Программа практикума по физической культуре |
«подвижные игры» |
Третий час физкультуры |
Информация об авторе материала:
Чижевская Рената Витальевна
МБОУ СОШ № 5 г. Мытищи
Учитель физической культуры высшей категории.
Источники информации:
Физическая культура, 5-6-7 классы. Учебник для учащихся 5- 7 классов общеобразовательных учреждений, под редакцией Г.Б. Мейксона, М: «Просвещение», 1996.
«Сценарии праздников для детей и взрослых. Подвижные игры – Мир Книги, Москва. 2003.
300 подвижных игр для младших школьников. Популярное пособие для родителей и педагогов. Фатеева Л.П. Ярославль: «Академия развития», 1998
Подвижные игры во дворе. И. М. Коротков, М: Знание, 1987
Жуков М.Н. Подвижные игры. – М., 2000г
Журнал «Физическая культура в школе»
Паспорт программы
Необходимость создания программы: ухудшение здоровья обучающихся в связи с экологической обстановкой, интенсификацией учебного процесса и выросшей гиподинамией.
Основные разработчики программы: учитель физической культуры
Чижевская Р.В.
ЦЕЛЬ:
формирование у обучающихся осознанного отношения к своему здоровью, понимания значимости его сохранения и укрепления;
привитие навыков здорового образа жизни;
профилактика безнадзорности и употребления ПАВ.
ЗАДАЧИ:
способствовать расширению кругозора учащихся;
содействовать взаимодействию взаимопониманий;
развивать умения ориентироваться в пространстве;
развивать познавательный интерес, воображение, память, мышление, речь;
создавать условия для проявления чувства коллективизма;
развивать активность и самостоятельность;
активизировать двигательную деятельность детей.
Миссия программы: научить школьников безопасному, полезному для здоровья времяпрепровождению.
Сроки реализации программы: 2019 – 2020 г.
Ожидаемые результаты:
Укрепление здоровья детей, формирования у них навыков здорового образа жизни.
Обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр.
Развитие умений работать в коллективе, лидерских качеств.
Формирования у детей и уверенности в своих силах.
Умение применять игры в самостоятельных занятиях.
Увеличение числа подростков, соблюдающих нормы и требования ЗОЖ.
Система управления и контроля над реализацией программы:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Здоровье человека - тема актуальная для всех времён и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Наукой доказано, что здоровье человека на 50-55% зависит от условий образа жизни.
Все без исключения люди понимают, как важно заниматься физкультурой и спортом, как здорово закаливать свой организм, делать зарядку, больше двигаться, но как трудно бывает пересилить себя, заставить встать пораньше, сделать несколько упражнений. Мы откладываем занятия физкультурой и спортом на «потом», обещаем себе, что рано или поздно начнём, но иногда становится поздно начинать…
Как и в воспитании нравственности и патриотизма, так и в воспитании уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с самого детства. Очень часто родители в семье говорят ребёнку: «Будешь плохо кушать – заболеешь! Не будешь тепло одеваться – простудишься!» и т.д. Но практически очень мало в семьях говорят родители детям: «Не будешь делать зарядку – не станешь сильным! Не будешь заниматься спортом – трудно будет достигать успехов в учении!» и т.д. Видимо, поэтому наши учащиеся среди исследуемых жизненных приоритетов ставят на первое место многое, но только не здоровье. В результате анкетирования здоровье как жизненная ценность ставится лишь на девятое место.
Научно - технический прогресс привёл к тому, что человек всё меньше и меньше понимает, что такое физический труд. А ребёнок и подавно.
За прошлое столетие, по мнению учёных, вес непосредственно мышечной работы человека снизился с 94 до 1 процента. В совершенном обществе наблюдается резкое снижение состояния здоровья населения и продолжительности жизни. В целом в России не менее 60 процентов обучающихся имеют нарушения здоровья. По данным Минздравсоцразвития России, только 14 процентов обучающихся старших классов считаются практически здоровыми. Свыше 40 процентов допризывной молодежи не соответствует требованиям, предъявляемым армейской службой, в том числе в части выполнения минимальных нормативов физической подготовки.
Главными пороками XXI становятся: накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки, переедание и гиподинамия. По мнению специалистов, даже если дети достаточно двигаются, их движения однообразны, не все группы мышц вовлекаются в движение, и результат от такой активности не даёт. В этой связи очень актуальной является организация такого педагогического процесса, который способствовал бы оздоровлению и предупреждению заболеваний детей, а также развивал ребенка физически.
В рекомендациях, подготовленных кафедрой коррекционной педагогики, специальной психологии и здоровье формирующего образования Волгоградской государственной академии повышения квалификации и переподготовки работников образования говорится: содержанием 3-го урока физкультуры могут быть: хореография; ритмика; фитнес; спортивные и бальные танцы; национальные виды спорта; аквоаэробика; национальные спортивные игры и командные эстафетные игры. Исходя из материально-технических возможностей общеобразовательного учреждения и общих требований к организации 3-го часа физкультуры независимо от конкретного содержания сочетание высокой плотности урока (не менее 30 минут двигательной активности учащихся) и разумного уровня физических нагрузок, считаю наиболее оптимальным проведение 3-го часа физкультуры в виде практикума: «Подвижные игры». Педагоги всех времён отмечали, что игра оказывает благотворное влияние на формирование детской души. Игры необходимы для обеспечения гармоничного сочетания умственных, физических и эмоциональных нагрузок, общего комфортного состояния. Исследователи игровой деятельности подчеркивают ее уникальные возможности в физическом и нравственном воспитании детей, особенно в развитии познавательных интересов, в выработке воли и характера, в формировании умения ориентироваться в окружающей действительности, в воспитании коллективизма. Говоря о содействии игры умственному развитию, следует отметить, что она вынуждает мыслить наиболее экономично, укрощать эмоции, мгновенно реагировать на действия соперника и партнера. Ученые находят, что игра развивает так называемую внутреннюю речь и логику. Ведь игроку приходится выбирать и совершать из множества возможных операций одну, наиболее, по его мнению, целесообразную. Все это очень важно для развития личности. Актуален вопрос о подвижных и спортивных играх, которые тесно связаны между собой. Играм в салки, перетяжки мальчишки часто предпочитают футбол, хоккей, волейбол через сетку, хотя при этом они больше простаивают или бегают за мячом, чем играют, потому что мяч, как правило, плохо слушается их. Польза подвижных игр, в том, что в них можно играть без специальной подготовки в любом возрасте, так как в них нет сложной техники и тактики, а правила можно изменять по желанию. Подвижных игр много, они разнообразны, хороши еще и тем, что участник сам регулирует нагрузку в соответствии со своими возможностями. А это очень важно для здоровья. Именно отсутствие в подвижных играх строго регламентированных (в отличие от спортивных игр) правил, сложной техники и тактики делает ненужной специальную подготовку, тренировки, с чем непременно связаны игры спортивные. Возможность использовать для игры любую площадку, а не только строго очерченное (по размерам) поле привлекает к подвижной игре всех ребят независимо от возраста, способностей и подготовки. Вот почему подвижные игры являются подлинно массовым, общедоступным средством физического и нравственного воспитания детей и подростков. Всем известный «король футбола» бразилец Пеле в интервью журналистам очень метко сказал: «Тренировка должна быть похожа на игру, даже если она проводится без мячей. Какими бы интересными и разнообразными тренировки ни были, в конечном итоге они надоедают, утомляют. А поэтому лучше игры нет ничего». Социологи установили, что игра стоит на высшей ступени интереса детей, с ней могут соперничать разве только книги и кинофильмы. Таким образом, игра – одно из комплексных средств воспитания: она направлена на всестороннюю физическую подготовленность, совершенствование функций организма, черт характера играющих.
Программа практикума физической культуры: «Подвижные игры» составлена на основании следующих нормативных документов:
Конституции РФ; Конвенции о правах ребенка; закона РФ “Об основных гарантиях прав ребенка”; закона РФ “Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан”; закона РФ “Об образовании”; письма Минобразования РФ от 26.06.2003 г. № 23-51-513/16 “Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования”; письма Минобразования РФ от 28.04.2003 № 13-51-86/13 “Об увеличении двигательной активности обучающихся ОУ// Вестник образования – 2003, июль №7; “Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждениях, СанПиН 2.4.2.1178-02” // Официальные документы в образовании – 2003, №3; региональной программы “Здоровье и образование”; приказа Минобразования России и Минздрава России от 30.06.98 № 186/272 “О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях”; «Новые стандарты школьного обучения: гигиенические требования к их реализации» // Библиотечка журнала «Вестник образования России», № 7, 2009 г.; Медико-профилактические основы обучения и воспитания детей: Руководство для медицинских и педагогических работников образовательных учреждений, санитарно-эпидемиологической службы // Под ред. В.Р. Кучма. – М., 2005; Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 года № 889; рекомендаций, подготовленных кафедрой коррекционной педагогики, специальной психологии и здоровьеформирующего образования Волгоградской государственной академии повышения квалификации и переподготовки работников образования.
Программа рассчитана на обучающихся 5-11 классов. Время, отведенное на обучение, составляет - 1 час в неделю. В течение всего курса обучения сохраняется преемственность образования, как по структуре, так и по содержанию учебного материала.
Группировка подвижных игр.
С элементами общеразвивающих упражнений.
С бегом на ловкость.
С бегом на скорость.
С прыжками на месте и с места.
С прыжками в высоту.
С прыжками длину с разбега.
С метанием на дальность.
С лазанием и перелазанием.
Игры подготовительные к волейболу.
Игры подготовительные к баскетболу.
Игры на местности.
Группировка игр по преимущественному проявлению у учащихся физических качеств.
Игры, в которых преимущественно проявляются | Характеристика игровых действий | Игры |
Ловкость | Игры, побуждающие немедленно переходить от одних действий к другим; не задерживаясь, сочетать свои действия с действиями других занимающихся (по внезапным заданиям, сигналам). Игры, требующие умения сосредоточить внимание одновременно на нескольких действиях (бег, прыжки, игры с увертыванием) | “Салки” “Ловкая подача” “Ловкие и меткие” |
Быстрота | Игры, требующие своевременных двигательных ответов на зрительные, тактильные, звуковые сигналы, игры, с короткими перебежками типа догоняй-убегай. Игры с преодолением расстояний в кротчайший срок. Игры с бегом на скорость в изменяющихся условиях. | |
Сила | Игры с кратковременными мышечными напряжениями динамического и статического характера | |
Выносливость | Игры с неоднократными повторениями активных, энергично выполняемых действий, связанных с непрерывными интенсивными движениями, чередуются с короткими паузами для отдыха, переходами от одних видов движений к другим | “Бег командами” “Не давай мяча водящему” “Перетягивание каната” |
Каждое занятие состоит из 3 частей: подготовительная (ОРУ); основная (упражнения из подвижных игр); заключительная (ходьба, медленный бег, упражнения на внимание, на осанку, подведение итогов, домашнее задание).
Учебно-тематический план
№ п/п | Тематика занятий | Количество часов |
5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс |
1 | Формирование системы знаний о ЗОЖ | теоретический материал включен во все уроки |
2 | Техника безопасного поведения на занятиях практикума по физической культуре и во время подвижных игр | теоретический материал включен во все уроки |
3 | Подвижные игры | 34 | 34 | 34 | 34 | 34 | 34 | 34 |
| Итого | 34 | 34 | 34 | 34 | 34 | 34 | 34 |
Содержание программы 5 класса.
Тема №1. Формирование системы знаний о ЗОЖ.
Значение ЗОЖ. Средства, способствующие физическому, духовному и социальному здоровью: режим дня, личная гигиена, физические упражнения, отказ от вредных привычек, самостоятельные занятия физической культурой и спортом.
Тема № 2. Техника безопасного поведения на занятиях практикума по физической культуре.
Правила проведения игр. Определение допустимого риска и правил безопасности в различных местах занятий: пришкольная спортивная площадка, спортивный зал. Оборудование и инвентарь для занятий различными подвижными играми. Знание людей и мест, где могут оказать необходимую помощь.
Тема № 3. Подвижные игры: «Третий лишний»; «Лапта»; «Охотники и утки»; «Пустое место»; «Стой»; «Ловля парами»; «Боевые петухи»; «Гусеница»; «Лапта – стукалка»; «Мячом в цель»; «Перестрелка»; «День и ночь»; «Невод»; «Парная чехарда»; «Второй лишний»; «Салки»; «Колесо»; «Колдуны»; «Воздух, вода, земля»; «Вороны и воробьи»; «Восток и запад»; «Ловля цепочкой»; «Жмурки»; «Пятнашки»; «Горелки»; «Волки и овцы»; «Казаки – разбойники»; «Штандр»; «Блуждающий мяч»; «Разведчики и часовые»; «Круговая лапта»; «Гуси- лебеди». (Описание подвижных игр см. в презентации).
Содержание программы 6 класса.
Тема №1. Определение ЗОЖ, забота о собственном здоровье и здоровье окружающих. Формирование полезных привычек на основе сознательного отношения детей к здоровью. Влияние физических упражнений на организм человека. Необходимость ежедневными занятиями физической культурой. Двигательный режим дня.
Тема № 2. Техника безопасного поведения на занятиях практикума по физической культуре.
Правила проведения игр. Определение допустимого риска и правил безопасности в различных местах занятий: пришкольная спортивная площадка, спортивный зал. Оборудование и инвентарь для занятий различными подвижными играми. Знание людей и мест, где могут оказать необходимую помощь.
Тема № 3. Подвижные игры: «Французские салки»; «Одень друга»; « Охотник и сторож»; «Подскоки»; «Невидимки»; «Золотые ворота»; «Математика в движении»; «Прыжки через скакалку»; «Вьюны»; «Перестрелка аналог игры Вышибалы»; «Цель»; «Колокольчик здесь»; «Подмигиши»; «Дай руку»;
« Мяч соседу»; «Прыгающие воробышки»; «Попади в круг» (проводится зимой, когда снег липкий); «Поймай хвост дракона»; «Смешинки»; «Али-баба»;
«Британский бульдог»; «Рыбак и рыбки»; «Третий лишний»; «Светофор»; «Разведчики и часовые»; «Бездомный заяц»; «Белки, орехи, шишки»; «Невод»; «Заяц без логова»; «Боевые петухи»; «Колесо»; «Пятнашки».
Содержание программы 7 класса.
Тема №1. Влияние различных физических упражнений на укрепление здоровья и работоспособности. Формирование у обучающихся устойчивых мотиваций на ЗОЖ. Гигиенические правила при выполнении физических упражнений, правильное дыхание во время выполнения упражнений.
Тема № 2. Техника безопасного поведения на занятиях практикума по физической культуре.
Правила проведения игр. Определение допустимого риска и правил безопасности в различных местах занятий: пришкольная спортивная площадка, спортивный зал. Оборудование и инвентарь для занятий различными подвижными играми. Знание людей и мест, где могут оказать необходимую помощь.
Тема № 3. Подвижные игры: «Тяни в круг»; «Перетягивание через черту»; «Сильные и ловкие»; «Петушиный бой»; «Вызов»; «Наступление»; «Бег за флажками»; «Перебежка с выручкой»; «Погоня»; «Старт после броска»; «Охрана перебежек»; «Встречная эстафета с бегом»; «День и ночь»; «Эстафета по кругу»; «Удочка»; «Третий лишний»; «Змейка»; «Верёвочка под ногами»; «Прыгуны и пятнашки»; «Снайперы»; «Защищай товарища»; «Ящерица»; «Перестрелка»; «Ловкие и мелкие»; «Слон»; «Перетягивание каната»; «Подвижная цель»; «Кто сильнее»; «Колесо»; «Сумей догнать»; «Челнок»; «Эстафета с чехардой».
Содержание программы 8 класса.
Тема №1. Понимание ответственности каждого за свое здоровье. Правильное дыхание при длительных физических нагрузках. Значение и важность регулярных физических нагрузок. Правила безопасности при выполнении физических упражнений.
Тема № 2. Техника безопасного поведения на занятиях практикума по физической культуре.
Правила проведения игр. Определение допустимого риска и правил безопасности в различных местах занятий: пришкольная спортивная площадка, спортивный зал. Оборудование и инвентарь для занятий различными подвижными играми. Знание людей и мест, где могут оказать необходимую помощь.
Тема № 3. Подвижные игры: «Третий лишний»; «Выше ноги от земли»; «Паутина»; «Золотые ворота»; «Пятнашки»; «Крокодил»; «Царь горы»; «Салки со шляпой»; «Западня»; «Колесо»; «Баландварак»; «Ребане»; «Борющаяся цепь»; «Свободное место»; «Замкнутый круг»; «Охрана перебежек»; «Паутина»; «Хоровод»; «Сороконожки»; «Вытяни меня»; «Эстафета с чехардой»; «Двумя мячами через сетку»; «Шагай вперёд»; «Лапта»; «Мяч среднему»; «Мяч капитану»; «Челнок»; «Сумей догнать»; «Бег командами»; «Подвижная цель»; «Большая эстафета по кругу»; «Кто сильнее?»
Содержание программы 9 класса.
Тема №1. Понимание ответственности каждого за свое здоровье. Правильное дыхание при длительных физических нагрузках. Значение и важность регулярных физических нагрузок. Правила безопасности при выполнении физических упражнений.
Тема № 2. Техника безопасного поведения на занятиях практикума по физической культуре.
Правила проведения игр. Определение допустимого риска и правил безопасности в различных местах занятий: пришкольная спортивная площадка, спортивный зал. Оборудование и инвентарь для занятий различными подвижными играми. Знание людей и мест, где могут оказать необходимую помощь.
Тема № 3. Подвижные игры: «Школа мяча»; «Боевые петухи»; «Перетягивание каната»; «Парная чехарда»; «Слон»; «Борьба всадников»; «Салки»; «Второй лишний»; «Третий лишний»; «Колесо»; «Ловля парами»; «Ловля цепочкой»; «Стой»; «Мячом в цель»; «Лапта»; «Перестрелка»; «Запятнай последнего»; «День и ночь»; «Гонка мяча в колоннах»; «Гонка мяча по кругу»; «Охотники и утки»; «Мяч капитану»; «10 передач»; «Штандер»; «Удочка»; «Чижик»; «Палочка выручалочка»; «Чехарда»; «Челнок»; «Эстафета с чехардой»; «Подвижный ринг»; «Баскетбол с надувным шариком».
Содержание программы 10 класса.
Тема №1. Понимание ответственности каждого за свое здоровье. Правильное дыхание при длительных физических нагрузках. Значение и важность регулярных физических нагрузок. Правила безопасности при выполнении физических упражнений.
Тема № 2. Техника безопасного поведения на занятиях практикума по физической культуре.
Правила проведения игр. Определение допустимого риска и правил безопасности в различных местах занятий: пришкольная спортивная площадка, спортивный зал. Оборудование и инвентарь для занятий различными подвижными играми. Знание людей и мест, где могут оказать необходимую помощь.
Тема № 3. Подвижные игры: «Пятнадцать передач»; «Перехват мяча»; «Рывок за мячом»; «Гонка с выбыванием»; «Сумей догнать»; «Перемена мест»; «Кто выше»; «Баскетбол с надувным мячом»; «Борьба за палку»; «Подвижной ринг»; «Бег пингвинов»; «Карусели»; «Наперегонки с мячом»; «По наземной мишени»; «Перестрелбол»; «Волейбол с выбыванием»; «Пробей стенку»; «Ногой и головой через сетку»; «C ношей на спине»; «Боевые петухи»; «Чехарда»; «Снайперы»; «Лапта»; «Лапта с препятствиями»; «Охотники и утки»; «Перестрелка»; «Прыгуны и пятнашки»; «Борьба в квадратах»; «На одной ноге»; «Быстрей перетяни»; «Поединок на ракетках»; «Скамейка над головой».
Содержание программы 11 класса.
Тема №1. Понимание ответственности каждого за свое здоровье. Правильное дыхание при длительных физических нагрузках. Значение и важность регулярных физических нагрузок. Правила безопасности при выполнении физических упражнений.
Тема № 2. Техника безопасного поведения на занятиях практикума по физической культуре.
Правила проведения игр. Определение допустимого риска и правил безопасности в различных местах занятий: пришкольная спортивная площадка, спортивный зал. Оборудование и инвентарь для занятий различными подвижными играми. Знание людей и мест, где могут оказать необходимую помощь.
Тема № 3. Подвижные игры: «Пятнашки»; «Горелки»; «Волки и овцы»; «Казаки – разбойники»; «Штандр»; «Блуждающий мяч»; «Разведчики и часовые»; «Круговая лапта»; «Подвижный ринг»; «Бег пингвинов»; «Карусели»; «Наперегонки с мячом»; «Лапта»; «Лапта с препятствиями»; «Охотники и утки»; «Перестрелка»; «Прыгуны и пятнашки»; «Борьба в квадратах»; «На одной ноге»; «Быстрей перетяни»; «Поединок на ракетках»; «Скамейка над головой»; «Палочка выручалочка»; «Челнок»; «Большая эстафета по кругу»; «Эстафета с чехардой»; «Двумя мячами через сетку»; «Баскетбол с надувным шариком»; «Встречная пасовка над сеткой»; «Защита укрепления»; «Перестрелбол»; «Челнок»; «Пятнадцать передач».
Методические рекомендации
ОБЪЯСНЕНИЕ ИГРЫ
Правильное объяснение игры в значительной мере влияет на ее успех. Прежде чем начать игру, учитель обязан ясно представить себе ее содержание, предварительно проанализировать ее и только после этого приступать к объяснению. Рассказ должен быть кратким: затянутое объяснение может
помешать восприятию игры. Рассказ должен быть логичным, последовательным. Любую игру следует объяснять примерно по такой схеме:
1) название игры (можно сказать, с какой целью игра проводится);
2) роли играющих и их расположение на площадке;
3) содержание игры;
4) цель игры;
5) правила игры.
Заканчивается объяснение игры ответами на вопросы играющих. Отвечать следует громко, обращаясь при этом ко всем. Рассказывая о ходе игры, руководитель, бесспорно, коснется правил, но в конце рассказа необходимо еще раз заострить на них внимание, чтобы дети лучше их запомнили. Рассказ не должен быть монотонным, желательно выделять голосом важные игровые
моменты. В рассказе не следует употреблять сложных терминов, а новые понятия необходимо объяснять. Если содержание игры позволяет использовать метод сочетания показа с рассказом, то его обязательно надо использовать.
Руководитель должен обращать внимание на настроение учащихся: если они отвлекаются, надо сократить объяснение или оживить его. Содержание игры подробно объясняется только тогда, когда учащиеся играют в нее впервые. В этом случае, для того чтобы убедиться, понятна ли игра, руководитель спрашивает у одного-двух учащихся о ее содержании и правилах, после чего начинает игру. При повторениях игры следует только напомнить основное
содержание и пояснить дополнительные правила и приемы. К восстановлению игры в памяти лучше всего привлекать самих учащихся.
ДОЗИРОВКА НАГРУЗКИ В ПРОЦЕССЕ ИГРЫ
Обязанность учителя — не только правильно выбрать и начать подвижную игру, но и разумно ее дозировать и вовремя закончить. Нагрузка в игре дозируется уменьшением или увеличением общей подвижности участников. Для регулирования физической и эмоциональной нагрузки можно использовать следующие приемы:
1. Изменять продолжительность и количество повторений элементов игры. 2. Увеличить или уменьшить размеры площадки.
3. Усложнить или упростить правила игры.
4. Использовать инвентарь большего или меньшего веса и размера.
5. Ввести короткие перерывы.
Конечно же, при проведении подвижных игр учителю сложно учитывать индивидуальные возможности и физическое состояние каждого участника в данное время. Поэтому следует исходить из выбора оптимальных нагрузок. Учитель должен помнить, что чрезмерные мышечные напряжения, которые вызывают быстрое утомление, нельзя предлагать участникам в начале игры. Интенсивные упражнения чередуются с отдыхом. Немаловажный фактор при выборе дозировки подвижной игры — это характер предшествующей деятельности и настроение детей. Если игра проводится после больших физических или умственных усилий, надо предложить игру малоподвижную, исключив приемы, требующие больших напряжений. Организм детей среднего школьного возраста характеризуется большей стабильностью. Костно-связочный аппарат еще довольно гибок, пластичен. Мышцы продолжают расти и укрепляться, поэтому силовые данные детей еще невелики; организм пока не готов к большим физическим напряжениям, к односторонним нагрузкам. Однако в этом возрасте деятельность сердца и сосудов стабилизируется, емкость легких увеличивается. Поэтому в игры включаются непродолжительный бег и прыжки, разнообразные энергичные недолговременные движения руками, ногами, туловищем, что способствует нормальному физическому развитию детей этого возраста. Развивающийся организм испытывает все большую потребность в кислороде. Дыхательная система детей отличается большей развитостью, нежели в младшем школьном возрасте, но дыхание еще недостаточно глубокое. Игры с активными движениями способствуют укреплению дыхательного аппарата. В процессе занятий подвижными играми дети осваивают многие движения, требующие тренировки, сознательного волевого усилия. Игры для 10— 12-летних по времени более продолжительны. Иногда играющие довольно долго находятся в постоянном движении, что способствует развитию выносливости. Дети этого возраста начинают мыслить более критично и отвлеченно, у них развивается способность к абстрактному мышлению, все это позволяет им осваивать более сложные игры с многочисленными правилами. Усиление контроля над эмоциями способствует выработке выдержанности в действиях, дисциплинированности, тактичности по отношению к товарищам по игре. Детям 10—12 лет интересны игры, в которых совместные усилия направлены на достижение единой цели. Их начинают больше привлекать игры, в которых перед каждой командой ставится конкретная задача: общими усилиями добиться превосходства над другой командой, одержать победу в игре. К концу этого возрастного периода детей начинают особенно интересовать игры, позволяющие совершенствовать собственные двигательные действия. Им интересен не только результат, но и сам процесс игры, когда они могут проявить свою ловкость, меткость, выносливость, силу и сообразительность. Игры детей 10—12 лет остаются сюжетными, однако играющих больше интересует символическое воспроизведение знакомых понятий, нежели прямое подражание образам, как было раньше. Сюжетные игры продолжают занимать ведущее место среди других подвижных игр еще и потому, что отвечают живости детского воображения. Однако к концу этого возрастного периода все больший интерес у детей начинают вызывать игры без сюжета.
В IV—VI классах проводятся многие игры, пройденные ранее, но в них включаются более разнообразные движения, усложненные препятствия, и по времени игры становятся более продолжительными по сравнению с играми в начальных классах. К этому возрасту учащиеся имеют опыт игры в коллективе, поэтому уже можно использовать командные игры. Целесообразны игры с быстрыми движениями, прыжками, подлезанием и перелезанием.
Дети этого возраста начинают проявлять интерес к спорту, к спортивным играм, поэтому во многие подвижные игры целесообразно включать элементы, подготавливающие детей к занятиям различными видами спорта.
У учащихся VII-IX классов возрастной период можно охарактеризовать как период роста. Усиленно растет костно-связочный аппарат (особенно длинные трубчатые кости рук и ног), что несколько нарушает координацию движений подростка. Значительно увеличивается жизненная емкость легких. Потребность организма в кислороде велика, но дыхательный аппарат еще недостаточно развит, вследствие этого дыхание у подростков часто бывает поверхностным, в силу чего большое значение приобретают игры с различными энергичными действиями, способствующими выработке более глубокого и
экономичного дыхания. Сердце подростков отличается повышенной возбудимостью, поэтому игры, требующие большой подвижности, могут вызывать у них быстрое учащение сокращений сердечной мышцы и повышение кровяного давления. Работы многих ученых свидетельствуют о том, что сердечно-сосудистая система у детей этого возраста хорошо приспосабливается к упражнениям на скорость и выносливость. Это позволяет использовать подвижные игры с длительным бегом, с сопротивлением и борьбой, игры на выносливость. Необходимо избегать лишь слишком высоких нагрузок, острых перенапряжений и перетренировки, отрицательно сказывающихся на
деятельности сердечнососудистой системы. Если в младших классах подвижные игры не разграничивали на игры преимущественно для мальчиков или для девочек, то теперь в играх мальчиков и девочек появляются некоторые особенности. Девочки-подростки играют почти во все те же игры, что и
мальчики, но в совместных играх они избирают такие роли и действия, которые им интересны, отвечают их потребностям в движении и физическим возможностям. Мальчики имеют некоторые преимущества перед девочками в играх с бегом на скорость, с элементами борьбы (сопротивлений), а также в играх с метанием малых мячей или других предметов в цель и на дальность. Девочек больше привлекают хороводные игры, а игры с ритмичными движениями им лучше удаются. Им полезны игры, укрепляющие организм в целом, требуюшие ловких, точных движений рук, гибких движений всего тела (игры, в которых перебрасывание и ловля мяча сочетаются с перебежками,
подпрыгиваниями). Большое значение для физического развития девочек
приобретают игры с упражнениями для туловища и с элементами равновесия. Учитывая различия в физических возможностях мальчиков и девочек, учитель должен следить, чтобы в командных играх с бегом было равное количество детей обоего пола. Сюжетные игры для подростков уже неприемлемы, основное место занимают игры с характерным соревновательным началом. Подростки с интересом участвуют в соревнованиях по подвижным играм. Их можно проводить в виде эстафет с преодолением полосы препятствий, с борьбой, метанием, прыжками, лазаньем и перелазаньем.
Подвижные игры в старших классах в основном используются для повышения общей физической подготовленности, а также для специальной спортивной подготовки подростков. Следует помнить, что в 15—17-летнем возрасте (X—XI классы) продолжается рост и развитие организма. Процессы
окостенения скелета, нарастания мышечной силы и развития внутренних органов еще не заканчиваются. В деятельности нервной и сердечно-сосудистой систем существует некоторая неуравновешенность, повышенная возбудимость. Выносливость организма юношей и девушек 15—17 лет меньше, нежели у взрослых. У школьников старшего возраста значительно возрастает
способность к абстрактному мышлению и анализу своих действий и действий окружающих. У многих юношей и девушек окончательно формируется интерес к занятиям по преимуществу тем или иным видом спорта, поэтому их привлекают подвижные игры, позволяющие совершенствоваться в выбранном виде спорта. Вполне доступными и интересными для них становятся
усложненные по взаимоотношениям участников подвижные игры, построенные на выполнении приемов и действий, значительных по трудности.
Систематически организуемые подвижные игры при правильном проведении оказывают положительное влияние на динамику физического развития и совершенствование двигательных способностей занимающихся. Принимая во внимание, что в этом возрасте развитие костно- мышечного аппарата еще не закончилось, в играх нельзя допускать длительных односторонних силовых напряжений. Также противопоказаны повышенные нагрузки в играх с бегом и прыжками, перенапряжения, перетренировки, которые могут повредить нервную и сердечно-сосудистую системы юношей и девушек. Однако в
целях повышения общего физического развития и совершенствования двигательных навыков вполне возможно проводить игры с многократно повторяющимися активными действиями участников в течение довольно длительного времени. При этом необходимо учитывать, что физические возможности девушек в игровых действиях, требующих проявления силы, скорости, координации движений и выносливости, меньше, чем у юношей. Подвижные игры типа поединков (с борьбой двух, трех или нескольких играющих за место, время, результат), в которых каждый участник может непосредственно влиять на действия другого, лучше проводить таким образом, чтобы состязались «соперники» одного пола. Однако в таких играх-упражнениях, где необходимо проявить силу, скорость или координацию движений при условиях
попеременного выполнения заданий без непосредственного сближения с «противником», могут принимать участие команды игроков и в смешанном по полу составе. При этом с целью уравнивания шансов на победу до проведения игры желательно установить меньшие по трудности и сложности требования для девушек. Учителю необходимо обращать внимание не только на
численный состав команд, который должен быть примерно одинаков, но и на то, чтобы количество юношей и девушек в каждой команде было примерно равным. В играх для девушек должны быть исключены прыжки, связанные с сильным сотрясением тела, резкие, рывковые движения рук, действия с высокой силовой нагрузкой, особенно на плечевой пояс. Учитывая особые склонности отдельных занимающихся к тем или иным видам спорта, полезно давать им рекомендации по самостоятельному использованию подвижных игр, занятия которыми могут содействовать закреплению и совершенствованию умений и навыков в выбранном виде спорта.
Литература
1. Жук Л. И. Карусель шоу-затей / Л. И. Жук, Минск: Красико-Принт, 2010.
3. Лысова В. Я. и др. Спортивные праздники и развлечения. Сценарии / В. Я. Лысова и др.,М.: АРКТИ, 2000.
4. Петрусинский В. В., Розанова Е. Г. Игры – обучение, тренинг, досуг…/ В. В. Петрусинский, Е. Г. Розанова, М.:Новая школа, 1994.
5. Самоукина Н. В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы / Н. В. Самоукина, М.: Новая школа, 1995.
6. Физиолого-гигиеническое и психофизиологическое сопровождение модернизации образования (эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования) / под ред. М. М. Безруких, В. Д. Сонькина, М.: Изд. Дом «Новый учебник», 2003.
7. Шепелева Т. В. и др. Классные часы. 5-6 классы / Т. В. Шепелева и др., Волгоград: Учитель, 2007.
8. Зациорский В.М. Основная спортивная методология. – М., 1989.
9. ЛисицаА.И. Игры-аттракционы. - Т., 1991
10. Жуков М.Н. Подвижные игры. – М., 2000г
17