Учреждение образования
«Солигорский государственный колледж»
ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ
К ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП
СОДЕРЖАНИЕ
Требования к результатам освоения содержания образовательных программ среднего специального образования по учебным предметам «Методика физического воспитания», «Методика экологического образования»………………………………………………………..........1
Содержание программы государственного экзамена по специальности 2-01 01 01 (5-04-0112-01) дошкольное образование учебный предмет «Методика физического воспитания и развития детей», «Методика экологического образования»………………………………………….4
Выписка из постановления МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «Об утверждении Правил проведения аттестации учащихся, курсантов при освоении содержания образовательных программ среднего специального образования» (от 23 августа 2022 г. No 282)………………………………………………….8
Вопросы к итоговой аттестации по учебному предмету «Методика физического воспитания и развития детей», «Методика экологического образования»………………………………………………………….…13
Критерии оценивания результатов учебной деятельности по учебному предмету «Методика физического воспитания и развития детей», «Методика экологического образования»…………………..……….15
Литература для подготовки к итоговой аттестации………………………………………………………………18
1.ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ «МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ», «МЕТОДИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Программа подготовки к государственному экзамену по специальности практический этап для учащихся, сдающих государственный экзамен по специальности профессионального компонента учебного плана учреждения образования по специальности 5-04-0112-01 «Дошкольное образование» в дневной форме получения образования в учебной группе ДО-221б, ДО-223б, ДО-231с
Программа подготовки учащихся к государственному экзамену по специальности разработана с учетом требований образовательного стандарта среднего специального образования по специальности 2-01 01 01 (5-04-0112-01) Дошкольное образование, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 15 марта 2019 г. № 24 и учебно-программной документации для реализации образовательной программы среднего специального образования по учебным предметам и на основании решения заседания цикловой комиссии общепрофессиональных предметов.
Практические задания, которые предъявляются на государственном экзамене по специальности, соответствуют учебной программе учебных предметов «Методика физического воспитания и развития детей», «Методика экологического образования детей»
Программой подготовки к государственному экзамену по специальности предусмотрено, что в результате изучения учебного предмета «Методика физического воспитания и развития детей» выпускник должен:
знать
систему организации физкультурно-оздоровительной работы в учреждении дошкольного образования;
специфику организации работы в области «Физическая культура» лиц с ОПФР с учетом нозологических групп, которые будут осваивать содержание образовательных программ общего дошкольного образования в группах интегрированного обучения и воспитания;
содержание учебной программы дошкольного образования в образовательных областях «Физическая культура», «Ребенок и общество»;
задачи, содержание работы в области физического воспитания и развития детей;
основные теоретические положения методики физического воспитания и развития детей;
особенности формирования навыков здорового образа жизни у детей;
основные формы организации работы по физическому воспитанию детей;
требования к организации обучения детей физическим упражнениям в учреждении дошкольного образования, виды и структуру занятий;
требования к подбору физических упражнений для детей, технику выполнения физических упражнений; методы организации работы с одаренными детьми;
уметь:
использовать специальную терминологию, принятую в методике физического воспитания и развития детей;
создавать условия для физического воспитания детей;
работать со специализированной литературой;
пользоваться различными (в том числе техническими) средствами обучения; моделировать проблемные ситуации для двигательного творческого самовыражения детей;
планировать и устанавливать для каждого ребенка с ОПФР индивидуальное задание (в соответствии с медицинскими показаниями);
наблюдать и оказывать необходимую помощь детям с ОПФР при выполнении задания;
организовывать физкультурно-оздоровительную работу с лицами с ОПФР с учетом нозологических групп в группах интегрированного обучения и воспитания;
В области учебного предмета «Методика экологического образования детей» выпускник должен
знать:
принципы отбора содержания в воспитании основ экологической культуры и развития естественнонаучных представлений у детей дошкольного возраста;
теоретические основы методики экологического образования детей раннего и дошкольного возраста;
цели, задачи, содержание, условия, формы и методы экологического образования детей раннего и дошкольного возраста, в том числе лиц с ОПФР с учётом их принадлежности к нозологической группе;
особенности и методику экологического образования воспитанников разных возрастных групп учреждения дошкольного образования, в том числе лиц с ОПФР с учётом их принадлежности к нозологической группе;
особенности организации природных зон в помещениях и на территории учреждения дошкольного образования;
специфику перспективного и календарного планирования эколого-педагогической работы с детьми дошкольного возраста;
формы сотрудничества учреждения дошкольного образования и семьи в области экологического образования детей раннего и дошкольного возраста;
содержание учебных, учебно-методических пособий по проблемам экологического образования детей раннего и дошкольного возраста;
уметь:
анализировать учебную программу дошкольного образования, методическую литературу, периодические издания по вопросам экологического образования детей раннего и дошкольного возраста;
осуществлять эколого-содержательный подход к построению развивающей среды в учреждении дошкольного образования;
создавать условия для экологического образования детей раннего и дошкольного возраста, в том числе с особыми образовательными потребностями;
оснащать педагогический процесс необходимыми для работы дидактическими наглядными пособиями в соответствии с целями экологического образования воспитанников, с учетом их возрастных особенностей и правильно ими пользоваться;
подбирать и самостоятельно изготавливать дидактический материал для организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей в том числе удовлетворение особых образовательных потребностей лиц с ОПФР с учётом их принадлежности к нозологической группе;
определять цели, задачи, содержание экологического образования, методы и формы, особенности экологического образования детей разных возрастных групп;
планировать эколого-природоведческую работу с воспитанниками;
разрабатывать содержание разных форм эколого-педагогической деятельности с воспитанниками и их законными представителями;
ориентироваться в учебно-методической литературе, использовать ее для решения эколого-педагогических задач
2.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 2-01 01 01 (5-04-0112-01) ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ «МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ»
РАЗДЕЛ III. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
Тема 3.2.Методика обучения общеразвивающим упражнениям
Значение, виды и общая характеристика общеразвивающих упражнений. Требования к составлению комплексов общеразвивающих упражнений. Методика обучения детей общеразвивающим упражнениям.
Разработка плана-конспекта занятия по обучению детей общеразвивающим упражнениям. Демонстрация приемов обучения детей общеразвивающим упражнениям.
Тема 3.4.Методика обучения подвижным играм
Значение подвижных игр для разностороннего развития детей. Классификация подвижных игр, требования к их отбору.
Методика проведения подвижных игр с детьми разных возрастных групп; усложнение и вариативность с учетом подготовленности и интересов детей.
Белорусские народные подвижные игры и их место в системе физического воспитания детей.
Разработка плана-конспекта проведения подвижной игры. Отбор и проведение подвижных игр с детьми разных возрастных групп. Показ и отработка методики проведения подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста.
РАЗДЕЛ IV. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Тема 4.1. Формы организации физического воспитания
Совокупность форм организации физического воспитания как определенный двигательный режим в учреждении дошкольного образования.
Условия для проведения утренней гимнастики, формы проведения (традиционная, сюжетная, игровая, оздоровительный бег и т.д.). Длительность утренней гимнастики по возрастным группам, содержание и подбор упражнений, их количество и дозировка, специфика проведения утренней гимнастики с детьми дошкольного возраста.
Просмотр и анализ утренней гимнастики. Демонстрация фрагментов утренней гимнастики для детей разных возрастных групп.
Физкультминутки как средство повышения умственной активности детей на занятиях, разнообразие форм их проведения.
Подвижные игры и физические упражнения на прогулке.
УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ
«МЕТОДИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
РАЗДЕЛ III. МЕТОДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Тема 3.2. Наглядные методы
Определение понятия наблюдение. Наблюдение – метод чувственного восприятия природы. Значение наблюдения в познании природы. Виды наблюдений. Разнообразие классификаций видов наблюдений. Содержание, место и значение разных видов наблюдений в разных возрастных группах. Цикл наблюдений как ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретным объектом уголка природы или участка учреждения дошкольного образования. Цель, содержание цикличных наблюдений. Подготовка к проведению наблюдений. Выбор объектов наблюдения в соответствии с учебной программой дошкольного образования и особенностями познавательной деятельности детей разного возраста. Создание условий для проведения наблюдений.
Экологический подход к содержанию и организации наблюдений с детьми в уголке природы, на участке учреждения образования и в непосредственном природном окружении. Структура процесса наблюдения. Организация и методика руководства наблюдениями в разных возрастных группах. Использование разнообразных приемов руководства наблюдениями в разных возрастных группах.
Тема 3.3. Практические методы
Труд детей на природе. Значение, своеобразие труда в дошкольном возрасте. Педагогические и гигиенические требования к организации труда детей дошкольного возраста на природе. Виды труда на природе. Виды и содержание труда детей разных возрастных групп по выращиванию растений, уходу за животными. Формы организации труда детей на природе. Трудовые поручения, их значение и виды. Коллективный труд на природе. Способы организации детей в процессе коллективного труда на природе. Дежурства в уголке природы. Содержание работы дежурных по уголку природы.
Использование эксперимента в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с природой. Значение эксперимента. Виды, структура, содержание эксперимента. Методика проведения эксперимента: постановка познавательной задачи, ее обсуждение, создание условий для проведения эксперимента, фиксация последовательности изменений в ходе эксперимента, подведение детей к самостоятельным выводам и обобщениям.
Тема 3.4. Игровые методы
Ознакомление с природой в игре. Место и роль игры в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с природой и экологического образования. Разнообразие игр. Использование игр с природными материалами. Значение игр в познании свойств природного материала. Создание условий для игр, руководство ими.
Дидактические игры. Предметные игры, их классификация. Настольно-печатные игры, их классификация. Словесные игры. Содержание дидактических игр природоведческого и экологического содержания для детей разного возраста. Методика проведения дидактических игр в разных возрастных группах.
Подвижные игры, закрепление в них представлений о повадках и голосах животных, способах передвижения. Подбор подвижных игр природоведческого содержания для разных возрастных групп и руководство ими.
Игровые обучающие ситуации, их особенности. Типы игровых обучающих ситуаций: игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами, игровые обучающие ситуации с литературными персонажами, игровые обучающие ситуации-путешествия. Методика организации и проведения.
Тема 3.5.Словесные методы
Рассказ педагога о предметах и явлениях природы. Значение и место рассказа педагога о природе в разных возрастных группах. Требования к рассказу педагога о природе. Виды рассказов детей о природе. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию.
РАЗДЕЛ IV. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Тема 4.2. Организация эколого-природоведческой работы в учреждении дошкольного образования
Праздники и развлечения природоведческого содержания. Значение и место природоведческих праздников и развлечений в системе работы с воспитанниками. Тематика праздников и развлечений. Организация и методика проведения праздников и развлечений. Специфические формы организации экологического образования детей дошкольного возраста: экологический тренинг, природоохранные акции, экологический театр, походы на природу и др.
Тема 4.3. Значение и место занятий с детьми разных возрастных групп в системе эколого-природоведческой работы
Занятие как форма ознакомления воспитанников с природой. Значение и место занятий в системе работы по ознакомлению с природой и экологическому образованию детей разных возрастных групп. Отбор материала для отдельных занятий. Единство воспитательных, развивающих и образовательных задач, осуществляемых на занятиях по ознакомлению с природой. Использование разнообразных методов и приемов обучения на занятиях в зависимости от их содержания, места в системе работы, возраста детей.
Виды занятий по использованию основного метода: занятия-игры, занятия-эксперименты, занятия-наблюдения за живыми объектами и др. Типы занятий по их месту в системе работы: первично-ознакомительные, углубленно-познавательные, обобщающие. Значение и место комплексных занятий в системе эколого-природоведческой работы с детьми. Требования к организации и проведению природоведческих занятий.
Связь занятий с другими формами эколого-природоведческой работы.
Тема 4.4. Экскурсии с детьми на природу
Экскурсия как особый вид занятия. Значение и место экскурсий в системе природоведческой работы с детьми дошкольного возраста. Виды экскурсий. Содержание, структура, тематика экскурсий. Подготовка и методика проведения экскурсий. Работа после экскурсий: расширение, закрепление, систематизация знаний, полученных во время экскурсии.
3.ВЫПИСКА ИЗ ПОСТАНОВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ УЧАЩИХСЯ, КУРСАНТОВ ПРИ ОСВОЕНИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» (ОТ 23 АВГУСТА 2022 Г. № 282)
ГЛАВА 5 ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
33. Итоговую аттестацию обучающихся по учебным предметам, модулям
общеобразовательного компонента учебного плана учреждения образования по специальности, по которым проводятся итоговые испытания по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования, осуществляют экзаменационные комиссии, состав и порядок работы которых определяется в соответствии с Правилами проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования. В случае отсутствия в учреждении образования необходимого количества педагогических работников для формирования составов экзаменационных комиссий по согласованию с отделом (управлением) образования (по образованию) местного исполнительного и распорядительного органа по месту нахождения учреждения образования в состав экзаменационных комиссий могут включаться педагогические работники учреждений общего среднего образования.
34. Итоговая аттестация по специальности (далее – итоговая аттестация) проводится государственными квалификационными комиссиями.
Государственная квалификационная комиссия определяет соответствие результатов учебной деятельности обучающихся требованиям образовательного стандарта по специальности, учебно-программной документации образовательной программы среднего специального образования, принимает решение о присвоении им квалификации, выдаче диплома о среднем специальном образовании (диплома о среднем специальном образовании с отличием), вносит предложения по дальнейшему совершенствованию профессиональной подготовки обучающихся. Государственная квалификационная комиссия создается в составе 5 или 7 человек сроком на один календарный год. Государственная квалификационная комиссия создается по каждой специальности и является единой для всех форм получения образования. В зависимости от числа обучающихся, участвующих в итоговой аттестации по одной специальности, могут создаваться несколько государственных квалификационных комиссий или одна объединенная для родственных специальностей.
Председателями государственных квалификационных комиссий по предложению руководителя учреждения образования назначаются руководители и специалисты отраслевых министерств и иных органов государственного управления, организаций – заказчиков кадров, педагогические работники учреждений высшего образования, не работающие в данном учреждении образования, имеющие подготовку по профилю, соответствующему специальности.
Председатель государственной квалификационной комиссии утверждается учредителем государственного учреждения образования или уполномоченным им органом.
Председатель государственной квалификационной комиссии частного учреждения образования утверждается Министерством образования. Заместителем председателя государственной квалификационной комиссии назначается руководитель учреждения образования. В случае, если работают одновременно две и более государственные квалификационные комиссии, заместителем председателя государственной квалификационной комиссии может быть назначен заместитель руководителя учреждения образования, руководитель практики, заведующий отделением.
Состав государственной квалификационной комиссии (председатель, заместитель председателя, члены комиссии) утверждается приказом руководителя учреждения образования.
В состав государственной квалификационной комиссии на правах ее членов могут входить педагогические работники учреждений высшего образования, председатели предметных (цикловых) комиссий, преподаватели учебных предметов, модулей профессионального компонента учебного плана учреждения образования по специальности, из числа которых для ведения и оформления документации назначается секретарь государственной квалификационной комиссии. В состав государственной квалификационной комиссии могут быть включены специалисты организаций – заказчиков кадров, иного государственного органа (организации), в подчинении которого находится учреждение образования.
Состав государственной квалификационной комиссии (председатель, заместитель председателя и члены комиссии) частных учреждений образования по специальностям, по которым проведена государственная аккредитация, утверждается Министерством образования.
Государственная квалификационная комиссия работает в сроки, определенные учебным планом учреждения образования по специальности. График работы государственной квалификационной комиссии согласовывается с ее председателем, утверждается руководителем учреждения образования и доводится до сведения обучающихся не позднее чем за две недели до начала итоговой аттестации.
Время работы государственной квалификационной комиссии рассчитывается исходя из установленных для каждой формы итоговой аттестации норм времени и количества обучающихся, участвующих в итоговой аттестации. При этом продолжительность работы государственной квалификационной комиссии не должна превышать 7 часов в день. При необходимости учебная группа делится на подгруппы. Оплата труда председателя, заместителя председателя, членов государственной квалификационной комиссии осуществляются в установленном законодательством порядке.
35. Итоговая аттестация проводится в одной из следующих форм: государственный экзамен по специальности; защита дипломного проекта (дипломной работы).
36. Форма и сроки проведения итоговой аттестации определяются примерным учебным планом по специальности.
37. К итоговой аттестации допускаются обучающиеся, полностью выполнившие требования образовательного стандарта по специальности, учебного плана учреждения образования по специальности и освоившие содержание учебных программ учреждения образования по учебным предметам, модулям, практике.
Допуск обучающихся к итоговой аттестации оформляется приказом руководителя учреждения образования.
Обучающимся, не прошедшим итоговую аттестацию в установленный срок по уважительной причине, предоставляется право прохождения итоговой аттестации в другой срок во время работы государственной квалификационной комиссии.
Обучающимся, не прошедшим итоговую аттестацию в установленный срок без уважительной причины или получившим по ее результатам отметку ниже 3 (трех) баллов, предоставляется право повторного прохождения итоговой аттестации во время работы государственной квалификационной комиссии, но не ранее чем через десять месяцев.
Обучающимся, не завершившим освоение содержания образовательной программы среднего специального образования, в случае непрохождения итоговой аттестации выдается справка об обучении. Повторное прохождение итоговой аттестации разрешается один раз в течение трех лет с момента незавершения освоения обучающимся содержания образовательной программы среднего специального образования.
Не допускается повторное прохождение итоговой аттестации с целью повышения отметки. Обучающемуся, получившему по результатам повторного прохождения итоговой аттестации отметки не ниже 3 (трех) баллов, выдается диплом о среднем специальном образовании. Справка об обучении, выданная обучающемуся ранее, остается в личном деле обучающегося.
38. Форма проведения (устная, письменная, творческая) государственного экзамена по специальности определяется учреждением образования.
39. Государственный экзамен по специальности проводится по учебным предметам, модулям профессионального компонента учебного плана учреждения образования по специальности в течение нескольких дней в два этапа – теоретический и практический. Интервал между проведением отдельных этапов не должен превышать пяти дней. По решению учреждения образования теоретический и практический этапы могут проводиться в один день. При проведении практического этапа в иные дни отметка, полученная на каждом из этапов, вносится в экзаменационную ведомость по форме согласно приложению.
Форма проведения теоретического этапа (устная, письменная, в форме тестирования и иная) определяется учреждением образования. Время на проведение государственного экзамена по специальности рассчитывается
путем суммирования времени на каждый этап. На проведение одного из этапов в письменной форме отводится не более четырех часов (240 минут) на учебную группу, в устной форме – не более 30 минут на одного обучающегося.
40. Для проведения государственного экзамена по специальности разрабатывается учебно-методическая документация – программа подготовки обучающихся к государственному экзамену по специальности (далее – программа подготовки) и экзаменационные материалы к государственному экзамену по специальности (далее –экзаменационные материалы). Для разработки программы подготовки и экзаменационных
материалов приказом руководителя учреждения образования создается рабочая группа из преподавателей учебных предметов, модулей профессионального компонента учебного плана учреждения образования по специальности, которые выносятся на государственный экзамен по специальности. Программа подготовки разрабатывается с учетом требований образовательного стандарта по специальности и учебно-программной документации для реализации образовательной программы среднего специального образования по учебным предметам, модулям, определенным учебным планом учреждения образования по специальности на государственный экзамен по специальности. Экзаменационные материалы разрабатываются на основе программы подготовки обучающихся и включают теоретические вопросы, тесты, практические задания (в том числе задачи, деловые ситуации, программы прослушиваний, просмотров), позволяющие осуществить оценку результатов учебной деятельности обучающихся по учебным предметам, модулям, вынесенным на государственный экзамен по специальности.
Программа подготовки и экзаменационные материалы рассматриваются на заседании предметной (цикловой) комиссии, утверждаются руководителем учреждения образования не позднее чем за два месяца до начала государственного экзамена по специальности. Экзаменационные билеты для проведения государственного экзамена по специальности составляются на основании экзаменационных материалов,
подписываются преподавателями учебных предметов, модулей, которые выносятся на государственный экзамен, председателем предметной (цикловой) комиссии, утверждаются руководителем учреждения образования не позднее чем за две недели до начала государственного экзамена по специальности. Содержание экзаменационных билетов для государственного экзамена по специальности до сведения обучающихся не доводится. До сведения обучающихся не позднее чем за два месяца до начала государственного экзамена по специальности доводится только программа подготовки. Перечень средств обучения, информационно-аналитических материалов, предназначенных для использования на государственном экзамене по специальности, составляется преподавателями учебных предметов, модулей, которые выносятся на государственный экзамен по специальности, рассматриваются на заседании предметной (цикловой) комиссии, утверждается заместителем руководителя учреждения образования не позднее чем за два месяца до начала государственного экзамена по специальности. Количество комплектов экзаменационных билетов должно соответствовать количеству учебных групп, а число экзаменационных билетов – превышать число обучающихся в учебной группе. Повторное использование экзаменационных билетов не допускается.
41. На проведение консультаций перед государственным экзаменом по специальности отводится не более четырех учебных часов на одну учебную группу за счет учебных часов, предусмотренных в учебном плане учреждения образования по специальности на консультации.
4. ВОПРОСЫ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ», «МЕТОДИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ
«МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ»
Разработать план-конспект занятия по обучению детей раннего возраста общеразвивающим упражнениям. Продемонстрировать приемы обучения.
Разработать план-конспект проведения подвижной игры (по выбору) для детей старшего дошкольного возраста. Продемонстрировать приёмы проведения подвижной игры с использованием ИКТ.
Разработать и продемонстрировать план-конспект проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке по типу занятий тематического характера (возрастная группа по выбору).
Разработать план-конспект утренней гимнастики для детей среднего дошкольного возраста (форма проведения по выбору). Продемонстрировать фрагмент утренней гимнастики с использованием ИКТ.
Разработать и продемонстрировать варианты проведения физкультминуток на занятиях по образовательным областям: «Ребенок и природа», «Развитие речи и культура речевого общения», «Элементарные математические представления» для детей старшего дошкольного возраста.
УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ
«МЕТОДИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Разработать фрагмент занятия по наблюдению за морской свинкой для детей от 4 до 5 лет. Определить задачи, структуру, содержание наблюдения. Продемонстрировать приемы руководства.
Разработать фрагмент занятия по чтению природоведческой литературы (по выбору) для детей от 5 до 6 лет. Указать задачи, продемонстрировать приемы работы с использованием ИКТ.
Разработать фрагмент занятия в средней группе для реализации задачи: «Формировать умение совместно со взрослым выращивать растения в цветнике: сеять семена средней величины (настурцию, горох, бобы). Продемонстрировать приёмы руководства трудом детей в природе.
Определить тематику опытов с водой для детей дошкольного возраста, руководствуясь требованиями учебной программы дошкольного образования. Указать возрастную адресованность, цель, содержание. Продемонстрировать методику проведения опытов с детьми дошкольного возраста (группа по выбору) с использованием ИКТ.
Разработать план проведения дидактической игры для детей от 3 до 4 лет для реализации задачи: «Формировать (развивать) умения: различать и называть растения огорода (лук, капуста, огурцы, картофель и др.) Указать задачи, продемонстрировать приемы обучения.
Разработать модель календаря за сезонными изменениями в природе для детей старшего дошкольного возраста. Раскрыть недельную методику работы с календарем.
Разработать фрагмент природоведческой экскурсии в лес в летний период с детьми среднего дошкольного возраста. Указать структуру и содержание. Продемонстрировать приемы работы.
Разработать фрагмент занятия обобщающего типа по образовательной области «Ребенок и природа» на тему «Домашние животные» для детей от 5 до 6 лет. Продемонстрировать приемы.
9. Разработать фрагмент занятия в средней группе для реализации программной задачи: «Развивать представления о стадиях роста и развития растений (семена, росток, стебель, листья, появление цветов, появление плодов (семян). Подготовить дидактический материал. Продемонстрировать приемы работы с использованием ИКТ.
10. Разработать план проведения дидактической игры для детей от 5 до 6 лет для реализации задачи: «Развивать умения группировать животных по месту обитания (лес, луг, водоем, огород, сад, поле). Продемонстрировать приемы.
5. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по учебнЫМ ПРЕДМЕТАМ «МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ», «МЕТОДИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ
МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ»
Отметка в баллах | Показатели оценки |
1 (один) | Различение отдельных объектов изучения программного учебного материала, предъявленных в готовом виде (основных терминов системы физического воспитания, понятий, определений); осуществление соответствующих практических действий |
2 (два) | Воспроизведение части программного учебного материала по памяти (элементов системы физического воспитания и развития детей в учреждениях дошкольного образования, основных форм организации физического воспитания и развития детей и т.д.; осуществление умственных и практических действий по образцу |
3 (три) | Воспроизведение большей части программного учебного материала по памяти (описание с элементами объяснения особенностей системы физического воспитания и развития детей в учреждениях дошкольного образования, методики физического воспитания и развития детей, форм организации физического воспитания и развития детей и т.д.); применение знаний в знакомой ситуации по образцу; наличие единичных существенных ошибок |
4 (четыре) | Осознанное воспроизведение большей части программного учебного материала (описание системы физического воспитания и развития детей в учреждениях дошкольного образования с элементами объяснения методики физического воспитания и развития детей, форм организации физического воспитания и развития детей и т. д.); применение знаний в знакомой ситуации по образцу; наличие несущественных ошибок |
5 (пять) | Полное знание и осознанное воспроизведение всего программного учебного материала различной степени сложности (описание системы физического воспитания и развития детей в учреждениях дошкольного образования с объяснением методики физического воспитания и развития детей, форм организации физического воспитания и развития детей и т.д.); владение программным учебным материалом в знакомой ситуации (описание и объяснение изученных явлений, процессов, методов и форм физкультурно-оздоровительной работы); выполнение заданий по образцу, на основе предписаний; наличие несущественных ошибок |
6 (шесть) | Полное, прочное знание и воспроизведение программного учебного материала; владение программным учебным материалом в знакомой ситуации (развернутое описание и объяснение изученных явлений, процессов, методов, форм физкультурно-оздоровительной работы с детьми); формулирование выводов); недостаточно самостоятельное выполнение заданий; наличие единичных несущественных ошибок |
7 (семь) | Полное, прочное, глубокое знание и воспроизведение программного учебного материала; оперирование программным учебным материалом в знакомой ситуации (развернутое описание и объяснение системы физического воспитания и развития детей в учреждениях дошкольного образования, методики физического воспитания и развития детей, форм организации физического воспитания и развития детей; обоснование планирования работы по физическому воспитанию и развитию, взаимодействия с семьей; формулирование выводов); самостоятельное выполнение заданий; наличие единичных несущественных ошибок |
8 (восемь) | Полное, прочное, глубокое знание и воспроизведение программного учебного материала; оперирование программным учебным материалом в знакомой ситуации (развернутое описание и объяснение системы физического воспитания и развития детей в учреждениях дошкольного образования, методики физического воспитания и развития детей, в том числе лиц с ОПФР; форм организации физического воспитания и развития детей; раскрытие сущности создания развивающей среды, физического воспитания и развития детей раннего возраста; особенности работы по учебному предмету «Физическая культура» с лицами с особенностями психофизического развития (ОПФР) с учетом нозологических групп в группах интегрированного обучения и воспитания в учреждениях дошкольного образования; обоснование планирования работы по физическому воспитанию, взаимодействия с семьей; формулирование выводов); самостоятельное выполнение заданий; оперирование программным материалом в частично измененной ситуации; наличие единичных несущественных ошибок |
9 (девять) | Полное, прочное, глубокое системное знание программного учебного материала различной степени сложности; свободное оперирование программным материалом в частично измененной ситуации (развернутое описание и объяснение системы физического воспитания и развития детей в учреждениях дошкольного образования, методики физического воспитания и развития детей, в том числе лиц с ОПФР; форм организации физического воспитания и развития детей; раскрытие сущности создания развивающей среды, физического воспитания и развития детей раннего возраста; особенности работы по учебному предмету «Физическая культура» с лицами с особенностями психофизического развития (ОПФР) с учетом нозологических групп в группах интегрированного обучения и воспитания в учреждениях дошкольного образования; обоснование планирования работы по физическому воспитанию, взаимодействия с семьей; создание условий для физического воспитания детей, в том числе лиц с ОПФР); разбор ситуаций по физическому воспитанию и развитию детей, самостоятельный выбор способов их разрешения |
10 (десять) | Свободное оперирование программным учебным материалом; применение знаний и умений в незнакомой ситуации (самостоятельные действия по описанию, объяснению системы физического воспитания и развития детей в учреждениях дошкольного образования, методики физического воспитания и развития детей, форм организации физического воспитания и развития детей; использование нетрадиционных форм организации физического воспитания; поиск новых технологий физического воспитания и т.д.). Предложение новых подходов к организации физического воспитания, наличие элементов творческого характера при выполнении заданий осознанно и оперативно трансформировать полученные знания для решения проблем в умение нестандартных ситуациях |
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по учебноМУ ПРЕДМЕТУ
«МЕТОДИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Отметка в баллах | Показатели оценки |
1 (один) | Различение отдельных объектов изучения программного учебного материала, предъявленных в готовом виде (основных терминов, понятий, определений методики экологического образования); осуществление соответствующих практических действий |
2 (два) | Воспроизведение части программного учебного материала по памяти (основных понятий, определений, классификаций и т. д.); осуществление умственных и практических действий по образцу (составление общего плана конспекта, проведение фрагментов игр и упражнений и т. д.) |
3 (три) | Воспроизведение большей части программного учебного материала (перечисление задач, описание с элементами объяснения принципов, условий, форм, методов и приемов экологического образования и т. д.); применение знаний в знакомой ситуации по образцу (составление общего плана конспекта, проведение фрагментов игр и упражнений и т. д.); наличие единичных существенных ошибок |
4 (четыре) | Осознанное воспроизведение большей части программного учебного материала (описание с элементами объяснения задач, принципов, требований к организации процесса экологического образования, условий, форм, методов и приемов экологического образования и т. д.); применение знаний в знакомой ситуации по образцу (составление общего плана конспекта, подбор методических приемов при проведении наблюдений на природе, использование игр и упражнений и т. д.); применение знаний в знакомой ситуации по образцу; наличие единичных существенных ошибок |
5 (пять) | Полное знание и осознанное воспроизведение всего программного учебного материала (описание с объяснением сущности, задач, принципов, условий, форм, методов и приемов экологического образования и т. д.); применение знаний по образцу, на основе предписаний (составление общего плана конспекта, подбор и использование при написании конспектов методических приемов, использование игр и упражнений и т. д.), наличие несущественных ошибок |
6 (шесть) | Полное, прочное знание и воспроизведение программного учебного материала, владение программным учебным материалом в знакомой ситуации (развернутое описание и объяснение сущности, задач, принципов, условий, форм, методов и приемов экологического образования и т. д.); недостаточно самостоятельное выполнение заданий; наличие единичных несущественных ошибок |
7 (семь) | Полное, прочное, глубокое знание и воспроизведение программного учебного материала; оперирование программным учебным материалом в знакомой ситуации (развернутое описание и объяснение методов экологического образования детей, закономерностей в определении основных направлений экологического образования детей, раскрытие определений, понятий, обоснование сущности методов и форм организации процесса экологического образования, формулирование выводов об эффективности и целесообразности использования методов и приемов в процессе осуществления задач экологического образования, недостаточно самостоятельное выполнение заданий; наличие единичных несущественных ошибок |
8 (восемь) | Полное, прочное и глубокое знание и воспроизведение программного учебного материала; оперирование программным учебным материалом в знакомой ситуации (развернутое описание и объяснение методов экологического образования детей, закономерностей в определении основных направлений экологического образования детей, раскрытие методов и форм экологического образования, обоснование сущности методов и форм организации процесса экологического образования, формулирование выводов об эффективности и целесообразности использования методов и приемов в процессе осуществления задач экологического образования, самостоятельное выполнение заданий, решение эколого-педагогических задач и ситуаций); оперирование программным материалом в частично измененной ситуации, наличие единичных несущественных ошибок |
9 (девять) | Полное, прочное, глубокое и системное знание программного учебного материала; свободное оперирование программным учебным материалом в частично измененной ситуации (применение учебного материала при выдвижении гипотез и предположений об оптимизации процесса экологического образования и т. д., написание конспектов, разработка игр и упражнений природоведческого содержания и т. д.) |
10 (десять) | Свободное оперирование программным учебным материалом, применение знаний и умений в незнакомой ситуации (самостоятельное описание, объяснение сущности основ методики экологического образования детей, закономерностей в определении основных направлений экологического образования детей; умение иллюстрировать ответ примерами, применять полученные знания для поиска решения нестандартных ситуаций в образовательном процессе; демонстрация навыков выполнения работ и заданий исследовательского характера, приемов самопрезентации и т. д.); предложение новых подходов к организации процессов, наличие элементов творческого характера при выполнении заданий |
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ «МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ»
Учебная программа дошкольного образования//Министерство образования Республики Беларусь. [Минск]: Нац. Ин-т образования, 2022
Дедулевич, М.Н. Физкультурные занятия с детьми в разновозрастных группах / М.Н. Дедулевич. Мозырь, 2006.
Кожухова, Н.Н. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: учеб.пособие/ Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжкова, М.М. Самодурова; под ред. С.А. Козловой. М., 2009.
Кожухова, Н.Н. Теория и методика физического воспитания детей: схемы и таблицы / Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжкова, М.М. Борисова. М., 2003.
Лескова, Г.П. Общеразвивающие упражнения в детском саду / Г.П. Лескова, П.П. Буцинская, В.И. Васюкова. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2000.
Мащенко, М.В. Физическая культура дошкольника / М.В. Мащенко, В.А. Шишкина. Минск, 2007.
Шишкина, В.А. Двигательное развитие детей / В.А. Шишкина. Мозырь, 2014.
Шишкина, В.А. Какая физкультура нужна дошкольнику? / В.А. Шишкина, М.В. Мащенко. Мозырь, 2005.
Шишкина, В.А. Методика физического воспитания детей: учеб./ В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич. Минск, 2016.
Шишкина, В.А. Физическое воспитание дошкольников / В.А. Шишкина. Минск, 2008. Комарова, Т.С., Сакулина, Н.П..Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. - М., 2010. - 256 с.
УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ
«МЕТОДИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Адаптированное содержание учебной программы дошкольного образования для детей с нарушениями зрения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://asabliva.by/ru/main.- aspx?guid=8515. – Дата доступа: 20.03.2024.
Казаручик, Г. Н. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений дошк. образования с белорус, и рус. яз. обучения / Г. Н. Казаручик. – Минск: Нац. ин-т образования, 2014. – 71 с.
Ладутько, Л.К. Природа в развитии и воспитании детей дошкольного возраста (от 5 до 6 лет): учеб.метод. пособие для педагогов учреждений дошк. образования /Л.К. Ладутько, С.В. Шкляр. –Минск: Аверсэв, 2016, 2017. –255 с.
Лауткина, С.В. Формирование готовности педагогов к работе в условиях инклюзивного образования: методические рекомендации / сост.: С.В. Лауткина, Т.В. Парадня. – Витебск: ВГУ имени П.М.Машерова, 2020.– 68 с.
Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования дошкольников: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / С. Н. Николаева. – 7-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 272 с.
Основы методик дошкольного образования. Краткий курс лекций: учеб. пособие / О.Н. Анцыпирович, Е.В. Горбатова, Д.Н.Дубинина и др. – 2-е изд.испр. – Минск: Новое знание; М.: ИНФРА-М, 2018. – 390 с. – (Высшее образование: Бакалавриат).
Серебрякова Т.А. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Т. А. Серебрякова. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 224 с. – (Сер. Бакалавриат).
Хитрюк, В. В. Основы инклюзивного образования [Электронный ресурс]: учеб.-метод. комплекс / В. В. Хитрюк, Е. И. Пономарёва. — Барановичи: РИО БарГУ, 2014. – 372 с.
12