СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа повВнеурочной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа повВнеурочной деятельности»



Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Юный краевед»

для 1-4 классов






Составитель:

Ермоленко Е .А,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории
























  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

В результате изучения курса «Юные краеведы» для 1-4 классов должна быть достигнута главная цель, которая заключается в овладение учениками универсальными учебными действиями, что ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться.

Освоение учебной программы должно привести к получению учащимися следующих результатов:

Важнейшие личностные результаты:

- воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- формирование личностных представлений о целостности природы Земли; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

Важнейшие метапредметные результаты обучения:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

- владение умением создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

Важнейшие предметные результаты:

- познакомится с историей, традициями родной школы, района, края;

- будут иметь представление о месте культуры, истории, морали и нравственности в прошлом и настоящем традиций Курска и своей малой Родины;

- с жизнью героев Великой Отечественной войне - фронта и тыла;

- будут иметь представление об археологических и архитектурных памятниках района;

- посетят театры, музеи, памятники района, края;

- научатся видеть прекрасное в окружающем мире;

- научатся вести себя в общественных и культурных местах, уважительно относиться к культуре и традициям своего и других народов.

Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации программы должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание учащихся, как основа личности будущего гражданина России.




2.Содержание курса внеурочной деятельности.

1 класс

Тема 1. Введение. Что такое краеведение?

Тема 2. Мой дом. Мир твоего дома. Понятие «дом»: дом – жилище, дом – семья, дом – это место жизни человека. Обряды и обычаи, связанные со строительством дома и новосельем (из истории), обряды с домашними животными. Интерьер дома. Праздничное убранство. Домашние животные.

Тема 3. Жизнь каждого члена семьи. Состав семьи. Знакомство с терминами родства. «Вся семья вместе, так и душа на месте». Семейные вечера и праздники. «На что и клад, коли в семье лад».

Тема 4. Отношения в семье. Этика и психология семейных взаимоотношений в русских волшебных, социально-бытовых сказках, притчах. «Корми деда на печи, сам там будешь». Нравственные обязанности младших перед старшими.

Тема 5. Моя родословная. Знакомство с понятиями: поколение, потомки, предки. События, которые отразились в истории семьи.

Тема 6. Я и мое имя. Что означают наши имена? Что такое фамилия и отчество? Как родители выбирают имя ребенку? Имя и ангел-хранитель. Именины.

Тема 7. Родная школа. Трудовая жизнь в школе. Экскурсия в школьный музей. История школы. Возведение здания, его назначение, реконструкция в разные годы. Директор школы. Первая учительница. Знакомство с режимом школы, общими правилами поведения.

Тема 8. Народные праздники и обряды. Как в старину отмечали праздники, обрядовая культура.

Тема 9. Новый год. Как к нам пришел праздник? Как отмечают Новый год в других странах.

Тема 10. Рождественские колядки. Праздник Рождество Христово.

Тема 11. Мой город. Путешествие по древнему Курску. Экскурсия на Красную площадь .Понятие малой родины. Первоначальные исторические сведения о названии города, застройках, занятиях людей.

Тема 12. Заочное путешествие по древнему Курску (презентация).

Тема 13. Моя улица. Названия улиц города по месту жительства детей. Название улиц, прилегающих к школе. История названия улиц, их роль в жизни современного человека.

Тема 14. Крестьянская изба. Как выбирали место для постройки дома? Кто принимал участие в строительстве? Кому доверяли постройку дома? Какие магические знаки защищали постройку?

Тема 15. Экскурсия в краеведческий музей. Назначение предметов крестьянского быта.

Тема 16. История одежды. История вещей. (по усмотрению учителя). Традиционный народный костюм: праздничный и будничный. Особенности в костюме родного края.

Тема 17. Такие разные профессии.

Содержание. Возможны разные виды урока: беседы, встречи, экскурсии.

Тема 18. Профессии в моей семье.

Содержание. Чем занимались и занимаются ваши родители, дедушки, бабушки. Люди, своими профессиональными заслугами, прославившие фамилию.

Тема 19. Экскурсия на предприятие (знакомство с работой почты, типографии и т.д.).

Тема 20. Наш современный город.

Содержание. Современные предприятия, административные здания, их значение в хозяйственной и нравственно – духовной жизни города.

Тема 21. Отечество. Наша Родина-Россия.

Содержание. Государственная символика России. Герб Курска. Россияне-граждане России. Русский Язык. Обычаи и традиции русского народа.

Тема 22.О гербе, флаге и гимне.

Государственная символика России. Герб Курска.

Тема 23. Москва – столица нашей Родины.

Содержание. Москвичи – жители Москвы. Кремль. Красная площадь.

Тема 24. Сто народов – одна страна.

Содержание. Россия - многонациональное государство. Народы России. Традиции и обычаи народов России, народные и религиозные праздники.

Тема 25. Я – надежда Отечества.

Содержание. Предназначение человека. Представление о настоящем человеке. Осознание ребенком себя как надежды Отечества. Умение ценить в других людях положительные качества и поступки. Значение здорового образа жизни.

Тема 26. 9 мая – День Победы.

Тема 27.Участие земляков в Великой Отечественной войне.

Тема 28. Мои родственники – участники Великой Отечественной войны.

Тема 29.Экскурсия к памятнику «Памяти павших в Великой Отечественной войне»

Тема 30 .Практическая работа. «Нарисуй город будущего, каким ты его видишь?».

Тема 31. Обобщающий урок. Земля – общий дом для всех людей.

Содержание. Страны, государства, языки, способы общения и взаимодействия людей.

Тема 32.Что мы узнали и чему научились за год.

Тема 33. Моя лучшая работа по краеведению.


2 класс

Тема 1. Введение. Что такое краеведение? Кто такие краеведы?

 Что такое исследование? Кто такие исследователи?

Тема 2 - 3. Экскурсия «Дорога от дома до школы», безопасный и короткий путь домой. Беседа « О чем рассказывают знаки на дорогах наших улиц». Викторина «Дорожные знаки».

Тема 4.Как выбрать тему исследования. Какими могут быть темы исследования.

Тема 5. Краеведческий музей г.Курска как результат исследования. Экскурсия в краеведческий музей.

Тема 6. «Мой дом – моя крепость». Творческая работа «Нарисуй свой дом». Рассказы детей о своем доме.

Тема 7-8.Знакомство с традициями семьи. Семейный праздник «На что клад, если в семье лад». Семейные реликвии. Выставка семейных поделок. Моя родословная.

Тема 9.Загадки о жилище. Творческая работа «Дом будущего».

Тема 10.Пушкарная слобода. Посещение школьного музея.

Тема 11.Я и мое имя. «Что означает мое имя?» Именины. Имя и ангел-хранитель.

Тема 12. Игра «Историческое моделирование».

Тема 13.Экскурсия как средство стимулирования исследовательской активности детей. Экскурсия на Красную площадь.

Тема 14.Наблюдение как способ выявления проблем.

Тема 15.Люди, сделавшие историю нашего края.

Тема 16. Что такое время? Содержание понятий «время», «дата», «год», «век».

Практическая работа. Работа с «лентой времени».

Тема 17. Что такое вещь? Вещь. Свойства вещи. Вещь как портрет эпохи; портрет человека. Почему вещи попадают в музей? Копия, подлинник.

Практическая работа. Игра «Составь портрет вещи»

Тема 18. Как были придуманы и развивались предметы. Посуда. От глины к пластмассе. Мебель и бытовые приборы, их развитие. Орудия и оружие. Транспорт. От колеса к ракете.

Практическая работа. Творческое задание: нарисовать внешний и внутренний мир дома будущего.

Тема 19. В доме старого курянина. Вещь – семейная реликвия. Поиск семейной реликвии.

Практическая работа. Творческое задание «Нарисуй предмет, который хранят в твоем доме как реликвию».

Тема 20. Город. Как он появился и развивался. Элементы, необходимые каждому городу. Общие тенденции развития городов. План и карта города.

Практическая работа. Рисуем карту родного города.

Тема 21. Областные музеи. Областной краеведческий музей. Музей археологии. Литературный музей.

Тема 22. Памятники истории и культуры на территории Курского края. 

Практическая работа. Работа с фотографиями памятных мест.

Тема 23. Каменные ветераны. Церковные архитектурные памятники. 

Тема 24. Экскурсия по городу «Каменные ветераны»

Тема 25. Музей в моей школе. Работа с экспозицией музея.

Практическая работа. Устный рассказ.

Тема 26. Путешествие по главным улицам г.Курска.

Практическая работа. «Нарисуй современную улицу».

Тема 27. Памятники на курской земле. (просмотр видеофильма).

Тема 28.Заповедные места.

Тема 29 – 30.Семь чудес Курского края.

Тема 31 -32.Представление исторических очерков «Мои близкие в истории края».

Тема 33.Куряне в годы Великой Отечественной войны. Экскурсия на Мемориальный комплекс « Памяти павших в годы Великой Отечественной войны».

Тема 34. Обобщающий урок «Люби и знай свой край». Место и значение музеев, памятников в истории развития города Курска и области.

3 класс

Тема 1.Времена года и народные приметы.

Тема 2.Геология родного края. « Что растет на улицах нашего города?». Конкурс рисунков( по наблюдениям).

Тема 3.Что растет на нашем участке? Конкурс загадок о растениях.

Тема 4.Моя школа. Экскурсия в школьный музей.

Тема 5.Экскурсия на Красную площадь.

Тема 6. Полезные ископаемые Курской области.

Тема 7. Мои четвероногие друзья. Беседа « Береги животных». Конкурс рисунков «Мой четвероногий друг».

Тема 8 - 9.Такие разные профессии. Ремесла моего города. Практическая работа. Роспись поделок.

Тема 10 -11..Реки и озёра Курской области. Правила бережного отношения к рекам и озерам. Конкурс рисунков на тему «Любимая речка или озеро».

Тема 12. Фольклор – духовное богатство народа. Знакомство с забавами наших предков. Разучивание народных игр.

Тема 13 - 14. Люди творчества. Кто они? Асеев. Очерк жизни и творчества Литературная гостиная. Библиотека имени Асеева. Экскурсия.

Тема 15. Экскурсия на предприятия нашего города.

Тема 16. Календарные обряды. Религиозный праздник Казанской Богоматери

Тема 17. Кем гордятся наши земляки? Беседа о прославленных земляках. Подготовка проекта «Кем гордится моя семья?».

Тема 18.Памятники нашего города. Презентация.

Тема 19.Что дает наш край стране?

Тема 20- 21. «Наш край богат талантами». Литературное, художественное, музыкальное творчество. Земляки, прославившие родной край.

Тема 22.Красная книга родного края (видеоурок).

Тема 23.Поселения древних славян. Посещение археологического музея.

Тема 24.Места отдыха местных жителей. Беседа «Мой любимый вид отдыха».

Тема 25.Беседа на тему «Нам этот мир завещано беречь». Экскурсия на Триумфальную арку.

Тема 26 .Филармония. Театр юного зрителя. Театр кукол. Театр им. А.С.Пушкина (презентация).

Тема 27 - 28. Растительный мир родного края. Заочная экскурсия в заповедник им. Алёхина.

Тема 29 - 31. Животный мир родного края. Экскурсия в краеведческий музей.

Тема 32 - 33.Храмы Курска. Экскурсия в храм.

Тема 34. Обобщающий урок.

4 класс

Тема 1.Место родного края на карте. Ближайшие соседи.

Тема 2 -3. Исторические вехи в судьбе родного края.

Тема 4-5.Наш современный город. Праздники в городе. День города.

Тема 6.Памятники нашего города (презентация).

Тема 7-8.Природа нашего края.

Тема 9-10.Что дает наш край стране.

Тема 11-12. «Наш край богат талантами». Литературное, художественное, музыкальное творчество .Земляки. прославившие родной край.

Тема 13.Красная книга родного края.(видеоурок)

Тема 14.Город, в котором ты живешь. Экскурсия по городу.

Тема 15-16.Поселение древних славян. Посещение археологического музея.

Тема 17.Экологический турнир «Мой край».

Тема 18.Земляки и космос.

Тема 19. Поэты и писатели земли курской.

Тема 20. Как люди узнают о прошлом? Происхождение и смысл понятия «история». Что и как изучает история? Археология и археологи. Раскопки. Практическая работа. Работа с иллюстрациями «О чем могут рассказать предметы раскопок?»

Тема 21. Лента времени. Содержание понятий: дата, год, век, тысячелетие. Работа с римскими и арабскими цифрами. «Лента времени». Практическая работа. «Лента времени».

Тема 22. История на карте. Отличительные особенности и условные знаки географической и исторической карты. Карта Курской области. Практическая работа. Работа в тетрадях творческих заданий с картой.

Тема 23. «Город древний, город чудный». Первые упоминания о городе Курске. История строительства крепости Курск. Город и его роль в укреплении южных рубежей. Практическая работа. Конкурс рисунков и аппликаций на тему «Древний Курск».

Тема 24. Екатериновская эпоха. Новый строительный план г.Курска в 1782 году.

Тема 25. Историки-краеведы о курских страницах истории.

Тема 26. Экскурсия на Красную площадь. Дворянско-купеческий город. Внешний облик города. Жители города, их занятия.

Тема 27. Революция в Курском крае ( 1917 гг.). Что такое революция? Кто такие большевики?

Тема 28. Суровые годы Великой Отечественной войны. Начало Великой Отечественной войны. Наш край в период оккупации. Рассказ о защитниках края. Куряне – Герои Советского Союза.

Тема 29. Судьбы моих родственников в Великую Отечественную войну. Влияние войны на жизнь мирных граждан. Практическая работа. Рассказ о судьбах родственников. Экскурсии к памятникам, посвященным освобождению города, к мемориальным доскам, улицам, названным именами героев войны.

Тема 30. Наш современный город. Современные предприятия, административные здания, их значение в хозяйственной и нравственно-духовной жизни города.

Тема 31. Государственная символика Курска. Герб. Гимн России. Гербы Курской области и г.Курска.

Практическая работа. «Нарисуй герб, эмблему своего класса, своей семьи».

Тема 32. Я – гражданин России, я – курянин! Права и обязанности гражданина России. Всеобщая декларация прав человека. Права ребенка. Права и обязанности ученика. Практическая работа. Групповая игра «Узнай свои права».

Тема 33. Наши праздники. Государственные праздники, Дни города, семейные и личные праздники. Практическая работа. «Придумай поздравление учителям, одноклассникам ко дню окончания начальной школы».

Тема 34. Обобщающий урок «Люби и знай свой край». История Курского края в курсе истории России.























































Календарно-тематическое

планирование

внеурочной деятельности

«Юный краевед»

для 1 класса





Составитель:

Ермоленко Е.А.

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории




































Календарно-тематическое планирование

1 класс (33 часа)

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

Основное содержание

Характеристика деятельности обучающихся

План.

Факт.

Моя семья

1

Что такое семья? Вводное занятие.

1

05.09


Узнать, что означают наши имена?  Что такое фамилия и отчество? Как родители выбирают имя своему ребёнку?

Узнать, кто такой  ангел-хранитель. Именины.

 Игры с именами.

2

Кто я? Где живу?

1

12.09


Понятие «дом»: дом – жилище.  За что я люблю свой дом?  

Вспомнить правила дружных жильцов.

Вылепить свой дом из пластилина.

3

Мой папа. Моя мама.

1

19.09


«Глупа та птица, которой своё гнездо немило». Подготовка сведений о своей семье, о ближайших родственниках. 

Состав семьи. Знакомство с терминами родства.

Выполнение аппликации «Моя семья»

4

Знакомство с профессиями.

1

26.09


Знакомство с презентацией «Такие разные профессии».  

Игра «Кем я хотел бы стать?»


5

Показ детской презентации «Такие разные профессии».

1

03.10


Показ детской презентации «Такие разные профессии».

Выставка рисунков «»Кем я стану? Каким я стану?»

6

Профессии моих родителей

1

10.10


Знакомство с профессиями членов семьи

Составление рассказов по теме урока

7

Моя бабушка. Мой дедушка

1

17.10


Составление семейной презентации о бабушках и дедушках. Чтение рассказа Асеевой «Печенье»

Конкурс Рисункоа «Я и …»

8

Конкурс рисунков «Моя семья»

1

24.10


Проведение конкурса

Рисование

Мой лицей

9

Дом, в котором я учусь. Экскурсия по лицею.

1

07.11


Я – ученик. Провести экскурсию по лицею (знакомство с кабинетами). Встреча с учителями, библиотекарем и персоналом лицея.

Знакомство с режимом работы школы и общими правилами поведения.

10

Мой лицей.

1

14.11


11

Традиции лицея. Законы и заповеди

1

21.11


Знакомство с традициями лицея.

Конкурс рисунков «Первый раз – в первый класс».

12

Мой класс. Правила поведения в классе. Ролевая игра.

1

28.11


Правила поведения в классе.

Ролевая игра.

13

Конкурс рисунков «Мой лицей»

1

05.12


Конкурс рисунков «Мой лицей»

Конкурс рисунков «Мой лицей»

Мой край

14

Мой край – Курская область. Символика.

1

12.12


Знакомство с историей создания Курской области и ее символикой

Запоминают символы Курского края

15

Мой город Рыльск. История моего города.

1

19.12


История возникновения города Рыльска. Символика родного города

Запоминают символы г. Рыльска

16

Экскурсия в краеведческий музей.

1

26.12


Экскурсия в краеведческий музей.

Рисунки-впечатления от посещения музея.

17

Мой любимый уголок города

1

09.01


Рассказ и видео сюжет об исторических уголках г. Рыльска

Рисунки

18

Памятные места моего города. Экскурсия

1

16.01


Видео-экскурсия по местам боевой слав Рыльского района

Чтение стихов

19

Мои известные земляки

1

23.01


Знакомство с жителями города, посещение музея славы

Чтение стихотворение С. Михалкова «Рассказ о неизвестном герое»

20

Традиции родного города

1

30.01


Видео-сюжет Рыльск вчера и сегодня

Конкурс рисунков

21

Посещение городской детской библиотеки

1

06.02


Посещение городской детской библиотеки

Посещение городской детской библиотеки

22

Конкурс рисунков «Мой родной город»

1

20.02


Конкурс рисунков «Мой родной город»

Конкурс рисунков «Мой родной город»

Мой город. Природа родного края.

23

Город Рыльск. Вводное занятие.

1

27.02


Узнать, что природа – наш второй дом.



Чтение рассказов по теме занятия

Работа над содержанием прочитанного

24

Растения родного края. Экскурсия в природу.

1

06.03


Знакомство с растительным миром родного края.  


Оформление папки «Зеленая аптека

25

Насекомые нашего края.

1

13.03


Знакомство с насекомыми родного края. Красная книга

Видео просмотр экскурсии «Стрелецкая степь»

26

Обитатели вод. Общие признаки рыб. Охрана рыбных богатств.

1

20.03


Викторина «Золотая рыбка».

Игра «Ловись рыбка и мала, и велика»

27

Птицы нашего края

1

03.04


Знакомство с курским соловьем 

Слушание пение курского соловья

28 -29

Охрана птиц. Сооружение и установка скворечников, кормушек.

2

10.04

17.04


Сооружение и установка скворечников, кормушек.

Установка скворечников, кормушек.

30

Звери, обитающие на территории нашего района

1

24.04


Знакомство с животным миром родного края. 

Чтение рассказов по теме занятия

31

«В мире животных». Викторина.

1

15.05


«В мире животных». Викторина.

«В мире животных». Викторина.

32

Конкурс рисунков «Природа родного края»

1

22.05


Конкурс рисунков «Природа родного края»

Конкурс рисунков «Природа родного края»

33

Итоговое занятие по курсу «Край, в котором я живу»

1

23.05


Творческие отчеты обучающихся

Творческие отчеты обучающихся