Пояснительная записка
Рабочая программа дополнительного образования физкультурно-спортивного направления «Подвижные игры» разработана на основе :
1.Методических рекомендаций и примерной программы по организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы (М., Просвещение, 2010 г.).
2.Стандарты второго поколения Примерная программа по учебным предметам часть 2, Москва, «Просвещение», 2010.
3. В.И.Лях. Комплексная программа физического воспитания 1 – 4 классы Москва, «Просвещение», 2009.
4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
5. Планируемые результаты начального общего образования. «Просвещение», Москва, 2010
6. Авторская программа В. И. Лях «Физическая культура», в соответствии с требованиями и рекомендациями образовательной программы «Школа России».
7. Программа по физической культуре, основанная на народных подвижных играх А.И. Ахмедвелиевой. ООИУУ, 2005г.
Программа дополнительного образования по спортивно-оздоровительному направлению может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно - образовательного процесса в школе. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
Программа рассчитана на 135 занятий для обучающихся 1-4 классов:
1 класс- 33 занятия по 1 занятию в неделю;
2-4 классы – 34 занятия по 1 занятию в неделю.
В 1-4 классах занятия спортивно-оздоровительного направления проводятся во второй половине дня. Занятия проходят по 45 минут .
Цель программы: оптимизировать двигательную активность младших школьников на переменах и во внеурочное время.
Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:
познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга;
формировать умение самостоятельно выбирать, организовывать и проводить подходящую игру с учётом особенностей участников, условий и обстоятельств;
развивать: сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения, внимание, ловкость, инициативу, быстроту реакции, эмоционально-чувственную сферу;
воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к подвижным играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни.
Образовательный процесс в условиях меняющегося современного мира постоянно усложняется и требует от учащихся большого умственного и нервно-психического напряжения. Доказано, что успешность адаптации к школе обеспечивается, помимо других важных факторов, определенным уровнем физиологической зрелости детей, что предполагает хорошее здоровье и физическое развитие, оптимальное состояние центральной нервной системы и функций организма, достаточно высокий уровень сформированности двигательных навыков и развития физических качеств. Это дает возможность выдерживать значительные психофизические нагрузки, связанные с новым — школьным режимом и новыми условиями жизнедеятельности.
В настоящее время перед начальной школой стоит важная проблема: организация образовательного процесса с учетом всех норм и правил, способствующих сохранению и укреплению здоровья младших школьников. Недостаток двигательной активности – одна из наиболее распространенных причин снижения адаптационных ресурсов организма школьника. Одним из методов, укрепляющих здоровье детей во время учебного процесса, является использование подвижных игр.
Многолетний жизненный опыт и специальные исследования доказывают, что способность управлять своими движениями, двигательная сноровка, ловкость, сила, быстрота во всех е проявлениях, выносливость и другие качества, так необходимые человеку в повседневной жизни, развиваются в процессе занятий физической культурой и спортом. В связи с этим понятно исключительное значение введения в режим дня учащихся внеурочной формы физкультурно-спортивных занятий. Форма организации занятия – урок игровой направленности . Играющие дети бывают счастливы, изобретательны, неутомимы, увлекаясь игрой, отдаются ей всей душой, забывают о своих слабостях и буквально превосходят себя, демонстрируя результаты нередко не возможные в условиях обычной деятельности. «В игре ребенок в полной мере выявляет свое внутреннее «Я»,- так сказал Иоганн Генрих Песталоцци, и мы полностью с ним согласны. Связанные с игрой азарт, душевный подъем, неуёмное стремление к победе психологически закономерно вызывают у ее участников проявление необыкновенной смелости, сметливости, расчетливости, силы, быстроты, ловкости и целый ряд других ценных личностных качеств, которые мы так стремимся развивать в детях. Победа, одержанная в игре, повышает уверенность в себе и стимулирует дальнейшую жизненную активность развивающейся личности. При этом подвижные игры формируют и навыки честного, равноправного соперничества, приучают к совместным, коллективным действиям. Порождаемые игрой положительные эмоции побуждают ее участников проверить свои физические и психические возможности в условиях повышенной работоспособности, и при этом учащиеся не чувствуют такой усталости, как при выполнении монотонных упражнений.
Играя, дети естественно и непринужденно учатся быстрее бегать, высоко и далеко прыгать, метко попадать в цель, дальше и точнее бросать мяч, уверенно передвигаться на лыжах, ловко и результативно действовать в единоборствах и командных состязаниях.
Игра оказывает большое воздействие на формирование личности: это такая сознательная деятельность, в которой проявляется и развивается умение анализировать, сопоставлять, обобщать и делать выводы. Игры развивают у детей способности к действиям, которые имеют значение в повседневной практической деятельности.
Программа спортивно-оздоровительного направления «Подвижные игры» с включенными в нее разделами «Подвижные игры», «Игры народов России», «Спортивные игры» обеспечивает сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
Раздел «Подвижные игры» образовательной программы пересекается с задачами, которые ставятся для выполнения детьми на уроках физической культуры.
Все игры подобраны с учетом возрастных и психологических особенностей детей данного возраста.
Ценностные ориентиры содержания курса спортивно- оздоровительного направления «Подвижные игры»
Содержание курса направленно на воспитание высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в общественной и профессиональной деятельности, умело использующих ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации здорового образа жизни.
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Программа предусматривает достижение следующих результатов образования:
личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
1. Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре и т.д.).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
3. Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи .
Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группа.
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе реализации
программы дополнительного образования
В результате освоения данного программного материала учащиеся начальной школы должны иметь представления:
об основах личной гигиены;
об организации рационального режима дня школьника;
о необходимом чередовании видов деятельности разных по характеру;
о причинах возникновения травм во время занятий физической культурой и о профилактике травматизма;
о физической нагрузке и способах её регулирования;
о разумном сочетании физического напряжения и отдыха;
о правилах проведения изученных подвижных игр.
Уметь:
играть и самостоятельно организовывать подвижные игры с выбором водящего;
играть в спортивные игры по упрощенным правилам;
выполнять простейшие технические действия изученных видов спорта;
правильно выполнять физические упражнения направленного воздействия (развивающие основные двигательные качества).
.
Тематический план
спортивно-оздоровительного направления
«Подвижные игры»
№ п/п | Разделы | 1 год обучения | 2 год обучения | 3 год обучения | 4 год обучения |
т | п | т | п | т | п | т | п |
1 | Подвижные игры: групповые; командные; игры-эстафеты; соревнования поединки | 1 | 16 | 1 | 14 | 1 | 14 | 1 | 14 |
2 | Игры народов России | 1 | 9 | 1 | 8 | 1 | 8 | 1 | 8 |
3 | Спортивные игры | 1 | 8 | 1 | 12 | 1 | 12 | 1 | 12 |
4 | Основы знаний | | | | | | | | |
| Всего часов | 33 | 34 | 34 | 34 |
Содержание программы спортивно-оздоровительного направления «Подвижные игры»
Теоретические сведения.
Специальных уроков по теоретическим сведениям не проводится, а используется 2-3 мин. или 10-15 минут в начале урока на кратковременную беседу .
Темы для бесед :
Правила по технике безопасности на занятиях подвижными играми.
Разновидности игр.
Развитие двигательных качеств.
Профилактика травматизма на занятиях подвижными играми.
О выполнении режима дня .
Твой друг – игра.
В здоровом теле – здоровый дух.
Твое здоровье – в твоих руках.
Вперед! К вершинам ГТО!
Олимпиада – всемирный праздник спорта.
Двигательные умения и навыки. Физическое совершенствование.
Подвижные игры (58 ч)
Групповые игры:
«Пятнашки», «Салки в два круга», «Ловушка», «Коршун и наседка», «Охотник и сторож», «У медведя во бору», «Шалунишки», «Воробьи-попрыгунчики», «Второй лишний», «Успей занять место», «Найди себе пару», «Челнок», «Лабиринт», «Узнай по голосу», «Поймай и попади», «Защита крепости», «Мяч в воздухе», «Шмель», «Совушка», «Поймай и попади», «Палочка-выручалочка», «Карусель».
Командные игры:
«Успей взять кеглю», «Сбей мяч», «Бег за флажками», «Перетягивание по кругу», «Перестрелка», «Гонка мячей по кругу», «передача мяча по кругу», «Мяч среднему».
Игры-эстафеты:
«Бег по кочкам», «Эстафета с обручами», «Посадка овощей», «Бег сороконожек», «Скорый поезд», «На новое место», «Эстафета с мячами», «Передал-садись, «Мяч сквозь обруч», «Рак пятится назад», «Пингвин с мячом», 2передача мячей», «Иголка и нитка».
Соревнования-поединки:
«Петушки», «Не теряй равновесия», «Перетягивание с веревкой», «Кто выбьет шайбу», «Шесть городков», «Потяни шнур», «Мишень на колесах», «Мотальщики», «Большая игра с малым мячом», «Прыгалки-скакалки», «Эстафета со скакалками».
Игры народов России (33 ч)
«Змейка» (русская народная игра), «Салки» (русская народная игра), «Кошки-мышки» (русская народная игра), «Липкие пеньки» (башкирская народная игра), «Вестовые» (якутская народная игра), «Ворота» (русская народная игра), «Капканы» (русская народная игра), «Золотые ворота» (русская народная игра), «Горелки» (русская народная игра), «Колышки» (марийская народная игра), «Поляна-жердь» (удмуртская народная игра), «Два Мороза» (русская народная игра), «Стой, олень» (игра народа коми), «Оленма» (карельская народная игра), «Казаки-разбойники» (русская народная игра), «Волк и овцы» (русская народная игра), «Ястреб и утки» (бурятская народная игра), «Слепой медведь» (осетинская народная игра), «Жмурки» (русская народная игра), «Маляр и краски» (татарская народная игра), «Вышибалы» (русская народная игра), «Лапта» (русская народная игра).
Спортивные игры (44 ч)
«Пионербол» ,«Баскетбол» , «Футбол.
Учебно-методическое обеспечение и материально - техническое обеспечение.
1.Стандарты второго поколения Примерная программа по учебным предметам часть 2, Москва, «Просвещение», 2010
2. В.И.Лях. Комплексная программа физического воспитания 5-9 классы Москва, «Просвещение», 2009
3. Сборник нормативных документов Физическая культура, Москва, Дрофа, 2011
4. Программа по физической культуре, основанная на народных подвижных играх (5 класс) А.И. Ахмедвелиевой. ООИУУ, 2005г.
5.О.Е. Громова «Спортивные игры для детей».- М.: ТЦ Сфера, 2002г.
6.А. Ю. Патрекеев. Подвижные игры, - издательство «ВАКО», 2009
7. И. В. Чупаха, Е. З. Пужаева, И. Ю.Соколова. Здоровьесберегающие технологии, Москва, Илекса,2012
8. Учебно – практическое оборудование:
стенка гимнастическая,
скамейка гимнастическая жёсткая (2 м; 4м),
мячи: набивной 1 и 2 кг, мяч малый (мягкий), мячи баскетбольные, волейбольные, футбольные,
скакалки детские,
маты гимнастические,
кегли,
обручи пластиковые детские.
Литература
1. Валентинов В. 150 веселых игр.
С.-Петербург, Литера, 2002
2. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей.
Москва, Просвещение, 1986
3. Громова О.Е. Спортивные игры для детей.
Москва, ТЦ Сфера,2002
4. Дик Н.Ф. Как сохранить и укрепить здоровье школьников.
Ростов-на-Дону, Феникс, 2008
5. Кенеман А.В., Осокина Т.И. Детские народные подвижные игры.
Москва, Просвещение-Владос, 1995
6. Макеева В.С.Оздоровительно-рекреативная физическая культура.
Орел, Орел ГТУ, 2004
7. Попова Г.П. Дружить со спортом и игрой.
Волгоград, Учитель,2008
13