Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1
Программа
предшкольной подготовки
«Речецветик»
(для детей 6 -7 лет)
Составила: Яппарова Л. З.
Пояснительная записка
Старый, как мир, вопрос: нужно ли учить ребёнка до школы? – давно потерял свою актуальность. Стремительный 21 век внёс свои коррективы и в эту проблему: рост информации, интенсивность обучении, увеличение нагрузки наряду с ухудшением здоровья детей и ростом школьных проблем заставляют искать варианты дошкольной подготовки, которые смогли бы обеспечить ребёнку нормальную адаптацию в школе и хотя бы частичную разгрузку на первых, самых сложных порах обучения.
Обращаясь к проблеме преемственности различных этапов образования в рамках средней школы, следует заметить, что наиболее остро она стоит в двух ключевых точках — в момент поступления детей в школу (при переходе малышей из предшкольного звена в школьное) и в период перехода учащихся из начальной школы в среднюю.
Поэтому на первый план выходит новые вопросы: почему проблема готовности ребенка к обучению в школе стала одной из самых обсуждаемых на разном уровне — среди ученых, работников органов управления образованием, учителей, воспитателей, широкой общественности? Почему не уменьшаются претензии со стороны учителя в адрес воспитателя детского сада и родителей будущего первоклассника, и наоборот, многих не устраивает школьная жизнь ребенка, впервые переступающего порог школы.
Самым слабым местом школьного образования на сегодняшний момент остается неспособность школы научить школьников самостоятельно учиться, т.е. связаны с игнорированием задачи целенаправленного формирования таких универсальных учебных действий, как коммуникативные, речевые, регулятивные, общепознавательные, логические и др.
Существующий разрыв между дошкольной и школьной системой образования со всей остротой ставит проблему разработки требований к содержанию и результатам предшкольного образования, нацеленного на формирование предметной и психологической готовности ребенка к успешному обучению в школе.
Однако на вопрос, чему и как учить до школы, пока нет чёткого и однозначного ответа, да и вряд ли он возможен. Различия в функциональном и психическом развитии детей, поступающих в школу, столь велики, что наиболее реальными и эффективными могут быть различные программы подготовки к школе.
Актуальность разработки данной программы:
- необходимость совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития, создания условий для достижения успешности всех детей;
- формирование общекультурной и гражданской идентичности детей (уже к концу дошкольного возраста формируются основы мировосприятия ребенка, складывается система представлений о моральных нормах и правилах, обеспечивающих возможности моральной регуляции поведения и построения отношений между людьми);
- разрыв между системой дошкольного и школьного образования и необходимость сохранения единства образовательного пространства, преемственность ступеней образовательной системы (актуальность проблемы обеспечения непрерывности образования в детском возрасте обусловлена возрастанием явлений школьной дезадаптации, обусловленной низкой школьной зрелостью и недостаточной психологической готовностью детей к школьному обучению);
- возрастание требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности, степени ответственности и свободе личностного выбора, самоактуализации (низкий уровень коммуникативной компетентности детей, находящий отражение в увеличении числа детей с высокой социальной и межличностной тревожностью, явлениях преследования и отвержения сверстников в школе и детском саду, росте одиночества, большом числе детей с низким социометрическим статусом, изолированных и отвергаемых в детском коллективе ставит задачу воспитания умения сотрудничать и работать в группе, быть толерантным к разнообразию точек зрения и мнений, уметь слушать и слышать партнера, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему).
При подготовке детей к школьному обучению следует учесть ряд проблем, которые возникают в связи с более ранним образованием:
сохранение и укрепление здоровья детей;
отбор содержания образования детей на ступени предшкольного образования, отказ от дублирования содержания обучения в первом классе школы;
организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста.
На данный момент, уровень готовности будущих первоклассников к систематическому обучению различен. Это затрудняет адаптацию детей к школе, их успешность в обучении и усложняет работу учителя с такими учащимися.
Цель данной адаптированной типовой программы – развитие личности ребёнка старшего дошкольного возраста, формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе, подготовке его к систематическому обучению.
Задача данной программы включает в себя:
формировать различные знания об окружающем мире, стимулировать коммуникативную, познавательную, игровую активность детей в различных видах деятельности;
обеспечить эмоциональное благополучие ребёнка, развивать его положительное самоощущение;
развивать инициативу, любознательность, способность к творческому самовыражению;
развивать компетентность в сфере отношений к миру, людям, к себе, включать детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми);
формировать положительное отношение к здоровому образу жизни.
Для выполнения поставленных задач программой предусмотрены следующие виды занятий:
занятие-игра;
занятие-путешествие;
занятие-исследование;
занятие-праздник;
занятие-спектакль;
занятие-конкурс;
занятие-экскурсия;
занятие-соревнование.
В основу программы положены следующие принципы:
учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность для ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений, личностная ориентированность процесса обучения и воспитания;
учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность - ведущую для этого периода развития;
сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка;
обеспечение необходимого уровня сформированности психических и социальных качеств ребенка, основных видов деятельности, готовности к взаимодействию с окружающим миром;
обеспечение поступательности в развитии ребенка, его готовности к обучению в школе, к принятию новой деятельности; создание условий для единого старта детей в первом классе, обеспечение педагогической помощи детям с отставанием в развитии;
развитие эрудиции и индивидуальной культуры восприятия и деятельности ребенка.
Примерный учебный план
Продолжительность обучения: 24 недели ( с 05декабря по 21 мая).
Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 занятию.
Длительность занятий: не более 30 мин.
Структура программы
Адаптированная типовая программа определяет те знания и умения, которыми должен овладеть каждый ребенок для успешного интеллектуального и социального развития, адаптации к школьному обучению.
«Развитие речи и подготовка к обучению грамоте»
(24часа)
(авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Т.Р.Кислова, О.В.Пронина – пособия «По дороге к Азбуке», «Наши прописи»)
Задачи работы по развитию речи с детьми:
Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря;
Развитие грамматического строя речи;
Развитие умений связной речи с опорой на речевой опыт ребёнка;
Развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи детей;
Обучение звуко-слоговому анализу слов;
Развитие мелкой моторики руки.
Содержание работы.
Лексико-грамматическая работа:
Обогащение словарного запаса детей, наблюдение над многозначными словами в речи;
Употребление новых слов в собственной речи (конструирование словосочетаний и предложений).
Развитие связной речи:
Ответы на вопросы, участие в диалоге;
Подробный пересказ текста по зрительной опоре;
Составление рассказа-описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок.
Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха:
Знакомство с органами артикуляции, способами произнесения звука, его условным обозначением;
Знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные;
Выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;
Выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твёрдых, мягких, звонки, глухих согласных;
«Чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.
Обучение звуко-слоговому анализу:
Звуковой анализ состава слогов и слов;
Дифференциация понятий «звук» и «буква»;
Соотнесение звуков и букв.
Работа по развитию мелкой моторики руки (штриховка, обведение по контуру).
Темы занятий.
Игрушки. Дом. Семья. 05.12.2015
Одежда, обувь, головные уборы. 12.12.2015
Животные дикие и домашние (звери и птицы). 19.12.2015
Транспорт наземный, водный, воздушный. 26.12.2015
Город. Театр. Музыкальные инструменты. 09.01.2016
Профессии. 16.01.2016
Лес. Плоды, ягоды и семена. 23.01.2016
Звуки и буквы. Слова. Звуки. 30.01.2016
Гласные звуки. Слоги. Ударение. 06.02.2016
Гласные и согласные звуки. Звук [й]. 13.02.2016
Двойные гласные звуки [йо], [йу]. 20.02.2016
Двойные гласные звуки [йа], [йэ]. 27.02.2016
Согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. 05.03.2016
Звуки [л], [л,].Согласные звуки.
Звуки [м], [м,]. Согласные звуки. Звуки [н], [н,]. 12.03.2016
Согласные звуки. Звуки [р], [р,]..Согласные звуки. 19.03.2016
Звонкие и глухие согласные звуки. Звуки [г], [г,], [к], [к,]. 26.03.2016
Согласные звуки. Звуки [в], [в,], [ф], [ф,]. 02.04.2016
15. Согласные звуки. Звуки [б], [б,], [п], [п,]. 09.04.2016
Согласные звуки. Звуки [д], [д,], [т], [т,]. 16.04.2016
20. Согласные звуки. Звуки [ч,], [щ,], [ц]. 23.04.2016
Согласные звуки. Звук [х]. Согласные звуки.
21. Свистящие согласные звуки. Звуки [з], [з,], [с], [с,]. 30.04.2016
22.Согласные звуки. Шипящие согласные звуки. Звуки [ж], [ш]. 07.05.2016
23. Гласные и согласные звуки. 14.05.2016
24.Встреча с Азбукой. 21.05.2016
В результате работы дети должны уметь:
Конструировать словосочетания и предложения, в том числе с новыми словами;
Отвечать на вопросы педагога;
Задавать свои вопросы;
Подробно пересказывать текст по зрительной опоре;
Составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;
Выделять звук в начале слова;
Узнавать и называть буквы русского алфавита;
Соединять звуки в слоги.
Литература.
1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.Наши прописи. Пособие для дошкольников. В 2-х ч. - М.: «Баласс», 2000. - Ч. 1-2.
6. Кислова Т.Р.По дороге к Азбуке. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей к частям 1 и 2, 3 и 4 / Под науч. ред. Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. - М.: «Баласс», 1999. (Серия «Свободный ум».) - Ч. 1-4.
7. Курцева З.И.Ты - словечко, я - словечко... Пособие по риторике для дошкольников 5-6 лет / Под ред. Т.А. Ладыженской. - М.: «Баласс», 2000.
8. Курцева З.И.Ты - словечко, я - словечко... Методические рекомендации. - М.: «Баласс», 2000
9. Куревина О.А., Селезнева Г.Е.Путешествие в прекрасное. Пособие для дошкольников. В 3-х ч. - М.: «Баласс», 1999. - Ч. 1-3.