СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа предшкольной подготовки «Математический калейдоскоп»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели программы: формирование начальных математических представлений и развитие на их основе познавательных способностей дошкольников, всестороннее развитие детей с использованием возможностей и особенностей математики, позволяющее им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой.

Просмотр содержимого документа
«Программа предшкольной подготовки «Математический калейдоскоп»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1










Программа

предшкольной подготовки

«Математический калейдоскоп»











Составила: Яппарова Л. З.



Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Математический калейдоскоп» для подготовки детей к школе составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. «Закон об образовании РФ» от 21.12.2012 г. № 273 (ст.64).

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО, Стандарт) от 14.11.2013 г. №30384.

  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 06.10.2009 г. №373.

В основе построения данного курса – программа «Преемственность» по подготовке к школе детей 5-7 лет, авторы Н.А.Федосова, Е.В.Коваленко, И.А.Дядюнова и др., научный руководитель Н.А.Федосова (рекомендована Министерством образования России, 3-е издание переработанное, М.: Просвещение, 2015г.). Данная программа рассматривает преемственность как создание условий для гуманного (бесконфликтного и комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую, целью которого становится успешная адаптация к новым образовательным условиям. Подготовка к обучению является преемственностью, позволяющей обеспечить гуманный переход из одной возрастной группы в другую и реализовать основные задачи, поставленные в настоящее время перед образованием.
Цели программы «Преемственность»: подготовить детей дошкольного возраста к обучению в школе путём развития их физических, социальных и психических функций в единстве дошкольного и школьного образовательного пространства; оказать квалифицированную помощь родителям при подготовке детей к обучению в школе. Основными задачами программы являются: сохранение и укрепление физического, психического здоровья детей и их эмоционального благополучия; развитие личностных качеств детей; формирование ценностных установок и ориентаций; развитие творческой активности; формирование и развитие психических функций познавательной сферы; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных умений; развитие умений действовать по правилам.

Общая характеристика курса «Математический калйдоскоп»

Содержание работы по математической подготовке детей 5,5 – 7 лет к обучению в школе определяет авторская программа  С.И. Волковой «Математические ступеньки», рекомендованная Министерством образования РФ в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования. Основная идея курса «Математический калейдоскоп» заключается в том, что развитие познавательных процессов у детей будет более эффективным, если форма представления математического материала и методика работы с ним будут направлены на выработку предпосылок, составляющих основу развития универсальных учебных действий, в том числе познавательных (умений проводить сравнение, анализ, разбивать объекты на группы, целое на части, выделять части целого, проводить несложные обобщения, строить простые модели, использовать полученные знания для решения несложных практических задач), а также на развитие пространственного воображения и речи ребенка.

В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки форм представления материала для математической подготовки детей к школе положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя его сенсорное и интеллектуальное развитие, с использованием возможностей и особенностей математики.

      Научить детей в период подготовки к школе счету и измерениям, чтобы подвести их к понятию числа, остается одной из важнейших задач.

       Но столь же важной и значимой является и задача целенаправленного и систематического развития познавательных способностей, которая осуществляется через развитие у детей познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления и, конечно, внимания. Курс «Математический калейдоскоп» направлен на развитие умений проводить наблюдения, сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики, понимать относительность свойства, делать выводы.

Цели программы: формирование начальных математических представлений и развитие на их основе познавательных способностей дошкольников, всестороннее развитие детей с использованием возможностей и особенностей математики, позволяющее им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой.

Курс «Математический калейдоскоп» имеет следующую временную структуру: 1 раз в неделю по субботам. Продолжительность занятия 30 минут. Программа рассчитана на 32 часа.

Основные положения программы: подготовка к школе носит развивающий характер; не допускает дублирования программ первого класса; помогает освоить специфику социальных отношений со сверстниками, со взрослыми; обеспечивает формирование ценностных установок; ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития; обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности; организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности; готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми; инвариантна и готовит к любой системе школьного образования.

Основные принципы построения программы: общее развитие с учётом индивидуальных возможностей и способностей; развитие творческой деятельности; развитие личностных компетенций; поддержка и сохранение здоровья; формирование духовно-нравственных установок и ориентаций; развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования; сотворчество обучающихся.

Содержание подготовки к обучению строится на таких принципах: учёт возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка; систематичность и последовательность; вариантность и вариативность; доступность и достаточность; наглядность; достоверность; комплексность; взаимосвязь с окружающим миром; разнообразие игровых и творческих заданий.

Ведущая деятельность: игра; продуктивная, творческая деятельность.

Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в качестве основных предлагаются: практический метод, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперименты, наблюдения на действиях с предметами, предметными картинками, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая.

На данном этапе метод практических действий дополняется важнейшим для математики способом познания окружающего мира – методом моделирования (работа с предметами и группами предметов дополняется выполнением предметных и схематических рисунков; осуществляется моделирование цифр из плоскостных элементов).

       Большое внимание уделяется формированию умений общаться с преподавателем, с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом, пользоваться тетрадью с печатной основой и др.  Использование специально отобранного математического содержания и методов работы с ним позволит вывести общее развитие детей на уровень, необходимый для успешного изучения математики в школе.

Содержание программы

Сравнение предметов (фигур), групп предметов по форме (круглый, не круглый, треугольный, прямоугольный, квадратный и др.); по размеру (длинный, короткий; узкий, широкий; высокий, низкий; длиннее, короче, такой же и др.); по расположению на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.); по цвету, по материалу, из которого изготовлены предметы, по назначению и др.

Числа от 0 до 10. Счет предметов. Устная нумерация чисел: названия, последовательность и обозначение чисел от 0 до 10. Цифра и число. Чтение чисел. Сравнение чисел первого десятка. Основные характеристики последовательности чисел натурального ряда: наличие первого элемента, связь предыдущего и последующего элементов, возможность продолжить последовательность дальше, на каком бы месте мы ни остановились.

Простые геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник (квадрат), круг.
Содержательно-логические задания на развитие внимания: простейшие лабиринты, игры «Веселый счет», «Сравни рисунки», «Найди общие элементы» и др.; воображения: деление фигур на части, составление фигур из частей, составление фигур из моделей отрезков по заданным свойствам, преобразование одной фигуры в другую и др.; памяти: зрительные и слуховые диктанты с использованием арифметического и геометрического материала; мышления: выделение существенных признаков, выявление закономерностей и их использование для выполнения задания, проведение анализа, синтеза, сравнения, построение простых рассуждений и др.

       Планируемые результаты

- ориентироваться на листе бумаги (вверху справа, внизу слева, в центре и др.), на плоскости и в пространстве (передвигаться в заданном направлении: вверх, вниз, направо, налево, прямо и т.д.);

- определять взаимное расположение предметов (правее, левее, выше, ниже, между и т. д.)

- сравнивать предметы по длине, массе, используя практические действия; упорядочивать их;

- называть числа от 1 до 10 в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа;

- сравнивать количество предметов в двух группах (больше, меньше, столько же);

- определять количество предметов в заданной группе и устно обозначать результат числом;

- объяснять (на предметах, предметных рисунках) конкретный смысл действий сложения и вычитания;

  • знать название основных геометрических фигур (треугольник, прямоугольник, круг), различать их, находить их прообразы в окружающей действительности;

  • проводить простейшие логические рассуждения и простейшие мыслительные операции (сравнивать объекты, указывая сходство и различие, проводить классификацию предметов по заданным признакам, выявлять несложные закономерности и использовать их для выполнения заданий и др.).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

В результате освоения курса «Математические ступеньки» у детей дошкольного возраста формируются следующие универсальные учебные действия:

Познавательные УУД:

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

Синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов, сравнение и сопоставление, выделение общего и различного, осуществление классификации. Самостоятельный выбор способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Регулятивные УУД:

Осуществление действий по образцу и заданному правилу, сохранение заданной цели. Умение видеть указанную ошибку и исправлять её по указанию взрослого. Осуществление контроля своей деятельности по результату. Умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Коммуникативные УУД:

Овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения. Эмоциональное позитивное отношение к процессу сотрудничества со взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника, задавать вопросы. Формирование мотивационной и коммуникативной сферы.

Личностные УУД:

Формирование Я-концеции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному обучению.

Содержание курса

Пространственные и временные представления (11 ч)

Признаки (свойства) предметов  (цвет, размер, форма). Сравнение трёх и более предметов (фигур) по размеру (больше-меньше, длиннее-короче, такой же по длине, выше-ниже, шире-уже и др.), по форме (круглый, некруглый, треугольный, прямоугольный, квадратный, такой же по форме и др.), по цвету (одного и того же цвета или разных цветов).

Определение правила, по которому составлен предложенный ряд предметов, геометрических фигур. Составление (продолжение) ряда по заданному правилу.

Длина. Упорядочивание предметов по длине. Уравнивание длин двух предметов.

Подбор предметов по заданной длине. Свойство транзитивности отношений: длиннее-короче, выше-ниже, шире-уже и др., его использование при выполнении заданий.

Построение (дополнение) ряда предметов, геометрических фигур (таблиц) по заданному правилу.

Сравнение предметов по массе (на руках и с помощью чашечных весов без гирь).

Пространственные отношения: взаимное расположение объектов на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.)

  Временные представления: раньше-позже; вчера, сегодня, завтра.  Неделя. Дни недели. Отсчет дней недели по порядку от любого дня недели. Времени года. Их последовательность. Неделя, месяц год. Уточнение понятия «месяц» (как правило, четыре недели составляют месяц). Определение времени по часам (по часовой стрелке). Простейшее сравнение времени (больше трех часов, меньше пяти часов и т.п.).

Количество и счет (21 ч)

Цифры и числа от 1 до 9. Число 0. Число 10.

Счет предметов. Сравнение групп предметов по количеству (больше, меньше, столько же). Устная нумерация: названия, обозначение и последовательность чисел от 0 до 10. Цифра и число. Чтение чисел. Сравнение чисел первого десятка двумя способами.

Основные характеристики последовательности чисел натурального ряда:  наличие первого элемента, связь предыдущего и последующего элементов в этом ряду, возможность продолжить числовой ряд дальше от любого элемента.

Счет в прямом и обратном порядке. Независимость количества предметов в группе от их свойств, способа и порядка перерасчета. Порядковый счет, его отличия ль счета количественного.

Моделирование цифр из плоскостных элементов (треугольников, прямоугольников и др.)

Равенство, его обозначение в математике. Знак «=».

Сложение и вычитание чисел: смысл арифметических операций сложения и вычитания название и обозначение этих действий (знаки «+», «-»)

Целое и часть.

Состав чисел первого десятка из двух слагаемых.

Задача. Отличие задачи от рассказа. Устное составление задач по рисункам. Решение задач с опорой на наглядный материал.

Составление задачи по схематическому рисунку и схематического рисунка по задаче. Формирование начальных представлений об универсальности математических способов познания мира (одна и та же модель для задач с различными сюжетами)

Простейшие геометрические фигуры. Круг, многоугольник (треугольник, четырехугольник, в том числе прямоугольник, квадрат). Отличие многоугольника от круга. Продолжение ряда геометрических фигур по заданному правилу.


Учебно-методический комплект

  • С.И. Волкова. «Математические ступеньки». Пособие для детей 5 – 7 лет. – М: Просвещение, 2015.

  • Методические рекомендации к программе «Преемственность»: пособие для педагогов /Н.А.Федосова, Т.В.Белова, В.А.Солнцева и др.; науч.рук. Н.А.Федосова. – М.: Просвещение, 2013

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Предлагаемый учебный курс изучается с использованием информационных технологий. Для осуществления образовательного процесса по программе «Математические ступеньки» необходимо следующее материально-техническое оборудование: компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор; набор ЦОР по «Математике и конструированию»; набор геометрических фигур.


Календарно-тематический план


п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

Материалы

План

Факт


Пространственные и временные представления

11 ч




1

Признаки предметов (размер, цвет, форма)

1

08.10



2

Сравнение предметов по размеру: большой-маленький

1

15.10



3

Сравнение предметов по размеру: высокий-низкий, выше-ниже

1

22.10



4

Ориентация на плоскости: слева, справа

1

29.10



5

Длинный, короткий, длиннее, короче

1

05.11



6

Больше? Меньше? Столько же?

1

12.11



7

Круг. Многоугольник

1

19.11


Ножницы, клей-карандаш

8

Прямоугольник. Квадрат

1

26.11



9

Справа, слева, вверху, внизу

1

03.12


Ножницы, клей-карандаш

10

Позже. Раньше

1

10.12



11

Легкий, тяжелый. Легче, тяжелее

1

17.12


Счетные палочки


Цифры и числа

21 ч




12

Число и цифра 1

1

24.12


Ножницы, клей-карандаш, счетные палочки

13

Число и цифра 2

1

07.01


Ножницы, клей-карандаш

14

Число и цифра 3

1

14.01



15

Число и цифра 3

1

21.01


Ножницы,

клей-карандаш, счетные палочки

16

Круг. Многоугольники

1

28.01



17

Число и цифра 4

1

04.02


Ножницы,

клей-карандаш, счетные палочки

18

Число и цифра 0

1

11.02


Ножницы

19

Число и цифра 5

1

18.02


Ножницы,

клей-карандаш, счетные палочки

20

Равенство

1

25.02


Ножницы

21

Сложение

1

04.03



22

Вычитание

1

11.03


Ножницы

23

Сложение и вычитание чисел

1

18.03



24

Сложение и вычитание чисел

1

25.03


Карточки с цифрами


25

Сложение и вычитание чисел

1

01.04



26

Число и цифра 6

1

08.04


Ножницы

27

Число и цифра 7

1

15.04


Ножницы, клей-карандаш

28

Число и цифра 8

1

22.04


Ножницы

29

Число и цифра 9

1

29.04


Ножницы

30

Число 10

1

06.05


Карточки с цифрами и знаками + – =

31

Диагностическая работа

1

13.05



32

Упражнения на повторение

1

20.05