СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа подготовки к зачету по учебной дисциплине "Анатомия"2021

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа подготовки к зачету по учебной дисциплине "Анатомия"2021

Просмотр содержимого документа
«Программа подготовки к зачету по учебной дисциплине "Анатомия"2021»




УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по

учебной работе

______ Л.С.Бузун

«____»________ 2021 г.



ПРОГРАММА

подготовки к дифференцированному зачету по учебной дисциплине «Анатомия» профессионального компонента учебного плана учреждения образования по специальности 2-03 02 01 Физическая культура, в очной форме получения образования в учебной группе ФК-191б














Рассмотрено и одобрено на заседании

цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин

Протокол №_____ от «____»_______________ 20_ г.

Председатель цикловой комиссии В.С. Шилович














ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа подготовки к подготовки к дифференциированному зачету по учебной дисциплине «Анатомия» профессионального компонента учебного плана учреждения образования по специальности - 03 02 01 Физическая культура, составлена в соответствии с учебной программой, утвержденной директором учреждения образования Солигорский государственный колледж 30.08.2019 и в соответствии с образовательным стандартами Республики Беларусь ОС РБ 2-03 02 01 специальности 2-03 02 01 «Физическая культура», квалификация учитель (утвержден и введен в действие 25.11.2014г), образовательным стандартом Республики Беларусь № 57, утвержденным 28.04.2014.

Учебная дисциплина « Анатомия» относится к учебным дисциплинам профессионального компонента.

В результате изучения дисциплины учащиеся должны


образа жизни; знать на уровне представления:

  • топографию органов и систем организма человека;

  • роль нервной системы в развитии организма;

  • санитарно-гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности;

  • сенсорные системы, значение сенсорной информации в психическом развитии;

  • строение, функции органов и систем человека и общие правила гигиены;

  • строение скелета и мышечной системы человека;

  • возрастные и индивидуальные особенности нервной системы;

знать на уровне понимания:

  • строение, функции органов и систем человека и общие правила

гигиены;

  • строение скелета и мышечной системы человека;

  • возрастные особенности нервной системы;

  • основные закономерности развития и жизнедеятельности организма человека;

уметь:

  • учитывать при организации физкультурно-оздоровительной

работы закономерности развития и созревания организма учащихся, этапы

формирования физического здоровья;

  • рационально использовать разнообразные по структуре формы

физических упражнений;

  • учитывать особенности нервной системы, роль и проявление

эмоционального фактора в поведении учащихся;

  • определять и оценивать физическое развитие учащихся;

  • использовать анатомические знания по предупреждению преданатомических и патологических изменений в связи с

систематическими занятиями спортом;

  • рационально использовать разнообразные по структуре формы

физических упражнений.



Перечень теоретических вопросов

по учебной дисциплине «Анатомия»

для учащихся, сдающих дифференцированный зачет по учебной дисциплине

«Анатомия» профессионального компонента учебного плана учреждения образования по специальности 2- 03 02 01 Физическая культура, в очной форме получения образования в учебной группе ФК-191б



1. Дать характеристику артериальной системе организма.

2. Характеристика лимфатической системы.

3. Опишите особенности строения и функций головного мозга, его возрастные особенности.

4. Строение коры конечного мозга: слои, борозды и извилины.

5. Раскройте особенности строения и функций периферической нервной системы.

6. Раскройте особенности строения и функций вегетативной нервной системы.

7.Строение и функции спинного мозга.

8.Раскрыть понятия рефлекторная дуга, рецептора, рабочего органа, виды рефлексов, их роли в жизни человека.

9. Охарактеризовать железы внутренней секреции в организме человека,

их роль, строение и функции, роль гормонов в нейроэндокринной

регуляции функций организма.

10.Дать характеристику кровообращению.

11.Сердце, строение, физиологические особенности сердечно - сосудистой системы. Работа сердца.

12. Охарактеризовать строение и функции зрительного анализатора.

13.Охарактеризовать структурно-функциональную организацию слухового анализатора.

14. Описать строение мышечной системы человека. Строение и классификация мышц.

15. Описать строение отделов скелета человека, особенности формирования в процессе онтогенеза.

16.Особенности строения дыхательной системы.

17.Строение гортани, функции надгортанного хряща.

18. Охарактеризовать сенсорные системы человека.

19. Особенности строения кожи.

20. Скелет черепа, особенности роста и развития.

21. Дать характеристику органу выделения : мочевой системе, ее роли и функции.

22.Охарактеризовать строение опорно-двигательного аппарата, динамику развития скелета.

23. Охарактеризовать функции мышечной системы. Развитие двигательной активности и координации движений.

24. Дать общую характеристику сердечно-сосудистой системы, ее функциям.

25. Раскройте особенности строения и функции пищеварительной системы.

26. Охарактеризовать органы и системы органов, организм как единое целое.

27. Строение и возрастные особенности мозгового и лицевого отделов черепа.

28. Кости поясов свободной верхней и нижней конечности, и их соединения.

29. Анатомическая характеристика движений и положений тела человека.

30. Дать характеристику венозной системе организма.

31.Опишите общий план строения нервной системы, охарактеризуйте особенности строения.

32. Функций нервной ткани. Дендриты, аксоны, их роль в передаче нервного импульса.




Содержание

Вопрос 1. Дать характеристику артериальной системе организма. Аорта, артерии шеи и головы, области кровоснабжения. Артерии верхних конечностей: подмышечная, плечевая, локтевая, лучевая, ладонные дуги – расположение, области кровообращения. Ветви грудной и брюшной части аорты, артерии таза. Артерии нижних конечностей – бедренная, подколенная глубокая артерия бедра, передняя и задняя большеберцовые артерии, малоберцовая артерия, тыльная артерия стопы, медиальная и латеральная подошвенные артерии.

Вопрос 2. Характеристика лимфатической системы. Строение лимфатической системы, лимфатические узлы, лимфатические структуры селезенки Состав лимфы, ее образование, строение стенки лимфатических сосудов. Строение и функции селезенки. Связь лимфатической системы с иммунной системой. Значение лимфатической системы для организма.

Вопрос 3. Опишите особенности строения и функций головного мозга, его возрастные особенности.

Общий план строения головного мозга: отделы мозга, оболочки, структура, размеры. Характеристика 5 отделов: большие полушария (конечный мозг), мозжечок средний мозг, промежуточный и продолговатый.

Доли конечного мозга: лобная, теменные, затылочная, височные. Локализация функций головного мозга: дыхательная, терморегуляторная, координационная и т.д.

Вопрос 4. Строение коры конечного мозга: слои, борозды и извилины.

Общий план строения коры конечного мозга: структура, размеры, слои, борозды и извилины.

Вопрос 5. Раскройте особенности строения и функций периферической

нервной системы.

12 пар черепно-мозговых нервов, значение и роль, краткая характеристика

особенности блуждающего нерва.

Вопрос 6. Раскройте особенности строения и функций вегетативной нервной

системы. Вегетативный отдел нервной системы: парасимпатическая

и симпатическая иннервация. Скорость проведения возбуждения по вегетативным нервным волокнам.


7.Строение и функции спинного мозга.

Строение спинного мозга: серое и белое вещество, структура. Проводниковая функция спинного мозга – восходящие и нисходящие пути, локализация врожденных безусловных рефлексов. Проводящие пути спинного мозга: восходящие, нисходящие. Строение рефлекторной дуги и проводящие пути центральной нервной системы, роль в жизнедеятельности человека. Возрастные особенности строения и развития мозга.

Вопрос 8.Раскрыть понятия рефлекторная дуга, рецептора, рабочего органа, виды рефлексов, их роли в жизни человека.

Структура простейшей рефлекторной дуги: афферентный, вставочный и эфферентный нейроны. Скорость проведения возбуждения. Виды рефлексов : безусловные и условные. Значение и роль в жизнедеятельности. Примеры рефлексов.

Вопрос 9. Охарактеризовать классификации желез в организме человека, их роль, строение и функции желез внутренней секреции, роль гормонов в нейроэндокринной регуляции функций организма. Топография желез внутренней секреции. Механизм действия гормонов, клетки (орган) — мишень для гормонов. Виды гормонов, половое созревание с точки зрения деятельности желез внутренней секреции.

10.Дать характеристику кровообращению.

Система кровообращения: кровь, сосуды, сердце. Круги кровообращения, гигиена сердечно - сосудистой системы.

11.Сердце, строение, физиологические особенности сердечно - сосудистой системы. Работа сердца.

Функции сердечно-сосудистой системы. Физиологические свойства сердечной мышцы, автоматия сердца, проводящая система сердца. Сердечный цикл, показатели сердечной деятельности. Динамика развития сердечно-сосудистой системы.

Вопрос 12. Охарактеризовать строение и функции зрительного анализатора.

Строение зрительного анализатора как оптического прибора. Основные функции глаза: проекция, восприятие, кодирование изображения. Оболочки глаза: склера, переходящая в роговицу, сосудистая оболочка и сетчатка. Радужка, зрачок, хрусталик, стекловидное тело. Вспомогательный аппарат глаза: ресницы, брови, слезные железы, веко.

Вопрос 13. Охарактеризовать структурно-функциональную организацию слухового анализатора.

Характеристика особенностей строения и функций слухового анализатора: наружное ухо, среднее ухо, внутреннего ухо. Диапазон звуковых волн, воспринимаемый человеком.

Вопрос 14. Описать строение мышечной системы человека. Строение и классификация мышц.

Общая характеристика мышечной системы. Вспомогательный аппарат мышц. Виды мышц по форме, строению. Возрастные особенности формирования мышечной системы. Топографическая характеристика мышц тела.

Вопрос 15. Описать строение отделов скелета человека, особенности формирования в процессе онтогенеза.

Перечислить отделы скелета человека: скелет черепа, скелет туловища, пояса конечностей, верхние и нижние конечности. Назвать основные кости отделов, особенности строения и формирования костей в процессе развития ребенка. Факторы, способствующие формированию здорового костного аппарата.

Вопрос 16.Особенности строения дыхательной системы.

Строение органов дыхания. Обмен газов в легких и тканях. Строение дыхательной системы: дыхательные пути, органы дыхания. Значение диафрагмы, понятие «мужского» и «женского» типов дыхания .Газообмен в легких, транспорт газов кровью. Влияние физических упражнений на строение грудной клетки.

Вопрос 17.Строение гортани, функции надгортанного хряща.

Характеристика хрящей гортани: парные и непарные хрящи. Строение голосового аппарата, отличия мужского и женского голосообразования. Функции надгортанного хряща: защита дыхательных путей и обеспечение притока воздуха.

Вопрос 18. Охарактеризовать сенсорные системы человека.

Общая характеристика сенсорных систем человека, органы чувств, их строение и роль.

Вопрос 19. Особенности строения кожи.

Строение кожи, кожная чувствительность, особенности строения кожи детей. Принципы ухода за кожей, основные принципы и виды закаливания детей: закаливание водой, воздухом, солнцем.

Вопрос 20. Скелет черепа, особенности роста и развития.

Общий план строения мозгового и лицевого отделов черепа, возрастные особенности формирования в процессе онтогенеза. Соединение костей, парные и непарные кости лицевого и мозгового отделов черепа, половые особенности.

Вопрос 21. Дать характеристику органу выделения: мочевой системе, ее роли и функции.

Строение выделительной системы. Почки, макроскопическое строение: ворота, корковое и мозговое вещество, чашечки, сосочки, лоханки. Строение нефрона. Механизмы образования первичной и вторичной мочи в почках с указанием ее составов и объема. Мочевой пузырь. Мочеиспускательный канал женский и мужской. Водный баланс.

Вопрос 22.Охарактеризовать строение опорно-двигательного аппарата, динамику развития скелета.

Перечислить функции опорно-двигательного аппарата. Общий план строения скелета, особенности роста и развития. Роль питания, витаминов и солнечного света в профилактике заболеваний опорно-двигательного аппарата.

Вопрос 23.Охарактеризовать строение и функции мышечной системы. Развитие двигательной активности и координации движений.

Функции мышечной системы. Вспомогательный аппарат мышц, классификация мышц по строению, форме, функциям, расположению. Мышцы конечностей, туловища, головы, мимические мышцы и их специфика. Развитие и связь двигательной активности и координации движений.

Вопрос 24. Дать общую характеристику сердечно-сосудистой системы, ее функциям.

Процесс кровообращения – определение, значение в удовлетворении потребностей человека. Сердце - функция. Сосуды – виды, строение стенки артерий, вен, капилляров, причины движения крови по артериям, венам, капиллярам. Система микроциркуляции.

Вопрос 25. Раскройте особенности строения и функции пищеварительной системы. Общая характеристика, строение, функционирование.. Пищеварение в полости рта, в желудке, в тонкой и толстой кишке охарактеризовать особенности строения пищеварительной системы: ротовая полость, глотка, пищевод. Желудок, двенадцатиперстная кишка, тонкий кишечник, толстая кишка, прямая кишка. Возрастные особенности пищеварительной системы.

Вопрос 26. Охарактеризовать органы и системы органов, организм как единое целое.

Уровни структурной организации, органы и системы органов. Организм как единое целое.

Вопрос 27. Строение и возрастные особенности мозгового и лицевого отделов черепа. Общий план строения мозгового и лицевого отделов черепа, возрастные особенности формирования в процессе онтогенеза. Соединение костей, парные и непарные кости лицевого и мозгового отделов черепа, половые особенности.

Вопрос 28. Кости поясов свободной верхней и нижней конечности, и их соединения. Строение лопатки и ключицы. Соединения костей свободной верхней конечности. Движения в суставах верхней конечности.Скелет тазового пояса. Большой и малый таз – кости их образующие. Половые различия таза, размеры женского таза. Стопа , строение. Движения в суставах свободной нижней конечности (тазобедренный, коленный, голеностопный, большеберцово-малоберцовые, голеностопный, плюсне-предплюсневые, плюсне-фаланговые, межфаланговые).

Вопрос 29. Анатомическая характеристика движений и положений тела человека. Характеристика положений и движений тела (бег, ходьба). Ходьба и ее фазы. Фазы прыжка и бега. Особенности работы двигательного аппарата в отдельные фазы прыжка и бега( сокращение и напряжение различных групп мышц, фазы бега и прыжка).

Вопрос 30. Дать характеристику венозной системе организма.

Особенности строения вен. Венозная система организма: вены головы шеи, верхней конечности, грудной клетки. Система нижней полой вены и воротной вены печени.

Вопрос 31. Опишите общий план строения нервной системы, охарактеризуйте особенности строения нервной ткани.

Характеристика строения нервной системы: центральная, периферическая. Строение и функции нейронов. Раздражимость и возбудимость как функций нервной ткани. Виды нейронов по выполняемым функциям: чувствительные и двигательные.

Вопрос 32. Функций нервной ткани. Дендриты, аксоны, их роль в передаче нервного импульса.

Дендриты, аксоны, их роль в передаче нервного импульса. Строение рефлекторной дуги. Виды рецепторов: экстерорецепторы, интерорецепторы, проприорецепторы.








































УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по

учебной работе

______ Л.С.Бузун

«____»________ 2021 г.


Практические и тестовые задания для учащихся, сдающих дифференцированный зачет по учебной дисциплине «Анатомия» профессионального компонента учебного плана учреждения образования по специальности 2- 03 02 01 Физическая культура, в очной форме получения образования в учебной группе ФК-191б


1.Описать зрительный анализатор на образце муляжа.

2.Термином " латеральные мышцы" обозначаются: мышца шеи, поверхностные мышцы кисти, мышцы боковой поверхности голени

3. Из перечня мышц выберите те, которые относятся к свободной верхней конечности: жевательная, камбаловидная, подключичная, икроножная, четырехглавая, трехглавая, двуглавая, грудино-ключично-сосцевидная, портняжная, ременная.

4.К какой классификации (по форме, функциям, по размеру по строению, по

расположению), относятся следующие названия мышц: сгибатель, разгибатель

5.Описать отличия симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы.

6. Перечислить 12 пар черепно-мозговых (черепных )нервов.

7.Какие ребра считаются «плавающими»?

8. Основные свойства мышечной ткани:

1)раздражимость 2) сокращение 3) расслабление.

9. В формировании вспомогательного аппарата мышц участвуют

1) актин 2) миозин 3) синовиальные сумки 4) фасции.

10. К костям пояса верхней конечности относится:

1) лопатка 2) верхние рёбра. 3) плечевая кость.

11. Термином "грудной кифоз" обозначается

1)увеличение массы грудной железы 2) килевидная грудная клетка

3)изгиб позвоночного столба.

12. Выберите кости, которые относятся к свободной нижней конечности.

Бедро Голень Малая берцовая Пястье

Затылочная кость Нижняя челюсть Плечо

Плюсна Тазовые кости Предплюсна

13. Две фаланги имеются в:

1) 5-м пальце 2) 2-4-м пальцах 3)1-м пальце 4)в мизинце ноги.

14. Выберите кости, которые относятся к свободной верхней конечности.

Лобная кость Височная кость Запястье

Бедро Голень Малая берцовая Пястье

Локтевая кость Лучевая кость Фаланги пальцев

Затылочная кость Нижняя челюсть Плечо

15. К костям лицевого черепа относится:

1)нёбная кость 2)лобная кость 3)клиновидная кость.

16. Для черепа новорожденного характерно наличие

1) сформированных швов 2) околоносовых пазух

3) родничков 4) мышечных бугров.

17. Охарактеризовать хрящи гортани на образце муляжа.

18.Зарисовать схему строения рефлекторной дуги.

19.Составить схему большого и малого кругов кровообращения.

20.Дать характеристику ЖЁЛ (жизненной ёмкости легких и пояснить, как можно определить опытным путем).

21.К какой классификации (по форме, функциям, по размеру по строению,

по расположению), относятся следующие названия мышц:

ромбовидная, трапециевидная, квадратная.

22.Назвать на плакате основные кости скелета человека.

23. Назвать кости стопы на образце муляжа.

24. Назвать кости черепа на образце муляжа.

25. Описать слуховой анализатор на образце муляжа.

26. Из перечня мышц выберите те, которые относятся к свободной нижней конечности: жевательная, камбаловидная, подключичная, икроножная, четырехглавая, трехглавая, двуглавая, грудино-ключично-сосцевидная и охарактеризуйте месторасположение.


Преподаватель Говоренко Г.В

Рассмотрено и одобрено на заседании цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин

Протокол №_____ от «____»_______________ 20_ г.

Председатель цикловой комиссии В.С. Шилович

















критерии оценки

результатов учебной деятельности учащихся

Отметка в баллах

Показатели

1

(один)

Указание отдельных анатомических понятий при предъявлении их в готовом виде.

2

(два)

Различение объектов изучения анатомических знаний, предъявленных в готовом виде. При объяснении понятий допускаются многочисленные существенные ошибки, которые могут устраняться только с помощью преподавателя.

3

(три)

Воспроизведение части программного материала по анатомии по памяти, (фрагментарный пересказ без осмысления связей между элементами). Осуществление практических действий по образцу.

4 (четыре)

Недостаточно осознанное воспроизведение большей части программного учебного материала, сохранение последовательности изложения. Описание анатомических объектов с элементами объяснения. Применение знаний в знакомой ситуации. Наличие единичных несущественных ошибок.

5

(пять)

Осознанное воспроизведение большей части программного учебного материала (описание объектов изучения с объяснением структурных связей и отношений). Применение знаний в знакомой ситуации по образцу. Наличие несущественных ошибок .

6 (шесть)

Полное знание и осознанное воспроизведение всего программного учебного материала. Владение программным учебным материалом в знакомой ситуации (описание и объяснение объектов изучения, выявление и обоснование закономерных связей, приведение примеров из практики, выполнение упражнений и заданий по образцу, на основе предписаний). Наличие несущественных ошибок.

7

(семь)

Полное, прочное знание и воспроизведение программного учебного материала. Владение учебным материалом различной степени сложности, применение теоретических знаний для решения практических задач. Умение грамотно излагать анатомические знания, владение терминологией, знание топографии анатомических органов и систем органов. Наличие единичных несущественных ошибок.

8 (восемь)

Полное, прочное знание и воспроизведение программного учебного материала. Оперирование программным учебным материалом в знакомой ситуации (развернутое описание и объяснение объектов изучения, раскрытие сущности, обоснование подтверждение аргументами и фактами, формулирование выводов, самостоятельное выполнение заданий). Наличие единичных несущественных ошибок.

9 (девять)

Полное, прочное, глубокое, системное знание программного учебного материала. Оперирование программным учебным материалом в частично измененной ситуации. Применение теоретических знаний для характеристики функциональных особенностей систем органов, отдельных органов человека. Владение терминологией.

10 (десять)

Свободное оперирование программным учебным материалом. Проявление творческих способностей при анализе и оценке теоретического материала, предложение новых форм изложения материала (написание рефератов, докладов по изучаемым темам, выступление с ними перед аудиторией, рисование плакатов, снятие видеосюжетов, участие в проектной деятельности по созданию анатомических моделей и т.д.).









Демонстрационные средства

Муляж "Череп человека"

Муляж "Большеберцовая кость"

Муляж "Стопа"

Муляж "Плечевой пояс"

Муляж "Свободная верхняя конечность"

Муляж "Гортань"

Муляж "Зрительный анализатор"

Муляж "Слуховой анализатор"

Муляж "Нижняя челюсть"

Плакаты

Строение сердца

Строение почки

Строение нефрона

Строение дыхательной системы

Строение пищеварительной системы

Строение иммунной системы

Виды нейронов

Железы внутренней секреции

Строение зрительного анализатора

Строение слухового анализатора

Скелет человека

Строение ЦНС

Строение мышц

Работа мышечного аппарата





ЛИТЕРАТУРА


Анатомия человека. В 2 т / Под ред. М.Р. Сапина. – М.; Медицина.1997. Т.2. С.268-478.

Антипов, Е.Е. Анатомо-физиологические основы физической культуры и спорта. / Е.Е. Антипов, В.А. Никитюк. - М., 1990

Дорохов, Р.Н. Спортивная морфология. / Р.Н. Дорохов, В.П. Губа. - М., 2002

Леонтьев Н.Н. Маринова К.В. Анатомия и физиология детского организма.-М.,1976г.

Лысов, П.К. Анатомия (с основами спортивной морфологии) (в 2-х томах) / П.К. Лысов, Д.Б. Никитюк, М.Р. Сапин. - М.: «Медицина», 2003

Сапин, М.Р. Анатомия и физиология детей и подростков / М.Р. Сапин, З.Г. Брыскина. - М., 2000

Сапин М.Р., Брыскина З.Г. Анатомия и физиология подростков .-М., «Акадкмия» 2004г.

Титова К.Т.,Гладышева А.А. Анатомия человека.,-М.,1985г.

Физиологические основы здоровья человека/ Под ред. Б.И. Ткаченко. - СПб-Архангельск, 2001




Дополнительная

Анатомический атлас В.Л.Личенко М.1988г.

Физкультура и здоровье Д.Л.Аронов М.1985г.

Физиология физического воспитания и спорта В.М.Смирнов М.2002г.

https://vk.com/studentmedic

www.youtube.com/channel/UCF1vP9PoT1nN_aeI9b_UG5Q?view_as=subscriberYoutube канал преподавателя Говоренко Г.В.

https://vk.com/club157141124 Анатомический ликбез Группа преподавателя Говоренко Г.В.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!