и основных функциях операционных систем; об общих принципах разработки и функционирования интернет - приложений;
сформированность систематизации знаний, относящихся к математическим объектам информатики.
В КИМ проверяются следующие метапредметные результаты освоения основной образовательной программы:
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.
УЧЕБНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№№ занятия | Кол-во часов | Тема занятия | №№ задания | Дата |
План | Факт |
1 | 1 | Введение в предмет. 1.1.ЕГЭ как форма независимой оценки уровня учебных достижений выпускников. 1.2. Особенности проведения ЕГЭ по информатике. 1.3. Виды тестовых заданий. 1.4. Структура и содержание КИМ по информатике. | | | |
2-3 | 2 | Системы счисления (с/с). 2.1.Позиционные и непозиционные с/с. Состав числа. Перевод из десятичной с/с в любую другую и обратно. 2.2. Дружественные с/с и перевод между ними. 2.3. Арифметические действия в различных с/с. 2.4. Практическая часть: Разбор задания №14. | 14 | | |
4-7 | 4 | Информация. 3.1. Единицы и методы измерения информации. 3.2. Алфавитный и содержательный подход к измерению информации. 3.3. Кодирование текстовой, графической и звуковой информации. 3.5. Практическая часть: Разбор заданий № 4, 7, 8, 11. | 4, 7, 8, 11 | | |
8-10 | 3 | Алгебра логики. 4.1. Основные функции алгебры логики. 4.2. Построение и преобразование логических выражений. 4.3. Законы логики. Упрощение логических высказываний. 4.4. Построение таблиц истинности. 4.5. Решение логических уравнений. 4.6. Практическая часть: Разбор заданий из демонстрационных тестов № 2, 15, 19. | 2, 15 | | |
11-15 | 5 | Информационные технологии. 5.1. Моделирование. Умение представлять и считывать данные в разных типах информационных моделей (схемы, карты, таблицы, графики и формулы). Работа с графами. 5.2. Основные понятия реляционных баз данных: запись, поле, тип поля, главный ключ. Технологии поиска и хранения информации. Базы данных. 5.3. Файловая система организации данных. 5.4. Технология обработки информации в электронных таблицах. Абсолютная и относительная адресация. Копирование формул в электронных таблицах. 5.5. Практическая часть: Разбор заданий из демонстрационных тестов № 1, 3, 9, 10, 13, 17. | 1, 3, 9, 10, 13, 17 | | |
16-19 | 4 | Алгоритмизация. 6.1. Алгоритм и его свойства, исполнитель, обработка информации. 6.2. Формальное исполнение алгоритма, записанного на естественном языке. 6.3. Линейные алгоритмы для формального исполнителя с ограниченным набором команд. 6.4. Выполнение и анализ простых алгоритмов. 6.5. Алгоритмические конструкции. 6.6. Построение алгоритмов для исполнителей. 6.7. Теория игр. Построение деревьев игры. 6.8. Практическая часть: Разбор заданий из демонстрационных тестов № 5, 6, 12, 17, 19, 20, 21, 23,24. | 5, 6, 12, 16, 17, 19, 20, 21, 23 | | |
20-30 | 11 | Основы программирования. 7.1. Основные конструкции языка программирования, понятия переменной, оператора присваивания. 7.2. Линейная конструкция. Написание и отладка программ. 7.3. Условная конструкция. Полная и не полная условная конструкция. 7.4. Циклическая конструкция. Цикл с заданным числом повторов. Цикл с предусловием. Цикл с постусловием. 7.5. Массивы в программировании. Базовые алгоритмы работы с массивами (заполнение, считывание, поиск, сортировка, обработка). 7.6. Алгоритмы обработки одномерных и двумерных массивов. 7.7. Трассировка и отладка программ. Основные требования к написанию программ на экзамене. 7.8. Подпрограммы. Рекурсивные алгоритмы. 7.9. Символьный и строковый формат данных. 7.10. Решение задач с числовыми и символьными типами данных. 7.11. Типовые алгоритмы и методики написания программ средней и высокой сложности. 7.12. Практическая часть: Разбор заданий из демонстрационных тестов № 6, 16, 17, 18, 22, 25, 26, 27. | 6, 16, 17, 18, 22, 24, 25, 26, 27 | | |
31-35 | 5 | Тренинг по вариантам (задания ЕГЭ по информатике: 1-27). 8.1. Проведение пробного ЕГЭ с последующим разбором результатов (итоговый контроль). 8.2. Отработка заданий ЕГЭ по информатике: 1-27. 8.3. Пробный ЕГЭ по информатике на бланках Федерального Центра Тестирования в конце второго этапа обучения. | 1-27 | | |
Список рекомендуемой литературы:
URL: http://www.fipi.ru/ - Официальный сайт Федерального института педагогических измерений;
URL: http://ege.edu.ru/ - Портал информационной поддержки единого государственного экзамен;
URL: http:/edu.ru/ - Федеральный портал «Российское образование»;
URL: http://www.school.edu.ru, Российский общеобразовательный портал;
URL: http://www.egeinfo.ru/ - Все о ЕГЭ;
URL: http://www.gosekzamen.ru/ - Российский образовательный портал Госэкзамен.ру;
http://Дистанционное-обучение.net.
Базовый уровень:
"Информатика. ЕГЭ. Тренировочные задания" / Самылкина Н.Н., Островская Е.М.";
"Информатика и ИКТ. Подготовка к ЕГЭ. 20 тренировочных вариантов" / Евич Л.Н., Кулабухов С.Ю.;
"ЕГЭ. Информатика. Тематические тестовые задания" / Крылов С.С., Ушаков Д.М.;
"Информатика 11 класс (учебник)" / Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю.
Повышенный уровень:
"Информатика. Углублённый уровень: учебник для 10 класса: в 2ч." / Поляков К.Ю., Еремин Е.А.;
"Информатика. Углублённый уровень: учебник для 11 класса" / Поляков К.Ю., Еремин Е.А.;
"Информатика. Углубленный уровень" / Фиошин М.Е., Рессин А.А., Юнусов С.М., под ред. Кузнецова А.А.