СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа подготовки к зачету "Анатомия, физиология и гигиена"2021

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа подготовки к зачету "Анатомия, физиология и гигиена"2021

Просмотр содержимого документа
«Программа подготовки к зачету "Анатомия, физиология и гигиена"2021»




УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по

учебной работе

______ Л.С.Бузун

«____»________ 2021 г.



ПРОГРАММА

подготовки к дифференцированному зачету по учебной дисциплине «Анатомия, физиология и гигиена» общепрофессионального компонента учебного плана учреждения образования по специальности 2-01 01 01 Дошкольное образование, специализациям: 2-01 01 01 32 Ритмика и хореография, 2-01 01 01 36 Творческая деятельность, 2-01 01 01 32, 2-01 01 01 34 Логопедия в очной форме получения образования в учебных группах ДО-191б,ДО-193б, ДО-201с














Рассмотрено и одобрено на заседании

цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин

Протокол №_____ от «____»_______________ 20_ г.

Председатель цикловой комиссии В.С. Шилович














ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа подготовки к подготовки к дифференциированному зачету по учебной дисциплине «Анатомия, физиология и гигиена» общепрофессионального компонента учебного плана учреждения образования по специальности 2-01 01 01 Дошкольное образование, специализациям: 2-01 01 01 32 Ритмика и хореография, 2-01 01 01 36 Творческая деятельность, составлена в соответствии с учебной программой, утвержденной директором учреждения образования Солигорский государственный колледж 30.08.2019 и образовательным стандартом Республики Беларусь № 57, утвержденным 28.04.2014.

Учебная дисциплина « Анатомия, физиология и гигиена» относится к общепрофессиональному циклу профессионального компонента.

В результате изучения дисциплины учащиеся должны


знать на уровне представления:

- особенности развития и функционирования органов и систем детского организма;

- роль нервной системы в развитии организма человека;

- сенсорные системы, значение сенсорной информации в психическом развитии;

- основные группы здоровья детей;


знать на уровне понимания:

- строение, функции и гигиену органов и систем человека;

- физиологические и возрастные особенности формирования мелкой моторики рук и опорно-двигательного аппарата;

- санитарно-гигиенические требования к помещениям, игровой площадке, физкультурно-игровому оборудованию и др.;

- средства и методы гигиенического воспитания детей раннего и дошкольного возраста;

- меры профилактики инфекционных заболеваний;


уметь:

- учитывать особенности нервной системы, роль и формы проявления эмоционального фактора в поведении детей;

- учитывать закономерности развития и созревания организма ребенка и этапы формирования его физического здоровья;

- формировать навыки здорового образа жизни;

- проводить просветительскую работу и профилактические мероприятия по формированию навыков здорового образа жизни.






Перечень теоретических вопросов

по учебной дисциплине «Анатомия, физиология и гигиена»

для учащихся, сдающих дифференцированный зачет по учебной дисциплине

«Анатомия, физиология и гигиена» общепрофессионального компонента учебного плана учреждения образования по специальности 2-01 01 01 Дошкольное образование, специализациям: 2-01 01 01 32 Ритмика и хореография, 2-01 01 01 36 Творческая деятельность, 2-01 01 01 34 Логопедия в очной форме получения образования.


1.Раскройте основные закономерности роста и развития детей.

2.Охарактеризуйте периоды онтогенеза. Акселерация и ретардация развития.

3.Охарактеризовать показатели физического развития детей.

4. Назовите возрастные периоды развития человека, значение каждого из них.

5. Опишите общий план строения нервной системы.

6. Охарактеризуйте особенности строения и функций нервной ткани. Дендриты, аксоны, их роль в передаче нервного импульса.

7.Опишите особенности строения и функций головного мозга, его возрастные особенности.

8. Раскройте особенности строения и функций периферической и вегетативной нервной системы.

9.Строение и функции спинного мозга.

10.Раскрыть понятия рефлекторная дуга, рецептора, рабочего органа, виды рефлексов, их роли в жизни человека.

11.Охарактеризовать классификации желез в организме человека, их роль, строение и функции желез внутренней секреции.

12.Роль гормонов в нейроэндокринной регуляции функций организма.

13. Принципы учения И.П. Павлова и И.М.Сеченова, о высшей нервной деятельности.

14. Раскрыть понятие ВНД, типы сигнальных систем.

15.Дать характеристику кровообращению. Сердце, строение, физиологические особенности сердечно - сосудистой системы.

16. Гигиена сердечно - сосудистой системы

17. Охарактеризовать строение и функции зрительного анализатора, физиологические особенности нарушения зрения. Гигиена зрения.

18.Охарактеризовать структурно-функциональную организацию слухового анализатора, физиологические особенности нарушения слуха. Гигиена слуха.

19. Описать строение отделов скелета человека, особенности формирования в процессе онтогенеза

20.Особенности строения голосового аппарата, строение гортани, возрастные особенности, функции надгортанного хряща. Культура принятия пищи.

21. Охарактеризовать особенности строения кожи детей, гигиена кожи, профилактика кожных заболеваний.

22.Принципы ухода за кожей и основные принципы закаливания детей.

23. Описать приемы оценка морфофункциональной готовности детей к обучению в школе.

24.Охарактеризовать строение опорно-двигательного аппарата, динамику развития скелета.

25. Скелет черепа, особенности роста и развития.

26.Охарактеризовать строение и функции мышечной системы. Развитие двигательной активности и координации движений.

27. Дать характеристику возрастным особенностям органов выделения :мочевой системе, коже, их роли и функции.

28. Описать приемы определение нарушения осанки и плоскостопия у детей.

29.Профилактика нарушений осанки и плоскостопия.

30.Охарактеризуйте особенности строения функций дыхательной системы.

31.Гигиенические требования к помещению, профилактика заболеваний дыхательной системы.

32.Раскройте особенности строения и функции пищеварительной системы. Гигиена питания.

33. Охарактеризуйте особенности обмена веществ и энергии у детей.

34.Объясните роль выделительной системы. Охарактеризуйте особенности строения и функций органов мочевыделительной системы.

35. Охарактеризуйте физиологические механизмы внимания, восприятия, памяти.

36.Охарактеризуйте особенности строения и функций крови.

37.Раскройте особенности движения крови по сосудам.

38.Дать характеристику приемам определения и оценки функционального состояния дыхательной системы.

39. Дать характеристику приемам определения и оценки функционального состояния сердечно - сосудистой системы.

40.Охарактеризуйте гигиенические требования к учебно-воспитательному процессу в детском образовательном учреждении.

41. Гигиенические требования к структуре урока, занятия.

42. Формирование навыков здорового образа жизни детей раннего и дошкольного возраста.

43. Средства и методы гигиенического воспитания детей раннего и дошкольного возраста.

44. Принципы грамотного составления рациона питания.

45. Охарактеризуйте приемы оценки учебного помещения в соответствии с СанПиН


Содержание

Вопрос 1. Раскройте основные закономерности роста и развития детей. Охарактеризуйте периоды онтогенеза.

Понятие о росте и определение. Раскрыть понятие развития   детского организма. Количественные и каче­ственные изменения в процессе роста и развития, их связь. Приемы оценки физического развития в процессе онтогенеза, краткая характеристика пренатального и постнатального периодов.

Вопрос 2. Акселерация и ретардация развития.

Факторы, влияющие на развитие ребенка. Совершенствование систем органов. Линии «обороны» здоровья. Краткая характеристика акселерации и ретардации.

Вопрос 3. Охарактеризовать показатели физического развития детей. Назовите возрастные периоды развития человека, значение каждого из них.

Перечислить показатели физического здоровья и описать, каким образом происходит морфофункциональная оценка детей в разные периоды детства. Понятие линий развития, привести примеры показателей.

Вопрос 4. Назовите возрастные периоды развития человека, значение каждого из них.

Возрастные периоды развития человека, значение каждого из них. Раскрыть понятие индекс резистентности— З. С. Макарова.

Вопрос 5. Опишите общий план строения нервной системы, охарактеризуйте особенности строения и функций нервной ткани. Дендриты, аксоны, их роль в передаче нервного импульса.

Характеристика строения нервной системы: центральная, периферическая. Строение и функции нейронов. Раздражимость и возбудимость как функций нервной ткани.

Вопрос 6. Охарактеризуйте особенности строения и функций нервной ткани. Дендриты, аксоны, их роль в передаче нервного импульса.

Виды нейронов по выполняемым функциям: чувствительные и двигательные. Дендриты, аксоны, их роль в передаче нервного импульса. Строение рефлекторной дуги. Виды рецепторов: экстерорецепторы, интерорецепторы, проприорецепторы.

Вопрос 7. Опишите особенности строения и функций головного мозга, его возрастные особенности.

Общий план строения головного мозга: отделы мозга, оболочки, структура, размеры. Характеристика 5 отделов: большие полушария (конечный мозг), мозжечок средний мозг, промежуточный и продолговатый.

Доли конечного мозга: лобная, теменные, затылочная, височные. Извилины и борозды коры больших полушарий. Локализация функций головного мозга: дыхательная, терморегуляторная, координационная и т.д.

Вопрос 8. Раскройте особенности строения и функций периферической и вегетативной нервной системы.

12 пар черепно-мозговых нервов, значение и роль, краткая характеристика особенности блуждающего нерва. Вегетативный отдел нервной системы: парасимпатическая и симпатическая иннервация. Скорость проведения возбуждения по вегетативным нервным волокнам.

Вопрос 9. Строение и функции спинного мозга.

Строение спинного мозга: серое и белое вещество, структура. Проводниковая функция спинного мозга – восходящие и нисходящие пути, локализация врожденных безусловных рефлексов.

Вопрос 10. Раскрыть понятия рефлекторная дуга, рецептора, рабочего органа, виды рефлексов, их роли в жизни человека.

Структура простейшей рефлекторной дуги: афферентный, вставочный и эфферентный нейроны. Скорость проведения возбуждения. Виды рефлексов : безусловные и условные. Значение и роль в жизнедеятельности. Примеры рефлексов.

Вопрос 11. Охарактеризовать классификации желез в организме человека, их роль, строение и функции желез внутренней секреции.

Железы на внешней, внутренней и смешанной секреции. Различия нервного и гуморального механизмов передачи информации в организме Топография желез внутренней секреции.

Вопрос 12. Роль гормонов в нейроэндокринной регуляции функций организма.

Механизм действия гормонов, клетки (орган) — мишень для гормонов. Виды гормонов, половое созревание с точки зрения деятельности желез внутренней секреции. Гормональный статус новорожденного. Гормональная регуляция роста.

Вопрос 13. Принципы учения И.П. Павлова и И.М.Сеченова, о высшей нервной деятельности.

Вклад И.М.Сеченова и И.П.Павлова в учение о ВНД. Особенности высшей нервной деятельности человека. Механизм и условия образования условного рефлекса. Взаимосвязь безусловных и условных рефлексов. Краткая характеристика первой и второй сигнальные системы. Формирования второй сигнальной человека, связь с развитием речи.

Вопрос 14. Раскрыть понятие ВНД, типы сигнальных систем.

Учение о ВНД. Краткая характеристика первой и второй сигнальные системы. Формирования второй сигнальной человека, связь с развитием речи.

Вопрос 15. Дать характеристику кровообращению. Сердце, строение, физиологические особенности сердечно - сосудистой системы. Гигиена сердечно - сосудистой системы

Функции сердечно-сосудистой системы. Система кровообращения: кровь, сосуды, сердце. Физиологические свойства сердечной мышцы, автоматия сердца, проводящая система сердца. Сердечный цикл, показатели сердечной деятельности. Круги кровообращения.

Вопрос 16. Гигиена сердечно - сосудистой системы

Гигиена сердечно - сосудистой системы. Динамика развития сердечно-сосудистой системы

Вопрос 17. Охарактеризовать строение и функции зрительного анализатора, физиологические особенности нарушения зрения. Гигиена зрения.

Строение зрительного анализатора как оптического прибора. Основные функции глаза: проекция, восприятие, кодирование изображения. Оболочки глаза: склера, переходящая в роговицу, сосудистая оболочка и сетчатка. Радужка, зрачок, хрусталик, стекловидное тело. Вспомогательный аппарат глаза: ресницы, брови, слезные железы, веко. Виды нарушений зрения. Профилактика нарушений зрения Гигиена зрения.

Вопрос 18. Охарактеризовать структурно-функциональную организацию слухового анализатора, физиологические особенности нарушения слуха. Гигиена слуха.

Характеристика особенностей строения и функций слухового анализатора: наружное ухо, среднее ухо, внутреннего ухо. Диапазон звуковых волн, воспринимаемый человеком. Профилактика нарушений слуха, перечень причин, приводящих к потере слуха. Гигиена слуха.

Вопрос 19. Описать строение отделов скелета человека, особенности формирования в процессе онтогенеза.

Перечислить отделы скелета человека: скелет черепа, скелет туловища, пояса конечностей, верхние и нижние конечности. Назвать основные кости отделов, особенности строения и формирования костей в процессе развития ребенка. Факторы, способствующие формированию здорового костного аппарата.

Вопрос 20. Особенности строения голосового аппарата, строение гортани, возрастные особенности, функции надгортанного хряща. Культура принятия пищи.

Характеристика хрящей гортани: парные и непарные хрящи. Строение голосового аппарата, отличия мужского и женского голосообразования. Анатомо-физиологические особенности детской гортани: малый диаметр, мягкость и податливость хрящевого скелета; короткое узкое преддверие, воронкообразная форма гортани. Функции надгортанного хряща: защита дыхательных путей и обеспечение притока воздуха. Культура принятия пищи.

Вопрос 21. Охарактеризовать особенности строения кожи детей, гигиена кожи, профилактика кожных заболеваний.

Строение кожи, кожная чувствительность, особенности строения кожи детей. Личная гигиена-роль и значение в сохранении здоровья, профилактика кожных заболеваний.

Вопрос 22. Принципы ухода за кожей и основные принципы закаливания детей.

Принципы ухода за кожей, основные принципы и виды закаливания детей: закаливание водой, воздухом, солнцем.

Вопрос 23. Описать приемы оценка морфофункциональной готовности детей к обучению в школе.

Каким образом происходит оценка морфофункциональной готовности детей к обучению в школе, перечислить основные показатели: оценка эмоционального поведения ребенка; определение показателей НПР; определение физической подготовленности; рекомендации по охране здоровья; оценка психологической и готовности. Почему оценки некоторых показателей проводятся чаще 1раза в год. Специалисты, оценивающие уровень физического развития ребенка. Кто дает рекомендации по готовности ребенка к школе?

Вопрос 24. Охарактеризовать строение опорно-двигательного аппарата, динамику развития скелета.

Перечислить функции опорно-двигательного аппарата. Общий план строения скелета, особенности роста и развития. Роль питания, витаминов и солнечного света в профилактике заболеваний опорно-двигательного аппарата .

Вопрос 25. Скелет черепа, особенности роста и развития.

Перечислить и охарактеризовать отделы скелета человека: скелеты верхних и нижних свободных конечностей, скелеты поясов конечностей, грудной отдел скелета туловища, скелет черепа.

Вопрос 26. Охарактеризовать строение и функции мышечной системы. Развитие двигательной активности и координации движений.

Функции мышечной системы. Вспомогательный аппарат мышц, классификация мышц по строению, форме, функциям, расположению. Мышцы конечностей, туловища, головы, мимические мышцы и их специфика. Развитие и связь двигательной активности и координации движений.

Вопрос 27. Дать характеристику возрастным особенностям органов выделения: мочевой системе, коже, их роли и функции.

Перечислить органы выделения: почки, мочеточники, мочевой пузырь и мочеиспускательный канал, кожу. Охарактеризовать функциональные особенности почек, возрастные изменения, объемы первичной и вторичной мочи.

Вопрос 28. Описать приемы определение нарушения осанки и плоскостопия у детей.

Исследование нарушения осанки, перечислить лордозы и кифозы, виды нарушений осанки. Возможные причины возникновения. Экспресс-оценка плоскостопия.

Вопрос 29. Профилактика нарушений осанки и плоскостопия.

Составить рекомендации для профилактики нарушений осанки

Вопрос 30. Охарактеризуйте особенности строения функций дыхательной системы.

Функций дыхательной системы, органами дыхательной системы: верхние и нижние дыхательные пути. Строение носовой полости, носоглотки, гортани, трахеи, бронхов и легких.

Вопрос 31. Гигиенические требования к помещению, профилактика заболеваний дыхательной системы.

Гигиенические требования к помещению, роль проветривания в профилактике заболеваний дыхательной системы.

Вопрос 32. Раскройте особенности строения и функции пищеварительной системы. Гигиена питания.

Органы пищеварения, строение, функции. Пищеварение в ротовой полости, функции слюнных желёз. Пищеварение в желудке, роль HCl. Кишечное пищеварение, роль печени и поджелудочной железы в пищеварении.

Вопрос 33. Охарактеризуйте особенности обмена веществ и энергии у детей.

Обмен веществ и энергии у детей в процессе роста и развития.

Вопрос 34. Объясните роль выделительной системы. Охарактеризуйте особенности строения и функций органов мочевыделительной системы

Функций органов мочевыделительной системы. Строение почек и их значение, нефрон как структурная и функциональная единица почки. Образование и виды мочи. Мочевой пузырь, мочеточники, мочеиспускательный канал, особенности строения. Возрастные особенности органов выделения. Кожа и ее выделительная функция.

Вопрос 35. Охарактеризуйте физиологические механизмы внимания, восприятия, памяти.

Внимание, физиологические механизмы. Сосредоточенность как концентрация внимания на определенной деятельности. Физиологические механизмы внимания.

Виды внимания по направленности н сосредоточенности психической деятельности внимание: непроизвольное, произвольное. Качества внимания: объем внимания, распределение, устойчивость, переключение, концентрация внимания Восприятие и его отражательная и регулятивная функции. Особенности восприятия. Механизм и виды памяти.

Вопрос 36. Охарактеризуйте особенности строения и функций крови.

 Строение крови: кровяная плазма; форменные элементы крови – эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Объем крови, рН. Состав плазмы крови: вода, белки, глюкоза, витамины, аминокислоты, гормоны. Белки плазмы: альбумины, глобулины, фибриноген и протромбин. Функции крови: дыхательная, трофическая, обменная, гомеостатическая, защитная.

Вопрос 37. Раскройте особенности движения крови по сосудам.

Виды сосудов, круги кровообращения.

Вопрос 38. Дать характеристику приемам определения и оценки функционального состояния дыхательной системы.

Виды проб для оценки состояние дыхательной системы: проба Штанге (задержка дыхания на вдохе); проба Генчи (задержка дыхания на выдохе); проба Серкина. Дать определения: ДО, ЖЕЛ, ФОЕ, РОВД и ОО. Рекомендации по сохранению здоровья дыхательной системы.

Вопрос 39. Дать характеристику приемам определения и оценки функционального состояния сердечно - сосудистой системы.

Показатели сердечной деятельности, виды давления. Преимущества детского сердца Физиологические свойства сердечной мышцы. Сердечный цикл, автоматия сердца. Функции и динамика развития сердечно-сосудистой системы, рекомендаций для профилактики заболеваний ССС.

Вопрос 40. Охарактеризуйте гигиенические требования к учебно-воспитательному процессу в детском образовательном учреждении.

Характеристика гигиенических требований к учебно-воспитательному процессу в детском образовательном учреждении.

Вопрос 41. Гигиенические требования к структуре урока, занятия

Структура урока: организационный момент, врабатывание, изложение нового материала, закрепление. Составление расписания для учащихся с учетом распределения уроков по рангу сложности, дневной и недельной умственной работоспособности.

Вопрос 42. Формирование навыков здорового образа жизни детей раннего и дошкольного возраста.

Привести примеры навыков здорового образа жизни. Привитие навыков ЗОЖ, приемы закаливания детей.

Вопрос 43. Средства и методы гигиенического воспитания детей раннего и

дошкольного возраста

Работоспособность нервной системы ребенка как основа режима дня. Формирование условных рефлексов на основе режима дня: бодрствование, сон, питание, активная деятельность.

Вопрос 44. Принципы грамотного составления рациона питания.

Требования к возрастным энергетическим затратам, режиму питания и балансу питательных веществ: белков, жиров и углеводов.

Вопрос 45. Охарактеризуйте приемы оценки учебного помещения в соответствии с СанПиН.

Принципы и подходы к оценке помещения: размеры, расположение окон, цвет и материал стен и мебели, рассадка учащихся, световой коэффицент, вентиляция, температурный режим.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!