СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа подготовки к ЕГЭ - 2021 по информатике

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа подготовки к ЕГЭ  2021 года (с учетом изменений - компьютерной версии ЕГЭ)

Просмотр содержимого документа
«Программа подготовки к ЕГЭ - 2021 по информатике»

Программа платного курса

«Подготовка к ЕГЭ по информатике и ИКТ»


В 2021 г. ЕГЭ по информатике и ИКТ проводится в компьютерной форме, что позволило включить в КИМ задания на практическое программирование (составление и отладка программы в выбранной участником среде программирования), работу с электронными таблицами и информационный поиск. Таких заданий в работе 9, т.е. треть от общего количества заданий.

Остальные 18 заданий сохраняют глубокую преемственность с КИМ ЕГЭ прошлых лет (экзамена в бланковой форме). При этом они адаптированы к новым условиям сдачи экзамена, в тех случаях, когда это необходимо. Так, например, задание 6 КИМ 2021 г. является преемником задания 8 модели КИМ предыдущих лет. В заданиях этой линии нужно было выполнить фрагмент программы вручную, что в условиях доступности компьютера со средами программирования делает задание тривиальным. Поэтому при сохранении тематики задания была скорректирована постановка вопроса в сторону анализа соответствия исходных данных программы заданному результату её работы.

В отличие от бланковой модели экзамена, в 2021 г. выполнение заданий по программированию допускается на языках программирования (семействах языков) С++, Java, C#, Pascal, Python, Школьный алгоритмический язык. Из примеров фрагментов кода в заданиях в связи с невостребованностью исключены примеры на Бейсике.

Максимальное количество первичных баллов, которое можно получить за выполнение всех заданий экзаменационной работы, – 30.


Отбор содержания, подлежащего проверке в КИМ ЕГЭ, осуществляется на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (базовый и профильный уровни).


Распределение заданий по разделам курса информатики и ИКТ представлено в таблице:


№№

Содержательные разделы

Коли-

чество

заданий

Макси-

мальный

первич-

ный балл

Процент максимального первичного балла за

выполнение заданий данного

раздела от максимального

первичного балла за всю работу, равного 30


1


Информация и её

кодирование


2

2

7

2

Моделирование и

компьютерный

эксперимент

2

2

7

3

Системы счисления


1

1

3

4

Логика и алгоритмы


6

6

20

5

Элементы теории

алгоритмов


2

2

7

6

Программирование

7

10

34

7

Архитектура компьютеров

и компьютерных сетей

1

1

3

8

Обработка числовой

информации


4

4

12

9

Технологии поиска и

хранения информации

2

2



7


Итого

27

30

100



КИМ содержат 10 заданий базового уровня сложности, 13 заданий повышенного уровня и 4 задания высокого уровня сложности.

Предполагаемый процент выполнения заданий базового уровня – 60–90. Предполагаемый процент выполнения заданий повышенного уровня – 40–60. Предполагаемый процент выполнения заданий высокого уровня – менее 40.



В КИМ заданиями базового и повышенного уровней сложности проверяется достижение следующих предметных результатов освоения основной образовательной программы на базовом уровне:

  • владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; знанием основных конструкций программирования; умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц;

  • владение стандартными приёмами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ; использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации;

  • владение компьютерными средствами представления и анализа данных.


В КИМ заданиями повышенного и высокого уровней сложности проверяется достижение следующих предметных результатов освоения основной образовательной программы на профильном уровне:

  • владение понятием сложности алгоритма, знание основных алгоритмов обработки числовой и текстовой информации, алгоритмов поиска и сортировки;

  • владение универсальным языком программирования высокого уровня (одним из нижеследующих: школьный алгоритмический язык, С#, C++, Pascal, Java, Python), представлениями о базовых типах данных и структурах данных; умением использовать основные управляющие конструкции;

  • владение навыками и опытом разработки программ в среде программирования, включая тестирование и отладку программ; владение элементарными навыками формализации прикладной задачи и документирования программ;

  • сформированность представлений о важнейших видах дискретных объектов и об их простейших свойствах, алгоритмах анализа этих объектов, о кодировании и декодировании данных и причинах искажения данных при передаче;

  • умение строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы;

  • владение основными сведениями о базах данных, их структуре, средствах создания и работы с ними;

  • владение опытом построения и использования компьютерно-математических моделей, проведения экспериментов и статистической обработки данных с помощью компьютера, интерпретации результатов, получаемых в ходе моделирования реальных процессов; умение оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов.

Нижеперечисленные предметные результаты освоения основной образовательной программы вследствие специфики формата государственного экзамена проверяются косвенно через понимание используемой терминологии, взаимосвязей основных понятий, размерностей единиц и т.д. при выполнении экзаменуемыми практических заданий по различным темам предмета. Таким образом, в КИМ по информатике и ИКТ проверяется достижение следующих предметных результатов базового и профильного уровней освоения основной образовательной программы:

  • сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире;

  • владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира;

  • владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов;

  • сформированность представлений о компьютерно-математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса); о способах хранения и простейшей обработке данных; понятия о базах данных и средствах доступа к ним, умений работать с ними;

  • сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете;

  • сформированность представлений о компьютерных сетях и их роли в современном мире; знаний базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей, норм информационной этики и права, принципов обеспечения информационной безопасности, способов и средств обеспечения надёжного функционирования средств ИКТ;

  • сформированность представлений об устройстве современных компьютеров, о тенденциях развития компьютерных технологий; о понятии «операционная система» и основных функциях операционных систем; об общих принципах разработки и функционирования интернет - приложений;

  • сформированность систематизации знаний, относящихся к математическим объектам информатики.



В КИМ проверяются следующие метапредметные результаты освоения основной образовательной программы:

  • умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

  • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.






УЧЕБНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№№ занятия

Кол-во часов

Тема занятия

№№ задания

Дата

План

Факт

1

1

Введение в предмет.

1.1.ЕГЭ как форма независимой оценки уровня учебных достижений выпускников.

1.2. Особенности проведения ЕГЭ по информатике.

1.3. Виды тестовых заданий.

1.4. Структура и содержание КИМ по информатике.

 


 

2-3

2

Системы счисления (с/с).

2.1.Позиционные и непозиционные с/с. Состав числа. Перевод из десятичной с/с в любую другую и обратно.

2.2. Дружественные с/с и перевод между ними.

2.3. Арифметические действия в различных с/с.

2.4. Практическая часть: Разбор задания №14.

14


 

4-7

4

Информация.

3.1. Единицы и методы измерения информации.

3.2. Алфавитный и содержательный подход к измерению информации.

3.3. Кодирование текстовой, графической и звуковой информации.

3.5. Практическая часть: Разбор заданий № 4, 7, 8, 11.

4, 7, 8, 11


 

8-10

3

Алгебра логики.

4.1. Основные функции алгебры логики.

4.2. Построение и преобразование логических выражений.

4.3. Законы логики. Упрощение логических высказываний.

4.4. Построение таблиц истинности.

4.5. Решение логических уравнений.

4.6. Практическая часть: Разбор заданий из демонстрационных тестов № 2, 15, 19.

2, 15


 

11-15

5

Информационные технологии.

5.1. Моделирование. Умение представлять и считывать данные в разных типах информационных моделей (схемы, карты, таблицы, графики и формулы). Работа с графами.

5.2. Основные понятия реляционных баз данных: запись, поле, тип поля, главный ключ. Технологии поиска и хранения информации. Базы данных.

5.3. Файловая система организации данных.

5.4. Технология обработки информации в электронных таблицах. Абсолютная и относительная адресация. Копирование формул в электронных таблицах.

5.5. Практическая часть: Разбор заданий из демонстрационных тестов № 1, 3, 9, 10, 13, 17.

1, 3, 9, 10, 13, 17


 

16-19

4

Алгоритмизация.

6.1. Алгоритм и его свойства, исполнитель, обработка информации.

6.2. Формальное исполнение алгоритма, записанного на естественном языке.

6.3. Линейные алгоритмы для формального исполнителя с ограниченным набором команд.

6.4. Выполнение и анализ простых алгоритмов.

6.5. Алгоритмические конструкции.

6.6. Построение алгоритмов для исполнителей.

6.7. Теория игр. Построение деревьев игры.

6.8. Практическая часть: Разбор заданий из демонстрационных тестов № 5, 6, 12, 17, 19, 20, 21, 23,24.

5, 6, 12,

16, 17, 19, 20, 21, 23


 

20-30

11

Основы программирования.

7.1. Основные конструкции языка программирования, понятия переменной, оператора присваивания.

7.2. Линейная конструкция. Написание и отладка программ.

7.3. Условная конструкция. Полная и не полная условная конструкция.

7.4. Циклическая конструкция. Цикл с заданным числом повторов. Цикл с предусловием. Цикл с постусловием.

7.5. Массивы в программировании. Базовые алгоритмы работы с массивами (заполнение, считывание, поиск, сортировка, обработка).

7.6. Алгоритмы обработки одномерных и двумерных массивов.

7.7. Трассировка и отладка программ. Основные требования к написанию программ на экзамене.

7.8. Подпрограммы. Рекурсивные алгоритмы.

7.9. Символьный и строковый формат данных.

7.10. Решение задач с числовыми и символьными типами данных.

7.11. Типовые алгоритмы и методики написания программ средней и высокой сложности.

7.12. Практическая часть: Разбор заданий из демонстрационных тестов № 6, 16, 17, 18, 22, 25, 26, 27.

6, 16, 17, 18, 22, 24, 25, 26, 27


 

31-35

5

Тренинг по вариантам (задания ЕГЭ по информатике: 1-27).

8.1. Проведение пробного ЕГЭ с последующим разбором результатов (итоговый контроль).

8.2. Отработка заданий ЕГЭ по информатике: 1-27.

8.3. Пробный ЕГЭ по информатике на бланках Федерального Центра Тестирования в конце второго этапа обучения.

1-27




Список рекомендуемой литературы:

 URL: http://www.fipi.ru/ - Официальный сайт Федерального института педагогических измерений;

 URL: http://ege.edu.ru/ - Портал информационной поддержки единого государственного экзамен;

 URL: http:/edu.ru/ - Федеральный портал «Российское образование»;

 URL: http://www.school.edu.ru, Российский общеобразовательный портал;

 URL: http://www.egeinfo.ru/ - Все о ЕГЭ;

 URL: http://www.gosekzamen.ru/ - Российский образовательный портал Госэкзамен.ру;

 http://Дистанционное-обучение.net.

Базовый уровень:

    1. "Информатика. ЕГЭ. Тренировочные задания" / Самылкина Н.Н., Островская Е.М.";

    2. "Информатика и ИКТ. Подготовка к ЕГЭ. 20 тренировочных вариантов" / Евич Л.Н., Кулабухов С.Ю.;

    3. "ЕГЭ. Информатика. Тематические тестовые задания" / Крылов С.С., Ушаков Д.М.;

    4. "Информатика 11 класс (учебник)" / Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю.

Повышенный уровень:

    1. "Информатика. Углублённый уровень: учебник для 10 класса: в 2ч." / Поляков К.Ю., Еремин Е.А.;

    2. "Информатика. Углублённый уровень: учебник для 11 класса" / Поляков К.Ю., Еремин Е.А.;

    3. "Информатика. Углубленный уровень" / Фиошин М.Е., Рессин А.А., Юнусов С.М., под ред. Кузнецова А.А.