СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа преемственности

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Программа  преемственности  является  нормативно-управленческим документом и характеризует специфику:

  • содержания  образовательных,  воспитательных,  оздоровительных  мероприятий  с дошкольниками и младшими школьниками; 
  • инновационной  работы  воспитателей,  учителей  начальных  классов  и  специалистов (психологов, логопеда);
  • взаимодействия с родителями и оказания им необходимой консультативной помощи.

Просмотр содержимого документа
«Программа преемственности»

Муницапальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Трудармейская средняя общеобразовательная школа»






ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ

на педагогическом совете директор МБОУ «Трудармейская СОШ»

протокол №_________ ________________О.А. Дроздова

от «____»_________20___г. «______»__________ 2017г








ПРОГРАММА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ

ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ

ФГОС НОО И ФГОС ДО

«ХОЧУ В ШКОЛУ»

Составитель Березовец В.Н.,

старший воспитатель ДО

Прокопьевский район

2017

Содержание

  1. Обоснование Программы............................................................................... 3

II. Целевой раздел............................................................................................... 6

1.1. Пояснительная записка ………………………………..…………………. 6

1.1.1. Цели и задачи Программы …………………………..………………….. 8

1.1.2 .Принципы и подходы к формированию Программы …………………. 9

1.1.3. Значимые для реализации Программы условия ………………………..10

2. Планируемые результаты ………………………………………………. 11

II. Содержательный раздел ……………………………………………………14

2.1. Содержательные компоненты преемственности ……………………….. 14

2.2. Направления реализации Программы…………………………………… 15

2.2.1. Организационно- методическое обеспечение ……………………… 15

2.2.2. Работа с детьми …………………………………………………………. 16

2.2.3. Система взаимодействия педагога с родителями…………………… .. 16

2.3. Формы осуществления преемственности ………………………… ….. 17

III. Организационный раздел ……………………………………………….. 19

3.1. Кадровое и материально- техническое обеспечение Программы… … 19

    1. Нормативно- правовое обеспечение Программы ..................... ……… 21

  1. Литература.................................................................................................... 23

  2. Приложения................................................................................................... 24

 













Обоснование Программы


В 1996 году коллегия Министерства образования Российской Федерации впервые определила преемственность как главное условие непрерывного образования, а идею приоритета личностного развития — как ведущий принцип преемственности на этапах дошкольного и начального общего образования.

Перспективные подходы к развитию преемственности между дошкольным и начальным образованием в настоящее время нашли отражение и в «Концепции содержания непрерывного образования». 

Преемственность между дошкольным и начальным общим образованием рассматривается на уровне целей, задач и принципов отбора содержания непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Ведущей целью преемственности  выступает реализация единой линии

развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного образования, придание педагогическому процессу целостного и последовательного характера.

Концепция провозглашает отказ от диктата начальной ступени школьного образования по отношению к дошкольному, утверждает индивидуализацию и дифференциацию образования, создание такой образовательно-развивающей среды, где каждый ребенок мог бы себя чувствовать комфортно и развиваться в соответствии со своими возрастными особенностями.

Взаимосвязь дошкольного и начального образования, согласно Концепции непрерывного образования, предполагает решение следующих приоритетных задач на ступени детства:

– приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;

– обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного мировосприятия;

– развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;

– стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и другой активности детей в различных видах деятельности;

– развитие компетентности в сфере отношений к миру, людям, себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста);

– формирование готовности к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональной, интеллектуальной, коммуникативной, деловой и пр.);

– развитие желания и умения учиться, формирование готовности к образованию в основном звене школы и самообразованию;

– развитие инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества в разных видах деятельности;

– совершенствование достижений дошкольного развития (на протяжении всего начального образования);

– специальная помощь по развитию несформированных в дошкольном детстве качеств;

– индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.

Эта цель конкретизируется в задачах ступеней образования:

а) на дошкольной ступени:

– обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

– развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;

– формирование элементарных знаний об окружающем мире;

– приобщение детей к ценностям здорового образа жизни; развитие компетентности в различных формах сотрудничества (с взрослыми и детьми разного возраста);

б) на ступени начальной школы:

– совершенствование достижений дошкольного развития;

– формирование готовности к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональной, интеллектуальной, коммуникативной, деловой и др.);

– осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними.

Однако сегодня, в условиях достаточного количества исследовательских и методических работ в области преемственности ДОУ и школы, реализация идеи преемственности дошкольного и начального образования сопровождается рядом проблем.

1. Недостаточная согласованность в действиях различных подсистем образовательно-воспитательной системы. Формирование и развитие образования в каждой подсистеме нередко осуществляется без опоры на предшествующий опыт образования и без учета дальнейших перспектив.

2. Несовершенство существующих систем диагностики при переходе детей с одного образовательного уровня на другой.

3. Неполное соблюдение психологической преемственности различных подсистем образовательно-воспитательной системы

4. Отсутствие единых программ воспитания и обучения.

5. Отсутствие научно обоснованных оснований отбора содержания обучения и организации учебного материала по ступеням.

6. Некоторый разрыв между конечными целями и требованиями обучения па различных этапах образовательного процесса.

7. Необеспеченность учебного процесса в подсистемах преемственного образования учебно-методическими материалами и дидактическими пособиями, несовершенство существующих учебных пособий и др.

8. Недостаточный уровень подготовки педагогических кадров к работе в системе непрерывного образования.





  1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка.

Идея преемственности дошкольного и начального общего образования в Стандартах дошкольного образования рассматривается в связи с понятиями «целевые ориентиры дошкольного образования» (ЦО ДО), в Стандартах начального общего образования - «предпосылки учебной деятельности» (ПУД) и «результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования».

К предпосылкам учебной деятельности относят:

  • сформированность позиции субъекта детских видов деятельности (Б. Г. Ананьев, А. И. Сорокина);

  • овладение детьми общими способами действий, обобщенными учебными умениями, важнейшим из которых является умение выделять в предложенном задании учебную задачу и воспринимать ее как самостоятельную цель деятельности (А. П. Усова);

  • переориентации сознания детей с конечного результата на способы его достижения (Н. Н. Поддьяков);

  • умение работать по инструкции;

  • способность самостоятельно находить способы решения практических и познавательных задач;

  • контроль за способом выполнения своих действий и их оценка (Д. Б. Эльконин);

  • сформированность личностного (мотивационного) компонента деятельности (Л. А. Венгер, А. К. Маркова);

  • произвольность, управляемость поведения.

В науке доказано, что определенный уровень сформированности предпосылок учебной деятельности во многом определяет степень готовности детей к обучению в школе, особенности протекания периода адаптации. Умение учиться в широком смысле (как умение учить себя) входит в базисную человеческую способность к самоизменению, саморазвитию и определяет способность человека «преодолевать собственную ограниченность не только в области конкретных знаний и навыков, но и в любой сфере деятельности и человеческих отношений» [1].

Л. С. Выготский подчеркивал: «Личность развивается в деятельности» [2]. В дошкольном детстве необходимо обеспечить становление ребенка в качестве субъекта доступных ему видов детской деятельности: игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной, самообслуживания и элементарного бытового труда, изобразительной, музыкальной, двигательной. В дальнейшем, уже во время обучения детей в первом классе, под руководством учителя, на основе сформированных в детском саду предпосылок происходит становление ребенка в качестве субъекта учебной деятельности, а также других аспектов готовности к школьному обучению [1].

Программа «Хочу в школу» регламентирует деятельность МБОУ «Трудармейская средняя общеразвивающая школа» в вопросах организации преемственности согласно Федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования и начального общего образования.

Программа преемственности является нормативно-управленческим документом и характеризует специфику:

  • содержания образовательных, воспитательных, оздоровительных мероприятий с дошкольниками и младшими школьниками;

  • инновационной работы воспитателей, учителей начальных классов и специалистов (психологов, логопеда);

  • взаимодействия с родителями и оказания им необходимой консультативной помощи.

Программа может корректироваться в связи с изменениями:

  • нормативно-правовой базы ОУ;

  • образовательного запроса родителей.


1.1.1. Цели и задачи Программы:

Цель: создание комплекса условий, обеспечивающих сотрудничество педагогического коллектива дошкольного отделения и начальной школы на основе согласованности и перспективности компонентов методической системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации обучения и воспитания) с учетом внедрения и реализации ФГОС ДО и ФГОС НООО ; реализация единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства.

Задачи:

  • Установить единство стремлений и взглядов на воспитательный процесс между дошкольными группами, семьей и школой.

  • Выработать общие цели задачи для достижения намеченных результатов.

  • Совершенствовать формы организации и методы обучения как в дошкольных группах, так и в начальной школе.

  • Совершенствовать образовательное содержания в дошкольных группах и начальной школе.

  • Совершенствовать содержание работы по приоритетному направлению дошкольных групп и школы.

  • Формировать фундаментальные предпосылки к учебной деятельности (дошкольное звено) и навыков «умения учиться» (начальное общее образование).

  • Создать условия для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей.

  • Способствовать достижению равных стартовых возможностей для детей с ОВЗ.

  • Осуществлять всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей.

  • Оказывать родителям психологическую помощь в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу.

  • Формировать в семьях позитивное отношение к активной общественной и социальной деятельности детей.

  • Повышать социальный статус ОУ.

      1. Принципы и подходы к формированию Программы

Программа построена на следующих принципах

  • Принцип интеграции содержания дошкольного и начального школьного образования.

  • Принцип гуманизации, означающий личностно-ориентированных подход к детям дошкольного и младшего школьного возраста на основе передовых идей психолого-педагогической науки.

  • Принцип системности, означающий проектирование непрерывного процесса по реализации программы.

  • Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного и младшего школьного возраста, основанного на специфике этапов развития и личностных характеристик воспитанников.

  • Принцип преемственности дошкольной ступени образования и начальной школы, позволяющий дошкольникам безболезненно переходить от одной возрастной ступени к другой, изменяя ведущий вид деятельности игру на учение.



      1. Значимые для реализации Программы условия

Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей дошкольных групп и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности.

На дошкольной

ступени

На ступени

начальной школы

Общие условия

- личностно-

ориентированное

взаимодействие

взрослых с детьми;

- формирование

предпосылок учебной

деятельности как

важнейшего фактора

развития ребенка;

- построение

образовательного

процесса с

использованием

адекватных возрасту

форм работы с

детьми, опора на игру

при формировании

учебной

деятельности;

- сохранение

самоценности и

самоидентичности

дошкольного

возраста.

Опора на личный

уровень достижений

дошкольного детства;

- направленность

процесса обучения на

формирование умения

учиться как

важнейшего

достижения этого

возрастного периода

развития;

- сбалансированность

репродуктивной

(воспроизводящей

готовый образец) и

исследовательской,

творческой

деятельности,

коллективных и

индивидуальных

форм активности.

- признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития

обучающихся;

- создание преемственной предметно-развивающей образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному,

эстетическому развитию ребенка и

сохранению его индивидуальности;

- учёт индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения

видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания, и путей их достижения;

- воспитательно-образовательный процесс должен быть подчинен становлению личности ребенка: развитию его компетентности,

инициативности, амостоятельности,

ответственности свободы и безопасности поведения, самосознания и самооценки;

- создание основы для самостоятельного успешного усвоения обучающимися,

воспитанниками новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности;

- разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого

потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной

деятельности;

- осуществление индивидуальной работы в случаях опережающего или более низкого темпа развития ребёнка;

- доброжелательный деловой контакт между педагогическими коллективами образовательных учреждений.


  1. Планируемые результаты.


1)    Обеспечение оптимального перехода ребенка – субъекта образования - от дошкольной ступени к ступени начального общего образования:

  • доступность качественных услуг общего образования для детей

старшего дошкольного возраста, выравнивание их стартовых возможностей при переходе в начальную школу;

  • благоприятные условия для успешного перехода на следующую

образовательную ступень — начальную школу в части преемственности образовательных программ (подведение выпускника дошкольных групп к целевым ориентирам, определенными в ФГОС ДО, его готовность к первоначальному включению в жизнь общества, единство требований, предъявляемых к первокласснику ФГОС НОО).

  • уменьшение периода адаптации первоклассников к условиям

обучения в школе;

  • возможности для развития неповторимой индивидуальности

каждого ребенка, проявления каждым ребенком творческих способностей в разных видах деятельности.

  • стабильный интерес детей к процессу обучения.

  • формирование позиции успешного первоклассника.


2)    Осуществление профессиональных взаимосвязей между воспитателями и учителями начальной школы, обеспечивающих:

  • внедрение эффективной системы управления качеством

образования;

  • создание условий для успешной профессиональной

самореализации, проявления и развития творческого потенциала, в том числе в рамках предшкольного образования детей;

  • понимание взаимосвязи ФГОС ДО и ФГОС НОО;

  • создание возможностей для постоянного повышения уровня

психолого-педагогических знаний и умений, взаимообмена ими с коллегами.


3)    Максимальное удовлетворение социального заказа, в частности запросов родителей в качественной подготовке ребенка к начальному общему образованию:

  • повышение интереса к деятельности МБОУ «трудармейская средняя

общеобразовательная школа»

  • укрепление партнерских отношений с педагогами на этапе перехода

ребенка на новую ступень развития – школьную;

  • обеспечение свободного доступа к информации, возможности

повышения компетентности в вопросах развития и воспитания детей с использованием информационной среды учреждения;

  • предоставление родительской общественности возможности

принимать активное, заинтересованное в государственно-общественном управлении учреждением.









Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования - предпосылки к формированию УУД

УУД

Целевые ориентиры



Коммуникативные


- ребёнок способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

- достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания



Регулятивные

- ребенок умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

- может контролировать свои движения и управлять ими;

- способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.

Познавательные

- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре;

- владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации;

- хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, складываются предпосылки грамотности;

- проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.

- обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики и т.п.

Личностные

- ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности

- обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;

- способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

-способен к принятию собственных решений

II . Содержательный раздел

2.1. Содержательные компоненты преемственности

Основные содержательные линии непрерывного образования детей от 5 до 8 лет в рамках программы преемственности:

  • Психологические новообразования данного периода: рефлексия как осознание себя и своей деятельности; произвольность; воображение; познавательная активность; понимание и оперирование знаково-символическими системами (в частности, моделирование, графическая деятельность, понимание графического языка)

  • Социальное развитие: осознание социальных прав и обязанностей; взаимодействие с окружающим миром.

  • Деятельное развитие: овладение деятельностью, прежде всего ведущей; формирование творческого характера деятельности.

  • Готовность к дальнейшему образованию, изучению учебных предметов.

Обращая внимание на содержательные стороны ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования, убедимся в наличии преемственности между образовательными областями на уровне дошкольного и начального общего образования. Пять образовательных областей, обозначенных в ФГОС дошкольного образования, имеют прямую проекцию на предметы основной образовательной программы начального общего образования.


Социально- коммуникативное развитие


Обществознание и естествознание (окружающий мир). Основы духовно- нравственной культуры народов Росси

Познавательное развитие


Математика и информатика, филология, технология

Речевое развитие


Филология («русский язык», «Литературное чтение», «Иностранный язык»)

Художественно- эстетическое развитие


Искусство («Изобразительное искусство», «Музыка»)

Физическое развитие


Физическая культура


    1. Направления реализации Программы преемственности



Направления реализации программы











Работа с детьми дошкольного отделения и начальной школы

Работа с родителями

Организационно-методическое обеспечение





Сотрудничество в социуме



      1. Организационно-методическое обеспечение включает:

  • Установление делового сотрудничества между воспитателями и учителями начальных классов.

  • Взаимное ознакомление учителей и воспитателей с задачами образовательно-воспитательной работы с детьми дошкольного и начального школьного возраста.

  • Совместные заседания МО, семинары, круглые столы по вопросам преемственности, эффективности работы учителей и воспитателей дошкольных групп в инновационной работе.

  • Взаимопосещения занятий в подготовительной к школе группе и уроков в начальной школе (с последующим анализом).

  • Изучение опыта использования вариативных форм, методов и приёмов работы в практике учителей и воспитателей.


Данное направление имеет несколько аспектов:

Информационно – просветительский: предполагает взаимное ознакомление учителей и воспитателей с задачами образовательно–воспитательной работы. Изучение ФГОС ДО И ФГОС НОО, программ обучения детей в рамках совместных педсоветов, семинаров, круглых столов. обсуждение «стыковки программ».

Методический: предполагает взаимное ознакомление с методами и формами осуществления учебно-воспитательной работы (взаимное посещение педагогами уроков в школе и непосредственной образовательной деятельности детей в дошкольных группах с последующем обсуждением).

Практический: выражается с одной стороны в предварительном знакомстве учителей со своими будущими учениками, а с другой стороны в курировании воспитателей своих бывших воспитанников в процессе обучения в начальных классах.

      1. Работа с детьми включает:

  • Организацию адаптационных занятий с детьми подготовительной к школе группы в рамках школы будущего первоклассника

  • Совместную работу педагогов по отслеживанию развития детей, определению «школьной зрелости».

  • Совместное проведение экскурсий, праздников, спортивных мероприятий, проектов.

  • Психолого-педагогическая поддержка одаренности детей.

  • Коррекционно-развивающую работу с детьми с ОНР, с целью обеспечения равных стартовых возможностей на пороге школы, и дальнейшая коррекция нарушений.


      1. Система взаимодействия педагога и родителей включает:

  • Педагогическое просвещение родителей.

  • Проведение дней открытых дверей.

  • Консультативная педагогическая помощь.

  • Привлечение родителей к организации детских праздников, спортивных соревнований.

  • Проведение совместных проектов, мастер-классов.

  • Оформление портфолио дошкольника и школьника.


    1. Формы осуществления преемственности.


Механизм осуществления преемственности, его составные части функционируют с помощью определенных форм и методов, реализуемых в процессе специально организованной деятельности администрации, педагогов и специалистов дошкольных групп, учителей начальных классов и специалистов школы по созданию условий для эффективного и безболезненного перехода детей в начальную школу.

Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными, и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений

Направленность

Формы осуществления преемственности


Работа с детьми (дошкольниками)

- экскурсии в школу;

- посещение школьного музея, библиотеки;

- знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;

- участие в  совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности;

- выставки рисунков и поделок;

- встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы);

- совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;

- участие в театрализованной деятельности;

- участие в кружковой работе;

- коррекционно-развивающие занятия с психологом и логопедом в дошкольной ОО;

-

Взаимодействие педагогов

- совместные педагогические советы;

- семинары, мастер-классы;

- круглые столы педагогов дошкольного отделения и  учителей начальных классов школы;

- психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;

- проведение диагностики по определению готовности детей к школе;

- показы непосредственно образовательной деятельности в дошкольной ОО и открытых уроков в школе;

- педагогические и психологические наблюдения.


Сотрудничество с родителями

- совместные родительские собрания с педагогами, специалистами дошкольной ОО и учителями школы;

- круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;

- родительские конференции, вечера вопросов и ответов;

- консультации с педагогами, специалистами дошкольных групп и школы;

- встречи родителей с будущими учителями;

- дни открытых дверей;

- творческие мастерские;

- анкетирование, тестирование родителей для изучения их удовлетворенности работой дошкольного отделения по оказанию образовательных услуг, подготовки детей к школьному обучению;

- визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.)


Сотрудничество в социуме


- экскурсии;

- встречи и беседы с интересными людьми;

- совместные праздники, выступления;

- участие в театрализованной деятельности;

- участие в кружковой работе;

- творческие мастерские




Совершенствование форм организации, методов обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста позволяет

  • максимально обеспечить двигательную активность детей на занятиях и уроках физкультуры, прогулках, в свободной деятельности.

  • использовать многообразие форм обучения урочного и внеурочного типа, включая специфические виды деятельности на интегративной основе, выход за пределы группы, работа в малых и больших группах и подгруппах.

  • использовать с детьми дошкольного возраста цикличность и проектную организацию содержания обучения, создающие условия для использования самими детьми имеющегося у них опыта;

  • поддерживать развивающую предметно- пространственную среду как в дошкольном отделении, так и в начальной школе, функционально моделирующую содержание детской деятельности;

  • в работе с детьми дошкольного возраста более широко использовать современные методы, активизирующие мышление, воображение, поисковую деятельность;

  • более широко использовать игровые приемы, создавать эмоционально значимые ситуации, условия для самостоятельной практической деятельности;

  • в процессе общения ребенок – взрослый, ребенок- ребенок обучать ребенка- дошкольника диалогическому общению обеспечить ему возможность ориентироваться на партнера-сверстника, взаимодействовать с ним, признавать право ребенка на инициативное высказывания и аргументированное отстаивание своих предложений, право на ошибку.


III. Организационный раздел

3.1. Кадровое и материально- техническое обеспечение Программы

1. Кадры


Наличие в штате опытных специалистов (заместитель директора по дошкольному образованию, заместитель директора по начальному общему образованию, старший воспитатель, руководитель МО, воспитатели, учителя начальной школы, педагоги-психологи, учитель-логопед.).


2.Материальная база

Наличие нескольких зданий: школа, дошкольные отделения.

Кабинеты дошкольного отделение: методический, педагога- психолога, учителя – логопеда оснащены средствами ИКТ, оборудованием и материалами для оказания методической помощи педагогам, коррекционной помощи детям, консультативной – родителям.

3.Развивающая предметно- пространственная среда

В дошкольных группах:

  • В групповых организованы центры развития

согласно образовательной программы

В школе:

  • В классах – кабинетах для детей мл.

школьного возраста предусмотрена игровая зона, обеспечивающая активность детей по интересам в свободное время


4. Здоровьесберегающая среда:

  • Соблюдение рационального режима дня,

построенного с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их физической и умственной работоспособности, что способствует регулярной смене разных видов деятельности, дисциплинирует детей, повышает их работоспособность, способствует нормальному физическому и психическому здоровью.

  • Обеспечение благоприятной гигиенической

обстановки и условий для преобладания положительных эмоций у детей в ежедневном распорядке дня. При оптимизации санитарно-гигиенических условий отмечается улучшение состояния здоровья воспитанников. В ОУ поддерживается соответствующий требованиям СанПиНа воздушно-тепловой режим, искусственное и естественное освещение, рационально используется детская мебель, режим воспитательно-образовательного процесса. Соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов обеспечивает безопасное экологическое пространство дошкольников.

  • Лечебно-профилактические мероприятия,

проводимые в ОУ, включают в себя проведение коррекционных упражнений в комплексах утренней гимнастики, гимнастики пробуждения и физкультурных занятий с детьми всех возрастных групп.

  • Оптимальный двигательный режим, основанный на

рациональном соотношении разных видов двигательной деятельности, который включает всю динамическую деятельность детей как организованную, так и самостоятельную.

  • Включение ребенка с ОВЗ (ОНР) в систему

коррекционных мероприятий позволяет выровнять их речевое развитие; скорректировать психоэмоциональную сферу.


5. Социум

  • Трудармейский развлекательный комплекс

(зоны для оздоровления и отдыха детей)

  • ДЮСШ

  • Ледовый дворец «Маяк»

  • Трудармейский дом детского творчества

  • Библиотека



    1. Нормативно- правовое обеспечение Программы


1.Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ):

Статья 11. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты

преемственность основных образовательных программ;

Статья 63. Общее образование

Образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования являются преемственными.

Статья 64. Дошкольное образование

Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.

Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. №1155) (далее – ФГОС ДО);

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от « 6 » октября 2009 г. № 373 )

4.Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено).

5.Методическое письмо Министерства Образования РФ №35-М от 25.03 1994 «Об организации преемственности в программах дошкольного и начального общего образования».

6.Письмо министерства Образования РФ № 237/23-16 от 09.08.2000 «О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы













Литература:

1. Астапов В. М. Определение готовности детей к обучению в школе. – М., 1991.

2. Бабаева Т. И. У школьного порога. – М., 1993.

3. Безруких М. М. Ступеньки к школе. – М., 2001.

4. Болотина Л. Р., Микляева Н. В. Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школы. – М., 2006.

5. Венгер Л. А. Как дошкольник становится школьником.// Дошкольное воспитание. – 1995 - №8.

6. Детский сад и школа будущего: основы сотрудничества и партнёрства./ Под ред. Н. В. Микляевой. – М., 2011.

7. Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников./ Под ред. Е. П. Арнаутовой. – М., 2006.

8. Технологии непрерывного образования в детском саду и школе./ Под ред. Н. В. Микляевой. – М., 2011.

9. Черникова Т. В. Школа и детский сад: лицом друг к другу (организация образовательной среды для выпускников детского сада).// Управление ДОУ. – 2005 - №4.



















Приложение

      1. Совместный план по реализации преемственности
        (направление: ДОУ – начальная школа)




п/п

Мероприятие

Цель

Ответственные

Форма подведения

Сентябрь

1.

Оформление стендов в ДО и ОУ «Для вас, родители будущих первоклассников»

Информирование родителей о подготовке ребенка к школе

Воспитатели подг. группы, учителя нач. кл.

Информационные стенды

2.

Праздник “1 сентября – День Знаний”.

Создать для будущего выпускника ДО мотивацию для обучения в школе.

 

Воспитатели подг. гр.

Посещение торжественной линейки в школе воспитанниками подг.группы

3.

Размещение рекомендаций для родителей будущих первоклассников на сайте (в течение года)

Информирование родителей о подготовке ребенка к школе

Педагог –психолог ДО

Информация на сайте

4.

Дни методического взаимодействия ДО – начальная школа по теме: «Первые дни ребенка в школе: адаптационный период» 

Выявление уровня адаптации воспитанников  в школе. Знакомство педагогов с системно-деятельностным подходом в обучении первоклассников (в рамках внедрения ФГОС)

 Учителя начальных классов

Открытые уроки в первых классах для педагогов ДО

5.

Ознакомительные экскурсии воспитанников подготовительной группы в школу
(в течение года)

Знакомство со школой

Воспитатели подг. группы

Воспитатели

6.

«Острова профессии»


Знакомство с профессиями

Библиотекарь

Библиотечные уроки

7.

Открытый показ образовательной деятельности в подготовительной к школе группе (в течение года)

Подготовка детей к школьному обучению

Воспитатели подг. группы

Групповые и индивидуальные занятия

8

Выступление на родительских собраниях

Знакомство родителей будущих первоклассников с системой подготовки детей к школе


Педагог- психолог, учителя нач. кл.

Рекомендации

9

Коррекционная работа в старших группах.

(в течение года)


Коррекция ОНР детей. Индивидуальные консультации для родителей.

Учитель –логопед




Групповые и индивидуальные занятия



10

Психологическое сопровождение процесса подготовки детей ст. возраста к систематическому школьному обучению

(в течение года)

Индивидуальная работа педагога –психолога по выявлению проблем и выстраиванию работы по их разрешению

Педагог -психолог

Групповые и индивидуальные занятия

Октябрь

11

Взаимопосещения педагогов ДО и нач. кл. (в течение года)

Преемственность в работе

Старший воспитатель ДО, зам. дир по УВР НОО

Обмен информацией о воспитанниках, поступающих в ОУ, сбор информации о успеваемости бывших воспитанниках д/с, ознакомление с методами и формами работы

12

Работа Школы будущего первоклассника

1.Создание условий для личностного развития ребенка.

2. Обеспечение успешной адаптации к обучению в школе, желания учиться и развиваться

Зам. дир. по УВР НОО

Занятия

Ноябрь

13

Семинар-практикум «Формирование УУД у дошкольников»

Знакомство с опытом работы по формированию УУД у детей подготовительной группы

Старший воспитатель, воспитатели подг. группы

Обмен опытом

Январь

14.

Круглый стол «Основные принципы преемственности в организации образовательной деятельности»


Выработать педагогами ДО и школы общее понимание и требования к готовности ребенка к школе.

Ст. воспитатель, зам. дир. по УВР НОО


Общие понимания и требования готовности ребенка к школе

Февраль

15..

День открытых дверей для родителей будущих первоклассников в ДО

Знакомство родителей будущих первоклассников с системой образования в ДО

Зам. дир. по ДО, ст. восп.

Рекомендации

Апрель- май

16

Мониторинг освоения программы

Выявление уровня готовности выпускников ДО к школьному обучению

Старший воспитатель, воспитатели подг. гр.

Справка по результатам мониторинга, рекомендации для воспитателей и педагогов, родителей

17

Проведение тестирования по определению школьной зрелости при поступлении в школу. Мониторинг готовности выпускников ДО к школьному обучению

Выявить уровень школьной зрелости у воспитанников подготовительной группы.

Наметить пути формирования развития школьнозначимых функций для тех воспитанников подготовительной группы, у которых низкий и пониженный уровень школьной зрелости.

Выявить воспитанников подготовительной группы со средним и повышенным уровнем школьной зрелости и наметить пути его повышения и поддержания уровня школьной мотивации.

Педагог-психолог ДО, ст. воспитатель, мед работник




Аналитическая справка

18.

Круглый стол “Вопросы преемственности ДОУ и школы

Составить примерный план совместной работы школы и д/с на будущий учебный год.

Подвести итоги совместной работы школы и д/с по решению проблемы преемственности.

Ст. воспитатель, зам. дир. по УВР НОО



19.

Утверждение плана работы на новый учебный год

Организация работы по преемственности между ДО и ОУ

Руководитель ОУ

План работы





















18