СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа предшкольной подготовки «Речецветик»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данной адаптированной типовой программы – развитие личности ребёнка старшего дошкольного возраста, формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе, подготовке его к систематическому обучению.

Просмотр содержимого документа
«Программа предшкольной подготовки «Речецветик»»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1















Программа

предшкольной подготовки


«Речецветик»


(для детей 6 -7 лет)






















Составила: Яппарова Л. З.



Пояснительная записка

Старый, как мир, вопрос: нужно ли учить ребёнка до школы? – давно потерял свою актуальность. Стремительный 21 век внёс свои коррективы и в эту проблему: рост информации, интенсивность обучении, увеличение нагрузки наряду с ухудшением здоровья детей и ростом школьных проблем заставляют искать варианты дошкольной подготовки, которые смогли бы обеспечить ребёнку нормальную адаптацию в школе и хотя бы частичную разгрузку на первых, самых сложных порах обучения.

Обращаясь к проблеме преемственности различных эта­пов образования в рамках средней школы, следует заметить, что наиболее остро она стоит в двух ключевых точках — в момент поступления детей в школу (при переходе малышей из предшкольного звена в школьное) и в период перехода учащихся из начальной школы в среднюю.

Поэтому на первый план выходит новые вопросы: почему проблема готовности ребенка к обучению в школе ста­ла одной из самых обсуждаемых на разном уровне — среди ученых, работников органов управления образованием, учителей, воспи­тателей, широкой общественности? Почему не уменьшаются претензии со стороны учителя в адрес воспитателя детского сада и родителей будущего первоклассника, и наоборот, многих не устраивает школьная жизнь ребенка, впервые переступающего порог школы.

Самым слабым местом школьного образования на сегодняшний момент остается неспособность школы научить школьников самостоятельно учиться, т.е. связаны с игнорированием задачи целенаправленного формирования таких универсальных учебных действий, как коммуникативные, речевые, регулятивные, общепознавательные, логические и др.

Существующий разрыв между дошкольной и школьной системой образования со всей остротой ставит проблему разработки требований к содержанию и результатам предшкольного образования, нацеленного на формирование предметной и психологической готовности ребенка к успешному обучению в школе.

Однако на вопрос, чему и как учить до школы, пока нет чёткого и однозначного ответа, да и вряд ли он возможен. Различия в функциональном и психическом развитии детей, поступающих в школу, столь велики, что наиболее реальными и эффективными могут быть различные программы подготовки к школе.


Актуальность разработки данной программы:

- необходимость совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития, создания условий для достижения успешности всех детей;

- формирование общекультурной и гражданской идентичности детей (уже к концу дошкольного возраста формируются основы мировосприятия ребенка, складывается система представлений о моральных нормах и правилах, обеспечивающих возможности моральной регуляции поведения и построения отношений между людьми);

- разрыв между системой дошкольного и школьного образования и необходимость сохранения единства образовательного пространства, преемственность ступеней образовательной системы (актуальность проблемы обеспечения непрерывности образования в детском возрасте обусловлена возрастанием явлений школьной дезадаптации, обусловленной низкой школьной зрелостью и недостаточной психологической готовностью детей к школьному обучению);

- возрастание требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности, степени ответственности и свободе личностного выбора, самоактуализации (низкий уровень коммуникативной компетентности детей, находящий отражение в увеличении числа детей с высокой социальной и межличностной тревожностью, явлениях преследования и отвержения сверстников в школе и детском саду, росте одиночества, большом числе детей с низким социометрическим статусом, изолированных и отвергаемых в детском коллективе ставит задачу воспитания умения сотрудничать и работать в группе, быть толерантным к разнообразию точек зрения и мнений, уметь слушать и слышать партнера, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему).

При подготовке детей к школьному обучению следует учесть ряд проблем, которые возникают в связи с более ранним образованием:

  • сохранение и укрепление здоровья де­тей;

  • отбор содержания образования детей на ступени предшкольного образования, отказ от дублиро­вания содержания обучения в первом клас­се школы;

  • организация процесса обучения, воспи­тания и развития детей на этапе предшколь­ного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста.

На данный момент, уровень готовности будущих перво­классников к систематическому обуче­нию различен. Это затрудняет адаптацию детей к школе, их успешность в обучении и усложняет работу учителя с такими учащимися.


Цель данной адаптированной типовой программы – развитие личности ребёнка старшего дошкольного возраста, формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе, подготовке его к систематическому обучению.

Задача данной программы включает в себя:

  • формировать различные знания об окружающем мире, стимулировать коммуникативную, познавательную, игровую активность детей в различных видах деятельности;

  • обеспечить эмоциональное благополучие ребёнка, развивать его положительное самоощущение;

  • развивать инициативу, любознательность, способность к творческому самовыражению;

  • развивать компетентность в сфере отношений к миру, людям, к себе, включать детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми);

  • формировать положительное отношение к здоровому образу жизни.

Для выполнения поставленных задач программой предусмотрены следующие виды занятий:

  • занятие-игра;

  • занятие-путешествие;

  • занятие-исследование;

  • занятие-праздник;

  • занятие-спектакль;

  • занятие-конкурс;

  • занятие-экскурсия;

  • занятие-соревнование.

В основу программы положены следующие принципы:

  • учет особенностей и ценнос­тей дошкольного периода развития, акту­альность для ребенка чувственных впечат­лений, знаний, умений, личностная ори­ентированность процесса обучения и воспитания;

  • учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность - ведущую для этого периода развития;

  • сохранение и развитие индивидуаль­ности каждого ребенка;

  • обеспечение необходимого уровня сформированности психических и соци­альных качеств ребенка, основных видов деятельности, готовности к взаимодействию с окружающим миром;

  • обеспечение поступательности в раз­витии ребенка, его готовности к обучению в школе, к принятию новой деятельности; со­здание условий для единого старта детей в первом классе, обеспечение педагогичес­кой помощи детям с отставанием в развитии;

  • развитие эрудиции и индивидуальной культуры восприятия и деятельности ре­бенка.


Примерный учебный план

Продолжительность обучения: 24 недели ( с 05декабря по 21 мая).

Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 занятию.

Длительность занятий: не более 30 мин.



Структура программы

Адаптированная типовая программа определяет те знания и уме­ния, которыми должен овладеть каждый ребенок для успешного интеллектуально­го и социального развития, адаптации к школьному обучению.


«Развитие речи и подготовка к обучению грамоте»

(24часа)

(авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Т.Р.Кислова, О.В.Пронина – пособия «По дороге к Азбуке», «Наши прописи»)


Задачи работы по развитию речи с детьми:

  1. Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря;

  2. Развитие грамматического строя речи;

  3. Развитие умений связной речи с опорой на речевой опыт ребёнка;

  4. Развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи детей;

  5. Обучение звуко-слоговому анализу слов;

  6. Развитие мелкой моторики руки.

Содержание работы.

  1. Лексико-грамматическая работа:

  • Обогащение словарного запаса детей, наблюдение над многозначными словами в речи;

  • Употребление новых слов в собственной речи (конструирование словосочетаний и предложений).

  1. Развитие связной речи:

  • Ответы на вопросы, участие в диалоге;

  • Подробный пересказ текста по зрительной опоре;

  • Составление рассказа-описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок.

  1. Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха:

  • Знакомство с органами артикуляции, способами произнесения звука, его условным обозначением;

  • Знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные;

  • Выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;

  • Выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твёрдых, мягких, звонки, глухих согласных;

  • «Чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.

  1. Обучение звуко-слоговому анализу:

  • Звуковой анализ состава слогов и слов;

  • Дифференциация понятий «звук» и «буква»;

  • Соотнесение звуков и букв.

  1. Работа по развитию мелкой моторики руки (штриховка, обведение по контуру).


Темы занятий.

  1. Игрушки. Дом. Семья. 05.12.2015

  2. Одежда, обувь, головные уборы. 12.12.2015

  3. Животные дикие и домашние (звери и птицы). 19.12.2015

  4. Транспорт наземный, водный, воздушный. 26.12.2015

  5. Город. Театр. Музыкальные инструменты. 09.01.2016

  6. Профессии. 16.01.2016

  7. Лес. Плоды, ягоды и семена. 23.01.2016

  8. Звуки и буквы. Слова. Звуки. 30.01.2016

  9. Гласные звуки. Слоги. Ударение. 06.02.2016

  10. Гласные и согласные звуки. Звук [й]. 13.02.2016

  11. Двойные гласные звуки [йо], [йу]. 20.02.2016

  12. Двойные гласные звуки [йа], [йэ]. 27.02.2016

  13. Согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. 05.03.2016

  14. Звуки [л], [л,].Согласные звуки.

Звуки [м], [м,]. Согласные звуки. Звуки [н], [н,]. 12.03.2016

  1. Согласные звуки. Звуки [р], [р,]..Согласные звуки. 19.03.2016

  2. Звонкие и глухие согласные звуки. Звуки [г], [г,], [к], [к,]. 26.03.2016

  3. Согласные звуки. Звуки [в], [в,], [ф], [ф,]. 02.04.2016

  4. 15. Согласные звуки. Звуки [б], [б,], [п], [п,]. 09.04.2016

  5. Согласные звуки. Звуки [д], [д,], [т], [т,]. 16.04.2016

20. Согласные звуки. Звуки [ч,], [щ,], [ц]. 23.04.2016

Согласные звуки. Звук [х]. Согласные звуки.

21. Свистящие согласные звуки. Звуки [з], [з,], [с], [с,]. 30.04.2016

22.Согласные звуки. Шипящие согласные звуки. Звуки [ж], [ш]. 07.05.2016

23. Гласные и согласные звуки. 14.05.2016

24.Встреча с Азбукой. 21.05.2016



В результате работы дети должны уметь:

  1. Конструировать словосочетания и предложения, в том числе с новыми словами;

  2. Отвечать на вопросы педагога;

  3. Задавать свои вопросы;

  4. Подробно пересказывать текст по зрительной опоре;

  5. Составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;

  6. Выделять звук в начале слова;

  7. Узнавать и называть буквы русского алфавита;

  8. Соединять звуки в слоги.





Литература.

1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.Наши прописи. Пособие для дошкольников. В 2-х ч. - М.: «Баласс», 2000. - Ч. 1-2.

6. Кислова Т.Р.По дороге к Азбуке. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей к частям 1 и 2, 3 и 4 / Под науч. ред. Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. - М.: «Баласс», 1999. (Серия «Свободный ум».) - Ч. 1-4.

7. Курцева З.И.Ты - словечко, я - словечко... Пособие по риторике для дошкольников 5-6 лет / Под ред. Т.А. Ладыженской. - М.: «Баласс», 2000.

8. Курцева З.И.Ты - словечко, я - словечко... Методические рекомендации. - М.: «Баласс», 2000

9. Куревина О.А., Селезнева Г.Е.Путешествие в прекрасное. Пособие для дошкольников. В 3-х ч. - М.: «Баласс», 1999. - Ч. 1-3.