Муницапальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Трудармейская средняя общеобразовательная школа»
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
на педагогическом совете директор МБОУ «Трудармейская СОШ»
протокол №_________ ________________О.А. Дроздова
от «____»_________20___г. «______»__________ 2017г
ПРОГРАММА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ
ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ
ФГОС НОО И ФГОС ДО
«ХОЧУ В ШКОЛУ»
Составитель Березовец В.Н.,
старший воспитатель ДО
Прокопьевский район
2017
Содержание
Обоснование Программы............................................................................... 3
II. Целевой раздел............................................................................................... 6
1.1. Пояснительная записка ………………………………..…………………. 6
1.1.1. Цели и задачи Программы …………………………..………………….. 8
1.1.2 .Принципы и подходы к формированию Программы …………………. 9
1.1.3. Значимые для реализации Программы условия ………………………..10
2. Планируемые результаты ………………………………………………. 11
II. Содержательный раздел ……………………………………………………14
2.1. Содержательные компоненты преемственности ……………………….. 14
2.2. Направления реализации Программы…………………………………… 15
2.2.1. Организационно- методическое обеспечение ……………………… 15
2.2.2. Работа с детьми …………………………………………………………. 16
2.2.3. Система взаимодействия педагога с родителями…………………… .. 16
2.3. Формы осуществления преемственности ………………………… ….. 17
III. Организационный раздел ……………………………………………….. 19
3.1. Кадровое и материально- техническое обеспечение Программы… … 19
Нормативно- правовое обеспечение Программы ..................... ……… 21
Литература.................................................................................................... 23
Приложения................................................................................................... 24
Обоснование Программы
В 1996 году коллегия Министерства образования Российской Федерации впервые определила преемственность как главное условие непрерывного образования, а идею приоритета личностного развития — как ведущий принцип преемственности на этапах дошкольного и начального общего образования.
Перспективные подходы к развитию преемственности между дошкольным и начальным образованием в настоящее время нашли отражение и в «Концепции содержания непрерывного образования».
Преемственность между дошкольным и начальным общим образованием рассматривается на уровне целей, задач и принципов отбора содержания непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Ведущей целью преемственности выступает реализация единой линии
развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного образования, придание педагогическому процессу целостного и последовательного характера.
Концепция провозглашает отказ от диктата начальной ступени школьного образования по отношению к дошкольному, утверждает индивидуализацию и дифференциацию образования, создание такой образовательно-развивающей среды, где каждый ребенок мог бы себя чувствовать комфортно и развиваться в соответствии со своими возрастными особенностями.
Взаимосвязь дошкольного и начального образования, согласно Концепции непрерывного образования, предполагает решение следующих приоритетных задач на ступени детства:
– приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
– обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного мировосприятия;
– развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
– стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и другой активности детей в различных видах деятельности;
– развитие компетентности в сфере отношений к миру, людям, себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста);
– формирование готовности к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональной, интеллектуальной, коммуникативной, деловой и пр.);
– развитие желания и умения учиться, формирование готовности к образованию в основном звене школы и самообразованию;
– развитие инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества в разных видах деятельности;
– совершенствование достижений дошкольного развития (на протяжении всего начального образования);
– специальная помощь по развитию несформированных в дошкольном детстве качеств;
– индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.
Эта цель конкретизируется в задачах ступеней образования:
а) на дошкольной ступени:
– обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
– развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
– формирование элементарных знаний об окружающем мире;
– приобщение детей к ценностям здорового образа жизни; развитие компетентности в различных формах сотрудничества (с взрослыми и детьми разного возраста);
б) на ступени начальной школы:
– совершенствование достижений дошкольного развития;
– формирование готовности к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональной, интеллектуальной, коммуникативной, деловой и др.);
– осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними.
Однако сегодня, в условиях достаточного количества исследовательских и методических работ в области преемственности ДОУ и школы, реализация идеи преемственности дошкольного и начального образования сопровождается рядом проблем.
1. Недостаточная согласованность в действиях различных подсистем образовательно-воспитательной системы. Формирование и развитие образования в каждой подсистеме нередко осуществляется без опоры на предшествующий опыт образования и без учета дальнейших перспектив.
2. Несовершенство существующих систем диагностики при переходе детей с одного образовательного уровня на другой.
3. Неполное соблюдение психологической преемственности различных подсистем образовательно-воспитательной системы
4. Отсутствие единых программ воспитания и обучения.
5. Отсутствие научно обоснованных оснований отбора содержания обучения и организации учебного материала по ступеням.
6. Некоторый разрыв между конечными целями и требованиями обучения па различных этапах образовательного процесса.
7. Необеспеченность учебного процесса в подсистемах преемственного образования учебно-методическими материалами и дидактическими пособиями, несовершенство существующих учебных пособий и др.
8. Недостаточный уровень подготовки педагогических кадров к работе в системе непрерывного образования.
Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка.
Идея преемственности дошкольного и начального общего образования в Стандартах дошкольного образования рассматривается в связи с понятиями «целевые ориентиры дошкольного образования» (ЦО ДО), в Стандартах начального общего образования - «предпосылки учебной деятельности» (ПУД) и «результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования».
К предпосылкам учебной деятельности относят:
сформированность позиции субъекта детских видов деятельности (Б. Г. Ананьев, А. И. Сорокина);
овладение детьми общими способами действий, обобщенными учебными умениями, важнейшим из которых является умение выделять в предложенном задании учебную задачу и воспринимать ее как самостоятельную цель деятельности (А. П. Усова);
переориентации сознания детей с конечного результата на способы его достижения (Н. Н. Поддьяков);
умение работать по инструкции;
способность самостоятельно находить способы решения практических и познавательных задач;
контроль за способом выполнения своих действий и их оценка (Д. Б. Эльконин);
сформированность личностного (мотивационного) компонента деятельности (Л. А. Венгер, А. К. Маркова);
произвольность, управляемость поведения.
В науке доказано, что определенный уровень сформированности предпосылок учебной деятельности во многом определяет степень готовности детей к обучению в школе, особенности протекания периода адаптации. Умение учиться в широком смысле (как умение учить себя) входит в базисную человеческую способность к самоизменению, саморазвитию и определяет способность человека «преодолевать собственную ограниченность не только в области конкретных знаний и навыков, но и в любой сфере деятельности и человеческих отношений» [1].
Л. С. Выготский подчеркивал: «Личность развивается в деятельности» [2]. В дошкольном детстве необходимо обеспечить становление ребенка в качестве субъекта доступных ему видов детской деятельности: игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной, самообслуживания и элементарного бытового труда, изобразительной, музыкальной, двигательной. В дальнейшем, уже во время обучения детей в первом классе, под руководством учителя, на основе сформированных в детском саду предпосылок происходит становление ребенка в качестве субъекта учебной деятельности, а также других аспектов готовности к школьному обучению [1].
Программа «Хочу в школу» регламентирует деятельность МБОУ «Трудармейская средняя общеразвивающая школа» в вопросах организации преемственности согласно Федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования и начального общего образования.
Программа преемственности является нормативно-управленческим документом и характеризует специфику:
содержания образовательных, воспитательных, оздоровительных мероприятий с дошкольниками и младшими школьниками;
инновационной работы воспитателей, учителей начальных классов и специалистов (психологов, логопеда);
взаимодействия с родителями и оказания им необходимой консультативной помощи.
Программа может корректироваться в связи с изменениями:
1.1.1. Цели и задачи Программы:
Цель: создание комплекса условий, обеспечивающих сотрудничество педагогического коллектива дошкольного отделения и начальной школы на основе согласованности и перспективности компонентов методической системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации обучения и воспитания) с учетом внедрения и реализации ФГОС ДО и ФГОС НООО ; реализация единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства.
Задачи:
Установить единство стремлений и взглядов на воспитательный процесс между дошкольными группами, семьей и школой.
Выработать общие цели задачи для достижения намеченных результатов.
Совершенствовать формы организации и методы обучения как в дошкольных группах, так и в начальной школе.
Совершенствовать образовательное содержания в дошкольных группах и начальной школе.
Совершенствовать содержание работы по приоритетному направлению дошкольных групп и школы.
Формировать фундаментальные предпосылки к учебной деятельности (дошкольное звено) и навыков «умения учиться» (начальное общее образование).
Создать условия для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей.
Способствовать достижению равных стартовых возможностей для детей с ОВЗ.
Осуществлять всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей.
Оказывать родителям психологическую помощь в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу.
Формировать в семьях позитивное отношение к активной общественной и социальной деятельности детей.
Повышать социальный статус ОУ.
Принципы и подходы к формированию Программы
Программа построена на следующих принципах
Принцип интеграции содержания дошкольного и начального школьного образования.
Принцип гуманизации, означающий личностно-ориентированных подход к детям дошкольного и младшего школьного возраста на основе передовых идей психолого-педагогической науки.
Принцип системности, означающий проектирование непрерывного процесса по реализации программы.
Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного и младшего школьного возраста, основанного на специфике этапов развития и личностных характеристик воспитанников.
Принцип преемственности дошкольной ступени образования и начальной школы, позволяющий дошкольникам безболезненно переходить от одной возрастной ступени к другой, изменяя ведущий вид деятельности игру на учение.
Значимые для реализации Программы условия
Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей дошкольных групп и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности.
На дошкольной ступени | На ступени начальной школы | Общие условия |
- личностно- ориентированное взаимодействие взрослых с детьми; - формирование предпосылок учебной деятельности как важнейшего фактора развития ребенка; - построение образовательного процесса с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми, опора на игру при формировании учебной деятельности; - сохранение самоценности и самоидентичности дошкольного возраста. | Опора на личный уровень достижений дошкольного детства; - направленность процесса обучения на формирование умения учиться как важнейшего достижения этого возрастного периода развития; - сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, коллективных и индивидуальных форм активности. | - признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся; - создание преемственной предметно-развивающей образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности; - учёт индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания, и путей их достижения; - воспитательно-образовательный процесс должен быть подчинен становлению личности ребенка: развитию его компетентности, инициативности, амостоятельности, ответственности свободы и безопасности поведения, самосознания и самооценки; - создание основы для самостоятельного успешного усвоения обучающимися, воспитанниками новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности; - разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности; - осуществление индивидуальной работы в случаях опережающего или более низкого темпа развития ребёнка; - доброжелательный деловой контакт между педагогическими коллективами образовательных учреждений. |
Планируемые результаты.
1) Обеспечение оптимального перехода ребенка – субъекта образования - от дошкольной ступени к ступени начального общего образования:
старшего дошкольного возраста, выравнивание их стартовых возможностей при переходе в начальную школу;
образовательную ступень — начальную школу в части преемственности образовательных программ (подведение выпускника дошкольных групп к целевым ориентирам, определенными в ФГОС ДО, его готовность к первоначальному включению в жизнь общества, единство требований, предъявляемых к первокласснику ФГОС НОО).
обучения в школе;
каждого ребенка, проявления каждым ребенком творческих способностей в разных видах деятельности.
2) Осуществление профессиональных взаимосвязей между воспитателями и учителями начальной школы, обеспечивающих:
образования;
самореализации, проявления и развития творческого потенциала, в том числе в рамках предшкольного образования детей;
психолого-педагогических знаний и умений, взаимообмена ими с коллегами.
3) Максимальное удовлетворение социального заказа, в частности запросов родителей в качественной подготовке ребенка к начальному общему образованию:
общеобразовательная школа»
ребенка на новую ступень развития – школьную;
повышения компетентности в вопросах развития и воспитания детей с использованием информационной среды учреждения;
принимать активное, заинтересованное в государственно-общественном управлении учреждением.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования - предпосылки к формированию УУД
УУД | Целевые ориентиры |
Коммуникативные | - ребёнок способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; - активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; - достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания |
Регулятивные | - ребенок умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; - может контролировать свои движения и управлять ими; - способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены. |
Познавательные | - ребенок овладевает основными культурными способами деятельности; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; - обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; - владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; - хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, складываются предпосылки грамотности; - проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. - обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики и т.п. |
Личностные | - ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; - способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; -способен к принятию собственных решений |
II . Содержательный раздел
2.1. Содержательные компоненты преемственности
Основные содержательные линии непрерывного образования детей от 5 до 8 лет в рамках программы преемственности:
Психологические новообразования данного периода: рефлексия как осознание себя и своей деятельности; произвольность; воображение; познавательная активность; понимание и оперирование знаково-символическими системами (в частности, моделирование, графическая деятельность, понимание графического языка)
Социальное развитие: осознание социальных прав и обязанностей; взаимодействие с окружающим миром.
Деятельное развитие: овладение деятельностью, прежде всего ведущей; формирование творческого характера деятельности.
Готовность к дальнейшему образованию, изучению учебных предметов.
Обращая внимание на содержательные стороны ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования, убедимся в наличии преемственности между образовательными областями на уровне дошкольного и начального общего образования. Пять образовательных областей, обозначенных в ФГОС дошкольного образования, имеют прямую проекцию на предметы основной образовательной программы начального общего образования.
Социально- коммуникативное развитие |  | Обществознание и естествознание (окружающий мир). Основы духовно- нравственной культуры народов Росси |
Познавательное развитие |  | Математика и информатика, филология, технология |
Речевое развитие |  | Филология («русский язык», «Литературное чтение», «Иностранный язык») |
Художественно- эстетическое развитие |  | Искусство («Изобразительное искусство», «Музыка») |
Физическое развитие |  | Физическая культура |
Направления реализации Программы преемственности
Направления реализации программы
Работа с детьми дошкольного отделения и начальной школы
Работа с родителями
Организационно-методическое обеспечение
Сотрудничество в социуме
Организационно-методическое обеспечение включает:
Установление делового сотрудничества между воспитателями и учителями начальных классов.
Взаимное ознакомление учителей и воспитателей с задачами образовательно-воспитательной работы с детьми дошкольного и начального школьного возраста.
Совместные заседания МО, семинары, круглые столы по вопросам преемственности, эффективности работы учителей и воспитателей дошкольных групп в инновационной работе.
Взаимопосещения занятий в подготовительной к школе группе и уроков в начальной школе (с последующим анализом).
Изучение опыта использования вариативных форм, методов и приёмов работы в практике учителей и воспитателей.
Данное направление имеет несколько аспектов:
Информационно – просветительский: предполагает взаимное ознакомление учителей и воспитателей с задачами образовательно–воспитательной работы. Изучение ФГОС ДО И ФГОС НОО, программ обучения детей в рамках совместных педсоветов, семинаров, круглых столов. обсуждение «стыковки программ».
Методический: предполагает взаимное ознакомление с методами и формами осуществления учебно-воспитательной работы (взаимное посещение педагогами уроков в школе и непосредственной образовательной деятельности детей в дошкольных группах с последующем обсуждением).
Практический: выражается с одной стороны в предварительном знакомстве учителей со своими будущими учениками, а с другой стороны в курировании воспитателей своих бывших воспитанников в процессе обучения в начальных классах.
Работа с детьми включает:
Организацию адаптационных занятий с детьми подготовительной к школе группы в рамках школы будущего первоклассника
Совместную работу педагогов по отслеживанию развития детей, определению «школьной зрелости».
Совместное проведение экскурсий, праздников, спортивных мероприятий, проектов.
Психолого-педагогическая поддержка одаренности детей.
Коррекционно-развивающую работу с детьми с ОНР, с целью обеспечения равных стартовых возможностей на пороге школы, и дальнейшая коррекция нарушений.
Система взаимодействия педагога и родителей включает:
Педагогическое просвещение родителей.
Проведение дней открытых дверей.
Консультативная педагогическая помощь.
Привлечение родителей к организации детских праздников, спортивных соревнований.
Проведение совместных проектов, мастер-классов.
Оформление портфолио дошкольника и школьника.
Формы осуществления преемственности.
Механизм осуществления преемственности, его составные части функционируют с помощью определенных форм и методов, реализуемых в процессе специально организованной деятельности администрации, педагогов и специалистов дошкольных групп, учителей начальных классов и специалистов школы по созданию условий для эффективного и безболезненного перехода детей в начальную школу.
Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными, и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений
Направленность | Формы осуществления преемственности |
Работа с детьми (дошкольниками) | - экскурсии в школу; - посещение школьного музея, библиотеки; - знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы; - участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности; - выставки рисунков и поделок; - встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы); - совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников; - участие в театрализованной деятельности; - участие в кружковой работе; - коррекционно-развивающие занятия с психологом и логопедом в дошкольной ОО; - |
Взаимодействие педагогов | - совместные педагогические советы; - семинары, мастер-классы; - круглые столы педагогов дошкольного отделения и учителей начальных классов школы; - психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей; - проведение диагностики по определению готовности детей к школе; - показы непосредственно образовательной деятельности в дошкольной ОО и открытых уроков в школе; - педагогические и психологические наблюдения. |
Сотрудничество с родителями | - совместные родительские собрания с педагогами, специалистами дошкольной ОО и учителями школы; - круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»; - родительские конференции, вечера вопросов и ответов; - консультации с педагогами, специалистами дошкольных групп и школы; - встречи родителей с будущими учителями; - дни открытых дверей; - творческие мастерские; - анкетирование, тестирование родителей для изучения их удовлетворенности работой дошкольного отделения по оказанию образовательных услуг, подготовки детей к школьному обучению; - визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.) |
Сотрудничество в социуме | - экскурсии; - встречи и беседы с интересными людьми; - совместные праздники, выступления; - участие в театрализованной деятельности; - участие в кружковой работе; - творческие мастерские |
Совершенствование форм организации, методов обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста позволяет
максимально обеспечить двигательную активность детей на занятиях и уроках физкультуры, прогулках, в свободной деятельности.
использовать многообразие форм обучения урочного и внеурочного типа, включая специфические виды деятельности на интегративной основе, выход за пределы группы, работа в малых и больших группах и подгруппах.
использовать с детьми дошкольного возраста цикличность и проектную организацию содержания обучения, создающие условия для использования самими детьми имеющегося у них опыта;
поддерживать развивающую предметно- пространственную среду как в дошкольном отделении, так и в начальной школе, функционально моделирующую содержание детской деятельности;
в работе с детьми дошкольного возраста более широко использовать современные методы, активизирующие мышление, воображение, поисковую деятельность;
более широко использовать игровые приемы, создавать эмоционально значимые ситуации, условия для самостоятельной практической деятельности;
в процессе общения ребенок – взрослый, ребенок- ребенок обучать ребенка- дошкольника диалогическому общению обеспечить ему возможность ориентироваться на партнера-сверстника, взаимодействовать с ним, признавать право ребенка на инициативное высказывания и аргументированное отстаивание своих предложений, право на ошибку.
III. Организационный раздел
3.1. Кадровое и материально- техническое обеспечение Программы
1. Кадры | Наличие в штате опытных специалистов (заместитель директора по дошкольному образованию, заместитель директора по начальному общему образованию, старший воспитатель, руководитель МО, воспитатели, учителя начальной школы, педагоги-психологи, учитель-логопед.). |
2.Материальная база | Наличие нескольких зданий: школа, дошкольные отделения. Кабинеты дошкольного отделение: методический, педагога- психолога, учителя – логопеда оснащены средствами ИКТ, оборудованием и материалами для оказания методической помощи педагогам, коррекционной помощи детям, консультативной – родителям. |
3.Развивающая предметно- пространственная среда | В дошкольных группах: согласно образовательной программы В школе: школьного возраста предусмотрена игровая зона, обеспечивающая активность детей по интересам в свободное время |
4. Здоровьесберегающая среда: | построенного с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их физической и умственной работоспособности, что способствует регулярной смене разных видов деятельности, дисциплинирует детей, повышает их работоспособность, способствует нормальному физическому и психическому здоровью. обстановки и условий для преобладания положительных эмоций у детей в ежедневном распорядке дня. При оптимизации санитарно-гигиенических условий отмечается улучшение состояния здоровья воспитанников. В ОУ поддерживается соответствующий требованиям СанПиНа воздушно-тепловой режим, искусственное и естественное освещение, рационально используется детская мебель, режим воспитательно-образовательного процесса. Соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов обеспечивает безопасное экологическое пространство дошкольников. проводимые в ОУ, включают в себя проведение коррекционных упражнений в комплексах утренней гимнастики, гимнастики пробуждения и физкультурных занятий с детьми всех возрастных групп. рациональном соотношении разных видов двигательной деятельности, который включает всю динамическую деятельность детей как организованную, так и самостоятельную. коррекционных мероприятий позволяет выровнять их речевое развитие; скорректировать психоэмоциональную сферу. |
5. Социум | (зоны для оздоровления и отдыха детей) |
Нормативно- правовое обеспечение Программы
1.Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ):
Статья 11. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты
преемственность основных образовательных программ;
Статья 63. Общее образование
Образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования являются преемственными.
Статья 64. Дошкольное образование
Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.
Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. №1155) (далее – ФГОС ДО);
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от « 6 » октября 2009 г. № 373 )
4.Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено).
5.Методическое письмо Министерства Образования РФ №35-М от 25.03 1994 «Об организации преемственности в программах дошкольного и начального общего образования».
6.Письмо министерства Образования РФ № 237/23-16 от 09.08.2000 «О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы
Литература:
1. Астапов В. М. Определение готовности детей к обучению в школе. – М., 1991.
2. Бабаева Т. И. У школьного порога. – М., 1993.
3. Безруких М. М. Ступеньки к школе. – М., 2001.
4. Болотина Л. Р., Микляева Н. В. Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школы. – М., 2006.
5. Венгер Л. А. Как дошкольник становится школьником.// Дошкольное воспитание. – 1995 - №8.
6. Детский сад и школа будущего: основы сотрудничества и партнёрства./ Под ред. Н. В. Микляевой. – М., 2011.
7. Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников./ Под ред. Е. П. Арнаутовой. – М., 2006.
8. Технологии непрерывного образования в детском саду и школе./ Под ред. Н. В. Микляевой. – М., 2011.
9. Черникова Т. В. Школа и детский сад: лицом друг к другу (организация образовательной среды для выпускников детского сада).// Управление ДОУ. – 2005 - №4.
Приложение
- Совместный план по реализации преемственности
(направление: ДОУ – начальная школа)
№ п/п | Мероприятие | Цель | Ответственные | Форма подведения |
Сентябрь |
1. | Оформление стендов в ДО и ОУ «Для вас, родители будущих первоклассников» | Информирование родителей о подготовке ребенка к школе | Воспитатели подг. группы, учителя нач. кл. | Информационные стенды |
2. | Праздник “1 сентября – День Знаний”. | Создать для будущего выпускника ДО мотивацию для обучения в школе. | Воспитатели подг. гр. | Посещение торжественной линейки в школе воспитанниками подг.группы |
3. | Размещение рекомендаций для родителей будущих первоклассников на сайте (в течение года) | Информирование родителей о подготовке ребенка к школе | Педагог –психолог ДО | Информация на сайте |
4. | Дни методического взаимодействия ДО – начальная школа по теме: «Первые дни ребенка в школе: адаптационный период» | Выявление уровня адаптации воспитанников в школе. Знакомство педагогов с системно-деятельностным подходом в обучении первоклассников (в рамках внедрения ФГОС) | Учителя начальных классов | Открытые уроки в первых классах для педагогов ДО |
5. | Ознакомительные экскурсии воспитанников подготовительной группы в школу (в течение года) | Знакомство со школой | Воспитатели подг. группы | Воспитатели |
6. | «Острова профессии» | Знакомство с профессиями | Библиотекарь | Библиотечные уроки |
7. | Открытый показ образовательной деятельности в подготовительной к школе группе (в течение года) | Подготовка детей к школьному обучению | Воспитатели подг. группы | Групповые и индивидуальные занятия |
8 | Выступление на родительских собраниях | Знакомство родителей будущих первоклассников с системой подготовки детей к школе | Педагог- психолог, учителя нач. кл. | Рекомендации |
9 | Коррекционная работа в старших группах. (в течение года) | Коррекция ОНР детей. Индивидуальные консультации для родителей. | Учитель –логопед | Групповые и индивидуальные занятия |
10 | Психологическое сопровождение процесса подготовки детей ст. возраста к систематическому школьному обучению (в течение года) | Индивидуальная работа педагога –психолога по выявлению проблем и выстраиванию работы по их разрешению | Педагог -психолог | Групповые и индивидуальные занятия |
Октябрь |
11 | Взаимопосещения педагогов ДО и нач. кл. (в течение года) | Преемственность в работе | Старший воспитатель ДО, зам. дир по УВР НОО | Обмен информацией о воспитанниках, поступающих в ОУ, сбор информации о успеваемости бывших воспитанниках д/с, ознакомление с методами и формами работы |
12 | Работа Школы будущего первоклассника | 1.Создание условий для личностного развития ребенка. 2. Обеспечение успешной адаптации к обучению в школе, желания учиться и развиваться | Зам. дир. по УВР НОО | Занятия |
Ноябрь |
13 | Семинар-практикум «Формирование УУД у дошкольников» | Знакомство с опытом работы по формированию УУД у детей подготовительной группы | Старший воспитатель, воспитатели подг. группы | Обмен опытом |
Январь |
14. | Круглый стол «Основные принципы преемственности в организации образовательной деятельности» | Выработать педагогами ДО и школы общее понимание и требования к готовности ребенка к школе. | Ст. воспитатель, зам. дир. по УВР НОО | Общие понимания и требования готовности ребенка к школе |
Февраль |
15.. | День открытых дверей для родителей будущих первоклассников в ДО | Знакомство родителей будущих первоклассников с системой образования в ДО | Зам. дир. по ДО, ст. восп. | Рекомендации |
Апрель- май |
16 | Мониторинг освоения программы | Выявление уровня готовности выпускников ДО к школьному обучению | Старший воспитатель, воспитатели подг. гр. | Справка по результатам мониторинга, рекомендации для воспитателей и педагогов, родителей |
17 | Проведение тестирования по определению школьной зрелости при поступлении в школу. Мониторинг готовности выпускников ДО к школьному обучению | Выявить уровень школьной зрелости у воспитанников подготовительной группы. Наметить пути формирования развития школьнозначимых функций для тех воспитанников подготовительной группы, у которых низкий и пониженный уровень школьной зрелости. Выявить воспитанников подготовительной группы со средним и повышенным уровнем школьной зрелости и наметить пути его повышения и поддержания уровня школьной мотивации. | Педагог-психолог ДО, ст. воспитатель, мед работник | Аналитическая справка |
18. | Круглый стол “Вопросы преемственности ДОУ и школы | Составить примерный план совместной работы школы и д/с на будущий учебный год. Подвести итоги совместной работы школы и д/с по решению проблемы преемственности. | Ст. воспитатель, зам. дир. по УВР НОО | |
19. | Утверждение плана работы на новый учебный год | Организация работы по преемственности между ДО и ОУ | Руководитель ОУ | План работы |
18