СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа подготовки к экзамену (6 сем.) уч.гр. ДО-211зб, ДО-212зб

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена программа подготовки к экзамену по учебному предмету "Педагогика"

Просмотр содержимого документа
«Программа подготовки к экзамену (6 сем.) уч.гр. ДО-211зб, ДО-212зб»

Учреждение образования

«Солигорский государственный колледж»
















Программа ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К экзаменУ

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ПЕДАГОГИКА»

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ


Специальность2-01 01 01 Дошкольное образование

специализация 2-01 01 01 36 Творческая деятельность



Учебные группы ДО-211зб, ДО-212зб


















Солигорск, 2024


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ЭКЗАМЕНА

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 2-01 01 01 ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ «ПЕДАГОГИКА»


Тема 1. Значение художественной деятельности воспитанников в становлении творческой личности

Своеобразие художественной деятельности детей дошкольного возраста, ее роль в выявлении и развитии их творческих способностей.

Основные виды художественной деятельности: изобразительная, музыкальная, художественно-речевая, театрально-игровая, их характеристика. Условия развития художественной деятельности в семье и учреждении дошкольного образования.

Тема 2. Задачи и методы нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Дошкольное детство – период первоначального формирования личности ребенка и его социального поведения. Приобщение к общечеловеческим и национальным ценностям как основа формирования личности.

Механизм и задачи нравственного воспитания.

Классификация методов воспитания: методы воздействия на нравственное сознание (формирование представлений, рассуждений, оценок); методы формирования практического опыта поведения; методы стимулирования чувств и отношений.

Тема 3. Понятие одарённость, её виды, педагогическая поддержка одарённых детей

Одаренные дети. Современная трактовка понятия «одаренность». Дошкольный возраст как наиболее благоприятный период развития творческих способностей. Педагогическая деятельность по реализации творческого потенциала каждого ребенка. Выявление, поддержка и развитие одаренных детей, помощь им в получении элитарного образования. Особенности воспитания талантливых детей в семье и учреждении дошкольного образования.

Тема 4. Формирование морально-волевых качеств и культуры поведения у детей дошкольного возраста

Формирование морально-волевых качеств у детей дошкольного возраста. Основные моральные категории: совестливость, правдивость и т.д.

Воспитание совестливости и правдивости, значение в этом процессе примера взрослых.

Формирование волевых качеств личности ребенка. Значение мотивов в формировании воли ребёнка.

Вред для ребенка чрезмерной опеки взрослых, необходимость предоставления ему самостоятельности. Формирование у детей умения подчинять свои желания («хочу») социальным мотивам («надо»).

Воспитание смелости. Функции страха. Детские страхи, их причины, пути преодоления.

Капризы и упрямство детей, их причины, педагогические условия предупреждения.

Роль семьи в формировании морально-волевых качеств детей.

Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. Понятие культуры поведения, ее компоненты: культура внешнего вида, культурно-гигиенические навыки, культура поведения и деятельности.

Условия, средства и методы воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста. Причины нарушения правил поведения.

Роль семьи в формировании культуры поведения детей.

Тема 5. Полоролевое воспитание детей дошкольного возраста

Сущность полоролевого воспитания.

Необходимость дифференцированного подхода к становлению личности детей разного пола в соответствии с их будущими социальными ролями и функциями семьи в обществе.

Система полоролевого воспитания, его задачи, содержание (формирование представлений, ценностных ориентаций, культуры полового поведения). Методика формирования женственности у девочек и мужественности у мальчиков.

«Острые» вопросы детей.

Роль семьи в полоролевом воспитании детей.

Тема 6. Формирование основ гражданского и национального самосознания в период дошкольного детства

Актуальность проблемы формирования у детей гражданственности и национального самосознания. Сущность и соотношение понятий «гражданственность», «патриотизм», «национальное самосознание».

Осознание детьми своего социального «Я», принадлежности к определенному этносу и обществу. Содержание представлений детей о родном крае, его достопримечательностях, истории, национальной культуре, традициях, обычаях и т. д.

Приобщение к культуре своего народа – чрезвычайно важное условие воспитания будущего гражданина.

Средства и методы формирования у детей основ гражданственности.

Правовое воспитание детей дошкольного возраста как компонент гражданского воспитания. Осознание ребенком своих прав. Самоуважение и уважение к другим людям и их прав – основа правового воспитания. Приобщение детей к правовой культуре. Подготовительный характер ознакомления детей с их правами. Средства и методы первоначального правового образования с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Роль семьи в воспитании будущего гражданина.

Тема 7. Формы и методы взаимодействия учреждения дошкольного образования с законными представителями воспитанников

Семья как основа общества и институт социализации ребенка.

Взаимодействие учреждения дошкольного образования и семьи как фактор развития и воспитания детей. Уникальный вклад каждого института воспитания в становление личности ребенка. Разнообразие взглядов на роль семейного и общественного воспитания.

Сотрудничество учреждения дошкольного образования и семьи как условие повышения уровня педагогического потенциала.

Задачи взаимодействия учреждения дошкольного образования и семьи: информационные, образовательные, исследовательские, коррекционные.

Методы изучения современной семьи.

Индивидуальный и дифференцированный подходы во взаимодействии с семьями разных типов. Учет уровня их образованности, культуры, психолого-педагогической компетентности, интересов, способностей членов семьи, условий и проблем воспитания ребенка в семьи. Специфика взаимодействия с «трудными» семьями, семьями «группы риска».

Тема 8Преемственности и интеграция в работе учреждения дошкольного образования и первого уровня общей средней школы

Сущность преемственности в работе учреждения дошкольного образования и начальной школы. Преемственность как фактор обеспечения непрерывности образовательного процесса, направленного на развитие личности ребенка.

Линии преемственности: образовательная (содержание, методы, формы организации обучения), воспитательная.

Формы связи учреждения дошкольного образования и учреждения общего среднего образования.

Тема 9. Сущность, необходимость и виды планирования образовательного процесса

Сущность планирования образовательного процесса в учреждении дошкольного образования. Необходимость планирования и анализа образовательной работы. Функции планирования.

Содержание планирования образовательной работы. Учебная программа дошкольного образования – основа планирования.

Виды планирования: годовое, перспективное, календарно-тематическое. Структура и содержание перспективного и календарно-тематического планов.

Специфика планирования работы с детьми разного возраста.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ

УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ПЕДАГОГИКА»

Отметка в баллах

Показатели оценки

1
(один)

Узнавание отдельных понятий, формулировок, терминов, предъявляемых в готовом виде (основных понятий и задач педагогики, определений, классификаций и т. д.)

2

(два)

Различение объектов изучения программного учебного материала, предъявляемых в готовом виде: основных понятий, определений, классификаций (на таблицах, в рисунках, в тексте и др.), затруднения в установлении связей между отдельными понятиями, непонимание основных закономерностей работы с воспитанниками. Осуществление соответствующих практических действий (определение вида и темы занятия, подбор дидактических упражнений и т. д.)

3

(три)

Воспроизведение части программного учебного материала по памяти (фрагментарный пересказ и перечисление особенностей воспитанников учреждений дошкольного образования, основных дидактических принципов, видов деятельности воспитанников и т. д.); осуществление умственных и практических действий по образцу (составление общего плана разработки конспектов, проведение фрагментов развивающих игр и упражнений и т. д.)

4

(четыре)

Воспроизведение большей части программного учебного материала на репродуктивном уровне (описание с элементами объяснения отдельных терминов и понятий, задач и методов психолого-педагогического изучения, особенностей воспитанников, содержания и видов их деятельности, основных форм работы с воспитанниками и т. д.); применение знаний в знакомой ситуации по образцу (составление общего плана психолого-педагогического изучения особенностей воспитанников, подбор методов и приемов для данного изучения, развивающих игр, упражнений и т. д. в соответствии с целью занятия)

5
(пять)

Осознанное воспроизведение большей части программного учебного материала различной степени сложности (описание с объяснением принципов, методов и приемов обучения воспитанников учреждений дошкольного образования, особенностей и содержания основных видов их деятельности, игры как ведущего вида деятельности детей дошкольного возраста, возрастной периодизации и т. д.); применение знаний в знакомой ситуации по образцу (подбор методов и приемов для психолого-педагогического изучения личности воспитанника, проведение элементов развивающих игр и упражнений и т. д.)

6

(шесть)

Полное знание и осознанное воспроизведение программного учебного материала, владение программным учебным материалом в знакомой ситуации (описание и объяснение методов психолого-педагогичес­кого изучения личности воспитанника, форм взаимодействия с семьей воспитанника, особенностей развития детей дошкольного возраста, типов педагогического общения и т. д.); выполнение практических заданий по образцу, на основе предписаний и рекомендаций (по использованию методов психолого-педагогического изучения личности воспитанника, форм взаимодействия с семьей воспитанника, развивающих игр и упражнений и т. д.)

7
(семь)

Полное, прочное знание и воспроизведение программного учебного материала, владение программным учебным материалом в знакомой ситуации (развернутое описание и объяснение сущности программных требований в группах детей разного возраста, возрастной периодизации, становления и развития познавательной и игровой деятельности детей дошкольного возраста, особенностей различных видов игр и их использования в образовательном процессе; описание и установление связей между занятиями и дидактическими играми; обоснование подбора средств и форм работы, методов и приемов обучения; формулирование выводов об уровне личностного и познавательного развития воспитанников учреждения дошкольного образования, об особенностях педагогического общения и т. д.); недостаточно самостоятельное выполнение заданий по разработке и анализу конспектов проведения с воспитанниками различных видов деятельности

8

(восемь)

Полное, прочное, глубокое знание и осознанное воспроизведение программного учебного программного материала, оперирование программным учебным материалом в знакомой ситуации (развернутое описание и объяснение целей и задач работы с детьми, сущности программных требований в разных возрастных группах); раскрытие сущности образовательного процесса в учреждении дошкольного образования; обоснование значения и необходимости развивающей среды в учреждении дошкольного образования, выбора методов и приемов психолого-педагогического изучения личности воспитанника; формулирование выводов об уровне личностного и познавательного развития воспитанников, об особенностях педагогического общения и т. д., самостоятельное выполнение заданий проблемного характера

9

(девять)

Полное, глубокое, прочное и системное знание программного учебного материала, оперирование программным учебным материалом в частично измененной ситуации (применение учебного материала при выдвижении предположений и гипотез по оптимизации образовательного процесса, влиянию обучения на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и т. д.). Самостоятельное выполнение заданий творческого характера: разработка различных вариантов проведения занятий, игр и упражнений, составление методических рекомендаций по использованию различных форм работы. Грамотное формулирование и определение задач работы с детьми разного возраста на различных этапах обучения. Проявлениеинициативы и творчества при выполнении практических заданий

10

(десять)

Свободное оперирование программным учебным материалом; применение знаний и умений в незнакомой ситуации (самостоятельное описание, объяснение наблюдаемых педагогических явлений, педагогических ситуаций; умение иллюстрировать ответ примерами, применять полученные знания в целях поиска решений нестандартных ситуаций в образовательном процессе, демонстрация навыков самоанализа, самопрезентации, выполнение творческих работ и заданий исследовательского характера и т. д.)